Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Истинное Православие: учение, жизнь, новости...


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Истинное Православие

Учение, Жизнь, Новости
Выпуск 46. (Основной)
17/30 марта 2001

Содержание

Наследие
Иером. Серафим (Роуз). Св. Иоанн (Максимович) - апостол Запада.
Св. Иоанн Шанхайский.
О почитании святых, проиявших на Западе

История Церкви
Петр Воляк. Св. Патрик и феномен Ирландской Церкви


Здравствуйте!

Сегодня православные христиане празднуют память Святого Алексея, человека Божия. Однако у Истинно Православных Христиан сегодня и еще один праздник - день памяти Св. Патрика, Просветителя Ирландии. Этот день, вместе с целым рядом других дней памяти православных святых, просиявших на Христианском Западе, был установлен Русской Зарубежной Церковью в 1950 г. по инициативе Святителя Иоанна (Максимовича), бывшего тогда Архиепископом Западно-Европейским. С тех пор Истинно Православными Церквами проедена большая работа по установлению почитания западных святых и внесения их име в месяцесловы. Продолжается эта работа и в Российской Православной Церкви, где трудами одного из ее деятелей д-ра. Владимира Мосса, проведена большая работа по собиранию материалов Английских Святых. Решением Архиерейского Синода РПАЦ в 2000 г. память собора всех святых на Британских Островах просиявших установлена в Третью Неделю по Пятидесятнице. Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин регулярно появляется на богослужениях с наперсным каноническим  "кельтским" крестом (крестом Св. Патрика), тем самым свидетельствуя приверженность традициям тех церковных общин на Западе, которые находятся в его ведении. Сегодня Сыны России и сына Запада имеют если и  не равные, то близкие возможности отвратившись от своего нехристианского социального окружения придти к Истинной Церкви и совершением памяти в Российской Церкви западных святых этот факт подчеркивается.
Нашим читателям предлагаются материалы, посвященные деятельности Св. Иоанна по прославлению святых Запада и работа о св. Патрике, написанная несколько лет назад под моим руководством одним юношей и довольно удачно вводящая читателя в историю Ирландской Церкви и жизнь Св. Патрика.
Для того, чтобы читатели нашей рассылки могли обсуждать ее материалы, оперативно задавать вопросы, обсуждать волнующие их темы открыт дискуссионный лист, подписаться на который можно отправив сообщение любого содержания по адресу: churhru-subscribe@yahoogroups.com и ответив на полученное письмо с запросом. Отправить письмо в дискуссию подписанные пользователи могут по адресу: churhru@yahoogroups.com  
Напоминаю, что наша рассылка предназначена для тех, кто хотел бы больше узнать об учении и жизни Истинного Православия, а также для членов истинно православных церквей, которые хотят укрепиться в том, что им уже известно и узнать что-то новое. Наши выпуски будут разделяться на "основные", содержащие самую разную информацию общего характера, и "тематические" - посвященные определенной теме, - творениям святых отцов, священным канонам, документам церковной истории и т.д. Будут также специальные выпуски, посвященные целиком какому-то конкретному сюжету.
Со всеми вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться ко мне по адресу: holmogor@ncport.ru.
17.03.2001
Св. Патрика, просветителя Ирландии
Ваш,
Егор Холмогоров


НАСЛЕДИЕ

Иером. Серафим. (Роуз)
Св. Иоанн (Максимович) - Апостол Запада

В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубеж­ной Церкви. Здесь его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте право­славного учения, принесла обильные плоды.

Обобщая значение русской диаспоры, владыка Иоанн в 1938 году писал: «Наказывая русский народ, Господь в то же время показал ему путь ко спасению, сделав его проповедником Православия во всем мире (доклад для Собора 1938 года, Югославия). Но большинство русской диаспоры «проповедует Православие» лишь самим фактом своей «православности». Тогда как Владыка пошел значительно дальше этого, став современным апостолом для стран Запада - тех стран, которые, будучи однажды просвещены христианской верой, потом столетиями лежали во тьме неправоверия и даже еще более темных его «ответвлений».

Владыка принимал участие в ряде движений за возрождение Православия на Западе. Итоги подводить еще рано. Что же касается Америки - предмет особого разговора, здесь архипастырство владыки Иоанна реализуется наиболее полно, он может считаться покровителем истинного Православия в Новом Свете.

Среди великих услуг, которые блаженный архиепископ Иоанн оказал западному Православию, одна из наиболее значительных связана с восстановлением почитания тех древних западных святых, чьи имена по причине позднейшего отпадения Римской Церкви никогда не включались в православные календари. Движимый любовью ко всем святым Церкви, Владыка собирал также жития и иконы (или портреты) и западных святых. Когда же он по Божественному Промыслу был назначен правящим архиереем Западной Европы, одним из первых его деяний было установление канонической основы для почитания этих святых в Православной Церкви. Тот список их (от 1952 года), что приводится ниже, следует рассматривать как предварительный и далеко не полный.

Вот резолюция по вопросу о почитании западных святых, принятая собранием епископов Русской Зарубежной Церкви под председательством Архиепископа Иоанна (Максимовича).

«Вопрос о почитании местных святых был рассмотрен на конференции епископов в Женеве 16-17 сентября (по старому стилю) 1952 года под председательством архиепископа Иоанна.

На последнем Соборе епископов (всей Русской Зарубежной Церкви) а 1950 году в связи с вопросом о разрешении почитания святого Ансгария, просветителя Дании и Швеции, Собор постановил, что местным епископам должно быть поручено давать разъяснения клиру и пастве в связи с каждым местным святым индивидуально. Взяв сказанное за основание, конференция и поставила этот вопрос. Архиепископ Иоанн кратко изложил биографию святого Ансгария, который имел кафедру в Гамбурге и Бремене, и из нее стало очевидным, что нет ни малейших причин сомневаться в святости его жизни, его апостольских трудах и чудесах от его мощей. Если Сам Господь его прославил, то было бы дерзостным с нашей стороны не почитать его как святого. Владыка счел существенно важным подчеркнуть, что святой был действительно богоугодившим святым, прославленным Православной Церковью Запада еще до отпадения последнего от Вселенской Церкви, а потому он должен быть прославлен наряду с другими святыми. Его память празднуется 3 февраля (+865). Имя святого Ансгария должно с этого времени быть внесено в церковные календари как иерарха Церкви.

Есть много и других западных святых, которые также должны быть прославлены наряду со святыми Восточной Церкви, так как их почитание было установлено в глубокой древности. Среди этих святых следующие:

1. Святой Виктор, мученик Марсельский (+304, 21 июля); святой Иоанн Кассиан возвел над его могилой монастырь в V -веке;

2. Святой Пофин, предшественник святого Иринея на Лионской кафедре, мученик (+177, 2 июня);

3. Мученики лионские: святые Александр (24 апреля) и Епипод (22 апреля) —друзья, принявшие мученичество вскоре после святого Пофина, их мощи долгое время хранились с мощами святого Иринея; святой Бландина и другие приняли мученичество со святым Пофином (tl77);

4. Святой Фелициан, епископ Фолиньо в Умбрии, Италия, принял мученичество (+252, 24 января);

5. Святая Женевьева, дева, которую посвятил Христу святой Герман Оксерский, известный своими чудесами; покровительница Франции (+512, 3 января);

6. Святой Герман Оксерский, епископ, скончался в Равенне, освободил Британию от пелагианской ереси, (+488, 31 июля);

7. Святой Лупп Тройский, епископ и исповедник, пришел со святым Германом в Британию, где вступил в борьбу с пелагианской ересью, епископом Тройским был 52 года (+479);

8. Святой Герман Парижский, вначале аббат, затем епископ Парижский (+576, 28 мая),

9. Святой Клод, священники исповедник, учредил монас­тырь близ Парижа (+560, 7 сентября)";

10. Проповедники в Ирландии, затем во Франции, Швейцарии, Италии и других странах: святой Колумбан (+615, 21 ноября), аббат, основатель многих монастырей, включая Люксе во Франции и Боббио в Италии, где и скончался; святой Фридолин, стал монахом в Пуатье, распространял почитание святого Илария, затем миссионерствовал в Швейцарии на Верхнем Рейне(+VII в., 6 марта) и святой Галл (ученик святого Колумбана, отшельник в Швейцарии (+646, 16 октября);

11. Святая Клотильда, королева Франции, по ее молитвам ее супруг Хлодвиг, король франков, принял Христову веру (+545, 3 июня);

12. Святой Иларий из Пуатье, епископ и исповедник, повел борьбу с арианством на Западе (+368, 13 января);

13. Святой Гонорат Леринский, основатель Леринского монастыря. Затем архиепископ Арльский (+429, 16 января);

14. Святой Викентий Леринский, священник, Учитель Церкви, автор «Коммониториума» (+450, 24 мая)^;

15. Святой Патрикий, просветитель Ирландии, епископ и исповедник, посвящен во епископы святым Германом Оксерским, первый проповедник Христа в Ирландии (+461; 17 марта).

По вопросу о почитании западных святых было принято следующее решение. Почитая память святых, Богу угодивших, и узнавая в странах нашего рассеяния о древних миссионерах и аскетах, чьи имена были нам неизвестны, мы прославляем Бога, дивного во святых Своих, и почитаем тех, кто угодил Ему, превознося их страдания и подвижнические труды и призывая их быть нашими заступниками и ходатаями пред Богом. Ввиду этого мы постановили, чтобы вышеназванные праведники почитались всей Православной Церковью, и призываем и пастырей и пасомых почитать этих святых, обра­щаться к их заступничеству в молитве».

Св. Иоанн Шанхайский
О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ, ПРОСИЯВШИХ НА ЗАПАДЕ
Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ в 1950 г.

"Поставляяй пределы языков по числу ангелов Своих и собираяй от рассеянных сынов Адамовых Церковь Свою, умножаяй в ней Святыя Своя яко звезды на небеси, просиявший на Востоце и на Западе, Севере и Юзе".

Лишь весьма небольшой части их составлены церковные песнопения и память их отмечается повсеместно в Церкви. Бесчисленные сонмы иных известны и особо чтятся лишь в известных местах, в других же они отчасти указаны через повествования об их житиях и месяцесловы, в коих указаны дни их памяти. Месяцесловы, ставшие составляться от середины прошлого тысячелетия, в значительной степени составлялись определенными людьми по своему почину и значение их зависело от доверия Церкви к его составителю и приятии его. Значительно позже стали составляться четьи-минеи, сборники житий святых. Русский народ чтил угодников Божиих, как просиявших в родной земле, так и с которыми был знаком по их житиям. И месяцесловы, и жития святых неоднократно исправлялись и дополнялись у нас в России на основании вновь собранных данных. Основой для нынешних русских сборников житий святых являются четьи-минеи св. Димитрия Ростовского, являющиеся одним из главных его трудов. Впоследствии, с дополнениями, они были изданы Святейшим Синодом и на русском языке. В житиях святых древлеживших есть упоминания и о таких святых, память которых сейчас не отмечается и жития их почти неизвестны. Самый полный месяцеслов в России был составлен архиепископом Сергием Владимирским, включающий множество святых Востока и Запада. Как ни обширны были в России сведения о святых, просиявших вне ее, когда совершили великий исход русские из своего Отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам.

Даже в ближайших по месту, духу и крови странах оказались неведомыми в России святые, имевшие с нею непосредственную связь своими трудами и жизнью. Таковы ученики свв. первоучителей славян Кирилла и Мефодия - чудотворец Наум, святитель Климент и другие, помогавшие своими наставлениями в переводе богослужебных книг на славянский язык.

Святые Иоанн Русский и Пахомий, уроженцы Малой России, попавшие в плен в восемнадцатом веке и чтимые в Греческой Церкви, но неизвестные в России, хотя и принадлежащие к святым Русским. Также и кроме них много древних и новых подвижников имеется в странах восточных, неведомых до сих пор в других областях. Поскольку страны те православные и святые прославляются Православными Церквами, не могло быть колебаний и сомнений в почитании тех святых наравне со святыми, уже в России ведомыми. Вместе с жителями тех стран - Греции, Сербо-Черногории, Болгарии и Румынии - прибегать к ним и почитать должно всем православным.

В более сложном положении оказалось дело на Западе. Христианство здесь было проповедано в первых веках, во многих местах самими апостолами. В течение многих веков православие стояло твердо и сюда даже устремлялись исповедники восточные искать опоры во время ереси (свв. Афанасий, Максим). Здесь просияли многие мученики и подвижники, укрепляя Церковь. Но в то же время отход и отпадение Запада от единой Вселенской Церкви затмили здесь истину и смешали ее с обольщением. Потребовалось установить, кто из почитаемых здесь за столпы и святителей веры действительно являются таковыми. Нельзя было это предоставить частным исследователям, то лежало на обязанности епархии и она должна была то делать. Постановления совещаний Русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада и является святым, почитаемым Православною Церковью.

Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания тем его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко на всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнию различным векам и прославились разными путями.

То суть мученики первых веков, подвижники и святители. Последние два лика отчасти сливаются, так как многие из подвижников становились потом епископами. Относительно первых, то есть мучеников, не возбуждается никаких сомнений. Они по своим страданиям за Христа являются такими же мучениками, как и иные, почитаемые Церковью, некоторые даже имеются в проверенных русских месяцесловах; и ныне о них упомянуто лишь потому, что они неизвестны большинству мирян, пользующихся лишь краткими месяцесловами и календарями. Таковы, например, свят. Пофин, епископ Лионский и остальные лионские мученики. Необходимо было указать живущим ныне вблизи мест их подвигов и останков святых мощей на те неоценимые духовные сокровища и призвать православную паству к почитанию их. Запад полон подобных мучеников. Еще в первые десятилетия нашего изгнания начались по частным починам паломничества к здешним святыням, но многим они неизвестны доселе, хотя известны другие достопримечательности.

Весьма чтимым издревле является в Марселе мученик Виктор, пострадавший с обращенными им стражами Александром, Фелицианом и Лонгином. Над их гробницами преп. Кассианом Римлянином создан свой монастырь, в котором подвизался и почил. В православном месяцеслове имеется несколько мучеников с тем же именем Виктора, но из описаний их страданий видно, что то разные мученики.

Таким же чтимым издревле мучеником является св. Албаний вблизи Лондона; мощи его почивают там доселе, сохранилось подробное описание его подвигов. Упоминается в некоторых церковных памятниках легион св. Маврикия, пострадавший за Христа в горах Швейцарии, подобно дружине Андрея Стратилата на Востоке; сей Маврикий соименен другому Маврикию, пострадавшему с сыном Фотиком, но по месту и роду страданий видно, что это разные мученики.

Освятил своею кровию Тулузу и епископ Сотурнин, влачимый за Христа по улицам города в середине третьего века.

То все те мученики, кровь которых была семенем Христовым, которых Церковь почти ежедневно воспевает в различных "мученических" тропарях и стихирах и о которых также упоминается там, где процвели и дали плоды семена их крови. Они являются тоже якоже кровьми, как и другим "иже во всем мире мученика" яко багряницею и виссом украсилась Церковь. Продолжателями мучеников во утверждение веры и благочестия на Западе, как и на Востоке были святители и преподобные. Первое монашество на Западе тесно связано с Востоком. Сведения о нем и его основателях сохранились в трудах их учеников или других близких по времени писателей.

Одним из основных рассадников на Западе был Леринский монастырь. Житие основателя его св. Гонория сохранилось в панегирике ему ученика его Илария, епископа города Арля. Из него известно, что св. Гонорий путешествовал со своим братом по Египту и Палестине, по возвращении откуда создал свой монастырь в Лерине. При жизни он совершил ряд чудес. С монастырем были духовно связаны св. Павлин Нолинский, по указанию которого туда пришел св. Евчерий, оставивший ряд трудов своих, в том числе "Житие св. Маврикия и свв. мучеников Фивейского легиона", о которых говорилось здесь. В монастыре том жил некоторое время преп. Кассиан, основавший потом свою обитель в Марселе. Нужно отметить, что преп. Кассиан, чтимый всею Православною Церковью, хотя память и совершается раз в четыре года, в католической церкви считается святым местночтимым и память его, правда ежегодно, отмечается лишь в Марселе, где в церкви свяшенномученика Виктора почивают останки его мощей, сохранившиеся при уничтожении их во время французской революции. В том же монастыре подвизался св. Викентий Леринский, чтимый на Востоке еще больше, чем на Западе, учитель Церкви, погибший около 450 года и оставивший труд свой о священном Предании. Через Леринский монастырь с Востоком связаны также Англия и Ирландия, так как он явился духовной опорой просветившего Англию преп. Августина и его сподвижников; жил там некоторое время и просветитель Ирландии св. Патрикий. Монастырь, основанный св. Коломбом в Ирландии, находился в сношениях и общении с Восточными монастырями в одиннадцатом веке и даже, по имеющимся данным, некоторое время после отпадения Рима, разрыва Рима с Востоком.

Остатки того монастыря с мощами преподобного основателя его существуют доселе и недавно туда было совершено паломничество, оставившее глубокие впечатления у его участников, как и подробное житие св. Коломба. Последователями преп. Коломба были преподобные Колумбан, Фридолин и Галл, из Ирландии пришедшие в Швейцарию в седьмом веке и по­служившие в Галлии и северной Италии утверждению там Христианства и защите Православия от еретиков. При жизни они совершали чудеса и предсказывали будущее. Подробные жития их хранились в тамошних монастырях и память их чтится в местах, с ними связанных до сего дня.

Среди французских преподобных выделяются святые Геновефа и Клодоальд, сокращенно называемый Клуд.

Преподобная Геновефа, родившаяся в 423 году и преставившаяся в 512 году, с детских лет отличалась набожностью и всю жизнь провела в молитве и крайнем воздержании. В детстве ее призвание провидел св. Герман Оксерский и благословил ее посвятить себя Богу. Духовно она была связана с преподобным Симеоном Столпником, знавшим о ней. Много чудес было совершено ею при жизни, из которых особенно славно спасение своими молитвами Парижа от Атиллы. Память о том чуде не только хранится в предании, но и отмечена колонной, сооруженной на месте, до коего дошел Атилла. Она считается покровительницей Парижа и Франции, и ни уничтожение ее мощей в революцию, ни борьба против веры не смогли прекратить этого почитания.

Преподобный Клодоальд был родом из королевской семьи, погибшей во время междоусобиц. Выросши и поняв тщету земной славы, он не захотел домогаться своих прав, принял монашество и проводил строжайшую подвижническую жизнь. Некоторое время пребывал в полном уединении, потом у него образовался монастырь, церковь которого по сей день хранит его мощи. Преставился он в середине шестого века.

Бабкой преподобного Клодоальда была святая Клотильда, королева Франции, воспитавшая своего внука. Для Франции она имеет то же значение, что для Руси св. Ольга и для Чехии св. Людмила, для Римской империи св. Елена. Благодаря ей ее муж Кловис Первый окрестился, затем окончательно утвердился в Православии. Она своею жизнию, наставлениями и молитвами проповедовала и утверждала Христианство во Франции. После смерти супруга проводила жизнь в воздержании и заботах об оказавшихся в бедствиях. Предупрежденная свыше о своей кончине за тридцать дней, она мирно преставилась 3-го июня 533 года. Мощи ее хранились и обносились с крестным ходом до французской революции, когда были сожжены и хранятся лишь частицы.

В утверждении Христианства во Франции, проповеданном там еще в дни апостолов, много потрудилось святителей последующих веков, одновременно боровшихся и с проникавшими туда ересями. Особенно прославился святой Мартин, епископ Турский. Житие его имеется в Русских четьях-минеях, хотя помещено 12 октября, а не 11 ноября, когда он преставился и когда совершается его память. Учителем его был также всюду чтимый св. Иларий Пуатьерский.

Св. Мартин, память коего широко чтится, послужил просве­щению не только Галлии-Франции, но и Ирландии, так как св. Патрикий, просветитель ее, был его близким родственником и находился под его духовным влиянием.

Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости. С современниками, также потрудившимися в Ирландии, куда приезжали для борьбы с пелагианизмом, были два столпа Церкви и Галлии (Франция) святители Герман Оксерский и Лупп Троенский. Оба они прославились неустрашимостью в проповедании и охранении своей паствы от варваров, а также многи­ми чудесами при жизни и после кончины.

Св. Герман Оксерский преставился в 439 году, мощи его хранились нетленными в течение веков, пока их не уничтожили кальвинисты. Св. Лупп, о котором в "Илиотропионе" упоминает св. Иоанн, архиепископ Черниговский (впоследствии митрополит Тобольский), принял монашество в Леринском монастыре и был тогда под руководством св. Гонората, достойного преемника преп. Гонория, основателя той обители. Впоследствии св. Гонорат сделался епископом Арля, где церковь устроил и был первым епископом св. Трофим, ученик ап. Павла. Св. Лупп же был избран епископом города Тройе, но продолжал вести строго подвижнический образ жизни. Спасши свой город от Атиллы и совершив ряд чудес, он погиб в 479 году. Мощи его хранились до французской революции, когда были сожжены и сохранились лишь небольшие части их.

Столетием позже тех святителей жил св. Герман, епископ Парижский. Из древности дошло его житие, из которого видно, что он отличался благочестием с раннего детства, бывшего весьма для него тяжелым. Принявши монашество в монастыре св. Симфориана, он проводил самую суровую жизнь, значительную часть своего времени посвящая молитве. Прославившись чудесами, он сделался впоследствии епископом Парижа, где продолжал прежний образ жизни, соединив его с трудами пастырскими и милосердия. Предуведомленный свыше в старости о своей кончине, он преставился 28-го мая 576 года. Мощи его долго хранились, теперешнее их местонахождение не удалось установить. Его имя носит существующая поныне церковь, начатая постройкою по его заботам на месте капища Изиды в честь св. муч. Викентия. Построена при нем была также церковь в честь св. Германа Оксерского, которого он весьма чтил и которому подражал. Деятельность и житие его окончательно утвердили Христианство во Франции.

В ней просиял целый сонм святителей и подвижников, столпов Православия и учителей благочестия в том (краю). Позже началось просвещение Христианством северовосточной Европы. С ним связаны святительские труды святителя Ансгария, епископа Гамбургского и потом Бременского.

Житие святого Ансгария было описано его учеником архиепископом Римбертом, дошедшее до нашего времени. Из него видно, что он родился в 801 году. В семилетнем возрасте он имел видение, призвавшее его служить Богу. Воспитываясь в монастыре, он в двенадцатилетнем возрасте был пострижен. Бывшие ему видения пробудили его вести строгую подвижническую жизнь, а затем отправиться на проповедь язычникам, обитавшим в северной Европе. Начав на 21-м году своей жизни с Гамбурга, он затем перешел в Данию, где крестил короля с народом. Оттуда отправился в Швецию. В 831 году посвящается во епископа Гамбургского и всех народов Севера. Проповедь его простирается на Швецию, Данию и польбенских славян, нынешняя северная Германия. Он был полон ревности и готов был пострадать за Христа. Скорбя, что не получил венца мученического, был утешен голосом свыше и мирно отошел ко Господу 3-го февраля 865 года. Свои апостольские труды соединял с внутренним самоусовершенствованием и временами уходил в уединение. Был полон милосердия, простирая его, где только узнавал о нужде, не ограничиваясь местом. Особенно заботился о переселенцах, вдовах и сиротах. Св. Ансгарий при жизни совершил множество исцелений, но по смирению своему считал себя грешником. Добрые дела и чудотворения старался делать втайне. Но благодать Божия, почивавшая на нем, настолько была очевидна и почитание его было настолько велико, что через два года после кончины он уже причисляется к святым, и имя его имеется уже в Мартирологах 870 года. Нетленные мощи его хранились в Гамбурге до реформации, когда были преданы земле и сохранилась лишь часть их. Житие его и проявлявшаяся через него сила Божией благодати, как и причисление его ко святым, когда Запад составлял еще часть Вселенской Православной Церкви, не должны оставлять сомнений в том, что он святой угодник Божий. Архиепископом Александром были собраны все имевшиеся о нем на немецком языке сведения, как из католических, так и из протестантских источников, и все они подтверждают все изложенное здесь о св. Ансгарий, описывая труды в кротости и добродетели сего великого мужа, как и его чудеса. Получено нами также подробное житие на датском языке. Лишь ввиду сделанных одним из собратий наших возражений нужно указать, что сделаны им они неосновательно. Прежде всего, нет никаких данных предполагать, что св. Ансгарий был орудием в руках римского престола для утверждения его владычества и проводником тех идей, которые привели к отпадению Рима. Все старания найти какие-либо указания в имевшихся источниках не дали никаких подтверждений, наоборот, приводят к обратным выводам, так как бы нынешние католики не преминули бы то использовать и прославить за то св. Ансгария, если бы то было.

Святость св. Ансгария не может быть подвергнута сомнению из-за того, что имени его нет в греческом месяцеслове и богослужебных книгах, и тем отнюдь не определяется отрицание ее Церковью Восточной. В греческих месяцесловах и бо­гослужебных книгах не было и нет доселе современников св. Ансгария, свв. Кирилла и Мефодия, хотя они хорошо были из­вестны в Цареграде. А католическая церковь их память отмечает более, чем св. Ансгария. В греческих книгах нет просветителя Болгарии св. Бориса-Михаила, принявшего крещение от греков, ни св. Людмилы Чешской, крещеной св. Мефодием, ни св. Вячеслава. Нет ни св. Владимира, ни прославленных с благословения Константинопольского Патриарха свв. Бориса и Глеба, Петра Московского. Из всех русских святых в греческих минеях упоминается в синаксарях, без посвящения им службы, только св. Иоанн Новгородский и преп. Варлаам Хутынский. В Церк­ви Элладской отмечается память блаженной княгини Ольги имеющей там иные тропарь и кондак, чем у нас. То отнюдь однако не указывает, что мы не должны чтить святых, в Русской Земле прославленных, как и не показывает их отрицания греками. Имеется и много греческих святых, имен которых мет в минеях и месяцесловах, но память их совершается по местам и совершаются там им службы. Святой Ансгарий служил не политическим целям, а Христу, и печать его апостольства - страны, им ко Христу приведенные. Позднейшее отпадение их не умаляет его служения, как и служения св. Мефодия отпадение на многие века Моравии и Паннонии. В различных местах вселенной праведники Христа Единому Богу работали, Еди­ным Духом водились и купно Им прославлены. Волна революций и реформации уничтожила их мощи на Западе, как, дошедши до нашего Отечества, коснулась кощунственно и русских святынь. Она пыталась уничтожить их память, как и Иулиан Отступник сжигал святые мощи преподобных. Но они ликуют в Церкви Небесной, а мы должны еще более славить их труды, прославляя тем Бога, творящего через них чудеса.


ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Петр Воляк
Святой Патрик и феномен Ирландской Церкви

1. Европа в начале V века
Святой Патрик, покровитель Ирландии, родился в 389 году на острове Британия, северной окраине Римской Империи. Этот остров тогда населялиплемена кельтов, кроме того там были римские поселения. Кельты - индоевропейский народ, появившийся в Европе в начале I тысячелетия до н.э. Они делились на две группы :  бриттов, которые поселились в северной Галлии и на о-ве Британия, и на гойделов или гэлов, занявших западную и центральную Галлию, Ирландию и малые острова. Обе эти народности в конце I тысячелетия до н.э. были вытеснены с континента сильными и многочисленными германскими племенами.

Первые попытки завоевать острова кельтов были предприняты еще консулом Гаем Юлием Цезарем, потом императором Калигулой, но окончательноутвердиться в Британии удалось только императору Клавдию с помощью его полководца Агриколы. Римляне называли свободных кельтов, не живших на римских землях, скоттами, а кельтов, переселившихся еще до появления римлян на север Британии и постоянно пытавшихся прорвать границу Империи, называли пиктами (раскрашенные, от picti) - эти полудикие люди покрывали татуировками свои тела.

На севере римлянам жилось очень неуютно, так в конце IV века н.э. их владения на острове бриттов были сжаты до минимума - относительная безопасность имелась только в больших городах и в их предместьях. Римляне постояно отражали атаки пиктов с севера, после набегов этих племен от полей оставалась выжженная земля, а от городов и деревень - тлеющие развалины. Их жителей либо беспощадно убивали, либо уводили в рабство. В это же время, на западе, в Ирландском море и на британском побережье, хозяйничали скоттские "рейдеры". Наибольших масштабов пиратство скоттских ригов достигло именно в IV веке при знаменитом короле Нейле - тогда их искусство грабить предвосхитило умение более поздних викингов, чьи драккары стали настоящей грозой морей на рубеже тысячелетия. Приплывая на своих куррах - каркасных лодках, обтянутых кожей, скотты, неожиданно нападая на поселение, захватывали и разоряли его, уводя иногда в рабство тысячи людей (по свидетельству св. Патрика, см. "Исповедь"). И последняя причина ослабления римских позиций в Британии была, наверное, самой актуальной. Поближе к Риму, центру империи, выводилось множество легионов с периферии, в том числе Британии. В центральных провинциях велась борьба с главным врагом - племенами германцев, чьи вторжения были наиболее опасны, ибо поражение грозило распадом Империи. Поэтому в 407 году из Британии были выведены все войска.

В то время, как Восточная Империя отчаянно отбивалась от готов, Запад захлебывался в бесконечных войнах с маркоманнами - пограничными племенами, соседями империи, с жадностью глядевших на богатство римских городов. Попав в 406 году из плена в Бретань (северо-западную Галлию), св. Патрик обнаружил выжженную пустыню, где нельзя было найти не только пищу, но и воду, пустыню, в которую превратилось некогда цветущая страна после разрушительного набега вандалов.

В это время на Востоке, как уже было сказано, воевали с готами, германским племенем, вытесненным из Причерноморья гуннами и другими народами в ходе Великого Переселения. Западным готам (visigoth) были даны права федерата и земли на дунайской границе, в то время как восточные готы (ostrogoth) были покорены гуннами. Но римские чиновники воровали деньги константинопольского августа, выделенные вестготам для охраны границе, и те восстали. Двигаться на запад в воюющий Рим они не хотели, а за Дунаем стояли гунны. В 378 году войска римского императора Валента дали решительный бой повстанцам Фритхигерна у стен Адрианополя во Фракии... и блестящие имперские войска были на голову разбиты конницей полудиких готов: стрелки с тяжелыми луками, управляя лошадьми с помощью одних стремян, издали расстреляли римские легионы. Император тоже погиб в этой битве. Империя была ослаблена на добрых пять лет, пока новый император, Феодосий, не остановил твердой рукой разруху и навел порядок в стране.  В 395 году, после смерти Феодосия, Империя, дотоле единая административно, была разделена на Западную, просуществовавшую до памятного 476 года, и на Восточную Римскую Империю, иначе Византийскую. Однако граждане обеих Империй, разделенных властью, не считали себя жителями разных государств. Поэтому любые события, происходившие в одной Империи, были важны и для другой. Именно так на Западе и Востоке сложилась цепь исторических фактов, оказавших большое влияние на св. Патрика и определивших его судьбу.

На том же Востоке, в начале II века происходили события, не менее значимые для жизни св. Патрика и его духовной миссии в истории Церкви. Это было начало монашеского движения. После периода римских гонений I века на христиан им стало трудно вести евангельскую жизнь в миру, и поэтому многие христиане на Востоке уходили в пустыни Сирии и Египта, где становились анахоретами, то есть отшельниками, ведущими праведную аскетическую жизнь. Например, св. Макарию Египетскому требовалось на 40 дней поста лишь несколько листьев капусты. Постепенно вокруг видных анахоретов, таких, как св. Антоний Великий, собираются группы учеников, жаждущих истины. Так возникают целые поселения монахов - лавры, где постепенно появляются церкви, кельи и хозяйственные постройки.

Лавра, конечно, не была монастырем в современном понимании этого слова , поскольку у каждого киновита (насельника лавры) был самостоятельный уклад и каждый сам для себя выбирал путь служения Господу. Росту лавр помогало христианское просвещение - св. Афанасий написал в 357 году "Житие св. Антония", св. Палладий Еленопольский составил примерно тогда же "Historia Lausaica". В начале IV века киновитам в лавре уже требуется единый устав и его создает св. Пахомий. Лавры привлекают новых монахов, и из них позже вырастают целые города. К 346 году, году смерти св. Пахомия, в Египте процветает множество лавр, управляемых его уставом, крупнейшими из которых были Нитрийская и Скитская, в которых жило, по разным источникам, от 2000 до 15000 киновитов. Трудами монахов египетские пустыни превратились в цветущие земли. Монашеская жизнь по св. Пахомию имела очень простую аскетическую форму и была доступна всем христианам. В середине того же века св. Василий Великий, которого по праву называют отцом восточного монашества, создал новый устав. Монахи св. Василия селились небольшими общинами и, кроме уставных молитв и необходимых работ, занимались христианским самосовершенствованием, переписывали книги и писали собственные сочинения. В отличие от лавр пустынников монастыри устава св. Василия располагались в давно обжитых районах Малой Азии. Этот идеал монашеской жизни оказал впоследствии огромное влияние на все западное монашество в целом и на ирландское монашество в частности. 

Тогда же, в IV веке св. Афанасий путешествует из Египта в Трир и Рим и распространяет монашескую идею на западе. Св. Амвросий Медиоланский и епископ Евсевий Верчелльский организуют собственные аскетические общины в Италии, а также покровительствуют другим общинам. Также и св. Иероним Стридонский после пребывания на Востоке призывает знатных римлян к аскетической жизни и, надо сказать, добивается некоторого успеха, в основном, среди матрон. В 384 году Иероним из-за нападок на него в Риме перебирается в Палестину и там организует два монастыря, которыми руководит по пахомиевскому уставу, переведенному им на латынь. Чуть раньше его друг Руфин переводит на латынь и устав св. Василия, а также "Historia Monachorum in Aegypto". 

Широко распранял киновитство на западе св. Мартин Турский, организовавший несколько десятков монастырей в Галлии (Пуату и Турень), среди них знаменитые Лигуже и Мармутье. Почитание св. Мартина было так велико, что впоследствии св. Бенедикт Нурсийский посвятил ему капеллу в своем Монте Кассино. После смерти св. Мартина, между 400 и 410 годами, св. Гонорат основал на острове Лерин в Лигурийском море знаменитый монастырь, из которого вышло множество богословов и философов, там учился и св.Патрик. Кроме него в монастыре жили св. Кесарий, автор известного монастырского устава, и Викентий Леринский, автор трактата, излагаюего принципы православного догматического предания.

2. Духовные наставники святого Патрика
Учителями монаха Патрика были св. Иоанн Кассиан и св. Герман Оксеррский. Иоанн Кассиан родился в 360 году в Провансе, в юношестве со своим другом Германием отправился в Палестину, в Вифлеемский киновию. Оттуда друзья-монахи в зрелом возрасте отправились в египетские монастыри, где в 399 году среди прочих старцев беседовали с анахоретом Евагрием Понтийским, известным своим богословием духовной жизни. В 400 году они оказываются в Константинополе у св. Иоанна Златоуста, который рукополагает Иоанна Кассиана в диаконы (кстати, Кассиан выбрал имя Иоанн именно в честь Иоанна Златоуста). Известно также, что когда св. Иоанна сослали в 405 году, Кассиан и Германий отправились в Рим ходатайствовать за него перед папой. После этого св. Кассиан остается жить возле Марселя, на своей родине. Известно также, что св. Иоанн Кассиан в 415 году был рукоположен в пресвитеры, и приблизительно в это же время св. Герман стал епископом галльского города Осера (Auxerre).

Святой Иоанн Кассиан занимался писанием богословских трудов. В сочинении "О постановлениях" он говорит о формально-обрядовой стороне монашества, как-то: об одеянии, чтении псалмов и молитв, аскетических подвигах, преодолении страстей. Как непосредственный исследователь монашества разных уставов и епархий, он мыслит необычайно глубоко и обобщенно, и идет дальше многих авторов своего времени.

Второе сочинение называется "Собеседования", в нем Св. Иоанн в форме диалога старцев-киновитов рассуждает о духовном аспекте монашеской жизни: о ее сути, благоразумии, трех отречениях от мира, истоках искушения, молитве (внутренней), христианском самосовершенствовании и духовном знании. Монашеский образ жизни, по Кассиану, не является самоцелью, цель его - добродетели приобретенные с помощью аскезы. После отречения от мира христианин в постоянной молитве погружается в созерцание Бога. Такая созерцательная молитва очень важна для св. Иоанна Кассиана, она не может быть достигнута без добродетели молящегося, и добродетель не может быть совершенной без молитвы.

В "Собеседованиях" Кассиан различает четыре ступени молитв. Нам необходимо их перечислить, как вошедшие в духовный опыт св. Патрика. Это - молитва о прощении грехов, свойственная только что вошедшим в духовную жизнь людям; молитва о благих намерениях, характерная для достигших продвижения в духовной жизни; молитва о прощении и спасении других, читаемая достигшими состояния любви к Богу и любви к ближнему своему; и последняя молитва - благодарение за благодеяния Божьи, возносимая созерцающими Бога. Эту молитву св. Иоанн Кассиан выделяет особо и называет "пламенной молитвой". Эта традиция "пламенной молитвы" очень важна для последующего развития галльского монашества (и ирландского как его преемника). Св. Иоанн Кассиан подчеркивает, что молитва вдохновляется чтением Священного Писания, монах созерцает Бога, получая единственное совершенное благо, и завершает молитву возвратом к Библии.

Св. Герман Оксеррский, будучи монастырским учителем св. Патрика, несомненно ознакомил его с трудами Иоанна Кассиана. Св. Герман воспитал Патрика в традиции так называемого "семипелагианства", господствующего в галльской церкви того времени. Оговоримся, что этот термин придуман их противниками и лишь внешне соприкасается с ересью Пелагия Британского, который декларировал, что природа человеческая почти совсем не испорчена первородным грехом и что человек может самостоятельно прийти к спасению. Семипелагианцы ("semi" - лат."половина"), в числе которых были и св. Кассиан, и св. Герман придерживались мнения, что человек обязан участвовать в своем спасении настолько же, насколько его спасает Господь. Примером служат эпизоды Божьего откровения, описанные св. Патриком в его "Исповеди". Семипелагианство выражало противостояние восточной и галльской (и впоследствии ирландской) крайностям учения св. Августина о спасении одной только благодатью. 

3. "Исповедь" святого Патрика Ирландского
Главным произведением св. Патрика по праву считается "Confessio" ("Исповедь"). В ней он описывает свою жизнь, как непрерывную цепь исканий Бога и Его истины. "Исповедь" написана около 460 года и известна нам по позднему списку, сделанному в архиепископстве Арма (Armagh) в IX веке. Подлинность, текста бесспорна. Он написан весьма бесхитростной, простоватой (но вместе с тем совсем не грубой) латынью, в нем встречаются грамматические ошибки и другие, например стилевые, изъяны. Все цитаты из Библии взяты Патриком из неизвестного доиеронимовского перевода, а не из Вульгаты, которая хоть уже и существовала в V веке, но стала общепринятой только в следующем веке.

Дополнительным аргументом в пользу достоверности "Исповеди" является приверженность автора  к безыскусному смиренному самоуничижению как перед Богом, так и перед другими людьми. "Исповедь" начинается словами: "Я, грешный Патрик, самый невежественный и ничтожный среди верных и для многих достойный презрения ..." и продолжается на протяжении всего текста перечислением всяческих грехов (как и положено в собственно исповеди) и заканчивается словами: "И прошу ... прочесть это письмо, написанное грешным невеждой Патриком ...". Сюда же относится авторская критика стиля и языка произведения: "Вот почему давно я собирался написать, но до нынешнего дня откладывал; сомневался - ибо боялся я дать повод для насмешек - ведь я не начитан, как прочие, прекрасно усвоившие Священное Писание, и язык свой они с детства не меняли, но лишь все более совершенствовали. Поскольку слова и речь наша переведены на чужой язык, то по складу моего писания легко оценить, образован ли я и сведущ ли в ораторском искусстве...". Во всем четвертом разделе "Исповеди" св. Патрик бичует свое "невежество", "неповоротливый язык" и "косноязычие".

Кроме того, Патрик в его жизнеописании невнимателен к довольно важным с биографической точки зрения эпизодам и периодам своей жизни, как-то: ученичеству в галльских монастырях Лерина и Мармутье, рукоположению в епископский сан, покушению на свою жизнь, совершенному посланниками верховного короля Ирландии Лоэгайре и пр. Настоящий серьезный биограф несомненно хотя бы упомянул об этих случаях, не говоря уже о том, что многие из них заслуживают детального описания.

Доказав авторство св. Патрика, рассмотрим внутреннего осознания автором своей апостольской миссии. Сам Патрик, однако вполне допускает исполнение Божественной воли невежественным человеком. Поэтому важно какие биографические факты Патрик сообщает о себе в "Исповеди".

В начале святой называет своего отца и деда, не забывая указать их церковный сан - диакон Кальпорний и пресвитор Потит. Далее он рассказывает о месте своего рождения, Бонавеме Табернийском, и сразу сообщает, что из имения неподалеку его юношей похитили пираты. Патрик не рассказывает о первых шестнадцати годах жизни и дает читателю понять, что годы неверия совсем не интересуют святого: "Бог навел на нас пламень гнева своего". После этого речь идет о жизни в плену и о познании божественной истины: "И там Господь открыл мне сознание моего неверия".

В описании плена есть очень важные строки: "... Я каждый день пас скот и много раз на дню молился, и более и более увеличивалась во мне любовь к Богу и страх Его, и принуждалась вера, и приумножался дух, и доходило до сотни молитв в день, а часто до стольких же и ночью. Даже когда я оставался в лесах и горах, я поднимался до света для молитвы в снег, в мороз, в дождь, и, как сейчас вспоминаю, не ощущал никакого неудобства и никакой лености: ибо когда тогда пылал во мне дух". В этих строках содержится ключ к пониманию всей "Исповеди". В пространном описании св. Патрик переформулирует первую молитву св. Иоанна Кассиана - молитву о прощении грехов, свойственную духовным неофитам. Патрик указывает свою стезю в уже разработанной духовной схеме и этим открывает преемственность ирландской христианской традиции от галльского монашества. 

После подвижнических молитв св.Патрик услышал Голос, который поведал ему о скором освобождении. Вообще, для Патрика духовные явления очень важны, он очень подробно их описывает. Во многих местах "Исповеди" святой, обращаясь к Богу, получает Его прямые указания и помощь именно в форме голосов и видений, следующих почти всегда за молитвой. 

Другим чудом был Голос о корабле в двухстах милях от места пребывания в плену. Патрик направился к кораблю, оставив хозяина, у которого прожил шесть лет. На корабль Патрика не пустили, и тогда он повернул туда, где его приютили накануне, а по дороге стал молиться: "И прежде, чем завершил молитву, услышал, что один из них (корабельщиков) громко кричит мне вслед: Иди быстрее, эти люди тебя зовут'. Я вернулся к ним, и они стали мне говорить: Иди, ради веры твоей мы принимаем тебя; будь нам другом, если пожелаешь'. Так в этот день благодаря страху Божию окончилось мое бегство". В приведенной цитате вполне ясно описана молитва благих намерений, приносимых Богу. Именно так св. Патрик по дороге от корабля скорее всего молился о том, чтобы у него "вышло плыть с ними", а просить у Бога он мог лишь дав Ему обет - по Кассиану - "благих намерений". И Господь помог ему.

Приведем еще один отрывок "Исповеди": "Через три дня мы достигли земли и двадцать восемь дней шли по безлюдным местам, и еды нам недоставало, и начался голод. И однажды кормчий говорит мне: Что скажешь, христианин? Твой Бог велик и всемогущ? Почему же ты не можешь помолиться за нас, чтобы нам избавиться от опасности голода? Вряд ли мы кого-нибудь здесь встретим.' Я громко сказал им: Обратитесь верою и всем сердцем к Господу Богу нашему, чтобы сегодня Он послал пропитание на пути нашем для насыщения, ибо у него повсюду все в избытке'. И с Божьей помощью так и случилось. .... После этого они воздали усерднуюхвалу Богу, и я был в почете перед очами их".

Здесь св. Патрик говорит о третьей ступени молитвы, молитвы - прошения за других. По Иоанну Кассиану эта молитва характерна для достигших состояния любви к ближним, и св. Патрик несомненно уже достиг этого состояния. Ко времени побега из плена, по-видимому, уже определилась дальнейшая судьба святого. Патрик не мог оставить ибернов (ирландцев) без Божьей благодати (пищи духовной), получаемой через молитву. Корабельщики, возглавляемые святым, принесли Богу молитву о пропитании (духовном). Так св. Патрик начал свою проповедническую деятельность среди язычников-жителей Ибернии.

Далее Патрик пишет: "И однажды даже нашли дикий мед, и часть его уделили мне. И один из них сказал: Это жертва. Никогда доселе я не испытывал благодарности Богу.' Но той же ночью, когда я спал, начал сильно искушать меня Сатана, не забуду этого, пока пребываю в этом теле. На меня как будто упала огромная скала, и я не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И не знаю, как у меня получилось, но я к духу воззвал, назвав его Элиам. И в это время я увидел солнце, восходящее на небе, и закричал изо всех сил: Элиам! Элиам!' И вот, солнечный свет упал на меня, и тяжесть тут же исчезла". Святой переходит здесь на четвертый, пламенный, уровень молитвы, молитвы созерцания Бога, цели всех христианских аскетов по Кассиану. Спутники святого (уже христиане?) в это же время научились молитве благодарности (благих намерений).

После этого следуют разные подробности путешествия и Патрик, наконец, оказывается в Британии, у родителей. Скорее всего, эти "несколько лет разлуки", были проведены в галльских монастырях, а в Британию св. Патрик попал, по-видимому, лишь в 429 году, сопровождая св. Германа, посланного для искоренения ереси пелагианства. Там, в Британии, Патрику было видение мужа Викторика, пришедшего из Ирландии с письмами. В одном из этих писем, "Голосе ибернов", св. Патрик услышал их просьбу прийти в Ирландию и "быть" с ними.

Далее в "Исповеди" следует один из самых туманных эпизодов. Патрик хочет получить епископский сан, но некоторые высшие иерархи Галлии оказались против и даже лучший друг восстал против него. Но святой выдерживает испытания и, как видно из дальнейшего, становится все-таки епископом. Здесь Патрик упоминает две даты, которые помогают нам разобраться в хронологии. Примерно в 15 лет он совершил какой-то проступок, о котором рассказал своему товарищу, а тот впоследствии обличал св. Патрика за это. Патрик пишет: "И когда я подвергся испытанию от некоторых старших моих, которые по грехам моим выступили против моих епископских трудов, я был так потрясен, что чуть было не погиб и сейчас, и в вечности. Но Господь милостиво пощадил новообращенного и странника во имя Его и помог мне в этой скорби, так что меня не коснулся позор и поношение. Молю бога, чтобы этот случай не был вменен им в грех, ибо и через тридцать лет они нашли меня и поднялись против слов, которые я говорил еще не будучи диаконом". Итак, автору "Исповеди" было около 45 лет при вступлении в епископский сан в 432 году, что вполне вписывается в биографию св. Патрика, которому тогда действительно было 43 года.

Далее "Исповедь" описывает подробно крещение Ирландии.

4. Биография святого Патрика
О жизни св. Патрика мы знаем или из вполне авторитетных, но поздних средневековых источников, либо из сомнительных по достоверности, но составленных в VI-VII веках биографиях, близких к святому по времени. Единственным достаточно подробным прижизненным источником является только "Исповедь", но эта автобиография не может быть принята буквально. Поэтому неизбежно существует множество разных версий одних и тех же эпизодов и периодов жизни святого, в частности, спорным был даже год рождения Патрика.

Многие ученые ранее полагали, что св. Патрик родился в 372 году, однако сейчас общепринятым годом его рождения считают 389 год. В пользу последней даты имеются важные аргументы: во-первых, это неплохое соответствие датировки с периодами жизни св. Патрика, прямо указанными в "Исповеди" (см. выше), кроме того, дата вторжения вандалов в северную Галлию также совпадает с хронологией "Исповеди"; рожденный же в 372 году, св. Патрик крестил бы ирландцев в таком дряхлом возрасте, что остается только удивляться успеху его долгой миссии. Хотя и преклонный, возраст Патрика в 104 года к моменту смерти в 493 году все же более правдоподобен, чем 121 год для родившегося в 372 году.

Следующий спор касается места рождения святого. Существуют три версии: Пикардия на северо-востоке современной Франции, неизвестное поселение в устье реки Северн в Британии или это современный город Килпатрик (тогда - Bоnavem Taberniae) под Дамбартоном на юге Шотландии Пикардия слишком далека для рейда скоттов, угнавших св. Патрика в плен, да и сам Патрик пишет, что родители его жили в Британии. Остается две версии - Северн и Дамбартон. Вторая географически предпочтительней для набега пиратов из Антрима, куда похитили юного Патрика. Некоторые места из "Исповеди" указывают на то, что Патрик жил именно там. Попытаемся восстановить биографию святого, пользуясь различными источниками.

Родился мальчик (тогда его звали Суккат) в довольно богатой бритской семье, родители его были христианами. Известно, что отец его, Кальпорний, был сначала римским декурионом, а потом стал диаконом. Дед Сукката, Потит, был пресвитером. Суккат не был верующим и впоследствии св. Патрик написал, что пострадал за грехи. Около 405 года Патрик был захвачен в плен ирландцами после их набега на принадлежащее его деду имение Энон, расположенное недалеко от Бонавема Табернийского. В Ирландии его продали в рабство в Антрим (Anthrim), где он пас овец некоего Милкко (Milcho) из клана Да Ларадиа. Тамошние люди называли юношу Котрейдгом (Gothraidge).

Лет через шесть-семь Патрику удалось бежать, и довольно долго, по-видимому, проскитавшись в Ирландии, он на корабле с волкодавами (до сих пор эти собаки составляют важную статью ирландского экспорта) попадает в Арморик (современная Бретань) на северо-западе Галлии. За годы плена Патрик многое пережил и ко времени побега стал глубоко верующим человеком. Поэтому в разоренной варварами Галлии будущий святой легко нашел пристанище у монахов местных монастырей. Несколько лет он провел в монастыре Мармутье под Туром, основанном св. Мартином, апостолом и покровителем Галлии. Там он получил имя Магонус, иначе Мунн. После этого Патрик подвизался на "счастливом острове" Лерине (около нынешних Канн в Провансе) в монастыре св. Гонората.

Но воспоминания о своей "второй родине" Ирландии и о людях, живущих там, не давали монаху покоя: примерно в 415-420 годах св. Патрик направляется в Рим с просьбой организовать миссию для крещения страны. Ему отказали, в политической и военной ситуации того времени нетрудно было отказать малоизвестному монаху в средствах на христианизацию какого-то варварского острова. Тогда Патрик возвращается в Галлию, где селится в городе Осере при знаменитом епископе Германе, к которому стекалось множество монахов со всей Европы.

Там Патрик завершает свое образование, начатое в других монастырях, и приобретает авторитет в богословских кругах, необходимый ему для получения епископского сана и организации ирландской миссии. Он становится сначала учеником, а затем и близким другом св. Германа; тот рукополагает монаха в диаконы под именем Патрика (Patricius). Когда Германа в 429 году посылают в Британию для борьбы с пелагианами, св. Патрик едет в свите епископа. Там он встречается со своими родителями и укрепляется в надежде крестить Ирландию.

Судя по описанию этого путешествия у Ненния в "Истории бриттов", св. Герману приходилось не только выполнять основную задачу миссии, но и довольно часто обращать в христианство местных князей. Это стало хорошим примером для Патрика; позже, в Ирландии, он пользовался приемами учителя. Святой Патрик близко воспринял идеи епископа Германа (см. выше о так называвемом семипелагианстве и как оно повлияло на ирландское монашество). В свою очередь, Герман покровительствовал Патрику и по возвращении из Британии последний был посвящен в пресвитеры.

В 431 году папа вспоминает об Ирландии и посылает епископа Палладия для ее крещения. Тот начинает проповедывать христианство на юге острова, но в том же году умирает, не выполнив задания. В 432 году Патрик едет в Рим во второй раз и с той же целью, но теперь с рекомендациями от епископа Германа и пресвитера Зегеция. Папа Целестин II внимательно выслушивает Патрика и дает свое благословение на христианизацию Ирландии. Галльский епископ Аматор (Amatorer) рукополагает Патрика в сан первого епископа Ирландии, и в этом же 432 году святой со спутниками отправляется в свою долгую миссию.

Сначала св. Патрик высадился в Уиклоу (Wicklow) на юго-востоке острова, но из-за дурного предзнаменования он решает плыть дальше на север, где сходит на берег в Дауне (Down). Там миссионеры строят первую в Ирландии церковь и крестят много людей. Иэ Дауна святой пошел в Антрим, где пытался обратить в христианство своего бывшего хозяина Милкко, но тот, испугался своего беглого раба и сжег себя вместе со всем имуществом. Последущие 30 лет жизни Патрика состояли из бесконечных поездок по четырем королевствам острова: Ульстеру (Ulster), Коннахту (Connaught), Лейнстеру (Leinster) и Манстеру (Munster). Каждый день приносил десятки, а то и сотни новообращенных.

Святой наглядно объяснял кельтам догмат о триединстве  Бога: он показывал им единый листок (трилистник) клевера. Обычно сначала старались обратить в христианство вождя клана; за ним по его примеру крестился весь клан. Часто местные вожди дарили земли для постройки церквей. В некоторых местах св. Патрик крестил только несколько человек, учил их писать и читать, давал им список Евангелия, рукополагал в священнический сан и уезжал трудиться дальше, оставляя этим людям крещение их соседей. Многие следовали за Патриком после чудес, показанных им народу: он посрамил друидов и свалил идола в Кром-круах, кроме того, он пришел на друидский праздник в их столице Таре и сжег их главные книги.

Это выглядело очень странным; непонятно, как такая древняя, крепкая, сильная и авторитетная организация друидов могла мгновенно пасть под натиском христианства, не имевшего никакой опоры в Ирландии. Однако, имеется интересная гипотеза, объясняющая это загадочное явление. Распространение христианства сильно опиралось на вождей и местную знать, и весьма вероятно, что друиды своим консерватизмом стесняли действия аристократии. Последняя использовала христианство как противовес господствующему культу. 

Не все короли и риги пожелали принять истинную веру: среди них наиболее известны Лоэгайре из Тары, верховный король Ирландии, и Коротик, князь Думбартона из южной Шотландии. Друиды, по преданию, предсказали Лоэгайре, что Патрик отнимет у него власть над живыми и мертвыми. Король испугался и послал к святому, направлявшемуся в Тару, убийц. Но стоило только св. Патрику прочесть свой гимн "Крик оленя", как убийцы вместо святого и его спутников увидели проходящее стадо лесных оленей. Этот гимн сохранился до сих пор и, судя по архаичному ирландскому языку, может вполне принадлежать Патрику.

Коротик, бриттский князь, собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил набег на южное манстерское побережье, где убил многих новообращенных, а несколько тысяч увел в плен. Патрик написал ему по-латыни два письма, известные сейчас как "Epistola ad Coroticum". В первом святой просит вождя отпустить пленников с миром. Это не подействовало, и тогда св. Патрик во втором письме обращается уже к подданным Коротика и требует, чтобы они заклеймили своего князя позором и не вкушали с ним хлеба, пока он не покается. Скорее всего, епископ Ирландии заплатил Коротику деньги и тот отпустил пленных христиан.

Патрик и сам не раз попадал в опасные ситуации, иногда ему помогало спастись красноречие, иногда верные друзья, а иногда и церковное золото. Через пятнадцать лет после начала миссии христианство наконец-то укрепляется на земле Ирландии, и в 445 году Св. Патрик основывает главное архиепископство в Арме (Armagh) в графстве Даун. Святой Патрик становится первым примасом Ирландии, и на последующие века Арма остается центром Ирландской Христианской Церкви.

Среди легенд о св. Патрике есть одна очень необычная, но вместе с тем популярная: однажды святой по просьбе людей собрал в Ирландии всех змей и других пресмыкающихся в одну коробку и выбросил ее в море. С тех пор на острове не водятся змеи, а Ирландское море очень бурное и пенистое.

Много вопросов вызывает дата смерти св. Патрика. В разных традициях их сохранилось две: 461 и 493 год. Это разночтение как-будто объясняет "Хроника" Проспера Аквитанского: епископ Палладий ранее Патрика был направлен в Ирландию с той же целью. Следовательно, было два крестителя Ирландии: Палладий, умерший в 461 году, и св. Патрик, скончавшийся в 493 году. Однако, по скудным данным "Хроники" первая попытка крещения Ирландии была предпринята и закончилась в том же 431 году смертью епископа, поэтому известный христианский писатель Палладий, епископ Еленопольский, умерший в 431 году, может быть отождествлен с первым, неудачливым крестителем Ирландии.

Настоящий же креститель ирландцев, св.Патрик, скончался скорее всего в 493 году - за 104 года своей трудной жизни он успел совершить множество духовных подвигов и оставил неизгладимый след в истории Ирландии, мира в целом и Христианской Церкви. День св. Патрика отмечается Православной Церковью 17 марта по старому стилю - 30 марта, римо-католиками же тоже 17 марта, но по новому.

5. Ирландская Церковь и культура
Итак, в 493 году св. Патрик скончался умер в Aрме, но его наследие, оставленное потомкам бесценно. Чтобы увидеть подъем всей ирландской культуры, инициированный крещением, рассмотрим общественный строй Ирландии в первой трети V века, до начала апостольской миссии св. Патрика.

Все общество делилось на множество кланов (туаха) со своими вождями - ригами, подчинявшимся семи главным ригам провинций, те в свою очередь подчинялись двум верховным ригам, жившим в двух административных столицах, Кашеле и Таре. Три города считались священными - Эмайн-маха, Тара и Круахан-ай. Языческий культ на острове отправляли кельтские жрецы - друиды, историю, высокую поэзию и философию хранили предсказатели - филиды, а песни и сказания слагали и исполняли певцы - барды.

Поселения кельтов были очень простыми - несколько деревянных строений обносились земляным валом. Впоследствии именно так будут выглядеть все ирландские монастыри. Предметы, изготавливаемые местными ремесленниками, были очень тонкой работы, и в них чувствовалась тяга к совершенству. Ирландцы жили в полной гармонии с природой. Кельтские языческие верования позволяли воспринимать мир не разделенным на фрагменты, а как единое, хотя и грозное, целое. Недаром стихи о природе у ирландских монахов известны уже с VIII века. На такой благодатной почве христианство расцвело необычайно быстро. Система подчинения аббатов епископам, а епископов - архиепископам благополучно спроецировалась на систему взаимоотношений ригов, а монастыри идеально сочетались с клановой структурой общества. Ирландцы воспитывались в монастырях, потом работали в них, а в старости жили там как монахи.

Но основным даром св. Патрика ирландцам был алфавит, письменность. Во второй половине первого тысячелетия почти все ирландцы были грамотны, многие знали латынь и даже древнегреческий. Первая школа была открыта в Aрме в 450 году, и на базе касты филидов христианские школы появились во всех уголках Ирландии. Позже в самые знаменитые из них стекалось множество учеников со всей Европы, в частности из Англии. Важным занятием ирландских монахов было переписывание книг и роскошное их украшение. Примерами тому служат "Book of Kells" и "Book of Darrow". Благодаря ирландским переписчикам до нас дошло множество античных памятников литературы, нигде в других странах Европы не сохранившихся. Для ирландцев - монахов античность не была непосредственным и угрожающим прошлым, как для клира континентальной Церкви, и не содержала и опасности отхода от христианства, в то время как итальянские и галльские монахи боялись языческой античности. Примером трепетного отношения ирландцев к книгам является легенда о войне св. Коломбы за Вульгату. В житие св. Коломбы указано, что некий ученый муж Финниан из Мовилля привез из Рима копию Вульгаты, которая так понравилась Коломбе, что тот, нарушив свое обещание, переписал ее. Финниан обиделся и попросил справедливости у короля, который постановил отдать список владельцу оригинала. Тогда св. Коломба, будучи, как и Финниан, местным ригом, пошел на обидчика войной, закончившейся битвой при Кольдревне, где полегло немало людей. 

Для служения Господу создавались прекрасные произведения искусства - драгоценная церковная утварь. Однако, как упоминалось выше, духовные произведения св. Патрика шли прямо от истоков христианства и, в частности, от раннего монашества. Монахи - преемники традиции св. Патрика идут по стезе анахоретов: они вводят в свою жизнь жесточайшую аскезу. Для них аскетический подвиг был глубоко осмысленным стремлением к созерцательной молитве св. Иоанна Кассиана. Свою "пустыню" ирландцы-анахореты нашли в океане. По примеру св. Эдны, впервые поселившегося на скалистых Аранских островах к западу от Изумрудного острова, многие монахи на утлых суденышках добирались до Шетландских, Оркнейских, Гебридских островов, заселили Корнуолл, а св. Брендан даже основал монастырь в Исландии.

Другой святой, о котором мы уже упоминали, это св. Коломба Колумкилле ("столп церкви", 521-597 годы),основатель монастыря в Дерри. Он организовал знаменитые богословские школы в том же Дерри, Келлсе и Дарроу, а также сочинил множество религиозных и нерелигиозных стихотворений. В 593 году после достопамятной битвы при Кольдревне св. Коломба поклялся обратить в христианство столько же людей, сколько погибло в битве, и отправился в Шотландию с двенадцатью спутниками, чтобы организовать монастырь на маленьком острове Айона (Iona). Этот монастырь станет основным миссионерским центром Северной Англии и Шотландии. В то же время св. Комгелл основывает знаменитый Бангорскиймонастырь, откуда в 590 году св. Колумбан отплыл просвещать в смутное время темную и жестокую Европу.

В начале Колумбан направился в Галлию, где основал двакрупных монастыря - Аннегре (Annegray), Луксей (Luxeuil) и множествомелких. Но вскоре он поссорился с французским епископатом из-занеподчинения его аббатов епископам и из-за его критики в адрес королевской семьи. В результате святоговыслали из Франции. Через Швейцарию он попал в Италию, где на земле,подаренной ему лангобардским королем, основал монастырь Боббио,где и почил в 615 году. Основанные им монастыри стали впоследствиикрупнейшими центрами христианской науки и образования. Св. Колумбан написал "Regula Мonachorum", но этот устав оказался столь строгим, что монахи Колумбана бежали в бенедиктинские монастыри, которые имели по тогдашним представлениям тоже довольно строгий устав.

Вообще логично рассматривать раннюю Ирландскую Церковь как совершенно самобытную и равноправную с современной ей Восточной и Западной Церквями. Самостоятельности Ирландской Церкви опасался  папа Григорий Великий, который послал в Англию св. Августина Кентерберийского для сопротивления кельтскому воздействию на местных христиан. В то время многие епископства вообще не желали слушать римских посланников и даже после того, как в 704 году все ирландские христиане стали исчислять праздники по-римски, формально признав зависимость от папы, они вплоть до XII века сами назначали епископов и архиепископов. Однако, в XII веке Ирландская Церковь ослабела под набегами викингов, а Римская Церковь, наоборот, окрепла после первых крестовых походов, и тогда-то примас Ирландии в Арме стал подчиняться папе.


Ведущий - Егор Холмогоров ( holmogor@ncport.ru )
Узел "Церковность" [ www.church.ru ]
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/religion.churchru
Дискусионный лист:
http://groups.yahoo.com/group/churhru 
Подписка на дискуссионный лист: churhru-subscribe@yahoogroups.com
Писать в дискуссионный лист (только для его подписчиков): churhru@yahoogroups.com



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное