Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Второзаконие, 16:18-19:21 / 11.X.18 чт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 11 октября 2018 года, четверг.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/de16-19.htm.

Продолжаем читать Книгу Второзаконие (16:18–19:21).
Перевод и комментарии С. В. Тищенко и М. Г. Селезнева.
// КНИГА ВТОРОЗАКОНИЯ / М.: Российское Библейское Общество, 2005.    © Российское Библейское Общество.

 

Этот текст:

на церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий перевод)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

г
л
а
в
а
м:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.
Д. Щедровицкий: глл. 7–17; 18–26 .

 

Книга Второзакония

18 Назначайте судей и распорядителей, во всех городах ваших, отданных вам ГОСПОДОМ, вашим Богом, — во всех ваших племенах — и пусть они судят справедливо. 19 Не нарушай ничьих законных прав, суди беспристрастно. Не бери взяток, ибо взятка превращает мудрых людей в слепцов, а праведных делает лжецами. 20 Стремись к справедливости, только к справедливости, и тогда ты будешь жив и будешь владеть той землей, которую отдает тебе ГОСПОДЬ, твой Бог.

 

21 Рядом с жертвенником ГОСПОДА, твоего Бога, который ты воздвигнешь, не сажай дерево Ашеры — никакого дерева не сажай. 22 Не ставь и священного камня. ГОСПОДЬ, твой Бог, ненавидит это.

16:21-22 Ср. 7:5.

17 Не приноси в жертву ГОСПОДУ, твоему Богу, крупный или мелкий скот с изъяном, с каким бы то ни было недостатком, ибо для ГОСПОДА, твоего Бога, это мерзость.

17:1 Ср. 15:21.

17:2... нарушит договор с Ним... — Речь идет о нарушении первой заповеди Декалога (ср. 29:25; 31:16,20).

17:3... чего Я делать не велел... — Здесь субъектом на мгновение становится ГОСПОДЬ, вместо Моисея (такое иногда происходит в речи Моисея во Второзаконии). Это выражение, в расширенном варианте, трижды встречается у Иеремии (7:31; 19:5; 32:35): "... чего Я делать не велел, что даже не приходило Мне на ум".

17:14–20 Законы о царе показывают сдержанное отношение Второзакония к монархии. См. другие антимонархические тексты Ветхого Завета, например 1Цар 8:11-18. Мотив назначения царя ("... подобно всем окрестным народам...") сближает Второзаконие с 1Цар 8:5.

17:16-17 Запрет множества коней, жен, больших запасов серебра и золота ограничивает власть царя. Примером неограниченной царской власти, против которой и направлены эти стихи, может служить Соломон (кони и колесницы — 3Цар 4:26; 10:26,28-29; отрицательное влияние жен — 3Цар 11:1-8; баснословное богатство — 3Цар 10:27).

17:16... не должен отправлять людей назад в Египет, чтобы приобрести побольше коней. — Возможно, речь идет об отправке наемников в Египет в обмен на коней. О присутствии в Египте еврейских наемников — правда, уже в персидский период, после падения еврейских царств, — свидетельствуют папирусы V в. до н. э. из Элефантины, что на южных рубежах Египта.
Вы уже не вернетесь туда, по этому пути! — Ср. проклятие в 28:68, где возвращение в Египет выступает как "отмена" исхода.

17:18-19 Это единственное в законодательном корпусе (главы 5–26) упоминание о Наставлении, т. е. о самой книге Второзакония.

17:19... и тогда он научится бояться и чтить ГОСПОДА, своего Бога, неукоснительно исполнять это Наставление, все предписания. — Иначе говоря, царь должен быть образцовым учеником книжников. Этот идеал воплотился в иудейском царе Иосии: "Не было прежде такого царя, как он, — царя, который обратился бы к ГОСПОДУ всем разумом, всей душой и всеми силами, во всём следуя Наставлению Моисея, — и после него не было такого царя" (4Цар 23:25).
   См. также завещание Давида Соломону: "Соблюдай то, что повелел соблюдать ГОСПОДЬ, твой Бог: ходи путями Его, исполняй Его законы, повеления, наказы и предписания, следуя написанному в Наставлении Моисея..." (3Цар 2:3).

17:20... от этик повелений... — Букв.: "от этого повеления", т. е. от книги Наставления в целом (так — и в 5:31; 6:1,25; 7:11; 8:1; 11:8,22).

Если у вас, в одном из городов, отданных вам ГОСПОДОМ, вашим Богом, мужчина или женщина совершит неугодное ГОСПОДУ, вашему Богу, нарушит договор с Ним, пойдет и станет служить и поклоняться другим богам, или солнцу, или луне, или кому-то из воинства небесного, чего Я делать не велел, тогда, услышав и узнав о таком, расследуй это дело получше. Если всё окажется правдой и в Израиле действительно была сотворена такая мерзость, то этого человека — мужчину или женщину, того, кто совершил это зло, — надо вывести к воротам и забросать камнями насмерть!

Но казнить можно, если есть показания двух или трех свидетелей, а если свидетель только один — нельзя. При казни свидетели должны нанести удар первыми, а все остальные — вслед за ними. Искорените зло!

Если трудно тебе будет решить дело, которое ты разбираешь в своем городе, — дело об убийстве, какое-нибудь обвинение, дело об увечьях — тогда отправляйся на то место, которое изберет ГОСПОДЬ, твой Бог. Иди к жрецам-левитам, к судье, что будет в то время, и спроси у них, и они объявят тебе свое решение. 10 Ты должен будешь исполнить решение, объявленное тебе на том месте, которое изберет ГОСПОДЬ, и поступить в точности так, как тебе скажут. 11 Сделай всё так, как тебе скажут, исполни решение, которое тебе возвестят. Не отклоняйся от него ни вправо, ни влево! 12 А кто дерзнет ослушаться жреца, служащего там ГОСПОДУ, твоему Богу, или судью, тот должен быть предан смерти. Искорените зло в Израиле! 13 Пусть весь народ знает и трепещет, пусть впредь никто не поступает столь дерзко.

14 Когда вы придете в страну, которую отдает вам ГОСПОДЬ, ваш Бог, и овладеете ею, и поселитесь там, и захотите, подобно всем окрестным народам, поставить над собою царя, 15 то можете поставить царя — того, кого изберет ГОСПОДЬ, ваш Бог. Делайте царем одного из братьев ваших. Нельзя вручать власть чужаку, иноплеменнику! 16 Царь не должен держать слишком много коней, не должен отправлять людей назад в Египет, чтобы приобрести побольше коней. Ведь ГОСПОДЬ сказал вам: "Вы уже не вернетесь туда, по этому пути!" 17 У царя не должно быть слишком много жен, чтобы его сердце не склонилось к отступничеству. Он не должен иметь чересчур много серебра и золота. 18 Когда он взойдет на престол, пусть перепишет для себя в свиток это Наставление, хранящееся у жрецов-левитов. 19 И пусть всю жизнь держит его при себе и читает — и тогда он научится бояться и чтить ГОСПОДА, своего Бога, неукоснительно исполнять это Наставление, все предписания. 20 И не станет он возноситься над соплеменниками, не станет отклоняться от этих повелений ни вправо, ни влево — и тогда он и потомки его будут долго править Израилем.

18 У жрецов-левитов — у всего племени Левия — не будет, в отличие от прочих израильтян, своего надела и доли. Их доля — приношения ГОСПОДУ, ими они и будут кормиться. Не будет у племени Левия доли среди братьев. Их доля — Сам ГОСПОДЬ, как Он и обещал им.

Вот что народ должен отдавать жрецам: кто приносит в жертву крупный или мелкий скот, тот пусть отдает жрецу переднюю ногу животного, его челюсти и желудок. Отдавай жрецу первое зерно, вино и масло от своего урожая, а также шерсть от первой стрижки овец. Ведь ГОСПОДЬ, твой Бог, избрал его из всех ваших племен, чтобы он и его потомки всегда предстояли и служили имени ГОСПОДА.

Если левит, живущий в одном из ваших городов, где бы то ни было в Израиле, придет, когда захочет, на то место, которое изберет ГОСПОДЬ, пусть служит имени ГОСПОДА, своего Бога, как и братья его, левиты, предстоящие там пред ГОСПОДОМ. Он должен получать пропитание наравне с ними, пусть даже у него есть средства от продажи родового имущества.

 

18:1 Ср. Нав 13:14.
... приношения ГОСПОДУ... — Евр. ишше́. Этот термин для съестных приношений определенного типа часто встречается в жреческих текстах Пятикнижия. Нередко этот термин связывают с евр. эш ("огонь") и переводят как "огненные приношения", однако скорее речь идет просто о случайной фонетической близости двух слов.

18:3 Вот что народ должен отдавать жрецам... — Приводимый ниже список несколько отличается от указаний Лев 7:29-36.

18:4 Отдавай жрецу первое зерно, вино и масло от своего урожая... — Ср. Втор 26:1-11; Числ 18:12-13.

Когда вы придете в страну, которую отдает вам ГОСПОДЬ, ваш Бог, не приучайтесь делать мерзости, какие делают те народы. 10 Пусть никто из вас не проводит сына или дочь через огонь, пусть не будет среди вас ни прорицателей, ни гадателей, ни предсказателей, ни колдунов, 11 ни заклинателей, ни тех, кто обращается к духам умерших, ни тех, кто взывает к мертвым. 12 Всякий, кто это делает, мерзок ГОСПОДУ. За такие мерзости ГОСПОДЬ, ваш Бог, отберет у тех народов землю — и отдаст ее вам. 13 Будьте же непорочны пред ГОСПОДОМ, вашим Богом! 14 Народы, у которых вы отнимете землю, слушают гадателей и прорицателей, но не такое предназначил вам ГОСПОДЬ, ваш Бог!

18:9-14 Этот отрывок, содержащий перечень запрещенных израильтянам способов проникновения в тайны будущего, служит преамбулой к разделу о пророках (18:15-22). Лишь пророкам ГОСПОДЬ открывает грядущее.

18:10 Пусть никто из вас не проводит сына или дочь через огонь... — По-видимому, имеется в виду практика принесения в жертву детей (см. примечание к 12:31). Ср. схожее выражение в 4Цар 23:10 ("чтобы никто не проводил сына или дочь через огонь ради Молоха"); ср. также Лев 18:21; Иер 32:35; Иез 16:21; 23:37.
... прорицателей... — Этот термин (см. также 1Цар 15:23; Мих 3:7), по-видимому, может относиться к самым разным видам древних предсказательных методик — от беломантии (гадание по стрелам) и гепатоскопии (гадание по конфигурации печени жертвенного животного) до обращения к духам предков (посредством терафимов — статуэток предков). Ср. Иез 21:21-22.

18:11... тех, кто взывает к мертвым. — Подразумеваются те, кто просит мертвых изречь оракул, то есть некроманты.

 

18:18 Я вложу слова Мои ему в уста... — См. то же выражение в Иер 1:9 ("Я вложил слова Мои тебе в уста").

 

 

 

19:1-9 Кровная месть считалась обязанностью родственников убитого независимо от того, было ли убийство преднамеренным. Библейское уголовное право предписывает наказывать лишь за умышленное убийство. Выделяются города, в которых убийца может укрыться в ожидании разбирательства (см. Числ 35). Согласно Нав 21:13-38 и Числ 35:6, все эти города должны быть левитскими.
   Во Втор 4:41-43 Моисей выделяет три города-убежища в Заиорданье: Бе́цер, Рамо́т и Гола́н. Еще три таких города, к западу от Иордана, названы в Нав 20:7 — Ке́деш, Шехе́м и Хеврон. Во Втор 19 названия городов-убежищ не приводятся.

19:3 Измерив расстояния... — Перевод по конъектуре. В масоретском тексте: "Приготовив дороги..."

19:5 Другие примеры непреднамеренного убийства см. в Числ 35:22-23.

19:6 ... мститель... — Букв.: "искупитель крови".

19:8-9 Некоторые тексты еврейской традиции понимают это место следующим образом: если владения евреев выйдут за пределы собственно Палестины и дойдут до Евфрата (ср. Втор 1:7; 11:24), то к трем городам в Заиорданье и трем городам в Палестине нужно будет прибавить еще три города на вновь завоеванной территории.

19:10... невинная кровь... — Совершивший неумышленное убийство невиновен. Если он станет жертвой кровной мести, то на всю общину падет вина за смерть невинного человека.

19:13 Снимите с Израиля эту вину... — Умышленное убийство порождает коллективную ответственность и вину всей общины; она может быть снята только казнью преступника. Ср. Втор 21:1-9.

19:14 Не сдвигай межу ближнего... — Т. е. не изменяй границу между своим полем и полем соседа.

19:15 Принцип двух или трех свидетелей, сформулированный в 17:6-7 для дел со смертным приговором, переносится на любое судебное дело.

19:16... лжесвидетель обвинит... — На древнем Ближнем Востоке свидетель одновременно являлся обвинителем.

19:17... оба они должны предстать пред ГОСПОДОМ — перед жрецами и судьями... — Поскольку свидетель один, данный случай, видимо, относится к "трудным" (17:8-13).

19:21 Применяемый здесь принцип "равное за равное" действует в случаях нанесения человеку увечий (Исх 21:23-25; Лев 24:17,19-20). Однако в данном случае лжесвидетель получает воздаяние не за нанесенный, а за только еще замышляемый ущерб. Ср. Законы Хаммурапи (§§ 1, 3): если обвинение в преступлении, за которое грозит смертная казнь, не доказано, то обвинитель должен быть казнен.

15 ГОСПОДЬ, ваш Бог, даст вам пророка, подобного мне, — это будет один из вас. Его и слушайте! 16 Так исполнится то, о чем вы просили ГОСПОДА, вашего Бога, у Хорива, в день собрания всей общины. Вы сказали тогда: "Не надо нам больше слушать голос ГОСПОДА, нашего Бога, и смотреть на это великое пламя, иначе мы умрем!" 17 И ГОСПОДЬ сказал мне: "Правильно они говорят. 18 Я дам им пророка, подобного тебе, — это будет один из них. Я вложу слова Мои ему в уста, и он будет возвещать им всё, что Я повелю возвестить. 19 Если кто-нибудь не послушает слов Моих — слов, сказанных пророком от Моего имени, — Я Сам покараю такого человека! 20 А пророк, который дерзнет говорить от Моего имени то, что Я не повелевал, или будет говорить от имени других богов, должен быть предан смерти".

21 Ты можешь подумать: "Но как же мы сумеем распознать то, чего ГОСПОДЬ в действительности не говорил?" 22 Если то, что скажет пророк от имени ГОСПОДА, не сбудется и не исполнится — значит, этого ГОСПОДЬ не говорил. Пророк сказал это лишь по дерзости своей — не бойся его!

19 Когда ГОСПОДЬ, ваш Бог, истребит народы, землю которых Он отдает вам, когда вы овладеете их землей и поселитесь в их городах и домах, то выделите там, в стране, которую отдает вам во владение ГОСПОДЬ, ваш Бог, три города. Измерив расстояния, разделите страну, которую отдает вам ГОСПОДЬ, ваш Бог, на три части, чтобы совершившие убийство могли найти убежище в этих городах.

Вот в каком случае совершивший убийство может бежать в один из этих городов и спасти свою жизнь: если он убил неумышленно, а прежде между ним и убитым не было вражды. Например, человек пошел с кем-нибудь вдвоем в лес за дровами и занес топор, чтобы срубить дерево, а топор сорвался с рукоятки, попал в того и сразил насмерть. Такой человек может бежать в один из этих городов и спасти свою жизнь. И нельзя допустить, чтобы разгневанный мститель, погнавшись за ним, настиг его, из-за того что дорога слишком длинна, и убил! Ведь он не заслуживает смерти: прежде между ним и убитым вражды не было. Поэтому я повелеваю вам: выделите у себя три города.

Если же ГОСПОДЬ, ваш Бог, сделает ваши владения обширными, в чём Он поклялся вашим праотцам, и отдаст вам всю страну, которую Он обещал вашим праотцам (так будет, если вы станете неукоснительно исполнять все повеления, которые я возвещаю вам ныне, любить ГОСПОДА, вашего Бога, всегда ходить путями Его), — тогда прибавьте к этим трем городам еще три города. 10 И не прольется в стране, которую отдает вам ГОСПОДЬ, ваш Бог, невинная кровь, и не будет на вас вины за кровь.

11 Но если некто питал вражду к ближнему, подстерег его, напал на него и убил, а потом бежал в один из этих городов, 12 то пусть старейшины города, где жил убийца, пошлют за ним, заберут его из того города, куда он бежал, и отдадут мстителю — чтобы убийца был предан смерти. 13 Не жалейте его! Снимите с Израиля эту вину, пролитие невинной крови, — и будет вам хорошо.

14Не сдвигай межу ближнего, проведенную предками в ваших владениях, — в стране, которая отдана вам ГОСПОДОМ, вашим Богом.

15На суде один свидетель не может обвинить человека ни в каком преступлении или проступке, ни в какой провинности. Обвинение будет законным лишь тогда, когда есть два или три свидетеля.

16 Если некий лжесвидетель обвинит невинного, 17 то оба они должны предстать пред ГОСПОДОМ — перед жрецами и судьями, что будут в то время. 18 И если судьи, тщательно расследовав дело, обнаружат, что этот свидетель дал ложные показания, возвел на брата своего напраслину, 19 сделайте с ним то, что он готовил брату своему. Искорени зло! 20 Все остальные узнают об этом и затрепещут, и впредь никто из вас не будет так поступать. 21 Не поддавайся жалости! Жизнь за жизнь. Глаз за глаз. Зуб за зуб. За руку — рука. За ногу — нога.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное