Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Обсуждение итогов «пятидневной войны». 1

 

События вокруг Южной Осетии с 8 августа 2008 года, то есть со дня открытия летней Пекинской Олимпиады-2008, - классический политологический experimentum crucis (критический эксперимент), который служит «моментом истины» и верификацией различных политологических гипотез и построений. Свою точку зрения изложил в заметке «Логика российско-грузинской войны» от 11 августа 2008 года, и обозначенная в ней логика продолжает работать. Из тех, кто попытался глубже осмыслить происходящее, выделю наряду со Станиславом Белковским также Дмитрия Галковского ([info]pioneer_lj), – они во многом интуитивно почувствовали скрытые мотивы действий обеих сторон и сделали более-менее адекватные выводы. Правда, настаивание Белковского и его Института национальной стратегии на немедленном признании независимости Южной Осетии и Абхазии выглядит несколько наивным, потому что надо смотреть шире и озадачиться вопросом, почему в результате российской военной победы не был занят Тбилиси и не был сменен Михаил Саакашвили и почему ещё ранее не был присоединен Крым, что меняло бы весь хрупкий баланс сил на постсоветском пространстве в пользу России. Но для такого вопрошания необходимо классово-стратегическое мышление, а на таковое не у всех хватает силёнок и воображения.

Попробуем разгадать явно согласованный с США замысел грузинского руководства начать операцию в Южной Осетии. Моя версия – решили сдвинуть ситуацию вокруг Южной Осетии и Абхазии с мертвой точки и для этого спровоцировать руководство РФ на ввод российских войск в Грузию. А ввод российских войск означает превращение РФ из миротворца в одну из противоборствующих сторон и даже в агрессора и оккупанта, что в ходе дипломатических маневров чревато в перспективе столь желанной для Саакашвили интернационализацией конфликта. Ясно, что Россия не могла остаться безучастной к установлению контроля Тбилиси над Цхинвалом, поскольку это означало бы дестабилизацию обстановки на Северном Кавказе и полную потерю лица Путиным, и потому вынуждена была вмешаться. Подчеркиваю – первый ход сделал Саакашвили, а Путин делал вынужденные ходы. На военную победу грузинской армии никто не рассчитывал – ставка делалась на заманивание русского медведя в югоосетинскую ловушку, чтобы потом гонять и мучить его в ней. Вот почему грузинские коммандос даже не предприняли попытки взорвать Рокский туннель – при всей кажущейся сложности такой диверсии, она в принципе была вполне осуществимой (другое дело, что расчистка взорванного туннеля заняла бы несколько часов, так что стратегически вопрос с вводом российских войск в Южную Осетию этим подрывом не решался бы).

В этих расчетах американско-грузинского руководства есть главный фактор, который принимался во внимание в первую очередь. Ведь ввод российских войск в Южную Осетию и разгром грузинской армии подразумевал риск краха режима Саакашвили – от Цхинвала до Гори и Тбилиси чуть ли не час танкового броска. Этот риск – решающий, он играл главную роль в замысле проводимой военно-дипломатической комбинации. Надо было иметь абсолютную уверенность в том, что Путин не пойдет до логического конца и не свергнет Саакашвили и не установит в Грузии пророссийский режим и не приступит тем самым к реальной реинтеграции геополитического «пространства русских интересов» вокруг РФ путем воссоздания нового Союза государств по типу хотя бы Европейского Союза и открытия простора развития и экспансии для русского национального капитала. А такой вариант – страшный сон для Запада, реальное возрождение многотысячелетней Heartland, естественного геополитического и экономического конкурента Abendland.

Конечно, включение Грузии в орбиту возрождающейся Heartland («сердцевинной земли») не столь эффективно, как занятие Крыма, являющегося господствующей «высотой» на южном и вообще евразийском ТВД («театр военных действий»), однако рушились бы планы НАТО охвата и дестабилизации РФ с юга и устанавливался бы контроль над стратегическим нефтепроводом Баку – Тбилиси – Джейхан, связывающим Запад с прикаспийской и центральноазиатско-казахстанской нефтяными сокровищницами. И ситуация с Украиной тоже наверняка качнулась бы в пользу РФ. Но, видимо, Запад и прежде всего США были уверены в «друге Володе» и знали его главный приоритет – недопущение воссоединения нашей тысячелетней «зоны жизненных интересов».

Их уверенность полностью оправдалась – российским войскам был дан приказ остановиться и не входить в Тбилиси, зато их оставили в ряде грузинских районов, что не могло не создать хаоса и мародерства и массового беженства на занятых грузинских территориях и возбудить в грузинском населении ненависть к «русским оккупантам». Начались заведомо проигрышные для РФ переговоры с Западом, на наших глазах идёт вывод российских войск из Грузии и Южной Осетии. Это – политический крах РФ. Но этот факт не осознается подавляющим большинством путиноподданных. Более того, русопятствующие «аналитики», все эти «русские клубы» и т.п. заходятся от восторгов по поводу побед русского оружия и не в состоянии или умышленно не хотят в упор видеть того плачевного, что свершилось только что на наших глазах и что высветило с полной наглядностью суть правящего в РФ режима.

Итак, РФ вместо кардинального решения проблем с Грузией и заодно с Южной Осетией и Абхазией увязла в югоосетинско-абхазской ловушке, и теперь «русского медведя» будут все кому не лень годами гонять в этой клетке, а признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии ничего не решит, а приведет, наряду с дипломатическими минусами, к болезненному для Путина срыву зимней Сочинской Олимпиады-2014. По мнению прозападного «яблочника» уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, России пока не следует признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. "В какой мере это нам сейчас нужно? Что изменится? Не могу найти внятного ответа, кроме того, что будут сожжены мосты для дальнейших переговоров", - сказал В. Лукин "Интерфаксу". Омбудсмен заявил, что России следовало бы отложить вопрос о признании независимости этих республик. "Например, встает вопрос о вступлении или невступлении Грузии в НАТО. Это какой-то нажим на нас. У нас должны быть в запасе какие-то ходы на этот счет, - сказал В. Лукин, - В политике есть такой принцип: никогда не говорите никогда. Существуют многие проблемы, которые ждут нас впереди, и надо оставлять открытыми различные варианты". В то же время он отметил, что России необходимо принимать меры для защиты своих граждан в Южной Осетии и Абхазии и пресекать силовые акции против этих республик. Наверное, на предстоящих заседаниях Государственной Думы (Грызлов) и Совета Федерации (Миронов) РФ поговорят о признании Южной Осетии и Абхазии, примут духоподъемные резолюции и посеют надежды в душах простодушных, выпустят пар, но последует ли официальное признание или продолжится полуофициальная поддержка – кардинально ситуация не изменится.

США уже вполне удовлетворены. Всё свершилось по их сценарию. Россия в проигрыше и продемонстрировала предсказуемость и послушание. И новый посол США в РФ Джон Байерли 22 августа 2008 года уже хвалит действия Путина-Медведева - «Посол США оправдал действия РФ в Южной Осетии»:

«Новый посол США в России Джон Байерли заявил, что ответ вооруженных сил РФ на нападение на российских миротворцев в Южной Осетии был вполне обоснованным. Об этом в пятницу пишет газета "Коммерсант". "Но теперь эти силы перешли на грузинскую землю, и территориальная целостность Грузии оказалась под угрозой", - добавил посол. По словам Байерли, в настоящее время Россия должна строго соблюдать условия мирного соглашения и как можно скорее увести войска на те рубежи, на которых они располагались до начала военных действий.

Что касается вопроса о независимости Южной Осетии, то тут, по словам посла, в первую очередь надо исходить из того, что территориальная целостность Грузии признается международным правом. По косовскому сценарию, как утверждает Байерли, события развиваться не могут. "Косово - это совершенно особый случай, который не может служить прецедентом", - заявил дипломат. По его мнению, этнические чистки в Косово и возможные факты геноцида в Южной Осетии - несопоставимые явления.

Наконец, Байерли объявил, что США "очень настойчиво убеждали грузинскую сторону не идти на этот шаг". Напомним, 8 августа вооруженные силы Грузии начали на территории непризнанной республики Южная Осетия "операцию по восстановлению конституционного порядка", на которую Россия ответила "операцией по принуждению к миру".

Джон Байерли прибыл в Россию в качестве посла в июле 2008 года. Беседа с журналистом "Коммерсанта" - первое интервью, данное новым послом российским СМИ».

Конечно, президент США Джордж Буш-младший и проамериканский президент Франции Николя Саркози подгоняют «друга Володю» и «друга Дмитрия» и каждый день названивают им, и идёт переговорная возня, и военная победа оборачивается политическим унижением. Но для русопятов и путиноидов хоть плюй в глаза – скажут, божья роса, ибо слова говорят Путин-Медведев грозные и вообще наконец-то РФ повезло и она встает с колен и показала всему миру кузькину мать и вообще ура.

Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили на вопрос украинского информационного агентства УНИАН «Вам не кажется, что после того, что случилась в Южной Осетии, Грузия навсегда потеряла эти регионы?», ответил - «Я в этом очень сильно сомневаюсь. Возникает естественный вопрос: в пользу кого мы их потеряли? России? Оккупантов? Мы никогда не смиримся с оккупацией! Об этом не может быть и речи». По словам Якобашвили, в дальнейших планах Грузии значится проведение на территории Абхазии и Южной Осетии «свободных выборов». «Мы будем разговаривать через международные организации с русскими, чтобы они убрали свои войска. Когда они уйдут со своими криминальными ставленниками, тогда в Абхазии и Южной Осетии под эгидой ОБСЕ будут проводиться демократические выборы. Абхазы и осетины изберут своих лидеров, и с ними мы будем вести переговоры, - рассказал Якобашвили. – Подчеркиваю, Россия должна вывести все свои войска, в том числе из Южной Осетии и Абхазии. После возвращения всех беженцев можно проводить выборы». Касаясь же темы вступления в НАТО, грузинский министр выразил надежду, что Грузию «без проблем» примут в Северо-Атлантический альянс. «Почему Вы думаете, что нас не примут? Напомню, была такая же история с Прибалтийскими странами, когда, они, не решив территориальные проблемы с Россией, вступили в НАТО. Эти страны продемонстрировали, что сделали всё, чтобы решить проблему с Россией, но русские просто не хотели подписывать договора. Их приняли в НАТО без проблем!», - заявил Якобашвили.

Посмотрим, как оценивает ситуацию вокруг Грузии такой умный эксперт, как Сергей Ервандович Кургинян. В последнем выпуске газеты Александра Проханова «Завтра» на месте фирменной прохановской экзальтированной передовицы опубликован несколько затянутый текст - Сергей Кургинян. «Слагаемые победы» (Завтра, Москва, 20 августа 2008 года, № 34 /770/ стр. 1):

«Итогом любой войны является подписание мира. Иногда в виде безоговорочной капитуляции стороны, проигравшей войну. Но чаще в виде мирного договора, учитывающего интересы как воюющих сторон, так и размытого, но влиятельного субъекта под названием "мировое сообщество". При оценке подобных договоров всегда легче всего встать в позу "благородного ястреба" и закричать о "наших непропорциональных уступках". Но это было бы безнравственно. Общество нуждается в корректном и объективном анализе достигнутых компромиссов, а не в судорожном перечислении уступок под театрализованную барабанную дробь.

Однако объективность и корректность не означают сервильности. Мирные переговоры не завершены. От ничтожных на первый взгляд деталей зависит - в буквальном и абсолютно беспафосном смысле слова - судьба страны.

Во время острой фазы конфликта мы услышали так много интересного о могущественных международных силах, стоящих за спиной Михаила Саакашвили! Мы услышали об этом по каналам государственного телевидения. Сразу по всем каналам! Мы услышали об этом от официальных (причем высочайших) представителей законно избранной власти. Сказано было больше, чем за предыдущую четверть столетия. Причем в тоне, в котором об этом никогда не говорила не только постсоветская, но и позднесоветская власть. Это значит, что положение крайне тяжелое. И - исторически прецедентное. Нас очень редко побеждали, но слишком часто переигрывали. Нас переигрывали в Балканских войнах, которые вела Российская империя. В "холодной войне" нас тоже именно переиграли. В Рейкьявике нас переиграли, на Мальте… Можно победить в войне и проиграть мир. Именно проиграть.

Теперь уже и официальное телевидение, комментируя события в Южной Осетии, говорит о том, что России - в евразийской схеме, копирующей балканскую, — отведена роль Сербии. Сколько раз мы в предыдущие годы об этом предупреждали! Что ж, лучше поздно, чем никогда…

Но мало запоздало зафиксировать аналогию. Надо, чтобы российские (неизбежные при любом компромиссе) договорные уступки не оказались ловушкой, подобной той, в которую когда-то попала сербская сторона. А потому вчитаемся в текст под названием "Шесть принципов мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта". Это предварительный, но суперважный документ. Вчитываться в него надо корректно и уважительно. Хотелось бы дополнить это вчитывание разного рода деталями… например, наблюдением за интонацией и поведенческим стилем президента Франции Николя Саркози. Но для начала очень внимательно прочитаем сам документ.

У нас в России не слишком любят оживленных международных посредников, занимающихся "челночной дипломатией". Негоже потакать такой нелюбви. Хочу подчеркнуть, что в принципе участие посредника в достижении договоренностей, выводящих крупный конфликт из первой "горячей фазы", допустимо. И к активности как таковой президента Николя Саркози следует отнестись с глубочайшей доброжелательностью. Другое дело - качество этой активности.

Его мы можем оценить, лишь проанализировав вышеназванный документ - порождение этой самой активности. Притом, что никакая оценка не отменит нашей - не Саркози, а нашей и только нашей - ответственности за каждую букву данного документа.

Итак, принципы мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. Их шесть. И хотя они на слуху, я все равно обязан их перечислить.

Первый принцип - отказ от применения силы.
Второй принцип - немедленное прекращение всех военных действий.
Третий принцип - свободный доступ гуманитарной помощи.
Четвертый принцип - вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.
Пятый принцип - вооруженные силы России возвращаются на линию, предшествовавшую началу боевых действий.

Шестой принцип… стоп! Поскольку вокруг шестого принципа развернулась полемика, то его надо анализировать отдельно. Но вначале всмотримся в первые пять пунктов. Они кажутся разумными и очевидными. Но нет ничего коварнее подобной кажущейся очевидности.

В названии документа (очень правильным, кстати, образом) зафиксированы стороны конфликта - Грузия и Южная Осетия. Но тогда они и только они, вступив в конфликт, должны договариваться о способе выхода из него. И принципы выхода должны отвечать их субъектности. Соответственно, в соглашение категорически не может быть введен пятый принцип, который осуществить может только Медведев, а не Кокойты. Пятый принцип должен был быть сформулирован так: "Южная Осетия обращается к России с просьбой о возвращении Вооруженных Сил России на линию, предшествующую началу боевых действий".

Вот тогда соглашение по своему содержанию стало бы соглашением между Саакашвили и Кокойты. А Россия не попала бы в ловушку, которая буквально является "ловушкой правосубъектности": "Вы упомянули в соглашении пункт, отвечающий вашей и только вашей правосубъектности (обязательство России вернуть войска на линию, предшествующую началу боевых действий)? Вы по факту такого соглашения стали стороной соглашения, а значит, и стороной конфликта".

Медведев, естественно, выполнил бы просьбу Кокойты. Но ловушки бы не было! Россия не дала бы мировым игрокам никаких (и именно никаких!) оснований для превращения себя в сторону конфликта. В любом же другом случае эти основания возникают. Можно спорить о том, в большей или меньшей степени. Но ведь возникают! Не так ли?

Они ловушку правосубъектности подготовили. Мы в нее попали. На Западе взвыли от восторга, когда это произошло. Просто взвыли!

Установив факт ловушки, содержащейся в бездискуссионных "невинных" пунктах ("отказ от применения силы" - кем? "немедленное приостановление боевых действий" - чьих?), и особенно в пятом, обратимся к шестому пункту, ставшему предметом дискуссии. Той самой дискуссии, которая закончилась (по просьбе Николя Саркози) согласием российской стороны на редакцию, предложенную Михаилом Саакашвили.

Шестой пункт в нашей первоначальной редакции звучал так: "Начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности".

Всего-то! Предлагалось лишь начать обсуждение будущего статуса Южной Осетии и Абхазии. Поскольку начав, можно кончить чем угодно или ничем, то это очень скромная сатисфакция!

"Ах, сатисфакция! - закричат. - Имперская логика! Вы не народы спасаете, а что-то заполучаете!"

Конечно, когда США вошли в Ирак, они несли порабощенным народам свободу и демократию. Ну, прямо крупными буквами это написано было у них на лбу! Мы анализируем смысл игры или хотим подменить сухую игровую логику эмоциями и причитаниями? Ну, хотели спасти осетинский народ (и, между прочим, наших граждан) от геноцида. Действительно хотели, и что? И абхазов хотели спасти. Хотели - и спасли. Но только по ту сторону ломберного стола в это никто никогда не поверит. А, поверив, станет неслыханно презирать. Нельзя выигрывать (и даже не проигрывать), отбрасывая игровую логику. А также политическое рацио, не имеющее ничего общего с имперской наступательностью и обязательное для всех, кто хочет выжить.

Итак, мы возжелали лишь утешительного приза ("начать обсуждение") и… получили отлуп. Казалось бы, разгромленный агрессор должен выплатить какую-то политическую контрибуцию. Но оказывается, что хотя он и агрессор, и очевидным образом разгромлен, диктовать условия будет он. Что мы впутались во что-то, и сами выпутаться не можем, а "дорогой Николя" дает нам последний шанс.

Мы впутались или нас впутали? Вопрос риторический. Нас очевидным образом впутали. Впутал, как все говорят, Буш ("злой следователь"). А выпутывает Саркози ("добрый следователь").

Это-то и называется "Большая игра"! А также "балканский сценарий", "победа без войны" и так далее. Партнера по игре загоняют в ситуацию, при которой любой ход ухудшает его позиции: "Не дашь отпор кровавому хулигану - от тебя отпадет Северный Кавказ. Разгромишь хулигана - к тебе приедет Саркози. И ты будешь платить хулигану политическую контрибуцию, а не наоборот".

Игрок сначала должен добиться от противника именно очень маленькой и почти незаметной ошибки. Он ее называет "зацепка". Добившись такой ошибки, он потихоньку начинает ее развивать. Тот, против кого играют, должен опомниться только тогда, когда уже будет поздно. "Коготок увяз - всей птичке пропасть". Шесть пунктов и их коварное содержание, которое мы обсуждаем, - это типичная игровая "зацепка".

Пройдет пара месяцев. О том, как рухнула хваленая армия Саакашвили, забудут. И о геноциде осетин забудут. А вот об этой "зацепке" не забудут никогда. К ней будут явным и неявным образом апеллировать. Её будут усугублять. Это-то и называется "разыграть". Не разыграют? Хочется верить.

Хочется-то - хочется… Но я сначала слышу, как представитель РФ в ООН В.Чуркин (блестящий и очень патриотичный дипломат) говорит: "А какой приличный человек станет сейчас разговаривать с Саакашвили?" А потом "друг Николя" объявляет, что господину Саакашвили нечто желательно - и мы это "нечто" соглашаемся принять. То ли потому, что оно желательно Саакашвили, то ли потому, что оно желательно "другу Николя". Как сочетается чуркинский максимализм с подобным минимализмом? И зачем максимализм, если итогом станет минимализм?

Пока Россия шарахается от максимализма к минимализму (притом, что потеря лица - это отнюдь не мелочь), Запад ведет "Большую игру", причем привычными для нее мошенническими способами. "Злой следователь", "добрый следователь" - избитый, но почему-то безотказный прием.

Злой Буш хмурится. Мы нервничаем. Приезжает добрый Николя Саркози и говорит: "Ах, мне так трудно было приехать в Москву! Я стольким рискую ради вас! Я могу об вас замараться, но я еду, нечто предлагаю. Как? Вы не соглашаетесь? Не может быть! Вам нужен - ха-ха-ха - какой-то тайм-аут? Какой тайм-аут, опомнитесь? Взбесившиеся американцы могут с цепи сорваться. О, этот Чейни! Ужас! А Маккейн? Ужас-ужас! Надо скорее что-то подписать. Тогда мы с вами их обыграем!"

В глазах Саркози - непогашенные искорки специфического игрового азарта… Я предлагаю вашему рассмотрению шестой пункт анализируемого мною соглашения в окончательной редакции. После согласования с Саакашвили. То есть по завершению игры "доброго Николя".

Шестой пункт теперь звучит так: "Предоставление Абхазии и Южной Осетии международных гарантий безопасности и стабильности". Ничего себе! Начальная редакция, как говорится, "за здравие", окончательная - "за упокой". Останемся ли мы в итоге в Южной Осетии и Абхазии в качестве миротворцев - "бабушка надвое сказала". "Международные гарантии безопасности и стабильности" - это типичная интернационализация конфликта. Тот самый "балканский сценарий", будь он неладен. Ну, не американцы окажутся "интернационализаторами", а Евросоюз… В точности так, как это прорабатывается для Косово… "Миссия ЕС вместо миссии ООН"…

Мы потом свернем с этого пагубного пути? А зачем мы на него встали? Притом, что с каждым днем сворачивать с него будет все труднее! Мы встали на него под давлением обстоятельств? Каких обстоятельств? Непобедимая грузинская армия стояла у врат Кремля? Ах, речь идет о внешних обстоятельствах! Так они всегда будут на нас давить. Чем больше будет наша уступчивость, тем сильнее будет давление.

Как и все граждане России, я хочу верить во все хорошее. Я хочу верить, что "мировое сообщество" придет в ужас от злодеяний Саакашвили. Что оно, придя в ужас, признает Южную Осетию независимым от Грузии государством. Что Южная Осетия, став независимой, воссоединится с Северной и войдет в состав Российской Федерации. Это было бы огромной победой для нашей страны, которой очень нужны победы. И я хочу верить в эту победу. А еще я хочу верить, что доживу до семисот лет.

Шесть пунктов - это только начало. Мы их приняли под давлением? Давление будет усилено. Его усилят американцы… К вопросу об улыбочках, которыми обмениваются Райс и Саркози. Главы МИД стран ЕС ободрили шесть принципов. Франция готовит на их основе проект резолюции Совета Безопасности ООН. Да и сам Совет Безопасности… У, сколько коршунов слетается… прошу прощения, авторитетных членов благородного "мирового сообщества".

В начале 90-х годов все верили, что это благородные члены "мирового сообщества". Потом уже никто из вменяемых людей в это не верил. Но телевидение продолжало об этом уныло талдычить. Теперь уже и телевидение говорит что-то совсем другое, и власть. Они говорят, да не договаривают. Ну, так я договорю. Мировое сообщество - это неправовая банда, замаранная бомбардировками Югославии и много еще чем. Механизм признания Южной Осетии, как и кого бы то ни было еще (так сказать, "признавалка"), находится в руках у этой неправовой банды. Она признает тех, кого хотят признать ее паханы. А кого они не хотят признать, тех не признает. И на любые аргументы плюет с высокой горы.

Соответственно, есть два сценария нашего поведения, совместимых с жизнью. Подчеркиваю, совместимых, и не более того.

Первый сценарий - жесткий. Мы в одностороннем порядке берем под свою опеку народы и заселенные ими территории, вводя их в состав своего государства. А как иначе мы их защитим? Тогда нас называют разными нехорошими словами. А возможно, и подвергают каким-то санкциям. Например - о, ужас! - проблематизируют наше место в так называемой "восьмерке". Или - о, ужас, ужас! - наше место в Европе.

Это предлагаемый мною сценарий? Помилуйте! Я о своем подходе (восстановление СССР и прочее) говорил уже не сотни, а тысячи раз. Подход, который я только что описал, предлагается не мной, но многими. Применив этот ("жесткий") подход, мы должны сказать, что нам… как бы это пополиткорректнее выразиться?.. вот оно! что нам дела нет до этого самого "мирового сообщества", являющегося специфическим альянсом "воров в законе" и опущенных этими ворами "малых сих". И что мы готовы испить горькую чашу последствий своего поведения, порожденного таким качеством "мирового сообщества". Горькую - или смертельную? Не резкость нашего поведения породит превращение горького в смертельное. Хотя, конечно же, мы не должны вести себя по принципу "гуляй, Вася!". Горькое в смертельное может превратить только наша слабость. Это называется "не искушай других собственной слабостью"!

Второй сценарий - "мягкий". Но тоже совместимый с жизнью страны. Мы не признаем Южную Осетию и Абхазию, опасаясь избыточных издержек, связанных с подобным признанием. Но мы рассматриваем эти непризнанные государства как высоко приоритетную зону своих интересов на Кавказе. Своих - и только своих. Мы не пускаем туда ни США ("злого следователя"), ни ЕС ("доброго следователя"), ни ислам, ни Китай. Мы твердой ногой становимся на оставшуюся пророссийской кавказскую землю. И мы делаем все для того, чтобы эта земля становилась все более и более пророссийской. Если надо, то мы - не помыкая властями этих непризнанных государств, а бесконечно уважая их - создаем совместно с ними один социальный и политический климат, если надо - другой. Мы всегда действуем в интересах народов этих государств, мы вкладываемся в обеспечение этих интересов не только в критических ситуациях. Мы это делаем постоянно. Если надо, мы так восстановим Цхинвал, что Тбилиси будет завидовать. Только так!

С "мировым сообществом" мы при этом сюсюкаем, поелику возможно. И пытаемся войти в его действительный воровской синклит, то бишь, в НАТО. Подчеркиваю, что это тоже приемлемая государственная стратегия. Подчеркиваю также - что не моя. Я говорю не о своём любимом, а о совместимом с жизнью страны… Не такой, какой я её во сне вижу, а такой, какова она есть. Не будет ее, нам та, другая, и во сне перестанет сниться.

"Жесткий" сценарий… "Мягкий"… Оба они несовместимы с шестым пунктом соглашения в редакции Саакашвили. А поскольку других сценариев жизни нет, то "подарок от Саркози" совместим только с нашей смертью. И чем скорее мы это в полной мере признаем - тем лучше. Подобное признание - не дань имперским амбициям. Оно проистекает из очевиднейшего и простейшего рацио.

Государственники! Кем бы вы ни были по своей идеологии, как бы ни любили Запад, как бы ни хотели "антисовковых" постсоветских благоустройств - очнитесь!

Президент Франции Николя Саркози привез в Москву антигосударственный яд, а не примирительный документ. Поправки Саакашвили превратили привезенное в яд кураре.

Это не подкоп под линию Кремля, это сигнал тревоги. Имея антагонистом Кремля мерзавца Саакашвили и опекающую его безжалостную "братву", нельзя не поддержать Кремль… Это называется поддержка по принципу "от противного"… Ну так вот... Впервые за много лет Кремль можно поддерживать не только по этому принципу. Впервые можно по-настоящему гордиться тем, как повела себя Россия и власть на первой острой фазе конфликта.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: А здесь начинается апологетизация Путина и его отнюдь не «государственнического» (а шкурно-компрадорского) режима вместо его десакрализации/

СМИ в целом, телевидение, в первую очередь, сработали надежно и качественно. Не было ни одной пакости из тех, что сопровождали первую чеченскую кампанию. Не было "кукиша в кармане". И "отработки" директив начальства тоже не было. Налицо была консолидированная внутренняя прогосударственная позиция всего так называемого "среднего" (и решающего) звена. А это беспрецедентно.

Армия вела себя героически. Но героически она вела себя и в других острейших кризисных ситуациях. Тут же она проявила еще и что-то давно забытое. То, чего от нее перестали ждать. Быстроту реакции. Совсем иную боеготовность - и системную эффективность.

МЧС и другие структуры, призванные быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях, угрожающих нашей безопасности, оказались адекватны и состоятельны.

Политики не колебались, не шарахались из стороны в сторону. Дмитрий Медведев, имевший богатый административный опыт и нулевой политический, проявил себя как жесткий и эффективный политик. Владимир Путин, за восемь лет приобретя вкус к развернутым политическим формулировкам, давал их сочно, по делу и от души.

МИД вел себя умно, гибко и наступательно. Региональные политики были на высоте. Народы Северного Кавказа проявили поразительную солидарность. Достоинство оказавшегося жертвой геноцида осетинского народа поражает и восхищает, равно как и его мужество. Сострадательность, проявленная гражданами России… Надежность и "аккуратность" абхазов… Отсутствие каких-либо эксцессов на межнациональной почве… Всё это вызывало гордость за страну, уважение к политикам, управленцам, воинам, а значит, и всей выстроенной Системе.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Чудовищный выверт – только что наглядно показал Кургинян, как по вине Путина-Медведева попали в ловушку, было заупокой, и вдруг – заздравная песнь Системе!/

Системе… наконец-то, мы подошли к самому главному.

В чем обязанность аналитика? Зарегистрировать явление. Описать его. Раскрыть его сущность. И, исходя из этого раскрытия, дать прогноз.

Регистрируем: пожары, залпы, беженцы, трупы. Всматриваемся в детали: сводки, международные СМИ, игровые ходы и так далее…

Проводим первоначальные параллели… Уж очень это всё напоминает сводки двадцатилетней давности (сумгаитские, ферганские и другие). И что? Считать, что проведенная параллель раскрывает сущность явления? Это совершенно недопустимо! Страна, власть, мир — все страшно изменилось. Стоп! Как изменилось? В какую сторону?

Легче всего воскликнуть: "Все полетело в тартарары!" И порассуждать по этому поводу. Но именно потому, что это легче всего, увлекаться подобным не должно. Особенно, когда случилась реальная большая беда. Но что тогда сказать? Что все возрождается, воскресает, аки Феникс из пепла?..

Что именно надо сказать, я понял, наткнувшись на это самое слово "система".

Да, сложилась новая Система. Она, во-первых, сложилась. Она, во-вторых, новая. И она, в-третьих, Система. Как и любая Система, она рассчитана на определенные нагрузки. Как и любая Система, она что-то может, а чего-то нет. Архитектор Системы - Путин. Он ее не сооружал по какому-то генеральному плану. Он делал конкретные дела, наводил элементарный порядок. А она складывалась. Сложилась. Блестяще отреагировала на первой острой фазе конфликта. И - стала пробуксовывать на второй. С глубоким благожелательным интересом и без тени злорадства всмотримся в то, что уже на первой фазе предвещало подобную пробуксовку.

Могло ли быть сказано следующее: "В ночь на восьмое августа 2008 года без объявления войны на нас напали… враг будет разбит, победа будет за нами"? Этого не могло быть сказано. Могли ли мы - ставлю вопрос ребром - объявить войну Грузии? Не могли. А почему не могли? У нас не было оснований? Саакашвили осуществил акт агрессии. Он целенаправленно уничтожал наших солдат. Он также осуществил реальный геноцид. В том числе, и по отношению к нашим гражданам. Но если бы он только истребил наших солдат, наших воинов, то этого бы не было достаточно для объявления войны? По всем мировым нормам этого совершенно достаточно. В телевизионном кадре значилось: "Война в Осетии". Война? Миротворческая операция? Принуждение к миру? Если бы это была война, то мы бы, разгромив Саакашвили, добились очень быстрой безоговорочной капитуляции. И на безусловных основаниях определяли бы устройство жизни на территории, где не по нашей вине началась война. На территории разгромленного нами государства-агрессора.

Саддам Хусейн не напал на США. Он не осуществил кровавого погрома американских граждан. Но - американцы создают новый "Большой Ближний Восток", как они его называют. А мы не можем, разгромив реального агрессора, создать новую структуру безопасности в регионе? А почему, собственно? Потому, что ничего подобного созданная Система осуществить не может. И побуждать ее к этому - значит заниматься провокацией. Так я и не побуждаю, я анализирую ее рамки. Это мой аналитический долг. Система - эффективна. Но она создана для вхождения в Запад, а не для противостояния с ним. И даже не для какого-нибудь "особого пути". Система такова, какова она есть».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Надо было бы Кургиняну добавить про два главных приоритета путинской Системы – недопущение модернизации России внутри и недопущение реинтеграции ареала жизненных русских интересов (в многотысячелетних границах Heartland) вовне. Тогда будет понятна логика поведения этой Системы (нынешней РФ) в «критическом эксперименте» российско-грузинской войны и политической сдачи ею плодов российской военной победы.

/Окончание следует/

В избранное