Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Экономики


Новости Экономики

Выпуск N86


 12.12.2008

Заемщики теряют платежеспособность

В ноябре просроченная задолженность по кредитам физлиц, выданным крупными банками, росла почти в два раза быстрее, чем до кризиса. У ряда банков — например, Газпромбанка и "Уралсиба" — рост просрочки превысил 25%. Заемщики вынуждены нарушать финансовую дисциплину из-за задержек по выплате зарплат и увольнений, утверждают банкиры, готовясь к дальнейшему ухудшению качества кредитного портфеля.


В ноябре объем просроченной задолженности по кредитам, выданным крупными российскими банками, увеличился на 5,7%. В расчетах "Ъ" использовались данные оборотной ведомости по счетам бухучета (форма 101) за ноябрь 2008 года 29 банков, входящих в топ-50 по сумме чистых активов. Ноябрьские данные Газпромбанка, Россельхозбанка, МДМ-банка и Транскредитбанка были получены от участников рынка. Сбербанк предоставил только данные по темпу роста просрочки в ноябре.

Наибольшими темпами нарушали финансовую дисциплину розничные клиенты Газпромбанка и банка "Уралсиб": по расчетам "Ъ", их просрочка за ноябрь увеличилась на 29,4% и 26,2% соответственно. Как пояснила начальник департамента по работе с физлицами Газпромбанка Анна Горячева, в данных показателях учитываются кредиты, выданные индивидуальным предпринимателям, а рост просрочки физлиц составил в ноябре 23,8%. "В большой степени он обусловлен задержками зарплат у наших клиентов, о чем они нас письменно извещают",— говорит госпожа Горячева. При этом в ГПБ подчеркивают, что доля просрочки в кредитном портфеле банка остается низкой (см. таблицу). В "Уралсибе" указали на аналогичные причины. Как рассказал директор по связям с инвесторами "Уралсиба" Альберт Аветиков, в ноябре из-за сложностей с выплатой зарплат на крупных промышленных предприятиях в отдельных регионах, где расположены филиалы "Уралсиба", клиенты задерживали выплаты по кредитам.

В "Абсолют банке" и БИН-банке просрочка физлиц увеличилась на 20,8% и 16,8% соответственно. Даже в Сбербанке, как сообщили в его пресс-службе, объем просрочки физлиц вырос на 11%. "Это общий тренд по всей российской банковской системе в части ее розничного кредитования",— говорит зампред "Абсолют банка" Олег Скворцов. В БИН-банке сообщили, что стали более активно вести дела по взысканию просрочки.

Несмотря на то что доля просроченной задолженности физлиц в общем кредитном портфеле банков остается сравнительно невысокой (см. таблицу), темпы ее увеличения в несколько раз превышают докризисные показатели. С июля по август 2008 года, по данным Банка России, объем просрочки по розничным кредитам в целом по банковской системе увеличивался на 3,5%. В сентябре он ускорился до 6,4%, в октябре — на 1,9%. Ноябрьские показатели по всей банковской системе еще не доступны. Однако в октябре рост плохих долгов физлиц еще компенсировался ростом кредитного портфеля. Доля просрочки в кредитном портфеле банков практически не изменилась (см. "Ъ" от 14 ноября). В то же время просрочка по розничным кредитам 32 крупнейших банков в октябре выросла на 5,9% (см. "Ъ" от 14 ноября). Как поясняет аналитик Банка Москвы Дмитрий Хамракулов, сравнительно низкие показатели по всей системе обусловлены учетом данных Сбербанка, имеющего самую высокую долю на рынке розницы. "Сейчас мы почувствовали первую волну увольнений заемщиков, которая прошла именно в октябре",— говорит Олег Скворцов и прогнозирует более высокие показатели роста просрочки по всей системе уже в ноябре.

В ноябре же доля просрочки в кредитном портфеле банков и ее объемы начали расти. Например, за месяц доля просроченных розничных кредитов банка "Ренессанс Капитал" увеличилась с 11,5% до 12,7%, БИН-банка — с 7,7% до 9,2%, Банка Москвы — с 3,96% до 4,37%. У лидеров потребкредитования банка "Русский стандарт" и ХКФ-банка самые высокие показатели по доле просроченных кредитов в портфеле, которые также выросли в ноябре: с 17,23% до 18,44% и с 17,17% до 18,12% соответственно. Однако темпы ее прироста ниже, чем у универсальных банков — всего 2,8% и 4,1%. Банкиры поясняют, что столкнувшимся с финансовыми проблемами заемщикам все-таки проще обслуживать кредит с более низким ежемесячным платежом, чем, например, ипотечный. А в "Русском стандарте" добавили, что уровень просрочки по РСБУ "не отражает реальной картины с рисками, так как большая часть кредитного портфеля банка секьюритизирована, и по МСФО просрочка составляет сейчас 2,8%".

Так или иначе, банкиры готовятся к дальнейшему ухудшению качества кредитного портфеля. "Сейчас банки мобилизуют работу по поиску оптимальных способов дефолта заемщика или реструктуризации задолженности. Задерживают оплату кредитов даже те клиенты, кого еще не сократили, они копят на худшие времена",— жалуется руководитель розничного блока Сведбанка Алексей Аксенов. Однако окончательно портить отношения с клиентами банкиры не торопятся. Так, "Абсолют банк" сейчас консультируется с сотрудниками ЦБ по различным способам реструктуризации задолженности. 

КоммерсантЪ


Соискатель и работодатель отдаляются друг от друга

Более трети лишившихся работы россиян уже нашли себе новое место всего за неделю, выяснила группа "Ромир" в ходе опроса, проведенного в конце ноября 2008 года. Каждому десятому уволенному понадобилось на поиск новой работы более месяца. Остальным 32%, которые находятся в поисках, будет труднее — средние сроки поиска работы уже увеличились, констатируют в кадровых агентствах.


Исследовательский холдинг "Ромир" в конце ноября 2008 года провел опрос среди 1,5 тыс. россиян с целью выяснить, как изменилась сфера занятости осенью 2008 года. Исследование показало, что за последние три месяца 6% участников опроса были сокращены или уволены из своих компаний. Еще 7% покинули свое место работы по собственному желанию, и, как полагают в "Ромире", именно эта часть работников образовывала текучку кадров, которая "и до кризиса была нормальным явлением". Всем уволенным был задан вопрос о том, как быстро они сумели найти новую работу после увольнения. Более трети (37%) лишившихся работы нашли себе новое место за одну неделю. Еще 15% потратили на поиск новой работы от двух до четырех недель. Каждому десятому понадобилось на поиск новой работы более месяца (10%). Еще 32% оставшихся без работы сейчас находятся в поиске. Отметим, что, по данным кратких итогов обследования населения по проблемам занятости (последнее было в мае 2008 года), среднее время поиска работы безработными уменьшилось по сравнению с годом ранее и составляет восемь месяцев, однако в эти данные включаются и сроки поиска работы в группе "застойной безработицы": в ней срок может составлять и годы, что существенно ухудшает статистику.

В "Ромире" не сомневаются, что сроки поиска работы "будут, безусловно, увеличиваться". По мнению ведущего консультанта "Ромира", президента гильдии маркетологов Игоря Березина, в "спокойной ситуации большая часть работников, которые уволились, нашли бы работу быстро, однако сейчас очевидно, что этот процесс замедлился". "Массовых увольнений пока нет, но массовое закрытие вакансий — это реальность. Работу стало найти труднее. И если ситуация будет ухудшаться, сроки поиска работы будут удлиняться",— прогнозирует Игорь Березин.

Кадровые агентства уже приводят данные, которые подтверждают худшие опасения уволенных. Яков Топорков из кадрового интернет-портала SuperJob.Ru предполагает, что время поиска работы будет расти пропорционально количеству резюме и вакансий. "Если в начале сентября, к примеру, было 6,2 резюме менеджера по маркетингу на одну вакансию, то на 10 декабря число резюме выросло до 10,2. Можно предположить, что время поиска работы выросло за это время вдвое",— полагает Яков Топорков. В то же время он отмечает, что специалистов технических специальностей по-прежнему продолжает не хватать и сроки поиска работы вряд ли у них увеличатся.

В кадровом агентстве AVANTA Personnel отмечают, что "даже в докризисный период время поиска работы у респондентов со средним и высоким уровнем заработной платы составляло две-три недели". Специалисты HR предупреждают, что "к любой лукавой статистике подходить нужно особенно осторожно". "При варианте, когда уволенный человек готов идти на любую работу, лишь бы не остаться без средств к существованию, даже не по профилю, на зарплату ниже, время поиска работы может ограничиться одной-двумя неделями. При варианте, когда уволенный человек готов устраиваться только на аналогичную должность и зарплату, поиск в условиях кризиса может затянуться на три-пять недель, что мы сейчас и наблюдаем. Таким образом, время поиска работы увеличилось в среднем в три-пять раз",— говорит Надежда Ляховская из AVANTA Personnel. В кадровом агентстве отмечают, что общая практика такова: чем выше квалификация и зарплата человека, тем более тщательно он выбирает работу, и соответственно время поиска работы увеличивается. В компании HeadHunter (hh.ru) говорят, что срок закрытия вакансий в ноябре снизился на 11% по сравнению с ноябрем 2007 года, и в то же время среднее количество откликов на одну вакансию с августа по ноябрь увеличилось с 14 до 40. "Кризис влечет не только рост безработицы, но и увеличение времени поиска работы с одного до двух-трех месяцев",— отмечает Юрий Вировец из HeadHunter.

В правительстве не ожидают всплеска безработицы, однако на следующий год на государственном уровне уже приняты меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Вчера же профсоюзы заявили, что в 2009 году в России будут уволены 200-250 тыс. человек. То, что увеличение сроков поиска работы превращается в тенденцию, которая проявится в следующем году, уже нет сомнений. В этой связи резервирование до 150 млрд руб. правительством в бюджете-2009 (см. "Ъ" от 11 декабря), в том числе на переподготовку кадров и растущие пособия по безработице, не выглядит излишней предосторожностью. 

КоммерсантЪ




Наверх

В избранное