Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Иисус Навин 14-15: Надел племени Иуды / 7.XII.18 пт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 7 декабря 2018 года, пятницу.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/jos14-15.htm.

Сегодня мы читаем главы 14–15 Книги Иисуса Навина.

(Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2003.)

 

Этот текст:

На церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

Д. Щедровицкий: глл. 13–24.

 

Книга Иисуса Навина

14 Вот наделы, которые были даны израильтянам в Ханаане. Жрец Элеазар, Иисус Навин и главы родов израильских племен распределили эти наделы по жребию между девятью с половиной племенами Израиля, как повелел Господь через Моисея.

Двум с половиной племенам Моисей уже выделил наделы в Заиорданье. Левитам он надела не дал. Потомки Иосифа образовали два племени — Манассии и Ефрема. (Левитам земель не дали — лишь города для жительства и пастбища для скота.)

Израильтяне сделали так, как Господь повелел Моисею: разделили землю между собой.

14:1 Элеазар — сын и преемник Аарона, первого верховного жреца израильтян (Числ 20:25—28).

14:4 Левитам земель не дали — лишь города для жительства и пастбища для скота. — Этот текст сочетает две традиции. Согласно одной, левитам не положено никаких земель, так как их доля — жертвы Господу (ИисНав 13:14,33; 14:3), а согласно другой (ИисНав 21), левиты получают 48 лучших городов Палестины.

 

14:6-15 В Числ 13–14 и Втор 1:22-28 говорится, что Калев и Иисус Навин, которых Моисей послал из Кадеш-Барнеа на разведку в Ханаан, не испугались народов Ханаана и не усомнились, что Господь поможет израильтянам завоевать его; другие разведчики и все остальные израильтяне испугались и стали роптать на Бога. За это израильтяне были обречены умереть в скитаниях — лишь Иисус и Калев вошли в Землю Обетованную.

Калев играет в Числ 13 — 14 даже более видную роль, чем Иисус (см. Числ 13:31). Калев — единственный, кому земля к западу от Иордана была обещана еще при Моисее (Числ 14:24; Втор 1:36). Поэтому повествование о разделе Палестины начинается с рассказа о выделении надела Калеву. В ИисНав 15:13-14, когда речь пойдет о географии Иудеи, этот рассказ будет повторен. (Ср. также Суд 1:10.)

Кениззеи, согласно Быт 15:19, относятся к доизраильскому населению Ханаана. По Быт 36:9-11, их прародитель Кена́з — потомок Исава. В то же время Калев (по Числ 32:12 и ИисНав 14:6,14 — кениззей) отнесен к племени Иуды (Числ 13:7). Отниэ́л, потомок Кеназа, брат Калева, входит в число судей Израиля (Суд 3:9-11). Очевидно, эта генеалогическая неопределенность связана с тем, что клан кениззеев был в какой-то момент включен в племя Иуды.

14:6 Кадеш-Барнеа, или просто Каде́ш, — одна из важнейших остановок израильтян на пути из Египта в землю ханаанскую. Здесь умерла Мариам, сестра Моисея; отсюда Моисей направил послов к эдомскому царю с просьбой пропустить израильтян через Эдом; здесь, по велению Моисея, из скалы потекла вода (Числ 20). Из Кадеша Моисей посылает разведчиков в Землю Обетованную (Числ 13; 32:8).

Согласно Числ 13:27, Кадеш-Барнеа находится в пустыне Пара́н, а согласно Числ 20:1 — в пустыне Цин. Большинство исследователей отождествляет библейский Кадеш-Барнеа с оазисом Айн-эль-Кудейрат, который находится на пересечении важных торговых путей. Во времена Иудейского царства здесь стояла крепость — южный форпост Иудеи.

14:12 Анакимы — См. прим. к 11:21 [легендарные великаны (Втор 2:10,21; 9:2), обитавшие в Хевроне и его окрестностях (ср. ИисНав 14:12,15; 15:13-14 и Числ 13:23). В Числ 13:34 они отождествлены с "исполинами" (евр. нефили́м), которые, согласно Быт 6:4, произошли от "сынов Божьих" и "дочерей человеческих". Именно страх перед анакимами помешал израильтянам завоевать Палестину после ухода из Египта и заключения Договора с Богом на Синае (Числ 13:29,34). Истребление анакимов означает окончательное подчинение Палестины израильтянами.]

В Гилгале к Иисусу подошли сыны Иуды — и Кале́в, сын Ефунне́, кениззей, сказал Иисусу:

— Ты помнишь, что говорил ГОСПОДЬ про нас с тобой Моисею, человеку Божьему, в Кадеш-Барнеа? Сорок лет мне было, когда Моисей, слуга ГОСПОДА, послал меня из Кадеш-Барнеа в эту страну на разведку. Вернувшись, я правдиво рассказал ему обо всём.

Другие израильтяне, ходившие со мной на разведку, испугали людей своими рассказами — но я был верен ГОСПОДУ, моему Богу.

И тогда Моисей дал мне такую клятву: "Земля, по которой ступала твоя нога, будет вовек принадлежать тебе и твоим потомкам — за то что ты верен ГОСПОДУ, моему Богу". 10 И вот, ГОСПОДЬ, как и обещал, дал мне дожить до нынешнего дня. Сорок пять лет минуло с тех пор, как Он обещал это Моисею, — тогда израильтяне шли через пустыню. Сейчас мне восемьдесят пять лет, 11 но я так же крепок, как и в тот день, когда Моисей послал меня на разведку. Я всё так же силен, готов к боям и походам. 12 Отдай мне нагорье, о котором говорил тогда Господь! Ты сам слышал в тот день, что там — анакимы, что там — большие и укрепленные города. Но если Господь будет со мною, я завладею этой землей — так обещал Господь!

13 Иисус благословил Калева, сына Ефунне, и дал ему во владение Хеврон. 14 Хеврон и по сей день остается наделом Калева, сына Ефунне, кениззея, — ибо Калев был верен Господу, Богу Израиля. 15 А раньше Хеврон назывался Кирья́т-Арба́ (Арба был главным среди анакимов).

В стране воцарился покой, война окончилась.

15 Племени Иуды — всем его родам — достался по жребию надел, который на самом юге примыкает к землям Эдо́ма и к пустыне Цин.

Южная граница этого надела начинается у края Мертвого моря (у южной оконечности моря), затем проходит к югу от Скорпионова подъема, минует Цин и идет вверх, южнее Кадеш-Барнеа. Далее граница минует Хецро́н, поднимается к Адда́ру, поворачивает к Карке́, минует Ацмо́н, идет по Египетской ложбине и достигает моря. Это ваша южная граница.

Восточная граница — это Мертвое море, до самого устья Иордана.

Северная граница начинается от оконечности Мертвого моря (от устья Иордана), поднимается к Бет-Хогле́, проходит севернее Бет-Аравы́, идет вверх, к скале Бо́хана, сына Руви́ма, затем от долины Ахо́р поднимается к Деви́ру, поворачивает на север, к Гилгалу, что близ Адумми́мского подъема (проходящего к югу от ущелья), оттуда идет к источнику Эн-Ше́меш и достигает Эн-Роге́ла. Далее граница идет вверх по долине Сына Хинно́мова, южнее Еву́са (то есть Иерусалима), поднимается к вершине той горы, что западнее долины Хинно́мовой и севернее долины Рефаи́мов, затем поворачивает к источнику Ме-Нефто́ах, подходит к селениям горы Эфрон и поворачивает к Баале (то есть Кирья́т-Еари́му). 10 От Баалы граница сворачивает на запад, к горе Сеи́р, проходит севернее горы Еари́м (то есть Кесало́н), спускается к Бет-Ше́мешу, минует Тимну́, 11 проходит севернее Экро́на, сворачивает к Шиккеро́ну, минует гору Баала́, выходит к Явнеэ́лу и достигает моря.

12 Западная граница — это Великое море.

Это границы земель, принадлежащих родам Иуды.

15:1-4 Южная граница земель Иуды начинается у южной оконечности Мертвого моря, идет на запад и выходит к Средиземному морю немного южнее Газы. Так же описана южная граница Земли Обетованной в Числ 34:3-5 (там упомянуты те же пограничные пункты, хотя глаголы, описывающие, как граница идет от одного пункта к другому, — иные).

15:4 Это ваша южная граница. — Непосредственное обращение к слушателю неожиданно; возможно, оно появилось здесь под влиянием Числ 34:3-12 ("Ваша южная граница будет начинаться от оконечности Мертвого моря...").

15:5-11 Северная граница земель Иуды совпадает с южной границей владений Вениамина (ИисНав 18:15-19). Она идет от устья Иордана на запад, к Иерусалиму, затем пересекает Шефелу и уходит к Средиземному морю. Подробнее всего описан участок границы близ Иерусалима. Граница проходит южнее Иерусалима, прямо под городскими стенами, по долине Сына Хинномова, — таким образом, сам Иерусалим остается за пределами владений Иуды, во владениях Вениамина. (Ср. Неем 11:30, где иудейские поселения послепленного времени также описаны как протянувшиеся "от Беэр-Шевы до долины Хинномовой".)

15:7 Долина Ахор — По-видимому, она же имеется в виду в ИисНав 7:24-26. Напротив, упомянутые в этом стихе Девир и Гилгал — вовсе не тот Девир, который был захвачен израильтянами в гл. 10 и будет вновь упомянут несколькими строками ниже (15:15-17), и не тот Гилгал, о котором говорится в ИисНав 4 –14.

∙ По Адуммимскому подъему, к югу от глубокого ущелья Вади-Кельт, проходила (и ныне проходит) основная дорога из Иерусалима в Иерихон.

15:8 Еву́с, или Евуси́, — так, по имени его древних обитателей, называется Иерусалим в ряде мест Ветхого Завета (Суд 19:10; 1Пар 11:4). Возможно, что напоминание о тождестве Евуса с Иерусалимом появилось в тексте позднее (оно отсутствует в описании южной границы Вениамина).

15:10 Обычно Сеир — синоним названия "Эдом" (ср. ИисНав 11:17 и 12:7). В данном случае, однако, имеется в виду какая-то из гор к западу от Иерусалима.

Бет-Шемеш ("Дом Солнца") — один из крупнейших городов Шефелы (1Цар 6; 4Цар 14:11-13). По-видимому, он же — Ир-Шемеш "Город Солнца" (ИисНав 19:41) и Хар-Херес "Гора Солнца" (Суд 1:35).

13 Калеву, сыну Ефунне, был выделен надел на землях потомков Иуды — так повелел Иисусу ГОСПОДЬ. Это Кирьят-Арба (то есть Хеврон), город Арбы, отца Ана́ка. 14 Калев отобрал этот город у трех анакимов — Шеша́я, Ахима́на и Талма́я, потомков Анака.

15 Затем Калев пошел войной на жителей Девира. (Раньше Девир назывался Кирья́т-Се́фер.) 16 Калев сказал:

— Кто победит и захватит Кирьят-Сефер, тому я отдам в жены мою дочь Ахсу́.

17 Город захватил Отниэ́л, потомок Кена́за, брат Калева, и Калев отдал ему в жены свою дочь Ахсу.

18 Пришла Ахса — и уговорила Отниэла просить у ее отца участок земли.

— Что ты хочешь? — спросил Калев у Ахсы, когда она соскочила с осла.

19 — Дай мне свое благословение, — сказала Ахса. — Ты дал мне землю в Негеве, дай же и источники!

И Калев отдал ей источники — и верхние, и нижние.

15:13-14 О наделе Калева см. прим. к 14:6-15.

Анакимы — См. прим. к 11:21.

15:15-19 Та же история о наделе Отниэла, с незначительными вариациями, рассказана в Суд 1:11-15 (где говорится, что Отниэл — младший брат Калева).

15:18 ... соскочила... — Таково наиболее распространенное понимание глагола цана́х в данном месте. Предлагались, однако, и иные переводы (например, "хлопнула в ладоши").

15:19 Благословение — здесь: "дар" (ср. Быт 33:11; 1Цар 25:27; 30:26 и 4Цар 5:15).

∙ ... источники... — Букв.: "чаши". Судя по контексту, "Верхние Чаши" и "Нижние Чаши" — названия источников в окрестностях Девира (Кирьят-Сефера).

15:21-32 Первый округ — Негев (южная часть надела Иуды). Во времена Израильского и Иудейского царств важнейшим городом этой области была Беэр-Шева.

15:21 Арад — В мас. тексте: `Эдер. Перевод по конъектуре, в пользу которой говорит Септуагинта. О победе израильтян над царем Арада говорится в Числ 21:1-3; начало этого рассказа процитировано в Числ 33:40. Раскопки показали, что в первой половине III тыс. до н.э. Арад был крупнейшим городом южной Палестины. Затем около полутора тысяч лет город лежал в руинах, а в эпоху Иудейского царства рядом с этим местом была возведена важная пограничная крепость.

15:23-25 ... Хацор... Хацор-Хадатта, Керийот-Хецрон (то есть Хацор)... — Эти селения на юге Палестины не следует путать с городом Хацор на севере страны (см. гл. 11).

15:28 ... Беэр-Шева и селения вокруг нее... — В мас. тексте: Беэр-Шева и Бизьотъя́. Перевод по конъектуре, в пользу которой говорит Септуагинта, а также список иудейских городов в Неем 11:26-27: "Молада, Бет-Пелет, Хацар-Шуал, Беэр-Шева и селения вокруг нее [евр. беноте́ха]".

15:32 ... Аин и Риммон... — Возможно, правильнее читать Эн-Риммон, т.е. "Гранатовый Источник" (ср. параллельное место в Неем 11:29 и Александрийский кодекс Септуагинты).

15:33-44 Следующие три округа занимают север (15:33-36) и юг (15:37-41 и 42-44) Шефелы. Важнейший город — Лахиш, который до нашествия Синаххериба (701 г. до н. э.) был вторым по значимости городом Иудейского царства.

15:45-47 Пятый список включает филистимские города-государства Экрон, Ашдод и Газу. Описание этого округа отличается от описания собственно иудейских округов тем, что здесь отсутствуют списки селений (упомянуты лишь три важнейших города) и, соответственно, нет обычного резюме с подсчетом общего числа селений.

15:48-59 Иудейские горы к югу от Иерусалима разбиты, с юга насевер, на несколько округов (в еврейском тексте — с шестого по девятый, в Септуагинте — с шестого по десятый). Наиболее известные города — Хеврон, Текоа и Вифлеем.

Описание одного из округов отсутствует в масоретском тексте (очевидно, по ошибке переписчика), но сохранилось в Септуагинте; мы приводим его в квадратных скобках. В этот список входят такие известные селения, как Текоа и Вифлеем. Если мы примем текст Септуагинты как первоначальный, то число округов Иудеи будет не одиннадцать, как в масоретском тексте, а двенадцать (ср. двенадцать племен Израиля или двенадцать областей, на которые делится в 3Цар 4:7-19 царство Соломона).

15:49 Кирьят-Санна — Большинство комментаторов считает, что первоначальное Кирья́т-Се́фер (ср. 15:15) было искажено в Кирьят-Санна под влиянием предшествующего топонима Данна.

15:50 Эштемоа — В мас. тексте: Эштемо́. Конъектура по аналогии с ИисНав 21:14; 1 Цар 30:28 и 1 Пар 6:42.

15:59 Описание десятого округа (в нашем переводе оно дано в квадратных скобках) сохранилось лишь в Септуагинте. Некоторые из селений этого округа нигде более в Библии не упоминаются, и приходится реконструировать их названия по Септуагинте; названия Кулон, Татам и Бет-Эр реконструированы предположительно.

15:60 Десятый (по Септуагинте — одиннадцатый) округ расположен в горах к западу от Иерусалима.

 

15:20-62 Перечень селений Иудеи. Здесь территория Иудеи разбита на ряд округов. Список селений каждого округа завершается стереотипным резюме, где подсчитано общее число селений данного округа. По-видимому, уже после того как резюме были составлены, списки перерабатывались — поэтому в первых двух округах общее число селений, указанных в списке, не совпадает с тем числом, что приведено в резюме.

Некоторые селения первого (Шема, Молада, Хацар-Шуал, Беэр-Шева, Баала, Эцем, Элтолад, Хорма, Циклаг, Леваот, Аин, Риммон) и четвертого (Этер и Ашан) округов упоминаются в 19:1-9 как переданные племени Симеона. Девир и Хеврон — важнейшие города шестого и седьмого округов — принадлежат, согласно 15:13-17, потомкам кениззеев Калева и Отниэла. Очевидно, это связано с тем, что Иудейское царство вобрало в себя различные племена и кланы, в том числе — племя Симеона, кланы кениззеев и др.

Некоторые селения первого, второго, третьего и седьмого округов упоминаются также в Неем 11:25-30 — Кирьят-Арба (седьмой округ), Кавцеэл, Молада, Бет-Пелет, Хацар-Шуал, Беэр-Шева, Циклаг, Эн-Риммон (первый округ), Цора, Ярмут, Заноах, Адуллам, Лахиш и Азека (второй и третий округа). Сопоставление трех списков — ИисНав 15:20-62, ИисНав 19:1-9 и Неем 11:25-30 — помогает выявить и исправить отдельные ошибки в них.

15:61-62 Последний округ — это Иудейская пустыня (восточные склоны гор, обращенные к Мертвому морю). Постоянные поселения возникли здесь лишь в VII в. до н.э.; важнейшим из них было Эн-Геди.

20 Вот надел родов племени Иуды.

21 У границы с Эдомом, в Негеве, племени Иуды принадлежат селения:

Кавцеэ́л, Ара́д, Ягу́р, 22 Кина́, Димона́, Адада́, 23 Ке́деш, Хацо́р, Итна́н, 24 Зиф, Те́лем, Беало́т, 25 Хацо́р-Хадатта́, Керийо́т-Хецро́н (то есть Хацо́р), 26 Ама́м, Шема́, Молада́, 27 Хаца́р-Гадда́, Хешмо́н, Бет-Пе́лет, 28 Хаца́р-Шуа́л, Беэ́р-Ше́ва и селения вокруг нее, 29 Баала, Ийи́м, Э́цем, 30 Элтолад, Кеси́л, Хорма́, 31 Цикла́г, Мадманна́, Сансанна́, 32 Левао́т, Шилхи́м, А́ин и Риммо́н (всего — двадцать девять селений и хутора вокруг них).

33 В Шефеле:

Эштао́л, Цора́, Ашна́, 34 Зано́ах, Эн-Ганни́м, Таппу́ах, Эна́м, 35 Ярму́т, Адулла́м, Сохо́, Азека́, 36 Шаара́им, Адита́им, Гедера́ и Гедерота́им (всего — четырнадцать селений и хутора вокруг них);

37 Цена́н, Хадаша́, Мигда́л-Гад, 38 Дила́н, Мицпе́, Йоктеэ́л, 39 Лахи́ш, Боцка́т, Эгло́н, 40 Каббо́н, Лахма́с, Китли́ш, 41 Гедеро́т, Бет-Даго́н, Наама́ и Маккеда́ (всего — шестнадцать селений и хутора вокруг них);

42 Ливна́, Э́тер, Аша́н, 43 Ифта́х, Ашна́, Неци́в, 44 Кеила́, Ахзи́в и Мареша́ (всего — девять селений и хутора вокруг них);

45 Экрон, селения и хутора вокруг него; 46 селения, лежащие на запад от Экрона, рядом с Ашдодом, и хутора вокруг них; 47 Ашдод, селения и хутора вокруг него; Газа, а также селения и хутора вокруг нее — вплоть до Египетской ложбины и Великого моря.

48 В горах:

Шами́р, Ятти́р, Сохо́, 49 Данна́, Кирья́т-Санна́ (то есть Девир), 50 Ана́в, Эштемо́а, Ани́м, 51 Го́шен, Холо́н и Гило́ (всего — одиннадцать селений и хутора вокруг них);

52 Ара́в, Рума́, Эша́н, 53 Яну́м, Бет-Таппу́ах, Афе́ка, 54 Хумта́, Кирьят-Арба (то есть Хеврон) и Цио́р (всего — девять селений и хутора вокруг них);

55 Мао́н, Карме́л, Зиф, Ютта́, 56 Изрее́л, Йокдеа́м, Зано́ах, 57 Ка́ин, Гива́ и Тимна́ (всего — десять селений и хутора вокруг них);

58 Халху́л, Бет-Цур, Гедо́р, 59 Маара́т, Бет-Ано́т и Элтеко́н (всего — шесть селений и хутора вокруг них);

[Теко́а, Эфра́та (то есть Вифлее́м), Пео́р, Эта́м, Куло́н, Тата́м, Шо́реш, Ке́рем, Галли́м, Бет-Эр и Мана́хат (всего — одиннадцать селений и хутора вокруг них)]

60 Кирья́т-Ба́ал (то есть Кирья́т-Еари́м) и Рабба́ (всего — два селения и хутора вокруг них).

61 В пустыне:

Бет-Арава́, Мидди́н, Сехаха́, 62 Нивша́н, Ир-Ме́лах и Эн-Ге́ди (всего — шесть селений и хутора вокруг них).

63 Потомки Иуды не смогли отобрать Иерусалим у евусеев. Евусеи живут в Иерусалиме, вместе с потомками Иуды, и по сей день.

15:63 Ср., однако, Суд 1:21, где говорится: "Потомки Вениамина не смогли отобрать Иерусалим у евусеев". Иерусалим находится на границе наделов Иуды и Вениамина.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Откровение, 3:7–4:11.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное