Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Исход, 28:15-29:46: Предписания о построении Скинии (2) / 8.III.18 чт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 8 марта 2018 года, четверг.
(У православных это 18-й день Великого поста.)

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/ex28-29.htm.

Продолжаем читать книгу Исход: стихи 28:15–29:46.
Перевод и комментарии М. Г. Селезнева и С. В. Тищенко.
// КНИГА ИСХОДА / М.: Издательство РГГУ, 2000.
(Текст этого издания в отредактированном виде вошел в состав книги "Библия. Современный русский перевод", РБО, 2011).

 

Этот текст на церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
– coollib, вэбархив;
– Без абз., с примеч.

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

г
л
а
в
а
м:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.
Д. Щедровицкий: глл. 28; 29.

 

25:1 ГОСПОДЬ сказал Моисею:

<...>

28:15 Сделай нагрудник указаний ГОСПОДНИХ. Сделай его так же, как эфод, — из золотой нити, голубой, пурпуровой и багряной пряжи и тонкого льна, с вытканным орнаментом. 16 Пусть нагрудник будет квадратным, длиной в ладонь и шириной в ладонь, из сложенной вдвое ткани. 17 Сделай на нём гнезда для четырех рядов драгоценных камней. В первом ряду — рубин, хризолит и изумруд; 18 во втором — бирюза, сапфир и гагат; 19 в третьем — яхонт, агат и халцедон; 20 в четвёртом — топаз, шохам и яшма. Все они должны быть в узорчатых золотых оправах. 21 Камней должно быть двенадцать, с именами сыновей Израиля: на каждом камне, как на печати, должно быть вырезано имя одного из двенадцати племён Израиля.

22 Сделай для нагрудника цепочки из чистого золота — витые, как шнуры. 23 Сделай два золотых кольца и, укрепив их по углам нагрудника, 24 соедини двумя золотыми цепочками 25 с двумя оправами, а оправы эти прикрепи к наплечникам эфода, спереди.

26 Сделай еще два золотых кольца и прикрепи их к двум углам нагрудника с внутренней стороны, там, где он прилегает к эфоду. 27 Сделай еще два золотых кольца и прикрепи их спереди к нижнему краю наплечников — там, где они пришиты, сверху, к пояску эфода. 28 Пусть кольца нагрудника будут связаны голубым шнурком с кольцами эфода, так чтобы нагрудник, находясь над пояском эфода, вплотную прилегал к эфоду. 29 Пусть Аарон, входя в святилище, носит на груди — на нагруднике — имена сыновей Израиля, как постоянное напоминание о них пред ГОСПОДОМ.

30 В нагрудник указаний вложи ури́м и тумми́м: они должны быть на груди Аарона, когда он предстает пред ГОСПОДОМ. Пусть Аарон, находясь пред ГОСПОДОМ, постоянно носит на груди ГОСПОДНИ указания сынам Израилевым.

28:15 Нагрудник (евр. хо́шен) представляет собой квадратный кошель на груди верховного жреца. В него вкладываются ури́м и тумми́м — предметы, которые нигде в Библии не описываются, но неоднократно упоминаются как средство, при помощи которого жрец получает от Бога ответы на те или иные вопросы (предположительно, это было нечто вроде жребиев, которые жрец извлекал из своего священного одеяния).
  Ответы Бога в евр. тексте называются "указаниями" или "законами" (евр. мишпа́т). Сам нагрудник обычно называется нагрудником указаний (евр. хо́шен мишпа́т). Традиционный перевод евр. мишпат словом "суд" в этом случае неточен.
  В данном стихе, где нагрудник указаний упоминается в первый раз, мы добавили для ясности (чьи указания имеются в виду?) слово ГОСПОДНИХ, подразумеваемое в еврейском тексте.

28:17-20 Почти все названия двенадцати камней нагрудника не поддаются надежной идентификации. Перевод условный.

 

31 Сотки ризу под эфод — сплошь из голубой пряжи. 32 В ней должен быть вырез для головы, с прочно вытканным краем, как у воинского облачения, чтобы риза не рвалась. 33 По нижнему краю сделай из голубой, пурпуровой и багряной пряжи шарики в виде гранатовых плодов, а между ними подвесь золотые колокольчики. 34 Эти золотые колокольчики и гранатовые плоды должны идти, чередуясь, вдоль всего нижнего края ризы. 35 Пусть Аарон надевает эту ризу, когда будет совершать свое служение. Звон колокольчиков должен быть слышен, когда Аарон входит в святилище, к ГОСПОДУ, и когда он выходит оттуда, — иначе он умрёт.

28:32 ...как у воинского облачения... — Евр. текст не вполне ясен; перевод предположителен.

 

28:36 Пластинка — евр. циц. Буквально это слово означает "цветок", но традиционно считается, что здесь оно обозначает сияющую золотую пластинку.

28:38 ...возьмет на себя все погрешности... — Букв.: "возьмет грехи". Это выражение может означать, в частности, "простить кому-то грехи" (Исх 34:7; Числ 14:18 — о Боге; Быт 50:17 — о человеке), "унести на себе чьи-то грехи" (Лев 16:22 — о козле отпущения, который уносит на себе в пустыню грехи израильтян), "принять чьи-то грехи на себя, чтобы тем самым уничтожить их" (Лев 10:17 — о жрецах, которые поедают жертвы, приносимые для очищения общины от греха). По-видимому, здесь имеется в виду последнее из этих значений. Аарон принимает на себя все погрешности в священных дарах, приносимых израильтянами, и тем самым уничтожает эти погрешности: приношения израильтян (а как следствие — и сами израильтяне) становятся угодны Богу.

36 Сделай золотую пластинку и вырежь на ней, как на печати, слова: "Святыня ГОСПОДНЯ". 37 Прикрепи к ней голубой шнурок, чтобы привязывать её поверх тюрбана, спереди — 38 у Аарона на лбу. Пусть Аарон возьмет на себя все погрешности в святынях — во всех священных приношениях сынов Израилевых. Эта пластинка постоянно должна быть у Аарона на лбу — и их приношения будут угодны ГОСПОДУ.

39 Сотки для Аарона узорчатую рубаху из тонкого льна, сделай ему тюрбан из тонкого льна и сотки разноцветный пояс.

40 Сотки сыновьям Аарона рубахи, пояса и головные повязки — для величия и красоты.

41 Облачи твоего брата Аарона и его сыновей в эти одежды. Соверши помазание Аарона и его сыновей оливковым маслом, посвяти их в жрецы и освяти, чтобы они стали Моими жрецами.

42 Сделай им короткие льняные штаны, прикрывающие срам. 43 Аарон и его сыновья должны носить их, когда входят в Шатёр Встречи или приближаются к жертвеннику, совершая служение в святилище. Иначе они будут повинны и умрут. Это предписание навеки для Аарона и его потомков.

28:39 ...узорчатую рубаху... — По-видимому, здесь имеется в виду одноцветная ткань с выпуклым рисунком.

 

28:41 В этом стихе перечислены важнейшие составные части обряда посвящения в жрецы, который будет подробнее описан в следующей главе.

29 1 Вот как ты должен освятить их, чтобы они стали Моими жрецами.

Выбери быка и двух баранов без телесного изъяна. 2 Возьми пресный хлеб, пресные лепешки, пропитанные оливковым маслом, пресные коржи, намазанные оливковым маслом, — всё это должно быть испечено из лучшей пшеничной муки — 3 и сложи их в одну корзину. Принеси эту корзину, приведи быка и двух баранов.

29:1-37. Обряд посвящения в жрецы. Сперва Моисей омывает Аарона и его сыновей, облачает их в жреческие одежды и умащает маслом для помазания. После того как принесены очистительная жертва, жертва всесожжения и посвятительная жертва, Моисей освящает Аарона и его сыновей, окропляя их жертвенной кровью. Затем совершается сам обряд посвящения в жрецы.

 

29:6 ...венец Святыни. — Имеется в виду золотая пластинка со словами "СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ", которую верховный жрец носит на лбу (28:36-38).

 

29:13 Отросток печени — lobus caudatus, одна из долей печени.

29:14 Очистительная жертва (в Синодальном переводе — "жертва за грех") уничтожает нечистоту сынов Израилевых, которая оскверняет святилище. Очистительную жертву приносит человек, неумышленно совершивший проступок (Лев 4), назорей, оказавшийся в одном помещении с мертвым (Числ 6:9-12), женщина после родов (Лев 12). Нечистота, вызванная умышленным проступком, не может быть уничтожена очистительными жертвами.
  В данном случае речь идет об очищении Аарона и его сыновей.
  Важнейший момент очищения — помазание кровью рогов жертвенника для всесожжений (в особо важных случаях — окропление жертвенной кровью завесы перед Святыней Святынь и помазание рогов жертвенника для воскурения благовоний, см. Лев 4:3-21). При очистительном жертвоприношении жир животного, почки и отросток печени сжигаются на жертвеннике. Остальные части очистительной жертвы обычно съедаются совершавшим ритуал жрецом и членами его семьи, однако в особых случаях — в частности, при посвящении в жрецы — сжигаются вне святилища.

4 Приведи Аарона с сыновьями ко входу в Шатёр Встречи. Омой их. 5 Облачи Аарона в его одежды — в рубаху, ризу под эфод, эфод и нагрудник. Обвяжи его пояском эфода. 6 Возложи на голову Аарона тюрбан, а к тюрбану прикрепи венец Святыни. 7 Соверши помазание: возьми оливковое масло для помазания и возлей на голову Аарона.

8 Приведи сыновей Аарона и надень на них рубахи. 9 Опояшь их поясами — как и Аарона — и повяжи им головные повязки. Жреческое звание принадлежит Аарону и его сыновьям навеки — ты посвятишь их в жрецы.

10 Приведи быка к Шатру Встречи, и пусть Аарон с сыновьями возложат руки на его голову. 11 Заколи быка пред ГОСПОДОМ у входа в Шатёр, 12 омочи палец в крови быка и помажь ею рога жертвенника, а остаток крови вылей к подножию жертвенника. 13 Потом возьми весь жир с внутренностей быка, отросток печени и обе почки с жиром и сожги на жертвеннике. 14 А мясо и шкуру быка и его нечистоты предай огню вне лагеря. Это очистительная жертва.

15 Затем возьми одного из баранов, и пусть Аарон с сыновьями возложат руки на его голову. 16 Заколи барана и полей жертвенник кровью со всех сторон.

17 Разрежь тушу барана на части. Вымой его внутренности и ноги, положи поверх головы и прочих частей 18 и сожги всю тушу на жертвеннике. Это жертва всесожжения для ГОСПОДА, аромат, приятный для Него, приношение ГОСПОДУ.

29:18 Жертва всесожжения отличается от прочих жертвоприношений тем, что убитое животное без остатка сжигается на жертвеннике.
...аромат, приятный для Него... — Это выражение часто встречается в "жреческих" частях Пятикнижия и обозначает дым жертвы, который восходит к Богу.
...приношение... — Евр. слово ишше́ иногда (по-видимому, неправильно) связывают с эш ("огонь") и переводят, соответственно, как "огненный дар".

19 Возьми второго барана, и пусть Аарон с сыновьями возложат руки на его голову. 20 Заколи барана. Кровью барана помажь Аарону и его сыновьям мочку правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги. Полей жертвенник кровью со всех сторон. 21 Потом возьми кровь с жертвенника и масло для помазания и окропи ими Аарона и его одежды, а также сыновей Аарона и их одежды. Так ты освятишь Аарона и его одежды, а также сыновей Аарона и их одежды.

22 Возьми жир и курдюк барана, жир с внутренностей, отросток печени и обе почки с жиром. Поскольку этот баран — посвятительная жертва, то возьми также и его правое бедро. 23 Возьми один хлеб, одну лепешку, пропитанную оливковым маслом, и один корж из той корзины с пресным хлебом, что поставлена пред ГОСПОДОМ. 24 Дай всё это в руки Аарону и его сыновьям и вознеси пред ГОСПОДОМ как дар. 25 Возьми это у них из рук и сожги на жертвеннике, вместе с жертвой всесожжения. Это аромат, приятный для ГОСПОДА, приношение ГОСПОДУ.

26 Возьми грудь барана — посвятительной жертвы Аарона — и вознеси ее пред ГОСПОДОМ как дар. Это твоя доля.

29:22 Поскольку этот баран — посвятительная жертва... — Обычно (за исключением тех случаев, когда жертвенное животное сжигается целиком) жрец, приносящий жертву, получает в качестве своей доли правое бедро и грудь животного (см. ниже, 29:27-28). Посвятительная жертва отличается от прочих жертв тем, что половина жреческой доли (правое бедро животного) отдается Богу — сжигается на жертвеннике. Вторую половину этой доли (грудь животного) забирает Моисей, выполняющий здесь роль жреца (см. ниже, 29:26).

29:24 ...вознеси пред ГОСПОДОМ... — Еврейская традиция поясняет, что Моисей должен поддержать руки Аарона и — на руках Аарона — приподнять всё то, что приносится в жертву, вверх, к ГОСПОДУ. Это называется "вознесение жертвы" (тенуфа́).

 

27 Те части барана, что были вознесены и принесены в дар, — его грудь, что была вознесена как дар, и бедро, что было принесено в дар, — ты должен провозгласить святыней. 28 Сыны Израилевы должны отдавать эти части жертвенного животного Аарону и его сыновьям — таково предписание навеки. Это дар сынов Израилевых ГОСПОДУ от их пиршественных жертв.

29:27-28 Святыней здесь провозглашаются не только грудь и правое бедро барана, принесенного в жертву при посвящении Аарона и его сыновей в жрецы, но и соответствующие части любого жертвенного животного. Израильтяне должны отдавать эти части жрецам при всяком жертвоприношении (кроме тех случаев, когда животное сжигается целиком).

29 Священные одежды Аарона должны перейти к его потомкам: в этих одеждах их будут помазывать и посвящать в жрецы. 30 Пусть потомок Аарона, когда станет жрецом после него и будет входить в Шатёр Встречи и служить в святилище, носит эти одежды семь дней подряд.

31 Возьми мясо барана — посвятительной жертвы — и свари на святом месте. 32 Пусть Аарон с сыновьями ест это мясо, а также хлеб, что в корзине, у входа в Шатёр Встречи. 33 Они должны сами съесть жертвы, принесённые при их очищении, посвящении в жрецы и освящении. Посторонний этого есть не может: это святыня. 34 Если мясо или хлеб посвятительной жертвы останется до утра, сожги всё, что осталось. Никто не должен этого есть, ибо это святыня.

29:31 ...на святом месте. — Очевидно, в данном случае имеется в виду двор Скинии.

35 Сверши над Аароном и его сыновьями всё, что Я тебе повелел. Их поставление в жрецы должно длиться семь дней. 36 Каждый день закалывай быка, как очистительную жертву, — совершай обряд очищения жертвенника — и совершай помазание жертвенника, чтобы освятить его. 37 Семь дней совершай очищение жертвенника и освящай его — и жертвенник станет Святыней Святынь. Всё, что коснётся его, станет святыней.

29:37 Всё, что коснётся его, станет святыней. — Т.е. должно быть изъято из повседневного употребления и предназначено только для Бога.

38 Вот жертва, которую ты должен постоянно приносить на этом жертвеннике: два годовалых барашка в день. 39 Одного приноси в жертву утром, а второго вечером. 40 С первым барашком приноси в жертву одну десятую эфы лучшей муки, подмешав к ней четверть ги́на вручную приготовленного оливкового масла, и совершай возлияние — четверть ги́на вина. 41 Второго барашка приноси в жертву вечером, с таким же хлебным приношением и таким же возлиянием, как и утром. Это аромат, приятный ГОСПОДУ, приношение ГОСПОДУ. 42 Это всесожжение вы должны совершать постоянно, из поколения в поколение, пред ГОСПОДОМ, у входа в Шатёр Встречи, где Я буду пребывать во время встречи с вами и говорить с тобою.

43 Там Я буду пребывать во время встречи с сынами Израилевыми — и освятится то место Славой Моей. 44 Я освящу Шатёр Встречи и жертвенник, освящу Аарона с сыновьями, чтобы они были Моими жрецами. 45 Я буду обитать среди сынов Израилевых и буду их Богом. 46 И они будут помнить, что Я, ГОСПОДЬ, — их Бог, который вывел их из Египта, чтобы обитать среди них.

Я, ГОСПОДЬ, — их Бог!

 

29:40 Гин — мера жидкости, предположительно ок. 6 л.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Исход, 30–31.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное