Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Второзаконие, 23-26 / 19.X.18 пт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 19 октября 2018 года, пятницу.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/de23-26.htm.

Продолжаем читать Книгу Второзаконие (главы 23–26).
Перевод и комментарии С. В. Тищенко и М. Г. Селезнева.
// КНИГА ВТОРОЗАКОНИЯ / М.: Российское Библейское Общество, 2005.    © Российское Библейское Общество.

 

Этот текст:

на церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий перевод)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

г
л
а
в
а
м:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.
Д. Щедровицкий: глл. 18–26 .

 

Книга Второзакония

23 Мужчина с раздавленными яичками или с отрезанным членом не может войти в общину ГОСПОДА. Рожденный от недозволенной связи не может войти в общину ГОСПОДА, и потомки его, даже в десятом поколении, тоже не могут. Аммонитяне и моавитяне не могут войти в общину ГОСПОДА, и потомки их тоже не могут, даже в десятом поколении, никогда! Ведь они не встречали вас на дороге с хлебом и водой, когда вы шли из Египта. Они наняли Валаама, сына Бео́ра, из Пето́ра в Арам-Нахара́име, чтобы он проклял вас! (Но ГОСПОДЬ, ваш Бог, не пожелал слушать Валаама и обратил проклятие в благословение, ибо ГОСПОДЬ, ваш Бог, любит вас.) Поэтому никогда, пока вы живы, не делайте ничего, что принесло бы им мир и благополучие. Не отвергайте эдомитянина, ибо он брат ваш. Не отвергайте египтянина, ибо вы были переселенцами в его стране. Их потомки в третьем поколении могут войти в общину ГОСПОДА.

23:1–8 Используемое в этом отрывке выражение "войти в общину ГОСПОДА" означает "принимать участие в общем богослужении, сакральной войне, гражданских собраниях — то есть стать частью национального сообщества".

23:1 Мужчина с раздавленными яичками или с отрезанным членом... — Неясно, идет ли речь о случайной травме или о намеренной кастрации. О кастрации в древнем Израиле ничего не известно. Известно, однако, что на Ближнем Востоке некоторые царские сановники были евнухами. Кастрация предусмотрена как наказание в среднеассирийских Законах (§§15,20). Самооскопление было частью некоторых религиозных ритуалов в Сирии эллинистического периода (см. Псевдо-Лукиан, "О сирийской богине", 51).
  Исключение кастрированных из "общины ГОСПОДА" связано с сакральностью такого собрания, созываемого для войны или культовых церемоний. См. Лев 21:20 и 22:24, где такие же требования предъявляются к жрецам и жертвенным животным.

23:2 Рожденный от недозволенной связи... — Евр. мамзе́р. Что означает это слово в Библии, нам в точности не известно. Возможно, речь идет о человеке, родившемся от межэтнического брака, либо от кровосмешения или другой незаконной связи. Кроме данного места, слово мамзер встречается только в Зах 9:6, и там его значение еще менее ясно.

23:4 Ведь они не встречали вас на дороге с хлебом и водой, когда вы шли из Египта. — Иная традиция отражена во Втор 2:28-29 и 2:37, где говорится, что моавитяне снабжали израильтян пищей и водой, а через страну аммонитян израильтяне даже не проходили.
Они наняли Валаама, сына Беора, из Петора в Арам-Нахараиме, чтобы он проклял вас! — Этот эпизод описан в Числ 22–24. Арам-Нахараим — восточная Сирия.

 

23:17... публичных женщин... — Евр. кедеша́. О том, что это слово означает "публичная женщина", свидетельствует Быт 38:21-22. Однако буквальный смысл слова кедеша (по крайней мере, если исходить из основного значения корня КДШ) — "находящаяся в состоянии святости, посвященная". Поэтому многие комментаторы считают, что речь идет о культовой проституции — то есть о проституции, понимаемой как служение языческим богам.
  Но у корня КДШ есть и другое значение — "находящийся под запретом, табуированный, исключенный из обычной жизни" (ср. 22:9). Соответственно, возможно другое объяснение этого слова: "живущая обособленно, вне патриархальной семьи".
∙ ... посвященных. — Термин каде́ш (м. р.), "находящийся в состоянии святости, посвященный", встречается также в 3Цар 14:24; 15:12; 22:46; 4Цар 23:7, где речь идет о служителях осуждаемых Библией культов. Традиционная точка зрения, согласно которой кадеш — это мужчина, занимающийся гомосексуальной проституцией (возможно, культовой), основана только на параллелизме с кедеша. Но такой паралеллизм может быть обманчивым, учитывая многозначность корня.
  Весьма вероятно, что перед нами сознательная игра слов в контексте религиозной полемики: автор издевательски ставит "посвященных" — жрецов чужих культов в один ряд с "посвященными" — проститутками.

23:18 ... плату за пса. — Традиционно считается, что здесь слово "пес" обозначает мужчину, занимающегося гомосексуальной проституцией. Но это толкование не подтверждается историческими свидетельствами. Не исключено, что текст надо понимать в прямом смысле: запрещается выполнение обета при помощи выручки за продажу пса. Собака была презираемым животным — она считалась нечистой, поскольку ест падаль, в частности человеческие трупы. Ср. 4Цар 9:36 ("тело Иезавели съедят псы на поле Изреельском").

 

23:19-20 В этом законе пересматривается Исх 22:25 ("Если ты дашь бедняку из Моего народа серебро взаймы, то не требуй процентов, как ростовщик"). Согласно Втор, взаймы без процентов следует давать не только бедняку, но и любому израильтянину, и не только деньги и пищу, но и всё что угодно.
  На древнем Ближнем Востоке проценты были очень высокими: серебро обычно давали в рост под 20–25 процентов, а зерно под 33–50 процентов.

 

23:24-25 Аналогичные законы см. во Втор 24:19-22; Лев 19:9-10; 23:22. Здесь, однако, речь идет не только о бедных, а обо всей общине израильтян.


24:1-4 Ср. Иер 3:1. Заметим, что в принципе развод и новый брак не запрещены в Ветхом Завете.

 

24:6 Вплоть до эллинистическо-римского периода в Палестине мололи зерно при помощи ручных жерновов: зерно рассыпали по плоскому каменному лотку (нижний жернов) и растирали в муку маленьким камнем (верхний жернов). Муку не заготавливали впрок, поскольку она хранится хуже, чем зерно, а намалывали в каждой семье непосредственно перед выпечкой хлеба, поэтому остаться хотя бы на день без ручных жерновов означало остаться без хлеба.

 

24:8 В случае кожной болезни... — Словом цараа́т обозначается целый ряд кожных болезней, а также похожая на них по внешнему проявлению плесень на одежде и на стенах домов. (Эти кожные заболевания и плесень делают человека или предмет ритуально нечистым.) В средневековье евр. цараат было ошибочно отождествлено с неизлечимым заболеванием, известным как лепра (проказа).

24:9 Это ссылка на эпизод, изложенный в Числ 12:10-15.

Когда вы пойдете воевать с врагом, остерегайтесь любой скверны. 10 Если кто-то из вас сделается нечист из-за случившегося с ним ночью, то пусть он выйдет за пределы лагеря. Он не должен входить в лагерь. 11 А вечером пусть омоется водой, и когда зайдет солнце, он может вернуться. 12 У вас должно быть место вне лагеря, куда вы могли бы выходить по нужде. 13 Каждый должен иметь при себе лопатку, чтобы, присев там, вырыть ямку, а потом закопать нечистоты. 14 Ведь ГОСПОДЬ, ваш Бог, идет вместе с вашим войском, избавляя вас и даруя вам победы над врагами. Поэтому ваш лагерь должен быть свят, чтобы не увидел Он у вас ничего непристойного и не отвернулся бы от вас.

15 Не выдавайте хозяину раба, который бежал от хозяина к вам. 16 Пусть он живет у вас — где захочет, в одном из ваших городов, там, где ему понравится. Не притесняйте его.

17 Среди дочерей Израиля не должно быть публичных женщин; среди сынов Израиля не должно быть "посвященных". 18 При исполнении обетов не вноси в Храм ГОСПОДА, твоего Бога, ни заработанное продажной женщиной, ни плату за пса. Оба они мерзки ГОСПОДУ, твоему Богу.

19 Не давай брату твоему в долг под проценты ни серебра, ни съестного, ничего того, что дают под проценты. 20 Иноплеменнику ссужай под проценты, а брату твоему — нет, и тогда благословит тебя ГОСПОДЬ, твой Бог, во всех трудах твоих в той стране, в которую вы идете и которой овладеете.

21 Если ты дал обет ГОСПОДУ, твоему Богу, исполняй не откладывая, ибо ГОСПОДЬ, твой Бог, непременно взыщет с тебя обещанное, и на тебе будет грех. 22 Если же не станешь давать обет, не будет на тебе греха. 23 Неукоснительно исполняй то, что ты пообещал, — те обеты, которые ты добровольно дал ГОСПОДУ, твоему Богу, — то, что изрекли уста твои.

24 Если ты придешь в чужой виноградник, можешь есть виноград, сколько хочешь, досыта, но в корзину не собирай. 25 Если придешь на чужую ниву, можешь срывать колосья руками, но не срезай чужих колосьев серпом.

24 Положим, некто женился и стал жить с женой, но она ему не понравилась, ибо он нашел в ней что-то неподобающее, и он дал жене письмо о разводе и отослал ее прочь из своего дома, и она, покинув его дом, вышла замуж за другого человека. Если она не понравилась и второму мужу и тот, дав ей письмо о разводе, отослал ее прочь из своего дома — или если второй ее муж умер — то первый муж, который развелся с ней, не может снова взять ее в жены, ибо она сделалась нечистой. Для ГОСПОДА это было бы мерзостью! Не оскверняйте грехом землю, которую ГОСПОДЬ, ваш Бог, отдает вам во владение.

5 Если человек только что женился, то он не должен уходить на войну, не следует возлагать на него и других обязанностей. Пусть он будет свободен в течение одного года — пусть остается дома и радует жену, которую он взял себе.

6 Нельзя брать в залог ручные жернова (или даже один только верхний жернов) — это означало бы взять в залог человеческую жизнь.

7 Если обнаружится, что некто похитил человека, одного из братьев своих, израильтян, и нажился на нем — продал его, то этот похититель должен быть предан смерти. Искорените зло!

8 В случае кожной болезни неукоснительно выполняйте все то, чему вас научат жрецы-левиты. Поступайте в точности так, как я повелел им. Помни, что сделал ГОСПОДЬ, твой Бог, с Мирьям, когда вы шли из Египта.

10 Если ты одалживаешь ближнему что-либо, не входи в его дом за залогом. 11 Постой на улице, пусть тот, кому ты одалживаешь, сам вынесет тебе залог. 12 Если он беден, то не ложись спать, пока его залог у тебя. 13 Верни ему залог до захода солнца, чтобы он лег спать, укрывшись своим плащом, и благословил бы тебя. Тогда ты будешь праведен пред ГОСПОДОМ, твоим Богом.

14 Не притесняй наемного работника, бедного и обездоленного, будь то один из братьев твоих или же переселенец, живущий в твоей стране, в одном из ваших городов. 15 Отдавай ему заработок в тот же день, еще до захода солнца, ибо он беден и от этого заработка зависит его жизнь. Иначе он воззовет к ГОСПОДУ, жалуясь на тебя, и тогда на тебе будет грех!

16Отцов нельзя предавать смерти за вину сыновей, а сыновей — за вину отцов. Человек может быть предан смерти лишь за то преступление, которое совершил он сам.

17 Не попирай прав переселенца и сироты, не бери в залог одежду вдовы. 18 Помни, что ты и сам был рабом в Египте, а ГОСПОДЬ, твой Бог, освободил тебя из неволи. Поэтому я и даю тебе такое повеление.

19 Если во время жатвы ты забудешь на своем поле сноп, не возвращайся за ним — пусть он достанется переселенцу, сироте или вдове. И тогда ГОСПОДЬ, твой Бог, благословит тебя во всех делах твоих. 20 Когда обобьешь свои оливковые деревья, не ищи на ветвях оставшиеся оливки, пусть они достанутся переселенцу, сироте или вдове. 21 Собрав свой виноград, не ищи на лозе оставшиеся ягоды, пусть они достанутся переселенцу, сироте или вдове. 22 Помни, что ты и сам был рабом в Египте. Поэтому я и даю тебе такое повеление.

25 Положим, двое спорящих явились в суд — и суд рассудил их, объявив правого правым, а виновного виновным. И вот, если виновный подлежит битью, пусть судья распорядится, чтобы его тут же, у него на глазах, положили на землю и дали ему столько ударов, сколько следует за его вину. Но нельзя назначать более сорока ударов, чтобы брат твой не был унижен перед тобою чрезмерным битьем.

 

 4 Не завязывай рот волу, когда он молотит.

5 Если братья жили вместе и один из них умер, не оставив сына, то жена умершего не должна выходить замуж за чужого человека. Пусть брат ее мужа войдет к ней — пусть женится на ней, чтобы заменить брата. Первенец, которого она родит, будет считаться потомком умершего, чтобы имя умершего не исчезло в Израиле. Если же этот человек не пожелает взять свою невестку в жены, пусть она придет к городским воротам и скажет старейшинам: "Мой деверь не желает сохранить имя брата в Израиле, он отказывается заменить брата!" Тогда старейшины города должны призвать его, чтобы уговорить. Если он будет упорствовать, не желая жениться на ней, пусть невестка подойдет к нему, на глазах у старейшин, снимет с его ноги сандалию, плюнет ему в лицо и скажет: "Вот так поступают с тем, кто не созидает дом брату своему!" 10 А произошедший от него род получит среди израильтян прозвище: Род Разутого.

25:6 Первенец вдовы от брата ее умершего мужа должен считаться сыном умершего и наследником его имущества (прежде всего земли). Вопрос наследования собственности был в практике левирата первостепенным. Неясно, действительно ли имя умершего становилось патронимом наследника. По крайней мере, генеалогии составлялись по физическому отцу (Быт 46:12; Руфь 4:12,21).

25:9-10 Действия вдовы, по-видимому, имеют целью публичное унижение деверя. Пребывание босым было знаком унижения (2Цар 15:30; Ис 20:2-4), а плюнуть в лицо значило обесчестить (Числ 12:14; Ис 50:6). Позор увековечивается тем, что потомство деверя всегда будет носить насмешливое прозвище "Род Разутого".

11 Если двое подрались, а жена одного из них пришла, чтобы спасти мужа от того, кто бьет его, и схватила того человека за срам, 12 то отрубите ей руку — не жалейте ее!

 

13 Не держи у себя в сумке двух разных каменных гирек, побольше и поменьше. 14 Не держи в доме двух разных мерных сосудов, побольше и поменьше. 15 Гирька у тебя должна быть правильного, точного веса, а мерный сосуд — правильного, точного размера, и тогда долгой будет твоя жизнь на земле, которую отдает тебе ГОСПОДЬ, твой Бог. 16 А всякий, кто делает подобные вещи, — всякий обманщик — мерзок ГОСПОДУ, твоему Богу.

25:19 ... сотрите под небесами имя амалекитян. — Т.е. уничтожьте амалекитян. Ср. Исх 17:14.
Амалекитяне — кочевой народ, обитавший в Негеве и Синайской пустыне, к югу от Палестины. Это налетчики из пустыни (Суд 6:33; 7:12; 1Цар 30), по отношению к которым нужно применять хе́рем (то есть тотальное уничтожение, 1Цар 15). Из внебиблейских источников о них ничего не известно. Амалекитяне — архетипичные враги Израиля. Антисемит Аман в книге Эсфири назван потомком амалекитянина Агага (Эсф 3:1).

17 Помните о том, как поступили с вами амалекитяне, когда вы шли из Египта! 18 Встретив вас, они напали на вас сзади и перебили всех отставших — вы были утомлены и обессилены, а амалекитяне не боялись Бога. 19 Когда ГОСПОДЬ, ваш Бог, дарует вам мирную жизнь в стране, которую Он отдает вам во владение, избавит от врагов, которые вас окружают, — сотрите под небесами имя амалекитян. Не забудьте!

26 Когда вы придете в страну, которую ГОСПОДЬ, ваш Бог, отдает вам во владение, когда вы овладеете ею и поселитесь там, возьми первые плоды урожая, собранного тобою с той земли, которую отдал тебе ГОСПОДЬ, твой Бог, положи их в корзину и приди на то место, которое ГОСПОДЬ, твой Бог, изберет и сделает жилищем для Своего имени. Подойди к жрецу, который будет в то время, и скажи: "Ныне я возвещаю ГОСПОДУ, твоему Богу, что я пришел в страну, о которой ГОСПОДЬ поклялся нашим праотцам, что отдаст ее нам". Жрец возьмет у тебя корзину и поставит ее перед жертвенником ГОСПОДА, твоего Бога, а ты скажи пред ГОСПОДОМ, твоим Богом: "Праотец мой был скиталец-арамей. Он ушел в Египет с немногими людьми и жил там как переселенец. Там от него произошел народ великий, сильный и многочисленный. Египтяне же относились к нам плохо, угнетали нас и принуждали к тяжелой работе. Тогда мы воззвали к ГОСПОДУ, Богу наших праотцев, и ГОСПОДЬ услышал нас, увидел наши бедствия, страдания и мучения. И ГОСПОДЬ вывел нас из Египта рукой Своей сильной, десницей простертой, совершив великие и страшные деяния, и знамения, и чудеса. Он привел нас сюда и отдал нам эту землю — землю, источающую молоко и мед. 10 И вот я принес первые плоды урожая с земли, которую Ты, ГОСПОДЬ, отдал мне". Потом поставь корзину пред ГОСПОДОМ, твоим Богом, и склонись пред Ним. 11 Веселись, пользуясь всем тем, что дал тебе и твоей семье ГОСПОДЬ, твой Бог, — и пусть вместе с тобой веселятся левит и переселенец, которые живут среди вас.

 

26:2 Первые плоды — самые ранние и лучшие образцы урожая, состав и количество которых определяет хозяин, в отличие от десятины, которую отдавали по окончании сбора урожая. Десятину с зерновых, как и первенцев животных, съедает семья хозяина, вместе с левитами, на совместном пиршестве пред ГОСПОДОМ. Напротив, первые плоды полностью достаются жрецам (18:4).

26:5 Праотец мой был скиталец-арамей. — Или: "Праотец мой был арамей, которому грозила гибель".
  Первое толкование можно связать с тем, что праотцы Израиля изображаются как кочевники. При втором толковании можно усмотреть в этой фразе аллюзию на ту часть сказаний о праотцах, где сообщается, что израильтяне отправились в Египет из-за голода (Быт 42–46).
 
В любом случае подразумевается арамейская родословная праотцев Израиля (Быт 24:4,10; 25:20).

12 В третий год, год десятины, когда ты отделишь от всего своего урожая десятину и отдашь ее левиту, переселенцу, сироте и вдове, чтобы они, в твоем городе, ели досыта, — 13 тогда скажи пред ГОСПОДОМ, твоим Богом: "Я удалил из своего дома святую долю и отдал ее левиту, переселенцу, сироте и вдове — сделал все так, как Ты мне повелел. Ни одного из Твоих повелений я не нарушил, ни одним из них не пренебрег. 14 Я не ел святой доли, когда оплакивал кого-нибудь, не отделял ее, когда бывал нечист, не отдавал ее мертвому. Я слушался ГОСПОДА, моего Бога, — делал всё так, как Ты мне повелел. 15 Взгляни же из святого жилища Твоего, с небес, и благослови Свой народ, Израиль, и ту землю, которую Ты нам отдал, как и обещал нашим праотцам, — землю, источающую молоко и мед".

26:13 Я удалил из своего дома святую долю и отдал ее левиту, переселенцу, сироте и вдове — сделал все так, как Ты мне повелел. — Хотя эта десятина не передается в святилище, она все равно считается священной. Предписание о десятинах третьего года см. во Втор 14:28–29.

26:14 Я не ел святой доли, когда оплакивал кого-нибудь... — То есть не употреблял такую десятину для поминальной трапезы.

 ... не отдавал ее мертвому. — Видимо, речь идет о культе предков (ср. Пс 105:28; Тов 4:17).

16 Ныне ГОСПОДЬ, ваш Бог, повелевает вам соблюдать эти предписания и законы. Исполняйте их неукоснительно — всем сердцем, всей душой! 17 Вы сказали ныне, что ГОСПОДЬ — ваш Бог, что вы будете ходить путями Его, будете исполнять Его предписания, повеления и законы, будете слушаться Его. 18 А ГОСПОДЬ ныне сказал, что вы будете Его драгоценным достоянием, как Он и обещал вам, и что вы должны исполнять все Его повеления, 19 и что Он возвысит вас над всеми народами, которые Он сотворил, и дарует вам честь, славу и великолепие, и вы будете святым народом ГОСПОДА, вашего Бога, как Он и обещал.

26:16-19 Эти стихи завершают свод законов, который начинается в 12-й главе. Вместе с 11:32–12:1 они образуют обрамление для свода законов.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Послание Иакова, 1.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное