Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Исход, 30-31: Предписания о построении Скинии (3) / 9.III.18 пт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 9 марта 2018 года, пятницу.
(У православных это 19-й день Великого поста.)

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/ex30-31.htm.

Продолжаем читать книгу Исход: главы 30–31.
Перевод и комментарии М. Г. Селезнева и С. В. Тищенко.
// КНИГА ИСХОДА / М.: Издательство РГГУ, 2000.
(Текст этого издания в отредактированном виде вошел в состав книги "Библия. Современный русский перевод", РБО, 2011).

 

Этот текст на церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
– coollib, вэбархив;
– Без абз., с примеч.

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

г
л
а
в
а
м:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.
Д. Щедровицкий: глл. 30-31.

 

30 1 Сделай из акации жертвенник для воскурения благовоний. 2 Пусть он будет квадратным, локоть в длину и локоть в ширину, а высота его пусть будет два локтя. Его рога должны составлять с ним единое целое. 3 Покрой чистым золотом его верх, стороны и рога — и обведи его золотой каймой. 4 Сделай два золотых кольца и прикрепи их под каймой, по бокам, чтобы вставлять в них шесты для ношения жертвенника. 5 Сделай шесты из акации и покрой их золотом.

6 Поставь этот жертвенник перед завесой, за которой находится ковчег Договора, — пред навершием, над которым Я буду пребывать во время встречи с тобой. 7 Пусть Аарон воскуряет на этом жертвеннике благовония — каждое утро, когда приходит поправлять лампы, 8 и каждый вечер, когда приходит зажечь их. Это воскурение благовоний пред ГОСПОДОМ должно совершаться постоянно, из поколения в поколение. 9 Не совершайте на этом жертвеннике ни иных воскурений, ни всесожжений, ни хлебного приношения, ни возлияния. 10 Пусть раз в год Аарон совершает над рогами жертвенника обряд очищения жертвенника кровью очистительной жертвы. Раз в год, из поколения в поколение, надо совершать очищение жертвенника. Это Святыня Святынь у ГОСПОДА.

30:10 ...раз в год... — Вероятно, имеется в виду День Очищения (евр. Йом Киппу́р), ср. Лев 16.
...совершает над рогами жертвенника обряд очищения... — Т.е. смазывает рога жертвенника жертвенной кровью.

11 ГОСПОДЬ сказал Моисею:

12 — Когда будешь делать перепись сынов Израилевых, пусть каждый, при пересчете, даст ГОСПОДУ выкуп за себя, чтобы не постигло их бедствие из-за переписи. 13 Пусть каждый, при пересчете, внесёт полшекеля в шекелях святилища (в шекеле — двадцать гер); эти полшекеля — дар ГОСПОДУ. 14 Каждый, от двадцати лет и старше, должен при пересчете принести такой дар ГОСПОДУ. 15 Когда вы приносите ГОСПОДУ этот дар в выкуп за себя, пусть богатый не даёт больше, а бедный — меньше, чем полшекеля. 16 Бери у сынов Израилевых этот выкуп и употребляй его на служение в Шатре Встречи. Это напоминание о сынах Израилевых пред ГОСПОДОМ, это выкуп за вас.

30:12-16. Перепись. Полшекеля на святилище. Перепись воспринимается как мероприятие, которое может вызвать гнев Бога (ср. 2Цар 24 и 1Пар 21). Возможно, это связано с тем, что выяснять число людей — значит распоряжаться ими, их жизнью, а это прерогатива Бога. Поэтому перепись должна сопровождаться искупительным действием — сбором средств на святилище.

30:13 Шекель — древняя мера веса. В Палестине шекель мог варьироваться в пределах 8 – 13 г, и поэтому в предписании уточняется, о каком именно шекеле идет речь (очевидно, в святилище хранился некий эталон шекеля).
  Дополнительным уточнением служат слова "в шекеле — двадцать гер" (гера́ — мера веса). Это уточнение встречается в Ветхом Завете несколько раз, когда речь идет о шекеле святилища (ср. Лев 27:25; Числ 3:47; 18:16), но оно мало что говорит нам, так как о весе геры мы знаем еще меньше, чем о весе шекеля.
  Когда размер платы определяется в шекелях, то имеется в виду соответствующее количество серебра. Именно серебро играло в ту пору роль основного денежного эквивалента: "серебро" и "деньги" обозначаются в древнееврейском языке одним и тем же словом — ке́сеф.
  Налог на Храм размером в полшекеля взимался с мужской части еврейской общины вплоть до разрушения Храма римлянами в 70 г. н. э. В эллинистическо-римской системе мер половине шекеля соответствовала дидрахма (две драхмы), ср. Мф 17:24.

30:14 ...от двадцати лет и старше... — Обычной целью переписи на древнем Ближнем Востоке был призыв на военную службу (ср. Числ 1:2-3).

17 ГОСПОДЬ сказал Моисею:

18 — Сделай медный чан для омовений и медную подставку под него. Поставь его между Шатром Встречи и жертвенником и наполни водой. 19 Пусть Аарон и его сыновья омывают в нём руки и ноги. 20 Прежде чем войти в Шатёр Встречи, они должны омываться — иначе они умрут. И перед тем как приблизиться к жертвеннику, чтобы совершить на нём свое служение, сжигая жертвы ГОСПОДУ, 21 они должны омывать руки и ноги — иначе они умрут. Это предписание навеки для Аарона и его потомков, из поколения в поколение.

22 ГОСПОДЬ сказал Моисею:

23 — Возьми лучшие благовония: пятьсот шекелей текучей мирры, благовонной корицы вдвое меньше — двести пятьдесят шекелей, душистого тростника — двести пятьдесят шекелей, 24 кассии — пятьсот шекелей (всё — в шекелях святилища), а также один гин оливкового масла — 25 и сделай искусно приготовленный состав, священное масло для помазания. Это священное масло — 26 помажь им Шатёр Встречи, ковчег Договора, 27 стол со всеми сосудами, светильник с его принадлежностями, жертвенник для воскурений, 28 жертвенник для всесожжений и его утварь и чан с подставкой. 29 Освяти всё это — и оно станет Святыней Святынь. Всё, что коснётся этих предметов, станет святыней. 30 Помажь Аарона с сыновьями — освяти их, чтобы они стали Моими жрецами. 31 А сынам Израилевым скажи: "Этот состав будет у вас священным маслом помазания, из поколения в поколение. 32 Им нельзя умащать посторонних. Не делайте для себя подобного состава: это святыня — пусть он будет для вас святыней! 33 Всякий, кто сделает для себя подобный состав или умастит им постороннего, будет отторгнут от своего народа".

 

30:23-24 Мирра (евр. мор) — благовонная смола дерева Commiphora myrrha, произрастающего в южной Аравии и восточной Африке. Корица (евр. киннамо́н) и кассия (евр. кидда́) получались из душистой коры тропических деревьев Cinnamonum zeylanicum и Cinnamonum cassia. Привозимые издалека, благовония ценились в древности очень дорого. Неясно, какое именно растение названо здесь душистым тростником.

34 ГОСПОДЬ велел Моисею:

 — Возьми душистые вещества — ната́ф, шехе́лет и галба́н, пополам с чистым ладаном, — 35 и сделай из них благовония для воскурений  — искусно приготовленный состав, смешанный с солью, чистый, священный. 36 Мелко истолки эти благовония и возжигай их пред Договором, в Шатре Встречи, где Я буду являться тебе. Эти благовония будут для вас Святыней Святынь. 37 Не делайте таких благовоний для себя: пусть они будут у вас святыней ГОСПОДНЕЙ. 38 Всякий, кто сделает такие благовония, чтобы самому вдыхать их запах, будет отторгнут от своего народа.

30:34 Натаф (букв.: "капля") — наименование благовонной смолы какого-то растения (вероятно, Styrax officinalis). Шехелет — душистое вещество, получавшееся, возможно, из некоторых видов моллюсков Красного моря. Галбан (евр. хелбена́) — застывший душистый сок зонтичного растения Ferula galbaniflua, произрастающего в Иране и других странах Азии. Ладан — благовонная смола деревьев рода Boswellia, произрастающих в южной Аравии и восточной Африке.

30:36 ...пред Договором... — То есть перед завесой, за которой находится ковчег Договора.

31 1 ГОСПОДЬ сказал Моисею:

2 — Знай: Я избрал Бецале́ла, сына Ури́, сына Гу́ра, из племени Иуды, 3 и исполнил его духом Божьим — дал ему мудрость и разумение, знание и мастерство во всяком деле, 4 так что он владеет искусством работы по золоту, серебру и меди, 5 умеет резать камни для вставки в оправу, а также резать по дереву — владеет всяким ремеслом. 6 Я дал ему в помощники Оголиа́ва, сына Ахисама́ха, из племени Дана, и всех умельцев наделил мастерством. Пусть они сделают всё, что Я тебе повелел сделать: 7 Шатёр Встречи, ковчег Договора, навершие ковчега и все принадлежности Шатра, 8 стол и его сосуды, светильник из чистого золота и все его принадлежности, жертвенник для воскурений, 9 жертвенник для всесожжений и его утварь, чан с подставкой, 10 одежду для служения — священное одеяние Аарона-жреца и жреческие одежды его сыновей, 11 а также масло для помазания и благовония для воскурений в святилище.

Они должны сделать всё так, как Я тебе повелел.

31:8 ...светильник из чистого золота... — Букв.: "...чистый светильник..." По-видимому, это необычное выражение должно быть интерпретировано в свете 25:31.

31:10 Одежда для служения — евр. бигде́ хассера́д. Точное значение этого термина неизвестно. Другое понимание: "цветная одежда".

 

 

12 ГОСПОДЬ велел Моисею:

13 — Скажи сынам Израилевым, чтобы они соблюдали Мои субботы. Суббота — это знак, установленный между Мною и вами, из поколения в поколение, — чтобы вы помнили, что Я, ГОСПОДЬ, освятил вас. 14 Соблюдайте субботу: она для вас — святыня. Кто осквернит субботу, тот должен быть предан смерти, ибо всякий, кто работает в субботу, отторгается от своего народа. 15 Шесть дней пусть работают, а седьмой день — суббота, святой день покоя ГОСПОДЕНЬ. Каждый, кто работает в субботу, должен быть предан смерти. 16 Пусть сыны Израилевы соблюдают субботу из поколения в поколение — это вечный договор. 17 Таков знак, установленный навеки между Мною и сынами Израилевыми. Ибо за шесть дней ГОСПОДЬ создал небо и землю, а на седьмой день пребывал в покое и отдыхал.

 

31:13 В древнеевр. языке служебное слово ах, с которого начинаются эти предписания, часто имеет противительное значение: "Но скажи сынам Израилевым, чтобы они соблюдали Мои субботы". Иными словами, запрет работать по субботам распространяется и на предписанное выше строительство святилища.

18 Там, на Синае, кончив говорить с Моисеем, ГОСПОДЬ дал ему две таблички Договора — две каменные таблички, исписанные перстом Божьим.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Евангелия от Марка, 4:1-34.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное