Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 37. (Основной)
4/17 марта 2001

Содержание

Исправление опечатки

Беседы об Истинном Православии
Александр Каломирос. Камень Преткновения (окончание)

Церковные Новости
Информационная Служба "Strana.ru" комментирует решения Архиерейского Синода РПАЦ
Клирик ИПЦ Грузии доказывает лживость утверждений об отказе Грузинской патриархии от экуменизма

Жития Святых
Жизнеописание Святого Равноапостольного Николая, Просветителя Японии

Духовное слово Св. Николая Сербского
Рабочему, на его вопрос, что такое духовная жизнь

Новости Интернета
В интернете размещен очередной номер бюллетеня "Вертоградъ-информ", завершающий историю этого издания. Вместо него создан журнал "Вертоград"


Здравствуйте!
Сегодня наш выпуск содержит самые разные интересные материалы, но выпускается несколько второпях. Надеюсь, что это не слишком скажется на его качестве.

Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы, с сегодняшнего дня открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com.

Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
4.03.2001
Ваш,
Егор Холмогоров


Досадная опечатка

В нашем вчерашнем комментарии по поводу решений Архиерейского Синода РПАЦ, к нашему величайшему сожалению вкралась серьезная опечатка искажающая смысл и запутывающая незнакомого с историей РПАЦ читателя. Пользуемся случаем эту опечатку исправить: "Несмотря на то, что сразу же после разделения с РПЦЗ в Российской Православной [Автономной] Церкви в 1985 г. [конечно же - 1995 г. ] был поставлен вопрос об учреждении митрополичьего звания, тогда такое решение было  сочтено нецелесообразным, поскольку оставалась надежда, что Митр. Виталий и члены Синода РПЦЗ одумаются и разделение будет уврачевано".

БЕСЕДЫ ОБ ИСТИННОМ ПРАВОСЛАВИИ

Мы заканчиваем публикацию в нашей рассылке работы греческого истинно православного богослова Александра Каломироса "Камень преткновения", посвященной взаимоотношениям истинно православных христиан и экуменических "церквей".

Александр Каломирос
КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

БОРЦЫ ЗА ПРАВОСЛАВИЕ
Что обнаруживает неискренность и демагогические ухищрения защитников нового стиля, так это грубое искажение Истины, которое они сознательно используют.

Вот что они говорят: «Старостильники вышли из Греческой Церкви и основали Церковь «Истинно-Православных Христиан», потому что, по их словам, изменение календаря противоречит святым канонам... Они основали Церковь Истинно-Православных Христиан единственно из желания защитить святые каноны... Церковь Истинно-Православных Христиан была основана как средство, один из способов точно соблюдать святые каноны».

Невозможно выдумать более коварную клевету для борьбы со старостильниками. Коварную, потому что на первый взгляд она представляется справедливой и точной. Действительно, изменение праздничного календаря нарушало святые каноны, и старостильники не преминули это отметить, что вполне естественно. Коварство состоит в том, что старостильников представляют как борцов в духе Дон-Кихота, «на знамени которых начертано: акривия (т.е. не допсукающее снисхождения исполнение церковных правил)». Поистине диавольская клевета, с помощью которой хотят и могут низвести до уровня наивной борьбы деятельность старостильников, «этих фанатиков, далеких от всякой реальности».

Но смысл борьбы старостильников состоит вовсе не в том, чтобы поддерживать сторону церковной акривии в ущерб церковной икономии (т.е. снисхождению к человеческой немощи, ради которого дозволяется некоторое послабление в церковных правилах). Здесь совершенно нет речи об акривии или об икономии. Борьба старостильников идет за Православие. Изменение праздничного календаря было не только нарушением канонов, оно также было началом разрушения стен Православия, разрушения, уже подготовленного в эпоху Феоклита Фармакидеса. Если те, кто начали борьбу, были прозваны старостильниками, то это произошло потому, что враги Православия начали свою разрушительную деятельность со введения папского календаря. Если бы они начали атаку с какой-либо другой стороны, форма борьбы сейчас была бы другая, другим было бы и имя борцов за Православие, которых сегодня называют старостильниками.

Враги Православия притворяются, что не понимают смысла борьбы старостильников, восклицая: «Христианство так необъятно, а они топят его в этих тринадцати каплях воды! Какое ужасное отличие, вопрос спасения, догмат веры — эти тринадцать дней календаря!» Классическое доказательство бессилия перед Истиной: ее извращают. Старостильники никогда не боролись ни за тринадцать дней, ни за календарь. Астрономическая точность была предлогом, выдвинутым новостильниками. В 1924 г. православные Греции увидели, что богослужебное согласие в Церкви Христовой, согласие, царившее на протяжении шестнадцати веков, вот-вот будет нарушено во всем Mipe. Они увидели, что Церковное Предание вскоре будет попрано; они увидели попечение синкретистов о том, чтобы понравиться западным еретикам, в чем и состояла истинная причина введения западного календаря; они увидели — что хуже всего — скрытое отрицание непогрешимости Церкви, которое впоследствии должно было проявиться во всем своем уродстве в 1965 г., при "снятии анафемы" папизму. Другими словами, они поняли, что корабль Греческой Церкви наткнулся на риф и начинает тонуть. Изменение календаря было первым ударом секиры по стволу Церкви, рубка которого намечалась уже давно. Надо было бы быть слепым, чтобы не видеть и не понимать, что нанесшие первый удар секирой не остановятся, но будут продолжать. Их цепью было - не нанести этот первый удар, а срубить дерево, В то время люди благочестивые прекрасно это поняли, и ныне мы видим, что они были правы.

РАСПРАВОСЛАВЛИВАНИЕ
Старостильники покинули официальную церковь не по незнанию церковной икономии, - они покинули ее, чтобы остаться православными. Государственная Церковь Греции приступила к осуществлению программы расправославливания Православия. Оставаться в лоне этой церкви значило не только молчаливо соглашаться с совершаемым против веры преступлением, — но это было поистине вопросом спасения. За всем этим скрывалось подспудное презрение к Отцам Церкви, которое, как мы видели, явным образом обнаруживается внутри религиозных организаций.

Когда Отцы установили церковные праздники и песнословие согласно календарю, разработанному астрономами Юлия Цезаря, они прекрасно знали, что со временем этот календарь начнет отставать. Но Отцов не интересовала астрономическая точность; их образ мыслей радикально отличался от обмiрщенного и мiроугоднического образа мыслей современных греческих епископов. Это различие в образе мыслей является главнейшей и великой опасностью для душ верующих, скрытым ядом, все более и более пропитывающим атмосферу Государственной церкви; сила его такова, что он не только разливается в крови верующих, но еще и делает ее неспособной к принятию духовного кислорода в случае, если однажды случится вновь вдохнуть чистый воздух Православия. Проповедническая и катехизаторская деятельность, религиозные организации, богословские школы, периодика, монашеские братства — все отмечено печатью обмiрщенности, напоминающей состояние религии на Западе. Некоторые исключения появляются, как орфографические ошибки, как вода в молоке, как инородные тепа, которые подлежат удалению. Так является или нет вопросом спасения — держаться подальше от такой церкви?

Почему святоотеческие книги стали редкостью? Почему религиозные организации не издают труды Святых Отцов, несмотря на свои огромные средства? Почему церковь не требует от Государства ввести в школах изучение святоотеческих текстов? Да просто потому, что Отцов больше не любят. Их чтут устами и ненавидят сердцем. В Греческой Церкви более не хотят верить и жить так, как верили и жили Отцы. Нет, изменение календаря не было просто обычным ни от чего не зависящим явлением, оно — не плод неожиданного вдохновения какого-то архиепископа, оно было первым извержением долго пред этим бурлившего вулкана, извержением, предвещавшем другие извержения, которые должны были последовать, и свидетелями которых мы являемся. Именно так старостильники поняли дело, касавшееся праздничного календаря, и время доказало, что они понимали его верно.

СУТЯЖНИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ
«Другие Православные Церкви, - говорят апологеты нового стиля, - хотя и следуют старому стилю, всегда имели и имеют каноническое общение с Греческой Церковью, Почему старостипьники поступили иначе! Поступая таким образом, не ставят ли они себя вне Православной Кафолической Церкви? Какая Православная Поместная старостильная Церковь имеет общение с лагерем греческих старостильников? Антиохия? Москва? Сербия? Болгария? Ни одна? Все эти Церкви всегда признавали только Греческую Церковь... Если Греческая Церковь из-за перемены календаря автоматически —- т. е. не подвергнувшись отлучению со стороны других Церквей — стана раскольнической, то тогда и все Православные Поместные Церкви тоже оказываются в расколе, поскольку они состоят в общении с раскольнической Церковью».

Немного изменив этот абзац, мы могли бы соотнести его с другой эпохой и написать так: «Когда Несторий проповедовал в Константинополе ересь, другие Церкви, хотя и сохраняли православную веру, в то же время продолжали состоять в полном каноническом общении с Константинопольской Церковью и с Несторием. Почему же тогда несколько православных священников и мiрян Константинополя поступили иначе? Почему они отложились от своего Архиепископа и перестали поминать его во время богослужения, почему они его официально отвергли? Не поставили ли они себя таким образом вне вселенской Православной Церкви? И под удар страшного отлучения, наложенного на них их Архиепископом Несторием, с которым состояли в общении все Патриархи и Епископы Mipa? Какая из Поместных Православных Церквей, сохранявших в то время неповрежденную православную веру, состояла тогда в каноническом общении с Истинно-Православными Христианами Константинополя? Иерусалимская? Антиохийская? Римская? Александрийская? Ни одна! Все эти Церкви имели общение только с официальной Константинопольской Церковью и ее Патриархом Несторием. И если Константинопольская Церковь, по причине ереси ее Архиепископа, автоматически — т. е. не подвергнувшись еще отлучению со стороны других Церквей, отлучению, последовавшему позже, — стала еретической, то значит, еретическими стали и все Православные Поместные Церкви, поскольку они имели общение с еретической Церковью...»

Вот куда может завести сухое рассуждение, в духе анти-православия и закониичества. В действительности, ни Истинно-Правослааные Христиане Константинополя, отлученные Несторием, не находились вне Церкви, ни Поместные Церкви не стали еретическими, поскольку они никогда не были в согласии с Несторием. Да, по букве закона, Церкви состояли в общении с Несторием. Но о его ереси еще не знали. Слухи распространялись, но ничего еще не было известно точно и ясно никому, кроме жителей Константинополя, лично слышавших проповедь Нестория. Для них быть в общении с Несторием — значило по-настоящему впасть в ересь. Что касается остальных, то их общение с Несторием имело оправдание, поскольку они не знали точно, в чем дело, В подобных случаях соседние Поместные Церкви разрывают общение с еретиком по мере того, как осознают его ересь. В любом случае, разрыв общения начинается в той Церкви, где появляется ересь. Всегда требуется некоторое время для того, чтобы другие Церкви осознали ересь, и еще больше времени — для созыва Собора, который принимает решение об отлучении.

То же самое произошло и с греческими старостильниками. Внутри Греческой церкви появилось нововведение, и было совершенно естественно, что греки первыми должны были прервать общение с модернистами. И если другие Церкви запоздали прореагировать или не прореагировали вовсе, то это потому, что большинство из них разделяли синкретические идеи официальной Греческой Церкви. А иные, которые как раз и являются истинно-православными, — как например российские катакомбники — со всех сторон угнетенные напастями, не могли ни знать достоверно, что происходит в Греции, ни реагировать на это.

ЖДАТЬ СОБОРНОГО РЕШЕНИЯ
Православные не ждут Церковного анафематствования для того, чтобы отделиться от еретиков. Все, кто обнаружил болезнь, бегут от нее, не ожидая от санитарной службы инструкций, которые, в силу особых обстоятельств, могут вообще не быть даны, или же будут даны очень не скоро. Больной холерой остается больным, знают об этом врачи или нет, говорят они об этом или нет. Родственники, которые первые замечают это, первые и удаляются, поскольку они подвергаются опасности в большей степени, чем все остальные. Анафематствовали ее или нет. ересь остается ересью. И горе тем, кто состоит с ней в общении, ожидая соборного суда.

Первый симптом экуменической ереси появился в Греции в 1924г. в виде изменения праздничного календаря. Имевшие духовный опыт поняли, что это холера, и поспешили спастись бегством, ничего более не ожидая. Теперь на них клевещут, говоря, что они должны были бы подождать, пока соседи распознают болезнь, опустошающую их дом. Так говорящие остаются там до сих пор, удерживая заодно и всех тех, кто наивно их слушает. Они говорят, что ждут врачей. Но найдется ли хоть кто-нибудь, чтобы сказать им, что врачи, которых они ожидают для постановки диагноза, сами заражены той же болезнью?

КОМАНДУЮЩИЙ БЛАГОДАТЬЮ ?
Один новостильник пишет: "Предположим, что сегодня Греческая Церковь, состоящая в общении с Патриархом Афинагором стала еретической, что она стала таковой сегодня, вчера или даже один, два, три года тому назад. Но пять или десять лег назад она не была такой. И уж тем более она не была еретической тридцать пет назад. Итак, тридцать пет назад Греческая Церковь, будучи православной, НИЗЛОЖИЛА двух епископов, о которых идет речь (Хризостома Флоринского и Германа Деметриадицкого, которые присоединились к старостильникам и дали начало епископату ИПХ Греции)
и всех рукоположенных ими. Следовательно, это действие, совершившееся уже давно, для нас является действительным и достоверным. Если (предположим) современные деяния Греческой Церкви, ставшей ныне еретической, были бы не действительны и те, кого она низложила, на самом деле не были бы низложены, то тем не менее те, кого она низложила двадцать или даже тридцати пет назад, низложены совершенно».

Что же, значит, Хризостом и Герман на самом деле были низложены? Но кем они были низложены и почему? Они были низложены теми, кто подорвали православную богослужебную традицию и презрели Отцов ради дружбы с западными еретиками. И за что они были низложены? За то, что не пожелали пасть вместе с презрителями-модернистами.

Уж не полагают ли, в самом деле, эти люди, что Бог — это служитель епископов? Что Он обязан лишать Своей благодати праведных православных людей, если епископы этого потребуют? А они утверждают именно это, потому что их экклисиология является не православной, а папистской. По их мнению, епископат имеет власть над Божией благодатью. Поскольку этот епископат не лишил благодати Афинагора, то и Бог не может отнять ее у него. Но православные смотрят на вещи не юридически, а онтологически. Ересь — это тьма. Тьма не может сосуществовать рядом со Светом Божией благодати. Если еретик стал еретиком, то это потому, что он удалился от Бога, это потому, что он по своей воле заключился в темной башне неведения, куда не может проникнуть ни один луч Божественного света. Ересь более любого другого греха отделяет людей от Бога. Через ересь человек сразу же отпадает от Бога, независимо от того, отлучен он собором или нет. Еретики отсекаются от Церкви онтологически, а не юридически. Они отпали от нее, потому что являются еретиками, а не потому что Церковь решила их отвергнуть.

