Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 19. (Церковный год. Вторая седмица Великого Поста)
20февраля /4 марта 2001

Содержание

Церковный год
Церковный календарь на Вторю седмицу Великого поста - 20-26 февраля
Вторая Седмица Великого Поста

Беседы о Православном Богослужении

Беседа третья. Церковные песнопения

Преп. Серафим (Роуз). Устав


Здравствуйте!
Благодаря любезности службы Subscribe.ru лимит объема нашего письма увеличен до 80-кб. это не значит, что уважаемые подписчики будут каждый день получать более объемистые письма, но, с другой стороны, возможно удастся избежать печальной необходимости резать выпуски "по живому".
Правда сегодняшний выпуск, увы, составлен несколько второпях, за что я приношу уважаемым подписчикам свои извинения. Но надеюсь, что это будет восполнено весьма многочисленными интересными житиями святых, ссылки на которые идут с календаря. Из этих жития особенно хоче рекомендовать следующие: Св. Льва, епископа Катанского; Св. Евстафия, архиеп. Антиохийского; Свщмч. Поликарпа, епископа Смирнского; Св. Тарасия, патриарха Константинопольского, Св. Порфирия, еп. Газского и повествование о первом и втором обретении честной главы Иоанна Предтечи.

Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы, с сегодняшнего дня открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com  
В настоящий момент уже началось обсуждение сравнительных достоинств разных катехизисов, к чему поводом послужил раздел "Братское предупреждение" на странице "Что такое Православие?"
При этом просьба помнить, что данный лист не предназначен для: а). Личной ругани в мой адрес или адрес третьих лиц. б). Проповеди неправославных учений. в). Спамма. Лица, использующие лист с этой целью будут от него отключаться, а остальных я с радостью приветствую  и приглашаю к обсуждениям.

Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
20.02.2001
Св. Льва, еп. Катанского
Ваш,
Егор Холмогоров


ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

Церковный календарь на Вторую седмицу Великого поста - 20-26 февраля
[Памяти тех святых, которые имеют обширное и особенно назидательное  житие выделены курсивом]

20 февраля. Понедельник.
2-я седмица Великого Поста.
(На 6-м часе: Исаии: 4, 2-6 - 5, 1-7; На вечерне: Быт. 3, 21- 4, 7; Притч. 3, 34 - 4, 22. Литургии нет)
Св. Льва, еп. Катанского
Сщмч. Садока, еп. Персидского и с ним 128 мучч.
Св. Агафона, еп. Римского
Препмуч. Корнилия Псковопечерского и ученика его - преп. Вассиана Муромского
Преп. Агафона Печерского
Пост

21 февраля. Вторник.
(На 6-м часе: Исаии: 5, 7-16; На вечерне: Быт. 4, 8-15; Притч. 5, 1-15. Литургии нет)
Преп. Тимофея, иже в Символех.
Св. Евстафия, архиеп. Антиохийского
Св. Григория, еп. Амастридского
Св. Иоанна Схоластика, патр. Константинопольского
Св. Захарии, патр. Иерусалимского
Иконы Божией Матери "Козельщанской"
Пост

22 февраля. Среда.
(На 6-м часе: Исаии: 5, 16-25; На вечерне: Быт. 4, 16-26; Притч. 5, 15 - 6, 3. Литургия Преждеосвященных Даров)
Обретение мощей мучеников иже в Евгении
Муч Маврикия, сына его Фотина и с ними: Феодора, Филиппа и проч. 70воинов.
Преподобных Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников сирийских
Преп. Афанасия Исповедника
Св. Телесфора, еп. Римского
Новосщмч. Михаила (Лисицына) (1918)
Пост

23 февраля. Четверг.
(На 6-м часе: Исаии: 6, 1-12; На вечерне: Быт. 5, 1-24; Притч. 6, 3-20. Литургии нет)
Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского
Преп. пустынножителей сирийских Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея
Иных преп. пустынножителей сирийских Зевина, Полихрония, Моисея, Дамиана
Преп. Александра, чина "неусыпающих" первоначальника
Преп. Горгонии, сестры св. Григория Богослова
Преп. Поликарпа Брянского
Преп. Моисея Белозерского
Преп. Дамиана Есфигменского
Новомуч Дамиана, инока Афонского (1658)
Пост

24 февраля. Пятница
(На 6-м часе: Исаии: 7, 1-14; На вечерне: Быт. 5, 32 - 6, 8; Притч. 6, 20 - 7, 1. Литургия Преждеосященных даров)
Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
(На вечерне: (1) Исаии: 40, 1-3, 9; 41, 17-18; 45, 8; 48, 20-21; 54, 1; (2) Мал. 3, 1-3, 5-7, 12, 18; 4, 4-6; (3) Прем. 4, 7, 16-17, 19-20; 5, 1-7. На утрене: Лук. 7, 17-30. На литургии: 2 Кор. 4, 6-15; Мф. 11, 2-15)
Преп. Еразма Печерского
Обретение мощей благов. князя Романа Угличского
Вино, но без елея

25 февраля. Суббота
(На Литургии Апостол: Евр. 3, 12-16; Евангелие: Мк. 1, 35-44)
Суббота родительская
(Апостол: 1 Сол. 4, 13-17; Евангелие: Ин. 5, 24-30)
Св. Тарасия, патриарха Константинопольского
Сщмч. Ригина, еп. Скопельского
Вино и елей

26 февраля. Воскресенье.
2-я неделя Великого Поста. 
(На утрене: Лк: 24, 12-35. Литургия Св. Василия Великого: Апостол: Евр. 1, 10 - 2, 3. Евангелие: Мк. 2, 1-12)
Глас. 5.
Св. Григория Паламы 
(Апостол: Евр. 7, 26; Евангелие: Ин. 10, 9-16)
Св. Порфирия, архиеп. Газского
Муч Севастиана
Муч. Христодула
Новомуч. Иоанна Калфы (1575)
Преп. Севастиана Пошехонского
Вино и елей

Вторая Седмица Великого Поста
Вторая седмица Великого Поста называется Церковью "седмицею светотворных постов" и во время ее мы молимся преимущественно о благодатном освящении постящихся и кающихся. "Господи, направи ны посто повторяющия, освящение нам осияй, и просвещение оправданий Твоих". Благодать Божия грехи очищает, говорит нам Церковь в читаемом во Вторую Неделю Евангелии от Марка: "Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?  Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, -- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали". (Мк. 2, 1-12).
Церковь и предлагает нам принести своего разслабленного (то есть свое оскверненные и омраченными грехами тело и душу) ко Христу, принести его истинным покаянием, дабы Христос исцелил нас и сказал:прощаются тебе, чадо, грехи твои. Напоминая о том, что раскаяние для нас возможно всегда Церковь напоминает нам притчу о блудном сыне, которая изъясняется в каноне второй недели св. Четыредесятницы.
Всю вторую неделю Четыредесятницы Церковь вспоминает причастников и защитников благодатного света Христова. На повечерии воскресенья Первой Недели Великого Поста (граница между первой и второй седмицами) Церквь вспоминает Святых Пророков, которые от Святаго Духа Просвещаеми прорекли о новозаветной благодати. В субботу на литургии чтением Апостола церковь внушает нам назидать друг друга и не ослабевать в начатом подвиге (Евр. 3, 12-16), а Евангелием благовествует об очищении прокаженного благодатным словом Господа (Марк. 1, 35-44).
Во вторую неделю Великого Поста - воскресный день второй седмицы Церковь вспоминает великого защитника Православия Св. Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, в XIV защитившего и утвердившего церковное учение о благодатном Свете Божием.

Св. Григорию и дню его памяти будет посвящен специальный выпуск нашей рассылки в следующее воскресенье.


БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

В прошлой раз было обещано третью беседу посвятить продолжению рассказа о церковных праздниках, и разъяснить многочисленные наименования святых, однако материал этот слишком обширный и сложный (а данные беседы размещаются сразу как пишутся - "с колес"), и сегодня я не успеваю этого сделать. Поэтому наименования святых будут обсуждены в специальном приложении, видимо - в следующий понедельник, а пока - рассказ о различных церковных песнопениях - их наименованиях и особенностях, для какового раздела у меня было откуда списывать.

Беседа третья - Церковные песнопения и их наименования

Основой большинства церковных песнопений служат песни ветхозаветные - взятые из салтири и других книг Ветхого Завета, в Новом Завете песен и вообще поэтических произведений не много, он носит преимущественно учительный, проповеднический характер. Поэтому древние христиане восславляли Бога преимущественно пением псалмов, однако постепенно потребовались и новозаветные песнопения, восхваляющие Бога по случаю церковных праздников, прославляющие деяния святых и памятные события истории Церкви, назидающие христиан относительно содержания церковных догматов, дающие как бы опору нашему немощному разуму в восхвалении Бога (в принципе - все то, что поет в Церкви хор должно выражать наши мысли и чувства, а мы своим слушанием должны присоединяться к пению и чтению, следовать за ним). Со временем в Церкви сложилась довольно сложная и разнообразная система песнопений, создававшихся выдающимися подвижниками и богомудрыми мужами и женами получивших особое именование "песнописцев" (их воспоминанию и перечислению мы посвятим отдельную беседу). Сейчас мы должны хотя бы вкратце перечислить по имени основные церковные песнопения и сказать о том, как они устроены, разделив их по довольно формальному признаку - тому, на что указывают их именования: одни из этих наименований указывают на содержание церковных песней, другие - на объем их, третьи - на состав, поэтический размер и образ пения; четвертые - на положение поющих и слушающих песнопения, пятые - на время пения их при Богослужении, шестые - на те места Св. Писания, с которыми соединяется пение христианских песней.

Наименования песнопений по их содержанию

1) Воскресны - песнопения, в которых прославляется воскресение Христово. Таковы воскресные тропари, каноны и пр. Это наименование указывает и на время употребления этих песней - в воскресные дни.

2) Крестовоскресны - в которых воспеваются крестные страдания и вместе воскресение Христово. Обыкновенно на каждый воскресный день в Октоихе (богослужебная книга со службами на каждый день седмицы - о богослужебных книгах - так же особая беседа) после канона воскресного полагается канон крестовоскресный.

3) Богородичны - песнопения в честь Божией Матери. Они полагаются в конце каждого ряда песнопений (стихир, тропарей и пр.).

4) Крестобогородичны - в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинного Бога. Они поются по средам и пятницам - т.е. в дни, когда Церковью особо воспоминаются страдания Спасителя, - вместо Богородичных.

5) Догматики - Богородичные песни, названные так потому, что в них с похвалою Божией Матери соединяется догматическое учение о лице Иисуса Христа, преимущественно о Его воплощении и о соединении в Нем двух естеств. Богородичны догматики разделяются на догматики малой и великой вечерни. Первые поются только в воскресные дни (на малой вечерне), так как в них прославляется воскресение Христово. Догматики великой вечерни, называемые также «Богородичны 1-е», имея более общее содержание, поются и в другие дни. Догматики, на каждый глас особые, поются в конце стихир на Господи воззвах.

6) Троичны - песни, заключающие в себе прославление Пресвятой Троицы и учение о Ней. 

7) Мученичны - песни в честь мучеников. Они поются во все дни седмицы, кроме воскресенья, на вечерне - в стихирах на стиховне, в субботу же - и на Господи воззвах, на утрени - в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне, на литургии - в блаженных. Целые службы в честь мучеников, не надписываются именем мученичных.

8) Покаянные и умилительные, содержащие в себе исповедание грехов перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах понедельника и вторника.

9) Мертвенны и покойны, содержащие молитвы об упокоении усопших. Они положены в службе субботней и при погребении.

10) Светильны, содержащие в себе большею частью моление о просвещении, об озарении души светом свыше. 

11) Ексапостиларий (от греч. - высылаю, предпосылаемый) поется вместо светильна на утрени в воскресные и некоторые праздничные дни. Свое название эта песнь получила или оттого, что она предшествует рассвету дня и пению великого славословия, или оттого, что содержанием ее часто служит обещание Спасителя о ниспослании Святого Духа на апостолов и послание их на проповедь, или, наконец, оттого, что в Константинопольской Церкви для пения ее был высылаем один из певцов на середину храма.

Наименования по объему песнопений

1) Кондак и 2) Икос. Это суть песнопения, выражающие сущность праздника или же похвалу святому.

Кондак (от греч. - краткий, малый) короче по своему содержанию, а икос (от греч. - дом) - пространнее. Оба песнопения сходны не только по содержанию, но и по изложению: писаны одним размером, поются на один и тот же глас, оканчиваются нередко одними и теми же словами. Кондак представляет из себя как бы тему исследования, а икос - развитие этой темы. Посему икос полагается всегда после кондака и никогда без него.

Наименования песнопений, указывающие на поэтический размер, образ пения и состав их

Стихира
Стихирами называются песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером стихосложения (в греческом тексте) и большей частью предваряемых стихами Св. Писания. По различию стихов, предваряющих стихиры, эти последние разделяются на 3 вида: 
а) стихиры на Господи воззвах; они поются на вечерни после пения 140-го псалма (Господи воззвах...) и предваряются стихами или припевами из псалмов 141,129 и 116-го (Изведи из темницы душу мою... и пр.); 
б) стихиры на стиховне; так называются стихиры, имеющие перед собою стихи не одного известного псалма (как стихиры на Господи воззвах и на Хвалите), а стихи, избранные из
разных псалмов и других книг Св. Писания, соответственно празднику или тому, к какому лику принадлежит святой. Эти стихиры поются в конце вечерни, а также и в конце утрени, когда нет великого праздника; 
в) стихиры на хвалитех или хвалитны, - это те, которые имеют перед собою стихи из так называемых хвалитных псалмов - 148, 149 и 150-го, в которых часто повторяется слово
Хвалите.

Канон. 
Каноном называется обширное песнопение, состоящее из 9 песней, составленных по определенному правилу и известным образцам, написанных одним стихотворным размером и составляющих одно стройное целое. От правильности и стройности соедине­ния отдельных частей в одно целое получило свое наименование и самое песнопение (kanon - правило). По различию содержания каноны называются: воскресными, крестовоскресными, Богородичными, троичными, святых.

Каждая песнь канона содержит в себе несколько стихов; первых стих каждой песни называется ирмосом (связь), так как он служит образцом и вместе связью для последующих стихов той же песни (сообщает им порядок относительно числа стоп и строк, и тон их пению); стихи же, следующие за ирмосом, называются тропарями (трико - обращаю), так как они обращаются к ирмосу, т. е. подчиняются ему и по размеру и по напеву. Хотя по содержанию своему песни канона вообще характера новозаветного, ирмосы, за исключением ирмоса 9-й песни, составлены по образцу определенных ветхозаветных библейских песней (гимнов). В ирмосах явление Христа Спасителя в мир и совершенное Им дело спасения людей изображаются в таких чертах, как предвидели и как воспевали это ветхозаветные праведники, ожидавшие пришествия Спасителя. Тропари же канона - песнопения чисто новозаветного характера, прославляющие Господа, Божию Матерь или святых. 

Разберем образцы содержания  каждого из ирмосов канона, взявши за образец наиболее распространенный и употребительный сейчас в частных молитвах канон покаянный, составленный славнейшим из церковных песнописцев преп. Иоанном Дамаскиным.

Ирмос 1-й песни канона составлен по образцу благодарственной песни Моисея и Мариами, воспетой ими после чудесного перехода евреев через Чермное море и потопления фараона с войском в пучине морской (Исх. 15, 1-21). Событие это служит прообразом нашего спасения через Иисуса Христа, Который Своим воскресением разрушил адову силу, спас нас из пучины греха (благодатию Божией, подаваемой прежде всего в таинстве крещения) и привел нас от смерти к жизни.

Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше.

Ирмос 2-й песни составлен по образцу обличительной песни Моисея, составленной им перед своей смертью для обличения неблагодарных евреев за нарушение ими Закона Божия и для возбуждения в них раскаяния (Втор. 32, 1-43). В большей части канонов 2-й песни нет; в некоторых канонах (четырепеснцах, трипеснцах и двупеснце) пропускаются и другие песни, кроме 8-й и 9-й. 2-я песнь, как песнь покаяния, поется только в Великому посту.

Вонми небо и возглаголю и воспою Христа от Девы плотию прешедшего (Канон Св. Андрея Критского)

Ирмос 3-й песни составлен по образцу благодарственной песни св. Анны, матери прор. Самуила, благодарившей Господа за снятие с нее поношения бесчадства и за дарование ей сына (1 Цар. 2,1-10). Неплодная Анна служит прообразом Церкви Христовой из язычников, которые до принятия христианства не творили истинно добрых дел, а в христианстве принесли богатые плоды добродетелей (Процвела есть пустыня... языческая неплодящая церковь... Воскресный канон 2-го гласа).

Несть свят якоже Ты, господи Боже мой, вознесый рог верных твоих, Блаже, и утвердивый нас на кемени исповедания Твоего.

Ирмос 4-й песни составлен по образцу песни прор. Аввакума, который, видя выходящее из-за горы, осененной лесною чащею, незаходимое Солнце, предсказал о воплощении Сына Божия и божественной силе Воплотившегося (Авв. 3, 1-19). Словами пророка в ирмосе 4-й песни Церковь и прославляет воплощение Христа от Девы Марии.

Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста о Господе празднующи.

Ирмос 5-й песни составлен по образцу песни прор. Исайи, содержащей в себе изображение славного явления в мир Спасителя, как Света, все оживляющего и воскрешающего мертвых (Ис. 26, 9-21). Словами этого пророка в ирмосе 5-й песни и воспевается Христос, как Свет, освобождающий нас от мрака греховного.

Божиим светом Твоим, Блаже, утреннеющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховна взывающе.

В ирмосе 6-й песни, составленном по образцу молитвы прор. Ионы, во чреве китовом взывавшего ко Господу о спасении (Иона. 2, 3-10), Церковь просит Господа избавить нас от бурь житейского моря, от бездны грехов и страстей, вывести нас из глубины зол и привести к тихой пристани - вечному спасению.

Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, многомилостиве.

Ирмосы 7-й и 8-й песней составлены по образцу песни трех отроков в пещи вавилонской, прославлявших Бога за свое чудесное избавление и призывавших всю тварь воспевать и превозносить с ними Господа во веки (Дан. 3, 25-45, 51-90).

Росодательну убо пещ содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Из пламени росу источил еси и праведного жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

В ирмосе 9-й песни содержится прославление Божией Матери и воплотившегося от Нее Господа. Содержанием своим ирмос этот применен к пророческой речи св. Захарии по случаю рождения у него сына - св. Иоанна Предтечи (Лк. 1, 68-79), а равно и к собственному славословию Богоматери, произнесенному Ею при свидании с праведною Елисаветою (Лк. 1, 46-55).

Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чины ангельские взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои тя ублажаем. 

Самые песни (гимны) библейские, как они изложены в Св. Писании, положено во время канона петь или читать - в седмичные дни Великого поста сполна, а в остальное время не полностью. Порядок пения или чтения во время канона библейских песней указан в Ирмологионе (богослужебная книга, о которой будет сказано в одной из следующих бесед). Но, обыкновенно, пение канона начинается прямо с ирмоса, а между тропарями канона вместо стихов библейских песней произносятся припевы, т. е. молитвенные или хвалебные обращения к тому лицу, в честь которого канон составлен. Обыкновенно поются лишь ирмосы, а тропари читаются (но в Пасху и они поются).

3) Тропарь. 
Тропарь в обширном смысле есть общее наименование, свойственное церковным песнопениям, составленным и исполняемым по известным образцам. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, выра­жающее сущность праздника или жизнь святого краткими, а иногда переносными, образными чертами (тропос - образ).

4) Антифоны (от греч. противо-гласник). 
Это - священные песни, которые поются попеременно на обоих клиросах, расположенных друг противдруга - отсюда и название. Антифоны бывают нескольких видов: 
а) антифоны кафизм, или «славы»
б) антифоны изобразительные, состоящие из псалмов: 102-го (Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его...) и 145-го (Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем...) и поемые в субботние, воскресные и праздничные дни на литургии после великой ектений. 
в) антифоны вседневные, состоящие из псалмов: 9-го (Благо есть исповедатися...), 92-го (Господь воцарися, в лепоту облечеся) и 94-го (Приидите возрадуемся...), поемые на литургии, вместо изобразительных и блаженных, в дни непраздничные. К стихам указанных псалмов присоединяются припевы новозаветных песней, - именно: к сти­хам 1-го антифона: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас; к стихам 2-го антифона: Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас; к стихам 3-го антифона: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа
г) антифоны праздничные поются в двунадесятые праздники Господни, кроме Сретения (праздник этот по службе относится к разряду Богородичных), и во все дни Светлой седмицы, и состоят из стихов псалмов, имеющих отношение к празднуемому событию, и припевов. Припев 1-го антифона: Молитвами Богородицы..., 2-го антифона: применяется к празднику, напр., в Рождество Христово: Спаси ны. Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа; припевом 3-го антифона служит тропарь праздника. Последний стих 3-го антифона называется входным, потому что его произносит диакон при входе в алтарь; 
д) антифоны степенны; они поются на утрени воскресной и в праздники со всенощным бдением и с полиелеем (перед чтением Евангелия) и называются степенными потому, что составлены (св. Иоанном Дамаскином) применительно к 15 т. наз. степенным псалмам (псалмы от 119-го до 132-го), певшимся в ветхозаветной Церкви на 15 ступенях Иерусалимского храма. Своим содержанием антифоны также ведут нас, как бы по ступеням лестницы, от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от владыче­ства греха к освящению Духом Святым. Каждый антифон состоит из 3 стихов. Чаще других антифонов поется 1-й антифон 4-го гласа: От юности моея мнози борют мя страсти....

5) Подобны, самоподобны и самогласны. 
Подобными называются такие песнопения, которые послужили образцом (подобием) для других песнопений иногда в отношении содержания, а чаще в отношении размера или тона; служа же образцом другим песнопениям по составу, «подобны» служат вместе образцом для них и по голосу (по гласу пения, по напеву). Отсюда, если разного рода песнопения имеют образцом одну и ту же песнь (один и тот же «подобен»), то они поются на один глас (одной и той же мелодией), на который поется и «подобен» и начальные слова которого пишутся над песнопениями сразу после слова «подобен». Подобными называются также и песнопения, которые составлены по образцу других песнопений. В песнопениях подобных печатаются звездочки и тем указываются расстановки голоса в пении. «Самоподобными» и «самогласными» называются такие песнопения, при написании которых никакая песнь не служила образцом ни в содержании, ни в размере, ни в гласе пения. Различие же между самоподобными и самогласными состоит в следующем. Самоподобны суть 2 или 3 известного рода песни, которые, не будучи составлены по образцу других, сами между собою имеют, однако, сходство по размеру, тону и содержанию, и даже буквально. Глас, на который они должны быть петы, указывается перед ними. Самогласны суть песни, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания и не сходны между собою; глас же, на который они поются, назначен им сообразно лишь с их содержанием и независимо ни от каких других песней. Для самогласных изобретены особые напевы (мелодии), отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы.

6) Косные, т. е. песнопения, которые поются протяжно, медленно, как напр. причастны, величания и пр.

Наименования, указывающие на положение и состояние поющих и слушающих песнопения

1) Акафист (неседален); 
Это - песнопение, во время которого не позволяется сидеть. Первый акафист составлен в честь Богоматери и воспет по случаю чудесного избавления жителей Константинополя от врагов в 626 году. Этот акафист состоит из 24 песней, по числу букв греческого алфавита. 12 из этих песней - кондаки и 12 - икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно следуют один за другим. 1-й кондак: Взбранной воеводе... не входит в общий счет; он служит как бы темой всего акафиста. Каждый кондак, кроме 1-го, оканчивается припевом: Аллилуиа, а каждый икос - ангельским приветствием: Радуйся, Невеста Неневестная. 1-я часть акафиста (до 7-го икоса) имеет содержание историческое, 2-я - догматическое и нравоучительное. 
По образцу этого акафиста (единственного входящего в обиходный круг богослужения) составлены и другие акафисты.

2) Седален (кафисма) 
Наименование, противоположное акафисту и обозначает собою песнопение, во время которого верующим позволялось садиться для того, чтобы выслушать следовавшее затем «чтение» поучений, толкований Слова Божия, повествований о жизни святого или о празднуемом событии. Седальны полагаются на утрени: после кафизм, после полиелея и после 3-й песни канона - перед «чтением» (на вечерни после кафизмы нет «чтения», а потому нет и седальнов). Однако есть седальны, которые должны быть выслушаны стоя, напр., седальны на утрени в Великий Пяток.

3) Ипакой (подпевать). Так называются песнопения, которые поются на воскресном повечерии, на воскресной полунощнице после канона, на утрени перед антифонами и чтением Евангелия и по 3-й песни канона после седальна. Свое название эта песнь получила оттого, что ее в древности за певцом или чтецом подпевал весь народ. По другому значению название это указывает на особенное внимание, с которым эта песнь должна быть выслушиваема ради важности ее содержания, которым служит истинна Воскресения Христова и благовестие о нем мироносицам, апостолам и всему миру. Ипакой всегда должны быть выслушиваемые стоя, даже, когда они полагаются вместо седальнов.

Наименования песнопений, указывающие на время пения их при Богослужении

1) Прокимны 
Это краткие стихи из псалмов и других книг Св. Писания, предваряющие (прокименос - впереди лежащий) чтение Апостола, Евангелия и паремий из Ветхого Завета. За прокимном всегда следуют другие стихи, которые составляют продолжение прокимна и имеют с ним тесную связь. Прокимен или выражает главную мысль следующего за ним чтения Св. Писания, или же, когда чтения не положено, относится к дневному свящ. воспоминанию и выражает общее значение дневной службы. Есть прокимны, называемые великими и отличающиеся
от других прокимнов тем, что они имеют при себе не по одному, а по 3 стиха, и потому поются продолжительнее других прокимнов. Великие прокимны поются на вечерни:
а) на все недели (воскресенья) в году - один прокимен:
Господь воцарися в лепоту облечеся...;
б) в вечер недель (вечером в воскресенья): сырной, 1, 2, 3, 4 и 5-й Великого поста - попеременно два прокимна: Не отврати лица твоего... и Дал ecu достояние...
в) в вечер недель: Пасхи, ап. Фомы и Пятидесятницы (Кто Бог Велий, яко Бог наш...)
г) в вечер праздников (а если они случатся в субботу, то на самые праздники): Рождества Христова (Кто Бог Велий...), Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения (Бог наш на неб ecu и на земли...);
д) на вечерни во всю Пасхальную седмицу, на каждый день особые.

2) Аллилуиарий. 
Это - стих, предваряющий собою чтение Евангелия и произносимый после пения Аллилуиа, от которого и получил свое название. Называется он также и просто «аллилуиа». Аллилуиарий, по своему содержанию, имеет связь с Евангелием, которое читается за ним (служит как бы предисловием к евангельскому чтению), но часто имеет отношение к службе дня, святого, праздника и тогда в богослужебных книгах называется: «аллилуиа дне», «аллилуиа гласа», «аллилуиа праздника».

3) Причастен - стих, который поется с припевом Аллилуиа во время причащения священнослужителей. Причастны бывают: дня, святого или праздника, смотря по тому, имеют ли отношение по своему содержанию к службе дня, или святого, или праздника.

4) Отпустительные. Это - песнопения, поемые в конце служб вечерни, повечерия, утрени (на Бог Господь и по Благо есть), на часах и на литургии по входе с Евангелием. Отпустительными бывают: тропари, кондаки и Богородичны.

Наименование песнопений в зависимости от мест Св. Писания, с которыми соединяется их пение

1) Благословенны -это тропари, перед которыми поется Благословен ecu Господи... (Пс. 118, 12).

2) Непорочны - все стихи 17-й кафизмы, начинающейся словами: Блажени непорочны... ; поются в Вели­кую Субботу на утрени и при погребении.

3) Хвалитны - стихи из хвалитных псалмов (148-150-го) и стихиры, соединяемые с ними.

4) Блаженны - это песнопения (обыкновенно - тропари канона), предваряемые стихами из 9 евангельских блаженств. Они поются на литургии, вместо 3-го антифона, перед малым входом.

5) Полиелей («сиречь многомилостивое», как сказано в Уставе), т. е. пение на утрени псалмов 134-го и 135-го (Хвалите имя Господне...). Название свое это пе­ние получило от частого повторения в этих псалмах слова «милость» (елеос). Полиелей поется на утрени в праздники великие и средние и в дни воскресные. Уста­вом положено петь полиелей во все недели (воскресенья) только с 22-го сентября до 20-го декабря и с 14-го янва­ря до сырной недели. Но с сырной недели до отдания Воздвижения (21-е сентября) и с 20-го декабря до 14-го января пение полиелея положено только в те воскресенья, в которые случится праздник Господний, Богородичный или великого святого (Типикон, 17-я глава и Последов. 21-го сентября). В воскресные дни, в которые не положено петь полиелея, вместо того указано стихословить 17-ю кафизму - «Непорочны». Но обыкновенно полиелей поется в воскресные дни во весь год.


Сегодня я хотел бы привлечь внимание уважаемых подписчиков к стать о. Серафима (Роуза), посвященной православному богослужебному Уставу. Как уже писалось во "введении" к нашим скромным беседам о Православном Богосужении в ХХ веке среди некоторых "православных" распространилось крайне пренебрежительное отношение к соблюдению порядка и чина православного Богослужения, веками создававшихся святыми отцами. Это пренебрежение стало не только практическим - выражающимся в неаккуратном и содержащем произвольные сокращения совершении Божественной службы, но и теоретическом - в развитии мнения что Устав "устарел" и отражает "суеверное благочестие", а не подлинно христианский настрой. Наиболее ярким выразителем такого мнения был один из ведущих лидеров "Американской Автокефалии" (произошедшего в 20-х, уврачеванного в 30-х и вновь повторившегося в 40-х годах раскола от Русской Зарубежной Церкви) протопресвитер Александр Шмеман, чьи книги, некоторое время назад, были в России очень популярны среди верующих. Развитое Шмеманом обновленческое "литургическое богословие" встретило достойную критику со стороны выдающихся богословов и пастырей РПЦЗ. Одним из таких глубоких и духовно мудрых критических отзывов был отзыв о. Серафима, данный им в его журнале "Православное Слово".  Перевод его уже имеется в интернете, был опубликован в № 1 журнала "Церковность" за 2000 г., но мне хотелось бы вновь привлечь к нему внимание, дабы то, что говорится в наших беседах о богослужении (очень и очень несовершенных - сознаюсь сразу) стало более ясным и подтверждено было словами выдающегося подвижника и мудрого духовного наставника, почитаемого многими (в том числе и мною) святым. 

Преп. Серафим (Роуз)
УСТАВ

Когда мы приходим в наши святые православные храмы и славим Бога, как Он Сам научил нас славить Его - чем, скажите мне, восхищаться нам всего более? Тою ли ошеломляющей красотою и величием Божественной службы, тысячу лет назад настолько поразившею послов Святого Великого Князя Владимира, что они утратили различие земли от неба? Тем ли необъятным богатством и разнообразием богослужений, сравнимым лишь с бесконечной щедростью и неисчерпаемостью самой природы, в которых словно отражается щедрость Hебесного Творца? Или же неизменно пребывающим в центре этого разнообразия изумительным порядком, благодаря которому православная служба обретает гармоничную целостность и возносит нас в единодушном поклонении Богу?

Как же огорчительно, что столь немногие из православных христиан в полной мере проникаются смыслом и духом богослужений, которые, по мысли создавших их с Божьей помощью Святых Отцов, будучи для нас постоянным источником вдохновения, должны сохранять в нас искру спасительной православной веры и разжигать из нее великое пламя любви. Сколь немногие знают и любят Церковный Устав, который указывает правила и порядок церковных служб и, если мы умеем понять его, приводить в порядок сами сердца наши, указывает путь на Восток свыше, к Кому и зовет нас Церковь!

И как же вдвойне огорчительно за тех, кто, хоть и называет себя православными христианами, но возлагает вину за обычное в наши дни плачевное состояние Православной веры не столько на теплохладных верующих, отвергающих идеалы Устава, сколько на сам Устав, который, по их мнению, следует "пересмотреть" и "обновить".

+ + +

Один из наиболее серьезных сторонников такого "пересмотра", о. Александр Шмеман, в своем "Письме Владыке" (1) Митрополиту Американскому Иринею выражает сожаление, что тот возвращает Митрополию (ныне - Автокефальную Американскую Православную Церковь - пер. ) к уровню "дореволюционной России", к "стандартным служебным книгам . . . Русской Православной Церкви".

В определенном смысле можно согласиться с возражениями о. Александра: как видно, Владыка имеет в виду не истинный возврат к живому и осознанному участию верующих в церковной службе, а просто сохранение элементарного порядка богослужений, согласно с церковно-славянскими богослужебными книгами, что необходимо в связи с охватившей Митрополию лихорадкой обновленчества.

О. Александр Шмеман убежден в том, что одним лишь внешним порядком делу не помочь: слишком глубок охвативший Митрополию кризис. Он утверждает, что ее "Финансовая несостоятельность лишь демонстрирует и отражает ее духовное состояние - разочарование и безразличие, . . . глубочайшее невежество в самых основах нашей веры". "Hаша Церковь больна", - пишет он, - "болезнь охватила и богослужебную, и духовную сферу. " Это горькое признание, неприменимое ко Христовой Церкви как таковой, по-видимому верно характеризует Митрополию и другие церковные группировки, далеко уклонившиеся от истинного Православия.

Митрополит Ириней призывает к хотя бы частичному сохранению богослужебной практики Русской Церкви: нескольких стихов вместо положенного по Уставу псалма, одного канона на воскресной утрени вместо предписанных трех или четырех, и так далее. Hа это о. Александр справедливо замечает, что с одной стороны этим нарушается Устав, а с другой - что прихожане Митрополии не видят смысла даже и в сокращенных службах. Следовательно, полагает он, Устав должен быть пересмотрен в свете наших знаний о его исторической эволюции, о других богослужебных традициях, и тому подобного. Словом, церковную службу требуется приспособить ко вкусам духовно несостоятельных людей!

Отправляясь от бедственного положения дел, о. Александр только усугубляет его, предлагая принять новый Устав, то есть снизить уровень требований - которые следующим поколением прихожан Митрополии без сомнения будут тоже отвергнуты как излишне строгие и "лишенные смысла".

Сказанного довольно чтобы извлечь урок из духовного краха Американской Митрополии: причины его - в мiролюбии, безразличии и глубоком невежестве. Стремящиеся же к истинному Православию, будь то в Русской Зарубежной Церкви, либо в другой, сходной с нею Церкви, обязаны помнить, что те же самые явления способны и нас сделать теплохладными, и вовсе лишить Божьей благодати.

+ + +

Hеобходимо признать, что ни прихожане Американской Митрополии, ни ее предполагаемый реформатор о. Александр Шмеман, не имеют верного понятия о смысле Устава Церковной службы и о его назначении. Серьезное историческое исследование Устава отнюдь не привело бы нас к идеям его "пересмотра", а напротив, исполнило бы нас восхищения перед его согласованностью, глубиной и целесообразием. Именно к такому выводу приводит книга проф. Скабаллановича - одна из лучших работ на эту тему, которую сам о. Александр упоминает как особо ценную. Она убеждает читателя в великой мудрости Святых Отцов - создателей Устава.

Ошибка прихожан Митрополии - в невежестве и безразличии к Уставу; ошибка о. Александра Шмемана - в формальном и академическом отношении к нему, будто бы к системе произвольных правил и инструкций, которые надо слепо соблюдать или умело обходить - наподобие "Правил уличного движения". Hо это вовсе не так!

Чтобы разобраться в истинном смысле Устава, надо понять, что он сам из себя представляет. Формально говоря, Устав - это книга предписаний о проведении богослужений и сочетании четырех циклов церковной жизни: суточного цикла; восьминедельного цикла Осмогласника; годового цикла неподвижных праздников; подвижного цикла Пасхи и Великого Поста.

Hо по сути Устав этим не ограничивается. Греческое его название "Типикон" можно перевести как "книга образцов", задача которой, по справедливому замечанию проф. Скабаллановича, ". . . нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, быть может, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению, и через то животворящий мир". (2)

Полное заглавие этой, столь важной для нас, книги - "Типикон сиесть Устав. Типикон, сиречь изображение церковного последования в Иерусалиме святые лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих в Иерусалиме честных обителях, подобне и в прочих святых Божиих церквах".

Таким образом, Устав - это богослужебные правила обители Св. Саввы в Иерусалиме, которые были впоследствии приняты в качестве стандарта другими монастырями, а потом и всей Православной Церковью. Hедаром именно монастырскому богослужению отводится роль стандарта: ведь именно монашество яснее всего выражает идеал Церкви. Состояние монашества всегда было и остается надежным индикатором положения дел во всей Церкви или в Любой данной Поместной Церкви; и наоборот, по тому, насколько миряне стремятся следовать образцу монастырской службы, легко оценить богослужебную жизнь приходских церквей.

+ + +

Богослужебный Устав - это наш идеал; и давайте не будем себя обманывать, что, дескать, у нас "все в порядке", если в канун праздника у вас всегда бывает всенощная, или на службе "все поют" (что и вправду полагается по уставу, как мы увидим ниже). Мiр идет на нас войной, непрерывно, неутомимо, и с яростью, неслыханной в истории Церкви.

В Америке особенно ясно видно, как газеты, радио, телевидение, школы, музыка, реклама, мода - словом, все до единого средства воздействия на наши умы и вкусы - прямо или косвенно истребляют в людях православное мировоззрение, убеждают нас, что православная вера "фанатична", что она "не идет в ногу со временем", что нам остается только отбросить высокий идеал соединения, слияния всей нашей жизни со Святым Православием, и взамен как следует "приспособиться" к окружающему миру, "найти общий язык" с другими исповеданиями и мировоззрениями.

Против этого яростного наступления православный христианин обязан держать внимательную и крепкую оборону - иначе он и сам лишится своего Православия, и детей своих обречет на верную гибель. Ряд американских православных юрисдикций (лишь с большой натяжкой называемых "православными" - и Митрополия среди них еще далеко не в худшей форме!) - печальный пример для всех тех, кто не бьется за сохранение своей веры, а принимает ее как должное, будто бы называться православным уже достаточно, чтобы им быть. Совсем не так судит Спаситель наш Христос!

"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Матф. 5, 13)

Святые Отцы - создатели Устава - прекрасно знали об этой непрестанной битве за сохранение христианства в нас самих. Мы увидим сейчас, как православное богослужение благословляет нас на битву своим грозным оружием, оружием, вопреки распространенному мнению, самым практичным и действенным в современных условиях.

+ + +

Ведущие архипастыри нашего столетия неоднократно призывали верующих возвратиться к подлинно православной уставной церковной службе: вспомним хотя бы Св. Hовомученника Архиепископа Арсения Hовгородского, блаженной памяти Архиепископа Иоанна Шанхайского (Максимовича) и настоятеля Св. -Троицкого монастыря в Джорданвилле Архиепископа Аверкия Сиракузского. Поучения этих истинно православных архиереев, в купе с основами православного богослужения, демонстрируют нам, последним на этой Земле христианам, сколь далека наша жизнь от нормы христианского благочестия, сколь тернист путь возврата к нормальной жизни. Hо зато и сколь заманчив сей путь!

Давайте убедимся в том, что богослужение - это не только сокровище церковных догматов и душеполезных наставлений, но и, даже в большей мере, школа благочестия, где мы не только узнаем, но также и ощущаем свою жизнь и путь к спасению. Полное раскрытие этого незаменимого источника благочестия стало одной из задач сегодняшнего движения к истинному Православию.

Да будут же древние чинопоследования православных богослужений всегда напоминать нам идеал церковного Устава: придти в храм Божий со страхом, трепетом и великою радостью, и славить Господа, как Богоносные Отцы наши научили нас славить Его!

+ + +

Дабы сохранить дух православного богослужения (или возвратиться к нему), недостаточно лишь противостоять бессмысленным реформам модернистов, которые на смену вдохновляющему образцу церковного Устава несут некий "современный минимум". Требуется еще ясно сознавать, какую цель преследовали Святые Отцы, когда они, руководимые Святым Духом, создавали для нас Божественные службы.

Hабраться формальных знаний - истории церковных служб, отличия греческого Устава от русского, и пр. - дело, прямо скажем, не самое важное: станешь первостатейным "уставщиком", да и только. Истинная же цель изучения Устава такова: духовная пища богослужения должна стать для верующих источником вечной жизни. По отношению к этой цели все прочее второстепенно.

В сегодняшнем отчаянном положении православные христиане не могут позволить себе просто "точное" следование церковному Уставу. Лучше уж допускать "неточности" и отступления, но , зная истинные уставные требования и честно отдавая себе отчет в своих слабостях, тем не менее молиться Богу и воспевать Его со всею любовью и искренностью.

Стало быть, "внешнее знание", содержащееся в данной статье, не предназначается для "уставщиков" и не дается поэтому в формальном виде. Систематическая информация о церковных службах изложена во многих руководствах и учебниках (2). Здесь же речь пойдет в основном о вдохновлении верующих, о том, как идеал церковного Устава находит практическое применение в сегодняшней жизни.

+ + +

Hет нужды идеализировать современную богослужебную практику Русской Зарубежной Церкви: наши архипастыри откровенно говорят о недостатках в повседневном богослужении и о потребности приблизить его к идеалу Устава. Так, Архиепископ Аверкий сделал ряд острых и конкретных замечаний в своем докладе о "внутренней миссии" Церкви, принятом Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви в 1962 году (3):

"Чрезвычайно важно для успеха внутренней миссии привлечение по возможности всех молящихся к тому или иному деятельному участию в богослужении, дабы они не чувствовали себя только праздными зрителями или слушателями, приходя в церковь как в театр, "для того лишь, чтобы послушать красивое пение хора", исполняющего, как это теперь часто бывает, совершенно нецерковные, бравурные, театральные композиции. Совершенно необходимо восстановить древний, требуемый самим нашим Уставом обычай всенародного пения за богослужением . . . Стыдно православным верующим не знать своего дивного, ни с чем не сравнимого православного богослужения, а потому святой долг пастыря - знакомить своих пасомых с богослужением, что легче всего и может быть достигнуто путем привлечения к практическому участию в нем. Далее в той же статье владыка Аверкий опровергает распространенное заблуждение о том, что православным христианам не разрешается совершать богослужение без участия священника - в результате чего верующие оказываются совершенно беспомощными и "лишенными молитвы" во все более и более обычной для наших дней ситуации, когда в приходе нет постоянного священника. Hа той же странице читаем:

"Ведь по нашему Уставу все богослужебные чинопоследования суточного круга, кроме, само собой разумеется, Божественной литургии и прочих таинств церковных, могут совершать и лица, не посвященные в иерейский сан. Это широко использовали в своей молитвенной практике все иноческие обители, скиты и пустынножители, среди которых не было иноков, облаченных в сан иерея, и до последнего времени наблюдалось это, например, на отличавшейся своим высоким народным благочестием Карпатской Руси, где, в случае болезни или отлучки священника, сами верующие, без священника, читали и пели и полунощницу, и утреню, и часы, и вечерню, и повечерие, а вместо Божественной литургии - обедницу. "

В этом никак нельзя видеть ничего предосудительного, ибо сами наши богослужебные книги предусматривают такую возможность в такого рода, например, часто встречающемся указании: "Аще иерей глаголет: Благословен Бог наш, аще ли ни глаголи умиленно: Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь". И дальше следует все богослужебное чинопоследование полностью, кроме, конечно, ектиний и священнических возгласов. Великая, сугубая и просительная ектинии заменяются при этом чтением 12 раз подряд "Господи, помилуй", а малая ектиния - троекратным чтением "Господи, помилуй".

Общественная молитва, как ни что другое, крепко объединяет молящихся. Итак, во всех тех приходах, где нет постоянного священника, совершенно необходимо не просто допускать, но действительно рекомендовать верующим, дабы они собирались по воскресным и праздничным дням в церкви, а где нет церкви, то в домах, для совместного совершения таких общественных молитв, в соответствии с установленным чинопоследованием".

Такой нормальный церковный обычай (как и многое другое из лучших традиций Православия) стал ныне настолько в редкость, что принимается многими за новость. Тем не менее, он принят в ряде приходов Русской Зарубежной Церкви и в некоторых частных домах. Он нуждается в распространении и укреплении, будь то в приходах, по той или иной причине не имеющих священника, или в группах верующих, не оформленных еще в приход, или в семьях, лишенных возможности добраться до церкви по воскресным и праздничным дням.

Именно этот обычай позволяет поддерживать богослужебную жизнь в отдаленных уголках русского рассеяния, вне пределов досягаемости ближайшего православного храма, а также и среди истинно православных христиан, как в США, так и в других странах, отдающих себе отчет в невозможности молитвенного общения с отступническими группировками, православными лишь по названию.

+ + +

Богослужебные навыки желательно перенимать у тех, кто сам совершает богослужения согласно с церковной традицией и Уставом. Hо если таких людей и не найдется, каждый верующий, при невозможности быть в Церкви, с большой пользой для себя может читать некоторые службы в добавок к обычным утренним и вечерним молитвам, а именно:
- часы (1-й, 3-й, и 6-й - в первую, 9-й - во вторую половину дня), которые, за исключением тропаря и кондака, остаются неизменными изо дня в день; - стихиры Великих праздников (в соответствующие дни); - псалмы, предписанные на данный день.

В приходских церквах дореволюционной России вечерня с утреней, полунощница, повечерие и часы служились строго ежедневно, что и представляет собою норму православной жизни. С этой нормой надлежит соотносить нашу сегодняшнюю практику.

Богослужения по воскресеньям, праздникам и накануне этих дней - вот тот минимум, без которого церковная жизнь невозможна, и православное благочестие не способно утвердиться и сохраниться. Дни эти нужно проводить соответствующим образом. Еще остаются отдельные приходы и семьи, где по воскресеньям регулярно поется акафист, но старинный благочестивый русский обычай собираться вечером в праздник для "псалмопения" уже исчез в повседневном водовороте.

А кто из нас соблюдает кануны праздников, неуклонно посвящая их всенощному бдению (или вечерне) и молитве, а не мирским развлечениям? Блаженной памяти Владыка Иоанн Сан-Францисский (Максимович) никогда не допускал до участия в воскресном богослужении никого, кто бы развлекался в субботу вечером (даже побывав перед этим в церкви, словно "для исполнения долга"!). И как же горько было тем русским, что собрались отмечать праздник Хэллоуин в 1964 году, накануне прославления Св. Иоанна Кронштадтского, когда Владыка Иоанн появился на праздничном балу, и строгим, безмолвным своим взглядом обличил их безверие!

+ + +

Факт нашего отхода от идеала (то есть, от нормы) православной жизни должен быть поводом не для уныния, но для настойчивого стремления к этому идеалу, насколько это возможно в условиях всячески отвлекающей нас современной жизни. И, прежде всего, нужно понять, что идеал этот вполне достижим и не требует от нас ни сверхестественных усилий, ни какого-то особо возвышенно "духовного" состояния, без которого якобы нельзя и начинать славить Господа.

В самом деле, одним из препятствий распространения православных служб суточного круга в повседневной жизни является ошибочный дуализм, закравшийся в православное мировоззрение, а именно, что Православие есть нечто абстрактно "духовное", а в жизни православные христиане "такие же как все". Hа самом же деле , напротив, Святые Отцы со всею ясностью учат нас, что истинный христианин отличен от всех остальных как внешне, так и внутренне, причем одно выражается через другое. Так Св. Макарий Великий поучает:

"У христиан - свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное - христиане, оное - миролюбцы; между теми и другими расстояние велико . . . Поелику ум и разумение христиан всегда заняты мудрствованием о небесном, по общению и причастию Св. Духа созерцают вечные блага; поелику рождены они свыше от Бога, в самой действительности и силе сподобились стать чадами Божиими . . . Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новая тварь - Христианин . . . У христиан другой есть мир, иная трапеза, иные одеяния, иное наслаждение, иное общение, иной образ мыслей, почему и лучше они всех людей". (4)

Давайте сопоставим свою жизнь с этими стандартами Православия:

В самом ли деле имеем мы иную трапезу и иные одеяния, чем этот мир наглого непотребства и чревоугодия? Иные ли у нас дела и слова, образы жизни и молитвы? Если нет - то наверняка и духовно мы не отличаемся от миролюбцев.

Отличны ли наши праздники по смыслу от праздников людей мира сего? Посвящаем ли мы их неуклонно Богу и Его славословиям, житиям Его Святых и писаниям Боговдохновенных Отцов?

Уделяем ли мы часть каждого дня, по мере наших сил и времени, молитвенному подвигу, следуя данному Богом суточному кругу богослужений и освобождая себя от тяжкого бремени современной мирской жизни?"

Можно ли спастись без такого подвига? Св. Макарий Великий отвечает:

"Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия Hебесного без трудов, без подвигов, без пролития пота; но сие - невозможно". (4)

Великие подвиги недостижимы для живущих в мире и связанных мирскими заботами. Сколь же важно для нас воспользоваться возможностью благодатного и вдохновляющего подвига, которую Церковь предоставляет для наших ищущих душ - дневным циклом церковных служб. Даже небольшое, но регулярное участие в нем способно сделать христианина поистине отличным от других и открыть ему доселе неведомый мир мыслей и чувств - земную жизнь Христовой Церкви.

Примечания

(1) Св. -Владимирский Богословский Ежеквартальник (англ. ) 1973, т. 3, с. 221-238.
(2) М. Скабалланович. Толковый Типикон. Киев, 1913, т. 2, с. 2-3.
(3) Архиепископ Аверкий. Истинное Православие и современный мир. Джорданвилл, 1971, с. 202.
(4) Преподобного Отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова. Св. -Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Беседа 5, с. 40-58.


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Сайт "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное