Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 23. (Основной)
18февраля/3 марта 2001

Содержание
Великий Пост
Архиеп. Нафанаил (Львов). Великий Пост
Федоровская суббота
Великий Пост: изъяснение. 
Обрядовые особенности Великого Поста
Наследие. Прот. Лев Лебедев. Почему я перешел в Зарубежную часть Русской Православной Церкви? ч.3 и послесловие от ведущего рассылки
Из патериков. Повесть о старейшине блудников Сергии
Новости интернета
True Orthodox Christian resources – новый сайт, посвященный Истинно-Православной Церкви
Новое на узле "Церковность"


Здравствуйте!
Сегодня у нас довольно много великопостных материалов - это  изъяснение обрядовых особенностей Великого Поста, и рассказ о празднуемой сегодня Федоровской Субботе, и великопостная проповедь Архиеп. Нафанаила (Львова). Завершается размещение работы прот. Льва Лебедева "Почему я перешел в Зарубежную часть Русской Православной Церкви" и я позволил себе сделать заключительные замечания, которыми необходимо снабдить вышедшую десятилетие назад брошюру. В "Новостях интернета" дается информации о появлении нового узла Церкви Истинно Православных Христиан Греции, основанной св. Матфеем Вресфенским, а также уведомление об обновлениях на "Церковности". Кроме того, вниманию  читателей предлагается поучительная повесть из одного древнего патерика, говорящая о том, что как бы ни были тяжки грехи какого человека всегда найдется в его жизни место добродетели и подвигу, которые и проложат ему дорогу к возрождению и спасению души.

Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы, с сегодняшнего дня открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com  
При этом просьба помнить, что данный лист не предназначен для: а). Личной ругани в мой адрес или адрес третьих лиц. б). Проповеди неправославных учений. в). Спамма. Лица, использующие лист с этой целью будут от него отключаться, а остальных я с радостью приветствую  и приглашаю к обсуждениям.

Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
18.02.2001 
Феодоровская суббота

Ваш,
Егор Холмогоров


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Архиеп. Нафанаил (Львов)
ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Святая Православная Церковь еще со времен апостольских совершенно точно и ясно говорит: "кто не постится в св. Четыредесятницу, тот да будет отлучен от Церкви" (Апостольское правило 69).

А между тем, кто теперь среди нас соблюдает пост? Даже в религиозных, даже в церковных семьях совсем забыли об этой краеугольной заповеди христианской.

И это не со вчерашнего дня. С того момента, когда двести лет тому назад, в православную, крепко сколоченную, прочно обоснованную русскую жизнь, ворвались чужие струи, первое что поспешили нарушить наши, соблазненные новыми веяниями предки, была заповедь Церкви о посте. И преподобный Серафим Саровский сто с лишним лет тому назад, видя ясным духовным оком эту червоточину в русской душе, несмотря на наружное великолепие, мощь и славу Русской державы тогда, недвусмысленно говорил: "Россия гибнет, потому что русские люди перестали соблюдать пост". "Просвещенные люди" XIX века отнеслись к этим словам, как к чудачеству праведного старца, как к доказательству его узости и неразвитости. Несмотря на все встряски и переоценки, и среди нас многие к этим словам любимого святого склонны относиться так же. А между тем они глубочайшим образом серьезны и совершенно истинны. Православная Россия не погибла бы, всего кровавого ужаса наших дней не было бы, если бы русские люди не забыли пост.

Вдумаемся в смысл нашей жизни не с привычной земной, телесной точки зрения, а с Божией - вечной. Для чего мы живем? Чтобы наследовать вечность. Чтобы мы созрели до способности ее наследовать. Для этого наша душа облечена в тело, а телу для жизни дастся пища. Все это в плане Божием подчиняется одной цели, служить величайшему процессу, для которого сотворена и существует вся вселенная. Пища служит телу, тело служит душе, а душа повинуется Богу, Церкви, и тем возвращает себе богоподобие, делается сонаследником Небесного Царства, соцарем с Богом (Откр. 5,10). И вот весь этот Божий план, весь этот вселенский процесс нарушается, если иерархия переставляется, если душа начинает служить телу, тело начинает работать только для пищи, творя из нее кумира, ничем не ограничивая ее велений.

Пост же бережет правильность иерархии отношений. Даже самый грубый, самый примитивный пост с объядением грибными пирогами, с осетринами и балыками в дни, когда рыба разрешена. Потому что тело, пресытившись одним родом пищи, начинает требовать другого, а вот я - душа моя не повинуется этому требованию тела, ставит его на подобающее ему подчиненное место, не по гигиеническим, не по экономическим соображениям, а по чисто духовным, по послушанию Церкви и Богу, отказываясь от того или другого рода пищи в определенные, Церковью установленные, дни.

Многогранно значение поста. В нем некий дар, приносимый нами Богу от того, что Он дает нам, и таким образом, постом благословляется, освящается, усваивается Богу вся наша телесная пища. В нем ограничение нашего тела и подчинение его духу. В нем упражнение в послушании Богу и Церкви. И Сам Христос недаром говорит о темной сатанинской силе: "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. XVII, 21 и Мк. IX, 29). Потому в наше время и завладели бесовские силы так полно, так безраздельно миром, что человечество забыло, оставило пост.

Напрасно возражают некоторые: "Сейчас мы и без того голодаем. Это тот же пост". Нет, эта скудость пищи, этот голод по всей земле - не пост. Это Божие наказание за попрание поста. Для служения чреву, соблазненные угождением ему, люди попрали заповедь Божию, не захотели ничего приносить и дар Господу от Его дара, от своей пищи, соделали ее кумиром. И Божия рука без жалости сокрушает кумира. Кумиров Господь всегда безжалостно сокрушает, ибо Он ревнивой любовью любит нас, наши бессмертные души, сотворенные Им для Своей бесконечной любви и вечной радости, а кумиры делают нас неспособными к этой любви и радости. Посмотрите: когда люди хранили пост, они - примитивные, технически слабые, тем не менее пищу свою имели всегда в изобилии. А теперь, гордые безмерным могуществом своей техники и богатством всех сил и даров почти до конца покоренной природы, они не имеют куска хлеба, чтобы насытить свое чрево, поставленное ими во главу угла. Но эта скудость, эта голодность не заменяет поста. В посте самое дорогое и единственно нужное для Бога - его добровольность, свободное желание человеческого духа исполнить заповедь Божию и принести Ему дар, отказавшись во исполнение этой заповеди от того, к чему стремится его тело. А подневольный пост нравственной ценности не имеет.

Насколько важна заповедь о посте показывает то, что первой заповедью, данной Богом людям, была именно заповедь о посте Адаму и Еве, и все многовидное, многогранное зло. проросшее с тех пор в человечестве, явилось последствием нарушения этой именно заповеди. Потому что, любя людей и желая, чтобы они любили Его, Господь знал, что любовь развивается от дел, от выполнения желаний любимого. Так и мы, когда постимся, оживляем этим свою душу, свои личные отношения с Богом, вводя в жизнь свою не теоретически, но практически выполнение Его повелений.

Если мы это хорошенько поймем и осознаем, для нас не будет уже казаться странным ни слово преподобного Серафима, ни апостольское правило, отлучающее от Церкви нарушителей поста.

И если в наше время по малодушию, по боязливости не звучит грозным торжественным прещением в храме такое отлучение, которое часто могло бы показаться лицемерием в устах архипастыря или пастыря, самого согрешающего против заповеди о посте, то Господень закон остается неизменным и неподкупным. И своими глазами мы видим, как люди, попирающие ту или другую заповедь Божию, за попрание которой уставы церковные полагают отлучение от Церкви, как будто сами отходят от церковной жизни, хотя оффициально и молчит отлучение. Это Божий Промысл лишает безграничного церковного счастья, неизмеримого церковного богатства тех, кто это счастье, это богатство не хочет, не умеет ценить.

Воспользуемся постом, оживим им наши души. "Постимся постом приятным, угодным Господеви. Истинный пост - удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение от похотей, от злословия, от лжи, от клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост".

И еще: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем. Дадим алчущим хлеб и нищия бескровныя (бесприютных) введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость" (стихира на вечерни в среду 1-й недели Поста).

 

Святой Великомученик Феодор Тирон, - икона Преображенского Монастыря в БостонеФедоровская Суббота

Проводящим первую неделю Великого Поста с особым усердием и благоговейной строгостью, православным христианам Церковь подает в субботу первой седмицы утешительное напоминанием о том, что стоящих в Истине православных христиан Бог не оставляет своей милостью и промыслительной заботой.

В «Федоровскую субботу» Церковью с благодарность воспоминается чудо св. Великомученика Феодора Тирона, совершенное им при нечестивом Юлиане Отступнике.

Юлиан - лукавый гонитель христианства, желая осквернить для христиан первую седмицу Великого Поста и подвергнуть верующих осмеянию, повелел в 362 году епарху Антиохийкому тайно осквернять все продаваемые на рынке припасы кровью идольских жертв, от которых христиане обязательно должны удерживаться (Деян. 15, 29). Епарх исполнил повеление Юлиана, но замысел кощунника был расстроен и посрамлен явлением Св. Великомученика Феодора Тирона (пострадавшего при императоре Максимиане около 306 года  в городе Амасии и сжегшего  храм языческой богини Кибелы - http://www.church.ru/menology/febr/17/theodor-tyron.htm ) епископу Евдоксию. Великомученик повелел архиерею призвать рано утром в чистый понедельник православных христиан и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ вопросил мученика - чем заменить это лишение тем, у кого недостаток в домашних запасах. Тогда святой Феодор сказал ему употреблять для пищи коливо - вареную пшеницу с медом, называемую еще иногда кутиею.

С тех пор Православной Церковью установлено празднование Св. Великомученику Феодору - истребителю идолов и хранителю православных от идольского осквернения. По этой причине в навечерие субботы, в пятницу совершается в честь Великомученика Феодора пение молебного канона, составленного Св. Иоанном Дамаскиным, а также благословение колива, которым Великомученик велел заменить оскверненную пищу. В субботу в Церкви читается похвальное слово св. Феодору, сочиненное св. Григорием Нисским и петь молебный канон Иоанна, митр. Евхаитского.

Важный смысл имеют и литургические чтения из Писания в Федоровскую субботу - чтением Апостола на литургии Церковь исповедует Божественное величие Иисуса Христа пред ангелами, как Сына Божия, Творца и Спсителя Мiра: Бог им и веки сотвори, и Он есть сияние славы и образ испостаси Его, носяже всяческия глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких (Евр. I, 1-12). Чтением Евангелия Церковь благовествует, что дни, посвящаемые на особенное служение Богу, надо преимущественно чтить делами человеколюбия, коим должно подчинять иногда и обрядовые установления (Мк. 2, 23 - 3, 5).

Великий Пост: изъяснение
(Изложено по сочинению Прот. Г.С. Дебольского "Дни богослужения Православной Церкви". т.2.)

Обрядовые особенности Великого Поста

В древности христиане ежедневно в продолжении Св. Четыредесятницы собирались в храмах для молитвы, слушания Слова Божия и пастырских наставлений. Именно время великого поста казалось мудрым пастырям наиболее удобным временем для предложения пастве пространных и основательных поучений. Так, именно Великим Постом, будучи еще пресвитером Антиохийской Церкви, произносил свои толкования на книгу Бытия и многие другие беседы Св. Иоанн Златоуст.
Св. Афанасий Александрийский, в своем защитительном слове к императору Констанцию, говорит: "поверь мне, государь, - я клянусь тебе, что во время молитвенных собраний в Четыредесятницу , от невместимости церквей и от многочисленного стечения народа была такая теснота, что нередко уносили задавленными домой весьма много детей, немало молодых женщин, также весьма много старцев, хотя, по милости Божией, никто не умер".  Св. Златоуст беседовал к народу при богослужении в Четыредесятницу: "настоящий пост доставляет нам немалое утешение; уже то самое, что мы каждый день собираемся здесь, наслаждаемся слушанием Божественного Писания, видим друг друга, вместе скорбим, молимся, получаем благословение, - это одно отнимает у нас большую половину скорби".
Блаженный Августин уговаривал христиан слушая ежедневное чтение Писания во Храме, чтобы "они перечитывали это Писание у себя дома, дабы как питается плоть наша, так оживлялась и душа наша словом Божиим, и чтобы человек всецело, внутренний и внешний, насыщался святою и спасительную трапезою... С усердием должны вы читать и слушать Божественное Писание, чтобы и в жилищах своих и всюду, где бы не случилось быть вам, могли вы перессказывать его и другим и назидать их" 

Дни Великого Поста - это время особого сокрушения нашего о грехах и раскаяния. Поэтому богослужение в Великий Пост начинается особыми молитвами, "яже священник своим прихожаном в первый понедельник Великого Поста, или в иной день первыя постные седмицы во храме чтет": "Боже,  пронарекий дни сия постные законом и пророки и Евангелисты, сподоби всех в чистоте течение постное прейти. Даждь рабом Твоим сердечное сокрушение и болезнь о гресех, ими же Тебе Творца своего прогневаша, могущую их от грехов очистити. Даждь убо, Господи, им скончати без порока сей святый пост, и в нем Твоя заоведи исполняти, яко да в чистой совести причаститися неосужденно Твоему Божественному Телу и животворящей Крови".

В те времена, когда колокольный звон был явлением повсеместным, призывая христиан к Божественной службе и совершался строго по Уставу, явственно можно было различить особенности великопостного колокольного звона - это был косный звон, медленный и унылый. За исключением времени литургии и воскресных дней звон совершался в один колокол - "средний" или "простодневный".

Входящим во храм христианам, особенно духовного чина, предписывалось  при вхождении и исхождении из храма полагать три поклона перед царскими вратами: "Собираемся в Церковь - говорится в Церковном Уставе, - и творяще прежде начала пения, кийждо из нас, прямо святых дверей, поклоны три, глаголюще сице: "Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя"; такожде и исходяще из церкве. Сице творим по вся дни (кроме суббот и недель), и целуем святые иконы".

"Во дни поста и бдения - писал около 190 г. Тертуллиан - мы не иначе молимся, как с коленопреклонением, стараясь всячески изъявить свое смирение: тогда мы не только молимся, но и просим о прощении грехов, совершаем дело покаяния". 
Молитвенные поклоны в время Великого Поста разделяются на великие и малые: великий (земной) поклон бывает в землю, - "елико мощи главою до земли довести"; малый поклон - в пояс "елико может человек прямо стоя поклонитися, не падая коленми, ниже главу преклоняти до земли".

Значительнейшая часть поклонов относится к чтению молитвы Св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего". Эту краткую и умилительную молитву Церковь издавна особенным законоположением определила читать в великий пост, предписав и образ чтения и правило совершения поклонов. 
Чтобы молящиеся, особенно когда их много, не производили шума и суеты во время совершения поклонов, их положено совершать степенно, осторожно, сообразуюсь с движениями священнослужителя:
"Егда время приблизится святым великим поклоном быти, тогда, кийждо воздев руце, и купно чувственныя и умныя очи к Богу, стоя прямо и неуклонно зря к Богу душевне и телесне, должен начать с умилением и страхом Божии, а укого есть дарование слез и со слезами первую часть молитвы: "Господи и Владыко живота моего...". По прочтении сотворить большой поклон. После сего, поднявшись от земли, стать в прежнем положении, и с прежним чувством умиления и страха Божия произносить вторую часть молитвы: "Дух же целомудрия..." - и опять великий поклон. Таким же образом надлежит совершить и третью часть молитвы: "ей, Господи Царю" и положить третий поклон великий. Творя далее двенадцать поклонов малых (и последний великий), надобно сперва произносить краткую молитву: "Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя", а потом кланяться, и все должно производить с благоговейной тихостию, приличием и благочинием". 
При этом Церковь строго осуждала тех, кто творит поклоны не по уставу - "неведущих добре святою молитвою молитися, елико кто составил свой нрав (то есть не по уставу, а по принятой привычке). немного сгорбится, немного наклонится, потом восклонится, крестяся главою кивает и думает, что тем  он исполняет чин преданных для отец поклонов. Суетные поклоны!". 

К великопостным поклонам относятся вержение долу и коленопреклонение - стояние на коленях. Повергаться на землю предписывается в конце великого повечерия, при произнесении последней вечерней молитвы. "Подобает ведати, яко вящщии уставы и обычаи повелевают после "И даждь нам Владыко", пасти всем на землю и глаголати священнику велегласно молитву: "Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш" и проч".  Повергаемся ниц на литургии преждеосвященных даров, когда бывает ход со Святыми Дарами. "Когда божественные приносятся Тайны, все людие поклонение Богоподобное, и певцы, ниц падше, Христу Богу, в тайнах сущему, творят".

В следующем выпуске мы поговорим о богослужебных особенностях Великого Поста


НАСЛЕДИЕ

Сегодня мы помещаем заключительную часть брошюры о. Льва Лебедева посвященной причинам его ухода из Московской Патриархии, написанной в 1991 году. В первой части были рассмотрены причины и условия возникновения идейной основы МП - сергианства, во второй - о его горьких плодах - отступничестве и ереси. Третья часть ставит вопрос о том выходе, который должен быть из создавшегося положения.

Прот. Лев Лебедев
Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви?

Из бед есть только один достойный выход - искреннее покаяние в «сергианстве», экуменической ереси, прочих беззакониях в церковной жизни, соделавших Московскую Патриархию повинной в расколе единой Русской Православной Церкви. Пока, как видно, иерархия Московской Патриархии не собирается приносить покаяние. Она еще пытается, делая хорошую мину при плохой игре, свалить с больной головы на здоровую и обвинить Русскую Зарубежную Церковь в том, в чем виновата сама (имею в виду обвинения в расколе). Если такое упорство Патриархии продолжится и покаяния не будет, - Патриархия поступить на служение тем новым политическим силам, которые будут носителями духа лжи в новой политической обстановке, какая сложится после окончательного развала «гражданской родины» «сергианства» - Советского Союза.

Можно с большой долей вероятностью предположить, что в этом случае Московская Патриархия отречется от буквы «Декларации» митрополита Серия, свалив все на сталинский режим, может канонизировать новомучеников Российских, включая Царскую Семью, может даже начать ругать коммунистов, когда её новые хозяева позволят это делать. Но Патриархия никогда не отречется от экуменизма и от служения духу лжи, в каких бы конкретных политических формах он не проявлялся! Для этого нужно действительное покаяние!

Его можно ожидать, по крайней мере, от многих священников и мирян России в наше время. Ибо ныне Русская Православная Церковь Заграницей перестала быть только за границей. Она приняла приходы Свободной Российской Православной Церкви в пределах Отечества, подчинившихся Первоиерарху и Синоду Русской Зарубежной Церкви через епископа (епископов), находящегося здесь в Poccии. Это великое деяние, которое может стать поворотным пунктом нашей церковной истории! Дело в том, что несмотря на тьму отступничества и еретичества, многие беззакония иepapxии и части духовенства, в нашей Русской Православной Церкви на Родине всегда был и ныне светит подлинный свет Христов «и тьма не объяла его» (Ин 1,5).

У нас сохранились замечательные истинно верующие миряне, не поддавшиеся соблазнам обманов и взаимной неприязни, сохранившие подлинную любовь к Богу и к людям. Их меньшинство по сравнению с основной массой прихожан, но в России такое меньшинство составляет миллионы людей! Они, как правило, стараются собираться вокруг благоговейных и искренних пастырей, каких тоже еще очень много в Poccии. Есть еще у нас и подлинные подвижники-монахи, есть даже старцы. Эти люди вынуждены были подчиниться иepapxии Московской Патриархии потому, что никакой другой в пределах Poccии просто не было. Катакомбная же Церковь была глубоко под спудом. Ибо есть еще, пусть и немногочисленные, но крепкие духом верующие истинно Православной (катакомбной) Церкви, основанной после 1927 года теми, кто решительно не принял «сергианство» и ушел в подполье. Все они вкупе - прекрасная паства, но почти без духовных вождей, ибо её оффициальные вожди - отступники от Православия. В то же время, за границей - прекрасные духовные вожди, сохранивши сокровище неповрежденного Православия, но с малочисленной и, к тому же, все уменьшающейся паствой... Кажется, Сам Бог велел соединиться истинным пастырям с истинно верующей российской паствой. Ныне такое соединение началось. Оно еще раз показало, что не было и нет двух Русских Православных Церквей, есть одна Русская Церковь, до времени разделенная государственной границей.

Ибо Московская Патриархия и её епископат - это уже не Церковь! Церковь там, где вера православная и жизнь по вере сохраняются без внутренней порчи. Благодаря переходу и открытию приходов Свободной Российской Церкви в пределах Отечества, каждый православный человек в России получил реальную возможность свободного выбора, кому, какому епископату он будет подчиняться. Открылась возможность преодоления раскола Русской Церкви.

На пути к этому препятствий еще много. Одно из главных - отсутствие достаточных сведений о Русской Зарубежной Церкви, её истории в широких массах верующих России. Этим пользуется руководящая иерархия Московской Патриархии, пугая людей расколом, который учинила и продолжает, будто бы не она, а Зарубежная Церковь. Множество добрых православных людей верит на слово Патриархии, не допуская, что такие "великие духовные люди" могут беззастенчиво обманывать. Это - второе препятствие.

Третье состоять в том, что Московскую IIaтриархию поддерживает начальствующая иерархия почти всех Православных Поместных Церквей, что, конечно, не означает, что сами эти Церкви, как полнота церковного народа, думают так же. В Поместных Церквях тоже идет внутренний раскол по вине иерархии. Разобраться в этом простому человеку, даже священнику, не так-то просто. Но все, кому нужно, все духовно чуткие люди, люди с еще не сожженной совестью разберутся, где правда, где ложь, где Православие, а где ересь, где Церковь Христова истинная, а где фальшивая подделка под Нее! Наконец, четвертое препятствие в том, что из-за трудностей нелегального положения катакомбной Церкви в ней имеется не только канонически законное священноначалие, но и сомнительное, так что существуют четыре разные катакомбные объединения, из которых Синодом Зарубежной Церкви пока признано законным только одно. Оно ныне возглавило приходы Свободной Российской Православной Церкви. По всей территории России к настоящему времени в неё перешли из подчинения Московской Патриархии более 12 приходов в полном составе. Кроме того, возникают совершенно новые приходы, во множестве переходят поодиночке миряне и отдельные священники, в том числе и я, автор этих строк.

Уход мой - не протест, не демонстрация и не следствие обид (лично меня Патриархия не обижала). Я ухожу из нее потому, что желаю оставаться чадом Русской Православной Церкви, то есть быть в духовно-каноническом единении с такими епископами, которые верны заветам Святой Руси, сохраняют вероучение и каноническую ограду Православия, не уклоняясь ни в служение богоборчеству, ни в модернизм, ни в тайное католичество, ни в иное какое-либо болото. Ухожу, не осуждая ни одного из иерархов Московской Патриархии лично, но с глубокими презрением к «сергианству», к экуменической ереси и к предательству Православия, как к духовно-идейным соблазнам.

Ухожу с надеждой на то, что если когда-нибудь по Божией милости в Bысшие круги иepapxии Московской Патриархии попадут в должном количестве достойные люди и смогут созвать подлинно свободный и не подставной Собор, пригласив к участию в нем и представителей священноначалия Зарубежной части Русской Церкви, и на этом Соборе анафематствовано будет «сергианство» и экуменическая ересь, избрано будет новое достойное церковное руководство, то вновь станет единой не только духовно, но и канонически вся Русская Православная Церковь истинная, всегда хранившая и хранящая верность единственному духовному сокровищу, какое только есть у нас, русских, - святому Православию!

Думаю, однако, что это в полной мере и должным образом могло бы произойти только в том случае, если, по Божиему смотрению, в России возродилась бы Православная Самодержавная Монархия с законным Царем из Дома Романовых - мирским защитником Церкви, Православия и всеобщей справедливости.

Я умышленно воздерживаюсь в этой стать от более глубокого богословско-историчсского анализа и оценок происшедшего с русским народом после 1917 года и происходящего ныне, хотя у меня есть что сказать и в более глубоком плане! Целью моей было в доступных словах объяснить основные причины моего ухода из подчинения Московской Патриархии так, чтобы меня поняли все. Но все же не могу удержаться от того, чтобы в конце не заметить, что русский наш народ наказывается Голгофой в значительной мере не только за праведность, уподобляющую его Христу, но и за преступность - за убийство Помазанника Божия над всем русским народом - законного Государя Императора Царственного Мученика Николая Второго и всей его Августейшей Семьи, иных его родных и близких. В Цареубийстве русский народ (конечно, не поголовно, но в какой-то своей таинственной решающей полноте) повинен, если не делом, то словом, если не словом, то лишь одним только мысленным одобрением казни Царя и дальнейшей поддержкой цареубийственной власти. Поэтому только всеобщее, всенародное, по призыву Церкви покаяние и отречение от всяких нехристианских учений и идей с искренним желанием вновь вернуть себе Царя может спасти Poccию.

Была бы Московская Патриархия не такой, какая она есть! Или соединились бы полностью обе части духовно единой Русской Церкви! Тогда новое церковное возглавление могло бы призвать русский народ ко спасительному покаяннию! Тогда, если Господу Богу было бы угодно продлить земную историю человечества, скажем еще на тысячу лет, - Poccия сделалась бы не политическим тираном человечества, нет! - а его духовным свътильником, светочем правды Божией среди людей не для превозношения своего главенства над остальными, а для подлинного блага всех остальных народов, для приготовления их к бытию во всерадостном вечном Царстве! Небесном в неизреченном единении с Богом, Ангелами, всеми святыми и друг с другом. В Русском Православии, как оно сложилось за 1000 последних лет, в наибольшей яркости и чистоте светит свет верного восприятия Бога в Троице, Христа, Его Пречистой Матери и смысла жизни человеческой. Но если никаких внешних перемен и не произойдет, если Россия уже дала Mipy, все, что могла, и если жить Mipy осталось не 1000 лет, а лет 10-15, то духовная война все равно уже выиграна против диавола Русским Православием! Ибо все лучшее, что было создано на Руси на протяжении последних 1000 лет, «ушло» только в восприятии нас, ныне живущих на земле. На самом же деле все это существует в вечности, и все это будет всеми увидено и послужит восполнению безконечного радования тех, кто сподобится Небесного Царствования, Иерусалима Нового (Откр 21, 2) во вики веков, аминь.

Послесловие от ведущего

Эти строки были написаны о. Львом в 1991 году. Что изменилось с тех пор? Изменилось немало и, в основном, к худшему. И именно по части оценок будущего в брошюру о. Льва необходимо внести определенные поправки. В начале 1990-х о. Лев писал: "Можно с большой долей вероятностью предположить, что в этом случае Московская Патриархия отречется от буквы «Декларации» митрополита Серия, свалив все на сталинский режим" - не произошло и того - никогда и никак Московская Патриархия не отреклась даже от буквы сергианства, от антиканонических  деяний митр. Сергия и его "Декларации", не было сделано на официальном уровне попыток хоть как-то замазать творившиеся безобразия, осудить их. Напротив - иерархи МП единодушно и очень настойчиво говорили о том, что "это наша история", "линия митр. Сергия была единственно правильной" и "мы не имеем права от нее отрекаться". Таким образом МП проявляла коснение даже в самых грубых формах сергианства. Предположение, что МП "может канонизировать новомучеников Российских, включая Царскую Семью"  тоже оказалось слишком смелым - понадобилось десять лет напряженной борьбы, массовое давление снизу и распоряжение сверху, чтобы власти МП решились нехотя на полупризнание святости Новомучеников, постаравшись по возможности принизить ее, выдумавши учение о том, что "страстотерпец" - это не "мученик". Зато упорство МП в экуменизме было предсказано о. Львом вполне правильно - МП не только не решилась на выход из Всемирного Совета Церквей что сделали "православные" экуменисты в Болгарии и Греции, но и приняла официальную вероучительную "доктрину" из которой паства узнала, что "общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией...  Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство". Таким образом экуменическая доктрина, провозглашающая "благодатность" еретиков была закреплена официальным вероучительным документом МП.

Слишком смелыми оказались и надежды на сохранившиеся в МП "миллионы" благочестивых верующих мирян и десятки "благоговейных пастырей" - именно крах надежды на "народную веру", противопоставленную развращенности архипастырей, и оказался самым большим разочарованием десятилетия существования Православия в России без атеистического гонения. 

Выяснилось, что "народная вера" является в большинстве своем помесью наскоро схваченных начал христианства с дремучим суеверием и нимало не способствует самостоятельному духовному прозрению людей и приходу их к осознанию церковной Истины. Только тогда и только те, кому удается встретить на пути истинно православных христиан или познакомиться с издаваемой ими литературой, начинают задумываться всерьез о церковных проблемах да и из тех немногим удается повторить выбор, сделанный о. Львом, большинство так и замирает в нерешительности, соглашаясь с приведенными фактами, с тем, что в МП властвует ересь и духовное развращение, но тут же прибавляя: "нужно вести борьбу изнутри, нужно исправлять недостатки, а не покидать Церковь". Именно к тем, кто ведет "борьбу изнутри" обращены были еще в XIX веке слова великого подвижника Св. Игнатия Брянчанинова - "не дерзни своею немощною рукою остановить всеобщее отступление". Ведя "борьбу изнутри" человек меняет спасение собственной души на "общественную активность", поскольку вместо того, чтобы порвать самому с явными  преступниками, которые не могут совершать Святых Таинств и найти себе каноничного возглавителя, остается среди этих преступников, рассчитывая их "исправить" своими слабыми человеческими силами (а чаще всего прикрывая разговорами об этом свою нерешительность).

Особенно большую роль в дальнейшей духовной гибели МП играют тем самые "благоговейные пастыри". В современной патриархии мало кто принимает всерьез иерархию епископов - даже патриарх и тот пользуется уважением далеко не у всех и считается чисто символической объединительной фигурой, а прочих епископов МП паства не ставит ни во что. Подлинными "епископами" в МП являются настоятели отдельных приходов, священники, с которыми и соприкасается паства каждый день, вблизи. Большинство приходов Патриархии првератилось в маленькие "поместные церкви ", а то и секты, различающиеся друг от друга "учением и жизнью" и объединенные только общим поминовением патриарха Алексия - между отдельными самовластными настоятелями нет согласия ни в вероучении, ни в нравственных вопросах, ни в отношении к богослужению, - почти всегда - взаимная антипатия и насмешки, очень часто - взаимная уверенность в еретичестве другого. Большинство из них в своей духовнической практике являются "младостарцами" самовольно решающими судьбы своей паствы в любых частных вопросах. Это значительно более страшное безобразие, чем то, что описано в брошюре о. Льва. То проистекало от цинизма и неверия, а новейший "батюшкизм", подменивший апостольскую иерархию епископов, - плод веры, очень часто - глубокой и искренней, но не Православной. На место той неопределенности и смуты, которая царила в нчале 90-х уже к середине десятилетия пришел новый отстоявшийся стиль духовной жизни и церковного устроения, бесконечно далекий от святоотеческого Православия. 

Не оправдались, увы, и надежды на то, что возрождение Русской Церкви будет принесено приходом Зарубежной Церкви в Россию - сражение было фактически проиграно. МП удалось при помощи поддержки государственных органов, дезинформации в коммунистических и либеральных СМИ, а главное ловких интриг внутри самой РПЦЗ фактически парализовать воздействие Зарубежной Церкви в России, прекратить массовый переход в РПЦЗ, было начавшийся в 1990-92 годах. Сами "прекрасные духовные вожди с малочисленной паствой", как выразился о. Лев, оказались не стол уж замечательными, а главное - совсем не готовыми к управлению паствой многочисленной в тяжелых условиях. Из всего епископата РПЦЗ только фактически отставленный от руководства и уже очень старый Епископ Григорий (Граббе) - многолетний управитель РПЦЗ, оказался на высоте, поддержав становление Российской Церкви, но он и умер в одиночестве, запретив отпевать себя кому-либо из архиереев РПЦЗ. Единая Русская Зарубежная Церковь была ослаблена расколом между Российской Церковью и РПЦЗ, произошедшим в 1995 - РосПЦ, только в тяжелейшей борьбе удалось стабилизировать положение и укрепиться, взяв курс на восстановление Поместной Российской Церкви, РПЦЗ же так и не оправилась от тогдашних потрясений, а сейчас сотрясается новыми, которые вполне могут ее добить. 

Таким образом - сегодня выбор, делаемый человеком в пользу Истинного Православия - это выбор тяжелого, полного скорбей и горечи подвига, подвига на который решаются немногие. Но те, кто делают этот выбор, делают в полном сознании своей ответственности. Дело в том, что сегодня мало кто может сослаться на неведение неправд и преступлений МП. В начале 90-х у о.Льва были еще определенные психологические основания высказать богословски очень сомнительное предположение, что таинста в МП совершаются помимо иерархии и непосредственно Христом только для тех, кто приступает к ним в полном неведении относительно неправд МП. Уже такое предположение было многократно подвергнуто критике в истинно православной среде (см. например, работу Вл. Мосса "Имеют ли еретики благодать св. Таинств?" - ), но помимо того, сегодня уже нет в России тех прихожан МП, кто бы не слышал ничего о ее неправдах, не ведал ничего о том, что говорят истинно православные, другое дело - многие не хотят слышать и слушать, но это уже никак не извинение. 

Таковы горькие итоги того десятилетия, которое прошло с выхода брошюры о. Льва. Есть ли основания для надежды? Пока есть, поскольку несмотря на любые трудности и смущения Российская Церковь все же укрепляется и привлекает к себе новые живые силы,  а массовый проест, который вызвали решения последнего архиерейского собора РПЦЗ показали, что и там еще очень и очень у многих не охладела ревность о Церковной Истине. Возможно нелегким и долгим путем мы придем к восстановлению поместной Православной Российской Церкви, - Церкви Св. Патриарха Тихона, ой Церкви, в которой еретическая и отступническая МП не будет иметь никакой части.


ИЗ ПАТЕРИКОВ

ПОВЕСТЬ О СТАРЕЙШИНЕ БЛУДНИКОВ СЕРГИИ

Один монах по имени Аввакум рассказал мне: «Как-то шел я через пустыню, наткнулся на некую пещеру и вошел внутрь, чтобы посмотреть, кто там живет. И нашел я останки инока, преставившегося много лет назад; поклонился честным его мощам и поцеловал их. Потом посмотрел я в угол и увидел там книгу. И взяв ее в руки, понял, что истлела она от древности, но все же открыл ее и стал читать. Были в ней описаны жития святых отцов. Прочитав ее до конца, нашел я в ней такие слова:

«О том, как некий монахскитник по имени Елпидий вступил в своей келье в схватку с бесом уныния. Прошло много времени, но не смог инок побороть лукавого, встал и вышел в окружавшую его пустыню. И бродя по этой пустыне, увидел он нагого человека, весьма престарелого, который, завидев его, пустился наутек. Отец же Елпидий устремился вслед за ним. Беглец, видя, что его настигают, остановился и стал молиться. И, сотворив молитву, обратился к Елпидию: «Как ты попал сюда и за какую провинность?» Инок ответил ему: «Ополчился на меня в моей келье бес уныния, и ушел я в эту пустыню. И теперь молюсь здесь Богу, чтобы отогнал он от меня беса уныния. И еще подумал я, как бы найти мне раба Божия, который помолился бы за меня. И не презрел мольбу мою человеколюбивый и многомилостивый Бог, послал тебя, человека святого. Помилосердствуй, Господа ради, помолись обо мне и позволь мне побыть с тобой». Старец же облобызал его и сотворил о нем молитву, сказав иноку; «Дарует тебе Бог то, что ты просил». Тогда вопросил его отец Елпидий: «Прошу тебя, отец, помилосердствуй и скажи, как попал ты в эту пустыню, сколько тебе лет и какими дарованиями одарил тебя Господь?» Тот смиренно ответил ему: «Как попал я сюда и за какую вину? Сам человеколюбивый Бог, желающий, чтобы все люди спаслись, привел меня сюда. И пробыл я в этой пустыне более семидесяти лет, не видя до сегодняшнего дня человеческого лица. Несколько лет назад диавольским побуждением распалилось сердце мое высокомерием, будто достиг я большего, чем другие. Но промыслом Божьим пришло мне в голову помолиться Господу, чтобы явил Он мне, с чем сравнить подвиг мой и есть ли кто-нибудь на земле равный мне. Молился я непрестанно, и на седьмой день услышал я голос невидимый: «Подобен ты Сергию - старейшине блудников в Александрии». Был я оскорблен до глубины души и сказал самому себе: «Горе тебе, смиренный Пир! Столько лет ты служил Богу в жестоких страданиях, а жребий твой приравнен к судьбе старейшины блудников!» Вознесшись в своей гордыне, возомнил я, что голос этот был от лукавого. Впал я опять в сомнение и снова молился семь дней, и вновь услышал прежний голос, но и на этот раз не поверил. И в третий раз семь дней возносил я непрестанные молитвы. И услышал в третий раз тот же голос, обращенный ко мне: «Не говорил ли я тебе, что жизни Сергия, старейшины блудников из Александрии, подобна участь твоя?» Тогда сказал я себе: «Если он так угоден Богу, не успокоюсь, пока не пойду и не увижу, кто он такой и что делает».

Собрался я и пошел в Александрию. Спросил, где пребывает Сергий, и показали мне его, сидящего в корчме. Увидел я его, пьяного, состязающегося с другими блудниками в глумливом пустословии. И одни, пресытившись блудом, выходили, другие же приходили, чтобы распутничать; он же был старейшиной над всеми. Войдя в корчму, я спросил его: «Ты ли это, Сергий?» Он ответил: «Да, это я». Тогда я сказал ему: «Хочу стать тебе другом». Он ответил: «Добро пожаловать, садись» и повелел корчмарю принести всякой снеди. И я, столько лет не евший хлеба досыта, решил вкусить от всех предложенных мне блюд, ибо подумал: «Если Богу было угодно уподобить жребий Сергия моему, то почему бы мне не отобедать с ним в знак дружбы?» И сев за стол, вкусил я от принесенных нам яств. Потом спросил его: «А есть ли у тебя свой дом?» «Да», ответил он, и сказал я ему: «Пойдем в дом твой, ибо должен я тебе нечто поведать». Он смутился, возомнив, что я, прельстившись ранее мне противным, хочу распутничать. И часто поглядывая на меня, он удивлялся и завидовал, что я в столь преклонном возрасте одержим бурной страстью (так он сам потом мне сказал).

Когда мы пришли к нему в дом и сотворили молитву, я попросил: «Господа ради, открой мне свою жизнь без всякого зазрения и расскажи, что благого ты в ней сотворил». Удивившись этому, он спросил меня: «Человече Божий, разве не видел ты, как сидел я в корчме, объедался и опивался с распутниками, ругался скверными словами? Я - старейшина их и всех блудниц, и без моего повеления никто не прикоснется ни к одной из них, если не позволю. И я отдаю их тем, кто возжелает. А ты просишь меня рассказать о моей жизни! Ты сам ее видел, так что ж ты хочешь еще узнать от меня?» И долго заклинал я его разными клятвами и молил не скрывать от меня, что же благого сотворил он в своей жизни. Он говорил, что ничего хорошего не совершил. Увидев, что не желает он ничего рассказывать, я поведал ему о явившемся мне с небес голосе. Услышав об этом, он не мог надивиться человеколюбию Божию и, вздохнув, поведал мне: 

«Прости меня, отче, но только одно было. Помню, однажды, когда пошел я, как обычно, в корчму, увидел там очень красивую женщину, выполнявшую за плату грязную работу. Вожделея к ней, я спросил корчмарку: «Кто эта женщина и откуда она?» Та ответила мне: «Она из нашего города». И сказал я ей: «Спроси, будет ли она спать со мной». Корчмарка отвечала: «Не могу я обратиться к ней с такими словами. Она хоть и выглядит, как ты видишь, убого, но принадлежит к людям благородным и боящимся Бога». Я же пожелал узнать, за какую провинность обречена она на такую нищету, и корчмарка ответила: «Должен ее муж князю сто литр золота, и тот схватил его и вверг в темницу, а двух детей ее продал в рабство. Она же скитается, работая днем и ночью, чтобы собрать деньги и освободить их». Услышав это, я сказал ей: «Пойди и скажи, что если она ляжет со мной, я дам ей, сколько требуется». Но она возразила: «Я сказала тебе, что не смогу обратиться к ней с такими словами, мне стыдно глядеть ей в лицо, ведь я знаю, как она целомудренна». Я же снова обратился к ней: «Пойди и скажи, а захочет она или нет, это ее дело, и какой нам от этого будет вред?» Послушалась она, пошла и сказала, как я велел. Целомудренная, выслушав ее, вздохнула и горько заплакала. Но повиновалась, хотя и не желала этого, сказав: «Сколько лет уже работаю я днем и ночью, живу в нужде, лишь бы освободить мужа моего и детей, но не могу добиться этого и не знаю, что делать дальше. Но знаю, что человеколюбивый Бог простит мне мое преступление ради трех безвинных душ, столько лет страждущих в неволе, ибо знает Он, испытующий сердца и тела людей, что я, до сих пор не знавшая иного мужа, кроме моего, ныне вынуждена предать тело свое греху». Вернулась ко мне корчмарка и сказала, что эта женщина согласна. Побежал я домой, принес сто литр золота и, быстро пересчитав, отдал ей в руки. Она взяла их со многими слезами и вздохами и, царапая лицо свое, возопила: «Господи, ведаешь Ты скорбь мою и нужду, ради которой приходится мне губить свою душу. Потому и молю Тебя, как та древняя блудница, простить преступление мое!» Услышав это, был я уязвлен в самое сердце и сказал себе: «Если эта женщина так целомудренна, чего ради я буду осквернять ее? Почему бы не пойти мне лучше к блудницам, что подвластны мне, и не удовлетворить с одной из них свое желание?» И оставил я ее, отпустив домой вместе с полученным ею золотом, и так освободил ее мужа с двумя детьми».

Услышав это от Сергия, восславил я Бога и сказал:

«Слава единому человеколюбивому Богу! Воистину, чадо, достоин твой жребий сравнения с моим». Он же снова вздохнул и ответил: «Воистину, отче, как говоришь, угодно это было Богу. Раз уж ты послан Богом ко мне, грешному, припомню я и другое, похоже, еще более богоугодное дело.

Один князь, могущественный, но грехолюбивый (за что и был отлучен от святой церкви), поселился в Александрийском граде и каждый день брал у меня по блуднице, чтобы утолять свою гнусную похоть. Привелось ему однажды проезжать по окраине города и приблизиться к одному из находившихся там женских монастырей. И, заметив нескольких дев, выглядывавших из окон келий, он распалился бесовским желанием и восхотел их. Приказал он воинам осадить монастырь и перекрыть наглухо все выходы, чтобы ни одна из них не ускользнула, затем ворвался внутрь и захватил всех, от мала до велика. Когда пересчитал их, то оказалось, что в руки его попало семьдесят дев-черноризиц. И передав их мне, сказал: «Возьми их и каждый день будешь приводить ко мне, сколько я прикажу, пока не переберу всех до единой». Услышав такое от того мерзкого князя, я сказал себе: «Горе мне, грешному! Столько лет Бога ради берегли они девственность, изнуряя свои тела постом и бдением, чтобы предстать неоскверненными перед небесным Владыкой! А ныне с моей помощью осквернит их этот зверь-кровопийца и погубит то, что было достигнуто такими трудами и мучениями! Не дай мне, Боже, сотворить такое, пусть даже предадут меня тысяче смертей». Много размышлял я, ломая голову, как избавить монахинь от беды, и моля человеколюбивого Бога надоумить меня. Смилостивился благотворящий Христос и наставил меня на благой помысел. И пошел я к блудницам, бывшим под моим началом, отдал им все свое имущество и уговорил их постричься и облачиться в монашеские одежды. Потом привел их в монастырь и оставил там, а дев - невест Христовых - увел в другое место и спрятал. Этих блудниц доставлял я каждый день к окаянному князю под видом черноризиц, пока не достигло их число семидесяти. Перебрав всех, отступился от меня тот скверный князь. Тогда взял я святых дев и неоскверненными возвратил в монастырь. Блудниц же хотел отпустить к своему ремеслу, но они меня не послушали. Когда увидели они чуждых скверне монахинь - прекрасных дев, то не захотели выйти из монастыря, сказав: «Коль сподобил нас Бог, несмотря на грехи наши, облачиться в святой и ангельский образ, не заставляй нас опять возвращаться в нечистоту, погибельную для наших душ». И остались они с монахинями в монастыре, нося святой иноческий образ, в совершенном и истинном покаянии, благоугодном всемилостивому и щедрому Богу».

Когда услышал я это от Сергия, еще более восславил Спаса единого, помощника уповающим и верующим в него истинно, и сказал ему: «Воистину, брат, как бы много я ни трудился, вижу теперь, что не только ты равен мне, но и превзошел меня. Молись нынче обо мне Господу, а я тотчас отправлюсь в свою пустыню». А он ответил мне: «Помолиться за твой уход? Клянусь моим Христом, пришедшим спасти грешника и глаголющим устами твоими: отныне я с тобой неразлучен, не оставлю тебя и пойду с тобой». И упросил меня подождать его один день. Наутро он раздал имущество свое убогим и на третий день отправился со мной в пустыню. И пробыл со мной там три лета в совершенном послушании, а теперь о Господе скончался четыре дня назад. Знаю я, чадо, что Божьим промыслом пришел ты сюда, чтобы сослужить мне одну службу. Пойдем, покажу тебе, где погребен отец Сергий, чтобы ты положил с ним и меня. А сейчас иди с миром и через три дня приходи ко мне, ибо хочу сказать тебе нечто».

Я ушел, а когда через три дня вернулся, то нашел его преставившимся. С горьким плачем поцеловал я святые мощи его и положил их рядом с отцом Сергием, как он мне и наказывал. А затем вернулся в пещеру свою, возблагодарив благого Бога за все».


НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА

TRUE ORTHODOX CHRISTIAN RESOURCES 
– НОВЫЙ САЙТ ОБ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

(Вертоградъ)

Мирянин Истинно-Православной Церкви Греции в юрисдикции «матфеевского» Синода Патрик Барретт завершил 1 марта работу над своим web-сайтом «True Orthodox Christian Resources» («Ресурсы истинно-православных христиан»), в котором рассказывается об Истинном Православии, его вероучении, истории, современном положении, а также дается множество ссылок на аналогичные ресурсы Интернета. Все материалы этой страницы опубликованы на английском языке, ее адрес: http://purl.oclc.org/NET/gnisios/.

В подготовке материалов этого сайта активное участие приняли «матфеевец» из Австралии Ставрос Марку и чтец миссионерского прихода Российской Православной (Автономной) Церкви в Англии историк Владимир Мосс.

Патрик Барретт широко известен как создатель одного из самых крупных англоязычных православных сайтов в Интернете - "Православного информационного центра" (http://www.orthodoxinfo.com/). Во время создания этого сайта он находился в юрисдикции РПЦЗ, однако несколько лет назад, вместе со своим духовным отцом, известным патрологом священником Антонием Гаваласом, присоединился к «матфеевскому» Синоду Истинно-Православной Церкви Греции.

«True Orthodox Christian Resources» является неофициальной страницей и ее материалы не проходят какой-либо цензуры со стороны Синода. Сайт открывает статья блаженной памяти Архиепископа Сиракузского и Троицкого Аверкия (Таушева) «Являются ли понятия «христианин» и «православный» правильными в наше время?». Основные разделы сайта: «Учение», «Духовность», «Святые», «Иконы», «Писание», «История Церкви», «Наш Синод» и «Ссылки».

НОВОЕ НА УЗЛЕ "ЦЕРКОВНОСТЬ" *

За последние несколько дней сделаны существенные добавления на узле "Церковность" [ www.church.ru ].

Добавлена небольшая водная статья "Что такое Российская Православная Церковь?"(составлена Центром Православного Просвещения в Санкт-Петербурге), разъясняющая происхождение и церковное положение РосПЦ - http://church.ru/ROAC/what-is.htm 

Размещено знаменитое "Постановление Святейшего Патриарха, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920г. №362" - являющееся каноническим основанием бытия всех оставшихся верными истинному православию частей Русской Церкви - http://church.ru/history-xx/1920/362.htm 

Размещены два разъяснения смысла и значения этого постановления статья блаженной памяти Епископа Григория (Граббе) "Завет Святого Патриарха" - http://church.ru/gr-grabbe/zavet/zavet.htm 
и статья из "Суздальских Епархиальных Ведомостей" - "Указ Св. Патриарха Тихона № 362 и современное каноническое положение Российской Православной Церкви" - http://church.ru/ROAC/kanonich-poloj.htm 

Размещены три статьи Епископа Григория (Граббе). Две из них 
"Митрополит Антоний (Храповицкий)"
[ http://church.ru/gr-grabbe/zavet/antony.htm ] и 
"Блаженнейший Митрополит Анастасий"
[ http://church.ru/gr-grabbe/zavet/anastasy.htm
посвящены двум великим первоиерархам Русской Зарубежной Церкви, сейчас готовятся отдельные страницы, посвященные их жизни и творениям.
Третья - "Сомнительное православие группы митр. Киприана"  разъясняет суть ошибочной экклезиологии митр. Киприана - лидера одной из группировок греческих старостильников, с которым вступила в общение РПЦЗ, приняв и его ошибочное учение - http://church.ru/gr-grabbe/zavet/cyprianos.htm 

Размещено знаменитое "Похвальное слово Новым Священномученикам Российским", сказанное Блаж. Митр. Анастасием и представляющее собой великолепный памятник церковной словесности - http://church.ru/anast-gryban/novomuch.htm 

Начато формирование "Алфавитного указателя работ по богословию", имеющихся на узле "Церковность" - http://church.ru/theology/index.htm 

Размещена первая часть книги иером. Тарасия (Курганского) "Перелом в древнерусском богословии", - посвященная анализу тех влияний, которые оказала на древнерусское богословие, в "московской школе" которого сохранялся древний святоотеческий дух,  латинская схоластика через посредство "киевской школы" богословия митр. Петра Могилы и других. Эта публикация совершенно уникальна, поскольку книга, вышедшая в Варшаве в 1926 году, хотя и известна в богословских кругах, но практически недоступна, в связи с чем текст разбит постранично, для того, чтобы читателям был доступен как бы напечатанный текст книги для удобства научного цитирования - http://church.ru/tarasy-kurg/tarasy-1.htm 
Поскольку большой html-файл для чтения online доступен не всем книга имеется и в zip-архиве - http://church.ru/tarasy-kurg/tarasy-1.zip

Перемещены на узел с неработающего узла фрагменты "Лекций по патрологии" иером. Григория (Лурье). Это лекции посвященные св. Иринею Лионскому, ересеучениям IVвека, учению отцов IV века о Троице и о Лице Иисуса Христа, аскетическому учению Евагрия Понтийского и преп. Макария Великого, опровержению несторианства Св. Кириллом Александрийским, богословию Св. Патриарха Фотия, положению на негреческом Востоке в XI-XIII, а также обзору истории православного богословия после падения Византии - http://church.ru/lourie/patrology/ .

Размещена статья прот. Льва Лебедева "Мысли о богословии" - http://church.ru/lev-lebedev/theology.htm 

Размещена, сделанная на основе нашей рассылки подборка материалов, посвященная Великому Посту - http://church.ru/feasts/GREAT-LENT.htm

* Предложение использовать русское слово "узел" вместо варваризма "сайт" было сделано П.Н. Будзиловичем [ http://www.russia-talk.com ] и было мною с благодарностью принято

 


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное