Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Судьи, 1: победы и неудачи племён Израиля / 14.XII.18 пт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 14 декабря 2018 года, пятницу.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/sud01.htm.

Сегодня мы начинаем читать Книгу Судей (1-я глава).

(Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2003.)

 

Этот текст:

На церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:

М.Г.Селезнев о книгах Иисуса Навина и Судей +
Комментарии из 'Брюссельской' Библии + из "Толковой Библии Лопухина"
+ по кн. У. Брюггемана  
+  Полность Брюггеман (там же – о "Пророках" и "Ранних Пророках")
"Новая Иерусалимская Библия" (там же – о "Ранних Пророках")
+ Библейский культурно–исторический комментарий – Введение к "Историческим книгам" +
Эдвард Янг

свящ. Александр Мень:
Из "Библиологического словаря" + из кн. " Исагогика" + из кн. "Как читать Библию"

к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

 

Книга Судей

1После смерти Иисуса израильтяне вопросили ГОСПОДА:

— Кто поведет нас на войну с ханаанеями?

2 ГОСПОДЬ ответил:

—Вас поведет Иуда. Я отдаю эту страну в его руки.

3 Иуда сказал своему брату Симеону:

—Иди со мною, помоги отвоевать мой надел у ханаанеев. А потом я помогу тебе в твоем наделе.

И Симеон присоединился к Иуде.

1:1 Ханаанеи — См. примечание к ИисНав 3:10.
[Ханаанеи, хетты, хиввеи, периззеи, гиргашеи, амореи и евусеи — народы, которые, согласно Ветхому Завету, обитали в Палестине и Заиорданье до прихода евреев. Они часто перечисляются вместе, в едином списке. Иногда список короче, чем здесь, иногда длиннее (в него, например, могут входить кенеи, кениззеи, кадмонеи и рефаимы — Быт 15:19-21), но эти различия не несут смысловой нагрузки.
 
Слово ханаанеи связано с ветхозаветным названием Палестины — "Ханаан", или "земля ханаанская". Нередко в Библии все жители "земли ханаанской" именуются ханаанеями, но иногда ханаанеи — лишь один из народов этой земли. ИисНав 5:1 подразумевает, что амореи живут в горной части Палестины, а ханаанеи — в приморской долине. Несколько раз слово "ханааней" употреблено в Библии в значении "торговец" (Иов 40:25; Притч 31:24; Ис 23:8).
  Во внебиблейских текстах II тыс. до н. э. "Ханааном" называются Палестина и Финикия. Судя по некоторым данным, в I тыс. до н.э. "ханаанеями" называли себя финикийцы.]

1:2-3 Вас поведет Иуда. ... Иуда сказал... Симеону. — Иуда и Симеон олицетворяют здесь произошедшие от них племена: договор между племенами предстает как договор между их прародителями. Подобные олицетворения характерны для Ветхого Завета (ср. Быт 49:10).

1:3 И Симеон присоединился к Иуде. — Согласно ИисНав 19:1-9, территория племени Симеона — это часть земель племени Иуды, т. е. племя Симеона является в каком-то смысле частью племени Иуды.

4 Племя Иуды выступило в поход. ГОСПОДЬ даровал им победу над ханаанеями и периззеями: в Безеке они перебили десять тысяч врагов.

5Там, в Безеке, они встретились с Адони-Безеком, сразились с ним и разгромили ханаанеев и периззеев. Адони-Безек обратился в бегство. За ним погнались, поймали и отрубили ему большие пальцы на руках и ногах. Адони-Безек сказал:

—Семьдесят царей, у которых были отрублены большие пальцы рук и ног, подбирали объедки у меня под столом. Как я поступал с другими — так Бог поступил со мной.

Его увели в Иерусалим, и там он умер.

1:4 Периззеи — См. примечание к ИисНав 3:10. [Периззеи (евр. периззи́) никогда не упоминаются отдельно. В Библии это слово встречается либо — как здесь — в списках народов Палестины, либо в выражении "ханаанеи и периззеи" (Быт 13:7; 34:30; Суд 1:4-5). Существует предположение, что правильнее читать перази́ ("сельский житель", см. Втор 3:5; 1Цар 6:18) — два слова отличаются лишь огласовками.]

∙ Местонахождение Безекаспорно. Селение с таким названием упоминается в 1Цар 11:8, но действие 1Цар 11 разворачивается значительно севернее Иудеи.

1:5 Имя Адони-Безек буквально значит «(мой) владыка — Безек». Это было бы типичным западносемитским именем, если бы «Безек» было именем божества, — но такое божество нам неизвестно. Зато известен топоним «Безек», и поэтому некоторые комментаторы считают, что перед нами не имя, а титул: «Владыка Безека». Другие полагают, что Адони-Безек — описка вместо Адони-Цедек (так зовется враждебный израильтянам иерусалимский царь в еврейском тексте ИисНав 10:1-3). Заметим, что в Септуагинте (ИисНав 10:1-3) еврейскому Адони-Цедек соответствует Адонибезек.

1:6 ...отрубили ему большие пальцы на руках и ногах. — Похожие рассказы — о том, как афиняне отрубали пленным эгинцам большие пальцы рук, чтобы те не могли держать копье, — известны нам из античной литературы.

 

 

 

 

1:8 ...напали на Иерусалим и захватили его. — В ИисНав 10 говорится о победе Иисуса Навина над коалицией ханаанских царей, во главе которой стоит царь Иерусалима, но — в отличие от Хеврона, Эглона или Лахиша — о взятии Иерусалима не сообщается. Рассказ Суд 1:8 восполняет этот пробел. В то же время, согласно ИисНав 15:63 и Суд 1:21, Иерусалим остается непокоренным «и по сей день», а рассказ о завоевании Иерусалима Давидом (2Цар 5:6-9) подразумевает, что до эпохи Давида Иерусалим не принадлежал израильтянам.

1:9 ...в горах, в Негеве и в Шефеле. — См. примечание к ИисНав 10:40. [Завоеванные Иисусом территории включают горы (т.е. Иудейские горы), Негев (т.е. "Юг" — гористый и засушливый регион к югу от Иудеи), Шефелу (т.е. "Предгорья" — холмистую местность к западу от Иудейских гор) и склоны (в данном месте имеются в виду восточные склоны Иудейских гор).]

Потомки Иуды напали на Иерусалим и захватили его. Жителей они перебили, а город сожгли. Затем они пошли войной на тех ханаанеев, что жили в горах, в Негеве и в Шефеле.

10 Потомки Иуды напали на ханаанеев, живших в Хевроне (раньше Хеврон назывался Кирьят-Арба), и убили Шешая, Ахимана и Талмая. 11 Оттуда они пошли в поход на жителей Девира. (Раньше Девир назывался Кирьят-Сефер.) 12 Калев сказал:

—Кто победит и захватит Кирьят-Сефер, тому я отдам в жены мою дочь Ахсу.

13 Город захватил Отниэл, потомок Кеназа, младший брат Калева, и Калев отдал ему в жены свою дочь Ахсу.

14 Пришла Ахса — и уговорила Отниэла просить у ее отца участок земли.

— Что ты хочешь? — спросил Калев у Ахсы, когда она соскочила с осла.

15 — Дай мне свое благословение, — сказала Ахса. — Ты дал мне землю в Негеве, дай же и источники!

И Калев отдал ей источники — и верхние, и нижние.

1:10 Хеврон — См. примечание к ИисНав 10:1-5. [Хеврон — город в горах к югу от Иерусалима.]

Шешай, Ахиман и Талмай упоминаются также в ИисНав 15:14 — как анакимы, легендарные великаны, владевшие Хевроном до израильтян. Вообще, в Суд 1:10 явно отражено то же предание, что и в ИисНав 15:13-14, только здесь Хеврон покорен не Калевом, а племенем Иуды.

1:11-15 Этот рассказ почти дословно повторяет ИисНав 15:15-19. Единственное существенное отличие — Отниэл назван здесь младшим братом Калева. О Калеве см. примечание к ИисНав 14:6-15. [В Числ 13–14 и Втор 1:22-28 говорится, что Калев и Иисус Навин, которых Моисей послал из Кадеш-Барнеа на разведку в Ханаан, не испугались народов Ханаана и не усомнились, что Господь поможет израильтянам завоевать его; другие разведчики и все остальные израильтяне испугались и стали роптать на Бога. За это израильтяне были обречены умереть в скитаниях — лишь Иисус и Калев вошли в Землю Обетованную.]

 

 

 

 

 

1:16 Потомки кенея, Моисеева тестя... — Тесть Моисея в Пятикнижии (Исх 2–4; 18:1; Числ 10:29) назван мидьянитянином, а в книге Судей (здесь и в 4:11) — кенеем. Возможно, это связано с тем, что в книге Судей мидьянитяне выступают как заклятые враги Израиля.

Кенеи — одно из племен, обитавших к югу от Палестины. Евр. кени буквально означает «потомок Каина» (в Суд 4:11 племя кенеев названо просто Каин).

∙   ...из Города Пальм... — Во Втор 34:3 и 2Пар 28:15 так назван Иерихон. По-видимому, Иерихон имеется в виду и в книге Судей (здесь, а также в 3:13).

∙ Иудейской пустыней в Библии называется горная территория к западу от Мертвого моря, Негевом — крайний юг Палестины, земли на юго-запад от Мертвого моря. За исключением этого стиха Негев и Иудейская пустыня везде рассматриваются как две разные области.

Об Араде см. примечание к ИисНав 15:21. [О победе израильтян над царем Арада говорится в Числ 21:1-3; начало этого рассказа процитировано в Числ 33:40. Раскопки показали, что в первой половине III тыс. до н.э. Арад был крупнейшим городом южной Палестины. Затем около полутора тысяч лет город лежал в руинах, а в эпоху Иудейского царства рядом с этим местом была возведена важная пограничная крепость.]

...среди живущего там народа. — Как правило, в Ветхом Завете слово «народ» без дальнейшего уточнения обозначает народ Израиля. В данном случае речь может идти о том, что в районе Арада поселились бок о бок кланы иудеев и кенеев. Однако многие комментаторы предлагают вместо ам («народ») читать здесь амалеки(«амалекитяне»), основываясь на 1Цар 15:6, где сообщается, что кенеи живут рядом с амалекитянами (ср. также совместное упоминание амалекитян и кенеев в Числ 24:20-22).

16 Потомки кенея, Моисеева тестя, пошли вместе с потомками Иуды из Города Пальм в Иудейскую пустыню — в Негев, в землю арадскую, — и поселились среди живущего там народа.

17 Иуда и Симеон, брат его, пошли войной на ханаанев, обитавших в Цефате, и перебили их. Они предали этот город заклятью и уничтожили. С тех пор он зовется Хорма.

1:17 Как и в 1:2-3, Иуда и Симеон олицетворяют произошедшие от них племена.

∙   Согласно ИисНав 15:30, Хорма входит в надел Иуды, а согласно ИисНав 19:4 — в надел Симеона. Местонахождение спорно (Числ 21:3 как будто говорит, что Хорма и Арад — одно и то же место, однако в ИисНав 12:14 отдельно упоминаются царь Арада и царь Хормы; ср. также ИисНав 15:21 и 15:30).

∙   С тех пор он зовется Хорма. — Игра слов: Хорма (название города) — хехерим («уничтожить, предав заклятью»). Такая же история о происхождении названия Хорма рассказана и в Числ 21:3, только там уничтожение Хормы происходит не после смерти Иисуса Навина, а еще при жизни Моисея.

18 Племя Иуды захватило Газу и ее окрестности, Ашкелон и его окрестности, а также Экрон и его окрестности.

1:18 Газа, Ашкелон, Экрон — филистимские города. Сообщение о завоевании этих городов потомками Иуды находится в парадоксальном соседстве со словами о том, что племя Иуды не смогло справиться с жителями долины (1:19). Согласно ИисНав 13:2-3, Экрон, Ашдод и Газа остались незавоеванными, а согласно ИисНав 15:45-47 — входят в надел Иуды.

19 ГОСПОДЬ был с потомками Иуды, и они овладели горами. Но с жителями долины потомки Иуды справиться не смогли, потому что у тех были железные колесницы.

1:19 ...железные колесницы. — См. примечание к ИисНав 17:16.
[железные колесницы! — Эти слова нельзя понимать буквально; упоминание железа призвано породить у читателя ассоциации с военной мощью.
  Боевые колесницы II тыс. до н.э. и первой половины I тыс. до н. э. всегда делались из легких пород дерева. С ассирийской эпохи, примерно с VIII в. до н. э., из железа делаются обручи для колес и некоторые небольшие детали, а в персидскую эпоху (середина I тыс. до н.э.) к боевым колесницам прикрепляют стальные серпы — не столько как реальное оружие, сколько для устрашения противника.]

20Калеву, как и велел Моисей, отдали Хеврон. И Калев отнял его у трех потомков Анака.

1:20 Ср. ИисНав 14:13-15; 15:13-14. О потомках Анака (иначе — анакимы) см. примечание к ИисНав 11:21. [Анакимы — легендарные великаны (Втор 2:10,21; 9:2), обитавшие в Хевроне и его окрестностях (ср. ИисНав 14:12,15; 15:13-14 и Числ 13:23). В Числ 13:34 они отождествлены с "исполинами" (евр. нефили́м), которые, согласно Быт 6:4, произошли от "сынов Божьих" и "дочерей человеческих". Именно страх перед анакимами помешал израильтянам завоевать Палестину после ухода из Египта и заключения Договора с Богом на Синае (Числ 13:29,34). Истребление анакимов означает окончательное подчинение Палестины израильтянами.]

21 Потомки Вениамина не отобрали Иерусалим у евусеев. Евусеи живут в Иерусалиме, вместе с потомками Вениамина, и по сей день.

1:21 Этот стих почти буквально повторяет ИисНав 15:63 — но с той разницей, что здесь Иерусалим отнесен к наделу Вениамина, а не Иуды! (Впрочем, в ИисНав 18:28 Иерусалим входит в надел Вениамина.)

Евусеи — согласно Ветхому Завету, обитатели Иерусалима до его завоевания израильтянами.

22 Потомки Иосифа выступили в поход на Бет-Эл. ГОСПОДЬ был с ними.

23Они стали наблюдать за Бет-Элом (раньше этот город назывался Луз). 24 Увидев вышедшего из города человека, наблюдавшие сказали ему:

— Покажи нам, как проникнуть в город, и мы отплатим тебе добром за добро.

25 Он показал, как туда проникнуть. Они перебили жителей города, а этого человека, вместе со всем его родом, отпустили. 26 Он пришел в землю хеттов, основал там город и дал ему имя Луз; этот город зовется так и по сей день.

1:22 Бет-Эл — См. примечание к ИисНав 7:2. [Бет-Эл ("Дом Бога") — один из важнейших городов древнего Израиля; лежал к северу от Иерусалима. С бет-эльским святилищем связаны предания об Иакове (см. Быт 28:10-22). Согласно Суд 20:27, в Бет-Эле одно время находился ковчег договора. В Бет-Эле было главное святилище Северного (Израильского) царства; существование этого святилища осуждается в текстах Ветхого Завета (3Цар 12:28–13:10; Ос 10:5; Ам 3:14). Святилище было разрушено царем Иосией (4Цар 23:15).] Хотя царь Бет-Эла упомянут среди побежденных царей в ИисНав 12:16, завоевание Бет-Эла происходит лишь в книге Судей.

1:24-25 Ср. рассказ ИисНав 2 и 6:21-24 о том, как израильскому войску помогла одна из жительниц Иерихона.

 

1:26 Землей хеттов в Библии называется северная Сирия (см. примечание к ИисНав 1:3-4 [Земля хеттов — здесь: северная Сирия (земли к западу от Евфрата). Хетты — индоевропейский народ, создавший в XVII в. до н.э. могущественную империю с центром в Малой Азии. Империя пала в XIII в. до н.э., Малая Азия была заселена другими народами, но обломки империи — новохеттские царства северной Сирии — существовали еще полтысячелетия. Даже после их падения ассирийцы и вавилоняне продолжали называть территорию к западу от Евфрата "землей хеттов". Хотя некоторые тексты Ветхого Завета говорят о хеттах, проживающих в Палестине (Быт 23 и др.), никакая часть Палестины не называется в Библии "землей хеттов".]). Город Луз, о котором говорится в этом стихе, ближе не известен.

 

1:27-28 См. ИисНав 17:11-13 и примечание к ИисНав 17:11. [Бет-Шеан, Ивлеам, Эн-Дор, Таанах и Мегиддо — города Изреельской долины, по которой проходили важнейшие торговые пути древней Палестины. Дор — портовый город на побережье Палестины.]

∙ ...Дором, Ивлеамом и Мегиддо... — Букв.: «...жителями Дора ... жителями Ивлеама ... и жителями Мегиддо...»

 

1:29 — Этот стих повторяет ИисНав 16:10 (но не говорит, что ханаанеи, живущие в наделе Ефрема, несут трудовую повинность).

Гезер — город лежащий к западу от Иерусалима, на полпути между Иерусалимом и морем. (См. примечание к ИисНав 10:33. [Гезер — город лежащий к западу от Иерусалима, на полпути между Иерусалимом и морем. Хотя царь Гезера разбит, здесь не говорится о взятии Гезера израильтянами (ср. ИисНав 16:10; Суд 1:29). Согласно 3Цар 9:16, Гезер стал израильским лишь при Соломоне.])

 

1:30 ...Китроном и Нахалалом. — Букв.: «...жителями Китрона и жителями Нахалала». Точное местонахождение обоих городов спорно. Нахалал упоминается в ИисНав 19:15 как город, входящий в надел Завулона.

 

 

1:31 ...Акко и Сидоном... — Букв.: «...жителями Акко и жителями Сидона...» Акко, Сидон, Ахзив, Афик (Афе́к) и Рехов упоминаются в описании надела Асира в ИисНав 19:24-31 (правда, там Сидон скорее не входит в надел, а лишь служит пограничным ориентиром). См. примечание к ИисНав 19:24-31.
[
Надел племени Асира — это долина Акко и горы к востоку от нее. Большая часть этих земель входила в состав Финикии.
 Описание начинается с южных границ. Ахшаф, видимо, находился на юге долины Акко. Юго-западная граница Асира выходит к морю у подножия горы Кармел (неясно, однако, к северу или к югу от Кармела лежит Шихор-Ливнат). На юго-востоке Асир граничит с Завулоном в районе долины Ифтах-Эла.
 Город Кавул находился в горах восточнее долины Акко (в 3Цар 9:13 эта область названа "землей Кавул").
 Сидон и Тир — крупнейшие города южной Финикии. Тир располагался на острове, а напротив, на берегу, находился зависимый от Тира город Ушу (который иногда отождествляют с Хосой или с Тирской крепостью). Описание надела Асира завершается городами, расположенными в северной и центральной части долины Акко.]

∙ Селения с названиями Ахлав и Хелба нам неизвестны, зато в анналах ассирийского царя Синаххериба упомянут находившийся в данном районе город Махал(л)ибу(очевидно, нынешнее городище Хирбет эль-Махалиб, неподалеку от Тира). По-еврейски название этого города должно было бы звучать как Махале́в (или, возможно, Мехалле́в). Предполагают, что именно это название стояло в первоначальном еврейском тексте ИисНав 19:29. Вероятно, к нему восходят, в конечном счете, также названия Ахлав и Хелба в Суд 1:31.

 

1:33 ...Бет-Шемешем и Бет-Анатом... — Букв.: «...жителями Бет-Шемеша и жителями Бет-Аната...» Бет-Шемеш и Бет-Анат — последние из селений, перечисленных в списке селений Неффалима в ИисНав 19:38. Их точное местонахождение неизвестно (но не следует путать этот «северный» Бет-Шемеш с хорошо известным Бет-Шемешем, лежащим на юге Палестины, в Шефеле).

27 Племя Манассии не овладело Бет-Шеаном, Таанахом, Дором, Ивлеамом и Мегиддо, а также селениями вокруг них. Ханаанеи остались жить там. 28 (Позже, когда израильтяне стали сильнее, они заставили ханаанеев нести трудовую повинность, но землями их так и не овладели.)

29 Племя Ефрема не отобрало Ге́зер у ханаанеев. Ханаанеи остались жить в Гезере, в наделе Ефрема.

30 Племя Завулона не овладело Китро́ном и Нахала́лом. Ханаанеи остались жить в наделе Завулона, но несут трудовую повинность.

31 Племя Асира не овладело Акко́ и Сидо́ном, а также Ахла́вом, Ахзи́вом, Хелбо́й, Афи́ком и Рехо́вом. 32 Потомки Асира стали жить среди ханаанеев, жителей этой страны, так и не сумев овладеть их землей.

33 Племя Неффалима не овладело Бет-Ше́мешем и Бет-Ана́том и стало жить среди ханаанеев, жителей этой страны. Но жители Бет-Шемеша и Бет-Аната несут трудовую повинность.

34 Потомков Дана амореи оттеснили в горы и не давали им спуститься в долину. 35 Амореи остались жить в Хар-Хе́ресе, Айяло́не и Шаалви́ме, но когда потомки Иосифа сделались сильнее, амореев заставили нести трудовую повинность. 36 (Аморейские земли начинаются от Скорпионова подъема и Селы.)

1:34-36 Амореи — См. примечание к ИисНав 3:10. [Амореями в Ветхом Завете называется доеврейское население Заиорданья (Числ 21:21-35; ИисНав 2:10), реже — население Иудейских гор (ИисНав 10:5) или всей горной Палестины (ИисНав 5:1). Этот этноним встречается и за пределами Библии. В аккадских текстах конца III — II тыс. до н.э. "амореями" (амурру) назывались западносемитские племена, чьей родиной была Сирия; земли к западу от Евфрата продолжают именоваться "страной амореев" вплоть до середины I тыс. до н.э.]

Айялон и Шаалвим упомянуты в списке селений племени Дана в ИисНав 19:41-46. Хар-Херес («Гора Солнца») — это, видимо, упомянутый в том же списке в ИисНав Ир-Ше́меш («Город Солнца»); наиболее частое в Библии название этого города, одного из крупнейших в Шефеле, — Бет-Шемеш («Дом Солнца»).

Скорпионов подъем упоминается в Числ 34:4 и ИисНав 15:3 как южная граница Земли Обетованной (и, соответственно, южная граница земель племени Иуды). Села («Скала»), очевидно, находилась в Негеве. (Она упомянута также в 2Цар 14:7; Ис 16:1 и 42:11, но ее точное местонахождение неясно.)

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Откровение, 7–9.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное