Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Письмо евреям, 5-7: Христос - выше Аарона (2) / 1.XII.19 вс


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 01-Dec-2019 12:08

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 1 декабря 2019 года, воскресенье.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/heb05-7.htm.

 

Продолжаем читать Послание евреям (5–7). [АУДИО (ред. 2004 г.)]

Традиционно послание приписывается апостолу Павлу, хотя библеисты уверены, что оно написано неизвестным автором, что, впрочем, не умаляет его авторитетности для христиан (каноничности).

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").

Этот фрагмент в др. переводах:
"Современный русский перевод" (РБО,2011): Без разбиения на абзацы, с примечаниями /
На церковнославянском / Синодальный перевод / перевод п/ред. еп. Кассиана / перевод п/ред. М. Кулакова
/
Перевод "Слово жизни" / "Новый перевод на русский язык": "Новый русский перевод"; "Восточный перевод" /
Греч. текст
Ком-
мен-
та-
рии:
к книге (введение):
из 'Брюссельской' Библии
из "Толковой Библии" Лопухина
из "Женевской Библии"
Р. Браун
(серия "Библия говорит сегодня")
Д. Стерн
Новый Библейский Комментарий
"Культурно-
исторический комментарий"
другие
   
5
6
7  
        

Письмо евреям

51 Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи. (2) Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям, (3) из-за них он обязан приносить жертвы как за народ, так и за себя. (4) И никому не занять такого почетного места по собственной воле — первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон.

5 Так и Христос. Не сам Он прославил Себя, став Первосвященником, а даровал Ему это Бог, сказавший:

"Ты Мой Сын,
   
сегодня Я стал Отцом Тебе".

И в другом месте Бог говорит:

"Ты — Священник вовеки,
   
подобно Мельхиседеку".

7 В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение. (8) Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию (9) и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. (10) И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.

11 Об этом мы могли бы сказать многое, но вам нелегко это объяснить, ведь до вас туго доходит. (12) Вам самим уже пора стать учителями, а вы снова нуждаетесь в том, чтобы кто-нибудь научил вас азбуке Божьего Слова. Вот кем вы стали, вам опять нужно молоко, а не твердая пища. (13) Ведь всякий, кто питается молоком, не разбирается в том, что верно, а что нет, потому что он еще младенец. (14) Твердая пища — для зрелых людей, их ум благодаря опыту способен различать добро и зло.

61 Поэтому пора уже нам от начальных сведений о Христе перейти к вещам, требующим зрелости! Не надо снова возвращаться к закладке фундамента, к прописным истинам, таким, как отказ от дел, ведущих к смерти, вера в Бога, (2) учение об очистительных обрядах и о возложении рук, воскресение мертвых и вечный суд. (3) Так мы и поступим, если на то будет Божья воля. (4) Ведь если люди, однажды озаренные светом, вкусили небесного дара и стали сопричастны Святому Духу, (5) и на себе испытали доброту Божьего слова и духовные силы грядущего века, (6) но затем отпали, их уже невозможно привести заново к раскаянию, потому что они, во вред себе, опять распинают Божьего Сына и выставляют Его на посмешище. (7) Так земля, которая впитывает частые дожди и рождает урожай на благо тем, кто ее обрабатывает, получает от Бога благословение. (8) Но землю, производящую лишь чертополох и терновник, признают негодной и проклятой, конец ее  —  сгореть в огне.

Однако, дорогие мои, мы, хотя и говорим так, убеждены, что вы нахо́дитесь в лучшем положении и стои́те на пути к спасению. (10) Бог справедлив и поэтому не может забыть ваши дела и ту любовь, которую вы проявили во имя Его, служив и служа святому Его народу! (11) Мы желаем, чтобы каждый из вас проявил такое же усердие до конца, то есть до исполнения надежды, (12) чтобы он не обленился, а последовал примеру тех, кто, благодаря вере и стойкости, получает в наследие обещанное Богом.

13 Когда Бог дал обещание Аврааму, то Он, поскольку нет никого выше Его, поклялся Самим Собой. (14) Он сказал: "Я щедро благословлю тебя и дам тебе множество потомков". (15) И таким образом Авраам благодаря стойкости достиг обещанного. (16) Люди ведь обычно клянутся тем, кто выше их, и клятвой подтверждается конец любого среди них раздора. (17) Вот почему Бог скрепил Свое обещание клятвой, пожелав еще яснее показать тем, кто получит обещанное, что воля Его неизменна. (18) И эти две неизменные вещи, в которых Бог не может солгать, служат для нас, бежавших под Его покров, источником великой бодрости и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами. (19) Надежда эта — словно якорь для души, крепкий и надежный, который входит внутрь святилища, за завесу, (20) куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас, став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.

71 Ведь этот самый Мельхиседек, царь Салима, священник Всевышнего Бога, встретил Авраама, когда тот возвращался после разгрома царей, и благословил его, (2) и Авраам уделил ему десятую часть всей добычи. Имя его, во-первых, переводится как "царь, несущий справедливость", а во-вторых, он еще и царь Салима, то есть "царь, несущий мир". (3) У него нет ни отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца. Уподоблен Сыну Бога, он остается священником навсегда.

4 Вы только посмотри́те, сколь великим должен быть тот, кому сам патриарх Авраам дал десятую часть отборнейшей добычи. (5) Потомков Левия, исполняющих службу священников, Закон обязал облагать десятиной народ, то есть своих братьев, хотя они потомки Авраама. (6) А этот, хотя и не из рода Левия, взял десятину с Авраама и благословил его, уже имевшего обещание от Бога. (7) Вне всякого сомнения, только меньший может получать благословение от большего. (8) Тем более, что десятину получают люди смертные, а там ее получил человек, о котором Писание свидетельствует, что он жив. (9) И Левий, получая десятину, был сам, так сказать, обложен десятиной, которую он уплатил через Авраама. (10) Ведь Мельхиседек встретил его, когда он еще не родился и был, так сказать, еще внутри своего предка.

11 Если бы совершенства можно было достигнуть через левитское священство (ведь Закон был дан народу на его основе), тогда зачем было нужно, чтобы говорилось о появлении другого Священника, подобного Мельхиседеку, а не такого, как Аарон? (12) Ведь перемена священства неизбежно означает и перемену Закона. (13) Тот, о ком идет речь, принадлежит к другому племени, из которого никто никогда не служил при жертвеннике. (14) Общеизвестно, что наш Господь родом из племени Иуды, а Моисей, говоря о священниках, ничего не говорит относительно этого племени. (15) И что еще очевиднее, явился новый Священник, Тот, кто подобен Мельхиседеку, (16) кто стал Священником не по закону о земном происхождении, но силой нетленной жизни. (17) Ведь Писание свидетельствует:

"Ты — Священник вовеки,
   
подобно Мельхиседеку".

18 Итак, произошла отмена предыдущего установления, из-за его слабости и бесполезности — (19) Закон ведь ничего не сделал совершенным, — и была дана новая надежда, благодаря которой мы приближаемся к Богу.

20 И здесь не обошлось без клятвы! Другие становились священниками без всякой клятвы, (21) но Он — с клятвой, потому что Бог сказал Ему:

"Поклялся Господь,
   
не передумает:
Ты — Священник вовеки!"

22 Клятва эта показывает, насколько лучше тот Договор с Богом, поручителем за который стал Иисус. (23) И священников было много, потому что смерть мешала им продолжать служение. (24) Но у Иисуса, живущего вечно, бессменное священство. (25) Поэтому Он и может всегда спасать тех, кто приходит через Него к Богу, ибо Он живет вечно, чтобы ходатайствовать за них.

26 Вот такой Первосвященник и нужен был нам — святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и ставший превыше небес. (27) Ему не нужно, как другим первосвященникам, день за днем приносить жертвы сначала за собственные грехи, а потом уже за грехи народа. Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя. (28) Ведь Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное Слово Бога, данное после Закона, поставило Первосвященником Сына, ставшего совершенным навеки.

 


5.1 дары и жертвы — Богу приносились хлеб, мука, вино, животные и т.д. Хотя под жертвой как правило понималось заклание животного, здесь эти слова являются практически синонимами. Главной обязанностью священников в ветхозаветные времена было служить посредниками между Богом и людьми, ходатайствуя перед Ним путем принесения жертв о прощении грехов.
5.2 невежествен — т. е. несведущий во всех деталях Закона и потому могущий по незнанию в чем-то его нарушить. Заблуждается — практически синонимично слову "невежествен". Подвержен слабостям — см. прим. к 4.15. [Вероятно, имеется в виду, что благодаря опыту земной жизни Иисус способен лучше понять людей и помочь им.]
5.3 Согласно Книге Левит, первосвященник сначала приносил жертву за себя, а уже потом за народ. Так было и в День Искупления (см. прим. к 9.7 [В обязанности первосвященника входило принесение особой жертвы за грехи народа, совершенные по неведению, когда он 10 числа месяца Тишри́ (середина сентября–октября), в День Искупления (евр. Йом-Киппу́р) входил с кровью жертвенного животного в Самое Святое Место (Святое Святых).]).
5.4 Общеизвестно, что некоторые первосвященники силой захватывали свой пост (см. Иосиф Флавий, Евр.Древн. 15.2; 20.9). Но автор письма не подвергает критике ни культовые установления Закона, ни священство иерусалимского Храма, в отличие, например, от отшельников Кумрана. Аарон был братом Моисея, его Бог назначил священником, и отныне священниками могли быть только его потомки (ср. Лк 1.5-6).
5.5 Христос — греч. Помазанник. Это указание на то, что Бог призвал Иисуса, как и первосвященника, ведь и тот помазывался на служение.
5.7 с воплем и плачем — вероятно, во время Гефсиманской молитвы. Спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение — греческий текст допускает иное понимание: "спасти Его от смерти из-за страха [перед смертью], и был услышан". Был услышан — это может значить, что а) жертва Его была принята Богом или б) Бог воскресил Его.
5.9 став совершенным — смерть Иисуса стала совершенным исполнением воли Отца и завершением Его миссии на земле. Кроме того, глагол "телейёо" в LXX имел также значение "посвятить себя священническому служению".

5.11 Об этом — возможно, в самом общем смысле: "об этих вещах" или в смысле: "о первосвященстве Христа". Но греческий оригинал допускает и иное понимание: "о нём" (о Мельхиседеке) или "о Нём" (о Христе как Первосвященнике подобно Мельхиседеку). До вас туго доходит — дословно: "вы стали туповаты ушами"; здесь имеется в виду потеря способности воспринимать то, что им говорится.
5.12 Вам самим уже пора стать учителями — речь, вероятно, идет не об особой должности учителя в раннехристианских общинах, как, например, в 1Кор 12.29 (ср. Рим 12.7; Еф 4.11; Иак 3.1). В древности было широко распространено убеждение, что всякий взрослый человек способен учить других (ср. 8.11). Азбуке — т. е. самым начальным сведениям (ср. 6.1). Молоко было широко распространенной метафорой, обозначающей обучение элементарным сведениям (ср. Ис 28.9). О противопоставлении молока и твердой пищи см. также 1Кор 3.2; ср. 1Петр 2.2.
5.13 младенец — здесь в отрицательном значении — о человеке духовно незрелом (ср. Еф 4.13-16; Гал 4.1-6; 1Кор 3.1-3).
6.1 Начальными сведениями они названы потому, что в них почти нет ничего специфически христианского; всё это содержится и в ветхозаветной религии; они же названы прописными истинами и азбукой (5.12). Сведений о Христе — возможно понимание: "слов Христа". Дел, ведущих к смерти — дословно: "мертвых дел"; возможно понимание: "пустых дел" (ср. 9.9-10, 14).
6.2 об очистительных обрядах — дословно: "о погружениях в воду"; вряд ли здесь речь идет о христианском крещении, но скорее всего о каких-то очистительных ритуалах в дополнение к крещению, практиковавшихся в древней Церкви. В НЗ с возложением рук связывалось исцеление (Мк 5.23; Деян 28.8), благословение (Мф 19.13, 15), дарование Святого Духа (Деян 8.17-19; 9.12, 17; 19.6), назначение на какую-либо должность (Деян 6.6; 1Тим 4.14; 2Тим 1.6). Вечный суд — вероятно, это значит: "окончательный и неизменный приговор Бога на Суде".
6.3 Слова автора означают, что он намерен вести своих слушателей к зрелости и говорить им о более высоких духовных истинах.
6.4 озаренные светом — вероятнее всего, имеется в виду крещение. Вкусили небесного дара — хотя эти слова могут быть поняты как участие в евхаристии, не исключен и более широкий смысл: "были искуплены Богом" или получили "Святого Духа".
6.5 на себе испытали доброту Божьего слова — дословно: "вкусили доброе слово Бога"; оно часто метафорически описывалось как пища (Иез 2.8; 3.1-3; Откр 10.9-10; Пс 118.103). Ср. также 1Петр 2.3 и Пс 34.8 (33.9). Духовные силы грядущего века — вероятно, речь идет о чудесах, сопровождавших проповедь Радостной Вести в ранней Церкви. Такие чудесные события указывали на близость Божьего Царства. Грядущего века — еврейское слово "ола́м", переведенное на греческий как "айо́н" (традиционно произносится "эон"), означает и временное ("век"), и пространственное ("мир") измерение вселенной. Согласно традиционным еврейским представлениям, вся история человечества делилась на два века, или мира: "олам-ха-зэ́" ("нынешний век") и "олам-хаба́" ("грядущий век"). Грядущий век понимался как Царство Бога.
6.6 во вред себе — хотя греческий оригинал допускает другой перевод: "собственными руками" или "в себе", такое понимание поддерживал Тертуллиан и Иоанн Златоуст, а также многие современные экзегеты. Распинают — вероятно, в том смысле, что становятся на сторону врагов Христа, Его распявших, или даже символически отождествляются с ними. Выставляют Его на посмешище — распятие считалось позорной казнью (см. 12.2; 11.26; 13.13; ср. Гал 3.13; Мк 8.38).
6.10 Ср. также Рим 3.5. Ваши дела и ту любовь — в некоторых рукописях: "труд вашей любви" (ср. 1Фес 1.3). Святому Его народу — буквально: "святым".
6.13 Этот стих очень близок к словам Филона: "Замечательно, что обещание скреплено клятвой, причем клятвой, которая приличествует Богу, ведь Бог клянется, как вы видите, не кем-то иным: так как нет никого, кто был бы сильнее Его, Он клянется самим собой, лучшим из всего сущего".
6.15 благодаря стойкости — согласно еврейским легендам, Авраам подвергался многочисленным испытаниям. Здесь, возможно, имеется в виду его готовность принести в жертву Исаака.
6.18 две неизменные вещи — т. е. клятва Бога и обещание, данное Им Аврааму.
6.19 Душа в НЗ почти всегда означает жизнь. Входит внутрь святилища — вероятно, эти слова значат, что отныне верующие могут входить туда, где пребывает Первосвященник Христос — в небесное святилище. За завесу — в иерусалимском Храме было две завесы: одна отделяла внешнее святилище от внутреннего, а вторая — Святое (Место) от Святого Святых (Самого Святого); здесь аллюзия на вторую, самую важную завесу, за которую мог зайти только первосвященник раз в году, в День Искупления (Лев 16.2), переосмысленную как вход в небесное святилище.
7.1 Мельхиседек (евр. Малькице́дек — "мой царь справедлив"). Салем — согласно таргумам, это Иерусалим; Иероним же отождествлял его с Салимом, упоминавшимся в Ин 3.23. Священник — еврейская традиция и автор письма придают большое значение тому, что Мельхиседек — это первый священник, упоминаемый в Священном Писании. На древнем Востоке цари часто исполняли и священнические функции. Всевышним Богом (евр. Эль Эльо́н) часто называли Бога Израиля те, кто не был евреем (ср. Числ 14.16; 1Ездр 6.30; 8.19, 21; Мк 5.7; Деян 16.17).
7.2 царь, несущий справедливость и царь, несущий мир (дословно: "царь справедливости и царь мира") — это семитский способ сказать: "справедливый и миролюбивый царь".
7.3 ни отца, ни матери... — так как Мельхиседек появляется в Священном Писании всего один раз (а также упомянут в Пс 110(109).4) и о нём ничего не известно, то эта фигура вызывала огромный интерес у еврейских экзегетов, а также в Средние века и рождала массу фантастических предположений. В Кумране его считали ангелом, возглавляющим небесный суд над Велиалом. Последний период в истории, так называемый юбилейный год, назывался годом Мельхиседека. Во 2 Книге Еноха рассказывается, что он родился из тела мертвой матери. В таргумах он тождествен с сыном Ноя Симом. По мнению многих экзегетов, Христос присутствовал в событиях Священной истории в виде Мельхиседека. Но для автора Евр самым важным является то, что его священство не зависело от его происхождения. У жизни его нет ни начала, ни конца — следуя принципу: "Чего нет в Торе (Пятикнижии), того нет в мире", люди полагали, что раз о его рождении и смерти в Библии ничего не сказано, следовательно, он не рождался и не умирал, а живет вечно и является священником на все времена (см. также ст. 8).
7.4 Вы только посмотрите — возможен иной перевод: "Вы видите".
7.5. Всякий мужчина из племени Левия по линии Аарона автоматически становился священником, кроме случаев, когда физические недостатки или болезнь не позволяли ему занять этот пост. Этому племени не было дано в удел земли, они должны были жить за счет десятины.
7.7 В Библии, в частности в псалмах, часто встречаются слова "благословить Господа", но там слово "благословить" имеет смысл "хвалить, прославлять".
7.10 еще не родился — из-за того, что Левий еще не начал жить самостоятельной жизнью, он как бы включен в Авраама (ср. Рим 5.12; 1Кор 15.22). Подчинив себя Мельхиседеку, Авраам подчинил ему и всех своих потомков. Отсюда и превосходство того Священника, подобного Мельхиседеку, над левитским священством иерусалимского Храма. Был... еще внутри своего предка — согласно древним представлениям, роль отца в рождении ребенка была решающей, женщина рассматривалась лишь как некий сосуд для вынашивания младенца.
7.11 Под совершенством автор письма понимает возможность приблизиться к Богу, что требует чистоты совести и совершенного исполнения Божьей воли. Левитское священство — автор письма не делает различий между священниками (потомками Аарона) и левитами (потомками Левия). Закон был дан народу на его основе — в этом письме Закон понимается как свод культовых предписаний, поэтому священство в каком-то смысле важнее Закона и без него такой закон не мог бы существовать (см. ст. 12).
7.16 по закону о земном происхождения — т. е. закону, который допускал к священству только тех, кто происходит из определенного племени.
7.18-19 Ср. Гал 2.16; 3.10-11, 21 и Рим 3.20-31.
7.19 приближаемся к Богу — такое приближение является смыслом и целью всякого поклонения.
7.21 вовеки — в некоторых рукописях: "вовеки, подобно Мельхиседеку".
7.22 В отличие от обычных договоров и соглашений, и Старый (Ветхий), и Новый договоры (заветы) не предполагают наличия третьей, посреднической стороны, так как Договор Бога с человечеством является Божьим даром. Христос действует как представитель Бога в Его делах с человеком, как гарант этого Нового Договора.
7.23-25 По древним представлениям, один всегда лучше, чем несколько. Поэтому один Священник, служащий вечно, лучше, чем множество священнослужителей, чье служение временно.
7.26 отделенный от грешников — в нравственном смысле, т. е. не причастный греху. Превыше небес — см. прим. к 4.14. [По древним представлениям, небо состояло из нескольких сфер, количество которых в разных источниках разное: три, семь и десять (см. также 2Кор 12.2 и Еф 4.10). Здесь автора письма интересует не количество небес, а то, что Христос вознесся с земли до самого высокого "места" на небе, которое мыслится как место, где пребывает Бог. ]
7.28 См. прим. к 5.9.

5.2 Евр 2.17; 4.15     5.3 Лев 4.3-12; 9.7-14; 16.6, 11; 17.24     5.4 Исх 28.1; Числ 3.10
5.5
Пс 2.7; Деян 13.33; Евр 1.5     5.6 Пс 110 (109).4; Евр 6.20; 7.17
5.7 Мф 26.36-46; Мк 14.32-42; Лк 22.39-46     5.10 Пс 110 (109).4; Евр 5.6
5.12-13 1Кор 3.2; 1Петр 2.2
6.4-6 Евр 10.26-27; Иак 5.16     6.8 Быт 3.17-18     6.10 Евр 10.32-34     6.13 Быт 22.16
6.14 Быт 22.17; Сир 44.21     6.16 Исх 22.11     6.18 Числ 23.19; 1Цар 15.29
6.19 Лев 16.2-3, 12, 15     6.20 Пс 110 (109).4; Евр 5.6; 7.17
7.1-2 Быт 14.17-20     7.3 Пс 110 (109).4     7.5 Числ 18.21
7.14 Быт 49.10; Ис 11.1; Мф 2.6; Откр 5.5
7.17 Пс 110 (109).4; Евр 5.6; 6.20     7.19 Евр 9.9     7.21 Пс 110 (109).4; Евр 5.6; 6.20; 7.17
7.22 Евр 8.6; 12.24     7.26 Евр 3.1; 4.14; 6.20; 8.1; 9.11     7.27 Лев 9.7; 16.6, 15
7.28 Евр 5.1-2

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: 1Пар.20–22.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное