Триклозан способствует развитию устойчивости к антибиотикам

2017-07-05 07:55 zimin

Согласно результатам нового исследования Бирмингемского университета,  ингредиент мыла и зубной пасты может вызывать устойчивость к антибиотикам и усиливать распространение супербактерий.

Исследователи во главе с Марком Уэббером обнаружили, что триклозан, химическое вещество, содержащееся в мыле, зубной пасте и чистящих средствах, может сделать бактерии более устойчивыми к антибиотикам. Ученые показали, что бактерии, подвергшиеся воздействию триклозана, становятся более устойчивыми к группе антибиотиков, известных как хинолоны.

Хинолоны являются распространенным антибиотиком, используемым для лечения инфекций мочевых путей, синусита, бронхита и пневмонии. Предупреждение приходит через год после того, как использование триклозана в антибактериальном мыле было запрещено Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA).

Исследователи, изучавшие желудочные бактирии E. coli в лаборатории, обнаружили, что триклозан может вызвать устойчивость к антибиотикам через явление, известное как «перекрестная резистентность». Перекрестная резистентность — это термин, используемый для описания того, как воздействие одного вещества может привести к тому, что бактерии станут иммунными к аналогичному веществу, с которым они не сталкивались раньше. В экспериментах выяснилось, что бактерии, подвергнутые воздействию триклозана, могут выработать устойчивость к хинолонам, которые убивают бактерии. Они останавливают ДНК от репликации, что приводит к прекращению деления бактерий и их умиранию.

Однако исследователи обнаружили, что бактерии способны развить специальную защиту, чтобы противостоять атаке хинолонов, развивая новые мутации, которые останавливают хинолоны от разрушения их ДНК. Как выяснилось, эти мутации также делают бактерии устойчивыми к лечению триклозаном. Ученые предупреждали, что это явление может также пойти в обратном направлении, где воздействие триклозана, позволяет бактериям развивать защиту от хинолонов.

Уэббер говорит: «Беспокойство заключается в том, что это может произойти в обратном направлении, и воздействие триклозана может стимулировать рост резистентных к антибиотикам штаммов. Мы обнаружили, что это может произойти у E. coli. Поскольку у нас заканчиваются эффективные препараты, понимание того, как возникает резистентность к антибиотикам и при каких условиях это происходит, имеет решающее значение».

Всемирная организация здравоохранения ранее предупреждала, что устойчивость к антибиотикам является одной из самых больших угроз для глобального здоровья.

Соавтор Лаура Пиддок добавляет:«Учитывая распространенность триклозана и других противомикробных препаратов в окружающей среде, необходимо более глубокое понимание воздействия, которое они могут оказывать на бактерии, и того, как воздействие этих противомикробных препаратов может влиять на выбор и распространение клинически значимой устойчивости к антибиотикам».