Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Второзаконие, 20-22 / 16.X.18 вт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 16 октября 2018 года, вторник.

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/de20-22.htm.

Продолжаем читать Книгу Второзаконие (главы 20–22).
Перевод и комментарии С. В. Тищенко и М. Г. Селезнева.
// КНИГА ВТОРОЗАКОНИЯ / М.: Российское Библейское Общество, 2005.    © Российское Библейское Общество.

 

Этот текст:

на церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий перевод)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

г
л
а
в
а
м:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.
Д. Щедровицкий: глл. 18–26 .

 

Книга Второзакония

20 Когда вы пойдете сражаться с врагом и увидите коней и колесницы — войско более многочисленное, чем ваше, — не бойтесь. Ведь с вами ГОСПОДЬ, ваш Бог, который вывел вас из Египта! Пусть перед боем жрец обратится к войску и скажет: "Слушай, Израиль! Сегодня вы вступите в бой с врагом. Не будьте малодушны, не бойтесь, не пугайтесь, не ужасайтесь! ГОСПОДЬ, ваш Бог, идет вместе с вами, чтобы сразиться с врагом за вас и даровать вам победу".

А распорядители пусть скажут войску: "Если кто-то из вас построил себе дом и еще не обновил его, пусть возвращается домой. Иначе может случиться так, что он падет в бою и другой человек обновит его дом. Если кто-то из вас насадил виноградник и еще не собрал урожай, пусть возвращается домой. Иначе может случиться так, что он падет в бою и другой соберет урожай с его виноградника. Если кто-то из вас обручился с женщиной и еще не женился на ней, пусть возвращается домой. Иначе может случиться так, что он падет в бою и другой женится на ней". Затем распорядители должны сказать войску: "Если кто-то из вас боязлив и малодушен, пусть возвращается домой, чтобы своей трусостью не заразить других". После того как распорядители закончат свои речи перед войском, должны быть назначены предводители, которые встанут во главе войска.

 

20:5-7 Военнообязанным дается возможность вкусить плоды начатого дела, не рискуя ранее этого погибнуть в сражении с врагами. Во Втор 28:30 нарушители Договора лишаются возможности осуществить тот же самый набор важных для нормальной жизни дел (таково одно из проклятий этой главы). Тот же перечень дел содержится в письме, которое пророк Иеремия послал депортированным в Вавилон иудеям, призывая их продолжать в изгнании обычную жизнь (Иер 29:5-6).

20:8 ... чтобы своей трусостью не заразить других. — Конъектура по Септуагинте, Вульгате, самаритянскому Пятикнижию и Пешитте.

 

 

10 Подойдя к городу, с которым вы собираетесь воевать, сперва предложите этому городу сдаться без боя. 11 Если предложение будет принято и вам откроют ворота, то пусть все, кто живет в городе, впредь несут трудовую повинность — работают на вас. 12 Если же город не сдастся и решится воевать с вами, начинайте осаду. 13 Когда ГОСПОДЬ, ваш Бог, отдаст город в ваши руки, всех мужчин в нём поразите мечом. 14 А женщин, детей, скот и всё, что есть в городе, можете взять себе как добычу. Пользуйтесь всем тем, что возьмете у врага как добычу, — тем, что отдаст вам ГОСПОДЬ, ваш Бог!

15 Так вы должны поступать с теми городами, которые находятся далеко от вас и не принадлежат здешним народам. 16 А в городах здешних народов, чью землю ГОСПОДЬ, ваш Бог, отдает вам во владение, не оставляйте в живых никого! 17 Предайте их всех заклятью и уничтожьте — хеттов, амореев, ханаанеев, периззеев, хиввеев и евусеев — как повелел вам ГОСПОДЬ, ваш Бог. 18 Иначе они научат вас творить все те мерзости, которые они творят для своих богов, и вы согрешите пред ГОСПОДОМ, вашим Богом.

19 Если вы, стремясь захватить город, долго осаждаете его, не уничтожайте деревья в его окрестностях, не рубите их топором. Ешьте их плоды, а деревья не срубайте. Разве деревья в поле это люди, чтобы тоже оказаться в осаде? 20 Уничтожайте лишь те деревья, о которых вы знаете, что они не приносят съедобных плодов. Рубите их и сооружайте из них приспособления для осады вражеского города — пока он не падет.

21:1-9 Ср. Числ 35:33, где сказано: "... и нет другого выкупа для земли за кровь, пролитую на ней, кроме крови того, кто пролил кровь". Исключение — случай, когда нельзя найти убийцу. Тогда совершают особый обряд.

21:4 ... пусть сломают ей шею. — Этот способ умерщвления применяется в Библии к нечистым животным, которых нельзя принести в жертву (Исх 13:13; 34:20). Таким образом, корову здесь не приносят в жертву, а просто убивают; видимо, она как бы замещает ненайденного убийцу, унося с собой его вину. Ср. схожие "заместительные" ритуалы, в которых использовались птицы (Лев 14:1-7) и козлы (Лев 16).

21:6-7 Руки, запачканные кровью, — распространенный символ вины: "Ко Мне простираете руки, но Я отведу Свой взгляд. // И сколько бы вы ни молились, не буду Я слушать вас. // Ваши руки все в крови! // Омойтесь же, станьте чисты..." (Ис 1:15-16). Омовение рук рассматривается как знак невинности: "Не сижу я с людьми лживыми, // с коварными не пойду. // Ненавижу я сборище злодеев, // с нечестивыми не сижу! // Я омою в невинности руки мои, // буду шествовать вкруг жертвенника Твоего, о ГОСПОДЬ..." (Пс 25:4-6).

 

21:10-14 Любопытно, что в этом предписании брак с иноплеменницей не отвергается и не осуждается, как в 7:3-4 ("Не вступайте с ними в родство... иначе они отвратят от Меня ваших сыновей и те будут служить другим богам!"). Возможно, дело в том, что в данном случае отсутствует семья женщины, способная вовлечь израильтян в чужую культовую практику.

 

21:15-17 Здесь первенец — первый сын мужчины, в отличие от закона о первенцах в Исх 13:2, где первенец — первый ребенок женщины ("первый плод материнского чрева").

21:17 ... двойную долю. — Возможны две интерпретации: либо старший брат берет себе вдвое больше, чем каждый из младших, либо он берет две трети всего имущества.

 

21:22 ... и вы повесили его тело на столбе... — Тела преступников нередко вывешивались на столбах (или насаживались на кол), обычно — уже после казни. Это делало казнь еще более устрашающей: существовало поверье, что если человек лишен положенного погребения, то его дух не сможет обрести покоя в посмертном существовании.

21:23 Повешение — проклятие духа! — Букв.: "Повешенный — это проклятье элохи́ма". Слово элохим в еврейской Библии обычно означает "Бог" или "боги", но может означать и "дух усопшего" (1 Цар 28:13).
  В еврейской экзегезе существовало два понимания этого места: "Повешенный проклят Богом" и "Повешенный — это проклятие Богу". Первое понимание отражено в Септуагинте и у апостола Павла, который применяет этот стих к Христу (Гал 3:13), второе — в раввинистической литературе (посмертное надругательство над телом оскорбляет Бога, по образу которого создан человек).
  Однако, с учетом древних представлений о загробной участи людей, вполне правдоподобно, что словом элохим здесь обозначен дух казненного: не удостоившись погребения, казненный становится проклятым — и сам превращается в источник проклятия для живых.

21 Если в стране, которую ГОСПОДЬ, ваш Бог, отдает вам во владение, будет найдено в поле тело убитого, но неизвестно будет, кто убил его, пусть ваши старейшины и судьи придут и, измерив расстояние от тела до окрестных городов, определят, какой город ближе всего к найденному телу. Пусть старейшины этого города выберут молодую корову, которая еще не использовалась в работе и не знает ярма. Пусть старейшины приведут эту корову к непересыхающему ручью, на берегах которого еще никто не пахал и не сеял, и там, у ручья, пусть сломают ей шею. Затем пусть подойдут жрецы, потомки Левия, ибо их избрал ГОСПОДЬ, ваш Бог, чтобы они служили Ему и благословляли именем ГОСПОДА, и по их приговору решается всякая тяжба и всякое дело об увечьях. Пусть все старейшины города, ближайшего к найденному телу, омоют свои руки над коровой, которой сломали шею у ручья, и скажут: "Наши руки не проливали эту кровь, наши глаза не видели, как она пролилась. О ГОСПОДЬ, оправдай Свой народ, израильтян, народ, освобожденный Тобою из неволи! Не возлагай на израильтян, народ Свой, вину за пролитие невинной крови". И тогда не падет на них вина за эту кровь. Так вы снимете с себя вину за пролитие невинной крови, сделав то, что угодно ГОСПОДУ.

10 Когда вы пойдете сражаться с врагами, и ГОСПОДЬ, ваш Бог, отдаст их в ваши руки, и вы поведете невольников в плен, 11 может случиться, что ты увидишь среди невольников красивую женщину, она понравится тебе и ты захочешь на ней жениться. 12 Тогда приведи ее к себе домой, пусть она обреет голову, обрежет ногти, 13 снимет одежду пленницы и месяц живет в твоем доме, оплакивая отца и мать. После этого ты можешь войти к ней — стать ее мужем, а она будет тебе женой. 14 Если она станет тебе нежеланна, отпусти ее на свободу. Ты не должен продавать ее, не должен на ней наживаться, если ты овладел ею.

15 Если у человека две жены и одну он любит, а другую нет, и обе, любимая и нелюбимая, родили ему сыновей, причем первенец его — сын нелюбимой, 16 то этот человек, распределяя между сыновьями наследство, не может отдать долю первенца сыну любимой жены за счет настоящего первенца, сына нелюбимой. 17 Он обязан признать сына нелюбимой жены первенцем и выделить ему из всего, что имеет, двойную долю. Ведь этот сын — первый плод его мужской силы, и права первенца за ним.

18 Если у кого-то есть упрямый и непокорный сын, который ни отцу ни матери не повинуется, и сколько ни вразумляют они его, он их не слушает, 19 пусть отец и мать приведут его к старейшинам города, к городским воротам, 20 и скажут старейшинам: "Наш сын упрям и непокорен. Он нам не повинуется, предается обжорству и пьянству". 21 И пусть жители города забросают его камнями насмерть. Искорените зло! Весь Израиль узнает об этом — и затрепещет.

22 Если человек совершил преступление, которое карается смертью, и был казнен, и вы повесили его тело на столбе, 23 то тело не должно оставаться на столбе ночью, оно должно быть похоронено в тот же день. Повешение — проклятие духа! Не оскверняйте землю, которую ГОСПОДЬ, ваш Бог, отдает вам во владение.

22 Если ты увидишь, что заблудился принадлежащий брату твоему бык, либо овца, не проходи мимо — верни животное хозяину. Если он живет далеко или же ты не знаешь, кто хозяин скотины, возьми ее к себе, пусть она остается у тебя, пока не явится хозяин — и тогда верни ее. Так же поступай и с ослом, и с одеждой, и со всем тем, что пропало у брата твоего и найдено тобою. Ты не должен проходить мимо!

Если увидишь, что принадлежащий брату твоему осел или бык упал на дороге, не проходи мимо, помоги брату твоему поднять его.

22:1,4 Эти предписания соответствуют Исх 23:4-5, однако в Исх сказано не "брату твоему", а "твоему врагу" и "твоему недругу".

На женщине не должно быть ничего того, что носят мужчины, а мужчина не должен надевать женскую одежду. Всякий, кто делает так, мерзок ГОСПОДУ, твоему Богу.

22:9-11 Аналог предписаний Лев 19:19 ("Не скрещивай животных двух разных пород, не засевай поле двумя сортами семян, не надевай одежды, сотканной из двух видов нити"). Однако в Лев говорится о практике, реально бытовавшей в сельском хозяйстве (применялось, например, скрещивание лошади и осла, посев на одном поле разных злаков). Варианты же, упомянутые в 9-м и 10-м стихах Втор 22 (пахота на воле и осле, впряженных в одно ярмо, посев злаков в винограднике), — скорее умозрительные примеры, чем реальная практика.

Если в пути ты нашел гнездо, на дереве или на земле, а в гнезде есть птенцы или яйца, и птица сидит при птенцах или на яйцах, то не забирай мать вместе с потомством. Отпусти птицу, а потомство ее можешь забрать. Тогда тебе будет хорошо и долгой будет твоя жизнь.

Когда строишь новый дом, сделай по краям крыши ограду, чтобы никто не упал с крыши и на твой дом не легла вина за кровь.

Не сей в своем винограднике другой вид семян, иначе всё это окажется под запретом — и посеянное тобой, и урожай с виноградника. 10 Не паши на воле и осле, впряженных в один плуг. 11 Не носи одежду, сотканную из двух разных видов нити — из шерсти и льна.

12 Сделай кисти на всех четырех углах твоего плаща.

13 Если некто женится, и ляжет с женой, и она ему не понравится, 14 и он начнет обвинять ее в бесчестии и распространять о ней худую молву, говоря: "Я взял ее в жены, но когда лег с ней, то обнаружил, что она не девственница", — 15 тогда отец и мать девушки должны принести доказательство ее девственности к городским воротам и показать старейшинам города. 16 Пусть отец ее скажет старейшинам: "Я отдал свою дочь замуж за этого человека, а она ему не понравилась 17 и он обвиняет ее в бесчестии, говоря, что дочь моя не была девственницей. Но вот доказательство ее девственности!" — и пусть развернут одежду перед старейшинами города. 18 И старейшины подвергнут этого человека наказанию, 19 а также взыщут с него сто шекелей серебра и отдадут их отцу девушки. Ведь этот человек распускал худую молву о девственнице-израильтянке! И она останется его женой — он уже не имеет права с нею развестись, всю свою жизнь.

20 Но если обвинение окажется справедливым, если она действительно не была девственницей, 21 то пусть приведут ее к двери отцовского дома и пусть жители города забросают ее там камнями насмерть. Она совершила гнусное дело в Израиле — развратничала в доме своего отца. Искорените зло!

 

22:17... одежду... — Евр. словом симла́ обычно обозначается плащ. Иногда этот плащ используют как покрывало во время сна (Быт 9:23; Исх 22:25-26; Втор 24:12-13).

22:19... взыщут с него сто шекелей серебра... — Это удвоенная сумма выкупа за невесту (см. 22:29). Ср. законы об удвоенной компенсации за украденное — Исх 22:7,9 (а также Законы Хаммурапи §§ 120, 124, 126).

22 Если мужчину застали лежащим с чужой женой, то оба должны быть преданы смерти — и мужчина, сделавший такое, и сама женщина. Искорените зло в Израиле!

23Если в городе мужчина встретит невинную девушку, обрученную с другим человеком, и ляжет с ней, 24 то вы должны привести обоих к городским воротам и забросать камнями насмерть: девушку — за то, что она не звала на помощь, хотя дело было в городе, а мужчину — за то, что он обесчестил жену ближнего. Искорените зло!

25 Если же вне города мужчина встретит девушку, обрученную с другим человеком, схватит ее и ляжет с ней, то смерти следует предать только мужчину, который сделал такое. 26 Девушку не наказывайте, она не совершила ничего, что заслуживало бы смерти: случай с нею подобен тому, как если бы некто напал на ближнего и убил его. 27 Мужчина встретил ее в поле, и даже если обрученная девушка кричала, некому было придти к ней на помощь.

28 Если мужчина встретит невинную девушку, еще не обрученную, схватит ее и ляжет с ней, и их застанут, 29 то мужчина, сделавший такое, должен уплатить отцу девушки пятьдесят шекелей серебра и взять ее в жены, потому что он обесчестил ее. Он не имеет права с ней развестись, всю свою жизнь.

22:22 Ср. Лев 20:10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22:30–23:25 В масоретской Библии это стихи 23:1-26. Наш перевод следует нумерации, принятой в Синодальной Библии.

30 Никто не может жениться на жене своего отца — нельзя поднимать край одежды отца.

Буду очень благодарен как за молитвенную, так и за материальную поддержку.
О последней можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник 
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«


В избранное