Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 42. (Основной)
11/24 марта 2001

Содержание

Беседы об Истинном Православии
Архиеп. Аверкий. Святая ревность

Церковные новости
Епископ Хабаровский Амвросий пришел в сознание и выписан из больницы

Документы
Открытое письмо прот. Виктора Потапова редакции православного журнала "Вертоград" и ответ редакции

Наследие
Против обливательного крещения. Окружное послание Никифора, Архиепископа Славенского и Херсонского

Духовное слово св. Николая Сербского
Священнику К. о мировом кризисе

Новости Интернета
Новое на православных интернет-страницах

Курьезы
"Своя своих познаша"?


Здравствуйте!
Тему сегодняшнего выпуска нашей рассылки задает переписка между протоиереем РПЦЗ Виктором Потаповым (автором замечательной книги "Молчанием предается Бог", который, однако, кажется далеко уже отошел от высказанных в ней принципов) и редакцией Православного журнала "Вертоградъ". Эта переписка, замечательная сама по себе, подсказала нам две публикации - работу Архиеписокпа Аверкия о святой ревности по Бозе и материал посвященный недопустимости обливательного крещения - послание одного из русских иерархов XVIII века.

Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com  
Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.

11.03.2001
Св. Евфимия, Архиеп. Новгородского
Ваш,
Егор Холмогоров


БЕСЕДЫ ОБ ИСТИННОМ ПРАВОСЛАВИИ

Архиепископ Аверкий
СВЯТАЯ РЕВНОСТЬ

Огонь пришел я низвести на землю,
 и как желал бы, чтобы он уже возгорелся
(Лук 12, 49)

Самое главное в Христианстве, по ясному учению Слова Божия, это огонь Божественной ревности, ревности о Боге и о Его славе - та святая ревность, которая одна только и способна воодушевлять человека на труды и подвиги Богоугождения и без коей нет и подлинной жизни духовной - нет и не может быть истинного христианства. Без этой святой ревности христиане - только по имени "христиане": они только "имя носят будто живы", а в действительности "они мертвы", как это было сказано тайновидцу Иоанну (Апок. 3, 1). Истинная духовная ревность выражается, прежде всего, в ревности о славе Божией, чему учат нас слова молитвы Господней в самом ее начале: "Да святится имя Твое! Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!".

Ревнующий о славе Божией и сам всем сердцем славит Бога - и в мыслях, и в чувствах, и словами и делами и всею жизнью своею - и естественно горячо желает, чтобы и все другие люди так же славили Бога, как и он, а потому, конечно, не может равнодушно терпеть, чтобы в его присутствии так или иначе хулили Имя Божие или ругались над святыней. Ревнуя о Боге, он искренно стремится сам угождать Богу и Ему Единому служить всеми силами существа своего и готов до самозабвения, вплоть до пожертвования жизнью своею, всех людей приводить к Богоугождению и служению Богу. Не может он спокойно слушать кощунства, а потому не может поддерживать общения и вести дружбу с кощунниками, хулителями Имени Божия и поносителями святыни.

Живой и чрезвычайно яркий пример такой огненной ревности о славе Божией являет нам еще в глубине веков Ветхого Завета великий пророк Божий пламенный Илия, который скорбел душею, видя Богоотступничество своего народа, во главе с нечестивым царем Ахавом, введшим в Израиле языческое служение Ваалу, вместо Бога истинного.

"Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе", - так неоднократно восклицал он, выражая свою скорбь: "яко оставиша Тя сынове Израилевы, и олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя оружием избиша, и остах аз един, и ищут души моея изъяти ю" (3 Царств. 19, 10).

И вот эта святая ревность побудила его силою почивавшей в нем Благодати Божией, в наказание отступившему от Бога Израилю, "Заключить небо", так что не было ни дождя, ни росы "лета три и месяц шесть".

Эта же ревность побудила затем Илию заколоть ложных пророков и жрецов Вааловых, после чудесного ниспадения огня с неба на горе Кармил, дабы эти обманщики не отвращали более сынов Изаилевых от истинного Богопочитания (3 Царств 18, 40).

Силою той же ревности Божией св. Илия низвел огонь с неба, который попалил посланных царем схватить его пятидесятников с их воинами (4 Царств 1, 9-14).

А то что все это была действительно святая ревность, угодная Богу, засвидетельствовано было тем, что св. пророк Илия не умер обычной для всех людей смертью, а был чудесно вознесен на небо на огненной колеснице, как бы знаменовавшей его подлинно огненную ревность о Боге (4 Царств 2, 10-12).

Но уже тогда, в суровом Ветхом Завете, все же показано было Самим Господом Его верному служителю, что к таким строгим мерам можно прибегать только в крайних случаях, ибо Господь "не в большом и сильном ветре, раздиращем горы и сокрушающем скалы" и "не в землятресении" и "не в огне", а "в веянии тихого ветра" (3 Царств 19, 11-12).

И вот почему, когда особенно горячо ревновавшие о славе своего Божественного Учителя Иаков и Иоанн Захотели, подражая св. пророку Илии, низвести огонь с неба, чтобы наказать самарян, не пожелавших принять Его, когда Он шел через самарянское селение во Иерусалиме, Господь запретил им делать это, сказав "Не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Лук. 9, 51-56).

И тем не менее все же (во внимание неумеренным миролюбцам) Сам Господь Иисус Христос, говоривший: "научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем" (Мф. 11, 29), находил иногда нужным проявлять большую строгость и прибегать к суровым мерам, уча тем самым и нас, что кротость и смирение не означают мягкотелости и не должны склоняться перед явным злом и что истинный христианин должен быть далек от слащавой сентиментальности и не отступать перед злом, нагло поднимающим голову, а должен всегда быть непримиримым ко злу, борясь с ним всеми доступными ему мерами и средствами, дабы решительно пресечь распространение и укрепление зла среди людей.

Вспомним, с какой суровой обличительной речью обратился Господь к духовным вождям еврейского народа - книжникам и фарисеям, осуждая их за лицемерие и беззаконие: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!" и грозя им судом Божиим (Мф. 23, 39).

А там, где слов оказывалось недостаточно, Он применял воздействие на беззаконников самим делом. Так, найдя, что "в храме продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики денег", Он, "сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков разсыпал, а столы их опрокинул" (Ин. 2, 14-15; Мф. 21, 12-13).

Да и мало ли других примеров из Священной и Церковной истории мы знаем, когда одни слова убеждения оказывались недостаточными, и для пресечения зла необходимо было прибегать к более суровым мерам и решительным действиям.

Важно только, чтобы в подобных случаях говорила в человеке действительно одна чистая и святая ревность о славе Божией без всякой примеси самолюбия и всяких иных приражений страстей человеческих, только прикрывающих себя якобы святой ревностью о Боге!

Такой подлинно-святой ревностью, с решительной непримиримостью ко злу, прославился в истории Церкви великий святитель Христов Николай, Архиепископ Мирликийский Чудотворец, память которого мы празднуем 6 декабря по нашему православному календарю.

Кто не знает этого дивного святителя Христова Николая?

Знают его и благоговейно чтут не только христиане, но даже магометане и язычники, как великого и преславного чудотворца и скорого помощника людям во всех бедах и напастях. Кто бывал на берегах Черного Моря, мог видеть не раз икону святителя Николая на турецких фелюгах. Можно было видеть ее и в убогих саклях и юртах многочисленных инородцев населявших север и восток России вплоть до Манчжурии и Китая.

Наиболее характерная черта святителя Николая, давшая ему такую славу, это его необыкновенное христианское милосердие: "Никола Милостивец" - так обычно звали его среди простого русского народа, основываясь на данных его дивного жития и безчисленных случаях помощи его людям.

И вот этот великий святитель, столь прославившийся своим милостивым отношением к ближним, однажды допустил поступок, который многих смущал и доселе смущает, хотя достоверность его свидетельствуется церковным преданием, запечатленным в нашей иконописи и богослужении.

Согласно преданию, святитель Николай принимал участие в Первом Вселенскоом Соборе, бывшем в Никее, который вынес осуждение еретика Ария, отвергавшего Божество второй Ипостаси Св. Троицы - Сына Божия. Во время происходивших при этом прений, святитель Николай не мог равнодушно слушать богохульных речей одержимого гордостью надменного еретика Ария, унижавшего божественное достоинство Сына Божия, и при всем соборе "заушил его", то есть ударил рукой по лицу. Это вызвало такое общее смущениеЮ что Отцы Собора постановили лишить дерзновенного Святителя епископского сана. Но в ту же ночь они были вразумлены дивным видением: они увидели как Господь Иисус Христос подавал святителю Николаю Свое Святое Евангелие, а Пречистая Матерь Божия возлагала на его плечи архиерейский омофор. И тогда они поняли, что святитель Николай руководился в своем поступке не какими-либо недобрыми, страстно-греховными побуждениями, а единственно одной чистой, святой ревностью о славе Божией. И помиловали святителя, отменив свой приговор о нем. 

Приводя этот столь красочный пример, мы отнюдь не хотим сказать, что и каждый из нас может и должен следовать этому примеру буквально: для этого нужно самому быть таким же великим святителем, каков был св. Николай. Но это безусловно должно убеждать всех нас в том, что мы не смеем оставаться безразличными и равнодушно относиться к проявлениям зла в мире, особенно, когда дело касается славы Божией, нашей святой Веры и Церкви. Тут мы должны проявлять себя совершенно непримиримыми и не смеем идти ни на какие лукавые компромиссы, примирение, хотя бы чисто внешнее, или какое бы то ни было соглашательство со злом. Личным своим врагам, по заповеди Христовой, мы должны все прощать, но с врагами Божиими мира у нас быть не может! Дружба с врагами Божиими делает и нас самих врагами Богу: это - предательство и измена Богу, под какими бы самыми благовидными предлогами это не делалось, и тут никакое лукавство и изворотливое самооправдание нам помочь не может.

Интересно отметить то, как не нравится этот поступок св. Николая всем соверменным соглашателям со злом, пропагандистам мнимой "христианской любви", готовой мириться не только с еретиками, гонителями веры и Церкви, но и с самим диаволом, во имя "всеобщего мира" и "единения всех" - лозунгов, ставших в наши дни столь модными. Ради этого, они - соглашатели эти - стараются даже отвергнуть самый факт участия св. Николая в Первом Вселенском Соборе, хотя этот факт принимается нашей Св. Церковью, а потому всеми нами должен почитаться как достоверный. 

Все это, конечно, потому, что  нет уже у современных людей, даже из числа именующих себя "христианами", подлинной святой ревности о Боге и о Его славе, нет ревности о Христе, Спасителе нашем, ревности о св. Церкви и о всякой святыне Божией. Вместо этого преобладает теплохладное безразличие, равнодушное отношение ко всему, кроме своего собственного земного благополучия, с забвением о неминуемо ожидающем всех нас неумолимом и неподкупном суде Божием и открывающейся по смерти вечности.

А без этой святой ревности, как мы подчеркнули вначале,  нет и истинного христианства, нет подлинной жизни духовной, — жизни во Христе. Вот и заменено все это теперь всякими дешевыми суррогатами, порою весьма низкопробными, но часто отвечающими вкусам и настроениям современного человека. А потому такие псевдо-христиане, искусно прикрывающие свою духовную пустоту лицемерием, нередко имеют большой успех в современном, выхолощенном от подлинной духовности обществе — подлинные же ревнители славы Божией презираемы и гонимы, как «люди тяжелые», «нетерпимые фанатики», «люди, отставшие от века»… 

Уже теперь на наших глазах происходит «отсеивание»: кто остается со Христом до конца, а кто легко и естественно примкнет к стану Его противника – Антихриста, особенно когда наступит час грозных испытаний для нашей веры, когда именно и нужно будет проявить во всей полноте всю силу нашей святой ревности, которою сейчас многие гнушаются как «фанатизмом».

Но нельзя в то же время забывать, что кроме истинной святой ревности, бывает еще и "ревность не по разуму" - та ревность, которая обезценивается отсутствием в ней важнейшей христианской добродетели - разсуждения, и потому, вместо пользы может приносить вред.

А есть также и мнимая, ложная ревность, под личиной которой скрывается кипение обычных греховных страстей - чаще всего гордости, властолюбия и честолюбия и интересы партийности, подобной той, какая играет главную роль в политической борьбе, и которой не может быть места в жизни духовной, жизни общественно церковной, что, к несчастью, в наше время очень часто встречается и бывает главным возбудителем всевозможных распрей и смут церковных, заправилы и вдохновители которых нередко прикрываются какой-то будто идейностью, а в действительности преследуют только свои собственные личные цели, стремясь угодить не Богу, а своей "самости", и ревнуя не о славе Божией, ао своей собственной славе и славе своих партийных коллег и единомышленников. 

Все это, само собой понятно, - глубоко чуждо истинной святой ревности, противно ей, греховно и преступно, ибо только компрометирует нашу святую веру и Церковь.

Итак, нам предстоит выбор: со Христом мы или с Антихристом?

"Время близко!" (Апок. 22, 10) - предостерегали нас, христиан, еще святые Апостолы. А если оно было близко тогда, в апостольские времена, то насколько же оно стало "ближе" теперь, в наши зловещие дни явного отступления от Христа и гонения на нашу святую веру и Церковь?

И если мы твердо решаем в эти судьбоносные дни остаться со Христом, не на словах только, но и на деле, то нам совершенно необходимо теперь же, не откладывая, порвать всякие дружественные связи, всякое взаимообщение со слугами грядущего Антихриста, которых уже так много завербовано им в современном мире, под льстивыми предлогами "всеобщего мира" и "благоденствия", а особенно - безусловно освободить себя от всякой подчиненности  им и зависимости от них, хотя бы это было связано с ущербом для нашего земного благополучия или даже с опасностью для самой нашей земной жизни.

Вечность важнее нашего кратковременного существования на земле, и к ней именно должны мы себя готовить.

А потому одна святая ревность о Боге, о Христе, без всякой примеси какого бы то ни было лукавства и двусмысленной лукавой политики, должна руководить нами во всех действиях и поступках.

Иначе грозит нам строгий приговор: "Так как ты ни горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Апок. 3, 16)

"Итак, будь ревностен и покайся!" (Апок. 3, 19)


ЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

ЕПИСКОП ХАБАРОВСКИЙ АМВРОСИЙ ПРИШЕЛ В СОЗНАНИЕ И ВЫПИСАН ИЗ БОЛЬНИЦЫ

По сообщению из Хабаровска, Епископ Хабаровский Амвросий (РПАЦ), избитый неизвестными преступниками 22 марта, пришел в сознание и  24 марта, выписан из больницы (по его просьбе). У него много синяков, особенно на лице, а также разорвана губа, но серьезных повреждений нет. Возможно, у него еще сотрясение мозга, но врачи считают, что не один из жизненно важных органов пострадавшего не задет.

Выяснились, подробности происшедшего. Около 16 часов 22 марта Владыка и о. Димитрий вошли в подъезд к прихожанам, где они очень часто бывают и иногда живут. В подъезде на них кто-то напал со спины и начал избивать милицейскими дубинками. Владыка сразу потерял сознание, а о. Димитрий только "обмяк", он увидел, что нападавших было двое, но он разглядел только одного -  примерно 25 лет, который, как показалось о. Димитрию, дубинкой владел профессионально. На шум из квартиры выскочила прихожанка, и нападавшие отступили - выбежали во двор и сели в старую Тойоту белого цвета (наиболее распространенный в Хабаровске тип автомобиля), с замазанными номерами. Прихожанка попыталась их остановить, но они ее немного сбили машиной (не сильно, она только подвернула ногу) и скрылись.


ДОКУМЕНТЫ

Вниманию уважаемых подписчиков предлагается интереснейшая переписка протоиерея Виктора Потапова и редакции журнала "Вертоград". Переписка очень показательная не только в отношении церковной полемики вокруг происходящего в РПЦЗ, но и в духовном плане. Один знакомый мне священник говорил: "И если Патриархия откажется от сергианства, и если она проклянет экуменизм, и если изгонит всех модернистов - и тогда мы, наверное, соединиться с нею не сможем, у нас "спиричуэлити" слишком разная". 
Spirituality - термин, адекватного перевода которому в русском языке нет ("духовность" - это совсем не то). Можно было бы сказать "духовный строй", "духовное устроение" - короче, взгляд на то, что есть духовное жизнь, что допустимо, а что недопустимо для христианина, что есть подвиг и доброждетель, а что - безумное самопрельщение и порок - в общем все то, что составляет центр, сердцевину, духовной жизни христианина. Духовный строй и последователей "мирового православия" и у истинно православных действительно слишком разный, несовместимый столь же сильно, как у православных и римо-католиков.  И вот, на примере письма о. Виктора приходится с горечью убеждаться - сколь глубоко уже и в РПЦЗ проникла эта чуждая святоотеческому православию spirituality. 
Действительно, самое страшное не то, что о. Виктор считает Грузинскую патриархию - Православной Церковью - это ужасно, но тут еще можно было бы предположить простую ошибку, недопонимание духовной природы этой организации, - ужасно то, что прекрасно видя примеры крайнего духовного повреждения, крайней прельщенности представителей ГП, отмечая эти примеры, - он считает их проявлением подлинного православия, подлинно христианского духа. Это уже не ошибка только, но проникновение, внутреннее отравление подобным духом, на что и указала справедливо редакция "Вертограда". 
К сожалению, - это духовная проблема не одного лишь о. Виктора. Мне вспоминается, как протоиерей Александр Лебедев  (еще один заслуженный священник РПЦЗ, один из авторов "Обращения" клириков Западно-Американской епархии, разбиравшегося "Вертоградом" позавчера), вспоминал о тех радостных временах, когда между "юрисдикциями" в Америке существовало трогательное согласие - были баскетбольные команды Антиохийской патриархии,  Американской автокефалии (раскола от Русской Зарубежной Церкви, вступившего в общение с МП и бывшего на передовых позициях экуменизма), РПЦЗ, и все друг друга любили и друг с другом дружили... От этих воспоминаний, при помощи которых протоиерей Александр пытался "утихомирить" ревнителей-антиэкуменистов, на меня повеяло тогда какой-то жутью. Такой же жутью повеяло сейчас от письма о. Виктора. Не только от его крайне грубого тона (резко контрастирующего с довольно спокойным горестным тоном обвиняемого им Константина Балашова), но и от его восторгов перед проявлениями spirituality Грузинской патриархии. Действительно становится очень страшно за РПЦЗ, если там возобладают до конца единомышленники о. Виктора. 
Есть старое христианское приветствие, которым обмениваются православные, когда хотят показать, что говорят друг с другом именно как христиане: "Христос посреди нас!" - "И есть и будет!". Известны даже случаи, когда этим приветствием представители "мирового православия" пытаются взять "на испуг" истинно православных, заставить тех признать, что между нами есть Христос и мы говорим как чада одной Церкви. Так вот, задумавшись об этом приветствии, я прихожу к горькому выводу, что если бы о. Виктор обратился ко мне с ним, то я бы не знал что ответить. 

ПО ПОВОДУ АПОСТАСИИ В ДЖОРДАНВИЛЛЕ
Открытое письмо протоиерея Виктора Потапова,
настоятеля Свято-Иоаннопредтеченского собора РПЦЗ в Вашингтоне,
редакции Православного журнала «Вертоградъ»

9/22 марта 2001 г.
Свв. 40 мучеников Севастийских.

В редакцию православного журнала «Вертоградъ-информ».

Уважаемая редакция!

Поскольку визит архиепископа Грузинской Православной Церкви Николая в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле состоялся по моей инициативе, считаю своим долгом ответить на заметку «Апостасия в Джорданвилле», опубликованную в качестве одного из материалов в 22-м выпуске Ваших новостей от 20 февраля 2001 г.

Мне искренне жаль автора, Константина Балашова, бывшего семинариста 4-го курса. Наверное, трудно его душе нести столько злобы, которая просто пылает на страницах его опуса. Монахи в Джорданвилле, к которым я питаю полное доверие, рассказывают, что во время похорон приснопамятного Западно-Американского и Сан-Францисского схиархиепископа Антония на братском кладбище монастыря он возмущался по поводу того, что в монастыре хоронят «епископа-экумениста» (экуменизм покойного владыки сводился к его доброму отношению к Сербской Православной Церкви, в лоне которой он начал свою монашескую жизнь).

12 февраля с.г., во время визита в Джорданвилле Преосвященного Архиепископа Бодбского Николая, К. Балашов позволил себе совершенно недопустимую в приличном обществе демонстрацию протеста. Выходка бывшего семинариста произошла в конце показа вл. Николаем своего первого фильма. Молодой поборник чистоты православия сильно толкнул стул, на котором сидел прямо у экрана, и с грохотом хлопнул дверью, чтобы выразить свое негодование видеолентой, посвященной празднованию в Грузии 2000-летия Рождества Христова. К. Балашов достаточно подробно описывает свое противоборство с апостасией в опубликованном в Вашем издании опусе.

Архиепископ Николай достойнейший иерарх, который сыграл не последнюю роль в решении Грузинской Православной Церкви не только выйти из ВСЦ, но соборно осудить экуменизм как ересь. Таких людей нужно поддерживать, а не швырять в них камнями и вступать с ними в противоборство.

Меня всегда удивляло то обстоятельство, что «не по разуму» ревнители веры любят произносить громкие слова за спиной своих оппонентов или устраивать драматические демонстрации протеста, но вступить с ними в диалог с глазу на глаз они почему-то не решаются. Отчего это? Не оттого ли, что они не уверены в своих позициях, от сознания своего догматического и канонического бессилия, или здесь кроется другое объяснение?

Отдельные штрихи в описании его борьбы с «апостасией в Джорданвилле» требуют некоторого пояснения.

Бывший семинарист 4-го курса утверждает, что вскоре после того, как владыка Николай начал свое выступление, «многие уже не выдержали и начали покидать зал через заднюю дверь». Я присутствовал на лекции владыки Николая и свидетельствую, что ничего подобного не происходило. Актовый зал семинарии был полон монахов, семинаристов и других людей, которые с большим вниманием смотрели оба фильма и слушали интереснейшие комментарии вл. Николая. Возможно, единицы действительно незаметно вышли, но вряд ли в знак протеста; скорее всего из-за того, что должны были отправиться на послушание. После выступления вл. Николая благодарные монашествующие, семинаристы и богомольцы его обступили, извинялись за возмутительное поведение К. Балашова, задавали архипастырю массу вопросов и благодарили его за столь яркий рассказ о самоотверженном подвиге пастырей и монашествующих Грузинской Церкви, восстанавливающих ее древние храмы и обители. Особенно сильное впечатление на присутствующих произвели кадры второго фильма, в котором показывается жизнь двух групп монашествующих, которые живут в тяжелейших условиях в землянках, без воды и электричества, в окружении недоброжетельного населения, которое они пытаются просветить светом Христовым.

Многие лично мне выражали сожаление о поведении Балашова и благодарили за содействие в приезде в монастырь высокого гостя. Я не слышал ни одного порицательного слова в адрес вл. Николая и ни одного упрека мне за организацию приезда Его Высокопреосвященства.

К. Балашов далее пишет, что не мог смотреть кадры причащения детей, считая это профанацией таинства Евхаристии. Я тоже не сторонник съемок причащения богомольцев, но никак не могу назвать это профанацией. Профанация - это сознательное высмеивание святыни с целью унижения. Фильмы вл. Николая носят исключительно миссионерский характер.

Первый фильм документально демонстрирует хронику юбилейных торжеств по случаю 2000-летия Рождества Христова. Он повествует о том, как две многочисленные группы православных паломников, во главе с архипастырями и пастырями совершили молитвенный поход через всю Грузию – одна, следуя маршруту св. Апостола Андрея Первозванного, а другая, - по стопам св. Равноапостольной Нины. Юбилейный поход двух групп продолжался два месяца, и в течение всего этого времени участники просвещали множество народа, останавливаясь в самых глухих местностях, где выступали с проповедями, совершали литургии и приобщали людей Святых Таин. Сотни людей принимали Святое Крещение. В конце этого удвительного во всех отношениях юбилейного паломничества замvроточили две большие иконы Св. Андрея Первозванного и Св. Нины, которые сопровождали паломников.

Если в день показа фильмов и случилась профанация, она исходила от бывшего семинариста К. Балашова, который не стерпел лицезреть столь яркое свидетельство веры.

Следует напомнить К. Балашову и его сторонникам, что в 1994 году, во время прославления Святителя Иоанна (Максимовича) по всему собору в Сан-Франциско были расставлены кинокамеры, которые записывали все богослужения и одновременно транслировали их на огромном экране на улице перед храмом для тех, кто из-за многолюдства не смог войти в храм. Впоследствии видеозапись торжества прославления была размножена и широко распространена.

К. Балашов утверждает, что фильм вл. Николая – «чистая патриархийно-экуменическая пропаганда». Я не раз смотрел этот фильм и не заметил в нем ни одного священнослужителя протестантского, римо-католического или других исповеданий, кроме православных. Фильм вл. Николая - это одна сплошная жизнеутверждающая православная проповедь. Один из самых сильных моментов в фильме встречается в начале. Открывая Юбилейный год, Патриарх-Католикос Илья II в кафедральном соборе во Мцхете, в присутствии многочисленных богомольцев, провел потрясающую по силе общенациональную исповедь. Святейший Патриарх назвал главные грехи, которые грузины совершили на протяжении всей своей многовековой христианской истории и затем прочел разрешительную молитву. Какой пример для всех нас!

К. Балашова возмутило обливательное крещение человека, который в течение 12 дней поднимался на гору Кизмет, чтобы добраться до Вифлеемской пещеры, расположенной на высоте 4 000 метров над уровнем моря (В 19-м и 20-м веке в этой пещере подвизались отшельники и по преданию в ней хранились ясли Христовы и палатка праотца Авраама.). Сей раб Божий на спине нес на гору воду для собственного крещения. Вместо того, чтобы радоваться такому подвигу, К. Балашов реагирует на него по-фарисейски: суббота для него важнее человека.

Далее в своей заметке К. Балашов с высоты своей фарисейской праведности принимается открыто осуждать личные грехи отдельных иноков Свято-Троицкого монастыря, называя их по имени, при этом заявляя «...я не осуждаю личности, а только их дела». Слава Богу, что к этой своей реплике он не добавил, вслед за евангельским фарисеем «благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие грешники».

Балашов мне вменяет в грех «взаимную христианскую любовь к архипастырю». Как печально, что, учась на 4-м курсе семинарии, он не усвоил ту основополагающую истину, что наша христианская вера зиждется на любви и что подвиг любви к Богу и людям должен выражаться в желании, чтобы каждый без исключения человек пришел бы к Богу, к истине и спасению. Согласно Балашову, нам следует замыкаться в себе.

Апостол Павел предлагает немногословные правила подлинной христианской жизни, подлинных христианских взаимоотношений, в свете которых хорошо и уместно нам проверить себя и свои отношения к ближним в эти дни церковной смуты. «Облекитесь», говорит нам Апостол, «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3: 12). В нередко жестокие дни нашей современности эти апостольские нормы отношений наших к ближним так легко ускользают от нас. Вместо того, чтобы «облекаться» в них, так легко ограждать себя ризами равнодушия – вместо милосердия, ризами жестокости – вместо благости, гордыни – вместо смиренномудрия, озлобления – вместо кротости, нетерпимости – вместо долготерпения. Тем самым лишать себя того «образа неизреченные славы», по которому сотворил нас Бог. И – ввергать себя в бездну отчаяния, одиночества, тоски.

Каждому здравомыслящему читателю опуса «Апостасия в Джорданвилле» станет ясно, в каком духовно нездоровом состоянии находится несчастная душа автора. Жаль его и прискорбно, что в дни Великого Поста, во время которого каждый день мы словами преп. Ефрема Сирина просим Господа помощи «не осуждати брата моего» и «зрети моя прегрешения», Ваш журнал распространяет яд и этим самым утверждает бывшего семинариста 4-го курса К. Балашова в его жестоковыйности. В этом я вижу настоящую апостасию.

Боже милостив, буди нам грешным!

Прот. Виктор Потапов

П.С. Неужели мировоззрение членов редколлегии полностью совпадает с мировоззрением «бывшего семинариста 4-го курса»?

ОТВЕТ РЕДАКЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ЖУРНАЛА «ВЕРТОГРАДЪ»
ПРОТОИЕРЕЮ ВИКТОРУ ПОТАПОВУ

Уважаемый отец Виктор!

Прежде всего, считаем нужным заметить, что значительная часть Вашего письма адресована непосредственно «бывшему семинаристу 4-го курса» Константину Балашову, с которым сотрудники редакции нашего журнала лично не знакомы и потому не имеют права отвечать за все его слова и мысли. Также нам трудно вполне «реконструировать» мировоззрение Константина Балашова и судить о его сходстве с мировоззрением сотрудников редакции. Поэтому, надеемся, что Вы с пониманием отнесетесь к тому, что мы не находим возможным ответить на последний вопрос Вашего письма, равно как и на ряд вопросов и упреков, относящихся непосредственно к Константину Балашову.

Также необходимо заметить, что Православный журнал «Вертоградъ» не был первым публикатором письма «Апостасия в Джорданвилле», а позаимствовал его из всемирной компьютерной сети Интернет, где к 20 февраля это письмо расространилось достаточно широко. Как Вам известно, в нашей практически ежедневной рассылке публикуется масса документов, отражающих разные точки зрения на события церковной жизни. В большинстве случаев, публикуя эти документы, редакция не ставит перед собой цели навязывать кому-либо ту или иную интерпретацию событий. Основная цель нашей рассылки – информировать читателей о происходящем в Церкви и о реакции разных чад церковных на происходящее, предоставляя самим нашим читателям делать выводы. Поэтому Ваше подозрение, будто редакция обязательно солидаризуется со всеми оценками и интерпретациями, содержащимися в публикуемых нами материалах, лишено основания. Свою позицию редакция выражает лишь в редакционных материалах, один из которых Вы сейчас читаете.

Однако, нам сложно оставить без внимания массу небезразличных для нас вопросов, связанных с пониманием самой природы Церкви, путей ее служения и свидетельства в современном мире, которые Вы затрагиваете в своем письме. Поэтому позвольте не ограничиваться формальной ссылкой на то, что редакция не отвечает за частные мнения авторов публикуемых в нашей рассылке документов (в частности, и за Ваше), а вкратце, но по существу, изложить наше видение некоторых из тех вопросов, которые Вы затрагиваете.

Первое, что бросается в глаза при чтении Вашего письма, — это безоговорочное признание Вами церквей так называемого «мирового православия» в качестве канонических Поместных Православных Церквей. Об этом, в частности, свидетельствует то, что Вы постоянно употребляете официальные названия этих церквей — «Грузинская Православная Церковь», «Сербская Православная Церковь» — без каких-либо пояснений и примечаний, касающихся их канонического статуса, а также используете официальные титулы иерархов этих церквей, называя, в частности, грузинского патриарха Илию II «святейшим». При этом остается совершенно неясным Ваше отношение к разным «неофициальным» православным юрисдикциям, действующими на территории Грузии и Сербии, с одной из которых РПЦЗ, клириком которой Вы являетесь, имеет канонические общение. Мы имеем в виду Синод Противостоящих ИПЦ Греции под председательством митрополита Киприана (Куцумбаса), имеющий на территории Грузии свою Глданскую епархию, которую возглавляет экзарх упомянутого Синода протопресвитер Василий Мкалавишвили (в этом письме мы не будем более подробно останавливаться на нашем отношении к этой юрисдикции). Более того, двух клириков для этой епархии несколько лет назад рукоположил, по благословению митрополита Киприана, иерарх РПЦЗ — епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин). С точки зрения безоговорочно признаваемой Вами Грузинской православной церкви и ее «святейшего» патриарха, эта епархия и ее клирики находятся в расколе и под клятвой. Не получается ли, отец Виктор, что Вы признаете одновременно и анафематствованных (грузинских киприанитов) и анафематствовавших (официальную Грузинскую церковь, ее патриарха и иерархов)? Скорее всего, этот вопрос покажется Вам «фарисейским», но, согласитесь, он существует и требует какого-то более или менее четкого канонического ответа.

Что касается нашей точки зрения на этот вопрос, то «Вертоградъ» всегда и последовательно придерживался убеждения, что величайшей трагедией некогда единого православного мира стало в ушедшем ХХ веке массовое отпадение от Истинной Церкви Христовой так называемых «официальных православных церквей», сначала признавших сергианскую Московскую патриархию и перешедших на папистский «новый стиль», а затем с головой погрузившихся в экуменическое движение, которые, судя по тому, что Вы пишите об официальной Грузинской церкви, Вы все же считаете ересью (напомним, что эта ересь была предана анафеме Русской Зарубежной Церковью в 1983 году). Между христианами, оставшимися верными святоотеческому Преданию — в частности, учению о единстве и единственности Православной Церкви, — и экуменистами, вступившими в молитвенное и литургическое общение с инославными еретиками, пролегла глубокая пропасть. Это пропасть между Истинным Православием, осудившим экуменизм как ересь, и «мировым православием», в экуменизме так или иначе участвующим, равно как и в целом разделяющим «ценности» «мира сего», который движется к глобальному «новому мировому порядку». Конечно, признание факта существования этой пропасти глубоко трагично для каждого христианина, но, вместе с тем, каждому открыт путь для ее преодоления — по крайней мере, в собствнной жизни или в жизни своей общины. Путь этот — покаяние в вольной или невольной принадлежности к еретическому сообществу экуменистов и присоединение к Истинной Церкви Христовой, двери которой, как и во все времена, открыты для искренне ищущих спасения во Христе. Увы, немногие входят ныне этими тесными вратами. Наверное, это связано с тем, что разного рода «ценности» «мира сего» — в частности, «ценности» гуманистической любви ко всем людям, единства человечества, равенства и братства всех людей, вне зависимости от убеждений и религиозной принадлежности, — ослепили и многих православных людей. Тех, кто проповедует любовь к людям, каким-то непостижимым образом отделяя ее от любви к Истине, к Истинному Православию и Истинной Церкви.

Вы пригласили в Джорданвилл иерарха именно одной из церквей «мирового православия», состоящей в общении с Константинопольским, Александрийским, Московским и другими патриархатами, входящей в диптих официальных православных церквей. Более того, у нас, чад исторической Российской Православной Церкви, к Грузинской патриархии есть несколько «особых вопросов». Смеем Вам напомнить, уважаемый отец Виктор, что Грузинская патриархия возникла как плод бунта против Российской Церкви в революционном 1917 г., сурово обличавшегося св. Патриархом Тихоном, что свою нынешнюю автокефалию она получила не законным путем от Поместных Церквей или Русской Церкви, а через соглашение ее самопровозглашенного католикоса с советским патриархом Сергием по прямому указанию Сталина (который по известной причине был неравнодушен к Грузинской церкви), что все советские годы она представляла собой типичное советское учреждение по образцу Московской патриархии, выполнявшее те же функции и разъеденное той же болезнью сергианства, а потому к ней в полной мере относятся все те суровые слова, что всегда произносила Русская Зарубежная Церковь по адресу МП; наконец, что Грузинская патриархия — многолетний участник экуменического движения, а сейчас она выступает гонителем истинно-православных общин Грузии, решительно анафематствовавших экуменизм, не только изгоняя их из монастырей и храмов, но и подсылая наемных убийц (если Вас интересует этот вопрос, мы можем сообщить конкретные факты. Впрочем, они публиковались как в нашем издании, так и в грузинской прессе)… Другими словами –— современная Грузинская патриархия представляет собой не самое «светлое пятно» даже на общем фоне «мирового православия».

Не будем также забывать, что именно партиарх-католикос Илия II был долгое время президентом ВСЦ. Именно он вместе с президентом Э. Шеварднадзе недавно принимал римского папу Иоанна Павла II и вводил его (никогда прежде не ступавшего на землю православной Грузии) в Мцхетскую Церковь, молился с ним у животворящего столпа Светицховели, допустившего все это и извинявшегося перед папой за «фанатизм» своих клириков. Именно от папы, чье учение о «грехах Церкви» сподвигло Кароля Войтылу совершить марафон покаяния и просить у иудеев и мусульман прощения от лица Церкви, видимо и воспринял католикос Илия идею «покаяния за исторические грехи грузин». Когда блаженной памяти иерархи РПЦЗ говорили о национальном покаянии, то имели в виду не обиды, которые нанесли русские другим народам и верам, но очищение всенародным покаянием греха цареубийства, тяготеющего на всех православных людях России. Интересно, что Вы полагаете, будто экуменизм — это только упомянутое выше совместное моление с католиками или протестантами, а сослужение с иерархами МП, явленное в фильме, экуменизмом вовсе не является.

С сожалением должны заметить Вам, уважаемый отец протоиерей, что Вы — сознательно или нет — пытаетесь ввести нас, а заодно и несколько десятков Ваших корреспондентов в заблуждение, когда сообщаете о «решении Грузинской Православной Церкви не только выйти из ВСЦ, но соборно осудить экуменизм как ересь». Действительно, факт формального выхода Грузинской патриархии из международных экуменических организаций общеизвестен, но мы нигде не смогли разыскать никаких фактов (и Вы не приводите никаких ссылок на соответствующие документы), которые подтверждали бы Ваши слова о том, что Грузинская патриархия «соборно осудила экуменизм как ересь». Напротив, совсем недавно в одном из выпусков нашей новостной рассылки Вы могли прочесть весьма свежие (датированные 2001 годом!) документы Грузинской патриархии, которые однозначно свидетельствуют о том, что эта патриархия по-прежнему придерживается экуменической доктрины и проводит эту доктрину в жизнь, «братски сотрудничая» с «церквами-сестрами» — католической, армянской и даже баптистской, а также с мусульманами и иудеями, отказываясь заниматься «прозелитизмом» по отношению к «чадам» этих религиозных общин, то есть отказываясь исполнять миссионерское апостольское служение Церкви! Позвольте спросить Вас, отец Виктор, — Вы тоже придерживаетесь популярной в либеральной среде идеи о том, что православные не должны обращать в «свою веру» последователей других «традиционных» конфессий и религий, дабы не нарушать «хрупкого межконфессионального согласия»? Судя по Вашему восторженному отношению к миссионерским походам с участием архиепископа Николая, Вы разделяете линию Грузинской патриархии на то, что миссионерствовать надо лишь среди атеистов, или безразличных к вере, или диких горцев, недоброжелательно настроенных к христианству.

Православным людям в России известны Ваши многолетние труды по поиску и установлению общения со «здоровыми силами» в МП и других юрисдикциях «мирового православия». Вот и теперь Вы пишете: «Архиепископ Николай достойнейший иерарх… Таких людей нужно поддерживать, а не швырять в них камнями и вступать с ними в противоборство». Между тем, на эти слова Вам уже отвечал в многократно опубликованном разными изданиями письме Ваш приснопоминаемый правящий архиерей — блаженной памяти Митрополит Филарет: «Хочу кое-что поставить тебе на вид, отче Виктор. Собор Епископов принял к руководству и исполнению завещание Митрополита Анастасия, в котором покойный Первоиерарх завещал нам не иметь с советской церковью никакого общения, не только молитвенного, но и бытового. На каком же основании ты и другие священнослужители имели непосредственное общение с о. Д.Дудко? Писали ему письма и так далее. Каким бы искренним человеком вы его не считали, но разве личное ваше мнение может упразднить принятое Церковью правило? Вот если бы о. Дудко сказал: порываю с официальной церковью и выхожу из нее — тогда бы вы могли вступить с ним в живое общение. А без этого ваши действия — нарушение церковной дисциплины. Дудко написал мне лично, но я ему не ответил — хотя мог бы ответить многое... Кстати — на каком основании ты еще ранее вздумал поминать на великом входе архиерея советской церкви? Кто дал тебе на это право, какой архиерей — кто, как, где, когда?...» Неужели, уважаемый отец Виктор, Вы твердо решили игнорировать эти слова блаженного святителя? Прошло двадцать лет, и Вы по-прежнему призываете «поддерживать» тех, кто, не порывая с еретическими церковными организациями, с которыми Зарубежная Церковь до сих пор не имеет канонического общения, представляется лично Вам «достойным». Конечно, многое изменилось за эти годы. С одной стороны, Истинное Православие и «мировое православие» еще более удалились друг от друга, но, с другой стороны, 20 лет назад против заигрывания с «мировым православием» выступал Первоиерарх всего Русского Зарубежья, а теперь — лишь «бывший семинарист». Едва ли 20 лет назад была бы возможна описанная Вами картина: «После выступления вл. Николая благодарные монашествующие, семинаристы и богомольцы его обступили, извинялись за возмутительное поведение К. Балашова, задавали архипастырю массу вопросов и благодарили его за столь яркий рассказ о самоотверженном подвиге пастырей и монашествующих Грузинской Церкви. (…) Многие лично мне выражали сожаление о поведении Балашова и благодарили за содействие в приезде в монастырь высокого гостя. Я не слышал ни одного порицательного слова в адрес вл. Николая и ни одного упрека мне за организацию приезда Его Высокопреосвященства». Все это довольно ярко свидетельствует о том, что критика и неприятие современного курса РПЦЗ «ревнителями Православия» возникли не на пустом метсте. Тогда – 20 лет назад — был один курс и настрой, а теперь — совсем другой и, наверное, с этим согласитесь и Вы. Разнится лишь наша оценка этих изменений. Ваша – безусловно положительная и восторженная, наша (оценка людей, проживших всю жизнь в России, на месте событий, заметьте) – скорбная и тревожная.

Зададимся еще одним вопросом — что скрывается за этим страшным словом: «Апостасия» — «Отступничество», в приверженности к которому Вы нас обвиняете? Каково мировоззрение тех, кто идет путем апостасии? В уже помянутом письме Митр. Филарет упрекал Вас за общественный «активизм», «показуху», говоря: «Еще в бытность мою в Австралии, когда я стал получать уже post factum сведения из Америки о том, что здесь были протесты, демонстрации и даже молебны перед советским консульством, я сильно встревожился и жалел, что не было меня здесь, так как я решительно воспротивился бы многому из того, что произошло. В особенности — молебну в таком месте. Не пели ли песнь Господню на земле чуждей? Зачем было выносить святыню церковной молитвы — на глаза оголтелым слугам Антихриста? Неужели нельзя было помолиться в храме?». Не находите ли Вы сходства с реакцией Константина Балашова, когда тут возмутился съемками причащения крупным планом, — не та же ли в этом благословенная для христианина боязнь опорочить нечистым прикосновением, даже взглядом, святыню, говорила как в том, так и в другом случае? И не тот ли «активизм» с шумными миссионерскими походами и последующим прокатом видеофильмов о них восхищает сейчас Вас и кажется Вам триумфом веры?

Мы находим ответ на этот вопрос в одной незначительной на первый взгляд детали Вашего письма. Вы пишете: «К. Балашова возмутило обливательное крещение человека, который в течение 12 дней поднимался на гору Кизмет, чтобы добраться до Вифлеемской пещеры, расположенной на высоте 4 000 метров над уровнем моря. Сей раб Божий на спине нес на гору воду для собственного крещения. Вместо того, чтобы радоваться такому подвигу, К. Балашов реагирует на него по-фарисейски: суббота для него важнее человека».

Простите нас, отец Виктор, но мы никак не можем обнаружить в описанном Вами эпизоде некоего «высокого христианского подвига». Напротив, у нас возникает глубокое сожаление как к этому несчастному человеку, так и, в особенности, к тем пастырям, которые его благословили на это бессмысленное действие. Тяжелейший сизифов труд подъял он на себя только для того, чтобы… сознательно нарушить церковные правила, в которых православным христианам заповедан один образ Истинного Крещения — в три погружения. Было бы понятно, если бы великая нужда заставила совершить это Крещение обливательно, но здесь, ради «актерства благочестия» (по точнейшему выражению св. Игнатия Брянчанинова) были попраны многочисленные и ясные церковные правила, предания и суждения Святых отцов, говорящие, что «обряд Крещения является богохульным и безполезным в силу его совершенной неправильности в отношении отстуствия трех погружений». Церковь ли проявляет здесь фарисейство, или же человек, не захотевший смиренно принять в «обычном храме» Крещение в три погружения в соответствии с церковным уставом, но устроивший из своего крещения не по церковному уставу «шоу» с кинокамерами? Можете ли Вы объяснить нам, чем погружательное Крещение в святой воде, в благодатном православном храме, было бы «хуже» обливательного Крещения на святой горе?

Прочитав описанную Вами историю, мы невольно вспомнили неоднократно виденную в храмах МП душераздирающую сцену. Патриаршая литургия, Алексий II выходит из царских врат причащать народ. Сбоку – справа и слева от него – стоят несколько других архиереев и священников с чашами, однако к ним почти никто не подходит. Вся масса «причастников», в страшном противоборстве друг с другом и грозными патриаршими охранниками из Федеральной службы охраны, прорывается к «патриаршей» чаше. Вероятно, уважаемый отец Виктор, и в этой сцене Вы смогли бы найти повод для умиления, говоря, что людям не хочется причащаться просто так, «с комфортом», они хотят «завоевать» эту святыню, совершить ради приобщения к ней некий «подвиг», да еще и получить ее не просто от «какого-то приходского попа» или «рядового епархиального архиерея», а из священных рук первосвятителя русской церкви?

Итак, по совести, мы не можем одобрить того, что человек «выражает» свою любовь к Богу или к святыне в попирающих церковные правила «подвигах» скалолазания или противоборства, вместо того, чтобы со смиренной покорностью повторить вслед за Пресвятой Девой: «Да будет мне по слову Твоему», тем самым показывая в себе подлинного раба Господня. В таких вот «мелочах» отражаются два взгляда на Христианство – святоотеческий, проникнутый всецело Любовью ко Христу и Его Благодатному Закону, и современный, проникнутый сентиментальной чувственностью и человеческим активизмом, любовью прежде всего даже не к себе (то есть своему «внутренему человеку»), а к своему «имиджу».

И здесь мы вновь вернемся к тому, с чего начали наш ответ Вам. Мы вполне понимаем, почему Вы, уважаемый отец Виктор, видите в Грузинской патриархии Истинную Церковь, почему Вы готовы общаться с ее священнослужителями, почему Вы не придерживаетесь установленных в отношении церквей «мирового православия» правил РПЦЗ, о которых сейчас вообще мало кто помнит… Очевидно, именно Грузинскую патриархию и прочие юрисдикции «мирового православия» Вы ощущаете близкими Вам по духу, по мировоззрению, по образу жизни, по системе нравственных координат, по уровню канонического сознания и так далее. Действительно, исповеднический и аскетический идеал Истинного Православия, ревнители которого стремятся «покорятися правилам с точностию» (по слову св. Василия Великого) — тот идеал, замечательным выразителем которого был блаженно почивший святитель Филарет, оказывается совершенно чуждым современному миру и современному «мировому православию» как его органической составляющей. И Вы, отец Виктор, вполне адекватно зафиксировали и выразили тот процесс перехода большинства мирян, клириков и епископов РПЦЗ из единомыслия с Митр. Филаретом в единомыслие с «мировым православием», который по-своему почувствовал «бывший семинарист» Константин Балашов и, может быть, не очень замысловато показал на одном конкретном примере. В общем-то, Вам не о чем беспокоиться – «неприличные сцены», подобные «выходке» Константина Балашова, будут становиться все более редкими в современной РПЦЗ, потому что курс на сближение с «мировым православием» ею уже взят, похоже, окончательно и бесповоротно.

В заключение еще несколько о слов о том инциденте, который стал поводом для Вашего письма. Безусловно, с точки зрения светского этикета отбрасывание стула и громкое хлопанье дверью не вписываются в рамки дозволенного. Однако, православные христиане всегда стремились по преимуществу руководствоваться не принципами светского этикета, основанного часто на человеческих немощах (в частности, на гордыне), а принципами христианской этики. Кстати, Священная История преподносит нам немало примеров, когда эти принципы вступали в противоречие, и указывает, как должно поступать в подобных случаях. В IV томе «Слов и речей» ректора Свято-Троицкой Духовной Семинарии блаженной памяти Архиепископа Сиракузского и Троицкого Аверкия (Джорданвилль, 1976) мы находим большую статью «Святая ревность», где почивший святитель разъясняет смысл этой важной и столь презираемой в современном либерально-гуманистическом мире христианской добродетели и на примере св. Пророка Илии, и на примере св. Николая Мирликийского Чудотворца, и на примере Самого Господа Спасителя Иисуса Христа. «Без этой святой ревности, нет и истинного христианства, нет подлинной жизни духовной, — жизни во Христе, — отмечает Владыка Аверкий. — Вот и заменено все это теперь всякими дешевыми суррогатами, порою весьма низкопробными, но часто отвечающими вкусам и настроениям современного человека. А потому такие псевдо-христиане, искусно прикрывающие свою духовную пустоту лицемерием, нередко имеют большой успех в современном, выхолощенном от подлинной духовности обществе — подлинные же ревнители славы Божией презираемы и гонимы, как «люди тяжелые», «нетерпимые фанатики», «люди, отставшие от жизни»… Уже теперь на наших глазах происходит «отсеивание»: кто остается со Христом до конца, а кто легко и естественно примкнет к стану Его противника – Антихриста, особенно когда наступит час грозных испытаний для нашей веры, когда именно и нужно будет проявить во всей полноте всю силу нашей святой ревности, которою сейчас многие гнушаются как «фанатизмом»» (с. 269).

Согласитесь, отец Виктор, что поступок «бывшего семинариста» был по форме более мягким, чем действия некоторых святых отцов, сталкивавшихся с иными иерархами, с которыми они, мягко говоря, не имели канонического общения. К. Балашов ведь не напал на архиепископа официальной Грузинской патриархии, а всего лишь ушел, отказавшись участвовать в том, что счел кощунством (имел же он право, даже с точки зрения теории «прав человека», решать, что для него приемлемо, а что нет?), отказавшись тем самым и от окончания семинарии, и от пострига в сей обители, и, возможно, от пастырского, а то и архипастырского служения. Таким образом, с человеческой точки зрения, больший ущерб от случившегося получил как раз «бывший семинарист», а не грузинский архиерей.

Хотим заверить Вас, уважаемый отец Виктор, что мы открыты к общению и готовы к любому обсуждению беспокоящих истинно-православных христиан вопросов современной церковной жизни. Дерзновенно смеем надеяться, что Вы относите нас к тем «ревнителям веры», которых Вы упрекаете в приверженности ко всяким разговорам «за спиной» или «драматическим демонстрациям протеста». Мы хотели бы помочь Вам избавиться от этого стереотипа в восприятии Ваших оппонентов и показать, что мы как раз готовы «вступить в диалог с глазу на глаз». Просим нас простить, если какие-то формулировки этого письма показались Вам резкими — мы всячески старались совместить принципы светского этикета с принципом непоколебимой верности нашим христианским убеждениям. Надеемся, что на почве такого подхода мы сможем наладить диалог во славу Истинного Православия и Церкви Божией.

С любовию о Господе
и надеждой на обретение единомыслия в Истине,
Ваша редакция Православного журнала «Вертоградъ»


НАСЛЕДИЕ

Против обливательного крещения 
Окружное послание Никифора, Архиепископа Славенского и Херсонского 
(Вторая половина XVIII века)

По делу звания моего я обязан наблюдать за всем, что относится к учению христианскому, дабы сие учение сохранялось здраво и неповрежденно. И, во-первых, обращаю внимание ваше на Святое Крещение, которое есть дверь всех Таинств, начало спасения нашего, отпущение грехов и примирение с Богом. Оно есть дар усыновления, потому что в крещении мы становимся сынами Божиими и сонаследниками Христу, облекаясь во Христа Господа нашего, по слову св. апостола Павла: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись - Гал. 3,27).Без сего и спастись никто не может: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Иоанн 3,5).

Рассуждая о сем Таинстве святом, я должен сказать вам, что:

1 .Самое слово или наименование его на первоначальном языке, на котором передали нам благовествование Богом просвещенные евангелисты, означает погружение, а не обливание или окропление (греческое слово окунаю, крещу водой).

2.Первый узаконитель крещения Господь и Спаситель наш Иисус Христос, вошедши в реку Иордан и погружаясь крестился.

3. Так и ап.Филипп крестил евнуха: и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его (Деян 8,38).

4.Православная Церковь по преданию апостольскому всегда крестила чрез погружение. Это видно из 50-го правила свв. Апостолов: "Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения... да будет извержен..."; из 2-го тайноводственного поучения св. Кирилла Иерусалимского: "Вы исповедали спасительное исповедание, погрузив­шись трижды в воде..."; из слов св. Василия Великого: "Тремя погружениями и столькими же призываниям совершается великое Таинство крещения".

5. Погружение в воду, и притом троекратное и троекратное же восхождение от воды установлено не произвольно и не случайного во образ тайны тридневного Воскресения Христова. "Вода, - говорит св. Василий Великий, - представляет знамение смерти, принимая тело как бы во гроб. Тела крещаемых в воде некоторым образом погребаются, следовательно, крещение таинственно изображает отложение плотских тел, по слову апостола, в нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, …быв погребены с Ним в крещении (Кол 2, 11-12)".

6. Церковь Православная везде крещает чрез трехкратное погружение в воду и воздвижение от воды. Так крещает Церковь греческая, григорианская, арабская, болгарская, сербская, волошская, далматская; так крестит и Церковь Русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в котором трижды погружает крещаемых младенцев нагих с призыванием имен, Пресвятой Троицы (как указано в 49-м правиле апостольском "Если кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святого Духа... да будет извержен"). А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет никакого сомнения.

Св. Владимир принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде и теперь крестят через погружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей-греков и которых крестили греки крестятся теперь не через погружение.

Впрочем, думаю не без основания, что крестить посредством обливания стали первоначально в Киеве, а потом и во всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда погружения, а потом начали крестить не только через обливание, но и через окропление. Из сего следует, что из всех православных одни только малороссы, отменив погружение, крестят посредством обливания. А это дало основание раскольникам обвинять нас в том, что мы, пренебрегши преданием св. апостолов, которое без перемены содержится во всей Православной Церкви, последовали обычаю папистов, которые в числе различных неправильных отмен дерзнули переменить и св. Крещение. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1Кор.11,2). Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фес.2,15) - так писал божественный апостол Павел. А св. Василий Великий ясно говорит: "Беда бывает, когда кто-либо умрет без прощения или когда будет что-либо опущенно из преданного при совершении крещения".

Для чего же мы делаем упущения в столь важном деле? Почему мы не сохраняем сего святого апостольского предания, как сохраняет его вся Православная Церковь? Какую причину, какое извинение представим в том? Быть может, кто скажет, что опасно погружать младенцев в воду? Но это будет лукавством. Жизнь Его Императорского Высочества, благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича и Его высоких чад весьма драгоценна, однако ж они без всякого опасения, по благости Божией, были крещены троекратным погружением в довольно глубоком сосуде, который я сам видел в придворной церкви. Наконец, если бы кто сказал, что холодная вода в зимнее время может быть вредна для здоровья младенцев, тот должен знать, что никакой закон не повелевает, чтобы вода, употребляемая в крещении, была холодная и замерзшая. Мож­но брать воду, находящуюся в комнате.

Довольно, кажется, и того, что я сказал вам, возлюбленные во Христе чада и пречестные священники. Довольно для того, чтобы вы больше не крестили чрез обливание, а крестили бы посредством погружения, чтобы вы прежде других показали пример сей святой и за служение и ревность о сохранении в Церкви древнейшего апостольского предания удостоились получить от Бога награду. Впрочем, дабы кто-нибудь не прене­брег сего постановления нашего под тем предлогом, что от нас не было на то ясного повеления, то мы, по власти нашей пастырской, всем нашим духовным правлениям повелеваем:

1) стараться, чтобы во всякой церкви был устроен сосуд серебряный или медный или из другого какого-либо приличного материала, который бы имел фигуру колокола или кадила, снизу уже, а вверху шире, глубиной не меньше аршина, а шириною соразмерен был бы глубине, так чтобы годен был к употреблению;

2) велеть везде священникам, чтобы над вышеупомянутым сосудом с водою прочита­ны были обыкновенные молитвы и в освященной воде крещали бы младенцев при троекратном погружении с призывавшем на каждом из погружений одного из трех имен Пресвятой Троицы, как совершается в Великороссии;

3) строго приказывать, чтобы священную воду по совершении крещения не выпивали куда вон в нечистое место, но сохранно и с должным уважением выливали бы ее в умывальницу, то есть где священники руки омывают, а сам сосуд ни на какое другое дело не употреблять, но хранить его в церкви в числе других священных сосудов.

Повинующимся и охотно имеющим исполнить сие наше повеление обещаем Божие благословение, вечную славу и наше пастырское благословение.


ДУХОВНОЕ СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО

Священнику К. о мировом кризисе

Ты меня спрашиваешь, человек Божий, откуда теперешний кризис и что он означает.

Кто я такой, что ты меня спрашиваешь о такой великой тайне? «Говори, если есть у тебя нечто большее молчания», - сказал святой Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что теперь молчание выше всякой речи, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе.

Кризис - слово греческое и означает суд. В Священном Писании это слово употреблено много раз. Так, Псалмопевец говорит: Потому не устоят нечестивые на суде (Пс. 1, 5). В другом месте: Милость и суд буду петь Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Сам Спаситель сказал, что Отец... весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22); и немного далее опять: Ныне суд миру сему (Ин. 12, 31). Апостол Петр пишет: Время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17). Замени слово суд словом кризис и читай: потому не устоят нечестивые в кризисе. Милость и кризис пою. От Господа кризис каждому. Теперь кризис этому свету. Время, да начнется кризис от дома Божия.

До теперешнего времени европейские народы употребляли слово суд вместо слова кризис, когда их постигало какое-нибудь несчастье. Сейчас новое слово заменено старым, понятное - непонятным. Когда была засуха, говорили: «Суд Божий!» Война или мор - «Суд Божий»; наводнение - «Суд Божий»; землетрясение, саранча и другие беды - опять «Суд Божий». Это значит: кризис от засухи, кризис от наводнения, от войны, от мора и т. д. И теперешнее финансово-экономическое неблагополучие народ понимает как суд Божий, не говоря «суд», но «кризис». Чтобы беда была увеличена непониманием. Когда говорилось разумное слово суд, известна была и причина, по которой пришла беда. Известен был и Судья, допустивший беду; наконец, известна была и цель допущения беды. Как только стало употребляться слово кризис - никто не может объяснить, ни почему, ни от кого, ни для чего. Этим только и отличается нынешний кризис от кризиса, происходящего от засухи, наводнения, войны, мора, саранчи или других напастей.

Ты спрашиваешь меня о причине настояще­го кризиса или теперешнего суда Божия? Причина всегда одна и та же - богоотступничество людей. Грех богоотступничества породил этот кризис, и Бог допустил его, чтобы люди опомнились, стали духовнее и вернулись к Нему... Современным грехам - современный и кризис. И действительно, Бог использовал современное средство, ударив по современным людям: ударил по банкам, по биржам, по финансам, по валюте. Опрокинул столы менял по целому свету, как некогда в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди купцов и менял. Поднимаются, борются, волнуются, пугаются. Все - чтобы только гордые головы европейских и американских мудрецов пробудились, опомнились. Лишенные материальной обеспеченности больше думали бы о своих ду­шах, признали бы свои беззакония и поклонились бы Богу Всевышнему, Богу Живому.

Долго ли будет продолжаться кризис? Пока не переменится дух людской, пока гордые виновники этого кризиса не преклонятся пред Всемогущим, пока люди не догадаются перевести непонятное слово кризис на свой язык и со вздохом и покаянием не воскликнут: «Суд Божий!»

Говори и ты, честный отче, «Суд Божий» вместо кризиса, и все тебе будет ясно.

Привет и мир тебе!


НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА

Златоуст [http://hristov.narod.ru]

И.А. Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний - http://hristov.narod.ru/singheart.htm 

Церковный Листок [http://www.listok.com]

Определение и Послание Архиерейского Собора РПЦЗ 1971 года о непризнании Патриархом Московским Пимена Извекова - http://www.listok.com/predan7.htm 

Декларация Митрополита Сергия (та самая) - http://www.listok.com/document1.htm 

В опровержение слов "Не нам судить иерархов" (статья 1933 года) - http://www.listok.com/article7.htm 

Голос бывшего смертника (статья 1947 года) - http://www.listok.com/article8.htm 

И. Андреев. Заметки о Катакомбной Церкви - http://www.listok.com/article9.htm 

Священники Советской церкви во Франции - агенты НКВД (статья 1947 г.) - http://www.listok.com/heresy8.htm 

Мысли о России - 
Отклики на решения Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г.
[http://www.russia-talk.com/otkliki/otkliki.htm]

Комментарий к "Обращению участников пастырского совещания Западно-Американской Епархии" - http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-71.htm 


КУРЬЕЗЫ

"Своя своих познаша"?

На странице "Вестник ИПЦ" - журнала Крымской Епархии РПЦЗ, в разделе новостей появилось сообщение, посвященное заседанию Архиерейского Синода РПАЦ в Суздале и возведению Архиеп. Валентина в сан Митрополита [http://www.ipc.od.ua/_vesti.html]. Сообщение практически слово в слово повторяет информацию службы Strana.ru, главное новшество, внесенное самими авторами страницы - это броский заголовок: "ОТЛУЧЕННЫЙ ОТ ЦЕРКВИ ВАЛЕНТИН РУСАНЦОВ СВОИМИ СОРАТНИКАМИ ОБЪЯВЛЕН "МИТРОПОЛИТОМ"". Из текста сообщения мы узнаем, что "В 1997 году вместе с украинским лжепатриархом Филаретом Денисенко бывший епископ Зарубежной Церкви был отлучен от Православной Церкви Архиерейским Собором Московского Патриархата. На сегодняшний день именуемый в суздальской РПАЦ "Председателем Архиерейского Синода Российской Православной Автономной Церкви" Валентин (Русанцов) для "зарубежников" - просто мирянин, а для Московского Патриархата даже и не член Церкви". Дочитав этот пассаж до конца и вернувшись к заголовку мы остаемся в недоумении - на страницы какой церковной юрисдикции мы пребываем? Московской Патриархии, которую духовенство Крымской епархии РПЦЗ недавно назвало на своем пастырском совещании еретической, или же РПЦЗ, для которой прещения МП не имели, не имеют и не могут иметь никакого значения (тем более что и глава Крымской епархии РПЦЗ, епископ Агафангел, и все вообще иерархи РПЦЗ до сиих пор находятся под целым рядом неотмененных прещений от МП)? И это не говоря уж о том, что сама информация является лживой, поскольку МП Митр. Валентина от своей "церкви" не "отлучала", а только "извергла его из сана".
Впрочем - это уже не первый случай, когда представители РПЦЗ в том, что касается борьбы с "суздальским расколом" готовы признавать решения МП и проявлять трогательное и братское единомыслие с ее иерархами...


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное