Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник КНР, РФ и ВТО: сопоставление


КНР, РФ и ВТО: сопоставление

 

В чём разница между нашей страной и Китаем? Только не надо истерически вопить – «Мы не китайцы, у нас особый путь!». Русская рабоче-крестьянская бедность практически была неотличима от китайской, общественно-политические системы в СССР и КНР были почти одинаковы, исторический путь в этом веке очень похож, революции в феодальных императорском Китае и в царской России свершились практически одновременно (первая Русская Революция – в 1905, а Синьхайская Революция – в 1911), и т.д. Вижу только одно, но самое существенное отличие – если китайские националистические и коммунистические лидеры в общем были и остаются нешкурными и следуют заповедям «отца китайской нации» Сунь Ятсена, изложенным в его выступлении 22 декабря 1906 года «Три народных принципа и будущее Китая», то у нас верх в последние два десятилетия взяли шкурники и изменники и при равнодушии или попустительстве прошкурившихся сверху вниз послевоенных русских поколений предали и развалили и разворовали страну.

Соответственно китайские реформы привели к «экономическому чуду» национального капитала как в националистическом Тайване, так и в коммунистической КНР, в то время как позднесоветские и постсоветские «реформы» привели к Катастрофе предательства и компрадорства, выхода из которой не видно по сей день. И куда ни посмотришь – кругом ложь и вред и черви, жирующие в гниющих язвах России, и шкурный интерес, и ничего хорошего от замыслов верхов не ожидаю, в том числе касающихся вступления РФ во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). КНР вступила в ВТО, выиграв от этого, а при нынешнем руководстве, уверен, больше минусов будет для нас, если в ВТО вступит РФ.

Американский эксперт Джеймс Циммерман в книге «Справочник по китайскому праву: Руководство для иностранных инвесторов» (James M. Zimmerman. China Law Deskbook: A Legal Guide to Foreign-Invested Enterprises. 2005) в Главе 1 «Введение: торговля, политика и развитие китайского законодательства /Introduction: Trade, Politics, and Development of the Law in China/» пишет:



«Двадцать лет назад КНР была одной из самых бедных стран мира – около 80% её населения имели доход менее одного доллара в день, и грамотных насчитывалось лишь около трети взрослых китайцев (в 2000 году в КНР проживали свыше 1,26 миллиардов людей, что составляло одну пятую всего населения мира - CHINA STATISTICAL PRESS, CHINA STATISTICAL YEARBOOK 2000, at 96). В маоистском Китае тоталитарная, эгалитарная и нищая система основывалась на коммунистической идеологии. Грубо говоря, в Китае конца 1970-х годов фактически не существовало никакой правовой системы по сравнению с тогдашними развитыми странами, если не считать нескольких законов и правил. После начала экономических реформ в 1978 году, средние темпы экономического роста страны составляли в среднем от 8 до 10 процентов в год, а в некоторые пиковые годы экономика вырастала на 13%» (Z. Hu & M. Khan. Why Is China Growing So Fast? // INTERNATIONAL MONETARY FUND, ECONOMIC ISSUES, No. 8, 1997, доступно на сайте Международного Валютного Фонда – МВФ /IMF/ - http://www.imf.org/external/pubs/ft/Issues8).

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Реформы патриота Дэн Сяопина в КНР привели к прорыву национального капитала и к «экономическому чуду», а псевдореформы шкурников у нас вывели наверх предателей и компрадоров, которые пустили тысячелетнюю страну под откос. Дэн Сяопин заманивал иностранный капитал в КНР, чтобы с его помощью развить отечественную экономику, а «псевдореформаторы» использовали привлеченные западные деньги для личного компрадор-обогащения и для разрушения отечественной экономики/

Когда Дэн Сяопин пришел к власти в 1978 году и запустил реформы, призванные приватизировать сельское хозяйство и промышленность, он приветствовал приход иностранных инвесторов, пусть и с некоторыми ограничениями, и попытался децентрализовать принятие экономических и политических решений. Сегодня неграмотность упала ниже 10%, потребление более чем удвоилось, и уровень бедности уменьшился на 60%.

Подъем Китая связан с иностранными прямыми инвестициями (FDI - foreign direct investment), которые росли с каждым годом. В предшествующие шестнадцать лет /1989-2005/ FDI в Китае увеличивался на 18 процентов каждый год. FDI составляли $2 миллиарда в 1986, $52,7 миллиарда в 2002 и более $57 миллиардов в 2003. К концу 2003 в Китае действовали почти 400 000 предприятий с иностранными инвестициями (FIE - foreign-invested enterprises). Их общая контрактная стоимость превысила $750 миллиардов, причем инвестиции поступили из 180 стран, включая FIE от 400 из 500 крупнейших в мире многонациональных компаний.

Многие иностранные компании расширяют свою деятельность в Китае, в том числе за счёт увеличения инвестиций в исследования и разработки. Например, в 2003 году можно упомянуть следующие инвестиции: Dupont China Holdings Ltd. объявила, что она инвестирует свыше $100 миллионов в исследования и разработки в Шанхае; Honeywell вложила начальные $18 миллионов в R&D-центр в КНР; Lucent Technologies инвестировала $50 миллионов в исследования и разработки по развитию стандартов CDMA2000; Motorola выделила $500 миллионов на создание в Пекине своего исследовательского подразделения (THE U.S.-CHINA BUSINESS COUNCIL, CHINA OPERATIONS 2003, ANALYSIS: FOREIGN INVESTMENT IN CHINA, FIRST HALF 2003, at 21).Стоимость новых контрактов в 2003 возросла по сравнению с 2002 годом только на 7.3%, но зато число контрактов увеличилось на 23.3%, что говорит об увеличении доли менее крупных проектов.

Экспорт США в КНР тоже значительно вырос за последние несколько лет, особенно в сферах телекоммуникаций, электроэнергетики, нефте- и газоразведки, производства химических веществ и удобрений, зерновой продукции, авиа- и машиностроения (DOC CHINA COMMERCIAL GUIDE, at 1). Создание инфраструктуры китайских аэропортов оценивается в сумму порядка $8.4 миллиарда, а продажи самолетов в следующие десять лет, как ожидается, в стоимостном выражении превысят $10–15 миллиардов (DOC CHINA COMMERCIAL GUIDE, at 3, 15). Американские фирмы интересуются многими другими рынками в Китае, в том числе фармацевтическим, автомобилестроения и производства запчастей, медицинского оборудования, транспорта и т.д.

Совершенствуя стандарты FDI, правительство заботится о росте частного сектора и предпринимает шаги по реформированию государственного сектора. В декабре 2003 года руководство КНР предложило принять долгожданную поправку в Конституцию, которая предусматривала бы «неприкосновенность законно-приобретенной частной собственности» (C. Hutzler. China to Protect Private Property in Constitution // WALL STREET JOURNAL, New York, December 22, 2003; China Legislature Proposes Amendment For Private Property Rights // Dow Jones Newswires, December 22, 2003). Официальное китайское информационное агентство Синьхуа утверждало, что предложенная поправка не призвана «уравнять частную собственность с общественной». В марте 2004 года сессия Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП) внесла соответствующее изменение в Конституцию КНР. Другая предложенная поправка закрепляла в Конституции КНР теорию Трёх Представительств Цзян Цзэминя, согласно которой партия должна представлять интересы бизнес-сообщества и предпринимателей наряду с интересами рабочего класса. Теория Цзян Цзэминя является официальной политикой Коммунистической партии Китая (Constitution to Embrace “Three Represents” and Private Property // Xinhua News Agency, December 22, 2003, доступно онлайн на сайте http://www.xinhuanet.com; Constitutional Amendments to Have Far-Reaching Influence // Xinhua News Agency, December 28, 2003, доступно онлайн на сайте http://www.xinhuanet.com; Amended Constitution Published, доступно на сайте Народного Верховного Суда http://www.chinacourt.org (March 16, 2004).

Поправки-2004 к Конституции КНР также закрепляют государственную поддержку прав человека; предусматривают компенсацию частному собственниками за какую-либо экспроприацию его земли государством; изменяют ссылки на «законы военного времени» на отсылки к «чрезвычайному положению» и признают, что делегаты ВСНР (NPC) от «специальных административных регионов» (например, САР Гонконг, САР Макао) могут избираться (NPC Concludes: Enacts 14 Amendments, Approves Work Report // China Market Intelligence, THE U.S.-CHINA BUSINESS COUNCIL, March 18, 2004). Статья 13 Конституции КНР дополнена положением – «Законная частная собственность граждан не должна ущемляться. Государство должно защищать права частной собственности и наследственные права граждан в соответствии с законом. Государство может в интересах общества экспроприировать или реквизировать частную собственность граждан в соответствии с законом и потому должно обеспечивать компенсацию». Согласно Статье 33, следующее положение добавлено – «Государство уважает и защищает права человека».

Таким образом, согласно изменениям в Конституции КНР, правительство обязывалось защищать как частное богатство, так и права наследования. И хотя поправка всё же предоставляет правительству право экспроприировать права частной собственности, она также обязывает предоставлять компенсацию частному собственнику. К тому же ныне действующая Конституция КНР подчеркивает, что общественная собственность не только неприкосновенна, но и «священна». Поправка призвана обеспечить правовой базис защиты частной собственности в первый раз в Китае после начала Коммунистической эры в 1949 году. Защита частной собственности считается важной предпосылкой продолжения продвижения Китая по пути экономических реформ. Такие изменения означают более тесное соответствие правовой системы КНР с её уже существенно капиталистической экономикой и с её обязательствами перед Всемирной Торговой Организацией (ВТО). Предприниматели, которые играют растущую критическую роль как работодатели, стремились добиться конституционной поддержки бизнеса. Однако принятая поправка не возвысила статус частной собственности до такого же статуса, каким обладает принадлежащая государству собственность, которая будет продолжать играть доминирующую роль в экономике.

Китай продолжает демонтировать систему гарантированного социального обеспечения, которая финансово душила государственный сектор в течение многих лет. В этом плане правительство в апреле 2002 года пришло к единому мнению о необходимости улучшения конкурентоспособности и финансового положения государственных предприятий (SOEs - state-owned enterprises) путём сокращения их обязательств по социальному обеспечению.

Мнения о постепенном сокращении функций социальной обеспечения для государственных предприятий были обобщены и согласованы в апреле 2002 года совместно Государственной комиссией по экономике и торговле и министерствами финансов, образования, здравоохранения, строительства, труда и социального обеспечения. Новые правила касались лишь государственных предприятий, управляемых на провинциальном уровне или ниже, а не крупных предприятий, находящихся под прямым управлением центрального правительства. Центральное правительство планирует выработать отдельный свод правил для крупных государственных предприятий.

Согласно плану, существующие расходы на жильё, медицинское обслуживание и другие услуги следует включить в зарплаты рабочих. План требует, чтобы в течение трех лет после начала его реализации учреждения социального обеспечения (то есть школы, больницы, жилье и другие учреждения социальных услуг), которые принадлежат провинциальным предприятиям и управляются ими, должны быть отделены от них. Учреждениям социального обеспечения, принадлежащим предприятиям и управляемым ими в слаборазвитых регионах, предоставляется пятилетний период для отделения от родительских предприятий. План не устанавливает крайних сроков для предприятий, расположенных в сельских районах. Учреждения образования, отделенные от их родительского предприятия, должны быть переданы местным органам власти. Прежние родительские компании и местные органы власти обязаны нести оперативные расходы по этим отделенным учреждениям в течение первых трех - пяти лет. После пяти лет местные органы власти должны взять на себя все расходы. Принадлежащие ранее предприятиям больницы могут или действовать самостоятельно, кооперируясь с другими учреждениями, или закрываться. Другие учреждения предприятий, занимающиеся коммунальным, сервисным и прочими видами обслуживания, должны сформировать коммерческие компании, оказывающие услуги населению после отделения от их компаний-учредителей.

Хотя этот план реформирования предприятий - шаг вперед, его будет трудно осуществить. Сотни тысяч служащих предприятий столкнутся с необходимостью переквалификации, и многие из них потеряют работу. И план не преуспеет без массивного финансирования.

Приоритет же национальной политики продолжит концентрироваться на экономической реформе, чтобы поднять жизненный уровень китайцев. Так, в 2002 году ВВП (валовой внутренний продукт) на душу составлял 800$, что составляло одну четверть японского.

В результате экономических реформ, крупные китайские компании настойчиво проникают на глобальный рынок. Зарубежные инвестиции ведущих китайских компаний продолжали увеличиваться в 2003 году. Так, Sinopec Corp. и Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики договорились о $140-миллионной трансакции для возобновления эксплуатации прибрежных нефтяных месторождений в Азербайджане; PetroChina Co., Ltd. М правительство Судана подписали соглашение об инвестиции примерно $1 миллиарда на развитие суданской нефтепереработки и строительства нефтепровода (THE U.S.-CHINA BUSINESS COUNCIL, CHINA OPERATIONS 2003, ANALYSIS: FOREIGN INVESTMENT IN CHINA, FIRST HALF 2003, at 21).

В ноябре 2001 года 140 стран-членов ВТО согласились с пакетом документов, которые обрисовывали в общих чертах правила и сроки, касающиеся вступления КНР в ВТО (“Соглашение Китай/ВТО”). Китай принял приглашение стать членом ВТО, подписав Уведомление о вступлении 11 ноября 2001, и формально стал участником ВТО 11 декабря 2001 (M. Dudek & A. Wang. China”s Long WTO March // CHINA L. & PRAC., April 2001).

Членство КНР в ВТО подтвердило китайскую политику продолжения экономической реформы и засвидетельствовало отказ Китая от возвращения когда-либо к плановой экономике, которая обрекала страну на экономическую стагнацию. Соглашение Китай/ВТО, которая подчиняла Китай определяемой ВТО системе правил международной торговли и коммерческого взаимодействия, является итогом свыше двадцати лет экономических и правовых реформ, начавшихся в 1979 году.

Членство в ВТО носит взаимный характер. В то время как Китай должен гарантировать национальную защиту и недискриминацию поставок товаров из-за рубежа, странам-членам ВТО наподобие США запрещено вводить эмбарго на китайские товары, осуществлять тарифную дискриминацию и иные односторонние санкции. Таким образом, иностранный инвестор в КНР не должен опасаться влияния текущих приливов и отливов в политических отношениях между КНР и США. Перед вступлением в ВТО, китайский статус «наиболее благоприятствуемой страны» (most favored nation - MFN) в торговле с США ежегодно подвергался подтверждению или пересмотру правительством США. Этот ежегодный процесс рассмотрения-пересмотра был источником напряжений между прокитайским бизнес-лобби и теми, кто противодействовал открытой торговли с Китаем из-за разногласий в таких чувствительных областях, как торговля оружием, нарушений прав человека, агрессии против Тайваня, торговый дисбаланс и других. Исполнительная Комиссия Конгресса США по Китаю (The Congressional-Executive Commission on China - CECC) опубликовала множество отчетов, критикующих китайскую практику в области прав человека и в сфере безопасности. Копии этих отчетов, памятных записок и другие материалы смотри на сайте Комиссии - http://www.cecc.gov.

После Второй мировой войны Китай в лице Националистического Правительства был в 1947 году одним из учредителей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Когда в 1949 году к власти в Китае пришло Коммунистическое Правительство (после того, как Националистическое Правительство пало и бежало на Tайвань), оно вышло из ГАТТ, потому что больше не желало соблюдать тарифные концессии и обязательства торгового соглашения по открытости торговли. В 1986 году КНР предприняла шаги к восстановлению членства в ГАТТ. В 1995 году, убедившись в невозможности возобновить своё членство, Китай уведомил ВТО, что будет добиваться вступления во Всемирную Торговую Организацию согласно Статье XII Марракешского акта об учреждении ВТО, и в результате Китаю пришлось проходить длительный цикл согласований и процедур, предусмотренный при приеме новых членов ВТО.

Вступление в ВТО сначала требует, чтобы Китай подготовил и представил меморандум, освещающий все интересующие ВТО критерии торговли и экономической политики страны. С 1995 по 2001 годы Китай предоставлял ВТО подробную информацию относительно своей экономической политики, которая поступала в Рабочую группу из представителей стран-членов ВТО. Такая Рабочая группа для Китая была впервые сформирована в 1987 году, чтобы оценить китайский запрос на восстановление членства КНР в ГАТТ. В 1995 году первоначальная Рабочая группа была преобразована в Рабочую группу по вступлению в ВТО, когда Китай принял условия членства согласно Статье XII Марракешского акта об учреждении ВТО.

Цель Рабочей группы по вступлению в ВТО (the WTO Accession Working Party – далее просто «Рабочая группа») – составить Протокол о вступлении (Protocol of Accession - POA) и провести переговоры по нему, что включало различные сроки и условия, связанные со вступлением Китая в торговую организацию. Протокол требовал, чтобы КНР подчинялась всем Соглашениям ВТО о вступлении (11 декабря 2001 года), если иное не отмечено в Соглашении. Большинство исключений перечислялось в Приложениях к Протоколу. Протокол о вступлении содержал обязательства и разъяснения относительно того, что может быть охвачено Соглашениями ВТО. Протокол о вступлении также включал «Доклад Рабочей группы» (Report of the Working Party), в котором Рабочая группа отмечает, как законы и регуляции Китая соответствуют соглашениям и обязательствам ВТО. «Доклад Рабочей группы» включает специфические «параграфы обязательств», обозначающие уступки, на которые пошел Китай, чтобы получить доступ в ВТО, и «Перечни доступа на рынок» (Market Access Schedules) для сельскохозяйственной и промышленной продукции и сферы услуг.

В отличие от Протокола о вступлении, которое относительно коротко и описывает, как Соглашения ВТО будет применяться к Китаю, «Доклад Рабочей группы» подвергает детальной экспертизе и оценке торговли и системы иностранных инвестиций Китая. Доклад обрисовывает в общих чертах вопросы, которые ставили представители государств-членов Рабочей группы, и ответы на них Китая, которые объясняют, как существующая правовая система Китая соответствует обязательствам Соглашения ВТО. В некоторых ситуациях Китай предоставил информацию и подтверждения, что его текущие законы и постановления уже соответствовали требованиям ВТО, в то время как в других случаях Китай признает необходимость изменения своих законы и обрисовывает в общих чертах свои формальные обязательства относительно того, как система будет исправлена.

«Перечни доступа на рынок» включают исчерпывающий набор графиков входа в рынок, основанных на двусторонних торговых соглашениях между КНР и различными членами ВТО. Если какая-то страна договаривается о благоприятных сроках, то такие сроки распространяются на все государства-члены ВТО и, в случае конфликта, наиболее благоприятные сроки преференций относятся ко всем участникам ВТО. Ключевые двусторонние соглашения включают Соглашение США/КНР 15 ноября 1999 года между Соединенными Штатами и Китаем и Соглашение ЕС/КНР 19 мая 2000 года между Европейским союзом и Китаем. Соединенные Штаты вообще играли критическую роль в ведении переговоров о вступлении Китая в ВТО и были первой страной, заключившей двустороннее соглашение с Китаем. США/КНР Соглашение ВТО покрывает всю сельскохозяйственную продукцию, промышленные товары и сферы услуг. ЕС/КНР Соглашение ВТО покрывает те специфические области и продукты, которые имеют ключевое значение для Европейского Союза.

Соглашение с Мексикой стало заключительным двусторонним соглашением, подписанным КНР. В нём Китай согласился позволить Мексике продлить свои текущие компенсирующие обязательства на 1300 китайских продуктов на шесть лет. Многие государства-члены Рабочей группы не желали предоставить Китаю полные права ВТО. Эти ограничения со стороны таких стран, как Мексика, Чешская республика, Польша и ЕС перечислены в Приложении 8 вместе с расписаниями для поэтапного снятия этих ограничений.

Различные двусторонние соглашения сортируются в два перечня: Перечень Китая уступок и обязательств по товарам (документ WT/ACC/CHN49/Add.1 - смотри сайт ВТО для копий всех документов ВТО http://www.wto.org) и Перечень Китая специфических обязательств по услугам (документ WT/ACC/CHN/49/Add.2).

Более подробный сравнительный анализ уступок и обязательств при вступлении в ВТО с китайской и российской сторон – отдельная и весьма интересная тема, и её с краешка попытался затронуть жижист Николай Поляков ( anticomprador) во вчерашней заметке http://anticomprador.livejournal.com/92476.html «Сравнительная характеристика китайских и российских реформ»:

«Случайно наткнулся на текст http://www.chinalawdeskbook.com/chapter.php
соглашения Китая о вступлении в ВТО - очень любопытные вещи там содержатся!

1. "Челноки".
But the law currently prohibits individuals from undertaking foreign trade (i.e., import and export activities).
Закон в настоящее время (2001) запрещает частным лицам заниматься международной торговлей (импорт-экспорт).
Т.е. "челноки" в Китае были запрещены. И только в 2004 году (т.е. на 26-м году реформ!) частным лицам разрешили этим заниматься.
Сравните с тем, что было у нас - с челноков и начинались наши "реформы".

2. Таможенный тариф.
Pre-WTO Tariff: Automobiles 80–100% (25% by 2006)
Перед вступлением в ВТО (2001) пошлина на автомобили составляла 80-100% (25% к 2006 г).
В более ранние периоды пошлина на автомобили доходила до 200%.
В РФ в 1991 году автомобили ввозились частными лицами беспошлинно.

3. Иностранные фильмы.
Pursuant to its WTO commitments, China will increase the quota on imports of foreign films to forty films per year (up from ten per year in 2001).
Согласно обязательствам ВТО, Китай увеличит квоту для иностранных фильмов до 40 в год (с 10 фильмов в 2001 году).
СССР, 1991: некая Ассоциация работников киновидеопроката (АСКИН) закупила 158 американских фильмов.

4. Телекоммуникации.
Foreign investors may hold a maximum 25 percent share in mobile voice and data services communications upon accession, 35 percent stake after one year, and 49 percent after three years (2004).
Иностранные инвесторы на момент подписания могут иметь максимум 25% акций компаний мобильной связи и передачи данных, 35% через 1 год, 49% - через 3 года.
Для сравнения в РФ:
Мегафон: 35,6% - "TeliaSonera" (Швеция-Финляндия); 31,3% - "Телекоминвест" (First National Holding, Люксембург); 25,1% - "ЦТ-Мобайл" (глубокие оффшорные зоны Альфа-групп), 8% - IPOC International Growth Fund (Бермуды).

Китайцы, в отличие от русских, - очень умно себя ведут. Китай долго пестовал и лелеял собственную промышленность перед тем, как выпустил её в международное плавание. А в российской лодке объявился неизвестно кто и при попустительстве команды и пассажиров швырнул российскую экономику, лишив её ликвидных ценностей, - в набежавшую волну.


В избранное