Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Заглядывая в Ничто, стараемся смотреть мимо Него

 

Кажется абсурдным или даже оксюморонным, но Ничто многолико. В одной из заметок о постижениях Хайдеггера я, в частности, показал, что Ничто Начала отличается от Ничто Конца («Дао и Ereignis»), не говоря уже об онтологической разнице между сопряженным с Бытием Ничто и сопряженным с сущим небытием. О различных оттенках постижения Ничто и небытия в живописи, прежде всего в «Черном квадрате» Казимира Малевича, рассуждает френдесса [info]evoat (Луша Галушкина из Рузы) в заметке «Черный квадрат – это мандала»:

«Обычная материя составляет лишь 5% того мира, который известен человеку. Остальные 95% Вселенной состоят из темной энергии и темной материи. Что это такое – не знает никто… "темная материя зафиксирована с помощью приборов, но что это такое, мы сказать не можем" (лауреат Нобелевской премии 2005 года академик В.Л. Гинзбург).

Впервые я увидела «Черный квадрат» в Третьяковке. И захотелось взять иголку, поцарапать черную краску и выпустить из мрака солнце, зелень, облака. Дома я так и сделала – закрасила квадрат черной гуашью и при помощи техники граттаж освободила солнце.

У Малевича четыре «Черных квадрата». В Третьяковке первый и третий, в Русском музее в Петербурге - второй. Четвертый, который был на капоте машины во время похорон Малевича, находится в Эрмитаже. Малевич никогда не копировал свои "Квадраты", всегда создавал новую версию.

После работы над первой картиной долгое время не мог ни спать, ни есть. Впоследствии он много думал о своей работе, писал философские работы, но так и не смог понять, что такое сделал. Каждый раз объяснение было разным.

Критики и зрители восприняли «квадрат» неоднозначно: кто-то увидел в нем черную дыру, через которую уходит энергия, кто-то символы других цивилизаций или просто геометрическую фигуру. Разговоры и споры о нем идут до сих пор. И главный из них относится к его смыслу.

А есть ли вообще смысл в «Черном квадрате»? Мне кажется, что нет. И не стоит его искать. Потому что Малевич рисовал мандалы.

Помните историю написания первого "квадрата". В 1913 году, оформляя оперу «Победа над Солнцем», для одного из действий он выполнил эскиз занавеса с изображением квадрата. Своим квадратом пытался закрыть солнце. Это была его первая мандала. Вторую он нарисовал импульсивно, закрашивая черной краской картину, так появился «Черный квадрат». И на протяжении всей своей жизни он рисовал их: это квадраты, кресты, круги, лица людей овальной формы без глаз и рта.

Символом мандалы является квадратура круга - квадрат и круг. Кто-то скажет, что мандала относится к буддийскому и индуисткому тантризму как наглядное пособие для созерцательной практики. А как же тогда ацтекские, алтайские, египетские, индейцев навахо, да и наши с вами мандалы, которые мы рисовали в детстве. «Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая. Палка, палка, огуречик – получился человечек», помните? Да! А почему мы никакого отношения, не имеющие к буддизму, рисовали мандалы.

Все очень просто. У каждого есть свои мандалы, которые являются символом самости. Самость - это образец той личности, которой нам предначертано стать, это "Бог внутри нас», это целостность и порядок внутри человеческой души, это наш код в программе Вселенского Разума, это «древнейший архетип, символизирующий целостность человеческого «Я» с Миром».

Обученные ламы научились встречаться с самостью, а неподготовленным – «лучше склонить полову, преклонить колена, осознать присутствие высшей силы, но не сгибаться сильно, а осознать и не предавать своих ценностей».

Самость приходит к человеку, когда у него идет осознание себя, или нарушение психического равновесия, или душевный кризис, или когда необходимо разобраться в чем-то. И всегда отражается в виде мандал. Чаще - во сне, и мы этого не замечаем. К другим - наяву. И если человек не признает и не примет Высший Разум как должное, то мандалы будут преследовать его всю жизнь.

Так случилось с Малевичем, который искал новые формы, чтобы управлять миром. Но вместо этого всю жизнь рисовал безликие мандалы. Он так и не смог вырваться из них. И жизнь незаурядного человека пошла под откос. Квадрат победил.

Красно-белая мандала победила и Льва Толстого, с ней он встретился в 1869 году. В его биографию это вошло как «арзамасский ужас», который он описывает в повести «Записки сумасшедшего»:

«Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой красной… Я взял подушку и лег на диван. Когда я очнулся, никого в комнате не было и было темно. ... Заснуть, я чувствовал, не было никакой возможности. Зачем я сюда заехал?… Еще раз прошел посмотреть на спящих, еще раз попытался заснуть; все тот же ужас, — красный, белый, квадратный».

Не напоминает ли это произведения Малевича: красный круг, квадрат и крест?

А дальше у Толстого начались мучительные поиски смысла жизни и истины, которые увели его в ту же пустоту и саморазрушение, что и его последователя, «повенчанного с Богом» танцовщика Вацлава Нижинского.

Да, того самого, который умел танцевать эфемерное и гибкое «видение розы». Тридцать лет он в психиатрической лечебнице рисовал мандалы - «он делал рисунки молниеносно, буквально за три минуты… но не костюмов и декораций, а странные черно-красные лица с пронзительными глазами, глядящими из каждого угла».

Так почему мы ходим смотреть на психическое состояние Малевича, делая из этого культ непостижимого и неуловимого. Кто нами так ловко манипулирует и кому это нужно?

ЗЫ. Тема не моя. Но она ко мне пришла, свербила и долбила меня, не давала писать. Может, это мне предупреждение. Надо бросать свои упражнения в постмодернизме и возвращаться к жизнеутверждающей литературе. Хи!».

Блоггер [info]a_ilyin комментирует – «Мандала, вы совершенно правы. Я вообще-то знал, что их несколько: как я слышал, десятка полтора, по всему миру. Причем многие - подделка. Спасибо вам за информацию, если вы уверены, что подлинных - именно четыре. Тот черный квадрат, который - "Черный квадрат", был впервые вывешен в зале в красном углу - не обычно, а как вешают иконы. И обозначало это по замыслу устроителей выставки, что теперь иконой новой жизни является "ничто", черная дыра, черный квадрат. Ну вы все это, наверно знаете... "бог умер", "не надо больше ничего". Я уже писал об этом в заметке «Абсолютное сумасшествие»:

«С самого утра я стал искать текст последнего манифеста дадаизма. Но я не нашел его. Я перерыл весь интернет и нашел 1-й манифест дадаизма - еще не принадлежавший Тзаре, 2-й - принадлежавший уже Тзаре, какие-то еще их манифесты, которых я даже раньше и не знал, попутно ознакомился с двумя десятками физических, химических, философских и теологических парадоксов, и даже написал по поводу одного из них опровергающий комментарий; ознакомился с поражающей воображение коллекцией ляпсусов Н. Козлова, нашел замечательную библиотеку и выяснил, что существует сообщество дадаистов ЖЖ: ru_dada.

Затем, бросив интернет, я выгреб из шкафа все книги и стал искать в книгах; это было непросто, потому что последний раз я видел искомый текст лет тридцать назад, а от книги, в которой я его видел, у меня осталось только лишь осязательное ощущение - помню, что она была небольшого формата и в глянцевой обложке. Я перерыл несколько по виду и названию подходящих под это ощущение книг: каждая страниц по 500, изданная еще в 70-е годы, и, разумеется, без алфавитного указателя. Из них я узнал и вспомнил много полезного. Например,

что "даже в скульптуре формалисты деформируют человека до неузнаваемости",
что "галлюцинирующие монстры Берроуза ужасают больше, чем исчадия Ада с фресок XIV в.",
что "писатели, испытывающие отвращение к людям, наводнили литературный мир",
что "в последнем произведении Роб-Грийе пресловутая расплывчатость характеров и форм начинает терять свою невозмутимость",
что "буржуазные эстетики всячески подчеркивают специфическое качество абстракционизма - его враждебность действительности",

и много другого такого же. На эти поиски ушло полдня; мне даже неловко в этом признаться.

И наконец я нашел его - этот текст, написанный почти точно за сорок лет до моего рождения, что произвел на меня когда-то, много лет назад, странное, гипнотическое впечатление, навсегда засел в памяти тревожащей немузыкальной нотой, заставляя постоянно вспоминать себя и не давая запомнить до конца, предъявляя мне все окружающее через эту свою мутноватую полубезумную призму, в которой - странное дело - события и люди представали ярче и яснее, чем при взгляде на них незащищенным глазом; требуя везде, во всех моих собственных опусах, послушно оставлять явные или скрытые ссылки на себя:
«Больше не надо художников, не надо литераторов, не надо музыкантов, не надо скульпторов, не надо религии, не надо республиканцев, не надо роялистов, не надо большевиков, не надо политики, не надо пролетариев, не надо демократов, не надо армий, не надо полиции, не надо родины, хватит, наконец, всех этих глупостей, не надо больше ничего, больше ничего, ничего, НИЧЕГО, НИЧЕГО, НИЧЕГО».

[info]evoat отвечает:
«Меня больше всего интересовала мандала, как выражение сущности Самости, и я еще встретила писателя, который писал квадратурой (мандалой) - это Гертруда Стайн, для которой Самость была памятью, временем в произведении. Все хочу написать, но пока эта тема ускользает от меня. Также я встретила современного художника Вадима Филимонова, который тоже рисует мандалы. Но его мандалы несут жизнь, плоть, солнце, и от всего этого радость».

Мы всегда стоим перед «черным квадратом», но стараемся не видеть его и проецируем на него иллюзии своих радостей, надежд и забот.


В избранное