Ожидание на перроне...
Тревожное и радостное предвкушение встречи.
И приезжающие, приближаясь к родному городу,
нетерпеливо поглядывают то на часы, то в
окна вагона. К сожалению, в последнее время
многие поезда приходят в Череповец с
большим опозданием...
31 июля. 5.30 утра. Город
практически безлюден. Лишь у
железнодорожного вокзала заметно
оживление. В 5.55 по расписанию должен
прибыть поезд № 688 Санкт-Петербург - Вологда.
Народ заполняет перрон, поглядывая в
сторону прибытия состава. Но спокойный
голос из громкоговорителя объявляет, что
состав задерживается на 2 часа 20 минут.
Мужчина средних лет зло сплевывает на
асфальт и, кроя МПС последними словами,
закуривает сигарету. Остальные реагируют
не менее бурно. Некоторые разъезжаются и
расходятся по домам, но большая часть
встречающих перемещается в зал ожидания и,
сонно глядя по сторонам, ворчит в адрес МПС.
К разговорам присоединяюсь и
я. Основная мысль возмущенных череповчан
проста - прежде чем повышать цены на билеты,
нужно расписание соблюдать. 6.30. Мы уже
несколько раз прослушали сообщения о
задержке поезда. Интересно, что голос из
динамика даже не считает нужным извиниться
за причиненные неудобства. Всем тоскливо.
Кто-то идет играть в компьютерные игры,
другие пьют кофе, пиво, водку... 7.30. На вокзал
стягиваются встречающие поезд № 125 Москва -
Череповец, прибывающий в 7.45. Но и их ожидает
маленький сюрприз: поезд задерживается на
час. Владельцы сотовых телефонов звонят
куда-то, рассаживаются по машинам и уезжают.
Прочие присоединяются к долготерпцам в
зале ожидания.
Но он почти заполнен, и мест
всем не хватает. Многие перемещаются в
вестибюль и начинают обстоятельное
изучение огромной люстры, другие же просто
слоняются по перрону. 7.50. Начинается дождь.
В помещении вокзала тьма-тьмущая народу.
Дышать трудно.
Буфет пользуется
популярностью. Правда, жареная курица по 170
рублей за кило никого не прельщает. Более
доступны бутерброды "пряные". Меня
поразил "пряный с сыром" за три рубля с
копейками, основная его пряность состояла
из жалкой веточки петрушки. 8.15. Обещанный
поезд Санкт-Петербург - Вологда так и не
появился. Начальник вокзала сообщает мне,
что состав прибудет в 8.40. 8.45. Дождь к этому
времени закончился. Но 688-й поезд так и не
появился. Зато прибыл московский. Народ
выходит из него сердитый, на мои вопросы
отвечать не желает. С криками "опаздываю
на работу" многие бегом кидаются к
стоянке такси и уезжают не торгуясь.
Счастливые водители увозят их вдаль...
Безденежные пассажиры
более разговорчивы. Они говорят, что было
много стоянок между Москвой и Ярославлем,
поэтому и опоздали. Но, несмотря на
раздражение, каламбурить народ еще не
разучился. Основное ругательство в адрес
железнодорожников - гады ползучие.
9.00. С задержкой на 3 часа 5
минут появляется поезд Санкт-Петербург -
Вологда. Недовольные пассажиры выходят из
вагонов и, вместо того чтобы предаться
радости встречи с родственниками,
последними словами кроют МПС и лишь после
этого, сбросив нервное напряжение,
приступают к лобзаниям. Мне удалось
встретить всего лишь одного
интеллигентного человека, да и тот оказался
женщиной. Она сказала, что недовольна
работой железнодорожников, но выражает
надежду, что они исправятся.
Прислушивавшийся к нашему
разговору мужчина скорчил недовольную мину,
но этим и ограничился. Я потом видел его
разговаривающим со знакомым на остановке,
но процитировать их не решусь. Речь была
хотя и очень занимательной, но весьма
нецензурной.
Однако пора предоставить
слово и самим железнодорожникам. О причинах
опозданий поездов говорит начальник
вокзала Николай Горбунов:
- Опоздания поездов начались
весной, и этому есть три причины. Во-первых,
в этом году вышел приказ МПС о том, чтобы
пропускать грузовые поезда без задержек.
Существующие пути на станциях рассчитаны
на грузовые составы количеством до 70
вагонов. А приходят составы числом до 120
вагонов и длиной до двух километров. Если
такой поезд остановится на станции
Череповец, то его голова будет в Ясной
поляне, а хвост - возле института
радиоэлектроники. Такие составы приходится
пропускать без задержек. Во-вторых, с
введением скоростной магистрали Санкт-Петербург
- Москва все грузовые поезда, следовавшие в
этом направлении, пущены в обход через
Череповец. В-третьих, летом проводится
плановый ремонт путей, и это тоже вызывает
задержки.
По словам Николая Сергеевича,
в июле ежедневно опаздывало в среднем около
десяти поездов. Наиболее часто приходит с
опозданием поезд Санкт-Петербург - Вологда.
На втором месте поезд Санкт-Петербург -
Архангельск. На третьем - Адлер - Череповец.
Рекорд опоздания установил 24 июля поезд
Санкт-Петербург - Челябинск - 4 часа 8 минут.
На втором месте, с отрывом в три минуты,
поезд Санкт-Петербург - Акмола, прибывший в
наш город 26 июля.
Как сказал Николай Горбунов,
опаздывают все поезда, следующие из Санкт-Петербурга
в северном и восточном направлениях и
обратно. Николай Сергеевич заявил, что он
надеется на улучшение ситуации в ближайшее
время. Кончится лето, а вместе с ним и ремонт
путей. К тому же областная администрация
готовит письмо в МПС с просьбой покончить с
опозданиями поездов.
Очень любопытен был ответ
Николая Сергеевича на вопрос о том, как
соотносится повышение цен на проезд с
хроническим их опозданием: - МПС вынуждено
идти на предоставление зеленого света
грузовым составам. Они обеспечивают
практически всю выручку. Даже после
повышения стоимости билетов в пассажирских
поездах их рентабельность не превышает 40
процентов. Я прекрасно знаю, что пассажиры
негативно относятся к опозданиям. Но мы
делаем все возможное, чтобы компенсировать
им неудобства. Например, если поезд опоздал
и прибыл после окончания движения
городского пассажирского транспорта, то мы
заказываем в автоколонне № 1456 автобусы и
развозим пассажиров.
Следует отметить, что в этом
году МПС уже во второй раз повышает
стоимость железнодорожных билетов. В
первый раз - 11 января на 20 процентов на все
виды билетов. Новое повышение произошло
весной и также составило 20 процентов.
Сейчас проезд, например, до Москвы в
купейном вагоне обходится в 614 рублей. За
эту сумму, как мне кажется, пассажир вправе
рассчитывать на своевременное прибытие к
месту назначения. Конечно, опоздание поезда
чревато не только потерянными нервными
клетками. Одни пропускают важные встречи, у
других срываются сделки. Хорошо, если это не
оборачивается материальным ущербом. А если
да? Можно ли в этом случае взыскать с
железнодорожников деньги?
Вот какие советы дают юристы.
Во-первых, следует подойти к дежурному по
вокзалу и сделать на билете отметку о
времени прибытия поезда. Затем следует
составить претензию о понесенном
материальном ущербе, приложив в качестве
доказательств копии документов,
подтверждающих ущерб. Претензию нужно
направить в адрес администрации вокзала.
Если в удовлетворении ваших требований
будет отказано, вы можете смело обращаться
в суд. Пока таких прецедентов не было. Но,
как сообщили в управлении по защите прав
потребителей, звонки с вопросами о
возможности обращения в суд на
железнодорожников к ним периодически
поступают. Надеемся, что кто-нибудь наконец
решится это сделать. И тогда за первым
смельчаком потянутся в суд другие желающие
наказать МПС. И вот тогда-то, наверное, будут
ходить у нас поезда по расписанию.
Железнодорожники поймут, что соблюдать
расписание дешевле, чем судиться с
пассажирами.