Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 36. (Основной)
3/16 марта 2001

Содержание

Заседание Архиерейского Синода РПАЦ 2/15 марта 2001 г. и его решения
Заседание Архиерейского Синода РПАЦ 15 марта 2001 г.
Прославление Святителя Филарета (Вознесенского) Российской Православной Церковью
Архиерейский Синод РПАЦ принял решение о возведении Архиепископа Валентина в сан Митрополита
Наш комментарий о значении решений Архиерейского Синода РПАЦ

Церковные Новости. 
Митрополит Бостонский Ефрем (HOCNA) решительно отвергает доктрину эволюционизма
Священник РПЦЗ поминает на ектениях экуменического "патриарха Сербского"
Сербские истинно-православные христиане приступают к строительству нового храма

Грузинские власти отказали кутаисской общине ИПЦ Грузии в разрешении на строительство храма

Наследие
Святитель Филарет (Вознесенский). Памятка Православного Христианина
Послание Пepвoиepapxa Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Филарета к братьям во Христе православным епископам и всем, кому дорога судьба Российской Церкви


Здравствуйте!
Центральное место в сегодняшнем выпуске нашей рассылки занимает информация о заседании Архиерейского Синода РПАЦ, на котором были приняты исключительно важные для всей Российской Церкви решения. Эта информация и коментарии к ней отодвинула другие публикации, которые перенесены на завтрашний выпуск. В новостном разделе сегодня представлено большое количество очень интересных новостей православного мира. В связи с принятым Архиерейским Синодом РПАЦ решением о причислении к лику святых Митрополита Филарета (Вознесенского), вниманию уважаемых подписчиков предлагаются два творения Святителя Филарета - небольшая "Памятка Православного Христианина" и его послание 1965 года с обличением коммунистических гонений на Церковь и лжи о них Московской патриархии и с утверждением единства двух частей Русской Церкви - Заграничной и Катакомбной.

Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы, с сегодняшнего дня открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com.

Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
3.03.2001
Мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска
Ваш,
Егор Холмогоров


ЗАСЕДАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПЦЗ 2/15 МАРТА 2001 Г. И ЕГО РЕШЕНИЯ

ЗАСЕДАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА 
РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ (АВТОНОМНОЙ) ЦЕРКВИ

(Вертоградъ, Суздаль)

2/15 марта 2001г., в день явления Державной иконы Божией Матери, в Суздале в Синодальном доме состоялось заседание Архиерейского Синода Российской Православной Церкви, на котором присутствовали Архиепископ Валентин Суздальский и Владимирский, Архиепископ Феодор Борисовский и Санинский, Архиепископ Серафим Сухумский и Абхазский, Епископ Амвросий Хабаровский и Епископ Антоний Яранский.

Председатель Архиерейского Синода Российской Православной Церкви Архиепископ Валентин внёс предложение о прославлении Митрополита ФИЛАРЕТА (Вознесенского), Предстоятеля Русской Православной Зарубежной Церкви, в лике святых.  После заслушивания мнений Архиереев было решено причислить Святителя Филарета к Лику Святых и установить празднование его памяти 8/21 ноября [См. подробное сообщение]

Далее Председатель Архиерейского Синода РПАЦ Архиепископ Валентин, сообщил, что за последнее время в Архиерейский Синод Российской Православной Автономной Церкви поступал ряд прошений от духовенства и верующих Русской Православной Церкви Заграницей с просьбой принять их под омофор Российской Православной Автономной Церкви. Причиной своего ухода духовенство и верующие называют то, что иерархи Зарубежной Церкви отошли от истины и взяли курс на сближение с Московской Патриархией и другими экуменистами.

Участники заседания выразили мнение, что надо принимать духовенство без отпустительной грамоты, так как они уходят от своего епископа по причине сближения с еретиками и экуменистами. Основание этому полагает 15-е правило Двукратного Константинопольского Собора: «…отделяющиеся от общения с Предстоятелем, ради некия ереси, осужденыя святыми Соборами или Отцами, когда то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым Епископом, прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».

В числе принятых - два священника из США.

Переходя ко второму вопросу повестки дня, Преосвященный Архиепископ Феодор зачитал обращения и предложения Преосвященных Архиереев, представленные ими на Заседание Архиерейского Синода РПАЦ. В своих обращениях, для блага Церкви Божией, Преосвященные предлагают рассмотреть вопрос, о дальнейшем возглавлении Российской Православной Церкви Архиереем в сане Митрополита.

После заслушивания мнений Архиереев участники заседания постановили: ВОЗВЕСТИ В САН МИТРОПОЛИТА с правом ношения двух панагий Высокопреосвященнейшего Архиепископа Суздальского и Владимирского ВАЛЕНТИНА. Так же было постановлено Трех старейших архиепископов Российской Православной Церкви удостоить права ношения креста на клобуке [См. подробное сообщение].

Далее рассматривались вопросы внутренней жизни Российской Православной Церкви, при этом прозвучало мнение Преосвященного Епископа Амвросия, о том, что настало время Архиерейскому Синоду Российской Православной Церкви вынести постановление о безблагодатности Таинств Московской патриархии. Члены Архиерейского Синода согласились с этим и постановили: начать работу по данной проблеме, с тем, чтобы на ближайших заседаниях Архиерейского Синода рассмотреть этот вопрос более подробно, запросив мнение всех Преосвященных Российской Православной Автономной Церкви.

На этом заседание Архиерейского Синода Российской Православной Автономной Церкви закончилось пением молитвы «Достойно есть».

Прославление Святителя Филарета (Вознесенского) 
Российской Православной Церковью

Святитель Филарет (Вознесенский)2/15 марта 2001г., в день явления Державной иконы Божией Матери, в Суздале в Синодальном доме состоялось заседание Архиерейского Синода Российской Православной Церкви.

Председатель Архиерейского Синода Российской Православной Церкви Архиепископ Валентин внёс предложение о прославлении Митрополита ФИЛАРЕТА (Вознесенского), Предстоятеля Русской Православной Зарубежной Церкви, в лике святых.

Преосвященный Феодор, Архиепископ Борисовский и Санинский, присоединился к этому мнению, а также сообщил, что «канцелярией были разосланы телеграммы Преосвященным с просьбой прибыть на заседание Архиерейского Синода и составить своё мнение по данному вопросу. Что касается моего отношения к прославлению Митрополита Филарета, - добавил Архиепископ Феодор, - считаю, что наш Синод должен исполнить волю Божию и сделать то, что уже не в состоянии сделать Синод Зарубежной Церкви - прославить Святителя Филарета в лике святых».

Присутствующие были ознакомлены с мнением по данному вопросу всех Архиереев Российской Православной Церкви: Преосвященный Виктор, Архиепископ Даугавпилсский и Латвийский, дал следующий отзыв: «Предварительно ознакомившись с имеющимися материалами, а ныне, получив благую весть о намерении Российской Православной Церковью прославить Митрополита Филарета (Вознесенского), сохранившего в тяжкие времена Православную Церковь, - я, смиренный Виктор, Архиепископ, преклоняю колени перед теми, кто это святое деяние инициировал. Поддерживаю и одобряю Прославление Святителя Филарета (Вознесенского), которого уже Сам Господь избрал - Православною Церковью».

Преосвященный Иларион, Епископ Смелянский: «Кто может и дерзнёт противоречить святости и чистоте жизни, веры и служения Церкви Христовой Святителя Филарета (Вознесенского)? Вся жизнь, служение и даже нетленное тело свидетельствуют о святости души его. Дай Бог, чтобы его молитвенное ходатайство пред Всевышним Творцом и нынешнее прославление отразилось видимостью благодатного устроения и на нашей Российской Автономной Церкви. Верю, что все мы, прославляя Святителя Филарета, не лишимся Его покровительства в этом и в будущем мире. (...)
Глубоко верю, что прославление Святителя Филарета принесёт благодатное укрепление и нашей Российской Православной Церкви и, присоединяя свой немощный глас, прошу: Святителю отче Филарете, моли Бога о благоденственном, мирном и истинном стоянии Российской Православной Автономной Церкви, о ея Святителях, служителях и о всех духовных чадах ея!»

Преосвященный Епископ Тимофей и Преосвященный Епископ Геронтий также полностью поддержали прославление Святителя Филарета (Вознесенского). Такого же мнения придерживались все присутствующие Архиереи, поэтому и решение было единодушное:

1. Учитывая, что Святитель Филарет (Вознесенский) был кормчим Русской Православной Церкви Заграницей и вел свой православный корабль среди житейского моря, по правилам Святой Православной Церкви, не идя на компромиссы с сергианами, согласно народному почитанию его членами Российской Православной Церкви, а также учитывая нетление Его мощей, открывшееся в Джорданвилле при перезахоронении: ПРОСЛАВИТЬ Святителя ФИЛАРЕТА (Вознесенского), Митрополита Нью-Йоркского, Первоиерарха РПЗЦ в Цареконстантиновском соборе богохранимого града Суздаля после святой Пасхи .

2. Установить день празднования Святителя ФИЛАРЕТА в день его кончины 8/21 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Архиерейский Синод РПАЦ принял решение о возведении Архиепископа Валентина в сан Митрополита

Владыка Валентин - пока еще в черном клобуке Архиепископа, а не в белом - Митрополита.В связи с этим одновременно предлагают возвести в сан МИТРОПОЛИТА Архиепископа Суздальского и Владимирского Валентина. «Мое мнение, - сказал Архиепископ Феодор, - состоит в следующем: Председатель Архиерейского Синода РПАЦ Архиепископ Валентин вот уже десять лет возглавляющий Суздальскую Епархию, удержавший руль церковного управления по курсу, завещанному Первоиерархами Зарубежной Церкви заслуживает этого высокого сана - возведения его в митрополичье достоинство и именования его Первоиерархом РПАЦ».

Сходное мнение высказал Епископ Смелянский ИЛАРИОН: «РПЦЗ с момента постановления последнего собора перестала существовать, как настоящая носительница Православия с ее священноначалием и иерархами, подписавшими своё заветное сближение, т.е. - переход на путь Московской патриархии. Поэтому немедленно Российской Православной Церкви (автономной) нужен Первоиерарх - Митрополит, для восстановления полноты церковного священноначалия. Пишу вам, как клирик нашей церкви, что промысл Божий изначала избрал Владыку Валентина орудием восстановления на Руси истинной Православной Церкви Христовой и много он пострадал за это исполнение Промыслительного действия.»

Преосвященный Епископ Амвросий добавил, что Первоиерарх Российской Православной Церкви достоин быть Митрополитом, имеющим право ношения двух панагий. А так же старейшие за Первоиерархом Архиереи - Архиепископ Феодор, Архиепископ Серафим и Архиепископ Виктор достойны права ношения креста на клобуке.

Участники заседания постановили:

1. Учитывая предложения Преосвященных Архиереев Российской Православной Автономной Церкви, для блага Церкви Божией, впредь возглавлять Российскую Православную Автономную Церковь Архиерею в сане МИТРОПОЛИТА.

2. Учитывая труды Архиепископа Валентина во славу Церкви Божией и учитывая пожелания Преосвященных Архиереев Российской Православной Церкви ВОЗВЕСТИ В САН МИТРОПОЛИТА с правом ношения двух панагий Высокопреосвященнейшего Архиепископа Суздальского и Владимирского ВАЛЕНТИНА.

3. Удостоить Преосвященных Архиепископа Феодора, Архиепископа Серафима и Архиепископа Виктора права ношения креста на клобуке.

ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЙ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РПАЦ
(Наш комментарий)

Решения Архиерейского Синода Российской Православной [Автномной] Церкви, ознаменовали новый этап в развитии событий в Российской Православной Церкви, начавшихся после решений октябрьского Архиерейского Собора РПЦЗ, воспринятых в православном мире, как решительное сближение РПЦЗ с МП и "мировым православием".  Убедившись в том, что архиереи РПЦЗ глухи к призывам своей паствы и собираются осуществить такое сближение, несмотря на любые нестроения и протесты, архиереи Российской Православной Церкви не могли не констатировать, тем самым, отход епископата РПЦЗ от Святоотеческого Православия и не могли не сделать вытекающих из этого выводов, касающихся церковного строительства. Впрочем, и безотносительно к событиям в РПЦЗ, данные решения имеют огромное значение для восстановления после многих десятилетий разгрома поместной Православной Российской Церкви, обладающей правильной канонической иерархией, с подлинно церковной авторитетностью решающей ввсе церковные вопросы, - прославляющей святых, выносящей вероучительные определения, исповедующей и проповедующей Церковную Истину.

Первым имеющим исключительное духовное значение выводом было решение о прославлении Святителя Филарета (Вознесенского) (+1985) последнего Первоиерарха РПЦЗ, твердо ведшего ее путем Святоотеческого Православия (Собрание материалов о нем и его творений см: http://www.church.ru/filaret-vozn ). Именно при Святителе Филарете РПЦЗ сперва твердо обличала, а затем и анафематствовала ересь экуменизма (в 1983), при Святителе Филарете было осуществлено историческое прославление Святых Новомучеников и Исповедников Российских - причем без всякого усечения их числа и всякого умаления их святости (1981), при Святителе Филарете РПЦЗ стала надеждой и духовным центром Истинного Православия, а Божие благоволение было засвидетельствовано явлением в 1982 году Чудотворной Иверской Мироточивой иконы Божией Матери. Сам Святитель Филарет стал образцом твердого православного Архипастыря, а его позиция в отношении сергианской Московской патриархии (которую он, послушный анафеме Катакомбной Церкви, вынесенной еще в 1928 году, считал не-Церковью, полностью отпадшей от Православия) определила отношение к МП для всех истинно православных христиан. Годы, последовавшие за кончиной Святителя, стали временем постепенной, но все ускорявшейся ревизии его наследия со стороны группы архиереев РПЦЗ не желавшей порывать с анафематствованным "мировым православием" и стремившейся слиться с МП. Деяния Святителя либо замалчивались, либо перетолковывались, а его самого старались поскорее предать забвению. 

Нетленные Мощи Святителя ФиларетаОднако в ноябре 1998 г. Господом было явлено чудесное знамение, засвидетельствовавшее высокую святость, Святителя, а, стало быть, и правоту его церковного курса. При перезахоронении были обретены его цельные нетленные Мощи - явное знамение святости почившего Святителя. Мощи по решению Синода РПЦЗ были вскоре вновь захоронены в гробнице, однако весть о них всколыхнула весь православный мир, интерес к личности святителя Филарета особенно усилился и верные православные христиане начали добиваться его прославления, - была составлена служба Святителю Филарету (http://www.church.ru/filaret-vozn/StFilaret-slujba.zip ), написаны иконы, вновь опубликованы его произведения - в частности - знаменитые "Скорбные Послания" с обличением экуменизма. Прославление Святителя означало бы признание его церковного курса мудрым и благодатным, а его учительных писаний - трудами святоотеческими, написанными по благодати Духа Святого. 

В октябре 2000 г. решение о прославлении Святителя Филарета приняла Святая Православная Церковь Северной Америки (HOCNA - т.н. "Бостонский Синод") - ядро которой составляют истинно православные греки и американцы, привлеченные к РПЦЗ именно исповедническим курсом Святителя и вынужденные покинуть ее после его кончины. В том же октябре вопрос о канонизации Святителя Филарета был поставлен перед Архиерейским Собором РПЦЗ, который отказался его рассматривать, под тем предлогом, что "еще живы люди знавшие Митрополита Филарета" - отговорка тем более странная, что в 1994 Архиерейский Собор РПЦЗ прославил Св. Иоанна Шанхайского, несмотря на то, что половина участников собора знала Святителя Иоанна лично, а некоторые даже имели с ним при жизни конфликты. Понятно, что такой отказ означает нежелание нынешнего священноначалия РПЦЗ отождествлять себя с курсом Святителя Филарета, не хочет, чтобы РПЦЗ можно было бы назвать "церковью Святителя Филарета", подобно тому, как некогда истинно православные христиане России, в противоположность обновленцам и сергианам, с достоинством именовали себя "Церковью Святителя Тихона".

Понятно, что архиереи Российской Православной Церкви, последовательно придерживающиеся курса, завещанного Святителем Филаретом, не могли не принять самых энергичных мер по церковному засвидетельствованию святости почившего Первоиерарха РПЦЗ, тем более, что средин верных православных христиан почитание его святым стало всеобщим. В условиях, когда архиереи РПЦЗ, отойдя от курса своего Первосвятителя и предав, фактически, его дело, отрекаются и от его  курса и от его святости (возникает вопрос - не является ли такое отрицание явным противлением Духу Божию и явленной Им Истине?), долг архиереев РПАЦ, как единственных российских архиереев в полноте исповедующих Истинное Православие, состоял в том, чтобы от имени Российской Церкви засвидетельствовать святость Святителя Филарета, воздвигнуть его как знамя, как знак верности Истинному Православию, собираться под которое смогут все, кто хочет обрести Истинную Церковь. Таким образом, с сего дня, прославление во святых  Святителя Митрополита Филарета Нью-Йоркского и Всея Зарубежья. станет тем знаком, тем водоразделом, который отделит оставшихся верными Истинному Православию, от тех, кто по своей теплохладности от него отступил. 

Другим естественным выводом из отступнических решений Архиерейского Собора РПЦЗ и упорствования в них большинства зарубежных архиереев, является вывод о практическом пресечении правильной церковной иерархии в РПЦЗ во главе с Митрополитом. Большинство архиереев РПЦЗ, упорствующих в своей поддержке экуменических документов собора  могут быть, в соответствии с 15 апостольским правилом, квалифицироваться только как "лже-епископы", или же "глаголемые (т.е. "так называемые") епископы". Отсюда естественно решение Синода РПАЦ о том, что клирики от таких епископов должны приниматься без отпустительной грамоты от их архиереев, как ограждающие себя от ереси, а не как бунтующие против законного своего священноначалия. 

Одновременно Архиерейский Синод счел для себя необходимым даровать Российской Церкви законное каноническое возглавление, указав ей на формально первенствующего по сану и старшинству епископа, взамен утратившего такое первенство вследствии канонических нарушений и поддержки решений октябрьского собора РПЦЗ, Митрополита Виталия. Естественно, что таким старейшим по сану и авторитету иерархом является Архиепископ Валентин, десятилетие архиерейской хиротонии которого праздновалось в феврале этого года (таким образом он старше по времени рукоположения не только всех архиереев РПАЦ, но и более чем половины архиереев РПЦЗ). Твердое и мудрое руководство Архиепископом Валентином сперва Российской Православной Свободной Церковью в составе РПЦЗ. а затем возглавление им Российской Православной Автономной Церкви, которой он своими трудами обеспечил стояние в Истине, и успешное церковное строительство, делают его уважаемым вождем для всех чад Российской Православной Церкви. В связи с этим и было принято решение о возведении Архиеп. Валентина в сан Митрополита - Первоиерарха Российской Православной Церкви. 

Строго говоря - сан Митрополита, в отличие от сана Патриарха, не является обязательной принадлежностью Первоиерарха Российской Церкви (так было только до введения патриаршества на Руси в 1589 г.). Да и в Русской Зарубежной Церкви до 1945 года было три митрополита - главы митрополичьих округов - Восточноевропейского, Дальневосточного и Североамериканского. в 1964-65 г., при жизни митр. Анастасия, в РПЦЗ были два митрполита - Первоиерарх - Митр. Филарет и Первоиерарх на покое - Митр. Анастасий. Однако в настоящее время звание митрополита связывается преимущественно с положением Первоиерарха. Несмотря на то, что сразу же после разделения с РПЦЗ в Российской Православной [Автономной] Церкви в 1985 г. был поставлен вопрос об учреждении митрополичьего звания, тогда такое решение было  сочтено нецелесообразным, поскольку оставалась надежда, что Митр. Виталий и члены Синода РПЦЗ одумаются и разделение будет уврачевано. Однако то "кораблекрушение в вере", которое было причинено РПЦЗ решениями ее последнего собора, сделало всякое дальнейшее промедление невозможным. Стало ясно, что Митр. Виталий ни с какой точки зрения не может считаться Первоиерархом ни Российской Православной Церкви, ни даже РПЦЗ, поскольку фактически утратил управление Церковью. Последнее стало вполне ясно после опубликованния заявлений Митр. Виталия, свидетельствовавших о его несогласии с принятыми собором РПЦЗ отступническими решениями - и это при том, что митр. Виталий продолжает возглавлять собор архиереев, принявших такие решения и выступает заодно с ними. Стало понятно, что вне зависимости от личного исповедания Митр. Виталия возглавителем Русской Зарубежной Церкви, ее первым епископом, он считаться не может - не обладая никакими средствами для того, чтобы удержать своих собратьев архипастырей от провозглашения ереси и даже напротив - подчиняясь им. 

Необходимо было указать на то, что фактически церковный центр Российской Церкви, возглавляемый Митр. Виталием, прекратил свое существование, а большинство входящих в него архиереев отошло от Православия. Необходимо было указать на то, что есть другой церковный центр - возглавляемый архипастырями, всецело Истинному Православию Преданными. Этим и было предопределено решение возвести Архиепископа Валентина в Сан Митрополита, а трех старейших по хиротонии иерархов РПАЦ - в сан архиепископов с правом нашения креста на клобуке.

Еще одним естественным выводом, необходимым для внесения определенности в нынешнее церковное положение Российской Церкви, стала постановка вопроса о формальном определении относительно таинств Московской Патриархии. Нерешенность вопроса о "благодатности" или "безблагодатности" этих таинств стала именно той щелью, через которую проник в РПЦЗ разбушевавшийся ныне в ней отступнический дух. Обычно этот вопрос ставили с искусительной целью сторонники Московской патриархии, спрашивавшие: "есть ли благодать в ее таинствах?". Если отвечающие говорили нет, то их обвиняли в богохульстве и попытке "командовать благодатью", если же следовала заминка и неопределенность, то в ответ немедленно развивалось соображение: "Раз возможно - значит есть, раз есть Благодать, значит МП - Истинная Церковь, раз МП истинная Церковь, значит с ней можно поддерживать церковное общение, раз с ней можно поддерживать церковное общение, значит те, кто от такого общения уклоняются - сектанты и раскольники, значит нужно немедленно установить общение и  объединиться с МП". Поскольку любая двусмысленность в этом вопросе неизбежно используется врагами Истинной Церкви для внесения разложения в нее, то перед Архиерейским Синодом РПАЦ и стоит задача дать формальное определение этого вопроса, основываясь на экклезиологическом взгляде Святых Новомучеников и Исповедников Российских, еще в 1920-е годы анафематствовавших МП и в соответствии с взглядами Святителя Филарета, который в своем письме от 1980 г.  [http://www.church.ru/filaret-vozn/letters/to-vict-potapov.htm] четко сформулировал свою позицию следующим образом:

"Эта лже-церковь дважды анафематствована. Святейший Патриарх Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. Эта грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу(...) Когда возглавлявший церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил русскую церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение пред-исповедной молитвы: “под свою анафему падоша!” (...) Этого мало. Когда митр. Сергий обнародовал свою преступную декларацию — от советской церкви сразу отделились верные чада и создалась Катакомбная Церковь. А она, в свою очередь, анафематствовала официальную церковь за ее измену Христу. (...) Осмелится ли кто-нибудь утверждать, что Господь и Его благодать пребывает в церкви лукавнующих, которая восхваляет Его осатаневших врагов и сотрудничает с ними, которая за это находится под двойной анафемой, как указано выше? Может ли быть благодатной церковь, которая объединилась с богоборцами?! Ответ ясен! Святитель Феофан Затворник в свое время предупреждал о том, что приближается страшное время, когда пред людьми будет видимость благолепия церковного — торжественные службы, церковные чины и так далее — а внутри полная измена Христову Духу. Разве не это мы видим в советской церкви? Патриархи, митрополиты, “весь священнический и монашеский чин” — а в то же время союз с богоборцами, то есть явная измена Христу. (...) Хочу отметить еще вот что: Катакомбная Церковь в России относится с любовью и полным доверием к Церкви Зарубежной. Но одно катакомбникам непонятно — непонятно, почему наша Церковь, зная с несомненностью, что советская иерархия изменила Христу и носительницей благодати больше не является, однако же принимает клириков из советской церкви в сущем сане, не перерукополагая их, как уже имеющих благодать. Ведь благодать и клирики и паства получают от иерархии — а если она изменила Истине и лишила себя благодати, то откуда же благодать у клириков? Так спрашивают катакомбники. Ответ на это — прост. Церковь имеет власть в известных случаях применять принцип так называемой икономии — снисхождения. Еще Св. Василий Великий говорил, что нужно для того, что бы не оттолкнуть от Церкви многих, иногда допускать снисхождение и не применять церковные правила со всей строгостью. Когда наша Церковь принимала католических клириков “в сущем сане”, не рукополагая их, она действовала по этому принципу. И митр. Антоний, разъясняя этот вопрос, указывал на то, что внешняя форма — преемственное рукоположение от апостольских времен — у католиков имеется, а утерянную католической церковью благодать присоединяемые получают от полноты благодати, присущей Православной Церкви, в момент своего присоединения. “Форма заполняется содержанием”, — говорит Владыка Антоний. Точно таким же образом, принимая советское духовенство, мы применяем принцип икономии. И принимаем клириков из Москвы не как имеющих благодать, а как получивших ее в самом присоединении. Но признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати".

Таким образом - решения Архиерейского Синода РПАЦ (фактически - малого Собора) составили как бы альтернативу тому, что произошло на соборе РПЦЗ в октябре 2000 г. Там отказались от признания святости Митрополита Филарета и фактически отреклись от всех его заветов, здесь угодник Божий был торжественно прославлен и фактически была принесена присяга на верность его заветам. Там было продемонстрировано безсилие и фактическая утрата управления Церковью, со стороны плененного отступниками первоиерарха, здесь, воздведением Первоиерарха Российской Православной [Автономной] Церкви в сан Митрополита были подчеркнуты успехи церковного строительства в Российской Церкви за последнее десятилетие и указано на наличие твердого руководителя, способного вести корабль церковный среди нынешних бурь. Там состоялось фактическое признание МП Истинной Церковью и поставлен вопрос о скорейшем поглощении ею РПЦЗ, здесь - поставлен вопрос о вынесении ясного формального определения о том, что МП - не-Церковь, а те, кто стремится с нею воссоединиться неумолимо движутся в объятия ереси. Это прояснение основных позиций должно сделать для всех истинно православных в России их выбор пути более осознанным и наглядным.


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

Первоиерарх Святой Православной Церкви Северной Америки (HOCNA) Митрополит Бостонский Ефрем решительно отвергает доктрину эволюционизма

В конце февраля через  интернет было распространено письмо  Митрополита Бостонского Ефрема - первоиерарха HOCNA (т.н. "Бостонский Синод") к старосте прихода во имя Архангела Михаила в Гилфорде Российской Православной Церкви, изветному историку, богослову и церковному публицисту Владимиру Моссу. В этом письме митр. Ефрем отвечал на выдвинутое Вл. Моссом обвинение HOCNA в поддержке эволюционной доктрины -  т.н. "православного эволюционизма", пытающегося истолковать Священное Писание в согласии с точкой зрения "эволюционистов". В своем ответе, который, как нам удалось выяснить, может считаться  исповеданием Веры  "Бостонского Синода",  митр. Ефрем в четырех пунктах решительно отвергает основные положения эволюционизм:

"1. Верует ли кто-либо в нашем Священном Синоде, что жизнь произошла в результате длившегося миллионы и миллиарды лет процесса эволюции, как то предполагают дарвинисты? Нет.

2. Верует  ли наш Синод в то, что одни виды живых существ произошли эволюционным путем от других видов, и, в частности, что человек произошел от обезьяны? Ответ - Нет. Слово "веровать" здесь очень точно, поскольку убеждение в таком происхождении - это именно "вера" части эволюционистов.

3. Верует ли наш Синод, как это утверждали про одного бостонского иеромонаха, что он считает, что Бог сотворил человека, вдохнув душу в тело обезьяны? Разумеется Нет! И с биологической точки зрения это глупейшее предположение. Обезьяны не имеют физиологического аппарата для членораздельной речи, так что если бы дело обстояло так, то такой обезьянообразный, но одушевленный Адам не мог бы говорить.

4. Верует ли наш Синод, что смерть вошла в мир в следствии грехопадения, или же он верует, что смерть предшествовала появлению человека на земле? Невозможно с богословской точки зрения говорить о существовании смерти не принимая в разсчет Адамова грехопадения".

Далее митр. Ефрем заметил, что "Святые Отцы иногда толковали Писание буквально, иногда - аллегорически, иногда - с нравственной точки зрения, иногда - анагогически и долг Православных Христиан следовать за ними в их толкованиях".  

"Концепция эволюционизма нанесла так много вреда потому, - считает митр. Ефрем, - что ее сторонники всегда заявляют, что они утверждают неоспоримые факты,  базируются на фактах, но факт состоит в том, что у них нет никаких фактов".

Заявление митр. Ефрема знаменует собой значительные изменения в истинно православном богословии последних десятилетий. До какого-то момента  многие из истинно православных христиан, сосредоточившись на критике экуменизма, модернизма и других экклезиологических ересей ХХ века, снисходительно относились к достаточно либеральному взгляду на многие другие богословские вопросы и даже считали возможным принимать некоторые из мировоззренческих теорий нового времени, такие как эволюционизм, в целях христианской апологетики. В этом даже виделась особая "широта" и "свобода" православного мировоззрения в отличие от протестантского фундаментализма. Так, утверждалось, что мир, жизнь, и человек сотворены Богом, но само творение протекало в форме "эволюционного процесса", длившегося многие миллионы лет, что доказано наукой (сегодня уже большинство эволюционистских подходов вызывают все больше сомнений и у ученых, не говоря уж о богословах).  Такой взгляд был характерен, например, для выдающегося греческого богослова Александра Каломироса, сочетавшего предельную четкость православной экклезиологии с довольно либеральным взглядом на вопрос о природе и характере адских мучений и "православным эволюционизмом". Тем самым разграничительная линия между истинно православными и "православными" экуменистами казалось проходила только по собственно церковным вопросам, что использовалось многими для компрометации истинно православных. По вопросу об эволюционизме в 1970-х разгорелся богословский спор Каломироса с иеромонахом Серафимом (Роузом), весьма убедительно доказывавшим несовместимость эволюционистского подхода и православного мировоззрения. Тогда Каломиросу оказывал значительную поддержку Свято Преображенский Монастырь в Бостоне, составивший позднее ядро приходов, образовавших HOCNA. 

Недавно вопрос об эволюционизме был поставлен перед первоиерархом HOCNA митр. Ефремом, другим критиком "православного эволюционизма" Вл. Моссом, заявившим, что до тех пор, пока не будет прояснен вопрос об отношении HOCNA к эволюционизму он вынужден будет считать ее не Церковью, а еретической организацией. В ответ на это митр. Ефремом и было сделано заявление, прояснявшее официальное отношение "Бостонского Синода" к эволюционизму, оказавшееся вполне отрицательным. Митр. Ефрем отверг все наиболее вопиющие расхождения эволюционизма со Священным Писанием и Священным Преданием - учение о длившейся много миллионов лет эволюции, о том, что эта эволюция протекала под воздействием случайных факторов "естественного отбора", о том, что одни биологические виды эволюционировали из других (тем самым отрицалась фундаментальная онтологическая неизменяемость Божия творения), о том, что человек произошел от обезьяны или же "был создан" из обезьяны, наконец - о том, что смерть вошла в мир раньше Адамова грехопадения (что прямо противоречит словам Божественного Откровения). Касаясь оценки трудов Каломироса митр. Ефрем отметил, что HOCNA принимает и стремится всячески распространять его замечательные экклезиологические работы, в то время как от работ сомнительных и спорных отстраняется.

Заявление митр. Ефрема порождает надежду, что некоторый подспудный конфликт среди истинно православных христиан между "модернистами" и "консерваторами" будет постепенно преодолен и все истинно православные богословы смогут выступать с единой святоотеческой позиции по всему спектру богословских и мировоззренческих вопросов.
С некоторыми материалами по вопросу можно ознакомиться на странице "Православие и Наука" ( http://www.church.ru/science ), где представлены как работы отражающие точку зрения умеренных "православных эволюционистов" (письма архиеп. Нафанаила), так и критические труды о. Серафима Роуза и Владимира Мосса. 


СЕРБСКИЕ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ (В ЮРИСДИКЦИИ «ХРИЗОСТОМОВСКОГО» СИНОДА ИПЦ ГРЕЦИИ) ПРИСТУПАЮТ К СТРОИТЕЛЬСТВУ НОВОГО ХРАМА
(Вертоградъ, Белград)

Истинно-православные христиане Сербии, пребывающие в юрисдикции «хризостомовского» Синода ИПЦ Греции, приступают к строительству храма во имя св. благоверного Короля Сербского Стефана Милутина в Смедерево. Строительство предполагается закончить ближайшим летом, а на освящение нового храма предполагает приехать иерарх «хризостомовского» Синода митр. Каллиник Ахайский, который также рукоположит для Сербской Истинно-Православной Церкви новых священников. Это будет первый визит «хризостомовского» иерарха в Сербию. 

Истинно-Православная Церковь Сербии возникла в 1995 году, когда три сербских монаха, подвизавшихся на Святой Горе Афон, прервали общение с Сербской патриархией после визита Коснтантинопольского патриарха, в полном общении с которым находится СПЦ, к папе римскому и перешли под омофор Архиепископа Хризостома II, главы «хризостомовского» греческого старостильного Синода. В 1997 году один из этих монахов, отец Акакий, принял священство. Он окормляет несколько сербских истинно-православных общин. Храм в Смедерево станет первым открытым храмом ИПЦ Сербии, которая до этого совершала Богослужения только в домовых церквах.

В Сербии, в городе Нови Сад, также существует истинно-православная община, находящаяся в юрисдикции «матфеевского» греческого старостильного Синода.


Священник РПЦЗ поминает на ектениях экуменического "патриарха Сербского"

По сообщению интернет-издания "Церковный листок" из Копенгагена (Дания), в церкви св. кн. Александра Невского 25 фев./ 10 мар. 2001 г. во время всенощного бдения на день памяти свят. Григория Паламы (2-я Неделя Великого поста) на двух ектениях иереем Сергием Плеховым поминался т. назыв. сербский патриарх Павел и местный епархиальный архиерей (Марк Арндт) без поминовения Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия. Свои действия о. Плехов объяснил присутствием на клиросе нескольких сербов и из желания не обидеть и оказать последним внимание.

"Иерею Сергию Плехову, как служителю св. алтаря и пастырю словесных овец, - отмечает редакция "Церковного Листка", - следовало бы знать, что поминовение еретиков (экуменистов) на ектениях Православной Церковью строго воспрещается. Трудно поверить, что этому священнику (в прямые обязанности которого входит ограждение своих пасомых от иномудрствующих в вере) не известно активное и широкое участие сербской церкви, являющейся членом Всемирного Совета Церквей, в еретическом экуменическом движении, а так же добровольное свидетельство сербского патриарха о поминовении им на проскомидии римского папы Иоанна Павла II. В житии Старца Иеросхимонаха Илариона грузина мы встречаем относительно вышеизложенного чисто православный ответ: когда один афонский иеромонах поминал еретика на ектениях, то Старец, узнав об этом и «изумившись услышанному, решительно сказал ему, что он всю жизнь не должен литургисать» («Очерки жизни и подвигов Старца Иеросхимонаха Илариона грузина», Джорданвилл, 1985 г., стр. 78)".

Такое сочетание, как поминовение на ектении "патриарха" Павле и архиепископа Марка, при непоминовении Митр. Виталия не может не вызвать предположения, что дело здесь не в простой только вежливости. Широко известны исключительно тесные связи архиеп. Марка с экуменической Сербской патриархией и оказанный ему там не так давно теплый прием. Вполне возможно подобные действия подчиненного архиеп. Марку иерея следует интерпретировать в том ключе, что архиеп. Марк уже воспринимает Сербского "патриарха" как свое каноническое священноначалие, а вот Митр. Виталию в таком звании отказывает. Такой исход карьеры архиеп. Марка, который является первопроходцем в делесближения РПЦЗ с "мировым православием", но которому может оказаться не совсем удобным по каким-то причинам прямо присединиться к МП, представляется более чем вероятным. 


ГРУЗИНСКИЕ ВЛАСТИ ОТКАЗАЛИ КУТАИССКОЙ ОБЩИНЕ ИПЦ ГРУЗИИ 
В РАЗРЕШЕНИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА
(Keston Institute – Вертоградъ, Кутаиси – Тбилиси)

Рассмотрение заявления на строительство православного храма в Кутаиси, входящего в юрисдикцию Истинно-Православной Церкви Грузии, откладывалось в течение года. Главный архитектор, равно как и заместитель мэра города, либо требуют разрешения местного епископа Грузинского патриархата, либо считают выбранное приходом место неподходящим для строительства.

«Они требуют разрешения от патриархата, прежде чем мы можем начать строительство церкви», -- сообщил священник Геласий Арошвили, клирик ИПЦ Грузии, пояснив, что такого требования «нет в законе, но они все равно это делают». Однако городские власти, в том числе мэр города Рамаз Мхеидзе, не смогли подтвердить факт заявления прихода с просьбой разрешить ему строительство.

Кутаисский истинно-православный приход, настоятелем которого служит священник Давид Георгадзе, находится в юрисдикции митрополита Бостонского Ефрема (Спаноса), члена Синода Святой Православной Церкви Северной Америки (HOCNA). В Грузии к его юрисдикции относятся шесть приходов и три монастыря, которые либо вышли из Грузинского патриархата в 1997 году, либо образовались впоследствии. Митрополит Ефрем, в последний раз посетивший Грузию в ноябре прошлого года, отмечает, что его общины испытывают «трудности буквально во всем».

Подобрав под строительство частное землевладение, 10 марта 2000 года община ИПЦ Грузии в Кутаиси подала заявление на имя главного архитектора города Рамаза Саладзе, на которое был получен ответ, что общине требуется разрешение местного архиерея Грузинского патриархата, митрополита Каллистрата. 26 апреля община обратилась к заместителю мэра города Онисиму Угрехелидзе, который без дополнительных объяснений заявил, что православный храм может быть построен только с благословения митрополита Калистрата. В июле общиной был представлен архитектурный проект, из которого, по словам о. Геласия Арошвили, видно, что последний не только «технически осуществим, но и вписывается в окружающую среду». 9 июля от Саладзе был получен еще один отрицательный ответ.

Община обратилась к мэру города Мхеидхе, но он направил письмо главному архитектору, который дал схожий ответ. В декабре они обратились к новому главному архитектору Кутаиси Сулико Гагуа. 15 декабря Гагуа ответил, что в соответствии с городским планом застройки на данном участке может быть возведен только частный дом. «Это всего лишь отговорка, - сказал о. Геласий Арошвили. - В законе не говорится, что требуется разрешение патриархата, поэтому они и не сослались на это в последнем письме».

Комментируя свой отказ, 9 марта Гагуа заявил Кестону, что «все совершенно не так». Он рассказал, что после вступления в должность у него состоялась встреча с митрополитом Каллистратом, на которой он «предложил патриархату, как форму сотрудничества, представить список мест, где в ближайшие 25 лет предполагается возведение церковных зданий. Они дали нам этот список, и мы зарезервировали за ними места. Мы заверили их, что в ближайшие 25 лет эти участки не будут использованы для других целей». Главный архитектор с гордостью сказал, что со времени его вступления в должность начато строительство трех храмов, относящихся к Грузинскому патриархату.

На замечание, что церковь о. Давида Георгадзе к патриархату отношения не имеет, Гагуа ответил: «Я не помню. Ко мне никто не обращался». После напоминания о его же письме от 15 декабря, он сказал, что должен посмотреть в своих документах. Он не подтвердил, что нужно разрешение патриархата для строительства церквей, не относящихся к его юрисдикции, - «разумеется, им не нужно разрешение митрополита Каллистрата - это другая деноминация».

Как утверждает о. Геласий Арошвили, митрополит Каллистрат близок к городским властям и может влиять на отношение властей к церквам, не относящимся к патриархату. У него есть опасения, что в соответствии с новым конкордатом между президентом Грузии Шеварднадзе и патриархатом, который 15 марта должен быть ратифицирован парламентом, патриархат наложит вето на все церковные здания других православных церквей. «В конкордате есть пункт, по которому православные храмы могут строиться только с разрешения патриархата. Это нарушает наши права религиозного меньшинства. Разумеется, они не дадут разрешения».


НАСЛЕДИЕ

Святитель Филарет в Лесненском Монастыре во ФранцииПАМЯТКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА

1. Помни: ты — сын (дочь) Православной Церкви. Это не пустые слова. Помни к чему это тебя обязывает.
2. Жизнь земная скоротечна. Не заметишь, как она промелькнет. Но ею определится вечная участь твоей души. Не забывай этого ни на минуту.
3. Старайся жить благочестиво. Молись Богу во храме, молись Богу дома благоговейно, с верой, с преданностью воле Господней. Исполняй святые и спасительные правила Церкви, Её уставы и заповеди. Вне Церкви, вне послушания Ей — спасения нет.
4. Дар слова — великий Божий дар. Он облагораживает человека, он неизмеримо подымает его над всеми другими земными творениями. Но как злоупотребляет им теперь развратившееся человечество. Береги этот дар и умей пользоваться словом по христиански. Не осуждай, не празднословь, Как огня бойся сквернословия и соблазнительных речей. Не забывай слов Господа Спасителя: “от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”... Лжи не допускай. Священное Писание грозно предупреждает: “Погубит Господь вся, глаголющия лжу”...
5. Люби ближнего своего, как самого себя по заповеди Господней. Без любви нет христианства. Помни: христианская любовь самоотверженна, а не эгоистична. Не пропускай случая сделать дело любви и милости.
6. Будь скромен, чист и целомудрен в делах, словах и мыслях. Не подражай развращенным. Не бери с них примера, уклоняйся от близости с ними. Без нужды не имей дело с неверующим — неверие заразительно. Соблюдай скромность и приличие всегда и везде
, не заражайся безстыдными обычаями наших дней.
7. Тщеславия и гордости бойся и избегай. Гордость свергла с небес высшего и могущественнейшего из ангелов. Ты помни: земля еси и в
землю отыдеши... Глубоко смири себя.
8. Основная задача жизни — спасти душу для вечности. Это да будет главной задачей и заботой твоей жизни. Горе погубившим свою душу нерадением и безпечностью.

Господь да благословить тебя и поможет тебе.

Твой духовный отец
Митрополит Филарет

Послание Пepвoиepapxa Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Филарета к братьям во Христе православным епископам и всем, кому дорога судьба Российской Церкви

В недавние дни советское правительство в Москве и по разным .концам света праздновало новую годовщину приведшей его к власти Октябрьской революции 1917 года.

Мы же в эти дни вспоминаем начало крестнаго пути Русской Православной Церкви, на которую с тех пор как бы обрушились все силы ада.

Встречая отпор со стороны сильных духом Архипастырей, пастырей и мирян, коммунистическая власть для борьбы с религией с первых же дней стала пытаться ослабить Церковь не только избиением сильнейших духом её вождей, но и путем искусственного создания расколов.

Так возникли т. наз. «Живая Церковь» и обновленческое движение, носившие характер навязываемой Церкви протестантско-коммунистической реформации. Несмотря на поддержку Правительства, этот раскол был сокрушен внутренними силами Церкви. Слишком явно для верующих «Обновленческая Церковь» была неканонична и изменяла Православию. Народ поэтому за ней не пошел.

Вторая попытка, после смерти Патриарха Тихона и ареста Местоблюстителя патриаршего престола — Митрополита Петра, имела больше успеха. Советской власти удалось в 1927 году отчасти расколоть внутреннее единство Церкви. Тюремным заключением, пытками и специальной обработкой, она сломила волю заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и добилась от него обнародования декларации о полной лояльности Церкви к советской власти, вплоть до того, что радости и успехи Советского Союза были объявлены митрополитом радостями и успехами Церкви, а неудачи — неудачами Её. Что может быть более кощунственным, чем такая мысль, справедливо в то время оцененная многими, как попытка совместить свет со тьмою и Христа с Bелиаром. Подписать подобную декларацию отказались в свое время и патриарх Тихон и митрополит Петр, и другие Местоблюстители Патриаршего Престола, за что последние и подвергались арестам, заключениям и ссылкам.

Протестуя против этой декларации обнародованной митрополитом Сергием единолично, без согласия подавляющего большинства епископата Русской Церкви, в нарушение т. об. 34 апостольского правила, многие епископы, находившиеся тогда в лагере смерти на Соловках, писали митрополиту: «Всякое правительство может иногда принимать решения безразсудные, несправедливые, жестокие, которым Церковь вынуждена подчиняться, но не может им радоваться и одобрять. В задачу советского правительства входит искоренение религии, но успехи его в этом направлении, Церковь не может признать своими успехами». (Открытое письмо с Соловков от 27 сентября 1927 г.)

Мужественное большинство чад Русской Церкви не согласилось с декларацией митрополита Сергия, считая, что союза Церкви с безбожным советским государством, поставившим себе целью уничтожение христианства вообще, принципиально быть не может.

Но раскол все-таки произошел. Меньшинство, принявшее декларацию, образовало центральное управление, так называемую «Московскую Патриархию», оффициально якобы признанную властями, а фактически не получившую никаких юридических прав от тех, которые продолжали, теперь безпрепятственно, жесточайшее гонение против Церкви. По словам Петроградского митрополита Иосифа, митрополит Сергий, обнародовав декларацию, стал на путь «чудовищного произвола, человеко-угодничества и предательства Церкви интересам безбожия и разрушения этой Церкви».

Большинство, отвергшее декларацию, начало иллегальное церковное существование. Почти все епископы были замучены и убиты в лагерях смерти, в их числе Местоблюститель Митрополит Петр, всеми почитаемый Митрополит Казанский Кирилл и Митрополит Петроградский Иосиф, который был разстрелян в конце 1938 года, равно как многие другие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мужественных мирян. Чудом ocтaвшиecя в живых епископы и священнослужители стали жить иллегально, совершать богослужения тайно, скрываясь от властей и положивши таким образом начало КАТАКОМБНОЙ ЦЕРКВИ в Советском Союзе.

Мало доходило о ней сведений до свободного мира. О ней долго молчала советская печать, желая представить дело так, что якобы за Московской Патриархией стоят все верующие в СССР. Существование Катакомбной Церкви даже старались вовсе отрицать.

Но вот, после смерти Сталина и развенчания его деятельности, а особенно после падения Хрущева, советская печать все чаще и чаще стала писать о тайной Церкви в СССР, называя ее «сектой» ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН. Молчать о ней больше очевидно было невозможно, слишком она многочисленна и слишком много безпокойства она причиняет властям.

Неожиданно в «Словаре Атеиста» (издательство политической литературы — Москва 1964 год), на страницах 123 и 124, заговорили открыто о КАТАКОМБНОЙ Церкви. «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ (ИПХ), — читаем в словаре, —  ПРАВОСЛАВНАЯ секта, возникшая в 1922-24 годах. Оформилась она в 1927 году, когда митрополит Сергий провозгласил принцип лояльного отношения к советской власти». «Монархические» (мы бы сказали церковные) «элементы, объединившиеся вокруг Леиинградского» (Петроградского) «Митрополита Иосифа (Петровых) — ИОСИФЛЯНЕ», или, как говорить тот же словарь, ТИХОНОВЦЫ, «создали в 1928 году РУКОВОДЯЩИЙ ЦЕНТР - ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ), объединили все группы и элементы выступающие против Советского строя». Добавим от себя «безбожного». «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ направляла в села множество монахов, и монахинь», главным образом конечно священников, добавим опять от себя, которые совершали тайно богослужения и требы и «вели пропаганду против руководства Православной Церкви», т. е. против сдавшейся Советской власти Московской Патриархии, «призывая не подчиняться советским законам», направленным, очевидно, против Церкви Христовой и веры.

По свидетельству «Словаря Атеиста», ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ создавали и создают «домашние» т. е. тайные, «КАТАКОМБНЫЕ церкви и монастыри.... полностью сохраняя вероучение и обряды Православия». Они «не признают над собой власти Православного патриарха», т. е. заменившего митрополита Сергия, патриарха Алексия.

«Стремясь оградить» ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН «от влияния советской действительности», главным образом конечно от безбожной пропаганды, «руководители их... используют миф об АНТИХРИСТЕ, который якобы господствует в Мир с 1917 года». Антихристова сущность Советской власти несомненна для каждого здравомыслящего человека, тем более для христианина.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ «обычно отказываются от участия в выборах», которые в Советском Союзе — стране лишенной свободы, являются просто комедией, «и других общественных мероприятиях, не принимают пенсии, не пускают своих детей в школы дальше четвертого класса...» Вот неожиданное советское свидетельство об истине, к которому нечего прибавить.

Честь и хвала ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ — героям духа и исповедникам, не склонившимся перед страшной властью, которая может держаться только страхом и насилием и привыкла к подхалимству своих подданных. Советские правители приходят в ярость от того, что существуют люди, которые боятся Бога больше нежели людей. Они безсильны перед миллионами ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.

Однако, кроме находящихся в Советском Союз ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ и Московской Патриархии, не имеющих ни молитвенного, ни бытового общения между собой, существует еще третья часть Русской Церкви — свободная от гонений и преследования безбожниками — Русская Православная Церковь Заграницей. Она никогда не порывала духовной и молитвенной связи с Катакомбной Церковью на родине. После последней войны многие члены этой Церкви, оказались за границей и влились в РУССКУЮ ЗАРУБЕЖНУЮ ЦЕРКОВЬ, чем еще больше укрепили связь между этими двумя Церквами, связь которая поддерживается иллегально и поныне. Чем дальше идет время, тем все больше она крепнет и налаживается.

Свободная, зарубежная часть Российской Церкви призвана говорить в свободном Mipе от имени гонимой катакомбной Церкви в Советском Союзе; она раскрывает всем то поистине трагическое положение верующих в СССР, которое так тщательно замалчивает безбожная власть с помощью Московской Патриархии; она зовет не потерявших стыда и совести людей на помощь гонимым.

Вот почему беречь существование РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ есть наш священный долг. Господь сердцеведец, попустивший Церкви Своей в Советском безбожном государстве подвергнуться гонениям, преследованиям и лишению всех прав, даровал нам — русским беженцам — в свободном мир талант СВОБОДЫ, и Он ждет от нас приумножения этого таланта и умелого пользования им. И не имеем мы права зарыть его в землю. Пусть никто не дерзает говорить нам, что мы должны это сделать, пусть никто не толкает нас на смертный грех.

За судьбы нашей Русской Церкви отвечаем перед Богом мы — русские епископы и никто в мир не может нас освободить от этой священной обязанности. Никто лучше нас не может понять того, что происходить на нашей родине, в чем никто не может сомневаться. Много раз иностранцы, даже православные и облеченные высоким церковным саном, делали грубые ошибки в отношении Российской Церкви и ложные заключения о её теперешнем положении. Бог да простить им это, так как они не ведают, что творят.

Вот почему — нравится ли это кому-нибудь или нет — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ будет существовать и далее и будет возвышать свой голос в защиту веры.

Она не замолчит:

1) доколе советская власть будет вести безпощадную борьбу против Церкви и верующих, о чем свидетельствует и вся советская печать, кроме Журнала Московской Патриархии.

2) доколе, по свидетельству той же печати, в СССР существует ТАЙНАЯ, КАТАКОМБНАЯ, ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самым своим бытием свидетельствующая о гонениях на веру и полном отсутствии свободы вероисповедания.

3) доколе советская власть будет вынуждать иерархов Московской Патриархии явно лгать и утверждать, что гонений на Церковь в СССР нет и что Церковь якобы пользуется там полной свободой, по советской конституции [Митрополиты Пимен, Никодим, Иоанн (Нью-Йорк), архиепископ Алексий и другие].

4) доколе Журнал Московской Патриархии, по требованию властей, не упоминает хотя бы

и одной закрытой и разрушенной церкви, в то время, как советские газеты говорят о сотнях и тысячах.

5) доколе в СССР церкви будут оскверняться безбожниками, будучи обращаемы в помещения для кинематографов, складов, музеев, клубов, квартир и т. д., чему живыми свидетелями являются туристы, побывавшие в Советском Союзе.

6) доколе не будут возстановлены, как церкви Божии, тысячи разрушенных и оскверненных храмов.

7) доколе, представители Московской Патриархии в рясах не перестанут агитировать в свободном Mipe, в пользу безбожной советской власти, облекая таким образом волка в овечью шкуру.

8) доколе иepapxи Московской Патриархии не прекратят лукавого отрицания страшного и жуткого разгрома Почаевской Лавры и др. обителей, почти полную ликвидацию монашествующих в ней и страшные преследования паломников её, вплоть до избиения и убийств (письма из СССР).

9) доколе обвиняемые советскими судами священнослужители не получать права свободно защищаться через советскую прессу.

10) доколе не прекратится клевета и издевательства над верою, Церковью, священнослужителями, монашествующими и верующими христианами в советской печати.

11) доколе не будет дана свобода каждому верующему в СССР открыто исповедывать свою веру и защищать ее.

12) доколе детям и молодежи не будет оффициально разрешено познавать основы своей веры, посещать храмы Божии, участвовать в богослужениях и причащаться Св. Таин.

13) доколе верующим родителям не будет разрешено безпрепятственно и без печальных последствий для их служебной карьеры и личного благополучия, крестить своих детей.

14) доколе родителей, воспитываюищих детей религиозно, не перестанут обвинять в калечении их, лишая свободы и детей и родителей, которых заключают в дома для умалишенных или в тюрьмы.

15) доколе не будет дана свобода мысли, слова, действия и выбора не только каждому верующему, но и каждому гражданину Советского Союза, в первую голову писателям и людям творческой мысли, с которыми безбожная власть ведет сейчас особенно ожесточенную борьбу, недопустимыми средствами.

16) доколе ЦЕРКОВЬ и вообще религиозные общины в СССР не получать самых примитивных прав, хотя бы права быть юридическим лицом перед советскими законами, права иметь собственность, фактически управлять своими делами, назначать и перемъщать настоятелей приходов и священнослужителей, открывать и освящать новые храмы, свободно проповедовать христианство не только в храмах, но и вне их, особенно среди молодежи, и т. д. Другими словами, доколе, положение всех религиозных общин не перестанет быть ОДИНАКОВО БЕЗПРАВНЫМ.

Пока все это ни наступить, мы не перестанем обличать безбожных гонителей веры и тех, кто лукаво содействует им под внешностью якобы представителей Церкви. В этом Русская Заграничная Церковь всегда видела одну из важных своих задач. Зная это, советская власть через своих агентов ведет с нею упорную борьбу, не останавливаясь ни перед какими средствами: ложью, подкупами, подарками и устрашением. Мы, однако, не остановим слова своего обличения.

Заявляя о сем перед лицом всего мира, обращаюсь ко всем братьям во Христе — ПРАВОСЛАВНЫМ ЕПИСКОПАМ — и ко всем людям, коим дорога судьба гонимой Церкви Русской, как части Вселенской Церкви Христовой, за пониманием, поддержкой и святыми молитвами. Духовных же чад наших призываем твердо хранить истину Православия, свидетельствуя о ней и словом своим и особенно молитвенной, благочестивой христианской жизнью.

+ Митрополит Филарет.

1/14. XI. 1965


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Сайт "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков):
churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное