Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале Аналитика, эссе, интервью


Аналитика, эссе, интервью


Сегодня в выпуске
20.03.2006

Революции не будет. Да здравствует революция!

Завершившиеся вчера в Беларуси выборы ничьих ожиданий не обманули и обмануть, конечно же, не могли. Только какие-нибудь совсем уж очумевшие "противники режима" могли всерьез предположить саму возможность поражения Александра Лукашенко.

Чтоб среди тоски и разврата
Сохранить этот мир волшебный,
Я взываю к электорату:
Голосуйте за Лукашенко!

Умоляю вас, Бога ради,
Сохраните потомству в пример
Этот Китеж-град, эту Аркадию,
Атлантиду - БССР.
Всеволод Емелин

Завершившиеся вчера в Беларуси выборы ничьих ожиданий не обманули и обмануть, конечно же, не могли. Только какие-нибудь совсем уж очумевшие "противники режима" могли всерьез предположить саму возможность поражения Александра Лукашенко. Уже после оглашения первых, предварительных, результатов, согласно которым действующий белорусский президент получил 89,6% голосов, лидер объединенной оппозиции Александр Милинкевич обнародовал свои собственные цифры. &quo! t;Ссылаясь на данные exit poll, проведенного Российским социологическим центром Юрия Левады, Милинкевич заявил, что за Александра Лукашенко проголосовало 47,4% избирателей, за Милинкевича - 25,6%". Как выяснилось почти сразу же после заявления, Центр Юрии Левады никаких exit-poll'ов не проводил и на белорусских выборах вообще не работал. Но и это еще полбеды: с четвертью голосов избирателей революции все равно не сваришь, и уже из этого завирального текста вполне можно было сделать вывод о том, что белорусские "революционеры" внутренне готовы к капитуляции в любую минуту.

Оппозиция и дальше вела себя более чем странно для института, который собирается брать власть в стране в свои руки. Власть оказалась не венским пирожным, и руки, пораздумав, убрали. Как известно, у советских колхозников было четыре онтологических беды: зима, весна, лето и осень. Так и оппозиционерам, собравшимся на Октябрьской площади Минска на митинг против результатов выборов, ре! зультаты которых еще даже не были официально оглашены, то ли с! нег поме шал, то ли собственная организаторская бездарность.

"22.53 Народ массово стал покидать площадь. Причины: плохая слышимость митинга (народ не понимает, зачем стоит, что говорят, что дальше), холодно. Поэтому можно предположить, что через час-полтора останется 1-2 тысячи человек. Милиция есть, стоит в качестве порядка через 1-2 метра, без щитов, митингу не препятствуют. ljuser lipski 22:50 Милинкевич призвал людей прийти завтра на площадь в 18.30".

Так глупо провалить "революцию" можно, только специально приготовившись к этому провалу. Теперь белорусская "голубая оппозиция" может собираться в 18:30 хоть каждый день: потеря темпа в данном случае смерти подобна. Свергатели режима и противники "фальсификаций" так и не дождались, когда глава белорусского ЦИК Лидия Ермошина официально огласит первые результаты. Совершенно без надобности выслушивать скучные ! цифры, когда злочинная власть поливает тебя искусственным снегом из искусственных снегометов, и слова прекрасно чувствовавшего революцию Александра Блока "Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На всем божьем свете!" звучат уже просто как издевательство.

Когда через несколько часов после бесславного окончания "джинсовой революции" Лидия Ермошина презентовала первые официальные результаты выборов: "Лукашенко набрал 82,6% голосов избирателей. На втором месте кандидат от оппозиции Александр Милинкевич, набравший 6%. Лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич набрал 3,5%, лидер Социал-демократической партии "Грамада" Александр Козулин - 2,3%", стало окончательно ясно, что в Беларуси остался единственный субъект потенциально возможной революции.

Можно долго обсуждать беспомощность оппозиции или же внимате! льно сле дить, как всю неделю победные проценты Лукашенко будут то убывать на одну десятую, то вновь расти, - все это совершенно пустые забавы. Важно в действительности другое. Важно, что избранный на третий срок Александр Лукашенко и есть смысловое и ценностное ядро революции, которая неизбежно произойдет в Беларуси.

Представление о "революции" как о майдане, под дудки которого чиновники "сливают" власть людям из Госдепа, не совсем и не во всем верно. Эта нехитрая "разводка" срабатывает обычно только тогда, когда элиты готовы начать новый передел собственности. В противном же случае студентики могут топтаться на площади сутки напролет безо всякого результата. Может, только из снегомета обстреляют - и все репрессии, и весь переворот.

Но сама по себе революция как кардинальная смена не столько финансово-промышленных группировок у кормушки, сколько самой идеологической парадигмы власти не только возможна, но иногда и небесполезна. В случае же с! Беларусью революция, субъектом которой должен стать именно Лукашенко, едва ли не единственный шанс для страны, за короткое время превратившейся и в Аркадию, и Китеж-град современной Европы.

Уникальность Беларуси в ее статусе "неучастия" и в не формальной, а самой что ни на есть реальной независимости от политической воли Европы, России и США. Но эта ситуация имеет и обратную сторону: Беларусь в ее сегодняшнем виде не устраивает никого, и все крупные игроки в самое ближайшее время поведут на эту Аркадию массированные атаки. Оружием грядущих битв будет пресловутая "энергетическая безопасность", в процесс обсуждения которой Беларусь, разумеется, никто не позовет.

Александр Лукашенко долгое время притворялся эдаким солдатом Швейком, слегка простоватым деревенщиной, которому до мировых проблем и дела нет, лишь бы в своем дому все было чин-чинарем. И долгое время эта метафора действительно работала, обеспечивая Беларусь относительным заделом споко! йствия. Однако время прежнего Лукашенко безвозвратно ушло: Бел! арусь в виду исключительности ее положения в буквальном смысле становится центром Европы. И с этим уже свершившимся фактом нужно как-то жить дальше.

В этом смысле, кстати, у Лукашенко был неограниченный моральный ресурс влияния на прошедшие выборы. Власть Беларуси должна была сделать все возможное, чтобы победу одержал именно Лукашенко. В противном случае уже через полгода белорусская экономика, едва поднятая из постсоветских руин, перестала бы существовать как фактор развития страны, превратившись в ненужный придаток очередной европейской колонии. Допустить стагнацию промышленности, которая строилась Лукашенко в соответствии со своими представлениями об эффективности, значит потерять страну. И Лукашенко, сыграв на грани фола (пресловутые 30% проголосовавших досрочно ему уже не забудут никогда), сделал все, чтобы удержать власть.

Не ради власти, разумеется: все-таки Лукашенко не Сапармурат Ниязов, которому для полноты картины осталось только стать очередной аватарой Будд! ы. Ради страны, построенной по лучшим советским чертежам. Однако устаревают и чертежи; и вызовы, которые в скором времени примет Лукашенко, сможет принять только он. Не запорошенному же искусственным снегом Милинкевичу пытаться сохранить суверенность Беларуси.

Суверенность Беларуси и революция, которую просто не может не совершить президент, - две стороны одной медали. У Лукашенко есть единственная возможность вывести белорусскую экономику на качественно новый уровень: интегрировать ее хотя бы в европейскую экономическую систему. В противном случае еще до очередных выборов на смену росту придет глубокий спад. Лукашенко, кстати, к интеграции готов. Но только на выгодных Беларуси условиях. Вместе с этим белорусскому президенту придется решать и еще одну задачу - удержания существующих тарифов на российские энергоносители. Любое более или менее серьезное повышение цен на газ может разрушить ту внутреннюю социальную политику, которую проводит нынешний курс.

Каждая и! з этих проблем по отдельности не так уж и страшна. Вместе они ! могут ст ать для Беларуси непреодолимым препятствием. И потому-то Александр Лукашенко должен стать во главе революции, которая бы позволила создать сложный баланс выгод и потерь. В любом случае оставаться бравым Швейком президенту Беларуси больше нельзя. Нужно начинать вести диалог сразу с несколькими государствами, потенциально превосходящими Беларусь по технологическому уровню. А это значит, что уже завтра страна должна становиться другой.

Это и будет настоящей революцией, а не майданными плясками вокруг оранжевого шарфика.

Сумеет ли Лукашенко эту революцию совершить, покажет время. К сожалению, времени у белорусского президента осталось в обрез. Следите за новостями из Беларуси: такого вы больше нигде и никогда не увидите.

Подробнее



Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

В избранное