Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале Аналитика, эссе, интервью


Аналитика, эссе, интервью


Сегодня в выпуске
01.03.2006

Иран ищет спасения в России

Крайне ожесточенная позиция европейских стран по отношению к Ирану вызвана тем, что пришедший к власти Ахмадинежад прикрыл лавочку, в которой и при Хатами, и при Рафсанджани европейцам за умеренную плату раздавались самые интересные проекты.

Обстановка вокруг Ирана продолжает накаляться. Не успел пресловутый "карикатурный" скандал как следует раззадорить мировую общественность, как МАГАТЭ приняло решение о передаче "иранского досье" в Совет Безопасности ООН, а в провинции Хузестан, что на границе с Ираком, внезапно активизировались местные сепаратистски настроенные террористические группировки, напомнившие о себе серией терактов, в том числе взрывами в городах Абадан и Дизфуль 27 февраля (о связях этих группировок с главными борцами с международным терроризмом пока не сообщается).

В то же время проявляет желание вернуться в большую политику бывший президент Ирана Мохаммед Хатами, выступивший с критикой нынешнего руководства страны, а Кондолиза Райс продолжает искать подрядчика для освоения 75 млн. долларов, выделенных специально для "демократизации" Ирана. Президент США Буш в своей пространной речи перед ветеранами американского легиона, опубликованной в Washington Post, бо! лее чем прозрачно намекнул на необходимость скорейшей смены режима в "стране исламской революции". Все это происходит на фоне тотальной информационной войны, развязанной против Ирана не только Соединенными Штатами, но и большей частью Европы.

Такой не самый мирный внешнеполитический контекст требует от руководства Ирана принятия ответных действий. Если большую часть февраля президент Махмуд Ахмадинежад разыгрывал карту радикальных общественных настроений в мусульманских странах (мотив: ударите по Ирану - весь Ближний Восток взорвет исламская революция), то к концу месяца он начал активно взаимодействовать с отдельными представителями международного сообщества.

Так, была достигнута договоренность об официальном визите в Малайзию, проводились активные консультации с китайским МИД, а 25 февраля было распространено заявление о том, что Иран готов подписать с тремя европейскими корпорациями ("Total", "Shell", "Repsol") соглашен! ие на разработку крупнейшего в мире газового месторождения &qu! ot;Южный Парс". Последнее представляется наиболее эффективным шагом в дипломатической борьбе с США за Европу, поскольку указанные корпорации являются крупнейшими нефтегазовыми консорциумами трех влиятельных европейских стран: Франции, Великобритании и Испании. И если, скажем, "Shell" может рассчитывать на компенсацию со стороны США в случае проведения военной операции против Ирана, то ни "Total", ни тем более "Repsol", похвастаться этим не могут, а потому наверняка окажут содействие своим правительствам в определении правильного курса по отношению к этой исламской стране.

Вообще, сегодняшняя крайне ожесточенная позиция европейских стран по отношению к Ирану вызвана по большей частью тем фактом, что пришедший к власти Ахмадинежад прикрыл "лавочку", в которой и при Хатами и при Рафсанджани европейцам за умеренную плату раздавались самые интересные проекты. Сегодня, видимо, Ахмадинежад всерьез подумывает о возобновлении этой "лаво! чки", но в урезанном варианте.

Однако наибольшие перспективы Ирану обещает сотрудничество с Россией. Весьма солидный опыт семнадцатилетнего тесного экономического и политического сотрудничества (напомню, 1 января 1989 г. аятолла Хомейни обратился с историческим посланием к Горбачеву, открывшим новую эру в отношениях нашей страны с Исламской республикой Иран) обеспечивает отлаженность механизмов взаимодействия политических элит двух стран.

Экономическое сотрудничество с Ираном представляет для России особую значимость, поскольку лежит оно преимущественно в сфере высоких технологий (в отличие от контактов с большинством других контрагентов): помимо военно-технического сотрудничества, это атомная энергетика, самолетостроение, программное обеспечение и т.д. Россия заинтересована в скорейшей реализации проекта Международного транспортного коридора "Север - Юг", который должен соединить Европу с Индией.

Очевидно в этой связи, что Россия - одна из ! немногих стран, заинтересованных в сохранении существующего ре! жима в И ране. И иранские власти это прекрасно понимают. А потому идут на уступки. Последней уступкой стала договоренность о создании совместного предприятия по обогащению урана, которое будет располагаться на территории России. Предложение о создании такого предприятия наша сторона выдвигала давно в форме проектов дополнений к межправительственному Соглашению 1992 г. о строительстве АЭС в Бушере.

Кроме того, в этих проекта содержались также положения, позволявшие возвращать отработанное ядерное топливо в Россию, что обеспечивало бы полный контроль над топливным циклом. Из-за нерешенности этого вопроса, собственно, и было заморожено строительство первого энергоблока в Бушере мощностью 1000 МВт. Сейчас накал международной обстановки взял вверх, и Ирану как никогда нужен весомый геополитический союзник в лице России.

Перспективы для такого союза на сегодняшний день есть, но для их реализации иранское руководство должно прежде всего изменить тон своих высказываний. Сейчас эт! от тон остается радикально-популистским и играет против дипломатических позиций Ирана, сужая к тому же возможность для маневра нашей дипломатии. Однако отказ от исламского популизма может стоить дорого: страна исламской революции сейчас имеет колоссальную поддержку в мусульманских странах, где существует возможность изменения режима. А "экспорт" исламской революции - давняя мечта и духовного лидера Ирана Хомейни, и президента Ахмадинежада, и большинства населяющих страну шиитов. Поэтому политическое будущее руководства исламской республики, как и самой республики и российско-иранских отношений, будет во многом зависеть от того, продолжит ли оно делать эту рискованную ставку. Ставку на революцию.

Подробнее
Российские интересы в Палестине

На Ближнем Востоке появились новые в мировой практике политические инструменты: "точечно-ударная демократия", "демокрачечные удары", "демократоустранения", "устранительная демократия".

Палестина

Российская политика на Ближнем Востоке переживает не лучшие времена. После того как в Палестинской автономии чаша весов склонилась в пользу ХАМАС, у России появилась возможность вернуть утраченные после распада СССР позиции в этом регионе.

В связи с победой ХАМАС во всем мире поднялся невообразимый шум. Но чем существенно ХАМАС отличается от ФАТХ? Вывеской? Тем, что ФАТХ уже не возглавляет "бандит" Арафат? Суть-то у обоих движений одинаковая!

Раньше ФАТХ во главе с Арафатом был такой же страшилкой, как сейчас ХАМАС. Теперь они просто поменялись местами. Как только в воздухе запахло кожей новых министерских портфелей, ХАМАС смягчился сердцем, сработало кумовство, коррупция. Со временем на смену ХАМАС придет другая, более радикальная группировка, появится очередная страшилка. Но сегодня автономией руководит экстремистская террористическая организация, которую так стремились истребить. "Камень, который отвергли строители, тот! самый, сделался главою угла".

Кроме того, во время второй антифады при "уничтожении гнезд террора" было убито четыре тысячи арабов. Это четыре тысячи семей, если на одну семью приходится один убитый. А если принять, что средняя арабская семья составляет десять человек, то сорок тысяч человек жаждут мести. Ликвидации идут каждый день. Как можно ликвидировать очаги сопротивления и одновременно готовить выборы? На Ближнем Востоке появились новые в мировой практике политические инструменты: "точечно-ударная демократия", "демокрачечные удары", "демократоустранения", "устранительная демократия". Но это две взаимно исключающие стратегии. Если ликвидируешь, то о выборах забудь. А если выборов не избежать, то не ликвидируй, а ублажай, как это принято в демократическом мире.

Миллионная помощь ПА со стороны Израиля и ЕС рассчитана на помощь в формировании демократических институтов. Если не помогать, то как иначе скло! нить их на свою сторону? Может, отключить электричество, воду ! и газ в Газе? Или заразить их всех чумой? А если ничего не подходит, сплюнь и уйди оттуда, как это сделали англичане и как будто от этого не обеднели. А мы до сих пор глотки друг другу режем. И если бы не арабы, так все равно нашли бы с кем сцепиться. Например, Чехия мирно решила вопрос со Словакией, Россия - с бывшими советскими республиками, Франция - с Северной Африкой, ЮАР с темнокожим населением и др. И все богатства на их территории перешли новым государствам, но прямых войн они избежали.

Пока в израильской политике сохранится ориентация на силовую стратегию, экстремистские организации на Ближнем Востоке не потеряют свой электорат. И может быть, эпоха Арафата еще будет "золотым веком" в жизни ПА. Эта эффективная для палестинских экстремистов израильская "политтехнология" очень дорого обходится израильскому налогоплательщику и ухудшает ситуацию.

Этот процесс нескончаем, так как Израилю надо как можно скорей вернуться к границам 1967 года. Невозмо! жно? Когда-то выход из Газы тоже считался невозможным. Территории, которые оккупировал Израиль, не узаконены, следовательно, ему не принадлежат. Но Израиль на это не готов. А у палестинцев нет терпения ждать момента, когда в Израиле созреют. Вот и возникают разного рода трения, вплоть до обмена ударами.

Надо внести практический интерес в разрешение конфликта, но этим никто не занимается. ООН занята формальными отписками и не создала никаких конструктивных планов. Все якобы возложено на США. Этим бездействием, приводящим к затягиванию конфликта, ООН провоцирует террористическую деятельность. И чем больше длится затяжка, тем страшнее будут последствия. Созданием "Кадимы", как оппозиции "Аводе", Израиль раздробил выход из территорий по времени на множество этапов.

ЕС предлагало Израилю некоторые выгоды от территориальных уступок, но они не соответствуют уровню его потерь. И это верно. Так все в воздухе и висит, а люди гибнут. Как говорится, &quo! t;бабы еще нарожают". Но такое положение, в контексте про! чих миро вых катаклизмов, может послужить детонатором для активизации негативных процессов в мире. Например, в проблеме с Ираном. Сейчас даже говорят о каких-то ударах, хотя вряд ли это возможно со стороны Израиля. Надо все тлеющие очаги предусмотрительно гасить, и, конечно, долларами. Тогда и с Ираном легче будет найти компромисс.

Европейский Союз

После того как США, страны Евросоюза и Израиль внесли ХАМАС в список террористических организаций, официальные представители этих государств отказались вступать в какие-либо переговоры с радикалами, победившими на парламентских выборах в Палестине. По крайней мере, до тех пор, пока они не откажутся от террора.

Однако в США и Израиле, наверно, забыли, что 25 апреля 1919 года в Сан-Ремо Верховный союзный совет представил Великобритании мандат на Палестину и вменил в обязанность претворение в жизнь Декларации Бальфура. Но абсолютное большинство политиков возражало против появления Израиля. Евреи начали вооруженную бор! ьбу. Сионисты фактически объявили войну британской администрации. Отряды самообороны осуществляли диверсии на железных дорогах и пускали ко дну корабли британской береговой охраны, которые перехватывали суда с иммигрантами, вешали и убивали их в ответ. В конце концов палестинские евреи добились того, что британские власти капитулировали. Это был жест отчаяния. 14 февраля 1947 года вопрос об Израиле был передан в ООН. Все ясно? "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза". Может, надо смягчиться Израилю. Сами-то были кто?

Но, находясь с визитом в Израиле, канцлер Германии Меркель, которой поручили роль первой скрипки от лица "квартета", заявила, что никто не должен финансировать ПА. Как и Ющенко с Саакашвили, которые после восхождения на политический олимп, везде побывали и везде сказали то, что им было предписано Америкой. Этим она лишний раз показала, что Германи! я для США является такой же "банановой республикой",! как Гру зия и Украина.

Правда, ЕС, потом изменил свое мнение. Кроме того, заявления Меркель могут привести к появлению террора на территории Германии, которую исламские террористы пока обходили стороной, что говорит об их уважении к этой стране, достигнутым стараниями прошлого правительства и канцлера.

Может, в Европе хотят, чтобы палестинские территории отошли палестинцам лет через сто? Или чтобы палестинцы умирали, но от умиления, что Израиль принес им цивилизацию и демократию? Прошло уже десять лет после Осло, и где результаты? Выход из Газы является слабым оправданием. Так почему Европа не выставит свои претензии Израилю, например, за провокацию экстремизма посредством затягивания решения конфликта, а ставит препоны для ПА, не понимая, что эти препоны создают предпосылки для сближения ПА с Россией?

Россия

Президент Путин, умница, отметил, что ХАМАС пришел к власти в результате демократических выборов. Путин пояснил, что Россия не спешила, в отличие! от США и Израиля, признавать ХАМАС террористической организацией, чтобы "не сжигать мосты в политике". При этом президент РФ отметил, что, уважая выбор палестинцев, нужно искать решения, приемлемые для всех: и для новых властей автономии, и для международного сообщества, и для Израиля.

Потом Путин заверил Эхуда Ольмерта в том, что не станет встречаться с руководством делегации ХАМАС, пишет газета Yedioth Ahronoth. В то же время российский президент сказал Ольмерту, что намерен встретиться "только со вторыми лицами" ХАМАС. В послании, направленном израильскому премьеру, Путин также отметил, что по российским законам ХАМАС террористической организацией не считается. Но по поручению Ольмерта израильские спецслужбы передали России документы, свидетельствующие о сотрудничестве ближневосточных и чеченских террористов. Еще в Израиле сказали, что не пропустят представителей ХАМАС через свои границы.

Приглашение представителей ХАМАС в Москву застало ! врасплох американское руководство, сообщает AFP. Пресс-секрета! рь депар тамента США признался: "В связи с этим мы попросили русских прояснить их позицию и рассказать, каковы их планы и намерения". Он подчеркнул, что Россия является участником международного "квартета" посредников по урегулированию ближневосточного конфликта, который потребовал у ХАМАС отказаться от насильственных методов борьбы и признать Еврейское государство. Он также рассказал, что американский посол в Москве связался с МИД России для получения более обстоятельных пояснений относительно приглашения руководства радикальной группировки в Москву. В США поняли, что ПА может стать для России тем, чем была Куба для СССР или чем является сегодня Грузия для США.

Но в Москве "не лыком шиты". МИД заявил: "Наше намерение о проведении контактов с представителями ХАМАС продиктовано, прежде всего, стремлением России не допустить серьезной деградации ситуации в палестино-израильском урегулировании, сохранить перспективу продвижения мирного процесса н! а основе "дорожной карты", продолжить поиск решений, приемлемых и для ПНА, и для Израиля, и для международного сообщества... Цель у нас одна - довести до руководства ХАМАС четкий и недвусмысленный сигнал международного сообщества о необходимости принятия ответственных решений, отвечающих коренным интересам всего палестинского народа и способствующих созданию независимого и жизнеспособного Палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем". Достойные слова. Однако в России, наверно, не знают, что у нас любят того, кто больше дает...

Подробнее
Урановый союз

Иранское руководство должно быть благодарно России за то, что она не ввязывается в дискуссии по поводу "иранской ядерной угрозы": принципиальная позиция России - не участвовать в переговорах по этому вопросу и не предъявлять претензий Ирану.

Почти месяц тянулись переговоры между Россией и Ираном по поводу создания совместного предприятия по обогащению урана. В конце концов руководителю Федерального агентства по атомной энергии Сергею Кириенко удалось уговорить иранские власти создать совместное с Россией предприятие.

Все бы ничего, вот только российское предложение остается в силе только при условии восстановления Ираном моратория на любую (даже исследовательскую) ядерную деятельность1. Плюс предприятие будет на российской территории. Да и президент Исламской Республики Иран как-то недоверчиво смотрит на российскую инициативу. Боится, что "кинут". Хочет быть современным2. Говорит, что "враги стремятся лишить Иран его законных прав, чтобы потом продавать ему ядерную энергию по высоким ценам".

Не столь радикальный глава Совета безопасности Ирана Али Лариджани говорит, что проект создания совместного предп! риятия с Россией нуждается в усовершенствовании. Ведущие же с Ираном переговоры США и "евротройка" допускают только один возможный вариант обогащения иранского урана (с участием иранских специалистов) - не на иранской территории, на совместном с кем-либо предприятии и с обязательным возвращением отработавшего урана обратно на совместное предприятие.

Четвертого февраля МАГАТЭ принял резолюцию по иранской ядерной проблеме. Она предполагает проинформировать Совбез ООН о тех шагах, которые необходимо предпринять Ирану, чтобы снять опасения относительно военного характера своей ядерной программы. В начале марта в МАГАТЭ будет сделан доклад по иранской ядерной проблеме, далее его обсудит Совет управляющих МАГАТЭ, и к середине марта о выводах агентства будет проинформирован Совет Безопасности ООН, после чего против Ирана могут быть введены экономические санкции.

Такой сценарий поддерживают США и их европейские союзники3. ! В ответ на резолюцию Тегеран тут же закрыл инспекторам ООН дос! туп на и ранские ядерные объекты (11 февраля инспекторы МАГАТЭ по требованию иранского правительства демонтировали большую часть камер наблюдения на иранских ядерных объектах) и начал самостоятельное промышленное обогащение урана, пригрозив МАГАТЭ и ООН выходом из дополнительного протокола к договору о нераспространении ядерного оружия.

Ситуация для иранской ядерной программы прямо-таки тупиковая. Более того, взрывоопасная. Российское предложение оказалось единственным приемлемым для Ирана выходом. Выходом, способным устроить и Иран, и Запад4. Теперь, после того как согласие по совместному предприятию достигнуто, у Тегерана есть шанс, что "иранское досье" так и не будет передано в Совет Безопасности ООН и Исламской Республике удастся избежать не только перехода ситуации в силовое русло, но и санкций, которые могли бы последовать за докладом в ООН.

Иран должен заниматься мирным атомом и быть довольным. Россия сегодня единстве! нный в Европе политический игрок, согласный вести с ним переговоры. Сегодня Россия может рассматриваться Ираном не только как надежный коммерческий партнер, но и как геополитический союзник. А если не как геополитический союзник, то хотя бы как последовательный миротворец. Иранское руководство должно быть благодарно России за то, что она не ввязывается в дискуссии по поводу "иранской ядерной угрозы"5: принципиальная позиция России - не участвовать в переговорах по этому вопросу и не предъявлять претензий Ирану. Тем более что российская сторона готова продолжать работу по разрешению сложившейся кризисной ситуации: на предстоящем внеочередном заседании совета управляющих МАГАТЭ Россия будет настаивать на том, что конфликт можно уладить в рамках этой организации6. Иначе у Ирана появится в лице России новый враг - Москве не нужен фундаменталистски настроенный сосед на южных рубежах.

В сл! учае если иранское руководство подпишет все необходимые бумаги! (что да леко не очевидно7), Россия в глазах мировой общественности будет выглядеть мудрым миротворцем. США же очередной раз окажутся в дураках, лишний раз подтвердив репутацию выбившегося в мировые жандармы фермера.

Примечания:


Вернуться1
"Это предложение было и остается на столе переговоров. Если наши иранские друзья примут решение восстановить мораторий на те программы, которые вызывали до сих пор озабоченность МАГАТЭ, все возможности для решения проблем на основе сотрудничества вокруг совместного предприятия в России будут в силе", - заявил в интервью РИА "Новости" замглавы МИД РФ Сергей Кисляк, комментируя итоги консультаций с главой Совета безопасности Ирана Али Лариджани.

Вернуться2 "Вы предлагаете нам, чтобы обогащение урана велось за рубежом, словно думаете, что имеете дело со средневековой страной. Если мы согласимся, что мы будем делать, когда однажды вы не поставите нам ядерное топливо?" - заявил Ахмадинежад на митинге в Бушере в ходе посещения им возводимой российскими (!) специалистами Бушерской АЭС.

Вернуться3 "США заняли очень жесткую позицию и настаивают на передаче иранского досье в СБ ООН. Тем самым Соединенные Штаты пытаются убить двух зайцев: перечеркнуть дипломатические возможности урегулирования проблемы и убить российское предложение", - по сообщению ИТАР-ТАСС, об этом заявил журналистам заместитель секретаря Совета безопасности Ирана Джавад Ваиди.

Вернуться4 "! Российская инициатива является "мостом" к справедлив! ому урег улированию иранской ядерной проблемы", - сказал глава МАГАТЭ.

Вернуться5 Российские дипломаты говорят, что данных о том, что Иран разрабатывает ядерное оружие, нет. Данных, что Иран ядерное оружие не разрабатывает, тоже нет. Так что тема для разговора исчерпана, говорят российские дипломаты.

Вернуться6 "Необходимо предпринять все усилия, чтобы это случилось", - заявил на пресс-конференции руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко.

Вернуться7 Понятно, что Иран стремится развивать именно военно-ядерную программу. Министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки, выступая в Брюссе! ле, заявил, что Иран продолжит ядерные разработки, даже если московские переговоры завершатся подписанием соглашения по СП.

Подробнее
Иран - население и революция

Если нынешний политический режим в Иране сохранится, даже ядерный удар может сработать ему на пользу. Это - как ни цинично звучит - мальтузианское решение и проблемы перенаселения, и проблемы национальных меньшинств.

Демографические процессы играют значительную роль в новейшей истории Ирана. За последние сорок лет население этой страны утроилось и достигло сегодня, по официальным данным, 66 миллионов человек. Поэтому даже внешнеполитические проблемы иранцы склонны рассматривать через призму демографии. Например, ход боевых действий в Афганистане они толковали исходя из предположения о том, что СССР хочет изменить демографический баланс на Севере Афганистана в пользу "антииранских" (тюркских) этнических групп.

Иранская революция 1978-1979 годов была совершена молодежью, которая, не находя себе и своим детям места в деревне, вынуждена была отправляться в города (с 1975 года городское население Ирана превысило сельское). Исследователи называли это явление "демографическим бумом революции" - в 1976 году прирост населения составил 3,9%. Во главе революции встало шиитское духовенство, "перепроизводство" которого привело к революционным результатам, аналог! ичным результатам перепроизводства светской интеллигенции в других странах. Ведь в исламе уход молодежи в религию не подразумевает уход от мира, что блестяще использовал Р.Хомейни.

Своеобразное гуманитарное образование, которое дают иранские духовные школы, позволило духовным лидерам сохранить свое влияние и в послереволюционные годы.

Сегодня прирост населения Исламской Республики Иран (ИРИ), по официальным данным, составляет 1,7% в год. Свои успехи в замедлении темпа роста населения (более чем в два раза в сравнении с шахским периодом) руководство ИРИ объясняет эффективностью разъяснительной работы. Однако как она может проводиться при полном отсутствии полового воспитания и запрете на пропаганду абортов, не вполне ясно.

Скорее достигнутый результат связан с процессом интенсивной модернизации иранского общества. Например, не могут не впечатлять масштабы вовлечения иранских женщин в общественную жизнь: свыше 50% школьных учителей, 30% преподавателей вузов,! 20% госчиновников составляют женщины; в стране действует 248 ! женских неправительственных организаций; несколько сот депутатов всех уровней - женщины.

Такой социальный прогресс (не говоря уже об экономическом росте), значительно превзошел все то, что было достигнуто в период, предшествующий революции. Его движущей силой стала созданная Р.Хомейни политическая система, в которой, пожалуй, наиболее полно в истории воплотилась герценовская идея "использования национальных особенностей для построения социализма", если под "социализмом" понимать строгое следование плановому хозяйству с целью промышленной модернизации.

Политическая система современного Ирана устроена таким образом, что оперативное управление страной находится в ведении президента и парламента, которые избираются прямым тайным голосованием, а стратегические решения о путях развития государства принимаются высшим духовным авторитетом - рахбаром, который, в свою очередь, контролируется "советом мудрецов". Совет мудрецов - это собрание более чем ! ста великих аятолл - исламских авторитетов, из среды которых избирается рахбар.

Оборотной стороной такой политической системы стало появление нового класса собственников из духовенства, обогатившегося на постреволюционных конфискациях, приватизациях и субсидированиях отечественного производителя (уже десять лет назад разрыв доходов в ИРИ составлял 15,5%).

Динамичное развитие иранской экономики (темпы роста ВВП составляют сегодня 4,8% в год) порождает непропорциональные ожидания в иранском социуме. Та же приватизация не всегда встречает понимание. По данным "Международной амнистии", большинство политических заключенных составляют студенты, протестовавшие против приватизации вузов.

Иранское общество при огромном удельном весе молодежи (свыше 31% населения младше четырнадцати лет) по-прежнему управляется довольно ригидной властной структурой. Свыше 2% жителей ИРИ - учащиеся вузов. Если учитывать, что, по разным подсчетам, для успешной революции необ! ходима поддержка от 2% до 10% населения, это достаточно серьез! ный резе рв потенциально недовольных.

Экономика Ирана развивается на основе пятилетних планов. Кооперированное сельское хозяйство и городское ремесло находятся под властью министерства кооперативов, которое управляет ими директивно. Безработица, по официальным данным, охватывает 12,2% активного населения страны.

Закупочные цены на продовольствие и энергию субсидируются за счет нефтедолларов, что позволяет удерживать общий уровень цен ниже, чем в соседних государствах. Однако возможности населения по приобретению потребительских товаров заметно ниже. Во многих провинциях подача электроэнергии ограничивается несколькими часами в сутки. Зависимость страны от экспорта нефти, накладываясь на дефицит электроэнергии, ощущается практически всеми отраслями экономики.

Сочетание роста населения с ростом его потребительских запросов угрожает стабильности политического режима ИРИ. Кроме того, рост населения является источником еще одной проблемы - национальной. По разным оценкам! , персы составляют не более 50% населения ИРИ.

Из истории последних лет существования СССР нам хорошо известно, какую роль могут играть национальные меньшинства при развале многонациональных государств. Обычно в местах компактного расселения они выполняют функцию катализатора разрушительных центробежных процессов, что усугубляется склонностью элит выдвигать их представителей на важные государственные посты, занятие которых сопряжено с принятием непопулярных решений и возможной ответственностью.

В этом ракурсе чрезвычайно показательны появившиеся сообщения о принадлежности президента ИРИ М.Ахмадинежада к национальному меньшинству - талышам.

Программные выступления президента ИРИ живо напоминают о том, как в странах социалистического лагеря начинали реформы, перестройку и прочие преобразования, закончившиеся "бархатными революциями". С одной стороны, он яростно осуждает всякое сотрудничество с Западом, фактически обвиняя в компрадорстве столпов рел! игиозного истеблишмента, а с другой - призывает к радикальному! прорыву за счет ускорения промышленного развития. Социальное напряжение на селе предлагается снять за счет освоения целинных и залежных земель, находящихся в собственности государства.

Иран пытается разрешить проблемы, связанные с национальным вопросом, через запрет на использование национальной принадлежности в карьерных или деловых целях. Но тот же Ахмадинежад пришел к власти под персидско-националистическими лозунгами. Персидский национализм (всякий национализм запрещен шариатом) легализован в ИРИ под предлогом того, что "персидский - второй язык ислама". Это - идеология возрождения древнеперсидского великодержавия на основе индустриализации и компьютеризации ИРИ.

Интересно рассмотреть, каким народам (остальным 50% населения) предстоит осуществлять эти преобразования на благо великой Персии. Талыши являются третьим по численности национальным меньшинством (свыше 6% населения). Традиционно соседи талышей считают их наивными и излишне искренними: "дадут ! устное обещание и потом выполняют". Два более крупных "меньшинства" - азербайджанцы (до 25%) и курды (до 9%).

Азербайджанцы глубоко интегрированы во все слои персидского общества, в том числе и в совет мудрецов. Что касается курдов, то считается, что организационное ядро курдской националистической эмиграции было разгромлено спецслужбами ИРИ. Но теперь с появлением в Ираке мощного курдского автономного образования многое в этом вопросе может измениться. Другие значимые национальные меньшинства составляют примерно по 2%. Это луры, бахтияры, белуджи, говорящие на индоевропейских языках, и кашкайцы и туркмены, говорящие на тюркских. Некоторая часть этих народов сохраняет кочевой образ жизни. Государство оказывает определенные преференции кочевникам - они являются основными производителями мясомолочной продукции (недостаток которой ИРИ вынуждена восполнять за счет экспорта).

Самое значимое нацменьшинство Ирана - арабы (по клятвенным заверениям иранцев! , их не более 3%). Ведь конкуренты Ирана в борьбе за лидерство! в регио не (в том числе и в нефтяном экспорте) - соседние арабские государства. Арабский язык в обязательном порядке изучается в средних школах как язык Корана.

Прирост численности у меньшинств несколько выше, чем у персов. В силу меньшей конкурентоспособности они менее подвержены модернизационным мероприятиям, которые являются основным тормозом для рождаемости.

Сегодня политический режим ИРИ находится перед дилеммой: развитие персидского национализма и экономический рост неизбежно влекут за собой политизацию нацменьшинств и усвоение западной потребительской культуры. Пропорционально современной экономике (и населению) растет и интеллигенция, необходимая для обслуживания модернизированного общества. Такая интеллигенция в первом поколении знакомится с западной культурой в основном на ее лучших экспортных образцах, что порождает желание "жить, как на Западе".

Будущее иранского режима напрямую зависит от его способности вырваться из замкнутого круга противор! ечий. Прогнозируя дальнейшее развитие событий, можно предположить, что парадоксальным образом правящему режиму ИРИ выгодно развитие событий по наиболее радикальному сценарию.

В случае введения экономических санкций ИРИ угрожает сократить нефтяной экспорт на 50%. По объемам это примерно совпадает с предложением Ирана в ОПЕК по сокращению экспортных квот с целью повышения реальных доходов стран - производителей нефти. Однако наиболее выгодным для "муллократии" было бы применение силы. Причем интенсивность боевых действий не имеет значения. В случае если режим сохранится, даже атомный удар может сработать ему на пользу. Это - как ни цинично звучит - мальтузианское решение и проблемы перенаселения, и проблемы национальных меньшинств. Жертва "атомной агрессии" может рассчитывать на самое снисходительное отношение со стороны мирового сообщества. Кроме того, внешняя агрессия позволит надолго подавить очаги революционных настроений.

Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

В избранное