Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 32. (Основной)
27февраля/12 марта 2001

Содержание
Беседы об Истинном Православии.
Александр Каломирос. Камень Преткновения. 
Церковные Новости.
Председатель "Синода противостоящих" митр. Оропосский и Филийски Киприан осуждает "новый курс" РПЦЗ на сближение с экуменизмом. Документ и комментарий.
Указ архиеп. Женевского и Западно-Европейского Амвросия (РПЦЗ) о выведении клириков фарнцузского викариатства из подчинения еп. Варнаве Каннскому. 
Новые книги
Виктор Иванович Несмелов - философ, богослов, исповедник Истинного Православия
Обличитель безбожия - Ф.Е. Мельников
Подлинный лик Императорской России
Ответы на вопросы читателей
В чём ущерб для Церкви от перехода на новый стиль


Здравствуйте!
По техническим причинам традиционный понедельнечный выпуск, посвященный церковному календарю и Богослужению сдвигается на завтра. Сегодня у нас обычный выпуск, в котором центральное место занимают публикация русского перевода книги знаменитого греческого богослова Александра Каломироса "Камень преткновения", а также информационное сообщение о критике главой "Синода противостоящих" митр. Киприаном Оропосским и Филийским "нового курса РПЦЗ". В качестве начала обещанной републикации материалов первых дней существования нашей рассылки, когда не нее было подписано не так много народу, сегодня перепечатывается библиографический обзор из седьмого выпуска (от 15 февраля н.ст). Кроме того
в ответа на вопрос одного из читателей дано краткое разъяснение о причинах неприемлемости для истинно православных "нового стиля" в церковном календаре, наверное этот ответ будет "в тон" тому, что написано у Каломироса. 

Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы, с сегодняшнего дня открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com.

Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
27.02.2001
Преп. Прокопия Декаполита
Ваш,
Егор Холмогоров


БЕСЕДЫ ОБ ИСТИННОМ ПРАВОСЛАВИИ

Мы начинаем публикацию в нашей рассылке работы греческого истинно православного богослова Александра Каломироса (+1990)"Камень преткновения". Каломирос снискал себе широкую известность и уважение в Православном мире после публикации в середине шестидесятых его работы "Против ложного единения", в которой глубоко анализировал "дух века сего", экуменизм, религиозный синкретизм, и другие пагубные явления современной жизни. Вышедший в 1976 г. "THE TOUCHSTONE" - "Камень преткновения"(перевод - 1999 г. Центр Православного Просвещения) продолжал и углублял тематику первой книги, уже не столько критикуя "дух века сего" в общих словах, сколько утверждая и защищая тот выбор, который сделали истинно православные христиане Греции, решительно порвавшие любые церковные отношения с еретиками-экуменистами. Написанная на греческом материале и обращенная прежде всего к читателю в Греции, Америке и других странах, где действуют греческие патриархаты, книга эта звучит удивительно актуально и в России - здесь и "благодатно-мироточивые старцы", которых так много сейчас стало и в Греции и у нас, и которые имеют все добродетели, кроме главной - Правой Веры, и могут научить любым подвигам и духовным тайнам, кроме главной - Православия. Здесь и демагоги, которые заявляют, что они, конечно же, ересей не примелют, и патриархов-еретиков и митрополитов кощунников осуждают, но не будут порывать с ними "чтобы не устраивать раскола". Слегка меняется антураж, но суть явлений и в России и в Греции одна и та же и книга Александра Каломироса обнажает язвы современных духовных болезней в странах, бывших некогда православными, с предельной ясностью. 

Александр Каломирос
КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

ЭККЛИСИОЛОГИЯ
Наш век - это эпоха апостасии, о которой говорит Апостол во втором Послании к Солунянам. Я знаю, что «умные люди», «мудрецы», «ученые» снисходительно улыбнутся в ответ на мое утверждение. Люди «ученые» не допускают столь рискованных заявлений, особенно когда дело касается эсхатологии. Но я — не «умник», и я слышал, что Господь говорит нам: «Oт смоковницы научитеся притчи: егда уже вайя ея будут млада и листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва. Тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко Сын Человеческий близ есть, при дверех».
И вот, следуя заповеди Господа, я делаю мой вывод, поскольку вижу «сия вся».

До наступления нашего достойного удивления века православные верили в Православие, инославные — в свою ересь, безбожники — в свой атеизм; и каждый силился убедить другого, что обладает истиной! Люди верили в истину и боролись за нее — даже те, кто не ведал Истины. Страшная апостасия нынешней эпохи обязана своим существованием вовсе не тому, что наш мiр наполнился еретиками и безбожниками, которые, какова бы ни была их численность, в людях благочестивых могут лишь укрепить веру. Апостасия коренится в том, что ныне перестали верить в Истину, перестали верить, что Истина существует и что стоит прилагать усилие ради борьбы за Нее. Еретик, убежденный в своей ереси, стал теперь уже редкостью; также и безбожники-идеалисты, убежденные в своем атеизме — благословенное явление для нашей эпохи, хотя это и кажется странным. Современные люди потеряли всякое убеждение в чем бы то ни было. Для них все относительно, все поставлено под сомнение и неопределенно. Для них нет ничего, за что стоило бы бороться, что стоило бы защищать, кроме их собственного благополучия в этой преходящей жизни. В подобном мiре безбожник или убежденный еретик — это словно бы остров жизни посреди океана смерти, потому что его убежденность свидетельствует о стремлении к истине, и хотя эта убежденность неразумная, неясная и страстная, она, тем не менее, показывает, что еще не сожжены все мосты, связывающие душу с Богом, Который и есть та самая Истина, хотя эти люди этого не знают и не признают.

Итак, люди нашего века верят только в собственное благополучие. Для этого благополучия необходима мирная общественная жизнь, также как необходимо сотрудничество для обеспечения себя материальными благами. Чтобы это воплотилось в жизнь, всякие границы должны быть разрушены, все религии должны объединиться, так же как идеологии и народы. Все, что может быть причиной войны, борьбы, противостояния во мнениях, должно исчезнуть. Политика «сосуществования», идея объединенной Европы, масонский синкретизм, экуменизм, чаяние всемiрного Государства — это все есть выражение неутолимого стремления человека к такому благополучию, которое ничто не смогло бы нарушить.

Учение экуменизма состоит в том, что Истины нет нигде, это уничтожение надежды, испокон веков жившей в сердце человека, это отрицание Истины и замена ее человеческими истинами, которые должны делать друг другу уступки ради общего блага.

Экуменизм — это последняя и самая хитрая западня, устроенная диаволом человечеству, это самое опасное и коварное нападение на Церковь Христову. Это яд, парализующий душу и делающий ее неспособною верить, неспособною видеть свет, неспособною даже иметь жажду Истины; он затмевает смысл Православия, и вместо любви к больному и стремления исцелить его появляется любовь к самой болезни, вместо любви к еретику - любовь к его ереси.

ЕСЛИ СОЛЬ ОБУЯЕТ...
Мишенью для панрелигиозного синкретизма, называемого экуменизмом, является Православная Церковь, потому что она есть Церковь Христова, надежда и соль Mipa. Диавоп прекрасно знает, что если соль обуяет, то все человечество подвергнется разложению, а это-то и является целью для того, кто был человекоубийцей изначала.

Синкретизм — греческое слово, буквально означающее «подобный Криту». В древности критян отличало то, что во время опасности они объединялись, оставляя все политические и религиозные разногласия. В настоящее время слово «синкретизм» употребляется для обозначения безразличного совмещения противоречивых концепций, идеологий, понятий.

«Керкопорта» Константинополя (Имеется в виду маленькая дверца в стена Константинополя, которая единственная из всех не была охраняема... и через нее прошел враг, и город был взят) отворилась перед экуменизмом в 1919 г. Англиканская и епископальная «церкви», организовавшие «Экуменическое Движение», спешно направили в том году делегацию к Восточным Церквам, чтобы пригласить их послать своих представителей на конференцию экуменического движения «Вера и Устройство», которая должна была состояться в Женеве в августе следующего года. В то время местоблюстителем вселенского престола был Дорофей Брусский. «Я полагаю, — заявил он на заседании Синода 10 января 1919 г., — что для Православной Церкви пришло время серьезно подумать над вопросом объединения Поместных христианских Церквей». Синод с радостью принял предложение местоблюстителя и учредил комиссии для изучения способов, с помощью которых это объединение должно было осуществиться.

Год спустя, в январе 1920 г., была подготовлена историческая Энциклика Вселенского Патриархата, адресованная "всем Церквам Христовым", Она была разослана по всему мiру. Она должна была вызвать всеобщий энтузиазм. Протестанты всех течений рукоплескали Вселенскому Патриархату, который с тех пор кичится этой энцикликой, сделавшей его предтечей экуменического движения.

Итак, объединение Церквей должно было осуществиться, согласно этой энциклике Вселенского Патриархата, через поступательное уничтожение различий между «Поместными Церквами». В качестве первого шага энциклика предлагала:

1. принятие единого календаря «для совместного празднования всеми Церквами великих праздников»;
2. обмен братскими посланиями;
3. дружеские отношения между представителями этих Церквей;
4. связи между богословскими школами и обмен работами,
литературой и периодикой;
5. обмен учащимися;
6. созыв всехристианских конференций;
7. как можно более историческое и беспристрастное исследование догматических расхождений;
8. взаимное уважение нравов и обычаев;
9. предоставление для общего использования храмов и кладбищ;
10. регистрация смешанных браков;
11. взаимная поддержка в деле укрепления или утверждения религиозной веры, благотворительности и т. д...

На протяжении веков ни один епископ Константинопольского престола не бывал на Западе. Последним, кто совершил подобный визит, был патриарх Иосиф, участвовавший во Флорентийском лжесоборе 1439 г., на котором только Святитель Марк Ефесский отказался подписать унию Восточных Церквей с папизмом. Конец этого патриарха был печален.

Несмотря на это, по прошествии стольких веков, Дорофей пожелал ему подражать. Он был принят в Англии с большими почестями королем, лордами и другими официальными лицами. Но на грандиозной церемонии, организованной в его честь, присутствовать он не смог. Ему тоже пришлось умереть на Западе, вдали от своего престола. Однако захват Константинополя экуменизмом с тех пор стал совершившимся фактом.

Немного позже, Константинопольский патриарх Мелетий Метаксакис признает англиканские хиротонии. Новый всплеск энтузиазма (в протестантском мipe). «Первый шаг к полному видимому объединению сделан, — писала английская пресса. — Отныне православные смогут причащаться и отправлять требы у англиканских священников». В это же время начались совместные моления с инославными и преподание англиканских таинств православным.

Вскоре и Греческой Церкви пришлось присоединиться к экуменическому движению и оказывать в нем поддержку Константинопольскому Патриархату. Архиепископ Афинский Хризостом (Пападопупос) начал проповедовать «диалог любви» гораздо раньше Афинагора [Знаменитый патриарх Константинопольский - экуменист]. Вот что он заявил при своей интронизации: «Догматическое единство, к несчастью труднодостижимое, не является необходимым предварительным условием, поскольку единение в христианской любви может выровнять путь, ведущий к единству».

Следовательно, ересь экуменизма, в той форме, в которой она нам известна в настоящее время, появилась не прч Афинагоре, как некоторые хотят заставить нас поверить; она проникла в Православную Церковь в эпоху Дорофея, Мелетия Метаксакиса, Хризостома Пападопулоса, в то время когда греческий народ агонизировал в Малой Азии. Ересь впервые была официально провозглашена в православном мiре в 1920 г., в Энциклике Константинопольской Церкви, адресованной «ко всем Церквам всего мiра".

Однако, первый наружный симптом болезни появился в 1924 г. Это было проведение в жизнь и осуществление первого пункта Энциклики 1920г., т. е. принятие всеми Церквами единого календаря для совместного празднования великих праздников, путем чего устанавливалось литургическое единство «Церквей».

НОВОСТИЛЬНИЧЕСТВО - ФОРМА ЭКУМЕНИЗМА
Новостильники говорят, что они исправили календарь только по астрономическим причинам, ибо стыдно жить по календарю ошибочному и устаревшему. Прекрасно. Но астрономическая точность календаря совершенно не интересует Церковь. Единственное, что ее интересует, это праздничное литургическое единство и порядок в Поместных Церквах. Если даже предположить, что эти люди борются за научную точность, почему же тогда они не исправили календарь на основе научных данных ХХ-го в., вместо того чтобы использовать календарь папы Григория? Почему они не приняли календарь, разработанный Пьером Драгитом и предложенный всеправославному совещанию в Константинополе в 1923г.? Потому что настоящей причиной было вовсе не исправление календаря — вещь совершенно бесполезная с церковной точки зрения; нет, истинной целью было единство «Церквей» в совершении праздников, единство, которое могло быть достигнуто только путем принятия православными григорианского календаря папистов и протестантов; все должны были следовать одному и тому же календарю, чтобы начать осуществление первого этапа экуменического движения: единство «Церквей», называющихся христианскими.

Следовательно, не из-за страстной любви к 13 потерянным дням старостильники разорвали общение с обновленческой Церковью, но для того, чтобы остаться православными. Новостильничество есть то же самое, что экуменизм, отрицание Истины, отрицание Единой и Святой Церкви, отрицание Священного Предания, отрицание постоянного присутствия Святаго Духа в Церкви. Новостильники объявили ошибочным порядок праздников, установленный Отцами Церкви, разрушили календарную связь между пасхалией и неподвижными праздниками, упразднили посты, сделали неподвижные праздники подвижными — например, праздник Святого Георгия; они разрушили богослужебную гармонию и единство Греческой Церкви с другими Церквами, не изменившими календарь. И все это для того, чтобы праздновать одновременно с инославными Запада. Они предпочли праздновать вместе с папистами и протестантами в то время, когда их православные братья постились. А что же стало с постановлениями Соборов 1583, 1587 и 1593 гг., отлучающих от Причастия всех тех, кто принимает григорианскую реформу? Они притворились, что не знают о них, или презрели их с величайшим бесстыдством. А мы боремся за то, чтобы оставаться православными, несмотря на современную ересь экуменизма, которая растлила все в Государственной Церкви. Никогда не верьте тем, кто ищет растлить вас с помощью своей обычной лжи для простаков. Они скажут вам: «Какое тебе дело до того, что патриарх еретик, и что архиепископ или митрополиты его поминают, Наш глава не патриарх, а Христос. Мы-то знаем наше сердце и нашу веру, мы — православные. Пускай патриарх проповедует какую хочет ересь, пускай архиепископ поминает какого угодно еретика, они сами ответят за свою душу, а мы — за свою. К тому же мы — овцы, мы не вправе рассуждать об этом. Пастыри знают...» Христос сказал, что никто не может придти к Отцу не через Сына, Также и никто не может быть христианином индивидуально, но только будучи членом Церкви. А Церковь есть там, где исповедуется ИСТИНА. Там, где исповедуется экуменизм, то есть ложь, там нет Церкви, нет Христа. И не думайте, что нужно непременно взойти на кафедру и произнести экуменическую проповедь, хотя и это часто случается. В Церкви мы исповедуем нашу веру через имя епископа, которого поминаем. Православные поминают православного епископа, ариане — арианина, монофизиты — монофизита, иконоборцы - иконоборца, униаты — униата, а экуменисты — экумениста. В Церкви все может казаться православным, но епископ, которого поминает священник, дает нам понять, где мы находимся. В униатской церкви все кажется православным. Борода и волосы у униатского священника могут быть даже длиннее, чем у православных, псалмопение - более византийским и иконы — более строгими, и даже Символ Веры без прибавления Filioque, но священник там поминает униатского епископа, а тот поминает Папу, и тогда все это кажущееся православие исчезает во мгновение ока. Вы, быть может, скажете, что не обращаете внимания на то, какого епископа поминает священник, поскольку ваше сердце православно? Вы пошли бы причащаться в униатский храм? Но вы идете причащаться в новостильный храм, где все, по видимому, православно. Ваш приходской священник еще может носить бороду и волосы, проповедник — еще не быть «модернистом», но какого епископа поминает священник? А этот епископ — какого патриарха, или архиепископа, или синод он во всеуслышание поминает в диптихах? Они поминают Димитрия Константинопольского [Константинопольский патриарх-экуменист во время написания книги, сейчас в том же контексте поминается Варфоломей], если вы находитесь в Северной Греции; а при епископском служении вы слышите, что поминают Димитрия. А Димитрий — кого он вписал в свои синодики и поминает за каждой литургией? «Своего старшего брата», как он по всякому поводу называет Папу Римского Павла VI. Зачем же в таком случае избегать униатов, если, так или иначе, вы сами поминаете папу!

МАЛОЕ СТАДО.
Конечно, мы — овцы, но овцы разумные. Следовательно, мы вправе рассуждать об этом. Что касается пастырей, то Добрый Пастырь предупредил нас, что многие из них будут татями и разбойниками, которые не дверью входят. Разумные овцы идут за Добрым Пастырем, «яко ведят глас Его; по чуждем же не идут, яко не знают чуждаго гласа».

Экуменизм — это глас чуждых. Экуменические пастыри, хотя они и стараются изо всех сил казаться православными, чтобы лучше обманывать, на самом деле являются волками, «пришедшими в кожах овчих». Овцы Христовы поняли, с кем имеют дело, и отбежали далеко от пастырей-волков, следуя заповедям Христа, Апостолов и Отцов. А стан волков-пастырей в насмешку прозвал их «старостильниками», так же как христиан называли некогда в насмешку назореями, «народом-невеждой в законе». Но они забывают, что этих немощных и презренных мiра избрал Бог, «да премудрая посрамит». Православные, истинные православные, всегда составляли «малое стадо», всегда презираемое и гонимое. Но Господь сказал: «Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш Дать вам Царство». Чем были христиане для огромного множества неуверовавших иудеев? Чем были они в глазах язычников, хвалившихся мiрской культурой? Вопросите вашу совесть, и она ответит: «Они были чем-то таким же, как нынешние старостильники».

ЧЛЕН ВСЕМIРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ.
Это просто, очень просто. Греческая Государственная Церковь является членом Всемiрного Совета Церквей. Недавно официальная делегация ее епископов посетила Сицилию и много раз сослужила с папистами, к великой радости присутствовавшей при этом толпы латинян. В религиозных газетах новостильников вы найдете множество экуменических актов официальной Церкви Греции за последние годы. Официальный журнал Государственной Греческой Церкви, "Экклисия" [аналог отечественного "Журнала Московской Патриархии"], является экуменическим бюллетенем. Епископы Греческой Церкви совершают совместные богослужения с униатскими клириками, подчеркнуто появляются с ними рядом перед фотокамерами... И даже если всего этого и многого другого не было бы, даже если Греческая Церковь не принадлежала бы, как тело, экуменизму, даже если все епископы были бы православными по убеждениям, один только факт евхарисгического общения с патриархом Димитрием превращает их в отрицателей веры, учитывая все его высказывания в духе синкретизма. Златоуст громогласно объявляет врагами Божиими не только еретиков, но также и всех, кто имеет общение с ними: «Одни потерпели кораблекрушение в вопросах веры, а другие, хотя и не были затоплены волнением помыслов, погибли, общаясь с их ересью». Значит, положение вещей предельно ясно для всех желающие остаться православными: им следует прервать всякое общение с волками-пастырями и согласиться носить прозвище «старостильников». Это-то и есть тот узловой пункт, который осложняет дело. В самом деле, если нам тяжело сносить насмешки или молчаливое презрение со стороны мiра, насколько же тяжелее терпеть их от «братьев во Христе»!

ПРИМАНКА БЛАГОЧЕСТИВЫХ РЕЧЕЙ.
В наши дни лжепророков и лжеучителей Греция наполнилась «духовными наставниками», умеющими красиво и правильно говорить, о жизни, о молитве, об аскетизме, но когда им задают вопросы о вере, они отвечают, что эти вопросы не имеют отношения к духовной жизни, и что христиане не должны ими интересоваться; как будто благодать Божия может быть не связанной с православным мышлением. Эти-то люди, не отстаивающие свою веру, никому не мешают, и они у всех на хорошем счету. О них хорошо говорят, их называют святыми. А именно эти люди приносят наибольшее зло простым благочестивым душам, убеждая их закрыть глаза и следовать, не задавая вопросов, за «Патриархом» и «Церковью». Именно эти люди являются самыми действенными союзниками экуменизма; без них страшная ересь никогда бы не укоренилась; они обезоруживают тех, которые могли бы стать доблестными борцами за Православие. Святой Исидор Пелусиот говорит о них: «Как рыбаки скрывают под приманкой крючок и таким образом обманом уловляют рыбу, так злобные союзники ереси скрывают под благочестивыми речами свое злочестие и растленное учение и уловляют на крючок простые души, чтобы умертвить их...».

ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ОТЛУЧЕННЫМИ ОТ СИНАГОГИ
Во время земной жизни Христа многие иудейские князья поняли, Кем Он был, но не исповедывал Его, чтобы не потерпеть последствий своего исповедания. Вот что мы читаем в Священном Писании; "Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию" (Ин. 10, 42-43).

Сегодня мы видим то же самое. Многие из начальствующих у православных христиан, этого Нового Израиля, прекрасно знают, что происходит вокруг нас, и прекрасно понимают, что Православие официально заменили универсальным синкретизмом, но они отрицают и отказываются признать это, чтобы не лишиться благ мiра сего, человеческой славы, своих приверженцев, своего положения и жалования, которые они сохраняют, соблюдая правило послушания — молча или же выражая при этом протест.

Из этих начальников Нового Израиля одни — епископы, другие — священники, третьи — мiряне, преподаватели духовных Школ, руководители религиозных братств и т.п.; и все они боятся лишь одного: быть отлученными от синагоги. Так своими делами они предают Христа ради того, чтобы сохранить верность первосвященникам, которые распяли Его и распинают вновь.

КАМЕНЬ ВМЕСТО ХЛЕБА.
Их учение имеет под собой два особых основания:
1. введение новой формы экклисиологии, неведомой Православию, согласно которой христианин может исповедовать веру, отличающуюся от веры его епископа;
2. борьба со Старостильной Церковью законными и незаконными способами.
Некоторые имеют власть называть черное белым, а белое - черным. И это является характерной чертой мудрости Mipa сего. Но немощные
Mipa, которых избрал Бог, способны распознать эту мудрость и понять, что это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Это мудрость холодная, сухая, привязанная к букве закона, диавольская, горделивая, умственная. Эта мудрость не может принести ничего положительного, не может принести в сердце мир Христов, но приносит лишь беспокойство и смятение. Впрочем, эти беспокойство м смятение и являются их единственной сознательной целью. Они пишут лишь для того, чтобы внести сомнения, тревогу и смятение в колеблющиеся, неустойчивые души, которым недостает догматической и духовной основы.

Горе вам, слепцы, дающие камень тем, кто просит у вас хлеба, видящие грядущего волка и бросающие овец на растерзание ему. Образ благочестия вы имеете, и с этим никто не спорит; однако, они имеют лишь образ благочестия, но душой и умом предались Mipy. Да вы мыслите, как люди мiра сего: сохранить порядок и послушание, покорность властям превыше всего. Истина? Что есть Истина? Ничего, мы как-нибудь ее приспособим. А послушание? Горе нам, если мы утратим послушание! Поистине, чем подобный образ мыслей отличается от иезуитского? И в чем такая экклисиология может позавидовать экклисиологии латинян?

ГЛАГОЛЮЩЕСЯ БЫТИ МУДРИ, ОБЪЮРОДЕША.
«Религия Христа - зто так просто, - говорил блаженной памяти Фотий Контоглу [известный греческий истинно православный иконописец], — это сама простота. И однако же, люди превратили ее в сложную систему, подобную всем системам, всегда страдающим недостатком здоровья". Борьба старостильников чиста и прозрачна, как вода горных ручьев. Они борются за то, чтобы сохранить Православие таким, каким они приняли его от Отцов, от Апостолов. Но посмотрите, во сколько покровов завернули, во сколько клубков замотали, сколькими законами и правилами их враги опутали Церковь Христову, и так ловко, что под конец, сами того не сознавая, они пришли к абсолютному агностицизму, т. е. к самому отрицанию веры, причем в его чистейшей форме. «Меня спросят, быть может, — пишет один из них, — а является ли для Бога патриарх Афинагор православным? Ожидает ли Бог соборного решения, чтобы признать Афинагора отпавшим от православной веры». И вот каков ответ на этот разумный вопрос: «Мы ведь не Херувимы и не Серафимы, чтобы навести справки в небесных архивах и узнать, кто из людей там записан, а кто вычеркнут... кто из нас может с абсолютной уверенностью сказать, каково Божие определение для того или иного священника или епископа!» Но если мы не имеем возможности отличить Истину от заблуждения. Православие от ереси, на чем же тогда основана наша вера? Почему мы веруем во Христа и не верим в Будду? Почему мы верим Святителю Афанасию, а не арианам? Почему мы верим Седьмому Вселенскому Собору, осудившему иконоборцев, и не верим другому «седьмому вселенскому собору», осудившему православных? Горе было бы нам, если бы во времена иконоборчества православные чаяли бы на основании решения собора узнать, что написано в небесных архивах. Кого осудил мнимый собор? Православных. Горе было бы нам, если бы наши Отцы рассуждали тогда так же, как ныне рассуждают противники старостильников. Именно о них писал Апостол Павел: Осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце: глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим. 1, 21-22).
Продолжение следует


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ФИЛИЙСКОГО И ОРОПОССКОГО КИПРИАНА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДА ПРОТИВОСТОЯЩИХ ИПЦ ГРЕЦИИ, АРХИЕРЕЙСКОМУ СИНОДУ РПЦЗ

Архиерейскому Синоду
Русской Православной Церкви Заграницей,
к вниманию Архиепископа Лавра
въ гор. Нью-Йорке.

Фили, Аттика, Греция
1 января 2001 г.
(цер. календ.)
Обрезание Господне и
свят. Василий Вел.

Ваши Преосвященства,
Преосвященные Святые Архиереи,
Возлюбленные братия и сослужители нашего смирения,
Приветствуем Вас с радостью о Господе!

Поздравляем Вас всех с началом нового лета благости нашего Господа, начинающего третье тысячелетие по Рождестве Христовом, и возносим славословие в вышних Богу за этот неизреченный дар. Буди имя Господне благословенно!

А. Этим нашим братским письмом, выражая общее мнение всех членов нашего Священного Синода Противостоящих, мне хотелось бы известить Ваши Преосвященства о том, что мы с большим вниманием читали Послание Вашего Архиерейского Собора прошлого октября к Вашей пастве, и благодарим нашего Господа, Который сохраняет Вашу Православную Зарубежную Церковь въ единстве и в жизни, и даетъ ей мудрость к разумению Его святой воли "благия и угодныя и совершенныя" среди новых исторических обстоятельств и требований.

Конечно, мы знаем об испытаниях, которые проходит часть Вашей богоспасаемой паствы, явно из-за неправильного понимания духа Вашего Послания. Поэтому мы искренно молимся, дабы Господь Бог внушил мир в сердцах всех, чтобы преобладали любовь и единство, и мир, это многовожделенное дело и слово, обеспечивающее духовный рост и неповрежденное совершение спасительного дела Церкви.

По случаю этого письменного общения съ Вами, считаю уместным предложить вниманию Ваших Преосвященств некоторые мысли и соображения "к назиданию, а не на разорение", возникающие из сознания нашей ответственности перед всей Церковью и направленные к укреплению единства наших двух Священных Синодов.

Б. Въ 1994 г. наше единство было возобновленным, как естественное последствие нашего общего исповедания Православия и имело ввиду общее свидетельство об Истине перед современными официальными православными юрисдикциями в экуменической апостасии, по примеру видных архиереев -- символов Вашей Церкви, какъ приснопамятные Митрополит Филарет (+ 1985 г.) и Архиепископ Аверкий (+ 1976).

Для нас, это было первым и главным значением нашего евхаристического единства с Вами, с перспективой плодотворного совместного труда, начало которого было положено в течение первых двух лет после возстановления нашего единства, то есть до 1996 г.

(1) С тех пор, несмотря на наши искренние чувства любви и уважения к Вам, мы наблюдаем, что Вы стали держаться на каком-то "расстоянии" от нас. Затем, к нашему удивлению, приходилось нам иметь дело с некой неприятной и порой небратолюбивой позицией некоторых архиереев Вашего Священного Синода, что заставило нас с большим терпением, великодушием и молитвой ответить на некоторые обвинения, и предложить Вам добровольно и ясно нужные объяснения, как напримеръ, наше письмо № 244 от 10.1.1997 г.

(2) Дальше, некоторые церковные действия Вашего Священного Синода вызвали у нас справедливое недоумение. Екклезиологическая основа нашего Священного Синода, как явно и твердо анти-экуменистическая, никогда не позволяла нам иметь общение с официальными православными юрисдикциями, потому что они деятельно участвуют в экуменическом движении и принадлежат "Всемирному совету церквей". Ваш Священный Синод, хотя бережливо, но все же не скрывая этого, действуетъ противоположно.

(3) Конечно, мы полагаем, что это прямое или косвенное, но все же постоянное общение некоторых из Ваших клириков с некоторыми официальными экуменистическими юрисдикциями, вытекает из некой стратегии Вашего Священного Синода, которую мы отчасти понимаем. Однако мы не можем оставить этот вопрос неотмеченным, потому что с справедливой тревогой наблюдаем, что эта тактика ведет Вас в два безвыходных положения:

а. к несоответствию между теорией и практикой, по которой Ваше соборно и четко заявленное анти-экуменическое самосознание, упраздняется на деле через общение с экуменистами или с теми, которые находятся в общении с ними;

б. к фактическому упразднению одной из главных целей нашего существования, как огражденных от экуменистовъ православных общин, то есть -- отказ от постоянного и братолюбивого напоминания экуменистам о том, что они поступают не по Богу и все отступают от Соборного и Святоотеческого Предания Православия.

(4) В вышеизложенном, мы имеем в виду, главным образом, известное и почитаемое за неофициальное и спорадическое общение Ваше с Сербской Церковью, которая, и этого не нужно забывать, полностью участвует в современном синкретическом межхристианском и межрелигиозном экуменическом движении, несмотря на обнадеживающую тревогу и противодействие в ее недрах со стороны клира и мирян.

(5) Следует заметить, что все возрастающее количество этих сослужений некоторых из Ваших архиереев с некоторыми юрисдикциями, участвующими в экуменизме, совершались открыто вплоть до начала Вашего Архиерейского Собора прошлого октября. Это ставило нас в трудное положение перед нашей справедливо обезпокоенной этим паствой, так что трудно было нам их успокоить, особенно после того, как один из наших клириков прервал общение с нами из-за двусмысленности Вашей позиции в вопросе отношений с экуменистами.

(6) В связи с этим, мы можем утверждать, что некоторые деяния Вашего последнего Архиерейского Собора увеличивают наше беспокойство за будущее, и поэтому принуждают нас к усердной и продолжительной молитве. Имеем в виду -- возвышение и назначение на очень ответственные должности в Вашей Иерархии лиц, враждебно настроенных не только к нам, а вообще к нашей анти-экуменической позиции, как например, преосвященный епископ Амвросий. Также мы имеем в виду официальное заявление о Ваших отношениях с Сербской Церковью и с некоторыми другими Поместными Церквами, как например, Грузинская и Чехословацкая. Все это указываетъ на то, что мы неодинаково понимаем ту позицию, которую следует занимать по отношению к официальным и участвующим в экуменизме юрисдикциям.

(7) Более конкретно -- Ваше недавнее заявление, что Вы официально имеете общение с Сербской Патриархией, вместе съ Вашей просьбой к ней -- не прерывать этого общения, и также Ваше благосклонное расположение по отношению к некоторым Поместным Церквам, которые на первый взгляд представляются более консервативными, чем остальные, усиливают наше чувство, что Вы стали устойчиво держать курс, по существу, на постепенное отступление от светлой анти-экуменической традиции Вашей святой Церкви; традиции, которая оформлялась в течение последних тридцати лет и была выражена с отличной богословской четкостью.

(8) Этот постепенный уход от Вашей прежней анти-экуменической традиции превращает в мертвую букву заявление в Послании Вашего последнего Архиерейского Собора о том, что Вы продолжаете сохранять неповрежденной чистоту веры и анти-экуменизма, потому что сохранение этого налагает на Вас долг исполнять требования Православного Противостояния и Ограждения, согласно вековому святоотеческому правилу:

«Ничто не предпочитается истине и сохранению себя прочно в ней» (Свят. Василий Вел., PG, т. 32, с. 925).

(9) Надеемся, что это краткое изложение ясно передает наше «справедливое недоумение» (§ Б 2), которое принимает внушительные размеры при воспоминании о том, что наш общий подвиг веры и исповедания в только что прошедшем столетии был украшен героическими и святыми лицами в России, в Греции, в Румынии и Болгарии, которые считали мученичество и страдание и «поношеше Христово», как единственный законный и спасительный путь, отвергая общение к осуждению с официальными, но участвующими в экуменизме православными юрисдикциями.

(10) Мы не можем ни в коем случае игнорировать предшествующих нам мучеников и исповедников за Веру и отказаться "поминати наставники наши», именно въ тот момент, когда так называемые официальные православные, как Вы наверно знаете, недавно, после всеобщего сослужения и совместного празднования Рождества Христова по новому стилю в Фанаре и в Никеи, издали общее «Заявление» (26.12. 2000 г.), в котором они все вместе утверждают свое участие с другими в современном экуменическом движении, представляя это, как якобы необходимое стремление к восстановлению единства христиан, посредством диалога истины и любви, будто экуменическое движение является просто каким-то невинным "диалогом истины и любви". При этом они подчеркнули и следующее:

"Неприемлемым и заслуживающим осуждения нужно считатъ нарушение единства Церкви под предлогом сохранения обычаев и традиций или якобы защиты истинного Православия. Как свидетелъствует вся жизнъ Православной Церкви, различие в обычаях никак не препятствует евхаристическому общению между Православными Церквами и сохранение истинной православной веры обеспечивается соборным принципом, который издревле является верховным судом в Церкви касательно вопросов веры" (пункт 10).

(11) Ясно, что «неприемлемой и заслуживающей осуждения» названа наша позиция с Вами. Однако мы никак не «нарушаем единство Церкви» ради второстепенных вопросов. Напротив, мы отмежевываемся законно и канонично от тех православных экуменистов, которые с 1920 г. своим синкретическим сотрудничеством и совместными молитвами с инославными и также своим экуменическим богословием и богословскими диалогами разложились до такой степени, что Ваш Архиерейский Собор справедливо заявил в 1971 г. (в Монреале, 14-28. 09. 1971 г.), что «экуменизм — ересь против догмата Церкви».

(12) Также нужно заметить, что вышеуказанное «осуждение» нас с Вами подписали не только первенствующий экуменист патриарх Варфоломей, экуменисты первоиерархи Александрийский Петр, Антиохийский Игнатий, Румынский Феоктист, Албанский Анастасий и представитель Финляндской Церкви архиепископ Оульский Амвросий, как и новостильные архиепископ Афинский Христодул и Болгарский патриарх Максим с другими, но также и старостильные, но участвующие в экуменизме и «Всемирном совете церквей», и согласующие во всем с остальными, патриарх Сербский Павел, представитель Грузинской Церкви митр. Авраам и архиепископ Чехословацкой Церкви Николай; патр. Алексий московский отсутствовал по поводу известного вопроса об Эстонии, а не по поводу его несогласия с указанным выше соглашением.

Преосвященные и святые apxиeрeи,

В. Все более и более ожесточенное отношение к намъ с Вами со стороны находящихся в нововведениях и ереси православных экуменистов, доходящее до перерукоположения наших клириков, переходящих к ним, заставило нас, через это письмо, приложить свои усилия к тому, чтобы с одной стороны более глубоко осознать екклезиологические основы наших православных общин, а с другой стороны -- обновить наше решение продолжать свое Православное и Богоугодное Противостояние, чтобы возбудить церковное сознание к осуждению на Всеправославном или Вселенском Соборе ереси экуменизма и всего с ним связанного, дабы таким образом объединилась бы разделенная сегодня Церковь в Православной Bере.

(1) Наш Священный Синод, милостью Божией, твердо решился отзываться на доверие своей благочестивой и подвизающейся паствы и не иметь впредь, как и доселе не имел, ни прямого, ни косвеного общения с экуменистами из православныx.

(2) Эта позиция, в согласии с соборным и святоотеческим преданием Православия, отвергает релятивизацию Истины, ставит предел разнузданному межконфессиональному и межрелигиозному синкретизму и избавляет Церковь от догматического, нравственного и канонического "минимализма".

(3) Ясно, что этот широкий спектр Православного и Богоугодного Противостояния является надеждой благочестивых православных христиан повсюду, которые с глубокой тревогой смотрят на участие официальных юрисдикций в вышеуказанном процессе разложения -- неизбежного последствия участия в экуменическом движении и в "Всемирном совете церквей".

(4) Наш Священный Синод, внимая этой тревоге благочестивых православных христиан и также сознавая свое призвание, готов подать помощь всем обращающимся к нему в их стремлении оставаться в спасительной ограде не подверженного нововведениями Православия. Для этого мы не жалеем ни трудов, ни жертв, как, с Божией помощью, это было с самого начала.

(5) Мы глубоко убеждены, что постоянный рост отмежевавшихся анти-экуменических общин внутри поместных официальных юрисдикций является нашим историческим призванием, и что исполняющие его, съ благодатью Божией, мы сохраняем свое Православие и соблюдаем неповрежденным апостольский и святоотеческий Залог, с упованием на чудо объединения путем соборного осуждения ереси экуменизма.

(6) Чувствительность нашего Священного Синода по отношению к этому видению, с самого начала, внушила нам обновить евхаристическое общение с Вами. Теперь мы усердно молимся, чтобы Божественный Домостроитель Церкви просветил, укрепил и наставил Вас в продолжении Вашей анти-экуменической традиции согласно заповедям общих наших наставников и в полном сознании высоких требований нашей весьма смутной эпохи.

(7) Братский ответ с Вашей стороны на это наше смиренное письмо доставил бы нам большую радость, чтобы таким образом проявилось между нами "единение Духа в союзе мира" (Ефес. 4, 3).

В заключение, целую Ваши Преосвященства братским лобзанием о Господе, испрашивая у Божественного Домостроителя Церкви, дабы Ваши лета были изобильными, здравыми и радостными.

С любовью о Христе и совершенным почтением, Ваших Преосвященств любящий собрат,

+ Киприан, Митрополит Оропосский и Филийский,
Председатель Священного Синода Противостоящих.

митр. КиприанКомментарий Православного журнала «Вертоградъ». На протяжении семи последних лет не утихали в Русской Зарубежной Церкви споры вокруг либеральной экклесиологии председателя одного из греческих старостильных Синодов митрополита Киприана (Куцумбаса). Это учение, которое остальными греческими старостильниками считается еретическим, вводит в православную экклесиологию типично экуменическое понятие «разделенной Церкви», состоящей одновременно из «больных» членов – «православных экуменистов» – и «здоровых» -- «православных противостоящих». Официальное признание этого учения Архиерейским Собором РПЦЗ 1994 года как тождественного экклесиологии Русской Зарубежной Церкви было воспринято ревнителями Истинного Православия как серьезный шаг на пути сближения Русской Зарубежной Церкви с экуменическим «мировым православием» и МП. Противоречащее православному Преданию (эти противоречия выявлены и рассмотрены в статье «Возможен ли «истинно-православный» экуменизм» // Вдъ-Информ, № 7-8 (64-65), 2000, сс. 45-59) учение митрополита Киприана должно было стать теоретической основой для сближения с РПЦЗ и МП, которые, в контексте этого учения, рассматривались как «две части единой Русской Церкви». Консервативные иерархи и духовенство РПЦЗ отказывались сослужить с «киприанитами», а многие даже называли их учение «киприанитской ересью».

После всего вышесказанного становится ясно, что критика либеральных решений Архиерейского Собора РПЦЗ, состоявшегося в октябре 2000 г., со стороны «киприанитов», точнее – со стороны главного идеолога теории «разделенной Церкви», -- это, может быть, одно из самых серьезных обличений того, что участники упомянутого Собора зашли действительно черезчур далеко в деле сближения и единения с экуменистами. Необходимо заметить, что Послание митрополита Киприана Архиерейскому Собору РПЦЗ написано в очень резких тонах, контрастирующих с мягкими и крайне вежливыми его Посланиями прошлых лет. По сути дела, митрополит Киприан обличает иерархию РПЦЗ в отступлении даже от той чрезвычайно мякгой «версии» Истинного Православия, которую он ей предлагал.

Чтобы лучше понять масштаб случившегося, надо вкратце вспомнить о том, что представляет собой возглавляемый митрополитом Киприаном Синод Противостоящих ИПЦ Греции и какова его церковная позиция [Официальную информацию можно получить здесь: http://orthodoxinfo.com/resistance/res_tocgreece.htm ]

Истоки "киприанизма" как идейного течения среди истинно-православных лежат в позиции одного из основателей ИПЦ Греции митр. Хризостома Флоринского, которую он занимал в период с 1937 по 1950 гг. Митрополит Хризостом отмежевался тогда от жесткой позиции, сформулированной ранее истинно-православными христианами Греции, считавшими новостильников «безблагодатным расколом». Согласно «флоринитскому» учению, новостилие представляет собой только "потенциальную угрозу раскола", не повреждая благодатной жизни в проведших модернистские реформы церквах, а старостильники есть не Истинная Церковь, а только православный «авангард» (выражаясь языком митрополита Киприана, движение «противостоящих») внутри "официальных церквей". Эта позиция митр. Хризостома привела к разделению греков-старостильников на либеральных "флоринитов" и радикальных "матфеевцев". Однако в 1950-м году митр. Хризостом публично отказался от своей либеральной теории, вернувшись к традиционному исповеданию, согласно которому новостильники являются отделившимся от Церкви сообществом (греки называют такие сообщества «парасинагогами»). После смерти митрополита Хризостома, особенно в 1970-80-е гг. "флоринитская" экклесиология все более приближалась к "матфеевской", признавая решительно невозможным какое-либо общение с новостильниками, к тому же ставшими экуменистами, и отрицая их благодатность (что проявилось в принятии «флоринитами» новостильников и экуменистов либо через миропомазание, либо через крещение).

Однако экклесиология "авангарда-простовостояния" никогда до конца не исчезала среди "флоринитов", а в конце 1970-х нашла энергичного защитника в лице архимандрита Киприана (Куцумбаса) – бывшего новостильника. В 1979 г., во время раскола «флоринитов» на «хризостомовцев», «каллиститов», «авксентьевцев», о. Киприан был рукоположен во епископа митр. Каллистом Коринфским -- одним из ярких деятелей ИПЦ Греции и большим другом Русской Зарубежной Церкви, однако вскоре митр. Каллист был вынужден уйти на покой. Пpичиной его ухода стала публикация книги, в котоpой владыка Каллист объявлял таинства новостильников полностью лишенными благодати и недействительными. Сменивший его на посту пpедседателя Синода митp. Антоний Мегаpский стремился подвести солидную «теоретическую базу» под фактический церковный переворот, поэтому он поручил богословски образованному митp. Кипpиану составить экклесиологические тезисы, направленные против учения митрополита Каллиста. Однако тезисы митр. Кипpиана оказались слишком либеральными и не были одобрены Синодом митр. Антония. А самого митр. Киприана иеpаpхи этого Синода запретили в служении за антиканоническую практику молитвенного общения с новостильниками и экуменистами и за пpинятие в алтаpе (27 августа 1984 г.) экуменического новостильного патpиаpха Александpийского Hиколая. Митp. Кипpиан не подчинился этому запрещению и вместе с митp. Джованни (Иоанном) Саpдинским ушел в pаскол, создав собственный Синод.

После того, когда все тpи "флоpинских" юpисдикции объединились, 13 иеpаpхов "фолоринского" Синода извеpгли из сана митp. Кипpиана и отлучили его от Цеpкви. В число членов этого единого Синода входил, между пpочим, и митp. Антоний Мегаpский, котоpый в свое вpемя с митp. Каллистом (+ 1985) совеpшил над о. Кипpианом аpхиеpейскую хиpотонию. Свою подпись под синодальным Указом о низложении и отлучении Кипpиана митp. Антоний сопpоводил специальной оговоpкой, что он "полностью согласен и подтвеpждает подписью". Таким образом, каноническое положение митр. Киприана оказалось более чем сомнительным и почти все греки-старостильники считают его самосвятом.

Однако канонический статус митр. Киприана отходит на второй план, когда возникают вопросы, связанные с его богословским учением – знаменитой «киприанитской экклесиологией». Основные положения ее таковы (цит. по: Митp. Кипpиан. Экклезиологические тезисы, или Изложение учения о Цеpкви для пpавославных, пpотивостоящих еpеси экуменизма. Фили. 1993): "Пpавославные pазделились на две части: на болящих в веpе и на здоpовых; на обновленцев и на пpотивостоящих" (гл. 3, с. 4); "Тот, кто пpоповедует еpесь, и тот, кто пpивносит нововведение в Цеpковь, pазделяет Ее и наpушает ее целостность и единство" (гл. 2, с 3); "Цеpковь сегодня pазделена" (гл. 5, с 7). Еpетикам-экуменистам митp. Кипpиан дает следующее опpеделение: "Лица, заблуждающие в пpавильном понимании веpы, и тем согpешающие, но еще не осужденные цеpковным судом, являются заболевшими членами Цеpкви"; "они являются не осужденными схизматиками или еpетиками, а членами Цеpкви, еще не пpиведенными к суду" (гл. 1,4, с. 2,7). Митp. Кипpиан считает, что "новостильники до сих поp не осуждены", они только "подлежат суду" Всепpавославного Собоpа, пpичем, пpошлые постановления Вселенских и Поместных Собоpов, анафематствовавших Гpигоpианскую Пасхалию и месяцеслов, являются только "основанием" для осуждения настоящих последователей папского нововведения, и "следовательно, их таинства действительны".

"Стpанно слышать от утвеpждающего свою пpавославность епископа, -- писал Еп. Гpигоpий (Гpаббе) в своем обличительном Послании по поводу пpинятия Архиерейским Собоpом РПЦЗ экклесиологии митp. Кипpиана [см. http://www.church.ru/gr-grabbe/zavet/cyprianos.htm], - мысль о том, что Цеpковь может "pазделяться". Святые Отцы учили, что она всегда была, есть и будет единой Hевестой Хpистовой. От нее можно только отпасть или же в нее возвpатиться чеpез покаяние". Говоря об учении митp. Кипpиана в целом, Еп. Гpигоpий констатиpовал, что Кипpиан "и его епископат исповедуют свое собственное и никак не пpавославное учение о возможности благодатного действия Св. Духа в явно ставших еpетическими цеpквах". Митр. Киприан провозглашает еретические экуменические сообщества "Матерью-Церковью", имеющей полноту церковной и благодатной жизни, а не принимающих экуменической ереси всего лишь "оградившими себя" от общения с исповедующими эту ересь.

Не имея сколько-нибудь значительного числа последователей в Греции, митр. Киприан, тем не менее, подчинил себе большинство румынских старостильников -- Синод митр. Власия – и поставил епископа Фотия Триадицкого в Болгарию. Митр. Киприан довольно долго добивался установления общения с Русской Зарубежной Церковью, что сильно укрепило бы позиции его Церкви, прежде всего, в самой Греции, где вплоть до 1990-х гг. сохранялось уважительное отношение к РПЦЗ как к одной из авторитетнейших хранительниц Истинного Православия. Наконец, Аpхиеpейский Собоp РПЦЗ 1994 г. в Сан-Фpанцисско своим Опpеделением от 28 июня/11 июля постановил "установить молитвенное и евхаpистическое общение с Гpеческим Стаpостильным Синодом Митpополита Кипpиана". Относительно канонического положения этого Синода Собоp высказал следующее: "Синод Аpхиепископа Хpизостома II в 1986 г. заочно судил и лишил сана Митpополита Кипpиана за то, что он, якобы, деpжится непpавославного учения и не желает объединиться с его Синодом. Hо как показывает истоpия стаpостильных pазделений, Митpополит Кипpиан не входил в Синод Аpхиепископа Хpизостома II, котоpый сфоpмиpовался только в конце 1985 г., а он был в Синоде Митpополита Каллиста с 1979 г., а по выходе за штат Митpополита Каллиста, с 1985 г. Митpополит Кипpиан возглавил этот Синод. Митpополит Кипpиан не был в Синоде Аpхиепископа Хpизостома, ему никогда не подчинялся и поэтому их пpещения не могут pаспpостpаняться на него". Таким образом, Архиерейский Собор РПЦЗ безоговорочно принял «версию» митр. Киприана, не ознакомившись с документами другим старостильных Синодов, которые свидетельствуют об ошибочности этой «версии».

Относительно "якобы непpавославного учения" Синода митp. Кипpиана pусские загpаничные иеpаpхи вынесли такое pешение: "Синод Митpополита Кипpиана всецело деpжится тех же экклезиологических и догматических пpинципов, как и наша Русская Заpубежная Цеpковь, подpобно об этом изложено в их бpошюpе -- "Изложение учения о Цеpкви для Пpавославных, пpотивостоящих еpеси

экуменизма". Одним из самых ярких свидетельств о тех нестроениях, которые вызвало в РПЦЗ это богословски некорректное решение, стал разрыв общения между Епископом Григорием (Граббе), осудившим «киприанизм» как ересь, и остальными архиереями РПЦЗ. «Киприанитская» экклесиология стала одним из факторов церковного разделения в России – Российская Православная (Автономная) Церковь и многие катакомбники стали обвинять РПЦЗ в приятии и распространении еретического учения.

Ныне в своем Послании митр. Киприан вновь подчеркивает неизменность своей экклесиологии, однако, к удивлению многих, дает ей более жесткую интерпретацию -- из вывода, что экуменизм ересь (что митр. Киприан утверждал всегда), он теперь заключает, что антиэкуменистам категорически нельзя иметь никакого церковного общения с "больными членами Церкви". Такой вывод из «киприанитской» экклесиологии был возможен и раньше, но на практике сам Киприан его никогда не делал, участвуя и в сослужениях, и в молитвах с "православными" экуменистами. Теперь он осуждает за это РПЦЗ, призывая ее твердо стоять на позиции антиэкуменизма и не поддерживать с экуменистами никакого церковного общения.

В чем причина подобного ужесточения позиции митр. Киприана? Первая причина -- это очевидное опасение остаться в одиночестве. В 1994 г. митр. Киприан значительно укрепил свои позиции в истинно-православном мире фактом своего признание РПЦЗ. Сейчас, стараниями тех, кто стремится объединит РПЦЗ с МП любой ценой и без всяких условий (типа упомянутого в послании митр. Киприана еп. Амвросия Женевского), митр. Киприан рискует остаться без РПЦЗ, сохранить общение с которой после объединения ее с МП он уже не сможет. Вторая причина – осложнение внутреннего положения в «киприанитском» Синоде: все больше его клириков и приходов осознает ложность его экклесиологической позиции, переходя в другие Истинно-Православные Церкви. Так, совсем недавно митр. Киприана покинула Православная Церковь Уганды, которая присоединилась к Бостонскому Синоду (HOCNA – Святая Православная Церковь Северной Америки). Третья возможная причина -- митр. Киприан протягивает архиереям РПЦЗ "руку помощи", помогая им отступить от радикально-либеральной позиции, не «потеряв лицо» – то есть не под давлением своей паствы (что многие из современных иерархов считают «унизительным»), а под влиянием "братских увещеваний" со стороны "Сестры-Церкви" (хотя это, в общем-то, зарубежным иерархам тоже кажется «унизительным», поскольку эту «Сестру», в отличие, например, от Сербской патриархии, они всегда воспринимали как младшую).

Скорее всего, митр. Киприан не получил и не получит никакого отклика со стороны Архиерейского Синода РПЦЗ, который в последнее время вообще редко кому отвечает. Видимо, в Синоде не придали его Посланию особого значения и решили не предавать его огласке, однако после того, как этот текст вошел в оборот, положение Синода РПЦЗ значительно осложниться -- сторонникам сближения с «мировым православием» станет затруднительно оперировать инструментарием "киприанитской" экклесиологии для того, чтобы оправдать свои действия, коль скоро сам автор этой экклесиологии их действия критикует. С другой стороны, консервативные силы в Зарубежной Церкви, имеют возможность убедиться в том, что новая линия РПЦЗ -- это даже не «умеренно-либеральный» "киприанизм", а нечто значительно более страшное, не имеющее даже подобия "антиэкуменической" позиции.

УКАЗ АРХИЕП. ЖЕНЕВСКОГО И ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО АМВРОСИЯ (РПЦЗ) ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ КЛИРИКОВ ФРАНЦУЗСКОГО ВИКАРИАТСТВА ОТ ПОДЧИНЕНИЯ ЕПИСКОПУ КАННСКОМУ ВАРНАВЕ

Клирикам и пастве
Французского викариатства
Западно-Европейской Епархии

№ 161/, BA/W
16 февраля/1 марта 2001 г.
-- св. мч. Памфила.

У К А З

Только что мне было сообщено с Интернет'а письмо за подписью Преосв. Епископа Варнавы Каннского под № .... Не высказываюсь ни о подлинности ни о содержании этого документа.

Во избежании новых негодований и безпорядков в лоне Западно-Европейской епархии, временно вывожу -- до выяснения дела -- клириков и паству французского викариатства из подчинения епископу Варнаве.

+ епископ Амвросий (подпись).
(печать).


 НОВЫЕ КНИГИ

Виктор Иванович Несмелов - философ, богослов, исповедник Истинного Православия
На церковном небосклоне конца ХIХ - начала ХХ веков В. И. Несмелов (1863-1937) - представлял собой редкостное явление, - крупнейший религиозный философ, далекий от вольнодумного, еретического духа тогдашней "религиозной философии" и кажется совершенно чуждый растлевающего влияния соловьевщины, профессор Казанской Духовной Академии - сотрудник Блаж. Митр. Антония (Храповицкого), учитель Сщмчч. Феодора (Поздеевского) и Виктора (Островидова). В.И. Несмелов, в отличие от многих ученых профессоров того времени, оказался верным сыном Церкви, не только не уклонившись в обновленчество, но и активно противостоя ему. После отступничества Митр. Сергия Виктор Иванович решительно встал на позицию своего предстоятеля - Священномученика Митрополита Кирилла, - одного из вождей антисергианского движения и был авторитетным лидером "непоминающих". В 1930-32 два года провел в застенках ГПУ и стяжал себе исповеднический венец, однако Господь судил Несмелову мирно скончать живот свой в страшном 1937 году в Казани. Памятником Несмелову остались две его диссертации: "Догматическая система св. Григория Нисского" и знаменитая "Наука о человеке" - опыт построения философской антропологии на христианских, церковных началах, названный Митр. Антонием "философской музыкой". Увлеченная "софианством" религиозная интеллигенция начала века проигнорировала труд Несмелова (хотя все историки русской философии считают себя обязанными посвятить несмеловской системе особый раздел), но, возможно, он окажется востребованным сегодня. Первое переиздание "Науки о человеке" в начале 1990-х стремительно разошлось. В 2000 году обе работы Несмелова переизданы пятитысячным тиражом в Санкт-Петербурге, "Центром изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского". В православных магазинах Москвы и Петербурга книги эти доступны, хотя стоят немало - в районе 100 р. И мы настоятельно рекомендуем читателям эти замечательные произведения православной богословской и философской мысли.

Обличитель безбожия - Ф.Е. Мельников
Феодор Евфимьевич Мельников (1874-1960) был удивительно яркой и колоритной фигурой в русской религиозной жизни первой половины века. Старообрядец-начетчик, он был великолепным полемистом - остроумным, находчивым, не лишенным, подчас, некоторой софистичности. Его апологетические работы в защиту "поповского" Белокриницкого старообрядчества считались представителями Российской Церкви опаснейшими работами в защиту раскола. В книге "Блуждающее богословие" - Ф.Е. Мельников подверг сокрушительным ударам многие противоречия и  неправды, накопившиеся в русской богословской науке за Синодальный период. С приходом революции в жизни Мельникова начинается новый этап - в отличие от многих старообрядцев, пошедших на союз с безбожниками, ради "потесенения" позиций "официальной Церкви", Мельников становится выдающимся обличителем безбожия. В начале 1920-х годов проходят его знаменитые диспуты с коммунистическими проповедниками безбожия, в частности - Бухариным. В диспутах Мельников, выступивший во всеоружии своего полемического таланта, одерживает над атеистами убедительные победы, показывая превосходство Христианской Православной Веры над путанной, абсурдной и кощунственной религией безбожного коммунизма. За участие в этих диспутах Мельникова начало преследовать ГПУ и он вынужден был сначала скрыываться в подполье по России, в Сибире, а потом перебраться заграницу, в Румынию, где существовала влиятельная старообрядческая община. В Румынии, в Кишиневе в 1937 году и была издана написанная Мельниковым по материалам диспутов книга "О безбожнических и христианских догматах, атинствах и обрядах". Являвшаяся огромной библиографической редкостью, она переиздана в 2000 г. в Барнауле издательством Лествица (уже выпустившим в свет мельниковскую историю старообрядчества), тиражом 1000 экземпляров. Стоит книга в районе 60 рублей. Мы рекомендуем нашим читателям этот увлекательный и назидательный памятник христианской апологетики времен гонений на Веру. 

Подлинный лик Императорской России
В 2001 году издательство Сретенского монастыря в Москве выпустило тиражом 10 000 экземпляров серию очерков замечательного русского историка, преподавателя Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвилле Н.Д. Тальберга. Серия объединена названием "Очерки истории Императорской России" и включает в себя брошюры о Государях Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I, Александре III, Николае II и работу "Подлинный Победоносцев". В этих очерках, публиковавшихся им в 1940-60-х годах в журнале "Православный Путь" Н.Д. Тальберг поставил и блестяще исполнил благородную задачу показать истинный облик русских государей, очерняемый как либеральной и большевицкой клеветой, так и не в меру ревностными ревнителями Православия, которым вся имперская эпоха представлялась сплошной полосой отступления и помрачения, а сами русские цари выходят какими-то безверующими тиранами. Работы Тальберга показывают выдающихся русских Государей как православных христиан и православных государственных деятелей, - в неожиданном облике, далеком от привычного мифа о "вольтерьянке" и "развратнице" на троне предстает Еватерина, с огромной любовью написана работа об Императоре Николае I - восстановителе и укрепителе многих исконных начал русской жизни, краток но монументален портрет Александра III - Миротворца, с большой любовью написаны очерки о личности Царя Мученика и о его благодеяниях Православной Церкви. Книги стоят от 5 до 15 рублей. Мы рекомендуем их всем, кто хочет составить целостное представление об Императорской России по церковным и глубоко патриотичным работам талантливого историка.


ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Я не совсем понимаю, в чём ущерб для Церкви от перехода на новый стиль.

В принципе - у меня есть целая коллекция материалов на эту тему, которые постепенно все будут размещены в выпусках рассылки. Один выпуск даже уже был сделан. Но попытаюсь ответить кратко, выразив суть дела.

У человека (и у любого живого существа) есть определенный ритм дыхания, ритм движений, десятки различных биоритмов, при нарушении которых он чувствует себя очень плохо. Например - когда у нас сбивается ритм сна, даже если по количеству часов получается то же самое, или когда начинается одышка после подъема по высокой крутой лестнице. Если нарушить такую ритмику человеку резко и сильно, на долгий срок, он почувствует себя плохо, заболеет, может даже и умереть.

Нечто подобное происходит и с календарем. Церковь не случайно зовется Телом Христовым и сравнивается с живым организмом - действительно, образ организма очень емко отражает всю сложность жизненных процессов идущих в Церкви. Православное Богослужение стоит в центре этого жизненного процесса, на таинство Евхаристии завязано все церковное бытие, а церковные богослужения непосредственно привязаны к литургии, на которой это таинство совершается. Таким образом церковная жизнь представляет собой очень точное и тонкое ритмическое согласование, где очень важно, чтобы все богослужения во всех местных церквах совершались единообразно и согласованно. Церковь столетиями вырабатывала эту систему согласований, которая в целом была закончена к XIII-XIV векам. И эта система вся вырабатывалась именно под юлианский календарь, которым пользовались еще Апостолы (как граждане Римской Империи).

Введение "нового стиля" всю эту систему тут же нарушает - разрушается счет богослужебных недель, разрушается соотношение подвижных и неподвижных праздников (весь церковный богослужебный год, состоит из двух "кругов" - подвижного, завязанного на Пасху и неподвижного, между ними установлено довольно строгое соотношение), периодически пропадает один из постов - Петровский (который начинается отсчитывая от "подвижной" даты - 1 Недели по Пятидесятнице, а кончается по "неподвижной" память Апостолов Петра и Павла). В общем начинается хаос, которого можно не почувствовать только не живя церковной богослужебной жизнью.

Зачем этот хаос нужен? Да низачем! Никто из "реформаторов" церковного календаря не выдвинул ни одного богословского аргумента, по которому имело бы смысл менять календарь. Ритмическая основа гражданского и церковного года - счет дней недели - пока одна и никаких реальных практических неудобств от того, что гражданские власти ввели новый стиль - не следовало. То есть было множество причин по которым не стоило вводить нового стиля и ни одной, - которая бы оправдывала эту затею.

Точнее одна была - чтобы праздновать церковные праздники вместе с католиками и протестантами. Другими словами - причиной изменения календаря был экуменизм, убеждение, что и православные и западные еретики должны жить "одной жизнью" и праздновать вместе, причем православные должны к западным приспособиться. Другими словами - единственная истинная причина изменения календаря была не только не церковная, но и прямо-таки антицерковная, навязывание Православной Церкви экуменизма. И те, кто менял календарь в 1923 году, даже рискуя праздновать церковные праздники не в один день со многими православными братьями, ясно показали - кто им ближе. Теперь очевидно, что тем, кто в Константинополе ввел новый стиль и служит по нему важнее было праздновать в один день с римским папой, а не с православными Москвы или Иерусалима. То есть - новокалендаризм - это нарушение жизненного, богослужебного ритма Православной Церкви ради достижения единства с западными исповеданиями. Как то, так и другое наносит Православной Церкви величайший ущерб. Так что те, кто используя всевозможные нечестные приемы в свое время этот новый стиль ввел, показали себя людьми, желающими Православию не пользы, но вреда. И всеми истинно православными рассматриваются именно в качестве таковых.


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Сайт "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное