Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Далай-лама XIV и Правая Вера

 

Правая Вера призвана быть духовным стержнем и обоснованием новой эпохи развития человечества, которая получает названия «информационное общество» или «общество знания». Правая Вера вбирает в себя и под общим знаменателем интегрирует откровения религий, прозрения мудрецов и открытия наук. Правая Вера выявляет истинную суть всех традиций под их исторически-сложившимися внешними одеяниями и акцидентальными обрядами и тем самым противостоит всевозможным видам обрядоверия с их фанатизмом и нетерпимостью. Нынешний Далай-лама XIV Тэнцзин Гьямцхо (родился 6 июля 1935 года) выражает это устремление современного глобализирующегося мира к Правой Вере. «Я всегда верю, - говорит он, - что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогатим собственную веру».



На днях смотрел его интервью телеканалу «Евроньюс». Он высказал свои известные позиции о сохранении Тибета в составе могучей процветающей коммунистической Китайской Народной Республики (КНР), но в условиях широкой культурной автономии Тибета и демократизации жизни. Пусть за Пекином останутся вопросы обороны и международных отношений, но в остальном тибетцы сами должны распоряжаться своими землями и своими внутренними делами. Пусть народы и государства мира сближаются в ходе глобализации, но не в ущерб своей самобытности. Далай-лама XIV выразил свою понятную всем нам, русским, озабоченность положением России в мире и призвал к включению нашей страны в глобальный демократический и цивилизационный процесс. В интервью он заявил - «К сожалению, несмотря на то, что Советский Союз преобразовался в Российскую Федерацию, старый образ мышления, старые тенденции и привычки возвращаются. И это плохо. Великий русский народ надо включить в мировое и в европейское сообщество. А для того чтобы уменьшить отчужденность и страх, штаб-квартира НАТО должна переехать в Москву. Тогда страх исчезнет».

Не думаю, что постиндустриализирующийся Запад ныне пойдет на равноправное сотрудничество с немодернизирующейся неофеодальной РФ, и даже если к власти в РФ вдруг каким-то чудом придут модернизаторы, то отношение к России как к сырьевому придатку сразу не переломишь, нужен впечатляющий русский модернизационный рывок, в ходе которого сложится центр притяжения для евразийского Heartland. Тогда НАТО и ЕС волей-неволей придется считаться с обновленной Россией, а не считать её «больным человеком» мира, как сейчас. Вот тогда, учитывая неизбежное соперничество между Дальним Западом и Дальним Востоком, возможна центральная «сердцевинная» роль России, и реален союз России с НАТО и даже вхождение в него и переезд штаб-квартиры НАТО в Москву.

В том же интервью далай-лама сказал: возможно, он будет последним Живым Буддой в истории Тибета: «Пусть это решат люди. Я оказался не самым плохим далай-ламой. Пусть лучше традиция закончится на мне, чем следующая реинкарнация обернется позором». Сам Далай-лама XIV чувствует себя перевоплощением великого Далай-ламы V Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617—1682), который, опираясь на военную мощь калмыков, объединил Тибет под контролем школы тибетского буддизма Гэлуг после победы над соперничающей школой Кагью, инициировал строительство дворца Потала в Лхасе и сыграл огромную роль в жизни ряда народов России.

Согласно Википедии, Его Святейшество Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) - духовный лидер буддистов-ламаистов Тибета, Монголии, Бурят-Монголии, Тувы, Калмыкии и в других странах. Он - лауреат Нобелевской премии мира (1989). Буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Чэнрэзиг-а), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь на земле, чтобы служить людям. Тибетцы обычно называют Его просто Кундун («Присутствие»), что соответствует хайдеггеровскому термину Dasein.

Он родился в семье среднезажиточных фермеров-монгуров в маленькой и бедной деревушке Такцер, расположенной на холме над широкой долиной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), как и другие 20 семей деревни (включая нескольких этнических китайцев), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. При рождении он получил имя Лхамо Дхондруб. Он был пятым из девяти детей в семье. Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма, которая была на восемнадцать лет старше Далай-ламы. Самый старший брат, Тхуптен Чжигмэд Норбу, позже был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпочхэ. В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».

Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя - Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнйзин Гьямцхо. Среди возможных переводов этих многочисленных эпитетов: «Святой», «Нежная слава», «Великомилосердный», «Защитник веры», «Океан мудрости». Тибетцы называют его также Ешэ Норбу - «Всеисполняющая драгоценность». На западе Далай-ламу чаще всего называют «Его Святейшество».

Почему данная деревня, данная семья, данный мальчик? Это очень сложная процедура – найти нового далай-ламу. Много зависит от случайностей и от предыстории. Так, в 1909 году друг нашей страны и собеседник царского посланца и будущего лидера Финляндии барона Густава Карловича Маннергейма – Далай-лама XIII - совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Дхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Нынешний Далай-лама XIV полагает, что не всегда выборы предшествующих далай-лам были удачными, но себя считает подлинным перевоплощением великого Пятого Далай-ламы благодаря необычно ярким снам о жизни последнего, которые Тэнцзин Гьямцхо видел в детстве.

Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, в октябре 1939 Лхамо Дхондруб покинул дом своих родителей и направился в Лхасу. Его возвели на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибета.

Далай-лама обучался по традиционной тибетской системе под руководством двух официальных наставников - Линг Ринпочхэ и Тричжанг Ринпочхэ. В программу обучения входили «пять больших наук» (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и «пять малых» (поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность). Другом юного Далай-ламы на всю жизнь стал также известный австрийский альпинист и писатель член гитлеровской NSDAP (Национал-социалистической немецкой рабочей партии) эсэсовец Генрих Харрер (1912-2006), проживший семь лет в Тибете после побега в 1944 году из английского концлагеря в Британской Индии и написавший известную книгу «Семь лет в Тибете», по которой в 1997 году снят нашумевший одноименный фильм Жан-Жака Анно с Брэдом Питтом в главной роли.

Далай-лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду. В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал экзамены в присутствии 20 000 учёных-монахов и получил звание Доктора богословия (Гэшэ-Хларамба).

В 1949 году резко обострились тибетско-китайские отношения. Коммунистическое правительство КНР настаивало на том, что Тибет является частью Китая. Выражая точку зрения своего народа, Далай-лама писал: «С 1912 до рокового 1950 Тибет de facto был государством, независимым от любой другой державы, и наш статус по сей день остаётся тем же, что и в 1912 году». 17 ноября 1950 Народно-освободительная армия Китая вошла в Восточный Тибет, что ещё более осложнило ситуацию. 26 октября 1950 МИД Индии направил в Пекин следующую ноту: «Сейчас, когда китайское правительство предприняло вторжение в Тибет, навряд ли можно совместить с этими событиями мирные переговоры, и, естественно, часть тибетцев будет опасаться, что эти переговоры пройдут под давлением. При современном положении дел вторжение китайских войск в Тибет не может быть рассмотрено иначе, как удручающее событие, не согласующееся с интересами самого Китая в налаживании мира в регионе. Так считает индийское правительство».

В том же 1950 году чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к пятнадцатилетнему тогда Далай-ламе с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти. 17 ноября 1950 состоялось возведение Далай-ламы Тензина Гьяцо на престол духовного и светского правителя Тибета.

Cтав главой государства и правительства, в 1954 Далай-лама XIV едет в Пекин на мирные переговоры с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в числе которых были Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин. В 1956, посещая Индию в рамках празднования 2500-летия буддизма, он проводит ряд встреч с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая Чжоу Эньлаем для обсуждения обострившейся политической обстановки в Тибете.

С 1956 по 1972 администрация США прямо поддерживала тибетское повстанческое движение и Далай-ламу (посредником выступал его брат). Ужесточение политики Пекина в Тибете (прежде всего в восточном) и американские происки свели на нет усилия Далай-ламы по мирному урегулированию тибето-китайского конфликта. Начались народные волнения сначала на востоке, а затем и в других частях Тибета. 10 марта 1959 года в Лхасе вспыхнуло восстание. Его участники провозгласили независимость Тибета и потребовали от Китая вывести войска. Восстание было жестоко подавлено. Далай-лама XIV в ночь на 17 марта 1959 года вынужден был оставить Лхасу, чтобы найти политическое убежище в Индии. ЦРУ помогало ему. За ним в изгнание последовало около восьмидесяти тысяч тибетцев. С 1960 года Далай-лама проживает в индийском городке Дхарамсала (штат Химачал-Прадеш), который называют «маленькой Лхасой». Там находится штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.

Из рассекреченных документов Государственного департамента США стало известно, что в 1964 Далай-лама получил субсидию в размере 180 тыс. долларов США. Более того, в 1960-х выделялось до 1,7 миллиона долларов ежегодно на поддержку вооружённых тибетских формирований. К 1962 их численность достигала 10,5 тыс. человек. После нормализации отношений с КНР американская поддержка тибетского освободительного движения стала осуществляться косвенно через протибетские организации International Campaign for Tibet, Social and Resource Development Fund, Tibet Information Network, Tibet Institute и другие. Но поддержка США мало повлияла на ситуацию - тибетские повстанцы были разгромлены, американцы фактически признали китайскую власть над Тибетом.

В первые годы изгнания Далай-лама неоднократно обращался в Организацию Объединённых Наций с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса. В результате Генеральной Ассамблеей ООН было принято три резолюции (в 1959, 1961 и 1965), призывающих Китай уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к самоопределению. Создав новое тибетское правительство в изгнании, Далай-лама видел первоочередную задачу в выживании тибетцев в изгнании и спасении их культуры. Для этой цели были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием стало сельское хозяйство.

Экономическое развитие и создание системы образования способствовало воспитанию нового поколения тибетцев, хорошо знающих свой язык, историю, религию и культуру. В 1959 был создан Тибетский институт драматических искусств, а также Центральный институт высшей тибетологии - высшее учебное заведение для тибетцев, проживающих в Индии. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма - основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.

В 1963 Далай-лама провозгласил демократическую конституцию для свободного Тибета, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека. Сегодня тибетский парламент формируется на основе выборов. Далай-лама постоянно подчёркивает необходимость демократизации тибетской администрации и неоднократно заявлял, что после разрешения тибетского вопроса он не будет занимать какого бы то ни было политического поста.

В 1987 Далай-лама выдвинул «План мира из пяти пунктов» как первый шаг по созданию в Тибете зоны мира. План предусматривал прекращение массового переселения китайцев в Тибет, восстановление основополагающих прав человека и демократических свобод, прекращение использования Китаем территории Тибета как места для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов, а также начало серьёзных переговоров о будущем Тибета. 15 июня 1988 в Страсбурге он выдвинул расширенный вариант «Плана из пяти пунктов», предложив демократическое самоуправление в Тибете «в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой».

Однако весной 1989 года по тибетской столице прокатились массовые антикитайские демонстрации. Были жертвы, властям пришлось вводить военное положение. В то время секретарем парткома Тибетского автономного района (ТАР) был Ху Цзиньтао, нынешний партийно-государственный лидер Китая. Ему удалось жестко, но без большого кровопролития подавить беспорядки, благодаря чему на его административные способности обратили внимание в Пекине. События в Лхасе были лишь незначительным эпизодом нараставшей по всей стране волны массового протеста против инфляции и чиновничьего лихоимства - ее кульминацией стали трагические события 4 июня 1989 года на площади Тяньаньмэнь.

2 сентября 1991 года тибетское правительство в изгнании объявляет страсбургское предложение недействительным в силу закрытости и негативного настроя китайского руководства по отношению к выдвинутым в Страсбурге предложениям. 9 октября 1991, выступая в Йельском университете в США, Далай-лама сказал, что хотел бы посетить Тибет, чтобы собственноручно оценить сложившуюся политическую ситуацию. «Я очень беспокоюсь, - сказал он, - что эта взрывоопасная ситуация может повлечь за собой вспышки насилия. Я хочу сделать всё, что в моих силах, дабы это предотвратить. … Мой визит стал бы новой возможностью для достижения понимания и создания основы для выработки решения путём переговоров».

В 2002 году между китайскими властями и представителями Далай-ламы возобновились конфиденциальные переговоры о предоставлении большей автономии Тибету, но до сих пор никаких конкретных результатов достичь не удалось. Ввиду деликатности диалога Пекин официально не признает даже наличие таких контактов. Как заявляет правительство Тибета в изгнании, конечной целью переговорного процесса является достижение возможности для тибетцев сохранить свою культурную идентичность.

Взрывоопасная обстановка в ТАР сохраняется из-за неправильной политики пекинских властей, которые, делая акцент на всеобщую социализацию (развитие систем образования, здравоохранения и т.п.), не уделяли, в отличие от лидеров успешных многоэтнических Малайзии и Сингапура, достаточного внимания адресному форсированному взращиванию тибетской низовой субъектности (низового предпринимательства), в результате чего малый и средний бизнес в Тибете и особенно в Лхасе оказался монополизированным приезжими китайцами-ханьцами. Это и служит почвой межэтнической напряженности, а китайские коммунистические власти, судя по всему, так и не понимают, в чем их ошибка.

Соответственно, как пишут Александр Самохоткин и Александр Тимофеев в статье «Олимпийский погром: Беспорядки в Тибете ударили по амбициям Пекина» (Время новостей, Москва, 17 марта 2008 года, № 43):

«Волна массовых беспорядков в Тибете стала неприятной неожиданностью для китайского руководства. Демонстрация буддистских монахов, митинговавших всю прошлую неделю по поводу 49-й годовщины антикитайского восстания в Тибете, переросла 14 марта в погромы. Обошедшие телеканалы всего мира картинки с горящими магазинами, перевернутыми автомобилями и лежащими на мостовой неподвижными телами нанесли сокрушительный удар по усилиям Пекина, всячески старавшегося создать за рубежом благоприятный имидж Китая накануне Олимпийских игр в августе. Несколько дней хаоса в тибетской столице Лхасе напугали западных правозащитников и заставили экспертов задуматься о том, насколько стабилен современный Китай. Ведь волнения могут перекинуться и на другие национальные окраины Поднебесной - например, в Синьцзян, где среди исповедующих ислам этнических меньшинств также есть сепаратистские настроения.

По свидетельству очевидцев, буддистские монахи с прошлого понедельника /10 марта 2008 года/ проводили манифестации, переросшие в стычки с силами правопорядка. По сообщению китайского официального информагентства Синьхуа, в минувшую пятницу «на ряде главных улиц Лхасы группа радикально настроенных элементов, вооруженных ножами, ломами и деревянными палками, криками и угрозами распугала законопослушных граждан и совершила погромы и поджоги более чем в 160 местах. Были сожжены три школы, разрушены объекты электроснабжения и связи». Власти сообщают, что в пожарах сгорели десять человек. Полиция спасла 580 человек, в том числе трех японских туристов. Находящееся в Индии «правительство Тибета в изгнании» сообщило о 100 погибших, потом цифры сократились до 80 погибших и 72 раненых.

В субботу /15 марта 2008 года/ правительство Тибетского автономного района (ТАР) предложило бунтовщикам одуматься в течение суток: «Преступники, которые не сдадутся по истечении означенного срока, будут сурово наказаны по закону». Вчера утром в Лхасу на двух сотнях грузовиков и в пешем строю прибыли армейские подкрепления. Китайские СМИ сообщили, что жизнь в Лхасе постепенно нормализуется, а беспорядки «в целом стихли».

Вместе с тем возникла опасность расползания кризиса в соседние с ТАР провинции Китая, где компактно проживают этнические тибетцы. Вчера в провинции Сычуань на юге страны до 200 тибетцев забросали камнями и бутылками с зажигательной смесью полицейский участок. Власти бросили на разгон толпы более сотни полицейских, которые, применив слезоточивый газ, арестовали пять человек…

"Бурный экономический рост позволил властям КНР вложить немалые средства в развитие Тибета и других районов проживания нацменьшинств, - говорит заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев. - К примеру, летом 2006 года начала действовать высокогорная железная дорога, соединившая Тибет с транспортной системой Китая. Магистраль приблизила Тибет к современной цивилизации, но вместе с тем по ней можно перебрасывать из Китая людей и ресурсы. Это породило среди тибетцев опасения наплыва этнических китайцев, страх перед тем, что Пекин может попытаться решить этническую проблему путем растворения коренного населения в массе переселенцев». Заметим, что жертвами погромов в Лхасе становились в основном этнические китайские предприниматели, которых зачастую воспринимают не только как «чужаков», но и как опасных конкурентов менее искусных в бизнесе тибетских торговцев.

Духовный лидер Тибета, он же, по выражению китайских пропагандистов, «глава клики сепаратистов», далай-лама заявил, что в деле достижении мира властям КНР нельзя полагаться на силу: «Тибетцы стоят перед лицом серьезной угрозы и сталкиваются с серьезной проблемой. Она существует, признает это Китай или нет». По его словам, «авторитетные международные организации могли бы разобраться, какова ситуация в Тибете», так как «преднамеренно или ненамеренно, но происходит определенный культурный геноцид».

Мировое сообщество, включая Россию, не оспаривает принадлежность Тибета Китаю. Но среди части западной элиты бытует мнение, что в 1951 году Тибет был незаконно оккупирован Пекином. Китайское руководство полагает, что знаки внимания Запада к далай-ламе направлены на поощрение сепаратизма. В 2007 году Пекин ограничил диалог с ФРГ после того, как в сентябре с далай-ламой встретилась канцлер Ангела Меркель. В октябре 2007-го в Вашингтоне состоялась церемония награждения Далай-ламы XIV высшей гражданской наградой США - Золотой медалью Конгресса.

Волнения в Лхасе сопровождались антикитайскими демонстрациями тибетцев у посольств КНР в Австралии, Индии и США. Китаевед Андрей Карнеев в беседе с «Временем новостей» предположил, что время для выступления было выбрано не случайно: «За несколько месяцев до пекинской Олимпиады внимание всего мира обращено на Китай. В этой ситуации китайское руководство предельно сковано в возможности жесткого подавления демонстраций». По мнению эксперта, сторонники далай-ламы решили, что "выдался благоприятный момент" для проведения акций, способных привлечь внимание Запада и спровоцировать критику в адрес Пекина.

Госсекретарь США Кондолиза Райс призвала китайские власти «освободить монахов и прочих задержанных за мирное выражение их взглядов». Тем не менее президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге отверг призывы правозащитников к бойкоту Олимпиады-2008 в Пекине: «Бойкот ничего не решит. Это приведет к обратному и станет наказанием для ни в чем не повинных атлетов». Сам далай-лама заявил, что Китай заслуживает право провести Олимпиаду, но «международное сообщество несет моральную ответственность за то, чтобы напомнить КНР об обязанности быть хорошим хозяином Олимпийских игр».

Протестующие тибетцы и их сторонники во многих странах мира сильно подпортили имидж КНР, особенно по маршруту следования факела Пекинской Олимпиады-2008. И репрессии пока подменяют субъектизацию. «Несмотря на то, что сейчас в Китае проходит Олимпиада, - сказал 18 августа 2008 года в http://www.epochtimes.ru/content/view/18974/4/ интервью французской газете Le Monde, духовный лидер Тибета Далай-лама XIV, - в восточной части Тибета китайские военные открыли огонь по местным жителям». В газете также приводилась информация о том, что там, возможно, было убито 140 человек. «Китайские солдаты снова стреляют в людей, - продолжил Далай-лама. - Число убитых неизвестно, его нужно уточнить». Во время массовых мартовских акций протеста «только в столице тибетской автономии Лхасе было убито около 400 человек. Во всём Тибете убитых гораздо больше. Арестовано более 10 тысяч человек».

Насчет диалога между представителями Далай-ламы и Ху Цзиньтао тибетский лидер сказал: «Мою душу и сердце переполняет разочарование. Лидер государства Ху Цзиньтао пообещал, что у нас будет искренний диалог, но фактически совсем нет никакого прогресса». Далай-лама также заявил, что он требует не «китайской обманной автономии», а «настоящей автономии». Он также выразил твёрдое намерение и дальше продолжать вести свою идеологию ненасильственного движения.

Это его интервью перепечатали и крупные японские издания. Однако вскоре после публикации его во Франции, пресс-центр Далай-ламы опубликовал заявление, что Далай-лама не называл конкретной цифры числа погибших, и что у него нет информации об этом».

В 2001 году Далай-лама объявил, что если у тибетского народа будет избираемая политическая власть, институт Далай-лам может утратить свою актуальность. Он будет счастлив тогда наполовину уйти в отставку и позволить институту Далай-лам умереть вместе с ним. В 2002 году Далай-лама сложил с себя обязанности политического руководителя Тибета, и теперь главой Тибетского правительства в изгнании является премьер-министр Самдонг Ринпоче. В 2005 в интервью газете «Хиндустан Таймс» Далай-лама уточнил свою позицию: «Если я умру в течение нескольких ближайших месяцев или до того, как мы вернёмся в Тибет, тогда придёт новый Далай-лама». Под «возвращением в Тибет» Далай-лама имеет в виду обретение Тибетом независимости или хотя бы прав автономии в составе Китая.

С 1967 года Далай-лама предпринял ряд путешествий по всем пяти континентам и к настоящему моменту побывал уже в 46 странах мира. Россию Далай-лама посетил уже семь раз: трижды в советский период - в 1979, 1982 и 1986 годах; позднее, в 1991 и 1992 годах он посетил традиционные буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и Калмыкию. В 1994 году вновь побывал в Москве, и 1996 году посетил Москву по дороге в Монголию. В 1994, находясь в Москве, он даже выступал в Госдуме РФ. Однако чем более прочным становилось российско-китайское партнёрство, тем труднее было Далай-ламе попасть в Россию. С 2001 по 2004 Россия отказывала ему в предоставлении въездной визы. В ноябре 2004 года, после десятилетнего перерыва, Далай-лама прибыл с кратким пастырским визитом в буддийскую республику Калмыкия.

Выступая фактически с позиций Правой Веры за межконфессиональное взаимопонимание и сотрудничество ради согласованной мобилизации усилий по решения глобальных проблем человечества, Далай-лама встречался с Папой Римским Павлом VI в Ватикане в 1973 году. На пресс-конференции в Риме в 1980 он выразил надежду на встречу с Иоанном Павлом II: «Мы живём в период колоссального кризиса, в период событий, сотрясающих мир. Невозможно обрести душевный покой, если нет гарантий безопасности и гармонии в отношениях между народами. Вот почему с верой и надеждой я жду встречи со Святейшим Отцом, дабы обменяться идеями и чувствами и выслушать его суждение о том, как можем мы открыть дверь к миру и покою в отношениях между народами».

Далай-лама встречался с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане в 1980, 1982, 1990, 1996 и 1999. В 1981 Далай-лама беседовал с епископом Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами англиканской церкви в Лондоне. Он также встретился с лидерами исламской и иудейской церкви и выступил на конгрессе мировых религий, где в его честь была проведена межконфессиональная служба.

С 1973 года, когда Далай-лама впервые посетил страны Запада, многие зарубежные институты и университеты присуждали ему награды и почётные учёные степени в знак признания его блестящих трудов по буддийской философии и активной пропаганды межрелигиозного диалога, решения международных конфликтов, вопросов, связанных с нарушением прав человека и загрязнением окружающей среды.

Вручая Далай-ламе премию имени Рауля Валленберга (совещание Конгресса США по правам человека), конгрессмен Том Лантос справедливо отметил: «Мужественная борьба Его Святейшества Далай-ламы свидетельствует о том, что он является ведущим лидером в борьбе за права человека и мир во всем мире. Его неиссякаемое стремление положить конец страданию тибетского народа посредством мирных переговоров и политики примирения требует колоссального мужества и жертвенности».

Среди многочисленных премий и наград, присужденных Далай-ламе за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека: филиппинская премия Магсейсея (известная как «Нобелевская премия Азии»); гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США); премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия); «Премия памяти» (фонд Даниэля Миттерана, Франция); «Награда за лидерство в области миротворческой деятельности» (фонд «Ядерного века», США); украинский орден «Оливковая ветвь»; награда «За мир и объединение» (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия) и Первая премия Фонда Сарториуса (Германия).

Решение норвежского Нобелевского комитета присудить Премию мира Далай-ламе вызвало одобрение всего мирового сообщества (за исключением Китая). Комитет подчеркнул, что «Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия. Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа». 10 декабря 1989 года Далай-лама принял Нобелевскую премию от имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и трудится во имя мира во всём мире, а также от имени тибетского народа. «Эта премия, - заявил он, - подтверждает нашу убеждённость в том, что оружием правды, мужества и решимости Тибет добьётся освобождения. Наша борьба должна быть ненасильственной и свободной от ненависти».

Далай-лама также направил в 1989 году слова поддержки возглавляемому студентами демократическому движению в Китае: «В июне этого года народное демократическое движение в Китае было жестоко подавлено. Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов, ибо дух свободы вновь ворвался в сердца китайского народа, и Китай не сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие части мира. Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой великой нации».

Далай-лама XIV мыслит широко, как и полагается правоверному. Он поддерживает научные эксперименты в области геномики человека и компьютерологический подход к постижению сути сознания. Вот несколько его книг - «Моя земля и мой народ» (1962), «Буддизм Тибета» (1991), «Свобода в изгнании» (1992), «Доброта, чистота помыслов и проникновение в сущность» (1993), «Далай-лама. Политика доброты. Сборник» (1996), «Искусство быть счастливым» (1999, в соавторстве с доктором Говардом К. Катлером), «Этика для нового тысячелетия» (2001), «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» (2003), «Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Гарвардские лекции» (2003), «Сострадательная жизнь» (2004), «Открытое сердце» (2004), «Традиция махамудры гелуг и кагью» (2005). И кроме известного фильма «Семь лет в Тибете» (1997), о Далай-ламе XIV в том же году вышел на экраны фильм «Кундун» (=Dasein) режиссера Мартина Скорцезе, получивший четыре номинации на «Оскар».

Далай-лама часто говорит: «Я - всего лишь простой буддийский монах, не больше, не меньше». Он ведёт жизнь буддийского монаха. В Дхарамсале он просыпается в 4 утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жёсткий график официальных встреч, аудиенций, религиозных учений и церемоний. Каждый свой день он завершает молитвой. Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения, он часто приводит своё любимое четверостишие из труда прославленного буддийского святого Шантидевы:

Покуда длится пространство,
Покуда живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать мглу.

Иногда отмахиваются от Правой Веры – зачем ещё что-то выдумывать, когда есть Православие, Ислам, Буддизм. Но Правая Вера – это сердцевина Ислама, Православия, Буддизма и других откровений, дарованных всем нам свыше. Мы в России постигаем Правую Веру прежде всего из откровений Священных Писаний и из глубин русского духа, а также из постижений величайших мудрецов Запада и Востока, и подразумеваем под Правой Верой то, что немецкий мыслитель Карл Ясперс называл рационально-критической «философской верой», интегрирующей все истины религий, философий и наук. И не только в России, но также в США, Европе, Индии и в других странах живут учителя правоверного взгляда на сущее в его истории, прежде всего на смысл наступившего глобалистского «общества знания», и соответственно на суть сопряженности Бытия, Ничто и человека. И Его Святейшество Далай-лама XIV – живое воплощение высших правоверных помыслов современного человечества.


В избранное