Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Череповец OnLine

  Все выпуски  

Череповец OnLine


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Рассылка 'Череповец OnLine'

Паломничество в Ферапонтово

 

С 19 августа по 21 сентября Ферапонтов монастырь, в котором располагается Музей фресок Дионисия, будет отмечать 500-летний юбилей уникальных храмовых росписей. Музейщики надеются, что праздник своим вниманием почтят губернатор и патриарх. В организационной суматохе виновникам торжества будет не до прессы. Поэтому «К» отправил своего «паломника» в монастырь накануне торжеств.

  Пешком от Череповца до Ферапонтово путь неблизкий. Поэтому в путешествие я поехал на горном велосипеде. До деревни Каргач, что на противоположном берегу от Гориц, «паломника» подкинул на «легковушке» редакционный водитель дядя Саша. После бани с чудо-печкой, которая за полчаса кипятит десять ведер воды и дает такой жар, что из парилки выскакиваешь в реку, после хлебосольного ужина с жареной на молоке пшеничной и рисовой кашей и тоболками (пирожками из пресного теста со свежей черникой) провожатый перевез меня на другой берег залива.   По дороге к Горицкому монастырю, в котором недавно подвизались новенькие молодые послушницы, я увидел заброшенный барский дом.

«Это Вашингтон, -пояснил дядя Саша, управляя стареньким «Вихрем» на корме «Казанки». -Местные его еще «Белым домом» называют. До революции в нем барин жил, в конце 80-х ЛТП для алкашей размещался, теперь вот бесхозный стоит…»

  Неискоренима в народе тяга к лучшей жизни. Помните лозунг «Побьем Америку по яйцам»? (куриным, конечно.) Наверное, оттого по дороге из Череповца в Вологду стоит указатель «д. Флорида», а в Горицах есть свой «Вашингтон».
  Распрощавшись на пристани с радушным хозяином, я только-только нажал на педали, как был остановлен радостным окликом на Крестах: «Пан Ленкевич-Янковский приехал. Здорово, корреспондент!». Кресты – это перекресток в Горицах, где зимой и летом толкутся местные мужики. Во весь рот мне улыбался Толик Филимонов, прозванный в округе Львом Толстым за удивительное сходство с историческим персонажем. Толик представлялся заезжим туристам потомком графа, ходил босиком и с бородой, продавал цветы и подносил вещи. В общем, эксплуатировал свой образ, пока жена не сбрила со спящего Толика «инструмент» его заработков. Бедолаге помогла наша газета.

«Имидж утраченный подняла», -признался Толик. Репортаж о Горицах и его обитателях со своим портретом безбородый «Лев Толстой» продал туристу с корабля, а капитан подарил моему знакомому поношенные, но фирменные ботинки.
«Слышь, корреспондент, дай на пиво, а я тебе историю про пингвинчиков рассажу», -заглядывая в самую душу, загадочно молвил завсегдатай Крестов. И не дожидаясь, пока я вытащу из кошелька два «червонца», начал:
-Несколько лет тому назад, немножко выпивши, шел я домой. У нас автобус есть брошенный – можно по нужде в любой момент сходить. Зашел я туда и вспомнил, что просил меня один приятель к трактору стекло заднее достать. Как бывший тракторист, прикинул я, что по размеру автобусное стекло подойдет. Снял резиночку, взял стеколышко и пошел к человеку. Примеряли – маловато, чуть-чуть не подошло, но специалисту наставить можно. Дал добрый человек двадцать рублей за труды, разжился я чекушечкой, половинкой черного, пачкой «Примы» и сахарным песочком. На второй день не помню, как попал на суточки. Сижу в КПЗ. Как назло, с нового колхозного трактора сняли заднее стекло. Выходит, попался я за кражу. Участковый посылает откупаться. Пошел я к другу обратно за стеклом. Выкупил за ту же двадцатку. Пока добирался обратно через реку, три раза в полыньи проваливался, но стекло не разбил, донес.

 

  Участковый, бывший партиец, говорит: «Не верю!» Впаяли два года условно с отсрочкой. А где мне такие условия выдержать?! Я только три раза в ЛТП в Великом Устюге лежал. В общем, сорвался, накуролесил и светит мне колония строгого режима в Устюжне. Жду этапа, и вдруг -гуманный акт (перережимка). Везут на общий режим с «новыми русскими». Они первый раз попали. Мне их жалко. У каждого судьбу пытаю.
Один парниша разговорился, спрашивает: «Дед, у вас большой стаж. Награды есть?» Как мудрый человек, решил я с ним пошутить. «Никого, -отвечаю, - не убивал, а работа у меня – чисто флотская романтика. Атомоход «Ленин» знаешь? А «Арктику»? Так вот, однажды бичевали мы с друзьями в Москве, видим объявление -великолепная шабашка. Нужно ехать в экспедицию. Комиссия быстро произошла: три прививки, в баню, по стакану спирта -и покатили. Большой океанский катер, раза в три повыше, чем тюремный барак. Подходим к айсбергу, высаживаемся. Ложимся в специальные шкафчики железные и прямо с борта на лед. Парашют раскрылся, бум – приземлился. В шкафчике –кнопка, нажал -специальный конверт вылезает. Задание: убить пять пингвинов и ощипать. Под рукой уже электрическая дубинка на батарейках.

  Пингвины людей не видели, подбежали к нам, окружили. Миллион их – старые и молодые. Жалко стало, но задание есть задание. Током я их уложил, щипаю и пух в специальные мешочки складываю. Куда пух этот девали, мне сказали в конторе, когда выдавали денежки. Валютой я тогда не брал: куда ее в деревне-то девать?! Оказывается, пингвиний пух в Кремль на подушки да перины для Ельцина заготовляли. После этой шабашки дали мне пенсию в 50 тысяч рублей».   Поверил мне парень и адрес попросил, чтобы устроиться, когда из тюрьмы выйдет.

  Вспоминая пингвинчиков, смеялся я всю дорогу. Лента асфальтового покрытия с горы Мауры шла под уклон до самого Кириллова. Да и от Кирилло-Белозерского монастыря до Ферапонтово спусков было больше, чем подъемов. За время поездки прошел дождь и выглянуло солнце. Выехав из Кириллова мокрым насквозь, в Ферапонтово я въехал уже сухим. На монастырское подворье вошел вразвалку – походкой кавалериста. Итальянское спортивное седло без амортизаторов вспоминалось на каждом шагу. Не успел я толком осмотреться, как столкнулся с директором, Серебряковой Мариной Сергеевной.
  Милая дама слегка поиронизировала насчет моего внешнего вида, но, узнав обстоятельства «паломничества», прониклась уважением. Все портальные росписи храма были закрыты реставраторами. Снимать фрески пятивековой давности пришлось в перерывах между наплывами туристов. В день сюда приезжает до 300 человек. Только за час, что мы разговаривали с Мариной Сергеевной на скамеечке, было продано 52 билета.
  Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря сформировался в XV-XVII веках. Основал обитель монах Ферапонт, сопровождавший Кирилла Белозерского в странствии по северному краю. В отличие от монастыря на берегу Сиверского озера, крепостные стены на берегу озера Бородавского не связаны с легендами. Место будущей Кирилло-Белозерской обители якобы указал сам Кирилл, стоя на камне на горе Маура. В подтверждение тому местные краеведы охотно демонстрируют туристам огромный валун с углублением посередине – якобы следом ноги святого.
  Музейщики из Ферапонтово этому не верят, так как история с булыжником не описана в житие Кирилла. А байки народ придумывает до сих пор. Так, один мужичок, сшибавший денежку у продуктового магазина, поведал мне, что Ферапонтов и Горицкий монастыри якобы связывает подземный ход. Выходит, московским метростроевцам у вологодских монахов учиться надо.
  Также в исторических источниках не сказано (а значит, никто не знает достоверно), каким образом Дионисий появился в Ферапонтово. Самая распространенная версия основывается на летописных упоминаниях. В 1481 году умер владыка Ростовский Вассиан. Его преемником стал архиепископ Иосаф. В бытность свою этот отпрыск из рода князей Оболенских постригся в монахи Ферапонтова монастыря. Вассиан приглашал Дионисия расписывать собор. Возможно, тогда Иосаф и познакомился с мастером, а позднее пригласил его в Ферапонтово. Тогда монастырь был одним из центров духовной жизни русского Севера. Здесь некоторое время жил основатель Волоколамского монастыря. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Ферапонтово появился его друг и духовный наставник Дионисий.

  Иконописец расписал главный храм монастыря – собор Рождества Богородицы. Площадь наружных и внутренних росписей составляет около 600 квадратных метров. Авторство фресок заверено памятной надписью над северной дверью храма.
  Начиная с 1981 года столичные реставраторы исследуют эти росписи и находят их в отличном состоянии. В частности, специалисты из ГНИИ реставрации и мастерских Грабаря занимаются только очисткой и укреплением фресок. За эту работу группа реставраторов и музейных работников получила Государственную премию в 1992 году. Марина Сергеевна до сих пор вспоминает прием по этому поводу в Кремле и знакомство с президентом Ельциным. Реставраторы опровергают еще одну красивую легенду о том, что пигмент (краситель) для темперных (на основе яичного желтка и растительного масла) красок Дионисий получил, растерев цветные камушки, найденные им на берегу Бородавского озера. Так это или иначе, но фрески Дионисия –самая древняя роспись человека, не измененная впоследствии. Наверное, поэтому в 1918 году здесь был основан филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

  Сам Ферапонтов монастырь был упразднен в 1798 году. В начале прошлого века здесь открылся женский монастырь, который просуществовал до 1924 года. В 1992 году, когда отмечалось 600-летие Спасо-Прилуцкого монастыря, в Ферапонтово приезжал Алексий II. Тогда же Вячеслав Позгалев подарил музею многотомный словарь Брокгауза и Ефрона. В преддверии очередного юбилея администрация области выделила необходимые средства для приведения в порядок кровли зданий и установки системы отопления и электроосвещения монастыря. Музейщики мечтают, что лет через 30 у них появится специальная климатическая установка для поддержания необходимой температуры и влажности. А пока, чтобы сохранить уникальные настенные росписи, сотрудники музея вынуждены проветривать или протапливать храм.

  Чтобы архитектурный ансамбль монастырских построек заиграл во всей красе, церкви Мартиниана нужно избавиться от строительных лесов. Посетители музея ждут этого с нетерпением. А пока в Ферапонтово творятся современные «чудеса». Так, в 1997 году, стоя у иконы Николая Чудотворца, один из посетителей спросил: «Это Богородица?» Марина Сергеевна списывает этот казус на атеистическое воспитание. Истинные чудеса происходили здесь в XVI-XVII веках: страждущих исцеляли мощи преподобного Мартиниана. По вере нашей да воздастся нам…

  На обратной дороге из святых мест я любовался красотами ландшафта. Недаром столичные киношники облюбовали этот уголок. Здесь снимались такие фильмы, как «Достояние республики», «Крестьянский сын» и «Любовь грешная». А перед тем, как перебраться на противоположную сторону залива Шексны, пришлось побывать на «сельском» празднике – Дне Военно-Морского Флота. Справлял его начальник пристани Горицы ОАО «Череповецкий порт» Параничев Лев Генрихович в компании военного медика, прослужившего долгое время на подводной лодке. Выпив по бокальчику пива, мы разговорились. Выяснилось, что Лев Генрихович – обладатель уникальной коллекции записей Аллы Пугачевой и редких фотографий певицы. В собрании сельского меломана –около 400 песен примадонны. Причем некоторые из них даже не вошли в известную антологию Пугачевой, составленную из личных архивов.

  Увлечение творчеством Аллы Борисовны началось с просмотра телепередачи о третьем Всесоюзном (тогда еще) конкурсе артистов эстрады. Начинающая Пугачева пела «Посидим, поокаем». Потом дебютантка выстрелила хитами «Все могут короли», «Арлекино» и стала народной любимицей. Самая большая утрата в жизни горицкого поклонника – срыв поездки на концерт исполнительницы в Череповец, когда за выступление в «Алмазе» город подарил Алле Борисовне «жигуленка». Самый большой подвиг во имя своих пристрастий Лев Генрихович совершил в армии. Был проездом в Москве, узнал адрес, приехал к дому звезды, постоял немного и…уехал обратно. Самое большое разочарование – письмо с двумя авторскими песнями, оставшееся без ответа. Предпочитая обожать кумира в одиночку, Лев Генрихович никогда не вписывался в фан-клубы Пугачевой. Тихий поклонник признался: «Я люблю ее. Мне нравится, как она поет, выглядит и ведет себя в обществе. Мне этого достаточно. Если бы она оказалась рядом, то я ни за что не подошел бы к ней и не признался. Потому что звездам докучает слишком много поклонников…»

  Впрочем, свою преданность примадонне 35-летний начальник пристани доказывает весьма оригинальным образом. Лет десять назад он искупался в проруби 15 апреля, в день рождения звезды. Теперь моржует регулярно, несмотря на то, что прорубей в деревне мало. Очевидцев-односельчан этот поступок шокирует. Бывало, у баб, полощущих белье в полынье, из рук вываливалась кичига (палка, которой полощут).
Алексей ЛЕНКЕВИЧ.
Фото автора.

«ВАШИНГТОН И ПИНГВИНЫ» Ферапонтов
монастырь


«Лев Толстой» -Толик Филимонов
«Вашингтон» (или «Белый дом») в Горицах

А.Ленкевич
Приглашаем на нашу страницу http://kyrier.km.ru 

Подпишитесь на наши рассылки!

Рассылки Subscribe.Ru
Череповец - Политическая жизнь
Череповец - Крупный бизнес и экономика
Череповец - малый и средний бизнес
Череповец - Культура и Искусство
Череповец - Информационные и компьютерные технологии
Череповец - Интернет
Череповец - Жизнь молодежи
Череповец - Жизнь среднего класса
Череповец - Спорт
Череповец - Отдых и досуг
Череповец - Вокруг права
Череповец - Средства Массовой Информции

 

MAFIA's Top100 become number one

MAFIA's Top100 SpyLOG

Для предложений пишите сюда - vil@tchercom.ru

"Курьер OnLine" 2000-2001

Перепечатка - только с разрешения редакции и ссылкой на данную страницу


RLE Banner Network RLE Banner Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное