Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Иисус Навин 20-22 / 11.XII.18 вт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 11 декабря 2018 года, вторник.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/jos20-22.htm.

Сегодня мы читаем главы 20–22 Книги Иисуса Навина.

(Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2003.)

 

Этот текст:

На церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

Д. Щедровицкий: глл. 13–24.

 

Книга Иисуса Навина

20 И ГОСПОДЬ сказал Иисусу:

2 — Вели израильтянам выделить города для убежища, как Я повелел вам через Моисея, — чтобы всякий, кто случайно, без умысла, убьет человека, мог бежать туда и найти там убежище от кровной мести. Пусть он бежит в один из этих городов, встанет перед городскими воротами и расскажет старейшинам города, что произошло. Его должны впустить в город и дать ему место для жилья. Его не должны выдавать мстителю, когда тот придет за ним, — ведь убийство было неумышленным, а прежде между ним и убитым не было вражды. Пусть убийца живет в этом городе, пока не предстанет на суд общины (или пока не умрет верховный жрец, при котором всё это произошло, — тогда убийца может вернуться домой, в тот город, откуда бежал).

Городами-убежищами были провозглашены:
Кедеш — в Галилее, в горах Неффалима;
Шехем — в горах Ефрема;
Кирья́т-Арба́ (то есть Хеврон) — в горах Иудеи.

А также города на восток от Иордана — Иерихонской реки:

Бе́цер — в пустыне, на Плоскогорье (земля Рувима); Рамо́т — в Галааде (земля Гада); Гола́н — в Башане (земля Манассии).

Постановили, что всякий, кто совершит неумышленное убийство, — будь то израильтянин или переселенец, живущий среди израильтян, — может укрываться в этих городах от кровной мести, пока не предстанет на суд общины.

20:1-9 О городах-убежищах см. Исх 21:13-14; Числ 35:9-34; Втор 4:41-43 и 19:1-13. В древнем мире люди, совершившие неумышленное убийство и боящиеся казни или мести, могли искать убежища в храме, у жертвенника. (Во Втор 19:2-10 приведен пример неумышленного убийства: во время рубки дров лезвие топора соскочило с топорища и убило находившегося рядом человека.)

 

 

 

20:6 ... или пока не умрет верховный жрец... — Ср. Числ 35:28. Очевидно, предполагается, что со вступлением в должность нового верховного жреца начинается другая эпоха, события предшествующей эпохи уходят в прошлое и кровник уже не обязан мстить за смерть убитого. (Ср. обычай амнистировать преступников при восшествии на престол нового монарха.)

20:7-8 Шесть городов-убежищ соответствуют шести областям библейского Израиля. Три области — в Палестине (север — Галилея, центральная часть — горы Ефрема, юг — Иудея), и три — в Заиорданье (юг — Плоскогорье, центральная часть — Галаад, север — Башан).

21 Главы левитских родов пришли к жрецу Элеазару, Иисусу Навину и главам родов израильских племен — это было в Шило, в Ханаане, — и напомнили:

— ГОСПОДЬ повелел через Моисея, чтобы нам выделили селения, где мы будем жить, и пастбища вокруг них — для нашего скота.

И тогда, согласно повелению ГОСПОДА, израильтяне выделили для левитов из своих наделов селения и пастбища.

 

21:2 Ср. Числ 35:2-8. Традиция, отраженная в этой главе, явно отличается от той, что стоит за ИисНав 13:14,33; Числ 18:20 и Втор 18:1-2, где утверждается, что левиты не должны иметь земельных наделов, "ибо их доля — это ГОСПОДЬ, Бог Израиля".

21:4-42 Параллельный список левитских селений дается в 1Пар 6:54-81.

Каждое племя выделяет левитам по четыре селения (всего — сорок восемь селений). Племена Иуды и Симеона выделяют на одно селение больше (не восемь, а девять), но зато племя Неффалима выделяет на одно селение меньше. Все шесть городов-убежищ (ИисНав 20:7-8) отданы левитам (ср. Числ 35:6).

Род Кехата, старшего сына Левия, получает почти в два раза больше селений, чем род Гершона, среднего сына, или род Мерари, младшего сына. (Ср. Втор 21:17, где говорится, что старший сын получает двойную долю в наследстве.) Селения рода Кехата расположены на землях племен Иуды и Вениамина (иерусалимские жрецы считали Кехата своим прародителем).

Сначала выпал жребий левитов из рода Кеха́та. Потомки жреца Аарона получили по жребию тринадцать селений от племен Иуды, Симеона и Вениамина, а остальные левиты из рода Кехата — десять селений от племен Ефрема, Дана и от половины племени Манассии. Левиты из рода Гершо́на получили по жребию тринадцать селений от племен Иссахара, Асира, Неффалима и от той половины племени Манассии, что живет в Башане. Левиты из рода Мерари́ (все их семейства) получили двенадцать селений от племен Рувима, Гада и Завулона. Эти селения с пастбищами вокруг них израильтяне выделили для левитов по жребию, как повелел ГОСПОДЬ через Моисея.

Ниже перечислены селения, выделенные левитам из наделов Иуды и Симеона; 10 эти селения были отданы потомкам Аарона, левитам из рода Кехата, потому что их жребий выпал первым. 11 Кирьят-Арбу (то есть Хеврон), город Арбы, отца Анака, расположенный в горах Иудеи, отдали левитам, вместе с окрестными пастбищами, — 12 однако поля и деревни вокруг города отданы во владение Калеву, сыну Ефунне́.

13 Потомки жреца Аарона получили Хеврон (город-убежище), с окрестными пастбищами, а также Ливну́, 14 Ятти́р, Эштемо́а, 15 Холо́н, Деви́р, 16 А́ин, Ютту́ и Бет-Ше́меш, с пастбищами вокруг них. Всего — девять селений, из наделов двух племен.

17 Кроме того, из надела Вениамина им были выделены Гаваон, Ге́ва, 18 Анато́т и Алмо́н, с пастбищами вокруг них. Всего — четыре селения.

19 В общей сложности потомки Аарона, жрецы, получили тринадцать селений вместе с пастбищами.

 

20 Остальные семейства левитов из рода Кехата получили по жребию селения из надела Ефрема. 21 Они получили Шехем (город-убежище), что в горах Ефрема, с окрестными пастбищами, а также Ге́зер, 22 Кивца́им и Бет-Хорон, с пастбищами вокруг них. Всего — четыре селения.

23 Кроме того, из надела Дана — Элтеке́, Гиббето́н, 24 Айяло́н и Гат-Риммо́н, с пастбищами вокруг них. Всего — четыре селения.

25 А из надела половины племени Манассии — Таана́х и Гат-Риммон, с пастбищами вокруг них. Всего — два селения.

26 В общей сложности остальные семейства из рода Кехата получили десять селений вместе с пастбищами.

 

27 Семейства левитов из рода Гершона получили из надела половины племени Манассии Голан (город-убежище), что в Башане, с окрестными пастбищами, а также Аштарот, с окрестными пастбищами. Всего — два селения.

28 Кроме того, из надела Иссахара — Кишьо́н, Давера́т, 29 Ярму́т и Эн-Ганни́м, с пастбищами вокруг них. Всего — четыре селения.

30 А из надела Асира — Миша́л, Авдо́н, 31 Хелка́т и Рехо́в, с пастбищами вокруг них. Всего — четыре селения.

32 И из надела Неффалима — Кедеш (город-убежище), что в Галилее, с окрестными пастбищами, а также Хаммо́т-Дор и Карта́н, с пастбищами вокруг них. Всего — три селения.

33 В общей сложности семейства из рода Гершона получили тринадцать селений вместе с пастбищами.

21:27 ... Аштарот... — В мас. тексте: Беэштера́. Перевод по конъектуре (ср. 1Пар 6:71; ИисНав 9:10; 12:4; 13:12,31).

34 Остальные левиты — семейства из рода Мерари — получили из надела Завулона Йокнеа́м, Карту́, 35 Димну́ и Нахала́л, с пастбищами вокруг них. Всего — четыре селения.

36 Кроме того, из надела Рувима — Бе́цер (город-убежище), Я́хац, 37 Кедемо́т и Мефа́ат, с пастбищами вокруг них. Всего — четыре селения.

38 А из надела Гада — Рамот (город-убежище), что в Галааде, с окрестными пастбищами, а также Махана́им, 39 Хешбо́н и Язе́р, с пастбищами вокруг них. Всего — четыре селения.

40 В общей сложности остальные семейства левитов — семейства из рода Мерари — получили по жребию двенадцать селений.

21:36-37 Эти стихи отсутствуют в ряде рукописей, включая наиболее авторитетную — Ленинградский кодекс. Скорее всего, это случайный пропуск, объясняющийся тем, что стихи 35 и 37 заканчиваются одинаково: "Всего — четыре селения".

21:36 ... город-убежище... — Эти слова отсутствуют в масоретском тексте. Перевод по конъектуре, в пользу которой говорит Септуагинта.

41 В общей сложности левиты получили во владениях израильтян сорок восемь селений вместе с пастбищами. 42 (Вместе с каждым из этих селений они получали и окрестные пастбища.)

 

43 ГОСПОДЬ отдал израильтянам всю эту страну — как Он и обещал их праотцам.

Эта страна стала владением израильтян. Они поселились в ней, 44 и ГОСПОДЬ даровал им мирную жизнь — как Он и обещал их праотцам.

Никто не мог противостоять израильтянам — ГОСПОДЬ отдал в их руки всех врагов.

45 Ни одно из тех обещаний, что ГОСПОДЬ дал израильтянам, не осталось неисполненным — всё сбылось!

 

22 Затем Иисус призвал племена Рувима, Гада и половину племени Манассии и сказал им:

— Вы исполнили всё, что повелел вам Моисей, слуга ГОСПОДА. Вы слушались всех моих повелений. Долго, вплоть до нынешнего дня, вы были вместе с остальными израильтянами, исполняя веление ГОСПОДА, вашего Бога. Теперь, когда ГОСПОДЬ, ваш Бог, выполнил Свое обещание и даровал им мирную жизнь, вы можете вернуться домой, в свои Заиорданские владения, которые вам дал Моисей, слуга ГОСПОДА. Но вы должны строго соблюдать Закон — выполнять всё, что повелел вам Моисей, слуга ГОСПОДА. Вы должны любить ГОСПОДА, вашего Бога, следовать Его предначертаниям, исполнять Его повеления, хранить Ему верность и служить Ему всем сердцем, всей вашей жизнью.

Иисус благословил их и отпустил домой. (Одной половине племени Манассии Моисей дал землю в Башане, а другой половине этого племени Иисус дал землю к западу от Иордана, рядом с остальными израильтянами.)

Отпуская их домой и благословляя, Иисус сказал:

— Вы возвращаетесь домой богатыми: теперь у вас много скота, много серебра, золота, меди, железа и одежд. Разделите с братьями добычу!

22:1-6 Ср. Иис Нав 1:12-18.

Расставшись с остальными израильтянами и покинув Шило́, что в Ханаане, племена Рувима, Гада и половина племени Манассии отправились домой, в Галаад. (Этой страной они владели согласно повелению, данному ГОСПОДОМ через Моисея.)

10 Придя к Гелило́ту, что у Иордана, в Ханаане, племена Рувима, Гада и половина племени Манассии построили там, у Иордана, огромный жертвенник.

11 Слух об этом дошел до остальных израильтян: они узнали, что племена Рувима, Гада и половина племени Манассии построили жертвенник на границе Ханаана — в Гелилоте, что у Иордана, на израильском берегу. 12 И тогда вся община Израиля собралась в Шило, чтобы идти на них войной.

13 Сперва израильтяне послали в Галаад — к племенам Рувима, Гада и половине племени Манассии — жреца Пинеха́са, сына Элеазара. 14 Вместе с ним отправились десятеро из начальников общины, из разных родов, — каждый представлял одно из племен Израиля. Каждый был главой рода, представлял один из кланов Израиля. 15 Прибыв в Галаад, к племенам Рувима, Гада и половине племени Манассии, послы сказали:

16 — Так говорит вся община ГОСПОДНЯ: Почему вы изменили Богу Израиля? Зачем отступаете вы от ГОСПОДА? Построив свой жертвенник, вы восстали против ГОСПОДА. 17 Неужели мало нам преступлений пео́рских? Мы доныне еще не очистились от этих грехов, за которые всю общину ГОСПОДНЮ постигла кара. 18 Вы отступили от ГОСПОДА! Сегодня вы восстали против ГОСПОДА, а завтра Его гнев обрушится на всю общину Израиля! 19 Если страна, которой вы владеете, осквернена, то переходите сюда, во владения ГОСПОДА, где стоит скиния ГОСПОДНЯ, и возьмите себе землю здесь, у нас. Но не поднимайте восстание против ГОСПОДА — и нас соучастниками не делайте — не стройте себе другого жертвенника, вдобавок к жертвеннику ГОСПОДА, Бога нашего! 20 Ведь когда Аха́н, сын Зе́раха, согрешил и нарушил заклятие, то гнев Божий обрушился на всю общину Израиля! Многие, не он один, погибли из-за его греха.

21 Племена Рувима, Гада и половина племени Манассии отвечали главам кланов Израиля:

22 — ГОСПОДЬ, Бог богов! ГОСПОДЬ, Бог богов! Он знает, в чём дело, и пусть израильтяне тоже знают. Если мы согрешили, восстали против ГОСПОДА — пусть не защищает Он нас отныне! 23 Если мы построили этот жертвенник, чтобы, отступив от ГОСПОДА, совершать на нём всесожжения, возносить приношения и пиршественные жертвы, — да покарает нас ГОСПОДЬ! 24 Но нет, мы построили его по другой причине. Мы боимся, что в будущем ваши потомки скажут нашим потомкам: "Что вам до ГОСПОДА, Бога израильтян, 25 о племена Рувима и Гада?! ГОСПОДЬ сделал Иордан границей между нами и вами. ГОСПОДЬ — не ваш Бог!" И тогда, по вине ваших потомков, наши потомки перестанут чтить ГОСПОДА! 26 Вот мы и решили построить этот жертвенник — но вовсе не для всесожжений и пиршественных жертв.

27 Пусть он будет для нас с вами — и для наших потомков — свидетельством того, что мы тоже можем служить ГОСПОДУ: совершать всесожжения и возносить пиршественные жертвы. Теперь уж ваши потомки не смогут сказать нашим потомкам: "ГОСПОДЬ — не ваш Бог!"

28 Мы решили — если в будущем нам или нашим потомкам так скажут, то надо будет дать такой ответ: "Взгляните на это подобие жертвенника ГОСПОДНЕГО, которое воздвигли наши отцы. Оно — не для всесожжений и жертвоприношений. Оно — свидетельство для нас с вами".

29 Но не бывать тому, чтобы мы восстали против ГОСПОДА и, отступив от Него, построили — вдобавок к тому жертвеннику ГОСПОДА, Бога нашего, что стоит перед скинией, — еще один жертвенник для всесожжений, приношений и пиршественных жертв!

30 Жрец Пинехас и сопровождавшие его начальники общины — главы кланов Израиля — обрадовались, услышав от племен Рувима, Гада и Манассии такой ответ. 31 Жрец Пинехас, сын Элеазара, сказал племенам Рувима, Гада и Манассии:

– Теперь мы знаем, что ГОСПОДЬ нас не покинул! Раз вы не изменили ГОСПОДУ, то ГОСПОДЬ не станет карать Израиль.

32 Расставшись с племенами Рувима и Гада и покинув Галаад, жрец Пинехас, сын Элеазара, и начальники общины возвратились в Ханаан, к израильтянам, и рассказали им, в чем дело. 33 Израильтяне обрадовались. Они благословили Бога и не стали воевать с племенами Рувима и Гада, не стали разорять их страну.

34 Племена Рувима и Гада дали этому жертвеннику имя. Они сказали: "И для нас и для вас этот жертвенник будет свидетелем, что наш Бог — ГОСПОДЬ".

 

22:10-34 Поскольку во Втор 12 предписана строжайшая централизация культа (приносить ГОСПОДУ жертвы можно только в том единственном месте, которое Он изберет), возведение второго жертвенника (один, как следует из контекста, уже воздвигнут в Шило) рассматривается здесь как оскорбление Бога.

22:10 ... к Гелилоту, что у Иордана... — Этот топоним больше нигде не встречается. В Септуагинте: "Галгала", т.е. "Гилгал" (ср. чередование Гилгал и Гелилот в Иис Нав 15:7 и 18:17). Однако евр. гелило́т может также означать просто "области".

22:13 Пинехас — сын жреца Элеазара, внук Аарона. См. Числ 25:1-13; 31:6 и Суд 20:28.

 

 

 

 

22:17 ... преступлений пеорских? — Согласно Числ 25, израильтяне, находясь в Моаве, увлеклись местными женщинами и стали вместе с ними поклоняться богу Ваалу Пеорскому (от названия горы Пео́р). Только Пинехас, убив израильтянина и соблазнившую его женщину, смог унять гнев ГОСПОДА.

22:19 ... и нас соучастниками не делайте... — Данный перевод предполагает иную, отличную от масоретской, огласовку евр. текста. (Другое возможное понимание: "... и против нас не бунтуйте...") Поскольку племена Израиля представляют собой единый народ, то грех Заиорданских племен становится грехом всего Израиля.

22:20 ... Ахан, сын Зераха... — См. гл. 7.

 

 

 

 

22:22 ... пусть не защищает Он нас отныне! — Перевод по Септуагинте. Мас. вариант: "... не защищай нас отныне!" Ср. гл. 7 — после того как израильтяне нарушили заклятье, Бог перестает помогать им в войне с врагами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22:34 Жертвенники, которым даются имена, упомянуты также в Быт 33:20; 35:7; Исх 17:15 и Суд 6:24. Однако здесь имя жертвенника не сообщается — приведены лишь слова, которыми сопровождалось наречение имени. Возможно, это имя выпало при переписывании текста или было по каким-то причинам намеренно пропущено.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Иисус Навин, 23–24.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное