Алкоголь влияет на уровень холестерина через эпигенетику

2017-09-20 16:35 zimin

Исследователи Университета Джона Хопкинса выяснили, что употребление алкоголя может вызывать изменения в регуляторе, который влияет на уровень холестерина.

Данные, полученные учеными во главе с Falk Lohoff, свидетельствуют о том, что изменения гена PCSK9, могут объяснить  некоторые различия в том, как холестерин обрабатывается у людей, употребляющих алкоголь, или могут повлиять на тех, кто принимает новый класс препаратов для снижения уровня холестерина, уменьшающих ЛПНП, обычно известный как плохой холестерин.

Эпигеномика — это исследование наследственных изменений экспрессии генов, вызванных «экологическими» или другими процессами, которые не связаны с изменениями основной ДНК. Авторы предупреждают, что они обнаружили только ассоциации между потреблением алкоголя и эпигенетическими изменениями, а не причинно-следственные связи, и что необходимо провести больше исследований.

Соавтор Захари Каминский говорит: «Известно, что небольшое количество алкоголя защищает от сердечных заболеваний, тогда как его хроническое употребление может иметь пагубные последствия как для печени, так и для сердечно-сосудистой системы. Регулирование PCSK9, по-видимому, коррелирует с этой моделью и может быть существенным фактором, лежащим в основе изменений в отношении холестерина и сердечно-сосудистых заболеваний, когда речь идет об употреблении алкоголя».

Исследователи использовали несколько разных наборов данных. Один набор данных имел ДНК из мозгов 23 умерших людей с  алкогольной зависимостью, которые сравнивались с данными от  23 здоровых лиц. В другом анализе ученые сравнивали ДНК из образцов крови из 68 человек с зависимостью от алкоголя с информацией от 72 здоровых участников из  контрольной группы. Еще в одном исследовании,  сравнивались образцы ДНК мозга от 29 человек с депрессией, и 29 лиц, злоупотреблявшими алкоголем.

Когда исследователи перекрестно сравнивали эпигенетические данные из трех наборов данных, чтобы выяснить, какие изменения произошли во всех трех наборах данных и какие изменения не произошли, общий фактор выделил ген PCSK9. Исследователи обнаружили, что чем выше метилирование гена PCSK9, тем выше уровень PCSK9 в крови.

В другом наборе экспериментов исследователи поили мышей спиртом  в течение 10 дней и сравнивали их эпигенетические профили с грызунами контрольной группы. Эксперты взяли образцы мозга, крови и печени и обнаружили, что у мышей, получавших спирт, метилирование гена PCSK9 увеличивалось во всех измеренных тканях. Кроме того, у мышей, получавших алкоголь, были более низкие уровни белка PCSK9 в печени.

Ученые пришли к выводу, что регулирование PCSK9 алкоголем является динамичным, когда небольшое количество спирта приводит к снижению метилирования PCSK9 и экспрессии генов, в то время как использование пьянство приводит к более высокому метилированию и более высокой экспрессии генов и, в конечном счете, к низким уровням белка PCSK9 из-за повреждения печени.

У людей PCSK9 находится на самом высоком уровне в печени, но  встречается и в других тканях, том числе мозге и крови. PCSK9 связывается с рецепторами «плохого холестерина» и блокирует поглощение и разрушение плохого холестерина клетками, что приводит к накоплению его в кровотоке, где он забивает артерии. Новый класс препаратов, снижающих уровень холестерина, для тех, кто не переносит статины или которым статины не помогают, снижает уровень белка PCSK9, помогая удалять плохой холестерин из кровотока. Однако такие препараты дороги и имеют некоторые побочные эффекты.

«Наше обнаружение связи PCSK9 с алкоголем является интригующим, поскольку ингибиторы PCSK9 могут быть особенно полезны для снижения уровня холестерина у людей с высоким уровнем PCSK9 из-за употребления алкоголя», говорит Lohoff.