Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Исход, 22:21-24:18: Предписания любви к ближнему. Законы о справедливости. Израиль принимает Завет / 6.III.18 вт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 6 марта 2018 года, вторник.
(У православных это 16-й день Великого поста.)

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/ex22-24.htm.

Продолжаем читать книгу Исход: стихи 22:21–24:18.
Перевод и комментарии М. Г. Селезнева и С. В. Тищенко.
// КНИГА ИСХОДА / М.: Издательство РГГУ, 2000.
(Текст этого издания в отредактированном виде вошел в состав книги "Библия. Современный русский перевод", РБО, 2011).

 

Этот текст на церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
– coollib, вэбархив;
– Без абз., с примеч.

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

г
л
а
в
а
м:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.
Д. Щедровицкий: глл. 22; 23-24; 24.

 

20:22 ГОСПОДЬ велел Моисею:

<...>

21:ВОТ ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ ТЫ ДОЛЖЕН ИМ ДАТЬ.

<...>

22:21 Не притесняй и не обижай переселенцев — ведь вы и сами были переселенцами в Египте. 22 Не притесняй вдов и сирот. 23 Если вы будете их притеснять, то они воззовут ко Мне — Я услышу их жалобы, 24 разгневаюсь и поражу вас мечом! И тогда уже ваши жёны станут вдовами, а дети — сиротами.
25 Если ты дашь бедняку из Моего народа серебро взаймы, то не требуй процентов, как ростовщик.
26 Если берёшь у ближнего плащ в залог, то верни до захода солнца — 27 ведь ему больше нечем укрыться, это его одежда. Как ему спать без нее? Он воззовёт ко Мне — и Я его услышу, ибо Я жалостлив.

28 Бога не хули, главу рода твоего не кляни.
29 Не медли с приношением виноградного сусла.
Отдавайте Мне своих первенцев. 30 То же касается и скота, крупного и мелкого: пусть первенец семь дней остаётся при матери, а на восьмой день отдавай его Мне.
31 Вы должны быть у Меня святыми людьми — а потому не ешьте задранных хищниками животных, отдавайте их туши собакам.

23 1 Не повторяй пустые наветы. На суде не поддерживай клеветника, так как твое свидетельство приведет к расправе. 2 Не следуй за большинством в неправом деле. Не искажай истину на суде в угоду большинству.
3 Бедняку не оказывай предпочтения на суде.

4 Если ты встретишь заблудившегося быка или осла, которые принадлежат твоему врагу, ты должен отвести их к хозяину.
5 Если ты увидишь легшего на землю навьюченного осла, который принадлежит твоему недругу, не оставляй его так — ты должен оставить его с хозяином.

6 Будь справедлив, когда разбираешь тяжбу бедняка, твоего соплеменника.
7 Не поддерживай лживых обвинений, чтобы не осудить на смерть невиновных и праведных. Ведь Я не дам злодею уйти от ответа!
8 Не бери взяток. Взятка превращает зрячих в слепцов и лишает силы правдивые показания.

9 Не обижай переселенцев. Вы сами знаете, каково человеку на чужбине,  — ведь вы были переселенцами в Египте.

10 Шесть лет засевай свою землю и собирай с неё урожай, 11 а на седьмой год оставь её невозделанной. Пусть едят ее плоды бедняки из твоего народа, а что останется — пусть доедят дикие животные. Так же поступай со своим виноградником и оливковыми деревьями.
12 Шесть дней трудись, а седьмой день будет для тебя днем покоя, чтобы отдохнули твой вол и осёл, чтобы сын твоей рабыни и переселенец могли перевести дух.

13 Соблюдайте всё, что Я вам сказал. Имен других богов не упоминайте: пусть не произносят их ваши уста!

14 Трижды в год справляй Мои праздники.
15 Справляй праздник Пресного Хлеба: семь дней, как Я повелел тебе, ешь пресный хлеб — в положенное время, в месяце ави́ве, когда ты ушёл из Египта.
Никто не должен появляться предо Мной с пустыми руками!
16 Справляй праздник Жатвы — первого урожая с засеянного тобою поля.
Справляй праздник Сбора Плодов — на исходе года, когда соберёшь с полей весь урожай.
17 Три раза в год все мужчины у вас должны представать пред Владыкой — пред ГОСПОДОМ.

18 Когда приносишь Мне жертву, не проливай кровь животного на дрожжевой хлеб.
Жир Моих праздничных жертв не оставляй до утра.
19 Лучшее из первого урожая твоей земли приноси в дом твоего Бога  — ГОСПОДА.
Не вари козлёнка в молоке его матери.

20 Смотрите, Я посылаю перед вами ангела, который будет оберегать вас в пути и приведет на то место, что Я приготовил для вас. 21 Бойтесь его и слушайтесь, не противьтесь ему — он не потерпит вашего неповиновения, ибо в нём пребывает Имя Мое.
22 А если вы будете слушаться его и исполнять всё, что Я скажу, то Я буду врагом ваших врагов, недругом ваших недругов.
23 Ангел, посланный Мною, пойдет впереди и приведёт вас к амореям, хеттам, периззеям, ханаанеям, хиввеям, евусеям — и Я истреблю эти народы. 24 А вы не поклоняйтесь и не служите их богам и по обычаям этих народов не поступайте. Уничтожьте их богов и разбейте их священные камни! 25 Служите ГОСПОДУ, вашему Богу, — и тогда Я благословлю ваш хлеб и вашу воду и избавлю вас от болезней. 26 Тогда не будет на вашей земле ни выкидышей, ни бесплодия, и Я дам вам сполна прожить отмеренный вам срок.
27 Ужас Мой Я пошлю перед вами. Я приведу в смятение все народы на вашем пути и всех ваших врагов обращу в бегство перед вами. 28 Я пошлю перед вами страх, и он погонит прочь хиввеев, ханаанеев и хеттов. 29 Но не сразу Я их изгоню, не за один год: иначе земля станет безлюдной и дикие звери вас одолеют.
30 Я буду изгонять эти народы постепенно — а когда вас станет много, вы овладеете всей страной. 31 Я сделаю границами ваших владений море Суф и Филистимское море, Пустыню и Реку. Всех жителей этой земли Я отдам в ваши руки, и вы их изгоните.
32 Не заключайте договоров ни с ними, ни с их богами! 33 Эти народы не должны жить на вашей земле — иначе они склонят вас к греху против Меня. Служение их богам для вас — западня.

 

22:26-27 Плащ на древнем Востоке использовался не только как одежда — ночью бедняки заворачивались в него, как в одеяло.

22:31 Запрет есть животных, задранных хищниками, обосновывается в Быт 9:4 и Лев 17:10-16. Животное, убитое без соблюдения ритуальных правил (без слития крови), запрещено для употребления в пищу, так как, согласно Быт 9:4, кровь  — это жизнь.

 

23:1 ...так как твое свидетельство приведет к расправе. — Букв.: «не будь свидетелем расправы» (т. е. тем, чьи показания приведут к казни невиновного).
  Согласно Втор 19:15, для вынесения обвинительного приговора требуются двое или трое свидетелей. Если суд установит, что обвинитель или свидетели давали ложные показания, их ждет та кара, которой должен был подвергнуться обвиняемый (Втор 19:16-19).

23:3 Бедняку не оказывай предпочтения на суде. — Это повеление кажется несколько неожиданным. Ряд ученых считает, что первоначально текст был полнее: «Бедняку не покровительствуй на суде — и богачу не оказывай предпочтения на суде», — но слова «...не покровительствуй на суде — и богачу...» были пропущены еще в древности при переписывании текста. В пользу такого предположения говорит параллельное место — Лев 19:15 («Не творите неправды на суде: не покровительствуй бедняку и не оказывай предпочтения богачу...»).

23:5 ...ты должен оставить его с хозяином. — Букв.: «...оставь с ним». Глагол аза́в («оставлять») может употребляться как в значении «оставить без внимания», так и в значении «отдать в чьи-то руки, передать» (Быт 39:6). По-видимому, в данном стихе перед нами намеренная игра слов.
  Другие понимания этого места предполагают наличие у глагола аза́в значений, не засвидетельствованных нигде более в еврейской Библии: «подними осла вместе с хозяином», «освободи осла вместе с хозяином», «поправь поклажу вместе с хозяином».

23:7 ...невиновных и праведных. — Евр. наки́ и цадди́к. Предполагают, что первое из этих слов относится к обвиняемому, который невиновен, а второе — к истцу, который выдвинул справедливые обвинения. Неправый суд грозит смертью и тому и другому (см. прим. к 23:1).

23:14-19. Обрядовые предписания. Этот раздел почти полностью повторяется в 34:18-26 — с небольшими, но важными изменениями (см. прим. к 34:18-26).

23:14-17 В этих стихах описывается древнейший культовый календарь Израиля. Упомянуты лишь три праздника (тесно связанные с земледельческим годом)  — праздники Пресного Хлеба, Жатвы и Сбора Плодов. Пасха, которая, согласно 12:18, должна справляться одновременно с праздником Пресного Хлеба, не упоминается.

23:15 Никто не должен появляться предо Мной с пустыми руками!  — Приходя в святилище на праздник, израильтяне должны приносить ГОСПОДУ дары — урожай или жертвенных животных.

23:16 ...на исходе года... — В Ветхом Завете отражены два календаря (очевидно, сосуществовавшие друг с другом). Согласно одному (12:2), год начинается весной, в месяце ави́ве, который в позднейшей еврейской традиции носит имя ниса́н. По этому календарю сбор урожая приходится на середину года.
  Согласно другому календарю, подразумеваемому в данном стихе, год начинается осенью, а урожай собирают «на исходе года». В послебиблейском иудаизме эта традиция возобладала: еврейский Новый Год отмечается в осеннем месяце тишри́ (1-го тишри).

23:21 ...в нём пребывает Имя Мое. — Иными словами: «Я Сам пребываю в нём».

23:24 Уничтожьте их богов... — Имеются в виду культовые изображения богов.
• Священные камни (евр. маццево́т), ставившиеся стоймя, как стелы, но, как правило, лишенные изображений, почитались в древней Палестине как символы божества. Они могли также увековечивать память усопшего (Рахили, Быт 35:20; Авессалома, 2Цар 18:18). В отличие от статуй божества, однозначно запрещенных в Ветхом Завете, священные камни не осуждаются ни в книге Бытия (Быт 28:18, 22; 31:45; 35:14, 20), ни в Исх 24:4.
  В настоящем стихе говорится о священных камнях неизраильского населения Палестины, которые осуждаются как символы «других богов».
  Категорический запрет ставить священные камни содержится во Второзаконии (Втор 16:22).

23:28 ...страх... — Значение евр. цира́ спорно (это слово встречается лишь здесь, во Втор 7:20 и в Иис Н 24:12). Древние переводы (Септуагинта, таргумы) понимают цира не как «страх», а как «шершень, оса» (ср. Исх 8, где ГОСПОДЬ насылает на Египет жаб, мошек и оводов).

23:31 Этот стих обозначает идеальные границы еврейского государства (каким оно предстает, скажем, в 3Цар 4:21): море Суф — Красное море, Филистимское море  — Средиземное море, Пустыня — Сирийская пустыня, Река — Евфрат.

24 1 ГОСПОДЬ сказал Моисею:

 — Взойди к ГОСПОДУ, и возьми с собой Аарона, Надава, Авиуда и семьдесят старейшин Израиля. Поклонитесь ГОСПОДУ издали. 2 Но к ГОСПОДУ пусть приблизится лишь Моисей! Никто другой не должен приближаться к ГОСПОДУ, а народ и подниматься на гору не должен.

3 Моисей пришел к народу, передал все слова ГОСПОДА и пересказал все законы. И весь народ ответил, как один человек:

 — Мы будем следовать словам ГОСПОДА.

4 Моисей записал все слова ГОСПОДА, а наутро воздвиг под горой жертвенник и поставил двенадцать священных камней, по числу племен Израиля. 5 Он велел молодым людям из числа сынов Израилевых принести жертвы всесожжения и пиршественые жертвы — и они принесли быков в жертву ГОСПОДУ. 6 Половину крови Моисей собрал в чаши, а оставшейся кровью окропил жертвенник. 7 Он прочитал народу свиток Договора, и люди сказали:

 — Мы будем послушно следовать словам ГОСПОДА.

8 Тогда Моисей окропил народ жертвенной кровью и сказал:

 — Это кровь Договора, который заключил с вами ГОСПОДЬ. Его слова — условия Договора.

9 Затем Моисей, Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля взошли на гору 10 и увидели Бога Израилева. Словно бы сапфировый помост был у Него под ногами — чистый, как само небо. 11 И Бог не причинил вреда вождям Израиля: они видели Бога — и ели и пили за трапезой.

 

24:1-11. Заключение Договора. Израильтяне обязуются «следовать словам ГОСПОДА» (24:3), т. е. принимают предложенные Богом условия Договора. По-видимому, в качестве условий Договора выступают изложенные перед этим законы и предписания (20:2-17, 22-26; 21:2 — 23:33). Выражение «слова ГОСПОДА», вероятно, отсылает к 20:1, а «законы» — к 21:1.
  Ритуал заключения Договора включает в себя жертвоприношения (ср. Быт 15:10-21; Иер 34:18). Двенадцать священных камней, которые олицетворяют племена Израиля (или их прародителей), являются свидетелями Договора, как в Быт 31:45-54 или Иис Н 24:26-27.
• Семьдесят старейшин упоминаются также в Числ 11:16, 24-25 (в Исх 17:5-6;
18:12 — просто «старейшины»). Их число соответствует числу предков народа Израилева на момент их переселения в Египет (Исх 1:5).

24:8 ...Моисей окропил народ жертвенной кровью... — В ритуальных предписаниях Пятикнижия окропление человека кровью предусмотрено только в одном случае — при его посвящении в жрецы (Исх 29:20-21; Лев 8:23-24, 30). Возможно, в описанном здесь ритуале осуществляется обещание ГОСПОДА: «Если вы будете Мне послушны и верны договору со Мною... вы будете у Меня царством жрецов» (Исх 19:5-6).

12 ГОСПОДЬ сказал Моисею:

 — Взойди ко Мне на гору: там Я дам тебе каменные таблички с правилами и повелениями, которые Я написал для наставления этого народа.

13 Моисей отправился в путь, вместе с помощником своим Иисусом, и поднялся на гору Божью.

14 — Побудьте здесь, пока мы не вернемся, — сказал Моисей старейшинам. — С вами остаются Аарон и Ор. У кого будет какое дело, пусть обращается к ним.

15 Сам же Моисей взошел на гору.

 

Облако окутывало гору: 16 это Слава ГОСПОДНЯ пребывала на горе Синай. Шесть дней гора была окутана облаком, а на седьмой день ГОСПОДЬ воззвал к Моисею из облака. 17 Как огонь, полыхающий на вершине горы, — такова была Слава ГОСПОДНЯ, такой предстала она сынам Израилевым.

18 Моисей вошел в облако, поднялся на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей.

24:12 Втор 5:22 говорит, что на каменных табличках были начертаны Десять Заповедей. В данном месте, однако, употреблено более расплывчатое выражение — «каменные таблички с правилами и повелениями, которые Я написал для наставления этого народа». Возможно, что здесь каменные таблички просто символизируют всю совокупность законов и наставлений, которые Бог дал сынам Израилевым.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Исход, стихи 25:1–28:14.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное