Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 21. (Основной)
16февраля/1 марта 2001

Содержание

От ведущего
Великий Пост
Св. Филарет (Вознесенский). Слово после прочтения канона Св. Андрея Критского
Великий Пост: изъяснение.
Церковные правила пощения в Святую Четыредесятницу  
Церковные новости
Письмо Председателя и членов Синода РПЦЗ епископу Каннскому Варнаве о направлении специальной комиссии в Западно-Европейскую Епархию РПЦЗ
Представители Синода РПЦЗ, пришедшие вместе со слесарем не были допущены прихожанами в Храм-Памятник в Брюсселе

Наследие. Прот. Лев Лебедев. Почему я перешел в Зарубежную часть Русской Православной Церкви? ч.1
Курьезы. "Техника религиозной безопасности"


Здравствуйте!
Сегодня - третий день Великого Поста и мы продолжаем изъяснять его значение, особенности и заповеданные Церковью правила его хранения. Сегодня рассказано будет об установленных Церковью строгих правилах пощения и мы рассмотрим вопрос о многочисленных оправданиях и уловках, которые применяют люди, чтобы уклониться от соблюдения поста во всей строгости. В разделе Церковных Новостей мы следим за развитием событий в Западно-Европейской Епархии РПЦЗ, где Синодом продолжаются репрессии против духовенства, протестующего против курса на сближение с МП. В разделе "Наследие" будет опубликована в двух выпусках знаменитая работа приснопоминаемого протоиерея Льва Лебедева (+1999) "Почему я перешел в Зарубежную часть Русской Православной Церкви", опубликованная в 1991 эта брошюра стала для многих путеводительницей в Истинную Церковь. В этой связи у некоторых из наших читателей может возникнуть вопрос: почему одновременно Вы разоблачаете РПЦЗ в своих информационных сообщениях и, в то же время, восхваляете ее, ссылаетесь на нее как на авторитет, перепечатываете ее литературу? Нет ли тут потиворечия? Разумеется нет! В ХХ веке РПЦЗ, после разорения большевиками Российской Церкви, была сердцем православного мира, его душой, - ее возглавляли три великих святителя: Антоний, Анастасий и Филарет (которые, надеемся, однажды будут вместе прославлены Церковью в лике святых), в ней воссиял такой светильник, как Св. Чудотворец Иоанн Шанхайский - пришедший в наше время "в духе и силе" свв. Николая Чудотворца и Иоанна Кронштадтского, в ней подвизались такие аскеты и наставники Церкви, как о. Серафим Роуз, архиепископы Аверкий Сиракузский и Феофан Полтавский, ею управлял такой мудрый руководитель и церковный канонист, как Епископ Григорий (Граббе), именно РПЦЗ прославила святых Новомучеников Российских во главе с Царем-Мучеником, засвидетельствовала о святости Св. Иоанна Кронштадтского, Блаженной Ксении Петербургской, Св. Паисия Величковского, Свв. Старцев Оптинских, именно РПЦЗ сохранила духовную и богословскую традицию Русской Церкви, вынесла на себе тяжесть обличения большевизма, сергианства, экуменизма и приняла историческое решение об анафематствовании экуменизма. Неудивительно, поэтому, что на этот огненный столп среди пустыни духовной ХХ века были обрушены вся ненависть, все удары зла, тут были и травля, и преследования, и попытка "агентурным" путем разложить Зарубежную Церковь изнутри, и многочисленные искушения и подогревание внутренних распрей, преодолевавшихся только чудом Божиим. 
Достаточно вспомнить, как в 1964 году, - при выборах Митрополита, архиереи разделились поровну на две партии, стоявшие за разных кандидатов выражавших противоположные линии, а потом, один из этих кандидатов, Св. Иоанн Шанхайский (он многими казался вождем "либералов"), помолившись, указал всем на епископа Филарета, младшего из всех , и тот был избран единодушно - эпоха святителя Филарета оказалась славнейшей и имеющей огромное значение для самоосознания Истинного Православия, а сам св. Филарет со всей строгостью и резкостью провозгласил - "церкви" "мирового православия" - не Церковь Христова, но пагубное еретическое разделение. Что как не чудо Божие видеть в этом пророческом поступке Св. Иоанна (кстати, именно он перед смертью пророчески указал на грядущее почитание святителя Филарета как святого, при последнем свидании поцеловав у него руку, но резко отдернув от целования свою)?
Сказанного достаточно, что Зарубежная Церковь имеет  для истинно православных огромное значение, остается неисчерпаемой сокровищницей духа и православной премудрости, но тем строже мы должны относиться к попыткам продать ее первородство за жалкие бобы, разложить и убить ее дух, тем непримиримее мы должны быть к водворению в ней духа апостасии [отступничества], к тому, что "на седалище моисеевом" воссели равнодушные "наблюдатели" или же коварные предатели. Сегодня еще многие в РПЦЗ сопротивляются отступничеству, стараются воспрепятствовать ему и мы не можем не поддерживать их усилий и не можем не осуждать их гонителей. Но, если не произойдет Чуда Божия, уже не единожды спасавшего Русскую Зарубежную Церковь, то уже ничто не отведет от внешней организацией РПЦЗ строгого "сардийского" приговора: "ты носишь имя,  будто ты жив, но ты - мертв. Бодрствуй и утверждай близкое к смерти; ибо я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны перед Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то я найду на тебя как тать, и ты не узнаешь в который час найду на тебя. Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны"(Откр. 3, 1-4). А ведь за "сардийским" приговором вскоре следует и "лаодикийский" страшный приговор: "изблевати тя от уст моих имам". И тогда Истинной Церкви останется сказать одно о такой мертвой организации, носящей имя живого - "выйди от нее, народ мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее"(Откр. 18, 4). И пусть никто тогда не говорит,  что истинно православным руководят "ненависть" и "нетерпимость". 
"Ихже аще люблю обличаю и наказую. Ревнуй убо и покайся.. Имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам"

Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы, с сегодняшнего дня открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com  
При этом просьба помнить, что данный лист не предназначен для: а). Личной ругани в мой адрес или адрес третьих лиц. б). Проповеди неправославных учений. в). Спамма. Лица, использующие лист с этой целью будут от него отключаться, а остальных я с радостью приветствую  и приглашаю к обсуждениям.

Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
16.02.2001 
Мученика Памфила и иже с ним мучеников в Кесарии Палестинской

Ваш,
Егор Холмогоров


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Св. Филарет (Вознесенский)
СЛОВО ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ КАНОНА СВ. АНДРЕЯ КРИТСКОГО


Теперь, когда уже начался Великий пост, началось время покаянных трудов поста и молитвы, какие разнообразные примеры покаяния Церковь ставить пред нами! И многие из них, как раз и Святой Андрей Критский - автор этого покаянного канона, предлагает нам в своем каноне. Говорить он о том, как покаялся Царь и пророк Давид. Покаяние этого великого предка Спасителя по плоти, в особенности, назидательно для нас, ибо открывается нам в нем, как милостив Господь и как готов Он принять Человека милостию Своею, как только человек сознает свою греховность и будет просить прощенье, именно твердо решивши не возвращаться к своим грехам, а начать борьбу с ними с помощью Божией.
Тяжко пал царь и пророк Давид. Когда-то, увидевши из своего царского дворца, купающуюся на кровле обнаженную красавицу Вирсавию, прельстился её красотою и впал с ней в грех. Но этого мало; у неё был законный муж, верный преданный победоносный, храбрый военачальник, всецело своему государю преданный. И вот государь такое дело совершив, мало того, что впал в грех с его женою, его самого отправил на войну и приказал, окружавшим его солдатам, в момент самой острой схватки военной, оставить его, отойти от него, чтобы он оказался одинок, окруженный врагами. Так это и было: храбрый воин смертью храброго пал на поле брани и об этом доносят царю. Царь берет его жену уже к себе, как законную жену и как будто бы все скрыто, все благополучно.
Приходить к царю после того, как прошло некоторое время, его частный друг и собеседник святой пророк Нафан, приводить его к сознание греха. Сказал ему притчу о том, как один богатый человек обидел бедного, вопиюще обидел. Справедливый и добрый государь сразу воспламенился и говорить, что такой человек достоин смерти и вдруг слышит от Нафана: «Человек этот - ты! Ты убил, как будто бы своей рукой убил, потому что по твоей воле и приказу он разстался с жизнью. Мало того, - ты отнял у него жену». И вот когда пророк Нафан ему так сказал, то царь и пророк Давид тут только понял, что он натворил! И сказал он короткую фразу: «Согрешил я пред Господом!» И пророк Нафан радостно объявляет ему милость от Лица Господа, говоря: «И Господь отъял согрешения твоя!» Как недавно мы говорили в этом святом храме - это пример исполнения того, о чем говорил когда-то великий старец Амвросий Оптинский, когда одному человеку сказал, что для истинного покаяния не нужны месяцы и годы, а НУЖНО МГНОВЕНЬЕ! И вот в это мгновенье и принес Богу свое покаяние царь и пророк Давид, ибо понял глубину падения своего. Он с таким ужасом и отвращением отшатнулся от него в сторону, что Господь сразу увидал, что он порвал навсегда с этим грехом, и сразу через Своего служителя изрекает ему милость прощения.
И вот, в результате этого тяжкого двойного падения, но и возстания через покаяние, пророк Давид и написал тот псалом 50, о котором когда-то сказал великий проповедник Русской Православной Церкви Святитель Иннокентий Херсонский, который, объясняя этот псалом, говорил: «Я думаю, что сатана и сейчас содрогается от ужаса, когда слышит этот покаянный псалом». В этом псалме целая школа покаяния: и сокрушеннейшее признание своей вины, безответной вины и, вместе с тем, какой громадный духовный опыт чувствуется у царя Давида, видимо, богата была его духовная жизнь.
Бывали, вероятно, такие тяжкие падения в грех и возстания. Наученный духовным опытом, он и здесь, так тяжко павши, не отчаялся, а только что согрешивший так тяжело, однако же дерзновенно молится не только о прощении, а молится, чтобы Господь не отвергнул его «от Лица Своего, и Духа Своего Святаго» не отнял от него. И Церковь часто, часто повторяет эти слова, ободряя всякую кающуюся душу.
И вот, когда мы проходим это время покаяния, подвиг покаяния, каждый человек должен постараться заглянуть в свою душу, как можно поглубже, в самую её глубину. Где мы живем, где мы переживаем, где мы радуемся, где мы скорбим, где мы печалимся, где мы гневаемся, где мы раздражаемся - в самой глубине нашей души, в самом сердце нашем, потому что именно туда смотрит Всевидящий Всеведущий Бог. Сумей же усмотреть свои грехи, душа человеческая, проходящая подвиг покаяния! Конечно, нам самим это тяжело, да и непосильно, но вот и Церковь идет нам навстречу, на помощь и учить нас молиться Господу Богу о помощи, чтобы Он Сам даровал нам «зрети наши прегрешения» и о них заботиться, о них печалиться и помнить свои грехи, никогда не осуждать брата своего. Аминь.

Великий Пост: изъяснение
(Изложено по сочинению Прот. Г.С. Дебольского "Дни богослужения Православной Церкви". т.2.)

Церковные правила пощения в Святую Четыредесятницу

Всегда надлежит помнить о том, что Пост - это не просто воздержание, но строгое следование уставам Церковным, упражнение в послушании Св. Церкви, поэтому Церковь устанавливает определенные правила пощения и взыскивает с тех христиан, которые их нарушают.

56 правило VI Вселенского Собора постановляет: «да Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается, якоже от всякаго заклаемаго, такожде от яиц и сыра, которыя суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Аще же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены».

На Толедском соборе в Испании около 653 года было постановлено: «всех, кто в Четыредесятницу решились без крайней необходимости употреблять мясо, лишать причащения и осуждать на невкушение мяса целый год» (Отпадение Запада от Православной Церкви выразилось там и в ослаблении правил поста - в IX веке, когда произошел первый раскол, на Западе начали в пост употреблять мясо и молочную пищу, а к 1200 г., когда римо-католики ополчились на православных с крайним озлоблением, такое употребление животных продуктов в пост стало на Западе всеобщим).

Церковь издавна предписывала хранить некоторые дни и седмицы поста с особой строгостью, ради их торжественности и важности. В Великий Пост таким особым почтением пользуются первая седмица, - воодящая нас в Пост и отличающаяся особо покаянным настроем, и последняя - посвященная Страстям Господним.

Первые два дня первой недели Четыредесятницы Церковный Устав предписывает высшую степень поста - отнюдь не ясти. Прочие будние дни Четыредесятницы постановлена вторая степень воздержания - вкушать один раз, вечером постную пищу без масла - сухоядение. В субботние и воскресные дни пост разрешается в третью степень - разрешение вкушать сваренную пищу с растительным маслом два раза в день и употреблять вино. Легчайшая степень поста разрешается в Великий Пост только на Благовещение - если то не приходится на Вербное Воскресенье или Страстную Седмицу.

Таким образом - пощение в четыредесятницу состоит не в замене мяса рыбой, но в полном воздежании и от мясной, и от молочной, яичной и рыбной пищи, а также в употреблении сваренной пищи и растительного масла только в известные дни.

Нарушающих пост Святой Четыредесятницы Церковь строго осуждает: «Аще монах св. Четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника Благовещения: да не причастится св. Таин и на Пасху; но другие две недели покается, а поклонов на день 300», говорится в 32 главе Устава. «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в четыредесять дней не постится, да извержется. Аще мирский, человек не постится да отлучится» (50 правило поместного Лаодикийского Собора).

Такие правила могут показаться нашим современникам слишком суровыми и могут сказать: «Как же нам быть - мы же тяжело работаем каждый день, смертельно устаем, а нам предлагается два дня вообще ничего не есть, а в остальные, на протяжении полутора месяцев, есть один раз в день сырые огурцы или, даже соленые грибочки, а то и жевать сухой хлеб? Кто такое может выдержать, только монахи, которые в монастырях ничего не делают». Некоторые осведомленные прибавляют, что правила поста Православной Церкви установлены для другого климата - южного, средиземноморского, где во всякое время года можно было найти в достаточном количестве и овощей и фруктов, а для нашего северного климата эти правила неприемлемы и непереносимо тяжелы. «Особенно сейчас», обычно прибавляют в конце. Вот это вот «особенно сейчас» звучит особенно неуместно. Наши предки, жившие, скажем, пять столетий назад, хранили посты очень строго, а между тем жили они на Новгородчине, на Вологодчине, осваивали и Урал, и Сибирь, и Поморье. Наиболее впечатляющие успехи в освоении русского Севера сделали русские монастыри и отдельные отшельники, жившие без газа, электричества, парового отопления, трудившиеся на тяжелой физической работе (типа выкорчевки пней или пилки дров) целый день без устали, выстаивавшие длиннейшие великопостные службы, совершавшиеся без сокращений, по уставу.

В XVII веке, архидиакон Павел Алеппский, прибывший в Россию вместе с Антиохийским Патриархом из «средиземноморского климата» удивлялся «нечеловеческим условиям» которые спокойно переносили русские - продолжительные богослужения и строжайший пост с невкушением пищи до вечера. Восхищаясь стойкостью русских Павел именовал их «народом святых». А ведь заметим, что антиохийские гости были не в каком-то строгом монастыре, а при царском дворе (правда - при благочестивейшем Алексее Михайловиче). Так что же изменилось «особенно сейчас» по сравнению с тем временем? Большинство из нас работает намного легче, чем наши предки. Все мы имеем возможность пить горячий чай (воздержания от которого обычно не требуют), тогда как нашим предкам в большинстве своем были доступны только холодные напитки, типа кваса. Большинство из нас имеет возможность отправиться в соседний магазин и накупить в нем грибов и маринадов, винегретов, каких-нибудь оливок с лимоном, так, чтобы выдержать формальное требование Устава о посте второй степени, ни преп. Сергий Радонежский или Иосиф Волоцкий, ни простые крестьяне древней Руси таких магазинов с импортными продуктами под рукою не имели. Так что никакой речи об «особенно сейчас» идти не может. Другое дело - люди стали ленивей, но ленность - не оправдание, а повод к покаянному самоосуждению.

Возможно, немногие из наших современников могут строго выдержать пост по Уставу, однако эта немощь должна побуждать нас многократно повторить: «Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих» и просить у Господа милости и духовной поддержки, а не искать себе самооправдания, тем более, - не выдумывать специальных уловок в надежде обмануть Бога и Церковь. Против некоторых из таких уловок Церковь специально предупреждает.

Первая уловка - пощение не весь Пост непрерывно, но только некоторые седмицы. Такой прием обличает св Амвросий Медиоланский: «Многие из верующих в недели Четыредесятницы то постятся, то предаются невоздержанию, так что седмь дней пресыщаются, а следующие за тем седмь дней постятся. Таким я должен сказать, что они напрасно надеются на свой пост, потому что такой пост безполезен; ибо хотя они воздерживаются некоторые дни, но не угождают Богу, так как не постятся все дни Четыредесятницы. Посему не оставим ни одного дня без поста, ни одной седмицы без бдения. Как в прочее время пост составляет заслугу, так нарушение его в Четыредесятницу есть грех, потому что первого рода пост произволен, а второго - необходим; первый зависит от воли, а последний узаконен; к первому нас убеждают, а к последнему понуждают» (Слово перед Четыредесятницей).

Другая уловка, также Церковью не одобряемая, состоит в попытках компенсировать ограничения в составе пищи сильным улучшением ее качества и увеличением количества. Этим грешат даже многие благочестиво настроенные христиане. Те, кто в обычные дни ограничиваются наскоро перехваченным бутербродом или холодной котлетой в пост вдруг превращаются в искусных и привередливых кулинаров, запасаясь десятками изысканных продуктов и упражняясь в гастрономических фантазиях. «Есть и такие хранители Четыредесятницы, - говорит блаженный Августин, - которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей».

В правилах поста законное снисхождение делается Церковью только для малолетних и немощных - больных и престарелых. Как говорится в Славянской Кормчй в изложении 69 правила Св. Апостолов, кто «в 40, дней, сиречь в великий пост не постится, да извержен будет, токмо аще непакостит ему телесная болезнь. Немощному бо прощено есть по силе вкушати масла и вина». Другими словами, немощным разрешается ослаблять строгость Великого Поста до третьей степени (но не ниже).

Но и немощные телом не имеют никакого извинения, если ослабляя пост телесный они преступают пост духовный, - воздержание от грехов и прилежание к делам любви и милосердия. «Положим, - говорит Св. Иоанн Златоуст, - что ты не постился по слабости здоровья; но почему, скажи мне, ты не примирился с врагами? Ужели и в этом ты извинишься немощью тела? Если ты к кому-либо таишь в себе неприязнь и зависть, то какое представишь извинение? Извиняться в этом нельзя слабостью здоровья. Если скажу: постись, ты извиняешься часто немощью телесной; скажу: подавай милостыню бедным - извиняешься своею бедностью; скажу: прилежно ходи в церковь, - извиняешься заботами житейскими; скажу: внимательно слушай поучения, - извиняешься своею неграмотностью; скажу: исправь другого, отвечаешь, что тот не внемлет твоим наставлениям, что много раз ты говорил ему, и все понапрасну. Хотя и слабы извинения, но все-таки извинения. Но если скажу: перестань гневаться, то чем извинишься? Ни слабостью здоровья, ни бедностью, ни неграмотностью, ни недосугом; ничего не можешь сказать в свое оправдание, и посему этот грех из всех наименее простителен».

В следующий раз наш рассказ будет об особенностях богослужения в Святую Четыредесятницу.


 ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

ПИСЬМО ПЕРВОИЕРАРХА РПЦЗ МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ 
И ЧЛЕНОВ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ
ЕПИСКОПУ КАННСКОМУ ВАРНАВЕ

Его Преосвященству
Преосвященнейшему Епископу Варнаве
Ваше Преосвященство,
Я и члены Архиерейского Синода очень обезпокоены положением дел во Французском Викариатстве Западно-Европейской Епархии. К заседанию Архиерейского Синода нами было получено письмо-факс, которое было разослано духовенству викариатства за подписью протоиерея Константина Федорова и протоиерея Вениамина Жукова. В этом обращении, указанные священники призывают духовенство и прихожан к бунту и к отделению от нашего епископата. Они в обращении призывают присоединиться к митрополиту. Этим самым они отделяют Первоиерарха от Собора архиереев и планируют что-то свое. Такими действиями они углубляют раскол в Западно-Европейской Епархии.
В связи с вышесказанным мы очень просим Вас приложить все усилия и постараться успокоить Ваших клириков. Для сего мы командируем двух священников - о. протоиерея Георгия Ларина и о. протоиерея Стефана Павленко, которым поручается побеседовать с духовенством и мирянами и ответить им на все их вопросы. Они также постараются объяснить им положение церкви.
Призываем Вас оказать полную поддержку и помощь двум отцам протоиереям в этом важном деле для Вашей Епархии и всей нашей Церкви. Все мы уповаем на милость и помощь Божию.
Искренно Ваши во Христе, //"Вашъ" было исправлено на "Ваши" -- чт. Евгений//
Митрополит Виталий
Подпись и печать
26 янв./8 февраля, 2001 г.
53/38/03 //от руки -- чт. Евгений//
Члены: подписи Архиепископов Лавра, Алипия, Марка, епископа Гавриила.

Комментарий чтеца Евгения Дорошина, Лион, Франция: 
С этим письмом меня ознакомил член Синодальной комиссии протоiрей Стефан Павленко после собрания духовенства и мiрян в Париже 19 февраля (н.ст.) в зале собраний при храме "Всех Святых в земле Российской просиявших". Вероятно, это одно из тех писем "из Нью-Йорка", о которых упоминает епископ Варнава?
Среди подписавших это письмо имеется и подпись Первоиерарха. По недавней истории трагических событий в Русской Церкви мы знаем, что под "Завещанием" патриарха Тихона стояла также подпись патриарха, но оно никогда не было им написано. Лично так я отношусь к последним "документам" с подписью нашего Первоиерарха.
7-8 писем, написанных Архипастырям непоминающим духовенством, было отправлено к различным высоким заседаниям Собора и Синода. Но речь, конечно не об этих 7-8 письмах в письме к владыке Варнаве. Речь о каком-то письме, которое было "выловлено" неизвестно где, и к "делу" Западно-Европейской епархии НИ ОДНОЙ БУКВОЙ не относящееся.
По-видимому, кто-то из подписавшихся или перестарался, или не потрудился подумать, или замышлял "ЧТО-ТО СВОЕ". Так делали Тучковы и K°, когда водворяли "Живую Церковь", а потом Церковь-Оборотень в погромленной России.
Но все мы уповаем на милость и помощь Божию.
чт. Евгений

ЗАЯВЛЕНИЕ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО ОТДЕЛА ОБЩЕСТВА РЕВНИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ ИМ. ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ

Согласно Указу (№53/38/01) Архиерейского Синода РПЦЗ в Западно-Европейскую епархию, "где в настоящее время возникли большие трудности", были откомандированы два священнослужителя: протоиреи Георгий Ларин и Стефан Павленко со следующими полномочиями: "познакомиться с положением дел в епархии, и провести беседы со священнослужителями и прихожанами по существу происходящих там нестроений".
В Брюсселе 4/17 февраля, в субботу, накануне Всенощного бдения, в храм-памятник св. прав. Иова Многострадального двое командированных священнослужителей, за широкими спинами которых стоял слесарь замковых дел с инструментами, не были допущены его прихожанами.
Присутствие слесаря в синодской комиссии никак не было опротестовано означенными протоиреями и выходило за рамки указанных полномочий. Следовательно, ответственность за это несут сами члены комиссии и люди "стоящие" за ними.
Западно-Европейский отдел
Общества Ревнителей Православия им. Царственных Мучеников


НАСЛЕДИЕ

Протоиерей Лев ЛебедевВниманию уважаемых подписчиков предлагается замечательная работа приснопоминаемого протоиерея Льва Лебедева (1935-1999). Более 20-и лет о. Лев служил священником Московской патриархии, написал и опубликовал множество замечательных исторических работ посвященных Св. Патриарху Никону, Русской Церкви XVII века, "богословию образа" в древнерусском искусстве. Но самой яркой и самой знаменитой стала другая работа о. Льва - небольшая брошюра написанная им в 1990 г., когда он вместе со своей общиной в Курске одним из первых в России перешел в Русскую Зарубежную Церковь.  Написанная ярко, точно и лаконично, эта брошюра, в которой о. Лев обосновывал причины своего перехода, стала путеводителем в Истинную Церковь для многих людей, являя собой блестящий образец церковной публицистики и труд вдумчивого мыслителя. Отец Лев после своего перехода 9 лет послужил Истинной Церкви, немало успел написать и сделать, а его последним предсмертным завещанием были увещевания архиереям РПЦЗ хранить верность Православию и не идти ни на какое сближение с Московской патриархией, окончательно отпавшей от Русской Церкви. Скончался он в Нью-Йорке, куда специально приехал на заседание Синода РПЦЗ, чтобы предупредить архиереев об опасности подобного "сближения".
Сегодня вашему вниманию предлагается первая половина текста брошюры.

Прот. Лев Лебедев
Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви?

Двадцать два года я служил священником Русской Православной Церкви, находясь в каноническом подчинении Московской Патриархии. На двадцать третьем году служения решил перейти в послушание иepapxии Русской Православной Церкви Заграницей... Не вcе мои знакомые и близкие люди понимают такое pешение. He все православные люди вообще понимают суть разногласий между епископатом Русской Зарубежной Церкви и епископатом Московской Патриархии. Ради этих людей я и попытаюсь разсказать о том, что меня привело к указанному решению.

Если сразу в нескольких словах определить основную причину моего ухода из Московской Патриархии, то нужно сказать, что это невероятная, тотальная лживость, которой проникнуто в этой Патриархии все: образ служения и поведение епископата и большей части духовенства, их взаимоотношения, отношение к верующему народу, к власть имушим, наконец, к правде Божией.

Я пришел к вере и Церкви в двадцать семь лет от роду, сознательно; до этого был не только неверующим, но даже и некрещеным. Шел 1962 год - разгар хрущевских гонений на Церковь, когда закрывались храмы, разгонялись духовные школы, преследовалось духовенство, подвергались издевательствам верующие люди.

В том году я окончил исторически факультет Московского Университета, у меня была перспективная тема дипломной работы, поддержка научного руководителя, в издательстве «Знание» выходила в свет моя брошюра «Как раскрываются загадки и тайны истории». Для начинающего специалиста совсем неплохо; предо мной открывалась вполне реальная научная карьера...

При всей моей известной всему свету греховности, была у меня одна черта, которая меня тогда спасла и, надеюсь, еще спасет. Это - любовь к истине, искреннее желание ее искать и находить. Со старших классов школы я увлекался философией, пытаясь найти ответы на трудные вопросы об устройстве бытия, смысле жизни человека вообще и моей личной жизни, в частности. При этом искал я не такую теорию или религию, которые могли бы идейно оправдать мое внутреннее состояние, внешнее положение, замыслы, увлечения и т. п., а именно объективную истину, как таковую, даже если она окажется против меня и всех моих привычек и пристрастий. И Господь Бог но милости своей отверз стучащему. Когда я пережил личную встречу со Христом духовно, для меня уже не существовало препятствий, хотя Божия Истина, действительно, оказалась против меня.

В 1964 году я стал пономарем-алтарником, в 1968 году был рукоположен в сан священника. Иначе говоря, к Церкви я пришел отнюдь не ради устройства своего земного благополучия и уж, конечно, не ради того, чтобы сознательно обманывать себя и других.

Невольно, по немощи сознания я впадал во многие обманы и самообманы. Так, скажем, я защищал бездейственную позицию Московской Патриархии перед лицом хрущевских издевательств над Церковью, повторял уверения Патриархии, что «линия Патриарха Сергия» - это единственно возможный путь спасения Церкви, одобрял начавшееся участие РПЦ в экуменическом движении, веря, что это действительно попытка свидетельствовать Православную истину инославному западному миру, закрывая глаза себе и другим на вопиющее безобразное отношение к Церкви и верующим со стороны многих apxиереев и священников, пытаясь объяснить это «человеческими немощами», которые «у всех у нас есть»... Мне казалось тогда, что в целом епископат Московской Патриархии, приспосабливаясь к богоборческому режиму государства, угодничая перед ним, в самом деле имеет в виду «защитить», «спасти» Церковь от еще больших преследований и гонений. То есть мне казалось, что наши apxиepeи - это искрение люди, чуть ли не мученики, которым из любви к Церкви приходится идти на унижение и разного pода сделки с совестью.

По отношению к некоторым епископам такое мнение было вполне справедливым, но только к некоторым, немногим и отнюдь не к большинству, не к Патриархии в целом!

Глаза на правду вещей открывались постепенно, не сразу, но все-таки открывались и мне, и многим известным мне православным людям. Теперь, как бы подводя итог длительному пути раздумий, ошибок, их обнаружения, исторических и духовных изследований, можно суммировать эту обретенную, так нелегко правду вещей следующим образом.

Русская Православная Церковь пережила и еще продолжает переживать, кажется, никогда не виданную эпоху исключительных чрезвычайных испытаний. Их можно лишь отчасти уподобить разве только эпохе гонений на христианство I-IV веков. Хотя в XIX - начале XX века некоторые прозорливцы и предсказывали грядущие потрясения, не будет ошибкой считать, что в целом Русская Православная Церковь, её иерархия, духовенство, накануне 1917 года еще не представляли себе, что с Россией, с её Православием может произойти то, что произошло... Поэтому никто из нас не вправе осуждать в личном отношении кого-либо из иерархов, других духовных лиц периода 1917-1941 годов за то, как они вели себя тогда, ибо кто из нас ныне может сказать точно, как он бы себя повел в те страшные времена! Ныне дело не в личном осуждении или оправдании кого-либо, а в том, чтобы объективно разобраться в том, что произошло внутри самой нашей Церкви, и к каким последствиям привело и еще приводит в наши дни.

Сущность происходящего с 1917 года в России - промыслительно попущенное испытание всех и вся как бы огнем (Кор 3, 13-14) или стихийным бедствием (Мф 7,26). В частности у иерархии и духовенства помимо чисто личных испытаний испытывалось еще и их пастырское отношение к Церкви.

С 1917-го года происходила не просто смена власти, когда на место прежнего правительства приходит другое, в ином составе, что было бы делом чисто политическим, которое никак бы не затрагивало основ нашей Церкви и веры и по отношению к которому Церковь, как «царство не от мира сего» могла бы занять нейтральную позицию и затем проявить к новой власти такую же лояльность, какую проявляла к власти прежней. Происходила революция, сознательно направленная против Христианства, против русского народа и его вековых устоев духовно-нравственной жизни. То есть, революция в полном и точном смысле антихристова, не в ругательном значении этого слова, а в том буквальном его значении (анти-христианства), который откровенно выражался в лозунгах, заявлениях, декларациях самой революции. Она привела к власти такое же анти-Христово „правительство", хорошо организованное и идейно сплоченное сообщество уголовников, как в политическом смысле, так и в чисто криминальном!.. Ибо, лукаво говоря на словах одно, а делая прямо противоположное, обходя и попирая свои же собственные декреты и законы, это «правительство» обрушило нечеловеческий, уму не постижимый кровавый террор не только и даже не столько на своих действительных или мнимых политических противников, сколько на главных противников духовных, то есть на Православную Церковь. Естественно, что все православные, кто мог и как мог боролись с революцией и новой властью, многие сотни тысяч с оружием в руках на полях гражданской войны, до последней капли крови...

Только после того, как все человеческие средства борьбы были использованы и не дали нужных результатов, то есть после окончания гражданской войны в пользу богоборческой власти, обнаружилось, что «новая власть» - это Божие попущение для наказания и испытания (!!!) русскаго народа. Внешне, в некоем гражданско-юридическом плане, он вынужден был подчиниться этой власти, но внутренне, в душе и сознании всегда определял ее и по сей день определяет как власть антихристову и незаконную, то есть не Богом установленную, как попускается создателем вообще всякое зло в этой земной жизни для вразумления и испытания людей.

На страшном опыте Poccии прообразовалось (моделировалось) то, что ожидает человечество и всех христиан Mipa при собственно Антихристе - последнем, подлинно всемирном «вождь и учителе» перед концом земной истории человечества. Совершенно очевидно, что прав церковный русский народ, определяющий свое отношение к революции и созданному ей богоборческому государству с точки зрения отношены света к тьме, Христа к Beлиapy, Церкви к Антихристу. С этой же точки зрения должно было, естественно, определять свое отношение к революционному государству и церковное руководство.

Но прежде чем говорить о позиции епископата и духовенства Русской Православной Церкви в этом важнейшем вопросе, напомним, что после своей окончательной победы «новая власть» в течение 20-х и особенно 30-х годов не прекращала зверских репрессий против Церкви. В 1930 году газета «Правда» в лице своего редактора Е. Ярославского в передовой статье призвала превратить «пятилетку промышленного развития в пятилетку полного уничтожения религии». Но за пять лет не получилось. Не получилось и за десять. А потом грянула война. В 1943 году, в разгар войны, исход которой был еще не ясен, советское государство (а оно, как теперь выяснилось всегда было даже и не советским!) в лице Сталина возродило в определенных границах внешнюю церковную жизнь, но с конца 50-х - в начале 60-х годов, при Хрущеве, начало новые гонения. После Хрущева храмы не закрывались, духовенство уже не преследовалось, но тотальная дискриминация верующих продолжалась вплоть до начала «перестройки». Тем самым вполне обнаружилось, что «советское» государство могло менять политическую тактику в отношении Православной веры и Церкви, но не могло изменить своей природы как государства уголовного, переступающего во всех нужных для себя случаях свои собственные законы, и антихристова, продолжающего питаться антихристианской идеологией и духом.

Все это - беспрецедентное положение вещей. Даже в эпоху гонений Римской империи в I-IV веках дело обстояло несколько иначе. Империя была языческим государством с широкой веротерпимостью, то есть допускавшим существование каких угодно религий. Церковь Христова преследовалась им в то время в значительной мере потому, что как раз христианство не было веротерпимым по самой своей сущности. Христианин не мог «почтить» богов оффициального римского пантеона, не мог принести положенных жертв к статуе императора, в чем усматривалось гражданское, политическое неповиновение государству. Христиане открыто обличали язычество, как поклонение диаволу и бесам, противное Богу истинному, и тем наносили явное оскорбление императорской власти, исповедовавшей веру в определенных «богов». Очень важно отметить, что во мнoжecтве случаев представители римской власти, истязуя христиан, говорили им, что христиане вольны верить в своего Бога, как хотят, что власть не требует от них отречения от веры, от учения христианства, но требует только, чтобы они принесли жертвы и тем «божествам», которых почитает императорская власть, и таким образом выразили бы свое почтение к законной власти, к государству, поскольку ритуал такового жертвоприношения был тогда предусмотрен государственным законодательством. Но христиане, будучи действительно лояльными к власти, никак не могли быть лояльными к религии, к идеологии этой власти! Tе из них, кто из страха перед мучениями доставали ceбе по знакомству фиктивные справки (свидетельства) о том, что они якобы приносили установленные жертвы «богам», даже такие христиане в случае последующего их покаяния подвергались по канонам Церкви определенному наказанию - епитимии...

Позиция Церкви и церковной власти эпохи гонений I-IV веков, таким образом, совершенно ясна: никакого согласия с язычеством, никакой причастности его культам и ритуалам, никакой идейной или иной поддержки религиозным заблуждениям власти! А ведь христиане тех времен тоже имели и знали послания Апостолов Петра и Павла, где -есть такие слова: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр 2, 13,17). «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» (Тит 3.1).

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" (1 Тим 2. 1-2).

Недавно, в № 24 «Московского Церковного вестника» за 1990 год было, опубликовано «Воззвание архиерейского собора» Московской Патриархии по поводу отношения к Русской Зарубежной Церкви, где приводилась последняя цитата из 1-го послания к Тимофею Апостола Павла с таким объяснением: «Очевидно, что Апостол Павел, призывая христиан совершать молитву за власти Римской империи, которые в ту эпоху чаще всего выступали как гонители, давал заповедь на все времена молиться за гражданские власти...». В связи с этим Патриархия утверждает, что Зарубежная Церковь, осуждая советскую власть, занимается «суетным политиканством» и «попирает заветы Апостола».

Очевидно, однако, совсем другое: в ту эпоху, то есть в то время, когда писали свои послания Апостолы Петр и Павел, власти Римской империи как раз не выступали как гонители! Гонения начались после того, как послания были написаны, и когда они начались, то первыми, кто пошел против власти, не пожелав отречься от Христа и принести жертвы идолам, были сами Апостолы Петр и Павел, все другие Апостолы и безчисленный сонм мучеников! Это обстоятельство было хорошо известно христианам эпохи гонений и теперь известно всем православным, кроме Московской Патриархии. И уж совсем не «очевидно», что Апостол дал заповедь «на вcе времена молиться за все гражданские власти» это «богословский» вымысел Московской Патриархии, которая как-то вдруг забыла церковную историю, например, тот случай, когда Василий Великий молился о смерти императора Юлиана Отступника как гонителя веры и Церкви, или как Иоанн Златоуст обличал нравы императорского двора, за что подвергся низвержению и гонению, как другие отцы и преподобные обличали (вплоть до прещения) даже православных (!) царей за их нравственные беззакония...

Так как же быть с заповедью о послушании гражданским властям? Это вполне разъясняется из слов того же Апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти, не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению... Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носить меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим 13, 1-4).

Вот уж поистине совершенно очевидно, что речь идет о такой власти, которая соответствует своей природе, как Божие установление. А если меч начальника окажется направлен против добра и в защиту зла? Как тогда? Тогда Церковь должна делать все, чтобы остановить меч беззакония так же, как это сделал святитель Николай буквально руками остановивши меч палача, занесенный над главами невинно осужденных и обличивший и отлучивший несправедливого представителя законной гражданской власти, пока тот не принес достойного покаяния. Во всяком случае придется признать, что данный начальствующей или данная власть государства, если совершают беззакония, то выступают не как Божж слуги. И потому ни о каком «послушании» их беззакониям и речи быть не может! Из смирения пред Богом и Его Святым Промыслом, или из страха за себя можно терпеть беззакония власти, никак не обличать их, можно и молиться о заблудшей власти, прося Бога обратить ее на путь покаяния и справедливости, но одобрять беззакония, признавать их правым делом было бы попранием не только всех апостольских заветов, но и самой правды Божией.

Св. Исидор Пелусиот, повторяя основные мысли своего учителя Иоанна Златоуста, толкует слова Апостола «несть власти аще не от Бога» в том смысле, что Богом установлен и благословен самый прннцип власти, чиноначалия, иерархического устройства человеческого общества. Павел не сказал «несть начальник аще не от Бога, но разсудил о самом начальствовании, - пишет учитель Церкви, - ...поелику равночестность по обыкновенно возжигает часто войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства».. Далее св. Исидор приводить в пример устройство семьи, учебы, организацию среди животных, рыб и птиц, устройство тела человеческого и заключает так: «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, сиречь начальство, и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему, или изблевать свое лукавство, как фараону и в таком случай понести крайнее наказание, или уцеломудрить гех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев». (Цит. по книге протопресв. Георгия Граббе «Правда о Русской Церкви на родине и зарубежом", Джорданвиль, 1989).

Таково апостольское и святоотеческое учение, учение Церкви о мирской власти и об отношении к ней в различных случаях.

Что же с этой точки зрения сказать о безпрецендентной российской ситуации после 1917 года, когда не один «злодей», но целое сообщество злодеев «восхитило власть» в государстве, тем самым неизбежно превратив самое это государство в злодейское и преступное по отношение к собственному народу, ко всякой правде, откровенно руководившееся анти-христианской идеологией, то есть - в государство антихристово?

Прежде всего то, что вопрос об отношении Церкви к такому государству был отнюдь не просто политическим и уж тем более не «политиканским». С глубоко духовной точки зрения это был вопрос вопросов, от решения которого зависела вся духовная судьба Русской Православной Церкви!

Так как же решила Русская Церковь этот вопрос? Мы уже отметили, что церковный народ раз и навсегда ответил на этот вопрос, исходя из отношения Христа [а значить и Церкви Его] к Антихристу. Но после гражданской войны народ должен был надолго хранить свой ответ в молчании, в глубине сознания и сердца. Точно также, вместе с народом ответил на этот вопрос и святой Патриарх Тихон, что особенно проявилось в его анафеме всем творившим беззакония и убийства, во многих других обращениях и словах. Но он вынужден был внъшне, умолкнуть, нося свое отношение к «новой власти» в глубине души. Никогда он не подписывал перед смертью того «завещания» 1925 года, которое ему приписывают; оно - подделка, что отлично доказано в уже цитированной книге о. Георгия Граббе, Так же, как антихристову власть, определили новое государство и многочисленные епископы, безчисленное множество священнослужителей, монахов и мирян, принявших за это мученическую смерть или пожизненное заключено и далекие ссылки. Также смотрел на вещи в глубине души и митрополит Сергий (Страгородский) и те, кто остались с ним на свободе. Но была одна очень значительная часть Русской Православной Церкви, которая оказалась в итог гражданской войны за рубежом и потому могла говорить свободно, иерархи, духовенство, многие миряне этой части Церкви и говорили, свидетельствовали перед всем миром в соответствии с правдой Божией, что советское государство антихристово и преступно, разоблачали его зверства и беззакония. Голос этой части Русской Православной Церкви выражал, следовательно, мнение всей её Полноты.

Эта свободная часть Русской Церкви возникла еще в России, в разгар гражданской войны в соответствии с распоряжением св. Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года, которым определялось в случае невозможности сношений с церковным центром образовывать на местах церковные управления во главе со старейшим по хиротонии епископом. Так возникло, например, церковное управление Юга России, занятого частями Белой Армии. Архипастыри и пастыри этой части Церкви боролись всеми доступными им средствами слова, молитвы, разъяснений с богоборческими силами, поддерживая тех, кто боролся с ними силой оружия, часто и погибая вместе со сражающимися бойцами. Естественно, что уцелевшие покидали Poccию вместе с Белой Армией и множеством беженцев-мирян (а это вкупе - миллионы русских людей), дабы не сдаваться на «милость» антихристов. Интересно отметить, что в наши дни некоторые иepapxи и духовные лица Московской Патриархии говорят о тех епископах и духовенств так, что они-де «сбежали» за границу, как бы бросив Родину и паству, спасаясь сами... Лживость подобного суждения очевидна. Побежденная армия, если может уйти, уходитъ, а не сдается. К тому же Армия и беженцы были паствой духовенства, уходившего вместе с ними… Уходили и для того, чтобы увезти святыни. Так, Курский епископ Феофан с несколькими монахами ушел за границу вместе с чудотворной Курской-Коренной Знаменской иконой Богоматери, так как эта икона успела подвергнуться надругательству новой власти. Икона стала Одигитрией всего Русского Зарубежья.

Там, за границей, pyccкиe епископы, естественно, должны были организовать какое-то церковное управление для правильного руководства делами многочисленной паствы, оказавшейся в изгнании Было создано Высшее Церковное Управление. В 1921 году оно созвало очень представительный Собор Русской Православной Церкви Заграницей, который дал совершенно правильную оценку происходящему в России и той власти, которая там утвердилась. Собор происходил в Югославии в Сремских Карловцах (отсюда прозвище - «карловацкая церковь», «карловчане»). И зарубежное ВЦУ и Собор сохраняли каноническую связь с Патриархом Тихоном, то есть с Церковью в пределах Отечества. После обличений Собора в адрес «советской» власти под сильным нажимом Патриарх Тихон вынужден был издать указ о роспуске заграничного ВЦУ. Зарубежная часть Церкви подчинилась. Управление было упразднено и взамен его избран Синод во главе с выдающимся иерархом Митрополитом Антонием (Храповицким). Против этого Синода Патриарх Тихон не возражал (нужно же было как-то управляться этой части Русской Церкви!) Признавая законность и каноничность Синода Зарубежной части Церкви, заместитель патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий Страгородский писал его архиереям братские письма. Еще 12 сентября 1926 года он писал иерархам этой части Русской Церкви: «Польза самого церковного дела требует, чтобы вы общим согласием создали для себя центральный орган церковного управления... не прибегая к нашей поддержке».

В свою очередь, заграничный Синод сохрянял каноническое единение с митрополитом Сергием, пока он действовал в рамках канонов, не превышая власти и не отступая от правды Божией. Все здесь на своих местах, все законно и правильно. Так что язвительный упрек сегодняшнего руководства Московской Патриархии в её «Воззвании» 1990 года в том, что Русская Зарубежная Церковь является-де «наследницей» того Высшего Церковного Управления, которое распустил Патриарх Тихон, - это очередная неправда Патриархия, желает как бы «укусить» зарубежников. Но укус получился уж очень безсильным ввиду очевидной лживости обвинения.

Между тем в ту пору, в начале 20-х годов в России происходили страшные события. Достаточно вспомнить кампанию по изъятию церковных ценностей якобы для спасения голодающих. Недавно широко опубликованное секретное письмо Ленина ВЦИКу окончательно подтвердило, что цель кампании была вовсе не в помощи голодающим, а в том, чтобы под этим благовидным предлогом обогатить «новую власть» и физически уничтожить как можно больше духовенства и верующих. С такой изощренной, поистине сатанинской («бъшеной», по образному выражению самого Ленина) силой политической уголовщины пришлось иметь дело Русской Церкви в пределах Отечества. Война против Церкви велась без всяких правил и законов.

Возник раскол «живоцерковников» обновленцев, называвших себя «революцюнными священниками». Они полностью приветствовали и одобряли во всем «новую власть», получили от неё большую часть храмов. Тогда казалось, что в интересах Церкви нужно выбить у них из рук основной «козырь» - признание «новой власти». Патрарх Тихон, под сильным нажимом ГПУ, написал нечто вроде «покаяния» за то, что выступал против революции и заявил: «Я отныне советской власти не враг". Потом в личных беседах он говорил: «..Но я не сказал, что я ей друг». Вместе с тем, до самой смерти в 1925 году Патриарх Тихон отказывался заочно судить заграничных русских архиереев, выступавших против «новой власти».

Примерно такую же позицию заняли тогда и после кончины святого Патриарха многие иерархи, в том числе и заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий, в руках которого оказалось церковное управление, так как все Местоблюстители были в тюрьмах.

В этой позиции все было понятно. Смиряясь перед промыслом Божиим, попустившим утвердиться новой власти, нужно было отказаться от политической борьбы с ней. Вот это и был тот предел, та граница, до которой можно идти Церкви Христовой в обществе, где власть восхитили антихристовы силы. Ибо все имеет свой предел. Он выражен и самой правдой Божией так: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными; ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? Какое coгласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами» (2 Кор 6. 14-16).

В применении к советской действительности 1920-х годов это означало, что можно примириться с самим существованием антихристова государства как с неизбежным злом, заявить об отказе от внешней «силовой» с ним борьбы, вражды, даже конфронтации. Но никак нельзя было вступать в «дружеское общение», «coгласие», «соучастие», «совместимость»!

Среди некоторой части напуганного духовенства тогда было мнение, что для сохранены «живых сил» Церкви нужно идти на всё. Отвечая на это мнение святой Митрополит Петроградски Вениамин из тюрьмы перед разстрелом писал, что оно следствие неверия во Христа, ибо в конечном счете, не «Вениамины» и иные люди спасают Церковь, а Сам Христос как Глава Ея, а верующие люди должны стоять за веру и правду вплоть до смерти, не боясь ее и не боясь за судьбу Церкви. Священномученик Вениамин сам показал примър такого стояния. Он шел на компромисс с богоборческой властью только до того предела, до какого можно было идти в соответствии с правдой Божией, как она выражена в вышеприведенных словах Апостола Павла. И был разстрелян. И за это прославлен в лик святых!

«Бъшенной» энергии новой власти было недостаточно простой гражданской лояльности со стороны Церкви; ей нужно было заставить Церковь служить своей антихристовой политике! Пользуясь методами коварства, обмана, угроз расправы с Церковью, личных угроз, подкрепляемых арестами и тюремными заключениями «новая власть» в 1927 году очень сильно поднажала на Митрополита Сергия и епископов его окружения. И случилось непоправимое.

Своей печально известной «декларацией» 1927 года Митрополит Сергий и его Синод объявляли, что «оставаясь православными» они желают считать «Советский Союз» (- это преступное и антихристово государство! -) «своей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Здесь налицо хитрейшая подтасовка и смещение понятий Родины и государства. Родиной можно считать Российскую землю как территорию с её народами, но объявлять «Родиной» Советский Союз как государство означало попрание смысла и духа самого христианства как религии правды, отречение от самой правды Божией, предательство Церкви и страдавшего народа. Это явилось преступлением гораздо более глубинным и страшным, чем даже ересь (кстати, предательство Иуды - это ведь тоже не «ересь» в некоем академическом ее понимании). Посему, какое значение имело то, что после 1927 года Московская Патриархия хранила (и то лишь до определенного времени!) все догматическое учение Православия, чем она пытается оправдаться! Такая «православность» Патриархии после декларации 1927 г. тотчас превратилась в своего рода музейное хранение набора отвлеченных умозрительных представлений, хотя и правильных, но совершенно лишенных «духа и силы» (1 Кор 2,4).

Декларацией Митрополита Сергия переступалась граница, которую нельзя было переступать, церковное управление Патриархии вступало в дружеское общение, согласие, соучастие, совместимость света с тьмой, праведности с беззаконием, веры с неверием. Но поскольку на самом деле такая совместимость в сущности своей невозможна, поскольку идейным оправданием её является Ложь. Московская Патриархия как бы провалилась в область лжи, после чего всё буквально всё. что бы в ней ни делалось и ни говорилось оказывалось под печатью, под знакомь лжи, помеченным или отмеченным этим знакомь. Из этой лжи, как из единаго корня произрастало потом все многоветвистое древо лживости Московской Патриархии.

Негласным приложением к Декларации 1927 года явилось coгласие Митрополита Сергия и его сподвижников, используя «канонические», «церковные» средства, допускать к служению в Церкви тех, кто угоден «новой власти», и запрещать служение или не допускать к нему тех, кто не угоден, а также теми же «церковными» средствами бороться со свободным голосом Русской Зарубежной Церкви. В том же 1927 году митрополит Серий уже совсем не в братском тон и дух потребовал от всех зарубежных русских архиереев подписки (!) в лояльности советской власти под страхом запрещения в служении, на что ни духовно, ни морально, ни канонически он не имел никакого права. Кроме того он просто узурпировал власть в Церкви, нарушив многие каноны и традиции Соборности, о чем написано много и подробно.

Стало ясно, что в Патриархии устами архипастырей Христовых начал говорить антихрист. И говорит её устами по сей день. Вот этого то и добивалась «новая власть»! Но это означало, что Московская Патриархия вступает в раскол в единой дотоле Русской Церкви.

После этого Зарубежная часть Русской Православной Церкви вынуждена была прервать каноническое общение с Московской Патриархией (и должна была прервать!). Так в одной Церкви возникло два управления - в России и за рубежом.
(окончание в следующем выпуске)


КУРЬЕЗЫ

"Техника религиозной безопасности"

В почтовой рассылке "Православное обозрение" ( http://beseda.mscom.ru/list ), выходящей раз в две недели, появилось следующее "предупреждение" касательно нашей рассылки:

ОСТОРОЖНО, САМОЗВАНЦЫ!
В каталоге рассылок Subscribe.ru появилась рассылка "Истинное Православие: учение, жизнь, новости...". Эта рассылка выпускается адептами самоназванной "Российской Православной Апостольской Церкви". (Ранее эта группа именовала себя "Свободной Церковью"). Считаю своим долгом предупредить, чтение данной рассылки небезопасно для Вашего духовного здоровья.

Это "предупреждение" было отмечено информационной службой "Вертоградъ-информ", которая обратилась ко мне за комментарием касательно этого заявления. Вот что я ответил:
"Можно было бы, конечно, поблагодарить редактора "Обозрения" Александра Иванова  за рекламу нашей рассылки более чем 5 тыс. его подписчикам через три службы рассылок (мне уже приходилось встречать принадлежащие перу того же автора и выдержанные в том же духе рекламные заметки касательно сайта "Церковность"), если бы не одно "но", - давая антирекламу ее автор не счел необходимым проверить хотя бы название той "группы" "адептами" (почему-то в множественном числе?) которой выпускается эта рассылка. Если бы А. Иванов навел справки, то он бы выяснил, что данная "группа" именует себя сама Российской Православной Церковью, а зарегистрирована министерством юстиции РФ (противозаконно не желающим присваивать РосПЦ ее историческое наименование) в качестве "Российской Православной Автономной Церкви". До 1998 года РосПЦ проходила по регистрационным документам в качестве "Российской Православной Свободной Церкви". 
Никаких "Свободной Церкви" или же "Российской Православной Апостольской Церкви" в природе не существует, а если существует, то рассылка "Истинное Православие: учение, жизнь, новости" не имеет никакого к ним отношения. Как относиться к советам относительно духовного здоровья в случае, если они подаются вслед за проявлениями элементарной информационной неграмотности и непрофессионализма - предоставляю судить уважаемым подписчикам, которых, думаю, после таких "предупреждений", у нас не убавится".
В этой связи, я хотел бы еще раз отметить - я не скрывал и не скрываю, что наша рассылка и сайт "Церковность" не только не принадлежат к Московской патриархии, но и стоят на противоположных и остро критических по отношению к ней церковных позициях. В каждом выпуске это выражается достаточно ясно, чтобы сразу не разобравшиеся подписчики давно могли разобраться и решить для себя - хотят они получать нашу информацию, - или нет. Рассылка преследует не миссионерские, но информационные цели, поскольку мое убеждение состоит в том, чтобы о Церкви и о многочисленных подделках под Нее судили по делам - кто как мыслит и кто что делает, кто следует духу святоотеческого Православия, а кто от него давно уклонился. Поэтому в задачу нашей рассылки входит предоставить нашим подписчикам полную и разнообразную информацию о Православии и побудить их задуматься каким путем идти и как жить и действовать. И тут нельзя даже сказать, что "Бог нас рассудит" - Бог не "рассуживать" будет, а судить. И каждому воздастся по делам его. "Суда Божия не избегнуть", - сказано было древле в "Слове о Полку Игореве", когда только создавался сайт "Церковность" для него был выбран именно это девиз, потому что эта истина - на все времена.


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Сайт "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист:
churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное