Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Демократия – не для нищих


Демократия – не для нищих

 

Недооценивают книжники и теоретики простую истину, выраженную в русской пословице «без денег и разума нет». Экономически-зависимый человек живет не по собственному разуму, а волей-неволей следует мнениям того или тех, от чего или кого зависит. Другими словами, необходимое (но недостаточное) условие быть субъектным - быть экономически-самодостаточным (=богатым). Соответственно демократия – это форма самоорганизации низовой субъектности. А низовая субъектность – это низовые хозяева города и деревни, которые способны себя экономически обеспечивать. По мере развития производительных сил нарабатывается больше общественного богатства и расширяется социальная база самодостаточности. Когда достигается «критическая масса» низовой субъектности – происходит переворот в производственных отношениях и возникает новый социально-политический порядок.

В истории можно насчитать по меньшей мере три таких грандиозных переворота, которые привели к расширению социальной базы демократии. Неолитическая революция, и прежде всего одомашнивание скота, ознаменовала переход от присваивающей к производящей экономике и соответственно к появление «излишка», что дало возможность самым предприимчивым отпочковаться от матриархальной общины и прорваться к патриархату. От латинского слова «капита» («голова скота») – «капитал» и «капитализм». Варварские системы «военных демократий» и «вождеств» - на этом базисе.

Второй переворот – освоение железных орудий, что резко повысило производительность труда и привело к заметному приросту сельскохозяйственной продукции и к расцвету ремесленничества и торговли. Карл Ясперс называет этот революционный период «осевым временем» (Axenzeit). Новые экономически-самодостаточные социальные слои города и деревни уже не удовлетворялись богами традиционно-патриархальных обществ и востребовали новые системы ценностей – так появились греческая и китайская философия и религии буддизма, джайнизма, зороастризма, бон, иудаизма и прочие и основы наук. И, естественно, расцвела полисная демократия.

Третий переворот – сверхвзрыв низовой субъектности в городах Италии /прежде всего во Флоренции/ шестьсот лет назад (кватроченто), начало Нового Времени (модерна) и затем глобальная экспансия колониализма (Новый Свет), появление новых религиозных систем (Реформация в Европе, «жидовствующие» в России, «дин-и илахи» /«божественная вера»/ императора Акбара в Индии и т.п./, самораскручивание научно-технической революции и рационалистическо-критического мышления, возникновение наций, компаний, партий и других форм самоорганизации низовой субъектности, кристаллизация четырёх главных «измов» субъектности (либерализм – субъектность для самых предприимчивых, национализм – субъектность для «своих», анархизм – субъектность для каждого индивида и коммунизм как субъектность для всех). И в системе ценностей модерна человечество живет по сей день.

Возможно, с приходом постиндустриального «общества знания» предстоит новый рывок субъектности, связанный, как и предсказывал Карл Маркс, с превращением науки-знания в непосредственную производительную силу и соответственно с умножением количества богатых (экономически-независимых) профессионалов и с увеличением их социального веса и политического влияния. Демократия имеет шансы стать ещё более устойчивой и превратиться в глобальный фактор, способствующий реализации прав человека.

Однако права человека – пустые абстракции, если за ними не стоит экономическая независимость человека от государства, общины, работодателя. Хорошо известно, что всеобщее избирательное право в странах с бедным населением служит орудием авторитаризма, тирании и произвола. У нищих нет экономической опоры разума, они заняты животным выживанием, им некогда и незачем мыслить, они просят милости от бога на небе или авторитета на земле. Они – простая добыча демагога. Что демагог скажет им по ТВ – то для них и правда. Их «права» - фикция, и у них нет потому своей «правды».

Народный инстинкт в бедных странах всё же чует, что «всеобщие выборы» - циничное использование «голосов» бедного «электората» и даже надругательство над достоинством бедных людей. Нищим не выборы нужны, а милости власть имущих. Пусть-де придёт «добрый царь». И наивны упования современных «демократических реформаторов», что если устроить «честные выборы», то глас народа как «глас Божий» автоматом приведет во власть не демагогов, а ангелов. Когда мелкобуржуазный радикал-демократ Фидель Кастро вооруженным путём, свергнув мачо-компрадорского «национального лидера» Батисту, пришел к власти на Кубе, то он, одушевленный победой и полный самых благородных намерений, выступил перед народом и воскликнул – «Вот теперь мы проведём честные выборы!». А народ в ответ стал скандировать – «Нам не надо выборов! Нам не надо выборов!» Фидель опешил. Ведь он исходил из демократической презумпции, что все люди равны и умны и способны сами избрать достойных лидеров. Но – снова вспомним мудрую русскую пословицу «без денег и разума нет» - бедные люди не способны к самостоятельному выбору, ибо досубъектны. И им за годы авторитаризма «национального лидера» Батисты осточертели беспрерывные выборы, результаты которых были заранее известны, причем не только из-за неизбежных фальсификаций, по прежде всего из-за полной невозможности для нищих бабулек и прочих «овощей» разобраться в предлагаемых им кандидатах и потому голосования за тех, кого рекомендовали дающие им на животное пропитание верхи. А тут пришел вроде «добрый царь» Фидель, на него все надежды, и тогда зачем выборы, пусть правит пожизненно.

Что касается пресловутого выражения «Глас народа – глас Божий» (Vox populi vox Dei), то оно имело какой-то смысл во времена полисной демократии, когда, заметим, право голоса принадлежало более-менее экономически-самодостаточным субъектникам-членам полиса, но не рабам или зависимым. Однако времена вече миновали тогда, когда верховая субъектность князя, царя или императора подавила низовую субъектность народа, утратившего экономическую самодостаточность из-за разбавления плебеями и обслугой центральной власти. И выражение «глас народа – глас Божий» потеряло смысл и вскоре превратилось в пародию. И закономерно известный учёный Алкуин в 798 году сказал будущему императору Карлу Великому – «Nec audiendi qui solent dicere, Vox populi, vox Dei, quum tumultuositas vulgi semper insaniae proxima sit», что в переводе с латыни на русский означает «И людям не должно прислушиваться к тем, кто говорит, что глас народа является гласом Божиим, ибо необузданность толпы всегда граничит с безумием».

Задача демократов в наши дни – не строить надстроечных иллюзий насчёт «честных выборов» в обществе с преобладанием нищего «электората» и надеяться на то, что демократические СМИ и Интернет помогут «просветить» массы, а основные силы направить на способствование модернизационному прорыву и инновационному развитию России. Это подразумевает адресную политическую работу с самыми продвинутыми и стремящимися к экономической самодостаточности социальными группами и с выражающими их интересы политическими силами и фигурами. Тогда борьба за демократию и права человека органически сопрягутся с задачами экономического преображения и национального становления. И новые производительные силы и пропагандистские возможности «общества знания» помогут преодолеть нынешнюю бедность русского народа и подвести его не к стихийному и разрушительному, а к разумному и ответственному политическому выбору.


В избранное