Кишечные бактерии, влияющие на прогресс рассеянного склероза, найдены учеными

2017-09-12 14:21 zimin

Исследователи Калифорнийского университета в Сан-Франциско определили конкретные микробы микробы, связанные с рассеянным склерозом у больных людей и показали, что эти микробы участвуют в регуляции иммунных реакций.

Новые данные, полученные командой во главе с Серхио Баранзини  предполагают, что кишечные микробы могут играть определенную роль в нейродегенерации, характеризующей рассеянный склероз. Авторы надеются , что это поможет ученым понять происхождение заболевания и потенциально привести к новым методам лечения, таким как диетические изменения или препараты на основе микробных побочных продуктов.

РС является аутоиммунным нейродегенеративным расстройством,  затрагивающим около 2,5 миллионов человек во всем мире. Исследователи узнали много о болезни в течение последних десятилетий, но не знают, почему иммунная система атакует изоляцию нервной системы, известную как миелин. Баранзини говорит, что «геном имеет важное значение, но экологические факторы также должны играть важную роль в развитии болезни».

Все большее число исследований демонстрирует, как кишечные микробы могут  влиять на функцию иммунной системы человека. Ученые говорят, что так как «кишечник наиболее тесно связан с внешним миром и иммунной системой», кишечный микробиом может играть определенную роль в возникновении или прогрессировании рассеянного склероза.

В новом исследовании, американские эксперты проанализировали состав кишечного микробиома у 71 пациента с рассеянным склерозом, а также у 71 здорового участника, и определили конкретные виды бактерий часто встречается у людей с рассеянным склерозом.  Затем они решили исследовать, как эти различия в кишечных бактериях могут влиять на атаку иммунной системы на миелин при РС.

Соавтор исследования Egle Cekanaviciute говорит, что они разработали целый ряд новых подходов для тестирования функциональной роли бактериальных видов, чтобы определить, как они изменяются у пациентов с рассеянным склерозом. Во-первых,  исследователи узнали, могут ли компоненты этих бактерий  изменить поведение иммунных клеток человека. Они подвергали иммунные клетки воздействию экстрактов каждого вида бактерий и обнаружили , что два вида, которые были более распространены у людей с рассеянным склерозом  — Akkermansia muciniphila и Acinetobacter calcoaceticus , заставляют клетки  становиться провоспалительными, в то время как вид бактерий, обнаруженных при более низком уровне, чем обычно,  у больного с РС — Parabacteroides distasonis — вызывает иммунно-регуляторные ответы.

Для того, чтобы увидеть , как эти обнаруженные бактерии могут влиять на иммунную систему в целом, ученые использовали эти три вида в экспериментах на мышах и обнаружили подобный эффект: A. muciniphila и A. calcoaceticus вызвали воспалительные иммунные реакции, в то время как P. distasonis  уменьшал воспаление. В ходе дальнейших испытаний ученые  обнаружили, что замена микробиома грызуна микрофлорой от пациентов с рассеянным склерозом заставило животное потерять ключевые иммунные-регуляторные клетки и заработать более серьезные нейродегенерации, предполагая, что микробиом может способствовать прогрессированию заболевания.

Полученные данные свидетельствуют о том, что микробиомом может играть ключевую роль — наряду с генетической предрасположенностью и другими факторами окружающей среды в происхождении рассеянного склероза. В частности, авторы предполагают, что определенные кишечные микробы могут вызвать повышенные уровни воспаления, которые способствуют или обостряют атаку иммунной системы на миелин у больных с РС.

«Для того, чтобы было ясно, мы не думаем, что микробиом является единственным триггером болезни», пояснил Cekanaviciute. «Но, похоже, эти микробы могли бы сделать прогресс РС хуже или лучше». Авторы надеются, что дальнейшие изучения помогут узнать, как именно выявленные бактериальные популяции влияют на развитие и прогрессирование рассеянного склероза.  Кроме того, эксперты отмечают, что  бактериальные виды , встречающиеся на более низких, чем обычно уровнях, у больных с рассеянным склерозом, по всей видимости, могут помочь иммунной системе  контролировать свою реакцию. Отсутствие этих бактерий может вызвать  сверхреакцию  иммунной системы на безвредные микробы у людей с рассеянным склерозом, что приводит к деструктивным воспалением.

Ученые добавили, что как и многие другие аутоиммунные заболевания, распространенность РС значительно возросла за последнее столетие, а многие исследователи винят в этом  изменения в образе жизни, в том числе питание, санитарные условия и воздействия микробов из окружающей среды, все из которых могут повлиять на состав человеческого микробиома.

«Все эти факторы, безусловно, изменили человеческий микробиом таким образом, что это привело к увеличению аутоиммунного заболевания. Подобные исследования предполагают, что может быть способ, с помощью которого можно модулировать наши микробиоты», добавил Баранзини. Немного ранее, ученые Калифорнийского университета, в сотрудничестве с норвежскими специалистами, пришли к похожим результатам, обнаружив различные уровни разных видов бактерий у лиц с системным склерозом.