Еретик, - т.е. тот, кто проповедует ересь, и те, кто следуют за ним, хорошо зная, что он проповедует ересь, находятся тем или иным образом в оппозиции к Церкви. А пребывающий в конфликте с Церковью не может быть очищен Кровью Христовой от всякого греха. Для этого необходимо пребывать в Истине. "Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы, — пишет возлюбленный ученик Господа. — Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына". Вот условие: чтобы иметь благодать, надо пребывать а Истине. «Истина есть ничто иное, как благодать Христова», — пишет святой Симеон Новый Богослов (Слово 22). Следовательно, отделение еретика от Церкви никак не связано с решениями архиерейского собора. Православный собор — это хирург, отсекающий гнилой член от Тела Церкви, Это не собор, умерщвляющий отсеченный член. Член был мертвым еще до того, как собор решил отсечь его.

Конечно, епископы имеют впасть отлучать от Церкви, но лишь тех, кто уже духовно мертв. Православный и праведный пребывает живым и непоколебимым в Церкви Христовой, верша суд и не будучи никем судим, каким бы отлучениям, анафемам и низложениям ни подвергали его епископы, будь они даже православными. «Если епископ отлучает от Церкви не согласно с волей Божией, то это не означает непременного Божественного приговора», — сказал Святой Максим Исповедник, который знал, о чем говорил, А Святой Дионисий Ареопагит пишет: «Таким же образом, в качестве возвестителя Божественных решений, первосвященник имеет власть отлучать от Церкви; конечно, не потому, что Всепремудрое Богоначалие рабски подчиняется, если дерзнуть так выразиться - всем его капризам, но потому, что он послушен Духу, Который есть начало всякого таинства и Который вещает его устами, потому что он отлучает тех, кто уже осужден Богом, именно в силу их недостойного поведения».

В № 333 Christianiki Sofia за июнь 1961 г. на первой странице была опубликована красноречивая картинка. На ней был изображен епископ, у которого изо рта вылетали черные вороны. Вылетев, они делали круг и, не найдя куда сесть, возвращались и садились на главу епископа. В то время митрополит фессалоникский Пантелеймон отлучил от Церкви девять членов организации архимандрита Августина Кандиоти. Под названием газеты можно было прочесть: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч, 26, 2). Под этим изображением было напечатано: «Несправедливые проклятия и анафемы не имеют силы, как говорят у нас в народе, даже если они искусно составлены из библейских цитат. Они похожи, по словам Писания, на черных птиц с загнутыми когтями, голодных, которые кружатся в воздухе и в конце концов возвращаются, чтобы опуститься на голову изрекшего их безумца». Окончание статьи в Sofia содержало ссылки на Историю Церкви, где можно найти много примеров несправедливых отлучении и извержений благочестивых православных, сделанных епископами по страсти или по заблуждению.

Премудрый новостильник не пребывает в неведении всего этого. Он прекрасно знает, что любое несправедливое низложение. даже совершенное православными епископами, нетвердо; Бог — не слуга епископов, чтобы лишать благодати священства православных и во всем правых священников и епископов потому, что так хочется другим епископам. Как можно себе представитm, чтобы Бог карал Своих служителей, повинующихся Его святой воле? И однако, новостильнические учителя используют этот бессодержательный, как они прекрасно понимают, аргумент, чтобы произвести впечатление на читателей.

ЗЛОСЛАВНЫЕ НИЗЛОЖИЛИ ПРАВОСЛАВНЫХ
«Тридцать пет назад Греческая
Церковь низложила...» Вот утверждение, которое мы должны проверить. Если несправедливое отлучение от Церкви и несправедливое низложение не имеют значения, даже будучи совершены православными епископами, то что сказать о подобных деяниях епископов анитиправославных, епископов-модернистов, епископов, которые сами подпадают под анафему всеправославных Соборов, епископов, работающих над осуществлением целей мерзкого экуменизма, епископов, которые проповедают ересь ересей — экуменический синкретизм?

«Но позвольте, — говорят они нам, — экуменизм это ересь новая, появившаяся едва только десять лет назад. Ее не существовало тридцать пет назад, когда придерживающиеся старого стиля клирики и мiряне были отлучены и анафематствованы обновленческой Греческой Церковью». Думающие так заблуждаются и допускают серьезную ошибку.

Какую цель имело изменение стиля? Изменение стиля, как и перенос празднования Пасхи, возможность которого ныне изучается, имело своей основной цепью литургическое единство с еретиками Запада. Это был первый шаг к знаменитому "единству церквей". Изменение стиля было, таким образом, первым официальным проявлением синкретизма в нашей стране.

Новостильники стремятся представить приверженность старостильников к православному церковному календарю как некую странность, милое недоразумение, которое не может оправдать разрыв старостильников с изменившей своему долгу Государственной Церковью. Обычно тактика новостильников состоит в том, чтобы представить дело, за которое борются старостильники, как можно более нелепым и ничтожным. Поборники нового стиля стараются внушить, что нарушение православного литургического календаря совершенно не имеет отношения к ереси экуменизма. Но старостильники с самого начала вопиют, что в опасности находится ВЕРА.

Борьба старостильников не была борьбой узколобых фанатиков против более точного и более совершенного календари, как это хотели внушить новостильники, Это была борьба Православия против новой ереси, против ереси коварной и замаскированной, которая еще не была известна под своим настоящим именем. Изменение православного праздничного календаря было первой атакой экуменизма на Греческую Церковь.

При изучении истории и постановлений тайного сборища злочестиеых, собравшихся в Константинополе под председательством Константинопольского патриарха-масона Мелетия Метаксакиса, перед нами открывается экуменизм во всей своей славе — таким, каким мы его знаем сегодня. Это тайное сборище в мае 1923 г. не только приняло решение об изменении праздничного календаря и пасхалии, но также об упразднении рясы и ее замены на костюм протестантского пастора, о стрижке волос и бороды православных клириков, чтобы они во всем походили на клириков западных, на протестантов,

Уже осуществлен в "Финской православной церкви" Константинопольского патриархата, а также в эстонских приходах Московского патриархата, англикан и католиков; было решено упразднить посты в подражание Западу, упразднить монашество или превратить его в социально-активные религиозные ордены, все это по западному образцу. В эту эпоху уже начались единичные экуменические контакты и диалоги, систематическая пропаганда с целью признания англиканских рукоположении и всех еретических крещений; был поднят вопрос о пересмотре всего церковного законодательства и о «новом официальном определении исповедания Православной веры».

Таким образом. Греческая Церковь, будучи тридцать лет назад антиправославной и неправославной, низложила и отлучила придерживающихся старого стиля клириков и мiрян. Но старостильники отвечают ей следующими словами Святителя Марка Ефесского;

«Соборы осуждали тех, кто не повиновался Церкви и придерживался противного ей учения; поэтому Соборы именовали их еретиками и осуждали сначала ересь, а затем тех, кто ее придерживался. Я же не проповедую никакого собственного учения, не ввожу ничего нового и не отстаиваю чуждый и ложный догмат; но я держусь того чистого учения.. которое Церковь приняла от нашего Спасителя Христа и которое она хранит... Каким образом меня могли бы осудить, как еретика? Сначала надо рассмотреть учение, которое я исповедую, н если оно сообразно с благочестием и православно, то как я могу быть достоин осуждения?».


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

Информационная Служба "Strana.ru" комментирует решения Архиерейского Синода РПАЦ

На интернет-узле информационной службы "Strana.ru"  [http://www.strana.ru]- большого информационного интернет-агентства, принадлежащего к крупнейшей в интернете "информационной монополии" - ФЭП и считающегося "полуофициозным" изданием появилась заметка, комментирующая (с опорой на сообщения журнала "Вертоград") решения заседания Архиерейского Синода РПАЦ от 2/15 марта 2001 г. [http://www.strana.ru/society/religion/2001/03/16/984735916.html] Заметка принадлежит перу Филиппа Тараторкина и звучит следующим образом:

Лишённый сана в Нью-Йорке и отлучённый от Церкви в Москве 
Валентин Русанцов в Суздале объявлен митрополитом
Филипп Тараторкин

16.03.01. 12:45

15 марта 2001 г., в день явления Державной иконы Божией Матери, в Суздале в Синодальном доме состоялось заседание Архиерейского Синода Российской Православной Церкви. Об этом сообщает агентство "Вертоград-информ".

Российской Православной Автономной Церковью (РПАЦ) называется группа, сложившаяся вокруг бывшего епископа Суздальского и Владимирского Валентина (Русанцова), лишенного епископского сана Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей в 1996 году. Еще раньше епископ Валентин был лишен сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В 1997 году вместе с украинским лжепатриархом Филаретом Денисенко бывший епископ Зарубежной Церкви был отлучен от Православной Церкви Архиерейским Собором Московского Патриархата. На сегодняшний день именуемый в суздальской РПАЦ Председателем Архиерейского Синода Российской Православной (Автономной) Церкви Валентин (Русанцов) для "зарубежников" - просто мирянин, а для Московского Патриархата даже и не член Церкви.

Между тем юрисдикция РПАЦ объединяет уже немалое число приходов в разных частях России, а также в Великобритании. Есть сведения, что в суздальскую юрисдикцию просятся некоторые из греческих старостильников, а также ряд приходов, не согласных с принятым Архиерейским Собором Зарубежной Церкви, состоявшимся в октябре 2000 года в Нью-Йорке, курсом на сближение с Патриаршей Церковью. У РПАЦ есть приход в Москве (храм свв. Царственных мучеников и Новомучеников и исповедников Российских на Головинском кладбище), настоятелем которого, а одновременно и благочинным Московского благочиния РПАЦ, является протоиерей Михаил Ардов, известный религиозный публицист и мемуарист, в прошлом клирик Ярославской и Московской епархии [Имеются ввиду епархии МП - ред.].

В составе епископата (9 епископов) и духовенства РПАЦ много священнослужителей, покинувших по тем или иным причинам Московский Патриархат. Предстоятель РПАЦ был первым священником в России, открыто заявившим в апреле 1990 года о своем переходе в юрисдикцию Зарубежной Церкви вместе с прихожанами Цареконстантиновского храма города Суздаля, настоятелем которого он, в то время архимандрит Валентин, был. За это деяние о. Валентин (Русанцов) был запрещен в священнослужении тогдашним архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином (Мищуком). В начале 1991 года архимандрит Валентин (Русанцов) в Брюсселе был рукоположен иерархами Русской Зарубежной Церкви во епископа Суздальского и Владимирского.

Спустя три года епископ Валентин прекратил административное общение с Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви в знак протеста, как он объяснял, против нарушения канонов посланными в Россию епископами Зарубежной Церкви. В 1994 году конфликт был временно улажен после Архиерейского Собора РПЦЗ в Лесненском монастыре во Франции, но в 1995 году произошло окончательное размежевание: епископ Валентин, создавший к тому времени в Суздале сначала Временное Церковное управление, а затем и собственный Синод, окончательно отошел от канонического общения с Зарубежной Церковью. С этого момента РПАЦ развивается самостоятельно.

На вчерашнем заседании Архиерейского Синода РПАЦ, как сообщает "Вертоград-информ", "Председатель Архиерейского Синода Российской Православной Церкви Архиепископ Валентин внес предложение о прославлении Митрополита Филарета (Вознесенского), Предстоятеля Русской Православной Зарубежной Церкви, в лике святых".

Митрополит Филарет (Вознесенский) был Первоиерархом Русской Православной Зарубежной Церкви в 1964-1985 годах, был известен личным благочестием, почитался как выдающийся проповедник и отличался непримиримостью к экуменическому движению. Именно при нем Зарубежная Церковь канонизировала Царскую Семью и Новомучеников Российских, а также провозгласила в 1983 году анафему экуменизму.

Запросив мнение своих архиереев, Синод РПАЦ принял решение канонизировать митрополита Филарета (Вознесенского). Принимая такое решение, суздальцы особо отметили факты народного почитания митрополита Филарета (Вознесенского) и нетления его мощей, что обнаружилось при перенесении его останков в 1998 году. Прославление участники заседания решили совершить после Пасхи, а память митрополита Филарета праздновать 21 ноября, в день Собора Архангела Михаила и Святых Небесных Сил Бесплотных (это был день кончины митрополита Филарета в 1985 году).

"Далее Председатель Архиерейского Синода РПАЦ Архиепископ Валентин, - отмечает агентство "Вертоград-информ", - сообщил, что за последнее время в Архиерейский Синод Российской Православной Автономной Церкви поступал ряд прошений от духовенства и верующих Русской Православной Церкви Заграницей с просьбой принять их под омофор Российской Православной Автономной Церкви. Причиной своего ухода духовенство и верующие называют то, что иерархи Зарубежной Церкви отошли от истины и взяли курс на сближение с Московской Патриархией и другими экуменистами. Участники заседания выразили мнение, что надо принимать духовенство без отпустительной грамоты, так как они уходят от своего епископа по причине сближения с еретиками и экуменистами".

По церковным правилам в случае перехода из одной епархии в другую или из одной Поместной Церкви в другую епископ или священник должен получить от того отпустительную (или отпускную) грамоту, свидетельствующую, что он является канонически правоспособным священником, не запрещен в священнослужении и т.п. Без такой грамоты подобный переход невозможен. Решение суздальцев свидетельствует, что ситуацию, сложившуюся в Зарубежной Церкви, они считают чрезвычайной и потому к этой ситуации обычная процедура, по их мнению, неприменима.

В недавнем интервью Стране.Ru протоиерей Михаил Ардов отметил, что раскол в Зарубежной Церкви будет, по его мнению, углубляться, а процесс перехода приходов Зарубежной Церкви в РПАЦ "может стать массовым". При этом, как считает о. Михаил Ардов, "в самой Зарубежной Церкви осталось крайне мало здоровых церковных сил, которые могли бы помешать этому процессу".

На заседании в Суздале было также принято решение: "Учитывая труды Архиепископа Валентина во славу Церкви Божией и учитывая пожелания Преосвященных Архиереев Российской Православной Церкви, возвести в сан митрополита с правом ношения двух панагий Высокопреосвященнейшего Архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина".

В конце заседания был намечен к рассмотрению самый, вероятно, острый и непростой для РПАЦ вопрос. Один из епископов РПАЦ внес предложение запросить мнение архиереев РПАЦ по вопросу "о безблагодатности Московской Патриархии". Если решение, которое будет принято по этому вопросу, признает Московскую Патриархию (то есть Русскую Православную Церковь) безблагодатной, это будет означать, что РПАЦ зашла в своем отрицании Московского Патриархата неизмеримо дальше Русской Православной Церкви Заграницей, никогда не отваживавшейся выносить по этому вопросу никаких радикальных постановлений.

Наш комментарий.  Это сообщение полуофициозного издания, старающегося по возможности соответствовать "генеральной линии" заслуживает самого пристального анализа. Прежде всего - интересен сам факт появления такого сообщения, поскольку информационной политикой светских СМИ и МП в течении долгих лет было по возможности замалчивание существования РПАЦ. МП обычно воздерживалась от любой публичной полемики против "суздальцев", понимая, что такая полемика, ведись она на серьезном уровне, невыигрышна прежде всего для самой МП. Дело ограничивалось статьями в малотиражных местных или специальных изданиях, которые трудно отследить и авторов которых трудно "поймать за руку". Такие публикации обычно носили откровенно анекдотический характер, описывая "черную харизму Валентина", крутящиеся вокруг Суздаля "миллионы долларов заокеанской помощи" и нравы "тоталитарной секты" царящие среди "валентиновцев". Любая же полемика с РПАЦ на уровне крупных изданий не предпринималась, - представители МП старались даже не отвечать на высказывания протоиерея Михаила Ардова, достаточно регулярно выступающего на ТВ и в печати. Аналогичную информационную блокаду держали и светские СМИ, часть - не желая ссориться с МП, часть, даже и враждующая с МП, никак не желала делать "рекламу", никак не соответствующему стандартам постсоветского "либерализма" церковному течению. Поэтому появление сообщений, посвященных сперва РПЦЗ, а затем и РПАЦ в новостной ленте солиднейшего интернет-агентства не может остаться незамеченным. 

Интересен и тот факт, что сообщение в целом написано очень объективно. Понятно, что автор его придерживается ориентации на "официальную церковь", однако заметка практически не содержит никаких фактических искажений и сообщает правдивую информацию о РПАЦ. Единственная фактическая погрешность вызвана, видимо, стремлением автора сделать более броский заголовок - на самом деле архиерейский собор МП не "отлучал" Митрополита Валентина, архиереи МП приняли решение об "извержении из сана" его и еще двух архимандритов, покинувших МП, относительно же "отлучения" ими вынесено было только "предупреждение" [См. http://www.jmp.ru/JMP/97/4-97/07.htm]. 
В том же году в одном из своих интервью [http://www.church.ru/ROAC/documents/1996-aV-interview.htm] Высокопреосвященнейший Валентин оценил это решение архиереев МП следующим образом: "Это решение я воспринял как принятое сектантами, в общении с которыми я некогда находился". Понятно, что прещения со стороны МП для Первоиерарха Российской Православной Церкви никакого значения иметь не могут, однако отмечаем данный факт, дабы указать на фактическую ошибку, имеющуюся в статье Strana.ru. 

Интерес вызывает и то, что тон заметки довольно спокойный и сдержанный, в отличие от публикаций, посвященных украинскому самосвяту "патриарху Киевскому" Фларету (Денисенко) [http://www.strana.ru/stories/2001/03/14/984559861], в отношении которого авторы Strana.ru не скупятся на самые резкие и совершенно заслуженные выражения (единственное, что не мешало бы вспомнить, это то, что Денисенко - плоть от плоти МП, многие годы бывший в ней ключевой фигурой и занимавший в 1990 году даже место "Местоблюстителя Патриаршего Престола", и устроенное им на Украине самочиние "Киевского Патриархата", было естественным поступком сергианина в изменившихся условиях - Филарет просто "приспособился" к "незалежности Украины"). 

Соблюдение объективности выражается в такой детали, как употребление выражения "епископ Валентин" или "бывший епископ Валентин, лишенный сана РПЦЗ", - дело в том, что в согласии с официальной доктриной МП, признавая архиерейский сан за епископами РПЦЗ вне России, патриархия отказывается признавать епископами предстоятелей российских кафедр РПЦЗ правильно рукоположенных архиереями РПЦЗ, но на "канонической территории Московского Патриархата". Таким образом, если бы автор статьи придерживался стопроцентной "экклезиологии МП", он не мог бы признать вл. Валентина даже "бывшим епископом". 

Примечательно и сообщение  автора заметки о взятом Strana.ru у прот. Михаила Ардова интервью. Будем надеяться, что оно в той или иной форме станет в ближайшее время доступно.

В целом данная публикация порождает известные надежды на то, что постепенно "полуофициальная" столичная пресса, если и не откажется вполне от уравнения МП - Русская Церковь (правда отказ от такого отождествления фактически прозвучал в "частной беседе" в интернет, со стороны главы ФЭП Глеба Павловского), то хотя бы будет писать о не признающих МП истинно православных юрисдикциях более спокойно и объективно, давая читателям факты, а не оценки и домыслы. Такому процессу важно начаться, поскольку далее любое солидное издание и информагентство, если они хотят поддержать свою репуутацию в качестве надежных и осведомленных, просто придется сообщать оперативную и объективную информацию из жизни Истинно Православных Церквей.

Клирик ИПЦ Грузии 
доказывает лживость утверждений об отказе Грузинской патриархии от экуменизма

Священник Зураб Арошвили, - клирик Истинно Православной Церкви Грузии, в юрисдикции митрополита Бостонского Ефрема и создатель интернет-страницы, посвященной Грузинской ИПЦ, по нашей просьбе прокомментировал часто встречающиеся утверждения, что выход Грузинской патриархии из "Всемирного Совета Церквей" в 1998 г. сделал официальную грузинскую церковь свободной от экуменизма. На этом, в частности, основании считают для себя возможными общаться с Грузинской патриархией некоторые клирики и епископы РПЦЗ, а один из грузинских епископов - Николай даже был торжественно принят в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. 

"У нас в Грузии как и везде во всем мире, - сообщает о. Зураб, - всеобщее отступление от Истины принимает страшные маштабы. Как в свое время говорил св. Игнатий (Брянчаниновь) : “Очевидно, что христианство – этот тайнственный духовный дар Божий человекам – удаляется неприметным образом из общества человеческаго, пренебрегшаго этим даром. Надо увидеть это, чтоб не быть обманутым актерами и актерством благочестия...“. Пример вышесказанного – деятельность нынешней Грузинской патриархии . Они своим актерством благочестия на словах вышли из ВСЦ и КЕЦ [Конференция Европейских Церквей - еще одна экуменическая организация - ред.] а на самом деле этим ложным маневром обманули паству, и на самом деле остались глубоко в душе экуменистами".

Далее священник цитирует несколько документов недавно подписанных представителями Грузинской патриархии с представителями инославных исповеданий.

В "Совместном заявлении Грузинской апостольской автокефальной православной церкви и апостольской администрации католической церкви в Грузии", подписанном в Тбилиси, 6 январья 2001г., говорится: “…обе стороны окажут друг-другу содействие, чтобы эти две церкви смогли бы свободно исполнять свое служение в Грузии. Обе стороны берут на себя обязательство вести пастырскую деятельность в своей пастве без всякого проявления каких либо форм прозелитизма“. Таким образом Грузинский патриархат не только признает римо-католиков церковью, наравне с собою, но и вновь свидетельствует об "отказе от прозелитизма", - то есть миссионерской проповеди Православия среди инославных. Отказ от прозелитизма, формально представляемый представителями "мирового православия" как средство охранения православных от инославной пропагнады, фактически составляет форму экуменического сотрудничества, поскольку предполагает отказ от пропведи и со стороны православных, что возможно только в том сулчае, если признавать, что пребывание в Православии и пребывание в инославных исповеданиях одинаково спасительны.

Как сообщает священник Зураб, такие же совместные заявления сделала в начале 2001 г. Грузинская патриархия вместе с армиянскими монофизитами, баптистами, мусульманами и иудеями. 

"Вот так, уже в духе экуменизма и панэкуменизма отказалась патриархия от своего апостольского долга: проповедывать евангелие, - заниматься прозелитизмом! Наверно, можно продолжить слова св. Епископа Игнатия оттуда где остановились: “…Увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближных, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись”" - заканчивает свое письмо грузинский священник.


ЖИЗНЬ СВЯТЫХ

Жизнеописание 
Святого Равноапостольного Николая, Просветителя Японии

Святитель Николай Японский3 февраля 1912 года, святитель Николай архиепископ Японский почил о Господе. В те дни глубоко скорбела вся Церковь Православная. Почил от дел своих святой Муж, который на исходе второго тысячелетия христианства показал всей своей жизнью, что живут и в XX веке Апостолы и возможны апостольские труды.

В Японии архиепископа Николая почитали не только христиане, но и язычники. После императора не было в Японии человека, который пользовался бы таким уважением, такой известностью, как он, глава Русской Духовной Миссии. Один из современников Владыки писал в 1912 году: "Нам неоднократно приходилось быть свидетелем, как язычники, совершенно незнакомые Владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице и их мощное "банзай Никорай" частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому па вид, но с добрым, ласковым сердцем Святителю... Беспрерывный, тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами были неоднократно свидетелями, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и угоден Господу, что Он его прославил небесною славою. Даже язычники, и те помещали в газетах его портреты с сиянием и нимбом и часто называли его "Сей да кео", то есть "святой архиепископ".

Архиепископ Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в селе Березе, Бельского уезда Смоленской губернии. Отец его, Дмитрий, был диаконом. Тяжелую жизненную школу пришлось пройти юному Иоанну. Жизнь провинциального духовенства в то время была крайне бедна. Пяти лет мальчик остался сиротой — умерла его мать, Ксения Алексеевна, посеявшая в душу сына первые семена веры в Бога.

Школьные годы отрока Иоанна проходили среди многих лишений - холода и голода. Но жизненные трудности укрепили его волю. По отзывам людей, знавших его в детстве, он всегда был веселым и жизнерадостным.

Имея прекрасные умственные способности, Иоанн Касаткин в 1856 году блестяще окончил Смоленскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в Петербургскую духовную академию. Когда юноша заканчивал четвертый курс, неожиданно определился его дальнейший жизненный путь. Однажды, проходя по академическим комнатам, Иван Дмитриевич увидел на столе лист бумаги с предложением Синода кому-нибудь из оканчивающих Академию занять место настоятеля посольской церкви в Японии и приступить к проповеди православия в этой стране. На листе уже стояло несколько фамилий его товарищей. Это приглашение, видимо, не произвело особого впечатления на юношу, и он спокойно пошел ко всенощной. Но в храме совершилось его призвание. Голос Божий коснулся его души и он вдруг решил, что должен ехать в Японию не женатым священником, а монахом. Что-нибудь одно — либо миссия, либо семья, твердо решил он (4, с. 95). Через тридцать лет после этого дня преосвященный Николай вспоминал, что какое-то неудержимое желание служить Церкви потянуло его тогда в Японию (5, с. 8).

Решение было принято. Начальство сочувственно отнеслось к намерению студента Иоанна Касаткина. Вскоре (24 июня 1860 года) Иван Дмитриевич был пострижен в монашество с именем Николая. В "объятия Отча" звала его Церковь и радостно пошел он навстречу им, отдал на служение Церкви молодость, все свои дарования и всю свою жизнь. 29 июня, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, он был рукоположен в иеродиаконы, а 30 июня, в день Собора Двенадцати Апостолов, то есть в престольный праздник 67 академической церкви — в иеромонаха.

Быстрое и бесповоротное избрание отцом Николаем своего жизненного пути говорит о многом. За все предшествующие годы он приучил себя быть внимательным к внутреннему голосу и, когда в душе прозвучал призыв на служение Церкви, он с глубокой верой в промысел Божий, подобно пророку Исаии, ответил: "...вот я, пошли меня" (Ис., 6, 8).

Благословляя молодого иеромонаха на предстоящее ему служение, ректор академии, преосвященный Нектарий, сказал, что с крестом подвижника он должен взять посох странника, что вместе с подвигом монашества ему предлежат и труды апостольства.

Душа отца Николая жаждала этих подвигов. Впоследствии святитель Николай рассказывал: "Когда я ехал туда, я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется весть о Христе и все обновится... Тогда я был молод и не лишен воображения, которое рисовало мне толпы отовсюду стекающихся слушателей, а затем и последователей Слова Божия, раз это последнее раздается в Японской стране".

Утомительное путешествие в Японию продолжалось почти год, через всю Сибирь в трясучей кибитке. 2 июля 1861 года миссионер прибыл к месту своего служения в город Хакодате. Скоро он убедился, что сразу невозможно было приступить к проповеди Евангелия, ибо "тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство, как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи".

Чем было вызвано такое отношение к христианству? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории. Во-первых, христианство проникло в Японию в XVI веке. Первыми проповедниками были католические миссионеры. Их проповедь имела большой успех. В начале XVII века в Японии было более миллиона христиан-католиков и сотни храмов. Но быстрое распространение христианства было насильственно приостановлено. В 1614 году началось гонение. Христиан пытали, убивали и распинали на крестах. Длинные вереницы крестов водружены были вдоль проезжих дорог. Все христианские храмы были разрушены и сожжены, христианские миссионеры изгнаны. Христианство объявлено "развращенной сектою" и за принадлежность к нему наказывали смертной казнью. К концу XVII века христианство в Японии официально было ликвидировано. До шестидесятых годов XIX столетия законы, запрещающие принимать христианство, еще были в силе. Официально же они были отменены в 1873 году. Вот какова была обстановка к моменту приезда иеромонаха Николая в Японию. Путь не розами усыпанный, а усеянный терниями, открывался перед ним. Сознавая свою "немощь" в принятом бремени апостольского служения, он, конечно, помнил слова Господа, сказанные великому Апостолу языков: "сила Моя в немощи совершается" (2 Кор. 12, 9).

Отец Николай не падал духом, но чувствовал, что "жатвы" будет "много" в этой неведомой еще стране, но нужна подготовка. Прежде всего, стеной, отдалявшей его от японцев, было незнание им японского языка, местных народов и обычаев. Молодой миссионер ревностно принялся за изучение труднейшего в мире языка. В то время не было ни словарей, ни грамматик, ни переводчиков, все нужно было составлять самому. Можно было прийти в отчаяние, если бы иеромонаха Николая не поддерживала глубокая вера в помощь Божью и твердое намерение довести дело до конца. "Приехав в Японию, я, насколько хватало сил, стал изучать здешний язык. Много было потрачено времени и труда, пока я успел присмотреться к этому варварскому языку, положительно труднейшему в свете, так как он состоит из двух: природного японского и китайского, перемешанных между собой, но отнюдь не слившихся в один".

В эти годы отец Николай писал: "бился над японским языком, чуть не ежедневно вздыхая о том, что сутки не из ста часов, и нельзя все эти сто часов употребить на изучение японского языка". На освоение японского языка ушло восемь лет. Преосвященный Николай достиг удивительного знания японского языка как разговорного, так и книжного. Он освоил и английский язык, уже являющийся в Японии международным для иностранцев. Одновременно иеромонах Николай изучал историю, литературу, философию и религию Японии. Он проявил такую усидчивость, что его учителя-японцы во время занятий просили отдыха, он же был неутомим. Чтобы не делать перерыва в занятиях, он нанимал двоих и даже троих учителей. Учителя сменялись для отдыха, отдыхом же для ученика была лишь перемена изучаемого предмета.

Изучив язык японцев, отец Николай решил познакомиться с их жизнью. Он ходил по городу, посещая языческие храмы и слушал там буддийских проповедников. Приглашал и к себе буддийских жрецов-бонз и с ними прочитывал трудную для понимания буддийскую литературу. Первое время все с подозрением смотрели на молодого миссионера, видя в нем агента ненавистных европейцев. На него неоднократно натравляли собак и даже покушались на его жизнь, "Один Господь знает, — говорил уже на склоне своих лет архиепископ Николай, — сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы. Все три врага спасения — мир, плоть и диавол со всею силою восстали на меня и по пятам следовали за мной, чтобы повергнуть меня в первом же темном и узком месте. Много было нужно силы душевной, великого углубления религиозного чувства, чтобы побороть все это".

Доброта, отзывчивость и кротость иеромонаха Николая постепенно победили все трудности. Японцы почувствовали в нем друга, и он стал желанным гостем во многих домах. Как истинный пастырь Церкви Христовой отец Николай возрастил в своей душе ту евангельскую любовь, которая дает власть подходить близко к чужой душе, покорять ее, навсегда привязывать к себе. "Вначале завоевать любовь, а потом нести слово!"- это было руководящим правилом всей деятельности "апостола Японии".

Никогда не позволял себе иеромонах Николай оскорблять религиозное чувство японцев, никогда не порицал последователей буддизма, не трогал буддийских бонз, и потому даже среди буддийского духовенства у него были друзья. Архимандрит Сергий в своей книге "На дальнем Востоке" передает любопытный случай, рисующий отношение бонз к православному миссионеру.

Однажды отец Николай зашел в буддийский храм, чтобы послушать проповедников. Храм был заполнен народом, сидевшим по-японски поджав ноги. Бонзы стали усаживать своего гостя, но, на беду, не оказалось ни одного стула долго думая, главный жрец подвел иеромонаха Николая к жертвеннику, снял с него различные украшения и вежливо предложил посетителю сесть на жертвенник, к великому удивлению, почти ужасу растерявшегося миссионера. Этот случай подчеркивает, каким уважением у японцев пользовался отец Николай уже в молодые годы.

Многолетний подвиг изучения Японии и японского языка убедили его в том, что Япония уже созрела к принятию христианства. Он писал: "Чем больше я знакомлюсь со страной, тем больше убеждаюсь, что очень близко то время, когда слово Евангелия громко раздастся там и быстро пронесется из конца в конец империи (7, с. 200).

В первые годы пребывания в Японии у иеромонаха Николая бывали минуты сомнения, будет ли какая-либо польза от его трудов. "Боже! — писал он, — не было ничего тяжелее этих сомнений". Часто помысл искушал проповедника слова Божия оставить апостольское дело и заняться чем-либо другим, касающимся Японии. В Европе в то время о Японии знали очень мало, и любая статья о ней принималась с большим интересом, а автор статей о Японии мог рассчитывать на скорую известность. Но честный воин Христов отстранил искусительиые мысли. Помня свое призвание, он говорил: "Наука и без меня найдет себе многих сынов, мои силы всецело посвящены надеждам миссионерским.

Только через четыре года пребывания в Японии Господь послал отцу Николаю радость увидеть первые реальные плоды его трудов. В 1864 году он обратил ко Христу первого японца. Это был языческий жрец Савабе. Он приходил к сыну русского консула в Хакодате для преподавания фехтовального искусства. Хмурый, сердитый, он с такой ненавистью смотрел всегда на иеромонаха Николая, встречаясь с ним в доме консула, что отец Николай однажды спросил его: "За что ты на меня так сердишься?" — и получил совершенно определенный ответ: "Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли сюда выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью больше всех повредишь Японии", — проговорил Савабе, и глаза его сверкали злобой. Не было сомнения, что и сам он, не задумываясь, убил бы стоящего перед ним миссионера. "А ты разве знаком с моим учением?" — спросил иеромонах Николай. Японец смутился. Это был честный и прямой человек, не умевший лгать. "Нет, не знаю", — сказал он. "А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом суди. Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй нас отсюда. Тогда ты будешь справедлив". Неожиданно последовало согласие со стороны японца: "Ну, говори!" Отец Николай стал говорить, и то, что казалось невозможным, невероятным, сделалось действительностью: души закоренелого язычника коснулась благодать Божия, и тот, кто еще час тому назад, как некогда Савл, "дышал угрозами и убийством", теперь оказался плененным Евангельским благовестием.

Всей душой уверовав во Христа, Савабе стал проповедовать о Нем и своим друзьям. Вскоре он привел к иеромонаху Николаю врача по имени Сакай. Под влиянием бесед миссионера и Сакай стал христианином. Через год к ним присоединился третий собрат — врач Уране. Отец Николай не спешил крестить своих первых учеников, не желая подвергать их опасности, так как закон 1614 года, угрожавший смертной казнью за принятие христианства, в то время еще не был отменен. Нужно было также, чтобы время укрепило веру в душах новообращенных. Между тем, Савабе и его друзья, хотя еще и не просвещенные святым крещением, принялись с редким самоотречением за дело проповеди. Они устраивали у себя катехизаторские собрания.

К весне 1868 года насчитывалось до двадцати человек мужчин и женщин, готовых принять крещение. В это время последовал правительственный указ, подтверждавший прежнее запрещение японцам принимать христианскую веру. Стало известным, что в Нагасаки началось гонение на христиан-католиков. Чтобы сохранить свою юную паству, иеромонах Николай решил разослать своих помощников в дальние области, но перед тем он крестил многих из них. Савабе при крещении был наречен Павлом в честь апостола Павла, Сакай — Иоанном, а Урано — Иаковом. Разойдясь на время по разным областям, они продолжали проповедь о Христе.

Видя, что православие начало быстро распространяться, отец Николай в 1869 году оставил свою паству на попечение своих верных помощников: Павла Савабе, Иоанна Сакай и других, а сам отправился в Россию ходатайствовать об открытии в Японии духовной миссии. Его ходатайство было удовлетворено. 6 апреля 1870 года Синод открыл в Японии миссию в составе начальника, трех иеромонахов и причетника. Иеромонах Николай был назначен начальником миссии с возведением его в сан архимандрита. Были отпущены также средства на содержание миссии. Возвратившись в марте 1871 года в Японию, отец Николай был порадован успехами проповеди Павла Савабе и его друзей. Церковь Христова росла, несмотря на то, что проповедь все еще была тайной.

В 1872 году к архимандриту Николаю прибыл помощник, иеромонах Анатолий, выпускник Киевской Духовной Академии. Оставив его в Хакодате, отец Николай сам переехал в столицу Японии — Токио. Пришлось все начинать заново: подыскивать помещение, преодолевать недоверие и вражду населения. Но и здесь, как в Хакодате, вскоре бонзы стали его первыми друзьями.

Проповедь в Токио шла успешно. Двенадцать человек было подготовлено к святому Крещению. Таинство было совершено тайно от всех. Первый камень был положен. Отец Николай радовался и возносил благодарение Господу Богу. На другой день приходит он к своему знакомому старику-бонзе. Тот протягивает ему японскую тетрадь-рукопись. Архимандрит Николай развернул и ахнул. В ней подробно описывался обряд крещения, только что совершенный им, даже рисунки приложены были. Испуг невольно отобразился на лице миссионера. Правительство может теперь прекратить проповедь, его могут выслать из столицы. Кто-то выдал. Бонза добродушно посмеивался на испуг отца Николая и успокоил его, сказав, что этот документ был подан в их высший духовный совет, в котором заседало трое главных бонз (в том числе и этом старик — Друг архимандрита Николая). Там хотели возбудить дело, но он (старик-бонза) заступился и дело не состоялось. Так доброе отношение к отцу Николаю спасло его и новообращенных японцев от преследования.

Только в 1873 году последовала отмена старых указов против христианства, в Японии стала возможной открытая проповедь веры Христовой. Перед архимандритом Николаем теперь открылось необозримое поле деятельности. Можно было строить церкви, совершать богослужения, устраивать публичные собеседования, образовывать общины и, главное, возвещать во всеуслышание устно и письменно о Христе!

В эти годы апостол Японии писал: "Признаки того, что Богу угодно просвещение Японии светом Евангелия, с каждым днем выясняются все более. Взгляните на этот молодой, кипучий народ. Он ли не достоин быть просвещенным светом Евангелия? С каждым днем ко всем миссионерам, в том числе и к русским, приходят новые люди, жаждущие знать о Христе. С каждым днем число новообращенных растет... В Сендай бы теперь! Более сотни верующих жаждут там святого Крещения. В Осака бы теперь! Везде сочувствующие нам, везде жаждущие нас, везде дело живое, животрепещущее, везде зачатки жизни полной, горячей, глубокой. И да внемлет Бог моим словам, моей клятве! Не верите искренности моих слов? Увы, я слишком ясно сознаю, до нестерпимой боли чувствую сам свою искренность. Что я? Имею косный и слабый язык возвещать дела Божий, Но камень бы разве на моем месте не заговорил? Вот в сегодняшний вечер, занятый письмами, замедлил катихизацией, — и трое уже один за другим приходили и, кланяясь в землю, просили говорить о Христе. Какой труд для Бога не увенчается успехом?"

В 1875 году отец Николай был несказанно обрадован посвящением его первенца Павла Савабе в священный сан. А через три года среди японцев было уже 6 священников, 27 катихизаторов и 50 катихизаторских помощников. Церковь продолжала увеличиваться. Нужен был свой епископ. Архимандрит Николай возбудил перед Синодом этот вопрос.

Видя успехи миссии в Японии, Святейший Синод нашел нужным назначить туда епископа. И, конечно, кто мог быть лучшим кандидатом, как не сам архимандрит Николай. Его запросили телеграммой, согласен ли он быть епископом. Он ответил: "Если из России не может быть назначен епископ, я согласен".

Второй и последний раз пришлось отцу Николаю совершить путешествие на Родину.

30 марта 1880 года в Петербурге, в Троицком соборе Александре-Невской Лавры он был возведен в сан епископа. Хиротонию совершил митрополит Новгородский и С.-Петербургский Исидор с сонмом архиереев. При вручении жезла митрополит сказал новому епископу: "До конца жизни тебе служить взятому на себя делу, и не допусти, чтобы другой обладал твоим венцом". "Да памятуется это мне,— писал преосвященный Николай, — всегда среди раздумья!".

После посвящения епископ Николай пробыл еще некоторое время в России, собирая пожертвования на Миссию, посещая святыни Русской земли. Он со всеми был приветлив, всех очаровывал даже самой наружностью своей, полной достоинства и сознания какой-то независимости, но думал только о том, как бы поскорее вернуться на дорогое дело в Японию.
(Окончание следует)


ДУХОВНОЕ СЛОВО СВ. НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО

Святитель Николай СербскийНашим подписчикам очень полюбилось замечательное слово Святителя Николая Сербского (Велимировича) (+1956) "Что Христос писал на земле?", глубоко задушевное и проникновеное. Посему мы решили ознакомить уважаемых подписчиков и с другими произведениями святителя - прежде всего с его краткими, но исполненными необычайной глубины и теплоты письмами духовным чадам, касавшимися самых разных духовных предметов - от истолкования Писания и до надежды на возрождение Православной России и снискавшими себе заслуженное признание во всем православном мире. Святитель опубликовал несколько десятков выдержек из своих духовных писем, еще при жизни благословив их перевод на русский язык. Мы будем их помещать по одному в выпуске, тем самым предоставив уважаемым читателям возможность долго наслаждаться духоносными словами истинного сербского православного святителя - защитника православной Веры и проповедника подлинной жизни по Богу, почившего о Господе 45 лет назад. Завтра - день его памяти.

Рабочему, на его вопрос, что такое духовная жизнь

Духовная жизнь и есть настоящая жизнь. Все остальное - вещественно. Вещество есть и наше тело: земля, взятая от земли. Земля, вода, огонь и воздух - это четыре стихии, из которых сотворено тело человека. Сотворено оно так искусно, так чудно, что ни высказать, ни описать невозможно. Но все же тело - только вещество, не жизнь: повозка - не путник: клетка - не птица.

Что же такое жизнь? В Священном Писании это ясно объяснено на первой странице: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Понимаешь ли ты значение слов: посредственно и непосредственно? Посредственно, то есть из земли сотворил Бог тело, а непосредственно из Себя вдохнул дух жизни. Так стал человек живой душой. Итак, человек хотя и вещественней, но вещество - с живым духом, непосредственно полученным от Творца.

Этим самым живым духом человек находится в связи с Самим Создателем и со всем Небесным духовным миром, находящимся около Создателя. Малый пламень, общий с вечным Божественным пламенем. И хотя телом мы ползаем по земле с насекомыми, этим пламенем мы связаны с Небом и вечностью. Душа живая в теле, постоянно поддерживаемая и оживляемая живым Божественным Духом, и есть жизнь человеческая.

Говоря реально: духовная жизнь есть непрестанный труд, направленный на то, чтобы удостоиться получить этот Божественный Дух. Для чего должны мы трудиться приобрести его? Потому что это нам даровано Самим Создателем. Никто из нас не покупал и ничего за него не платил, но был он дарован Вечной Любовью. За дар не платится ничем. Дар и есть дар. Но тот, кто получил такой драгоценный дар, как жизнь, должен показать себя достойным этого дара. Как ответим Богу любовью на Его любовь, как покажем себя достойными этого Божественного дара - в этом и состоит великая наука, называемая духовной наукой. Эта наука выше всех наук, как и живой Дух Божий выше всего. Эта наука не человеческая, но от Самого Святого Духа Божия. Дарователь этого драгоценного дара Сам научил людей, как удостоиться этого дара.

Если хочешь проникнуть в эту сладкую и светлую науку, да будет благословенно желание твое... Мир тебе и радость от Господа...


НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА

В ИНТЕРНЕТЕ РАЗМЕЩЕН ОЧЕРЕДНОЙ НОМЕР
ПРАВОСЛАВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ
«ВЕРТОГРАДЪ-ИНФОРМ», ЗАВЕРШАЮЩИЙ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЭТОГО ИЗДАНИЯ
http://vertograd.narod.ru

12 номер бюллетеня "Вертоградъ-информ" за 2000 г. начинается с редакционной статьи "Исход", констатирующей, что вследствии решений октябрьского собора РПЦЗ 2000 г. РПЦЗ как Истинно Православная Церковь прекратила свое существование, а стало быть исчерпала себя и программа "Вертограда" - быть голосом истинно православных в РПЦЗ, отстаивать линию, унаследованную РПЦЗ от Святителя Филарета (Вознесенского). В связи с этим редакция сообщает, что бюллетень прекращает свое существование. Его место займут информагентство, работающее в интернете и толстый журнал-ежеквартальник, в котором будут помещаться аналитические и богословские работы по тематике Истинного Православия. Таким образом редакция вернулась "на круги своя" - к журналу "Вертоград", единственный номер которого вышел в 2000 году и был исключительно отрадным фактом тогдашней жизни - редким источником, где можно было почерпнуть православное слово и правдивую информацию о Русской Зарубежной Церкви. Будем надеяться. что новый "Вертоград" будет изданием столь же высокого качества, как и предыдущие два издания.
Выпускаемый же 12-й номер за 2000 год бюллетеня "Вертоградъ-информ" как бы завершает и закрывает тему, много лет обсуждавшуюся в этом издании, - нарастание отступнических процессов в РПЦЗ и ее сближение с "мировым православием". В номере размещено замечательное "Окружное послание" Архиерейского Собора РПЦЗ 1983 года, анафематствовавшего экуменизм [http://vertograd.narod.ru/1200/archiv.htm].  Помещены многочисленные протестующие отклики  на решения архиерейского собора РПЦЗ, большинство из которых из которых уже известно в интернете, а также немногочисленные но но выразительные высказывания "с той стороны".
Интересен новостной раздел бюллетеня содержащий, в частности, подробную информацию о ноябрьском Епархиальном Съезде Суздальской епархии РПАЦ. 


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Сайт "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков):
churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное