Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 35. (Основной)
2/15 марта 2001

Содержание

Беседы об Истинном Православии
Александр Каломирос. Камень Преткновения (продолжение)

Церковные Новости. 
Интервью Преосвященного Амвросия, Епископа  Хабаровского (Российская Православная Церковь), газете "АиФ - Дальинформ"
Протоиерей Михаил Ардов критикует Епископа Крымского Агафангела (РПЦЗ) за его высказывания в адрес Российской Православной Церкви

Свидетели Истинного Православия
Жизнеописание иже во святых отца нашего Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского


Здравствуйте!
Сегодня в нашей рассылке третья часть публикации работы греческого истинно православного богослова Александра Каломироса "Камень преткновения" - в этих главах Каломирос показывает различие идеалов "официальных" церквей и истинно православных - у одних это "устройство жизни", а у других - святость. В разделе церковных новостей размещены интервью Епископа Хабаровского Амвросия (Российская Православная Церковь), данное им дальневосточному приложению "АиФ" и заметка прот. Михаила Ардова по поводу выступлений Епископа Крымского Агафангела (РПЦЗ) с нападками на Российскую Православную Церковь.
Далее мы предлагаем вниманию наших читателей жизнеописание великого святого, явленного Господом в ХХ веке в лоне Русской Зарубежной Церкви - святителя, чудотворца и пророка Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. В связи с этим жизнеописанием необходимо заметить, что оно с одной стороны рассказывает об этом великом святителе тем, кто о нем не знает, а тем, кто знает - поможет лучше разобраться в том, какой Церкви принадлежал святитель Иоанн и за какое дело он боролся всю жизнь. Московская патриархия стремиться присвоить себе не принадлежащее ей - Святителя Иоанна, ее решительно отвергавшего, для этого принадлежность его к Русской Зарубежной Церкви либо скрывается, либо распространяется ложь, что святитель "признавал и тех и тех", либо распускается гнусная клевета, о якобы "гонении" на святителя в Зарубежной Церкви ("гонением" называют искусительные нестроения, возникшие в Сан-Франциско в последние годы святительства св. Иоанна и посланные ему Господом как венчающее подвижническую жизнь испытание). Из данного жизнеописания читатели узнают правду о святителе Иоанне. Статья снабжена обильными фотографиями 

Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы, с сегодняшнего дня открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com.

Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
1.03.2001
Ваш,
Егор Холмогоров


БЕСЕДЫ ОБ ИСТИННОМ ПРАВОСЛАВИИ

Мы продолжаем публикацию в нашей рассылке работы греческого истинно православного богослова Александра Каломироса "Камень преткновения", посвященной взаимоотношениям истинно православных христиан и экуменических "церквей".

Александр Каломирос
КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

НАИВНЫЕ ЛЮДИ
«Завтра Патриарх Афинагор покинет этот мiр, и — кто знает, — быть может, на его место придет
человек умный с консервативными взглядами, я тогда... конец истерикам унионистов и пропапистским увлечениям... И если в эго время мы устроим раскол, как будем мы исцелять раны, нанесенные Церкви?» Они думают и бесстыдно заявляют, что благочестивые христиане — это «толпа», фанатизм которой трудно укротить. «Если фанатизм толпы однажды вырвется на свободу, сможем ли мы потом остановить его?» О, наглецы! Толпа, которую вы презираете, - это не стадо безмозглых бараков, а разумных овец. Пусть в Константинополь придет однажды православный Патриарх, - и тогда эта толпа, которую вы ныне зовете сборищем раскольников, первая падет к его ногам и поцелует его десницу. Если бы такое чудо могло свершиться! Но, при разумном рассмотрении положения дел, совершенно несбыточно ждать появления в Константинополе Православного Патриарха. Кто среди епископов Фанара является православным? Кто не экуменист? Кто не является модернистом и человеком светским? А среди священников Патриархата кто когда-либо выражал протест против экуменизма и протестантизма? Откуда мог бы когда-нибудь появиться православный Патриарх, кто его изберет и возведет на престол? Кем был избран Афинагор — православными или международным масонством Трумэна? Кто, вопреки воле всех епископов Фанара. избрал и возвел на престол Архиепископа Иакова Американского? Кто дергает за веревочки в действе кукольного театра, разыгрывающемся между Босфором, Европой и Америкой? Уж конечно, не православные христиане. Зная все это, как можем мы ожидать православного Патриарха в Константинополе? Ждать такого чуда значило бы — искушать Бога.

ПРОДАЖНАЯ ЦЕРКОВЬ
"Это страшная клевета, брат, распространяемая некоторыми, что Греческая Церковь следует по стопам Афинагора. Нет. Она совершенно не одобряет его смелых предприятии".
Так недавно трубил один новостильник в памфлете против истинно-православных. Но посмотрим, так ли это.

Совершив предательство Православия, заявив официально, что Церковь заблуждалась, и сняв с католиков девятивековую анафему, встретившись с Папой в Константинополе, а затем в Риме, Афинагор по возвращении в Константинополь послал в Синод Греческой Церкви все документы, касающиеся предательства. Вот что ответил Синод Греческой Церкви:

«На заседании Священного Синода были зачитаны и вынесены на обсуждение присланные нам Вселенским Патриархатом хроника визита Его Божественного Всесвятейшествэ Вселенского Патриарха к Его Святейшеству Папе Римскому с 26 по 28 окгября и копии приветственных слов и речей, которыми обменялись они между собой, а также с другими должностными лицами Римской Церкви.

После чтения и обсуждения Священный Синод с чувством глубокого удовлетворения констатировал, что, по Божьему благословению, этот визит и новая встреча Глав Католической и Православной Церквей проходила в соответствии с горячим желанием и чаяниями Священного Синода и благочестивой полноты Церковной.

Согласно официальному коммюнике, опубликованному после встречи. Священный Синод с удовлетворением отметил, что оба Главы признают, что истинный диалог любви, на котором необходимо основывать все отношения между ними и их Церквами, должен будет протекать при наличии полной веры во единого Господа Иисуса Христа и при взаимном уважении свойственных каждой стороне традиций, и что диалог любви между даумя Церквами должен принести плоды совместного делания на ниве пастырской, социальной и духовной, при уважении и доверии христиан каждой стороны друг к другу и к своим собственным Церквам.

Ввиду всего этого. Священный Синод выразил свою радость о счастливом завершении визита Его Божественного Всесвятейшества Вселенского Патриарха Афинагора и о горячем желании его души видеть диалог, начатый в атмосфере любви и взаимного уважения, на основе равенства обеих Церквей, доведенным до счастливого завершения, во славу нашей Святой Церкви и ее Божественного Основателя».

Этот текст был опубликован в журнале Makedonia от 7 ноября 1967 г., откуда я его и заимствую.

Так будет ли это клеветой — сказать, что Греческая Церковь идет по стопам Афинагора? Разве хоть один из епископов, которых называют «твердынями», протестовал против этого решения? Разве хоть один из них отмежевался от ответственности за него? Нет, ни один. Греческая Государственная Церковь через свой Синод уверила греческий народ, что она очень довольна предательствами, совершенными Афинагором, и его синкретической проповедью. К тому же, она официально запечатлела свое исповедание: с одной стороны, принимая из рук ересиарха Афинагора освященное миро, доставленное в Афины, и приглашая несчастный греческий народ почтить его и помазывать им своих детей; а с другой стороны, через неоднократные сослужения со своим Главой, через сослужение с невообразимым Иаковом Американским в Афинском кафедральном соборе, и через происходившие в разных местах Греции совместные служения с новым Патриархом Александрийским, который провозгласил исповедание веры настолько синкретическое и экуменическое, что ему мог бы позавидовать сам Афинагор.

Итак, Греческая Церковь провозгласила, что необходимо взаимное уважение обычаев, свойственных Православным и католикам. Вот синкретизм во всем своем великолепии. Православным следует уважать лжеучения латинян... Какова дистанция, отделяющая для Православных такое уважение от уважения к другим монотеистическим религиям - в первую очередь к иудаизму, исламу — и к языческим религиям? Греческая Церковь не только выразила свое «горячее» согласие с Афинагором, но она также во весь голос провозгласила свою ересь синкретизма. Ее согласие с Афинагором — согласие не пассивное, а активное, это параллельное движение, обещанное ее Главой во время его встречи с Афинагором в Константинополе.

Ежедневная пресса прекрасно уловила смысл различных заявлений Греческой Церкви. Вот что пишет газета Le Monde Ubre от 10 сентября 1969г.: «Священный Синод Греции во вчерашнем официальном сообщении выразил свое глубокое сочувствие исламскому Mipy no поводу пожара в иерусалимской мечети Аль-Анса. В том же официальном сообщении Священный Синод выражает пожелание о скорейшем восстановлении мира в Mipe и о братском примирении всех людей на земле. Выражение Греческой Православной Церковью сочувствия другим религиям является характерным примером того постоянного стремления к сближению и диалогу между христианами и не-христианами, о котором возвестил два года тому назад Патриарх Афинагор. Говорят, что в ближайшем будущем на Крите состоится встреча мусульман с представителями обеих Церквей».

Итак, Греческая Церковь поддерживает синкретизм так же ревностно и старательно, как это делают Всемiрный Совет Церквей, органической частью которого она является, и Константинопольский Патриархат. Речь идет не только о сотрудничестве ради объединения Церквей; экуменизм не ограничивается охватом христиан, он желает сосуществования всех религий, согласия и примирения всех лживых измышлений и их равенства с Церковью.

ОНИ ИСПРАВЛЯЮТ ЦЕРКОВЬ
Таким образом, Афинагор — далеко не единственный приверженец самого мерзкого синкретизма, как хотел нас в том убедить новостильнический автор упомянутого памфлета. Вся Греческая Церковь разделяет образ мыслей Афинагора и открыто заявляет об этом. И как могла бы Греческая Церковь не одобрять действий и заявлений Афинагора и не испытывать при этом чувства глубокого удовлетворения! Для этих «рясофоров» с турецким или греческим паспортом христианство является не ИСТИНОЙ, а ОДНОЙ ИЗ многих других истин. Церковь Христова — это не непогрешимое и святое Тело Господне, а сообщество людей, которое согрешает и нуждается в исправлении. И вот, мы видим, как Церковь беспрестанно исправляют, причем никто не протестует. Афинагор был не единственным исправившим Церковь снятием анафем. Епископы и священники Государственной Греческой Церкви ежедневно исправляют ее по другим пунктам. Такая исполненная богословского содержания стихира, как: «Немы да будут устне нечистый, не чтущия образ Твой святый...» - под куполами новостильнических церквей стала звучать так: "Да благословятся уста благочестивых, почитающих...". Эти господа находят, что гимнография Отцов жестока и груба. Она не годится для экуменической церкви: ибо что подумали бы братья во Христе протестанты, услышав такие лишенные экуменической любви фразы?

Но не только в области гимнографии Церковь подвергается исправлению, то же самое происходит и при использовании Нового Завета, Во многих храмах при совершении таинства брака систематически избегают читать отрывок, где сказано: «Жена да боится своего мужа», — как несовместимый с феминистическими взглядами нашей эпохи, и зачало читается в изуродованном виде,

Один из официальных представителей греческой богословской школы даже высказал мысль о проведении «пересмотра и исправления литургических текстов, особенно Страстной Седмицы, которые наносят ущерб чести и достоинству еврейского народа» (см. периодическое издание La Pensee Olihodoxe от 15 января 1960 г., стр. 5-8). Он также предложил сократить литургию, ввести элегантные костюмы для клириков и партесное пение, использовать фисгармонию и множество других «деталей», Разве все это не является поправками в Священном Предании Церкви Христовой? Изменение календарного стиля тоже было «корректурой» Церкви.

КОЛЛЕГИ
То, что кроется за этими, по-видимому, незначительными исправлениями — ужасно. Это — полное отрицание христианства. Для этих людей христианство не содержит ничего богочеловеческого. Оно - просто-напросто человеческое явление. Для них Церковь — это не Тело Христа-Богочеловека. В глубине души они не верят, что Христос есть Богочеловек, Если они действительно верили бы в это, они никогда бы не дерзнули бы «исправлять» Его Тело. Они также не верят на самом деле в Святаго Духа и в то, что Он присутствует в Церкви, просвещая и руководя ею. Из этой двойной неверности, сознательной или неосознанной, проистекает то отрицание авторитета Отцов, которое мы в последнее время видим в лоне «официальной» Церкви.

Это правда, - теперь больше изучают Отцов, чем прежде; но никто не должен этим обманываться. Предки наши, жившие в период турецкого владычества, были неграмотны и не имели возможности читать Отцов в подлинниках, но имели абсолютную веру в их авторитет. И когда они что-то делали неправильно, они делали это, веруя, что так учили Отцы. А ныне большинство тех, кто изучает Отцов, делает это в духе надменного критиканства, бесстыдно. Для них Отцы являются коллегами по богословию, и никем более. Они не видят оснований для того, чтобы оказывать им большее уважение, чем любому другому коллеге. Для них святость не имеет никакого значения.

Для современных «христиан» смысл имеет только моральная полноценность, имеющая не духовную, а социальную цель. В этой области Греческая Церковь очень преуспела. Фарисейство возведено в ранг науки. Самые грубые нарушений священных канонов были совершены под предлогом моральной безупречности. В то время как в вопросах морали наблюдается лицемерная чувствительность, в вопросах веры мы видим неограниченную терпимость, И это потому, что вопросы веры касаются жизни вечной: будущее, неосязаемое, в сущности, безразлично этим людям, потерявшим веру. Для них мораль относится к «нижнему граду», не «пребывающему», который, тем не менее, "не имущий надежды" желают видеть как можно более «пребывающим», находя в нем некое ложное противоядие суетности своего существования. Мораль - это опора общества. А святость - это уход от Mipa сего и выход из его систем; потому-то общество смотрит на нее злыми глазами. Святость говорит «нет» Mipy, во зле лежащему. Она отличается от моральной безупречности. Моральная безупречность обращена к нынешнему веку; святость равнодушна к суетному и темному реку сему, она взирает на век будущий, нетленный.

Поэтому мораль и святость глубинно противоположны друг другу, но эта противоположность совершенно неведома морализаторской тактике и учению официальной Церкви. Официальная Церковь есть, по сути, только орудие в руках Кесаря; все видят в ней средство для поддержания надлежащего порядка, силу, придающую законам больший авторитет, который нельзя было бы завоевать одним только мечом. И вот, таким образом, мы видим парадокс; самые закоренелые атеисты, самые равнодушные к религии люди "поддерживают Церковь", потому что благодаря ей они могут внушить массам склонность к покорности.

К ЗЕМНЫМ ЦАРСТВАМ
Тот, кто внимательно изучает деятельность религиозных организаций, возникших б последние годы в лоне официальной Церкви, должен отметить, что целью их деятельности является «христианская Греция», а отнюдь не Царство Небесное, За целями, по-видимому, христианскими вырисовывается цель земная, которую большинство членов этих обществ не очень осознает. Их погоня за количеством приверженцев, за силой и властью, то, что принадлежавших к этим организациям монашествующих отторгали от монашества, чтобы ввергнуть в мiр, — все это красноречиво свидетельствует об изменении духовной ориентации паствы официальной церкви. В этой церкви верующие стали, мало-помалу, ориентироваться на земное тысячелетнее царство Христа или, точнее, царствие иудейского типа. Они затосковали и стали бороться за утопию, именуемую ими «Божье Государство», «Христианская Демократия», «Христианская Цивилизация». «Христианская Цивилизация» или, как чаще говорят, "Греко-Христианская Цивилизация», стала конфетой в устах этих людей. Но истиные христиане «не имут зде пребывающего града, но грядущаго взыскуют».

Это искание зде пре бывающего града уважаемыми лицами из числа верующих новостильной церкви, мiрянами-членами религиозных организаций - есть плод длительного процесса отравления верующих, интоксикации, которая, оставляя по-видимому, неизменными внешние признаки Православия, на деле подорвала самые его основы. Очень трудно найти в лоне официальной церкви кого-нибудь, кто не испытал на себе, тем или иным образом, последствия этого подрыва. Все те, кто не от мiра сего и не приспособились к нему, стали для других мишенью и были призваны «старостильниками». Это насмешливое прозвище на самом деле показывает глубокое; различие в образе мыслей, в мiровоззрении и в вере между тем, чем Православие было в прошлом, и тем, во что оно превратилось в официальной Церкви.

Вопрос о том, следует ли официальная Греческая Церковь по стопам Афинагора, совершенно устарел. Афинагор и официальная Греческая Церковь страдают одним и тем же недугом Они - две параллельные ветви одного и того же растения, разница лишь в том, что Афинагор был более зрелым плодом.

ИСПОВЕДАНИЕ «В ЦЕРКВИ»
Но защитники нового стиля не слагают оружие: "Вопроси письменно епископов официальной Церкви, разделяют ли они мнение Патриарха, и ты узнаешь... Нам не следует упускать из виду, что если слова, сказанные из деликатности и вежливости, всегда получают огласку и быстро становятся известны, однако за этой дурно истолкованной вежливостью могут скрываться давление, порицания и угрозы».

Но нет, речь здесь идет не о неведении. Новостильники прекрасно знают, что в Церкви важны не мнения человека, но исповедание его веры. Для Церкви безразлично то, во что епископ верит в глубине души. Важно то, что он публично проповедует «в Церкви», «с непокрытой головой», по собственной инициативе. Именно тогда, согласно канонам, следует прерывать общение с епископом-еретиком, публично проповедующим свою ересь. Если он придерживается ереси внутренне, но не проповедует ее м не сообщается открыто с еретиками, то Церковь считает его за православного, он сохраняет благодать священства, и совершаемые им таинства действительны. Но когда епископ публично проповедует ересь или открыто общается с еретиками, когда он публично отвергается Христа и Его Церкви, тогда невзирая на все то, что он может помышлять в сердце своем, на все то, что он может сказать тому или иному в частной беседе, Церковь считает его за отступника, отрекшегося от Христа; такой человек находится вне церковного двора овчего, священство его утрачено, и его «таинства» лишены освящающей благодати.

Церковь не является личным делом каждого. Священство и епископство даруются в Церкви и не существуют вне ее, они не есть нечто индивидуальное. Отступник, как личность, будет судим Богом, но он не может быть священником или епископом, если он отрицает Церковь, даровавшую ему благодать священства, и переходит официально и открыто в стан отступников. Церковь всегда считала для себя чуждыми тех, кто публично отвергается Христа во избежание наказания со стороны впасть имущих, хотя бы всем было известно, что внутренне они и не отреклись от Христа и от Его Церкви. Как же может Церковь не признать чуждыми ей тех, кто и без всяких угроз мученической смерти со стороны сильных Mipa, кто публично отрекся от веры и предал Христа?

Следовательно, нет нужды ни в каких письмах и свидетельствах от епископов официальной Греческой Церкви, которые следуют за Константинопольским Патриархом, поминая его во всеуслышание «в Церкви», «с непокрытой головой», в самый священный момент литургии, объявляя себя приверженцами патриарха-синкретиста. И какое значение могут иметь эти частные свидетельства? Какое значение могут иметь случайные порицания или остающиеся скрытыми упреки? Официально, всенародно все епископы официальной Церкви выражают «в Церкви» свое согласие с Фанаром и следуют за ним. Те же из них, кто в частных беседах выражают свое несогласие с Димитрием, этим лишь обнаруживают свойственный им недостаток серьезности и прямодушия. Как же скрытность и дипломатичность этих епископов могут быть использованы в качестве аргумента в пользу их православности, и как может духовный отец, несущий столь большую ответственность за руководимых им молодых людей, называть «вежливостью», пусть даже дурно истолкованною, двоедушие и оппортунизм? Разве этим эрудированным архимандритам во время их исследований никогда не попадалось на глаза сказанное Василием Великим о таких епископах: «Притворяющиеся исповедующими православную веру, но состоящие в общении с не исповедующими, если после выговора не перестанут, то мы считаем их отлученными и даже больше не зовем братьями».

УВЕРОВАЛ ЛИ В НЕГО КТО ИЗ НАЧАЛЬНИКОВ...
«Все учителя Церкви, асе Соборы, все Священное Писание увещевают нас избегать последующих ереси и удаляться от общения с ними», — говорит нам Святитель Марк Ефесский. «Златоуст громогласно объявляет врагами Божиими не только еретиков, но и тех, кто сообщается с ними», — пишет Святой Феодор Студит игумену Феофилу. Все письменное и устное предание Церкви, все Святые и Апостолы в Священном Писании осуждают епископов официальной Греческой Церкви, состоящих в общении с патриархом-отступником, и тех, кто разделяет его мысли. Сколько среди современных православных христиан таких, которым хватает смелости бежать от еретиков и отделяться от общения с ними? Очень мало. Поистине, стадо Христово всегда было малым! Малое стадо. Все оставшиеся верными свидетелями Истины в мipe — это сосуды скудельные. Непросвещенная толпа, невежды в Законе, со своими страстями, разногласиями, со своей умственной ограниченностью. Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? — вопрошают книжники от иовостильников. - Но этот народ невежда в законе, проклят он. Какой богослов, скажите мне, стал старостильником? Какой профессор университета стал старостильником? Кто из современных "безупречных" епископов стал старостильником? Нет, ни один мудрец, ни один сильный мiра сего не последовал за невежественной толпой старостильников, за этим «малым числом» галилеян, вопящих, что как будто бы — нет, вы только послушайте! — Греческая Церковь находится в согласии с Афинагором и Димитрием, и колотящих в било, как некогда делал Ной, чтобы созвать животных в Ковчег. Взгляните, как вокруг люди мирно пребывают на своих местах, благоразумно венчаются и крестятся в больших храмах, помазывают своих детей миром от Афинагора — «самого мерзкого синкретиста»; и посмотрите, как их много: замечательные люди, священники, ученые епископы, начальники, книжники, фарисеи, законники. Что же, все они пребывают в неведении, и только одни старостильники все знают?

Старостильники не знают, может быть, ничего, но знают одно: что они пребывают в согласии с Новомучениками, Исповедниками, Отцами, Пустынниками, древними Мучениками, Апостолами. Какое им дело до того, что их мало, ведь истинные христиане всегда будут малочисленны; какое им дело до того, что очи немощны, ведь и Апостолы были немощны; им нет дела до того, что они неучи, ведь и Христос тоже был неученым. Они ведут борьбу одного лишь ради: как сохранить верность Православию; как остаться в Церкви; как войти в Ковчег.

А что касается новостильнических учителей, которые производят такое глубокое впечатление на своих учеников, и этой массы прихожан "церкви, распространившейся во всем мipe", то старостильники отвечают им вместе со Святым Феодором Студитом: «Только тот, кто старается угодить Божеству — предпочтительнее тысяч хвастающихся своим самодовольством. Кто же из здравомыслящих не желает быть лучше в числе немногих, тесным путем достигающих спасения, нежели в числе многих, широким путем несущихся к погибели! ты предпочитай, если угодно, спасающемуся Ною утопающее большинство, а мне позволь с немногими войти в Ковчег».

Окончание следует.


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

В газете "АиФ - Дальинформ" было опубликовано интервью Преосвященнейшего Епископа Амвросия, текст которого был переслан нашими доброжелателями.  Мы воспроизводим его с минимальной редакторской правкой - исправлением явных опечаток, более соответствующей церковному изданию расстановкой заглавных букв и исправлением мелких стилистических погрешностей.

КАТАКОМБНЫЕ «РАСКОЛЬНИКИ» ВЫХОДЯТ ИЗ ПОДПОЛЬЯ
«Аргументы и Факты – Дальинформ» №8, февраль 2001, стр.11

Раньше я как-то не задумывался: православие и православие - оно родимое и есть «наша истинно русская вера». Единая и неделимая. Оказалось, не совсем так. Наряду с общеизвестной Русской Православной Церковью, существует Российская православная церковь. Со своим представительством в Хабаровске.
Когда же мы попросили епископа Амвросия о встрече, то ожидали, что состоится она в каком-либо храме, церквушке, на худой конец, в часовенке. Ничего подобного - в простой однокомнатной квартире. Нет у альтернативной РПЦ в Приамурье своего помещения. И даже не зарегистрирована она здесь. Но существует, и этого нельзя отрицать.

Епископ Амвросий- Владыко Амвросий, как Вы появились в Хабаровске?

- Сам я родом из Владимирской области. После окончания школы учился в мединституте. Затем служил в армии. Как и все мы в те годы, был комсомольцем. Биография самая обычная для того времени.
Но после армии поступил в духовную семинарию, потом - заочный сектор духовной академии. В это же время был направлен служить в Хабаровскую епархию. Пребывал в клире Астраханской епархии, затем служил в Краснодарском крае и, согласно поданному прошению, был выведен за штат. С 1996 года я снова нахожусь в Хабаровске.
Видя неправоту Московской Патриархии, мы со своей общиной стали искать истину. Пришли к выводу, что чистоту православия поддерживает только Российская Православная Автономная Церковь, и были приняты в ее состав архиепископом Суздальским и Владимирским Валентином. Впоследствии я стал епископом этой церкви, назначенным в Хабаровск.

- А чего вы не поделили-то с «другими» православными?

- В состав нашей Российской Православной Церкви вошла Российская Истинно-Православная Церковь. После октябрьского переворота 1917 года вся церковь разделилась на три части: одна из ветвей была в изгнании, другая пошла на соглашательство с государственной властью, сотрудничество со спецслужбами. Так родилась Московская патриархия, которая сейчас себя называет Русской Православной Церковью. Она была поддержана в сентябре 1943 года в кабинете Сталина митрополитом Сергием и самим Иосифом Виссарионовичем. Церковь, угодная режиму. Третья же часть - так называемые катакомбные христиане, которые не признали соглашательства с советской властью. Они признают любой строй, с уважением относятся к своим согражданам, но не признают именно соглашательства, доносительства, сотрудничества с властью.

- И какова численность вашего «подпольного» прихода?

- Боюсь, что не скажу. Катакомбные христиане, которые в горах, в тайге, на чердаках и в подвалах на протяжении восьмидесяти лет хранили свою чистую веру, и вошли в состав нашей церкви.
Поэтому, чтобы их не раскрыть, о количестве наших прихожан и о наших приходах я говорить не могу. Ведь и сейчас Московская патриархия продолжает политику «сергианства», фактически являясь придатком государственной власти, а чиновники порой выполняют прямые указания, исходящие из церковных кабинетов. В общем, не могу я говорить ни о количестве наших прихожан, ни о месте их нахождения. Случается, что даже я не могу их посетить, поскольку чувствую пристальное внимание,

- Внимание с чьей стороны: власти, «государственной» церкви или кого-то другого?

- Я думаю, что оно ощущается со многих сторон. Ничего плохого не было бы, если бы церковь являлась лишь блюстителем нравственности в государстве, несла чистое, светлое и доброе. В данном же случае налицо прямое сотрудничество, порой и в негативных сферах.
Наша церковь терпела нападки со стороны как государственной власти, так и Московской патриархии. Сегодня вроде бы наступили демократические времена, но известно из средств массовой информации, чем занимается РПЦ: и нефтяным бизнесом, и созданием совместных банков, и торговлей табачно-алкогольными изделиями.

- А нападки- то ощущаются даже в нашем далеком Хабаровском крае?

- Если местная пресса пытается говорить о нас что-то положительное, то краевые власти, как мне известно, называют все это «травлей епископа Марка». Какие еще нужны комментарии после этого?
Замечу, что наша церковь официально зарегистрирована в Минюсте РФ 24.10.1998 года (№239). Мы не ведем никакой миссионерской деятельности в недрах Московской патриархии. Мы занимаемся со своими прихожанами, решаем проблемы спасения души, молимся Богу. Не наше дело поливать кого-либо грязью, поэтому я не отвечаю ни на какие выпады со стороны епископа Марка лично в мой адрес, в адрес нашего первосвятителя владыки Валентина и всей Российской Православной Церкви.
С другой стороны, те методы, которые применяются властью и ее церковью, сами подталкивают к нам людей. Община стала значительно увеличиваться, причем многие отошли от той церкви и приходят к нам. Мысль у людей простая: если о нас говорят плохо представители Московской патриархии, значит, наша Церковь содержит истину.

- Владыко, все-таки непонятно, что же вменяют вам? Раскол?

- Как может «церковь Сталина» называть раскольниками тех, кто хранил в катакомбах веру со времен патриарха Тихона и его местоблюстителя святителя Петра? В частности, меня рукополагали и катакомбные архиереи.

- У вас в Хабаровске были встречи с представителями власти, правоохранительных органов? Непосредственно на вас оказывалось какое-то давление?

- Прямого давления с этой стороны не было. Давление - косвенное. Ни с кем я не встречался и пока не вижу в этом необходимости. Эти встречи будут иметь предсказуемый результат.

- Не будет ли этот результат похож на недавнюю скандальную историю с отменой концертов органной музыки в Новоапостольской церкви?

- Промолчу. Мое дело - молитвенный уголок, служба, духовная и нравственная забота о прихожанах.

Сергей АЛЕКСЕЕВ

От редакции АиФ. Мы обратились за комментарием в резиденцию епископа Хабаровского и Приамурского Марка. Однако в епархии нам сказали, что «не стоит беспокоить владыку по таким пустякам». Но при этом заметили, мол, все, что скажет Амвросий, идет не от Бога, а от лукавого. К тому же он - грешник, каких свет не видел. Поинтересоваться, как епархия будет спасать этого «грешника», мы не успели. На том конце провода разговор закончили.
И все-таки мы убеждены, что это отнюдь не позиция самого Марка и тем более всей Русской православной церкви, которая сегодня все же старается вести диалог с самыми противоположными конфессиями. А тут - своеобразный двойник - РПЦ.
Поэтому право на «спасение» своего религиозного оппонента у владыки есть. И он его вполне может использовать в нашей газете.


Помещаемая ниже заметка протоиерея Михаила Ардова, - настоятеля храма во имя Царя Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских, была распространена в рассылке православного журнала "Вертоград". 

Протоиерей Михаил Ардов
ЗАБЫВЧИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ

В Зарубежной Церкви продолжается смута, вызванная скандальными решениями последнего Архиерейского собора. Клирики, которые возмущены предательством священноначалия, подвергаются прещениям, а кроме того, некоторые епископы обратились к своей пастве с посланиями, каковые я бы назвал увещательно-предостерегающими. В этом жанре выступили Первоиерарх Митрополит Виталий, секретарь Синода архиепископ Лавр, а также преосвященные Евтихий и Агафангел.

"Обращение к пастве" сего последнего представляет для нас особенный интерес, так как это направлено против Российской Православной Автономной Церкви, а она, как известно, несколько лет тому назад была принуждена отделиться от Зарубежного Синода. Владыка Агафангел основывает свою точку зрения на прецедентах: "...В истории Церкви иногда выносились несправедливые решения об отдельных праведниках. В качестве таких примеров можно привести Соборное осуждение свт. Иоанна Златоуста, когда он был несправедливо отлучен от Церкви и умер в изгнании. Или известна расправа над свт. Арсением (Мациевичем), есть также много и других подобных печальных примеров. Но, хочу подчеркнуть, что ни свт. Иоанну Златоусту, ни Арсению (Мациевичу), ни Григорию Богослову (во времена его гонений) не приходила мысль или желание отделиться и образовать свой "синод". Они мужественно несли все прещения и несправедливые осуждения, уповая на Суд Божий, но не порывая с Церковью. И Церковь со временем отвела каждому подобающее ему достойное место. Поэтому я никак не могу оправдывать, или, тем более, приветствовать всякое отделение от нашей Церкви".

Православному епископу следовало бы получше знать историю и не упоминать в данном контексте имени св. Иоанна Златоустого. Общеизвестно, что после того, как в 403 году он был лишен сана собором из 36 архиереев, великий святитель продолжал проповедовать с амвона и священнодействовать - то есть правомочность того собора не признавал.

Особенное возмущение епископа Агафангела вызвало послание участников 8-го Съезда духовенства, монашествующих и мирян Суздальской епархии: "Дошло и до того, что суздальский "синод", потеряв всякий стыд и забыв о смущении, уже даже призывает "ревнителей Православия" из числа российских клириков и мирян РПЦЗ "перейти под омофоры архиереев РПАЦ" (так они себя именуют)".

Далее в "обращении" епископа Агафангела следует пространный абзац, где утверждается, что "суздальцы" якобы неправильно трактуют Указ N 362 Патриарха Тихона и что данный документ якобы не мог стать основанием для ухода Российских Преосвященных из подчинения Зарубежному Синоду.

Оставим в стороне вопрос о том, потерял ли наш Синод "всякий стыд" и "забыл ли он о смущении". Но - увы! - разгоряченный автор цитированного "обращения" не помнит некоторых фактов не только из жития св. Иоанна Златоустого, но и из своей собственной биографии. А мы не забыли, что в 1994 году епископская хиротония Владыки Агафангела состоялась не в Джорданвилле и не в Нью-Йорке, а именно в Суздале. И рукополагали его отложившиеся на тот момент от Зарубежной Церкви Российские архиереи.

Не забыли мы и обстоятельств поездки епископа Агафангела в Нью-Йорк (февраль 1995 г.); там, на заседании Зарубежного Синода, он и еще четыре епископа были беззаконно запрещены в священнослужении. Вот что по этому поводу писал в те дни сам Владыка Агафангел (я цитирую официальный документ, который хранится в архиве): "Члены Синода, превысив свою власть, поскольку принятие такого рода решений находится в компетенции Собора, решили путем канонических прещений утвердить свое единоначалие над всей Россией, как зарубежной, так и исторической. Оказались попранными самые основания Зарубежной Церкви, как части Российской Церкви, пребывающей за границей, и Синод смочинно присвоил себе права и полномочия Русской Поместной Церкви. Он даже не задумался над тем, что, запрещая разом пять Архиереев, он лишает архипастырского окормления более чем полторы сотни приходов - это многие тысячи православного народа".

Передо мною ещё один документ: "Протокол N 3. Третье заседание Архиерейского Совещания Российских Преосвященных 27 февраля/12 марта 1995 г.

СЛУШАЛИ:
Преосвященного Агафаннгела, Епископа Симферопольского, который внес предложение вернуться к ВВЦУ (Временному Высшему Церковному Управлению) Российской Церкви в соответствии со Св. Канонами, заветами Новомучеников и Указом N 362 Св. Патр. Тихона".

Это предложение было принято, так что не будет преувеличением утверждать: окончательное отделение Российских Архиереев от Зарубежной Церкви произошло по инициативе епископа Агафангела. Комментарии тут, я полагаю, излишни...

Протоиерей Михаил Ардов,
Российская Правосланая Автономная Церковь.


СВИДЕТЕЛИ ИСТИННОГО ПРАВОСЛАВИЯ

Икона Святителя Иоанна с житиемЖизнеописание иже во святых отца нашего Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

В начале хочется привести яркие слова о Святителе Иоанне известнейших православных иерархов, духовных вождей своих народов: русского — Митрополита Антония (Храповицкого) и сербского Епископа Николая (Велимировича), как старших современников угодника Божия.

Митрополит Антоний пишет дружественному apxиерею о Владык Иоанне и называет его «чудом аскетической твердости и стойкости в наше время всеобщего духовного разслабления!» Епископ Николай призывает: «Если вы хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!»...

Так говорилось о будущем еще Епископе Шанхайском, которого теперь мы, надписывая его св. иконы, и литургически именуем по его кафедрам (первой и последней) Святителем Шанхайским и Сан-Францисским.

Святитель Иоанн родился 4-го июня 1896 г. в имении своих родителей, потомственных дворян Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей в местечке Адамовке, Харьковской губернии. При св. крещении наречен именем в честь Архистратига Божия Михаила. Предки его с отцовской стороны были выходцами из Сербии. Один из предков — свят. Иоанн, митрополит Тобольский, был подвижником святой жизни, миссионером и духовным писателем. Он жил в первой половине XVIII в. и причислен к лику святых в 1916 г. Его прославление состоялось по воле св. Царя-мученика Николая II.

Будущий Святитель рос послушным мальчиком, так что сестра его вспоминала, как легко было родителям его воспитывать. Но раздумывая о своем будущем, он не имел тогда еще определенного решения, не зная, посвятить ли себя службе военной или гражданской. Чувствовал он непреодолимое стремление служить истине, которое воспитали в нем родители. Он одушевлялся примерами тех людей, которые за истину отдавали свою жизнь. Когда подошло время учиться, родители определили его в Петровский Полтавский Кадетский Корпус, посвященный, как говорил сам Владыка «одной из славных страниц истории России». Учился он отлично, но не любил два предмета: гимнастику и танцы. В корпусе его любили, но он чувствовал, что ему надо избрать другой путь. Особенно тому способствовало общение с законоучителем кадет, известным протоиереем Сергием Четвериковым, автором книг о преп. Паисии Величковском и о свв. Оптинских старцах, и ректором семинарии архимандритом Варлаамом. День окончания кадетского корпуса Михаилом Максимовичем совпал со днем вступления на Харьковскую кафедру Архиепископа Антония, известного богослова и церковного деятеля, главного возстановителя на Руси патриаршества, впоследствии же Митрополита Киевского и Галицкого и основателя и первоиерарха Русской Зарубежной

Этот архипастырь всю жизнь вдохновлял церковно-настроенную учащуюся молодежь к духовной жизни, в силу главного качества своей души — искренней к ним любви, за что схи-архимандрит Амвросий (Курганов) именовал Владыку Антония — «горой любви». Услышав об юном Михаиле, о котором заговорили в церковных кругах, он захотел с ним познакомиться и стал духовным руководителем свят. Иоанна. В Харькове Михаил поступил на юридический факультет университета, который закончил в 1918 г., и некоторое время служил в Харьковском суде в дни управления Украиной гетманом Скоропадским.

Но сердце будущего святителя стояло далеко от мира сего. Все время, свободное от занятий в университете, он проводил за чтением духовной литературы, особенно выделяя при этом жития святых. «Изучая светские науки, — говорил свят. Иоанн в своем слове при наречении во епископа, — я все больше углублялся в изучение науки из наук, — в изучение духовной жизни». Бывая в монастыре, в котором жил Владыка Антоний, Михаил имел возможность молиться у гробницы подвижника первой половины XIX в., Архиепископа Мелетия Леонтовича, благоговейно почитавшегося, но еще не канонизированного угодника Божия. Душа молодого святителя уязвилась жаждой приобрести истинную цель и путь жизни во Христе.

Большое впечатление произвел на Михаила приезд в Харьков молодого епископа Варнавы (впоследствии патриарха Сербского), сердечно принятого Архиепископом Антонием и повествовавшего о страданиях сербов под властью турок. Это было в январе 1917 г. перед революцией, когда у сербов, с которыми воевали Германия, Австрия и Турция, почти не оставалось территории, не захваченной врагами. Отклик русских людей был единодушный. Здесь, на примере Владыки Антония. Михаил чувствовал вселенское значение Церкви и долг епископа откликаться на нужды всех православных. Епископ же Варнава, став патриархом, с особой любовью оказывал гостеприимство и помощь иерархам Русской Православной Церкви Заграницей.

Русское лихолетье вынудило семью Максимовичей покинуть Родину и эвакуироваться в Югославию, где Михаилу удалось поступить на богословский факультет Университета свят. Саввы и окончить его в 1925 г. Еще на последнем курс Михаил в Белградской церкви был посвящен Митрополитом Антонием во чтеца, а в 1926 году им же в монастыре Мильково Михаил был пострижен в монашество с наречением имени Иоанн, в честь его дальнего родственника, Святителя Иоанна Тобольского, и посвящен в иеродиаконы. На Введение во храм Пресвятой Богородицы того же года, юный инок стал иеромонахом. В эти годы он был законоучителем в сербской государственной гимназии, а с 1929 г. стал преподавателем и воспитателем в сербской семинарии св. апостола Иоанна Богослова Охридской епархии, тогда возглавлявшейся святителем Николаем (Велимировичем), в городе Битоле.

Иеромонах Иоанн с семинаристами в БитолеВ Битоле свят. Иоанн снискал любовь своих воспитанников, и тогда же окружающим стали известны его духовные подвиги. Свят. Иоанн постоянно и безпрерывно молился, ежедневно служил Божественную Литургию или присутствовал на литургии, причащаясь Св. Христовых Таин, строго постился, и ел, обыкновенно, один раз в день поздно вечером. Святитель с особенной отеческой любовью и внедрял в студентов-семинаристов высокие духовные идеалы. Они же первыми обнаружили его величайший подвиг аскетизма, замечая, что Святитель никогда не ложился спать, а если засыпал то от изнеможения и, часто, во время земного поклона в углу под иконами. Епископ Николай (Велимирович) ценил и любил молодого иеромонаха Иоанна. Однажды, перед уходом из семинарии он повернулся к небольшой группе семинаристов и сказал: «Дети, слушайте отца Иоанна; он ангел Божий в человеческом образе». Сами семинаристы убъдились в том, что свят. Иоанн действительно жил ангельской жизнью. Его терпение и скромность были подобны терпению и скромности великих подвижников и пустынников. События из Святого Евангелия он переживал так, как будто все это совершалось перед его глазами, и он всегда знал главу, где это событие найти и, когда нужно было, он всегда мог процитировать данный стих. Он знал характер и особенности каждого студента, так что он мог сказать в любой момент, когда и как любой семинарист отвечал, что он знал и чего он не знал. И это без каких бы то ни было записок. У свят. Иоанна был дар Божий — необыкновенная память.

Свят. Иоанна и семинаристов связывала взаимная любовь. Для них он был воплощением всех христианских добродетелей. Они не замечали в нем недостатков, даже в его речи (легкое косноязычие). Не было никакой проблемы, личной или общественной, которую он не мог бы сразу разрешить. Не было вопроса, на который он не смог бы ответить. Ответ всегда был сжатым, ясным, полным и исчерпывающим, потому что он был по-настоящему глубоко образованным человеком. Образование его, его «премудрость» зиждилась на самом прочном фундаменте, на «страхе Божием». За своих семинаристов Святитель молился усердно. Ночью он обходил келии, проверяя всех; одному поправит подушку, другому одеяло. Выходя из комнаты, он осенял спящих крестным знамением.

В первую неделю Великого Поста свят. Иоанн ничего, кроме одной просфоры в день не вкушал, так же и на Страстной неделе. Когда наступала Великая Суббота, его тело было полностью истощено. Но в день Святого Воскресения Господня он оживал, его силы возвращались. На Пасхальной заутрене он так ликующе восклицал: «Христос воскресе!» будто Христос воскрес именно в эту святую ночь. Его лицо светилось. Пасхальная радость, которой сиял сам Святитель, передавалась всем в храме. Это испытал каждый, кто был в церкви со свят. Иоанном в Пасхальную ночь.

В 1934 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей вынес постановление возвести свят. Иоанна в сан епископа с назначением его в Шанхай, викарным архиереем Пекинской миссии.

Что касается самого о. Иоанна, ничто не могло быть дальше от его помыслов, чем это, как видно из разсказа одной его знакомой по Югославии. Как-то встретившись с ним в трамвае, она спросила его, по какой причине он в Белграде, на что он ответил, что приехал в город, т. к. по ошибке получил сообщение вместо какого-то другого иеромонаха Иоанна, которого должны посвятить во епископы. Когда же на другой день она опять его увидела, то он сообщил ей, что ошибка оказалась хуже, чем он ожидал, ибо именно его решили посвятить во епископы. Когда же он воспротивился, выставляя свое косноязычие, то ему сказали, что и пророк Моисей имел такое же затруднение. Посвящение состоялось 28 мая 1934 г. Святитель Иоанн был последним из посвященных Блаженнейшим Митрополитом Антонием епископов.

Кафедральный собор в ШанхаеМолодой епископ прибыл из Сербии в Шанхай 21 ноября 1935 г. на Введение во храм Пресвятой Богородицы, На пристани собралось много людей, встречающих своего нового архипастыря, который немедленно вошел в жизнь города. Ожидало его дело достраивания кафедрального собора и разрешение создавшегося там юрисдикционного конфликта. Свят. Иоанн вскоре разрешил этот конфликт и со временем установил связь с сербами, греками и украинцами. Святитель закончил постройку огромного собора в честь Иконы Божией Матери «Споручницы гръшных», трехэтажного приходского дома и колокольни. Он обращал особое внимание на духовное образование детей, сам преподавал Закон Божий в старших классах Коммерческого училища и всегда присутствовал на экзаменах по Закону Божьему во всех православных школах Шанхая. Он был вдохновителем и возглавителем постройки храма, госпиталя, больницы для престарелых, общественной столовой, словом, всех общественных начинаний русского Шанхая. Святитель жил жизнью своей паствы, принимал прямое участие в жизни всех эмигрантских учреждений.

Однако, принимая такое живое и деятельное участие в столь многих светских делах, он был чужд Mipy. С перваго же дня его пребывания в Шанхае, Святитель, как и раньше, ежедневно служил Божественную Литургию. Где бы он ни был, он не пропускал богослужений. Однажды, от постоянного стояния, нога Святителя была сильно опухшей и консилиум врачей, боясь гангрены, предписал немедленное лечение в госпитале. Святитель отказался. Тогда pyccкиe доктора сообщили Приходскому Совету, что они отказываются от всякой ответственности за здоровье и даже за жизнь пациента. Члены Приходского Совета, после долгих просьб и даже грозя увезти его туда силой, заставили Святителя согласиться, и он был отправлен в госпиталь. К вечеру, однако, в госпитале его уже не было, и в 6 часов в собор он служил всенощную как всегда. Все суточные богослужения он совершал, ничего не пропуская, так что случалось, что на повечерии вычитывалось до 3-х канонов. Лишних разговоров в алтаре Святитель не допускал, и сам он следил за тем, чтобы и прислужники вели себя как полагается, составив им правила поведения, которых он строго, но ласково, заставлял придерживаться. После литургии свят. Иоанн оставался в алтаре по 2 или 3 часа и как-то заметил: «Как трудно оторваться от молитвы и перейти к земному». По ночам бодрствовал. Никогда не ходил «в гости», но у нуждающихся в помощи неожиданно появлялся и притом в любую погоду и в самые необычные часы. Ежедневно посещал больных со Святыми Дарами. Его часто можно было видеть в ненастную погоду, в поздний час, идущего по улицам Шанхая пешком с посохом в руках и в развивающейся от ветра рясе. Когда его спрашивали, куда он направляется в такую погоду, Святитель отвечал: «да здесь, недалеко, нужно навестить такого-то или такую-то». И когда его подвозили, то это «недалеко» зачастую было 2-3 километра.

«Заботясь о спасении душ человеческих, — говорил Святитель, — нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедовать Евангелие, не проявляя любовь в делах». Одним из проявлений такой любви было основание Приюта свят. Тихона Задонского для сирот и для детей нуждающихся родителей, Он созвал дам и с их помощью, начав с 8 сироток, организовал приют, который дал убежище многим сотням детей за свое 15 летнее существование в Шанхае. Владыка сам собирал больных и голодающих детей на улицах и темных закоулках Шанхая. Однажды, одну девочку он привел в приют, «купив» ее у китайца в обмен на бутылку водки.

Верующие Шанхая платили своему архипастырю чувством глубокой любви и уважения, как видно из следующей выдержки письма, написанного ими Митрополиту Мелетию в 1943 году: «Мы — светские люди, миряне — не касаемся его (свят. Иоанна) богословской начитанности, эрудиции, глубоко проникновенных Апостольской верою поучений, произносимых почти ежедневно и нередко печатаемых. Мы — шанхайская паства — будем говорить о том, что видим и чувствуем в нашем разноплеменном городе со дня приезда в него нашего Святителя, что видим грешными глазами и что чувствуем нашим христианским сердцем.

Со дня его приезда прекратилось печальное явление разделения церквей, из ничего создался приют свят. Тихона Задонского, в настоящее время кормящий, обувающий и учащий 200 детей; улучшилось положение Дома Милосердия имени св. Филарета Милостивого; больные во всех шанхайских госпиталях посещаются священниками, вовремя причащаются, а в случае, кончины и бездомные отпеваются; умалишенные в госпитале далеко за городом навещаются им лично; заключенные в тюрьмах Сеттльмента и Французской концессии имеют возможность молиться в местах заключения за Божественной литургией и приобщаться ежемесячно; им обращено серьезное внимание на воспитание и обучение юношества в строго православном и национальном духе; во многих иностранных школах наши дети учат Закон Божий; во все трудные моменты общественной жизни мы видим его идущим впереди и защищающим нас и исконно русские устои до последней возможности, или же призывающим к жертвенности; все сектантские организации и инославные исповедания поняли и понимают, что борьба с таким столпом Православной веры весьма трудна; наш святитель неустанно навещает церкви, больницы, школы, тюрьмы, учреждения светские и военные, всегда принося своим приходом ободрение и веру. Со дня его приезда ни один больной не получил отказа в его молитвах, личном посещении, а по молитвам Святителя многие получили облегчение и выздоровление. Он, как факел, освещает нашу греховность, как колокол, будит нашу совесть, зовет нашу душу на подвиг христианский, зовет нас, как Пастырь Добрый, чтобы мы хоть на минуту отвлеклись от земли, житейской грязи, и возвели очи свои к небу, откуда только и приходить помощь. Он тот, который по словам апостола Павла, образ есть верным: «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).

И его паства не ошиблась, давая столь высокую опёнку деятельности своего пастыря. Люди верно почувствовали в нем готовность «положить душу» за свое стадо. Во время японской оккупации, после того, как два председателя Русского Эмигрантского Комитета были убиты и страх охватил русскую колонию, свят. Иоанн, несмотря на несомненную опасность, объявил себя временным главой русской колонии.

После окончания 2-ой мировой войны и смерти Митрополита Мелетия, со стороны Московской Патриархии было произведено усиленное давление на русское заграничное духовенство с целью подчинения его новому «патриарху» Алексию, преемнику «патриарха» Серия — издавшего в 1927 г. декларацию о сотрудничестве Церкви с советской властью. На Дальнем Востоке почти все иерархи подчинились новоизбранному "патриарху", так что Дальневосточный Митрополичий округ считался весь подчинившимся. Но очень скоро Свят. Иоанн узнав, что вопреки слухам Митроп. Анастасий жив и заграничный Синод действует, отказался от такого подчинения и подвергся особенно сильному давление и угрозам со стороны своего правящего архиерея — Архиепископа Виктора. Ответ Святителя был прост: «Я подчиняюсь Зарубежному Синоду, и как он мне укажет, так я и должен поступить». После долгого перерыва пришел указ Архиерейского Синода о возведении Епископа Иоанна в Архиепископы с непосредственным подчинением Синоду. Китайское правительство и городские власти признали Архиепископа Иоанна главой Русской Православной Церкви в Китае. Интересно, что приехав из Китая Святитель Иоанн, хотя практически и не был виновен за временное пребывание его епархии в административном подчинении МП, счел себя обязанным написать в Синод специальное письмо, в котором изъявлял сожаление по поводу этого пребывания и просил собратьев архипастырей простить его.  

Чудотворная сила молитв и прозорливость Святителя Иоанна были известны в Шанхае. Как-то на Пасхальной неделе пришел свят. Иоанн в еврейский госпиталь, чтобы навестить православных больных, там находившихся. Проходя по одной палате, он остановился перед ширмой, закрывающей кровать, на которой умирала пожилая еврейка. Родственники её, в приемной того же госпиталя, уже ожидали её кончины. Святитель поднял над ширмой крест и громко провозгласил: «Христос Воскресе!» Больная очнулась и попросила воды. Святитель, подойдя к сиделке, сообщил: «Больная просит пить». Медицинский персонал был поражен переменой, происшедшей в только что умиравшей. В скором времени она поправилась и выписалась из госпиталя. Таких случаев было много.

Случилось, что свят. Иоанна срочно вызвали причастить умирающего в больнице. Взяв Св. Дары, Святитель отправился с другим священнослужителем в госпиталь. По прибытии туда они увидели молодого и жизнерадостного человека, возрастом 20-ти с лишним лет, играющего на гармошке. Он уже поправился и скоро должен был покинуть госпиталь. Святитель подозвал его со словами «Хочу сейчас тебя причастить». Молодой человек тотчас же подошел к нему, исповедовался и причастился. Изумленный священнослужитель спросил св. Иоанна, почему он не пошел к умирающему, а задержался с очевидно здоровым молодым человеком. Святитель ответил очень кратко: «Он умрет сегодня ночью, а тот, который тяжело болен, — будет жить еще много лет». Так и произошло. Подобные чудеса Господь являл через Своего угодника и в Европе, и в Америке.

Лагерь на острове ТубабаоВ конце 40-х годов, с приходом к власти коммунистов, pyccкие в Китае были вынуждены опять бежать, большинство из них через Филиппинские острова. В 1949 г. почти 5000 беженцев из Китая находилось в лагере Международной Беженской Организации на острове Тубабао. Жили они в палатках, в самых примитивных условиях. Сюда же были перевезены все дети приюта, были и старики и больные. Жили постоянно под угрозой страшных ураганов, т. к. остров находится на пути сезонных тайфунов, которые проходят через эту часть Тихого океана. Во время 27-ми месячного периода жизни русских в лагере остров только раз был под угрозой тайфуна, который, однако, переменил курс и обошел остров. Святитель каждую ночь обходил весь лагерь и осенял его крестным знамением со всех четырех сторон. После того, как лагерь был почти весь эвакуирован и люди разъехались по разным странам, налетел страшный тайфун и разрушил лагерь до основания.

Неоднократно приходилось св. Иоанну являться перед представителями гражданской власти, чтобы хлопотать о благополучии русских беженцев. Свят. Иоанну посоветовали лично похлопотать в Вашингтоне, чтобы все проживающее в лагере смогли переехать в Америку. Он полетел в Вашингтон и, вопреки всем человеческим препятствиям, добился, что законы страны были изменены и исход его паствы был осуществлен.

В 1951 г. свят. Иоанн был назначен возглавлять Западно-Европейскую Eпархию. С этого времени он постоянно разъезжал по всей Европе; служил Божественную литургию по-французски, по-голландски, как прежде служил по-гречески и по-китайски, а позднее по-английски. О нем писали из Парижа: «Он живет уже вне, нашей плоскости. Недаром говорят, что в одной из парижских католических церквей, священник сказал, обращаясь к молодежи: "Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. К чему вам теоретические доказательства, когда сейчас по улицам Парижа ходит живой святой — Saint Jean Pieds Nus (святой Иоанн Босой)».

Свят. Иоанн собирал сведения о древних святых, почитавшихся, еще до отпадения латинян от Православия, но забытых на Востоке. По его совету почитание их возстановлено и имена вносятся в календарь. Своей духовностью, благодаря знанию языков и, прежде всего, примером, свят. Иоанн привлек к Православию многих французов, голландцев и других европейцев. Такое миссионерское значение имело его пребывание в Европе.

Осенью 1962 г. прибыл свят. Иоанн на свою последнюю кафедру и опять, как много лет назад когда он прибыл на свою первую Кафедру, это случилось близко к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сперва он прибыл в помощь состарившемуся и заболевшему Архиепископу Тихону, а после его кончины (17-го марта 1963 г. ст. ст.) свят. Иоанн стал правящим Архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. Опять прибыл Святитель в недостроенный храм, посвященный памяти Пресвятой Богородицы, и опять, как и в Китае, нестроения терзали епархию. Прежде всего необходимо было возобновить и завершить совершенно приостановленное (в связи с недостатком средств и разногласиями, парализовавшими церковную общину) строительство нового кафедрального собора Пресвятой Богородицы — «Всех Скорбящих Радости». Господь послал эту милость Святителю, тяжело переживавшему несогласие, но продолжавшему, как молитвенный подвиг, так и неустанное наблюдение за строительством, одушевляя всех на жертвенность и труд.

Много пришлось ему претерпеть в это время, - паства раскололась на две фракции, одна из которых подозревала другую в хищении средств, а эта, в свою очередь, прибегала к анархическим действиям, высказывая мнение о том, что миряне имеют "демократическую" власть в Церкви. Одна за другой длились тяжбы, судебные разбирательства, в которые вовлекли и архиерея, темные личности пытались использовать нестроения в епархии и распространить их на всю Зарубежную Церковь. Святителю Иоанну пришлось претерпеть несправедливую клевету и даже оплевание от своих врагов. Некоторые, используя предлогом распрю, пытались подговорить Святителя Иоанна, устроить раскол против якобы "несправедливого" к нему Зарубежного Синода. Но Святитель разбил все искушения и внес мир не только в епархию, но и в Зарубежную Церковь, когда в 1964 старец Митрополит Анастасий изъявил желание уйти на покой и попросил Архиерейский Собор РПЦЗ избрать ему преемника, то епископы разделились на две партии - одна хотела в архиереи св. Иоанна, другая - архиеп. Вашингтонского Никона (Рклицкого) - тоже ученика Митр. Антония и автора его многотомного жизнеописания. Голосование не давало никому преимущества и тогда, после ночной молитвы святитель Иоанн обратился к младшему из архиереев - епископу Бризбенскому Филарету (Вознесенскому), всего за год до того вырвавшемуся из коммунистического Китая и совсем недавно хиротонисаному во епископа, с просьбой возложить на себя управление Церковью. Пораженные таким пророческим решением святителя Иоанна архиереи единогласно избрали святителя Филарета Митрополитом и его правление стало славной эпохой жизни Русской Зарубежной Церкви, а самого его Господь прославил как святого. Святитель Иоанн сам всегда первым подавал пример почтения к новому Митрополиту и уважению его решений. Так был посрамлен завистник - диавол, стремившийся внести смуту в Зарубежную Церковь.

Иногда свят. Иоанн возбуждал в людях зависть, нарекания или же недоумения, когда он поступал с людьми, строго придерживаясь церковных правил. Многим непонятным казалось его пророческое юродство во Христе. Но он всегда и все претерпевал с кротостью и покрывал любую ненависть любовью. В то время его кто-то спросил, кто виноват в церковной смуте? Святитель ответил: диавол.

Собор в Сан-ФранцискоВ 1964 г. строительство самого большого храма Русской Зарубежной Церкви в Америке, украшенного 5 золотыми куполами, было, в основном, закончено. Воздвижение огромных крестов, величественно видимых при плавании в Сан-Францисском заливе, было предварено торжественным крестным ходом (более мили) при огромном стечении народа. Крестный ход чуть было не был отменен из-за дождя, но Святитель уповая на помощь Божию вышел с паствой и с пением, крестным ходом, пошел по мокрым улицам города. Дождя как не бывало. Перед новым собором освятили кресты и, при воздвижении главного креста, промяло солнце, его лучи радостно заиграли на золоте воздвигаемых крестов. Это видимое торжество возносящихся православных крестов, символов Христовой победы, засиявших над холмами современного Вавилона, где уже открыто проповедовался сатанизм, было завершительным победным событием в жизни Святителя на земле (При этом некоторые даже утверждают, будто бы они видели, что сразу после воздвижения на ярко блестящем знамении Христа почил белый голубь).

Сопровождая чудотворную Курско-Коренную икону Пресвятой Богородицы в Сеаттле, Святитель Иоанн, 19-го июня (ст. ст.) 1966 г., отслужив в тамошнем Николаевском соборе Божественную литургию, оставался еще 3 часа в алтаре. Затем, навестив с чудотворной иконой духовных чад около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где он останавливался. Вдруг послышался шум и прибежавшие увидели, что Владыка лежит на полу и уже отходит. Его посадили в кресло, и он предал душу Богу. Прекратился тогда и его необыкновенный подвиг сверхъестественной тяжести — лишения себя отдыха и сна. Его положили на находящуюся там кровать, блаженное ложе, давшее ему после 40-летнего воздержания покой и сон.

«Спи теперь спокойно! — вырвалось из души горячо любившего его Архиепископа Аверкия, Сиракузского и Троицкого в заключение его слова при отпевании, — Спи теперь спокойно, дорогой наш, возлюбленный Владыко, отдыхай от праведных трудов твоих и подвигов, почивай в мире до общего всем воскресения». 24 июня (ст. ст.) в соборе Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости в Сан-Франциско состоялось торжественное отпевание, которое началось в 6 часов вечера и закончилось, вследствие множества людей, прощавшихся с почившим архипастырем, лишь в первом часу ночи.

Возглавлял отпевание Митрополит Филарет в сослужении Архиепископов Леонтия, Аверкия, Епископов Саввы и Нектария с сонмом духовенства.

Никто из участников этого поразительного по своей умилительности и возвышенному молитвенному настроению отпевания не забудет его. Несмотря на глубокую скорбь безчисленных почитателей Святителя Иоанна, над всем преобладало охватившее всех молящихся какое-то особенное радостное чувство.

Шесть дней лежало тело Святителя в открытом гробу и, несмотря на жаркую летнюю погоду, не ощущалось от него ни малейшего запаха тления, и рука его была мягкой, неокоченевшей. И это, несмотря на то, что ничего с его телом в похоронном бюро не было сделано. Невольно вспоминались потому слова Епископа Игнатия (Брянчанинова) в его «Размышлении о смерти»:

«Видел ли кто тело праведника, оставленное душою? Нет от него зловония, не страшно приближение к нему: при погребении его печаль растворена какой-то непостижимой радостью». Все это, по словам того же свят. Игнатия, есть верный признак, что «почивший обрел милость и благодать у Господа».

По блаженном преставлении своем, Святитель Иоанн, как и при жизни, подавал обращающимся с верою к нему различные исцеления и чудотворения. Люди, в тяжелый момент жизни, когда никакие земные силы не в состоянии помочь беде, обращались к ходатайству его перед Господом. Присылаемые письма, так же как и записочки с именами, клались под митру на гробнице Святителя, и многие получали ожидаемую помощь.

Честные Мощи Святителя ИоаннаОсенью 1993 г. Архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому, вместе с комиссией, составленной из двух еще архипастырей, было поручено Архиерейским Синодом освидетельствовать останки свят. Иоанна. Вечером 28-го сентября (ст. ст.) после пнихиды, отслуженной членами комиссии в усыпальнице свят. Иоанна, архиепископ Антоний произнес краткое слово, призывая всех участников этого святого дела быть примиренными и сам, попросивши прощения у всех, благословил открыть гробницу. Сняв крышку саркофага, присутствующие вынули из него металлический гроб Святителя и заметили что во многих местах он совершенно проржавел. Со страхом Божиим и молитвою открыли гроб. Лицо Святителя было закрыто, и все сразу обратили внимание на его нетленные руки. Помолившись, Архиепископ Антоний снял с лица Святителя воздух, и все увидели нетленный лик — Богом прославленного святого. В этот момент, ощущалось какое-то необыкновенное духовное спокойствие, необыкновенная благоговейная тишина. Никто не удивлялся, не разговаривал, а всем было так хорошо, так благодатно стоять у мощей Святителя.

Прославление Святителя Иоанна совершилось на радость всем христианам — 19 июня (ст. ст.) 1994 г. — в годовщину его блаженной кончины.

Рака с Мощами Святителя в Сан-Францисском СобореВ эти страшные дни всеобщего отступления от Бога не оставил Господь людей Своих и послал им великого ходатая. Ныне предстоит престолу Всевышнего мужественный защитник Церкви Христовой; подвижник и аскет по преданиям святых столпников, берущих на себя строжайшее самоумерщвление; странник здесь на земле, превосходящий собой мудрость Mipa сего; пастырь добрый и любящий, положивший душу свою за овцы своя; учитель и воспитатель молодежи православной; целитель и безсребренник; апостол и миссионер; глубокий богослов, тайновидец и святитель вселенского значения, который неуклонно следовал тому, что обещал пред Богом и людьми в своей речи при наречении его во епископа: «Какую большую пользу можно принести ближнему, чем подготовить его к вечной жизни...»

Молитвами Святителя отца нашего Иоанна, да сохранить Господь Бог и нас, грешных, от всякого зла, да укрепит нашу веру и да поможет нам идти истинным путем ко спасению. Богу же нашему, дивному во святых Своих, да будет всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

(По книге "Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь". Джорданвилль. 1996)


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Сайт "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков):
churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное