Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

<<Это добьет старый город>>. Что думают архитекторы, историки и кинематографисты о <<Ташкент Сити>>



«Это добьет старый город». Что думают архитекторы, историки и кинематографисты о «Ташкент Сити»
2018-01-12 14:11 ferghana@ferghana.ru (Сид Янышев)

Планы по возведению в центре столицы Узбекистана современного делового комплекса «Ташкент Сити» породили множество откликов в среде творческой интеллигенции и в соцсетях. Многие решением городских властей недовольны, сетуют, что ташкентцев лишают таких привычных и милых им зданий, в частности, Дома кино. Специалисты же сомневаются, что так необходимо разрушать Старый город, которого и без того исчезает.

Прощай, Дом кино!

О будущем строительстве «Ташкент Сити» ташкентцы узнали в начале ноября 2017 года, когда на улице Ислама Каримова (бывшая Узбекистанская) начался снос республиканского Дома кино. Повсеместно начались обсуждения этого очередного акта борьбы с советским прошлым. «Как сносят, за что, ради чего? – слышалось тут и там. – А говорят, ради какого-то Ташкент-сити, где, по слухам, будут 40-этажные небоскребы».

Тогда же в местных СМИ начали появляться статьи, объясняющие суть и значение будущего делового центра. Как выяснилось, «Ташкент Сити» возведут на территории в 80 гектаров, граничащей с улицами Алишера Навои, Олмазор, Ислама Каримова и Фуркат. Стоимость проекта составляет один миллиард долларов.

Здесь построят административные здания высотой в сорок этажей, предназначенные для бизнес-офисов, отелей и апартаментов, а также жилые 12-этажные дома. Еще на этой же территории разместятся выставочные центры, гипермаркет, большое количество торговых площадей, ресторанов и кафе.


Первые наброски проекта «Ташкент Сити» были опубликованы в октябре 2017 года. Фото Gazeta.Uz

И все же ташкентцам было непонятно, почему в проекте «Ташкент Сити» не нашлось места для интересного своей архитектурой Дома кино, здание которого имеет еще и историческое значение. Тем более что он находится не в центре сносимой махалли Алмазар, а на его окраине.

Здание Дома кино было построено и открыто при личном содействии бывшего лидера Узбекистана Шарафа Рашидова, а также легендарного кинодокументалиста, первого секретаря правления Союза кинематографистов Узбекистана Малика Каюмова в 1982 году – накануне проведения Ташкентского фестиваля кино стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Некоторые ташкентцы посчитали снос Дома кино невосполнимой утратой, даже личным горем. «Обидно до слез! – говорит ветеран «Узкинохроники» Светлана Абдурахманова. – Я хорошо помню, как мы всем миром строили Дом кино, ходили туда на субботники. Помню энтузиазм Малика Каюмова, который с кровью выбивал каждую копейку на это строительство. И нынешний снос – это, в первую очередь, плевок в его сторону».


В советское время Дом Кино в Ташкенте считался очень современным сооружением

«По-моему, это несправедливо со всех сторон, – пишет известный кинодокументалист Джасур Исхаков. – Есть понятие – реконструкция здания. И очень часто это дает хорошие результаты. То есть можно зачистить до бетона коробку сооружения, а потом как бы заново возродить его. Есть просто – капитальный ремонт. Прекрасный пример – улица Навои. Посмотрите, как заиграла правая сторона после капитального ремонта зданий постройки пятидесятых-шестидесятых годов! Каждый дом – своеобразен, его трудно перепутать с другими зданиями… Мне кажется, что надо сохранить Дом кино, только привести его в соответствие с генеральным планом «Ташкент Сити». Уверен, что он будет достойным украшением этой части нашего любимого города».

Феруза Хайрутдинова, вдова архитектора Равиля Хайрутдинова, одного из авторов проекта Дома кино, в ноябре написала письмо в Аппарат президента республики, в котором, в частности, говорится о том, что «творческая общественность Узбекистана хотела бы принять более активное участие в выработке окончательной концепции застройки «Ташкент Сити» и просит разрешение организовать открытое обсуждение предложенных вариантов с целью возможности сохранения отдельных уникальных объектов, расположенных на данной территории. Это, в первую очередь, касается Дома кино…»


В начале декабря 2017 года Фируза Хайрутдинова, вдова архитектора Дома кино Рафаэля Хайрутдинова, попрощалась со сносимым зданием. Фотографию опубликовала в Facebook внучка архитектора Рушена Семиногова

Под письмом подписались более семидесяти членов Союза архитекторов, Союза кинематографистов и Союза художников. 21 ноября Хайрутдинова сдала письмо в канцелярию Аппарата президента. Однако через неделю выяснилось, что ее послание так и не дошло до адресата. И лишь после повторного визита в канцелярию вдовы архитектора 28 ноября письмо было зарегистрировано. Однако до сих пор, спустя полтора месяца, никакого официального ответа так и не последовало, а здание Дома кино продолжают сносить.

Святые места тоже под бульдозер?

По данным Ферузы Хайрутдиновой, на территории махалли Алмазар будет снесено абсолютно все, кроме здания «Лукойла» и нескольких семиэтажных жилых домов, не так давно построенных вдоль проспекта Алишера Навои. Однако, кроме Дома кино, в этой махалле есть еще, по меньшей мере, два объекта, представляющих несомненную историческую ценность: бывшая мечеть постройки начала XX века и священный мазар с четырьмя могилами шейхов XVII века. Неужели и они будут снесены?


Мазар. Фото Сид Янышев/«Фергана»

В частности, в одной из древних могил покоится прах потомка Аль-Бухари шейха Ахмада Махдума ибн Мухаммадали. Шейх – почетное звание видного богослова в исламе. Шейхи являлись наставниками ишанов – руководителей суфийских братств. В древности традиционно ишаны принимали детей из бедных семей и растили их наряду со своими собственными, обучая канонам ислама.

По словам Нуритдина Ахмедова, потомка этих шейхов, хранителя мазара, проживающего на его территории, здесь тоже была такая школа. При ней когда-то жили и обучались народный артист СССР Олим Хужаев, народные артисты Узбекистана Шахида Хужаева и Хамза Умаров, чемпион мира по боксу Руфат Рискиев.

Кроме того, в махалле Алмазар когда-то жил первый президент Узбекистана Ислам Каримов. Именно поэтому проспект Узбекистанский, проходящий вдоль одной из сторон Алмазара, после смерти Каримова в 2016 году получил его имя. Еще в 1989 году по приказу Каримова в ГлавАПУ была подготовлена кадастровая документация домостроения Ахмедова. Копия этих документов была передана в Министерство культуры, и с тех пор данный мазар считается культурным наследием республики, не подлежащим сносу.


Нуритдин Ахмедов. Фото Сид Янышев/«Фергана»

Ахмедов рассказывает, что, в отличие от Бухары или Самарканда, где существуют сотни святых мест, в Ташкенте их осталось всего двадцать, и одним из таких объектов является данное домостроение с древними могилами. До сих пор чуть ли не ежедневно верующие со всей республики совершают сюда зиярат, как в исламе называется паломничество к святым местам. Считается, что могилы шейхов несут излечение от разных болезней и бесплодия.

«Tashkent City» – не наш стиль»

А нужен ли вообще узбекской столице «Ташкент Сити»? Насколько он впишется в городскую архитектуру? Обязательно ли подлинно ташкентскую экзотику в виде одноэтажных домов Старого города заменять безликими небоскребами? Своими мнениями на этот счет с «Ферганой» поделились специалисты: видный историк и краевед Борис Голендер и известный архитектор Александр Куранов.

«В последние десятилетия Ташкент сильно перестраивают. Это связано с необходимостью, потому что после землетрясения 1966 года нужно было заново планировать город. Но большая часть этих перестроек не украшает Ташкент, а делает его похожим на сотни и тысячи других городов как в нашей стране, так и за ее пределами», – считает Голендер.

«И вот последние поползновения, связанные с так называемым «Ташкент Сити», мне кажется, будут сильно искажать неповторимый облик нашего города. Дело в том, что фактически не осталось уже кусочков старого Ташкента – одноэтажного, с плоскими крышами, на которых росли маки. Путешественники с восторгом рассказывали о виде Старого города, особенно когда крыши буквально краснели от этих цветов.

К сожалению, вообще не осталось этого старого Ташкента – не только ценных зданий, но и ординарной застройки. И сегодня, когда «Ташкент Сити» будет двадцатиэтажными башнями нависать над городом, мне кажется, что это неправильный путь. Я думаю, старую ординарную застройку – глиняные стены с деревянными рейками, саманом – какую-то ее часть надо было оставить.

А сегодня, когда будут уничтожены единственные оставшиеся кварталы, Ташкент от этого не выиграет, а проиграет. И он станет похожим на какой-нибудь Сингапур, или Нью Дели, или Нью-Йорк. Если нам построят вот эти коробки, которые вряд ли украсят и панораму, и внутреннее содержание Ташкента, то значительная часть своеобразия потеряется. Почему обязательно надо воздвигать эти гигантские здания там, где когда-то исторически располагались рабаты Ташкента? Причем до сих пор непонятно, как они будут себя вести в условиях сейсмического города, где землетрясения часты, и они имеют местное происхождение. Ведь ни для кого не секрет, что эпицентр знаменитого землетрясения 1966 года был прямо под новым городом. И естественно, что высотные здания – это не наш стиль. Поэтому очень сомнительно, что «Ташкент Сити» будет жизнеспособным и украшать великий древний город Ташкент», – говорит Борис Анатольевич Голендер.


Уголки старого города. Фото Сид Янышев/«Фергана»

Архитектор Александр Куранов не выступает против строительства нового делового центра. Однако он недоволен тем, что проект «Ташкент Сити» был создан без участия узбекистанских специалистов.

«Генеральный план Ташкента, то есть основная концепция развития города, был утвержден после землетрясения 1966 года, – рассказывает Куранов. – План подразумевал, что эта часть города, ограниченная четырьмя улицами, крупнейшими магистралями, находящаяся на стыке Старого и Нового города – это один из самых лакомых, вкусных его кусочков, с точки зрения его архитектурного расположения. И изначально этот кусочек планировался как будущий мега-центр.

У турецкой компании, которая будет вести строительство «Ташкент Сити» и которая уже построила подобные Сити в Норвегии, Дании и Сомали, безусловно, есть свой почерк. Везде, где они строили, применялась одна и та же фасадная структурность, одни и те же стилистически похожие композиции. Но я всегда ратую за адресность архитектуры, то есть ее узнаваемость в том месте, где она построена, привязанность к территории, климату, к традициям, народу, историческому наследию».


Александр Куранов

«И предложенная у нас архитектура достаточно современная, я бы сказал, минималистичная, но не хотелось бы, чтобы у нас стояло такое же здание, которое уже стоит в Сомали или Норвегии. И тут хочется сказать о самом обидном. Мы согласны, что для данного проекта выбрали не нас, узбекских архитекторов, но к нашим пожеланиям, увы, не прислушались. Но это наш город! А здесь складывается такая ситуация: в ваш дом приходит сосед и начинает переставлять в нем мебель на свой вкус, без учета мнения хозяина.

В турецком проекте достаточное количество высотных зданий, как мы их называем, «гвоздей». И очень важно, куда вбить эти гвозди. И проектировщикам нужно было облететь, объехать этот город, чтобы посмотреть, с каких точек они будут видны, где их место. Это основной принцип градостроительной политики, однако он не был соблюден.

Во-первых, на мой взгляд, в проекте «Ташкент Сити» нужно было метров на пятьдесят-семьдесят отступить от основных магистралей, создать зеленую тамбурную зону, в которую попали бы все объекты, которые сейчас подлежат сносу.

Во-вторых, хочется, чтобы центр города был привлекателен для туристов, чтобы они любовались не только Самаркандом, Хивой, Бухарой, но и Ташкентом. А для этого нужно было создать пусть новую архитектуру, но с учетом наших традиционных устоев, чтобы она была для нас близка и понятна – как хозяевам, так и гостям столицы. Чтобы любой приехавший сюда турист, заглянув в «Ташкент Сити», сказал: да, и это тоже Ташкент, современный, красивый, но и узнаваемый».


Уголки старого города, которые будут снесены. Фото Сид Янышев/«Фергана»


Сид Янышев



В Таджикистане появился путеводитель для бывших заключенных
2018-01-12 15:03 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В Таджикистане выпущен путеводитель для тех, кто освобождается из исправительных учреждений. Буклет будет распространяться среди бывших заключенных в десяти пилотных регионах страны. Путеводитель разработала общественная организация «Бюро по правам человека и соблюдению законности» (БПЧ). В нем содержится информация о том, какие услуги могут получить люди, вышедшие на свободу, а также контакты государственных и негосударственных организаций, куда можно обратиться за помощью.

В частности, в брошюре дана информация о том, как получить или восстановить паспорт и другие документы, оформить пенсию, устроиться на работу, повысить квалификацию. Буклеты изданы на таджикском и русском языках.

Как сказала «Фергане» директор «Бюро по правам человека и соблюдению законности» Наргис Зокирова, после освобождения бывшие заключенные в Таджикистане сталкиваются со многими проблемами: в стране отсутствуют специальные программы поддержки и ресоциализации освободившихся из тюрем, приюты и центры, где они могли бы получить временное жилье, правовую, медицинскую, психологическую и иную помощь.

«После освобождения из мест лишения свободы, государство в лице администрации закрытых учреждений, Агентства труда и занятости населения и местных исполнительных органов власти оказывает бывшим осужденным поддержку, которая выражается в предоставлении единовременной денежной помощи, товаров первой необходимости, оказывает содействие восстановлению утерянных документов и трудоустройству. Но эта помощь не является достаточной, так как после освобождения определенная часть бывших заключенных остается без жилья — практически на улице. Они сталкиваются с различными правовыми проблемами, нуждаются в медицинской и психологической помощи, испытывают материальные трудности, стигму и дискриминацию, которая наблюдается, как со стороны общества и родственников, так и со стороны работодателей.

Особенно остро стоит вопрос трудоустройства. Слабо используются квоты на создание рабочих мест для этих людей. А работодатели, которые отказывают в приеме работников, направленных в порядке квот, не привлекаются к ответственности. К нам часто обращаются лица, освободившиеся из мест лишения свободы, которые рассказывают о том, как они пытаются трудоустроиться, но, когда работодатели узнают, что этот человек является бывшим осужденным, ему тут же отказывают в предоставлении работы. Если общество не научиться принимать таких граждан и помогать им в ресоциализации, то многие из них от отчаяния могут повторно совершить преступления», — отметила Наргис Зокирова.

По словам главы Бюро, в Таджикистане необходимо разработать Государственную программу ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, которая поможет этим гражданам вернуться в общество и начать новую жизнь.

Зокирова также сообщил, что изданные брошюры распространят в городах Душанбе, Вахдат, Худжанд, Пенджикент, Курган-Тюбе, Хорог, а также в четырех районах республики — там, где работают юридические бюро «Центра правовой помощи» при министерстве юстиции Таджикистана и правовые приемные БПЧ. Проект осуществляется в рамках программы по защите прав осужденных и бывших заключенных, финансируемой Евросоюзом и немецким министерством экономического сотрудничества и развития.

Подобные пособия в целях реабилитации бывших заключенных ранее издавались в России. В 2012 году в Брянской области местные правозащитники совместно с брянским УФСИН выпустили сборник «Путеводитель по воле». Сборник освещал вопросы устройства в жизни после отбывания срока, рассказывал, как получить помощь и содержал контакты и адреса служб и учреждений, куда мог обратится бывший заключенный. Книгу распространяли в колониях области.

Еще раньше в Пермском крае и Татарстане издавался «Справочник для освобождающихся из исправительных учреждений». Интересной особенностью изданий была глава, в которой рассказывалось о том, как изменилась жизнь в России и регионе за последнее десятилетие и приводилась свежая экономическая статистика.

Опыт издания пособий, помогающих бывшим заключенным, давно существует в развитых странах. Например, в США некоторые штаты публикуют полезную информацию в виде буклетов и выкладывают их в интернет. Они дают многочисленные рекомендации по поиску работы, составлению резюме, учат, как вести себя на собеседованиях, помогают составить план на жизнь, дают советы по управлению своими финансами и даже указывают места, где можно подстричься.

Международное информационное агентство«Фергана»



Узбекских министров заставили общаться с прессой в прямом эфире
2018-01-12 15:18 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Руководителей министерств и ведомств Узбекистана, а также их пресс-секретарей обязали давать пресс-конференции и брифинги, которые с 12 января начала организовывать пресс-служба президента Узбекистана.


Сухроб Холмурадов. Скриншот видеозаписи

Первым спикером стал Сухроб Холмурадов - вице-премьер, руководитель комплекса по вопросам инвестиций, инновационного развития, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, туризма. Он рассказал об инвестиционном климате в Узбекистане и попытался ответить на вопросы журналистов узбекских СМИ.

Пресс-конференция прошла в прямом эфире и транслировалась на странице «Шавкат Мирзиёев - Shavkat Mirziyoyev» в Фейсбуке.

Как заявил пресс-секретарь президента Комиль Алламжонов, встречи с представителями СМИ планируется проводить на систематической основе. Чиновники будут отвечать на вопросы, касающиеся государственной и общественной жизни, руководствуясь девизом «не народ служит госорганам, а госорганы народу». Алламжонов пообещал, что уже на следующий день после выхода какого-либо президентского постановления или указа руководитель соответствующего министерства или ведомства предстанет перед СМИ, чтобы разъяснить положения нового документа.



В России четыре субъекта отказались принимать соотечественников
2018-01-12 16:18 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Четыре субъекта Российской Федерации в 2018 году выбыли из списка регионов, участвующих в реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В текущем году закончился срок действия Госпрограммы в Еврейской автономной области, Камчатском крае, Калининградской области и Удмуртской Республике. Список регионов, принимающих соотечественников-переселенцев, выложен на официальном сайте посольства РФ в Казахстане.

Таким образом, в этом списке осталось 58 субъектов (ранее в Госпрограмме принимали участие 62 субъекта РФ). Из них 8 являются территориями приоритетного заселения — Амурская, Сахалинская, Магаданская, Иркутская области, Хабаровский край, Приморский край, Забайкальский край и Республика Бурятия.

Напомним, что летом 2017 года сразу 17 регионов объявили о своем желании выйти из Госпрограммы по добровольному переселению соотечественников. Первый замглавы МВД, курирующий вопросы миграции, Александр Горовой тогда заявил, что в 2017 году ее реализация «начала хромать». Руководители некоторых регионов говорили, они не знают, что делать с приезжими — куда их селить, какие рабочие места им предлагать, так как проблем хватает и с местным населением.

Госпрограмма по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, была утверждена в 2006 году. Изначально срок ее действия ограничивался 2012 годом, но с 2013 года она стала бессрочной. По оценкам экспертов Международной организация по миграции (МОМ), потенциальных участников программы переселения соотечественников, желающих переехать в Россию из стран СНГ, Балтии и стран восточной Европы, насчитывается от 5 до 10 миллионов человек. За все время действия программы из-за рубежа в Россию переселились более 650 тысяч соотечественников.



В Казахстане родители верующих учениц совершили намаз у забора школы
2018-01-12 16:55 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В Актобе (город в Западном Казахстане) четыре женщины, которые добиваются для своих детей права посещать школу в религиозной одежде, совершили намаз у забора учебного заведения. Об этом сообщает «31 канал».


Фото «31 канал»

Он распространил фото, на которых женщины в никабах (мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. – Прим. «Ферганы») молятся на снегу недалеко от средней школы №56. Они приходили туда на встречу с депутатом Мажилиса, имя которого в сообщении не приводится. На встрече обсуждался вопрос о запрете на ношение учениками религиозной одежды. Всего в ней участвовали 70 человек – родители, чьих детей не пускают на занятия в платках. «Как в тот день решился вопрос, в администрации школы не знают, но, видимо, прийти к договоренности все-таки не удалось, так как, выйдя из учебного заведения, четыре женщины в никабах начали публично молиться», – говорится в сообщении. Радио «Азаттык» (казахстанская служба Радио Свобода) уточняет, что на встречу с родителями школьниц приезжал депутат Бакытбек Смагул. Собравшиеся предлагали ему различные варианты решения вопроса, вплоть до строительства отдельной школы для верующих девочек, парламентарий, в свою очередь, пообещал передать властям их просьбу.

За совершением намаза, никак ему не препятствуя, наблюдали полицейские, отвечавшие за безопасность на встрече. Позднее в пресс-службе департамента внутренних дел пояснили, что молитва около школ не считается нарушением закона. Однако имам на пенсии Болатбек Нурманов, к которому журналист 31 канала обратилась за комментарием, назвал молитву у школьного забора «бунтом». «Где попало читать намаз – это противопоказано. Это артистизм, фактически он не является исламом. На улице так читать вообще запрещается. Нельзя, некрасиво», – подчеркнул он.

Споры о том, можно ли девочкам из верующих семей носить платки в школах, не утихают в Казахстане с начала нынешнего учебного года. Тогда 37 родителей-практикующих мусульман подали в суд на министерство образования из-за того, что их дочерям отказывают в праве на образование. После новогодних каникул вновь появились сообщения о том, что в нескольких населенных пунктах в Западном Казахстане, в частности, в Актобе, девочек в платках не пускают на занятия. Чиновники мотивируют данное решение приказом министерства образования о единых требованиях к школьной форме, подчеркивая, что снимать платки необходимо лишь в стенах школы. В других общественных местах ограничений нет.

В Духовном управлении мусульман Казахстана, как передает ИА «NewTimes.kz», призвали мусульманскую общину и родителей с пониманием и терпением относиться к данным требованиям. «Неправильно муссировать эту проблему. Важно понимать, что в нашей стране платки не запрещены полностью. Решение касается только детских образовательных учреждений и имеет целью введение единой формы в школах», ― заключили представители духовенства.

По данным Караван.kz, в Актюбинской области насчитывается 338 школьниц в платках. Из них 170 – в Актобе. В результате разъяснительной работы с их родителями 23 девочки согласились придерживаться школьных требований в 2017 году.

Международное информационное агентство «Фергана»



Объем ВВП Узбекистана в 2017 году составил $30,7 млрд
2018-01-12 17:11 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото Uzreport
Объем валового внутреннего продукта (ВВП) в Узбекистане в 2017 году составил, по предварительным данным, 249,136 трлн сумов ($30,7 млрд). Это на 5,3% по сравнению с предыдущим годом, сообщает Госкомстат республики. ВВП на душу населения составил 7,69 млн сумов ($949), что на 3,6% больше чем в 2016 году.

Для сравнения – в Казахстане объем ВВП в 2017 году составил $147 млрд (48,4 трлн тенге), в Киргизии - $7,145 млрд (493 млрд сомов), в Таджикистане ожидается $6,7 млрд (58,910 млрд сомони), в Туркменистане – примерно $41,7 млрд. Между тем, у Международного валютного фонда (МВФ) другие сведения: по данным на октябрь 2017 года, ВВП Узбекистана составляет $68 млрд, Казахстана - $170,3 млрд, Кыргызстана - $7,29 млрд, Таджикистана - $7,13 млрд, Туркменистана - $46,47 млрд.

Валовая добавленная стоимость (ВДС), создаваемая всеми отраслями экономики Узбекистана, составила 89,8% от общего объема ВВП, чистые налоги на продукты - 10,2%. Наибольший вклад в прирост ВВП внесла сфера услуг, которая выросла на 6,9% относительно предыдущего года. 81% от общего объема ВВП пришелся на негосударственный сектор экономики, 19% – на государственный.


Фото Stat.Uz

По состоянию на 1 января 2018 года в Узбекистане действуют 285,5 тысячи предприятий и организаций. 22,1% от общего их количества заняты торговлей, 17,2% - промышленным производством, 8,5% - строительством, 7,4% - сельским, лесным и рыбным хозяйством, 6% - в сфере услуг по проживанию и питанию, 4,2% - в сфере перевозки и хранения, 2,2% - в сфере информации и связи, 2% - в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, 30,4% - в других сферах экономики.

В Узбекистане работают 5517 предприятий с участием иностранного капитала, в том числе - 3087 совместных и 2430 иностранных. Предприятий с участием капитала из России насчитывается 1035 единиц, Китая – 812, Южной Кореи - 510, Турции - 508, Великобритании – 503, Казахстана – 281, Ирана – 129, Индии - 125, ФРГ - 123, Афганистана – 114 и так далее. Основная часть предприятий с участием иностранного капитала расположена в Ташкенте (3624 единиц), Ташкентской (583) и Самаркандской (280) областях.



Таджикские дипломаты подготовили возвращение из Ирака детей боевиков ИГ
2018-01-12 17:18 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Аиша. Скриншот с сюжета на сайте russian.rt.com
МИД Таджикистана ведет переговоры с иракскими дипломатами в Казахстане по вопросу возвращения четверых таджикских детей, найденных в приюте в Багдаде. Сюжет об этих детях в сентябре 2017 года был показан телеканалом Russia Today.

МВД Таджикистана установило личности детей и передало необходимые документы о них в МИД для дальнейшей процедуры их возвращения, сообщает «Азия-плюс» со ссылкой на пресс-секретаря МВД Умарджона Эмомали.

«Мы выяснили, что 16-летняя Аиша, 9-летний Абдулло, 7-летняя Фотима и 3-летний Мухаммад — дети Илхомиддина Аслонова, жителя города Душанбе. Он три года назад поехал в Москву, а оттуда уехал в Ирак», — сказал Эмомали, отметив, что на родине Аслонов обвиняется в членстве в ИГ (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ). Милиция также нашла родных этих детей.

Сестра Илхомиддина Гулбахор Аслонова узнала своих племянников и племянниц по фотографиям в интернете. «Мы обратились в МВД Таджикистана и надеемся, что их скоро вернут на родину», — сказала она Радио «Озоди» (таджикская служба Радио «Свобода»).

Напомним, что в сюжете российского канала рассказывалось, что 16-летняя Аиша родом из Таджикистана, ее вывезли с территории, подконтрольной ИГ, в Багдад вместе с двумя братьями Абдуллой и Мухаммедом и сестрой Фатимой. До этого вместе с родителями она жила в иракском Мосуле, а затем переехала в Талль-Афар.

В сюжете также сообщалось, что по дороге в приют девушка познакомилась с женщиной из России с двумя детьми. Но в пути россиянка скончалась от сердечного заболевания, и заботу о 3-летней Мариам и 4-месячной Фуадим взяла на себя Аиша. Имя матери девочек неизвестно, отца звали Самир.

По данным Красного Креста в Ираке, в приютах в этой стране находятся около 70 женщин и детей из Таджикистана.

Осенью 2017 года стало известно о том, что в зонах боевых действий в Сирии и Ираке находятся более 250 таджикских детей. В докладе правительства Таджикистана, представленном в Управление по делам беженцев ООН, сообщалось, что в зонах конфликта пребывают 234 семьи или около 840 человек из Таджикистана. Среди них – 309 мужчин, 279 женщин, 110 девочек и 142 мальчика. За последние два года властям Таджикистана удалось вывезти из зон боевых действий 19 семей или 61 человека, в том числе 21 девочку и 20 мальчиков.



В Казахстане подсчитали ущерб от снежного бурана
2018-01-12 17:19 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Разрушения в городе во время бурана. Фото с сайта Ru.sputniknews.kz
Из-за снежного бурана 11 января в Астане были эвакуированы 149 человек, за медицинской помощью обратились более 50 человек, повреждения получили свыше 26 жилых домов, в полицию поступило 175 сообщений о ДТП. В данный момент режим чрезвычайной ситуации отменен, городские службы устраняют последствия стихии, сообщает Tengri News со ссылкой на администрацию города.

За прошедшие сутки за медицинской помощью обратились 39 человек, которые во время урагана получили ушибы, переломы и другие травмы различной степени тяжести. Руководитель управления здравоохранения Камалжан Надыров сообщил, что два пациента были госпитализированы, остальные пострадавшие получили рекомендации по лечению и были направлены в поликлиники по месту жительства, пишет Zakon.kz.

«Был госпитализирован пациент 1966-го года рождения с закрытой черепно-мозговой травмой. Ему была проведена операция, трепанация черепа, удаление гематомы. В данное время пациент находится в реанимации, состояние тяжелое», – сказал Камалжан Надыров сегодня на пресс-конференции.

По данным управления здравоохранения города Астаны за медицинской помощью обратилось 18 человек: 13 пришли в травматологический пункт самостоятельно, пять человек вызвали «Скорую» и один был госпитализирован, пишет «New Times.kz».

«У 17 пострадавших выявлены ссадины, ушибы, переломы и черепно-мозговые травмы, которые оценили, как удовлетворительной и средней степени тяжести», – сообщил представитель пресс-службы ведомства.

В Северо-Казахстанской области во время бурана пропал 20-летний учитель, житель села Береке. Местная полиция организовала поисковую операцию. Сегодня его тело без признаков насильственной смерти было обнаружено в 10 километрах от села, пишет МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу ДВД области. Из-за бурана врачи не смогли перевезти преждевременно родившуюся девочку из Иртышска в областной перинатальный центр в Павлодаре. Спасти ребенка не удалось, сообщает Pavlodar News. В пригороде Астаны, по предварительным данным, от переохлаждения скончался 60-летний мужчина, сообщает телеканал KTK.

Как сообщила пресс-секретарь акима (главы администрации) Астаны Эльвира Жургенбаева, в городе от урагана пострадали четыре школы и три детских сада, ветер сорвал основную часть кровли Казахского агротехнического университета имени Сейфуллина. Теперь занятия во всех учебных заведениях возобновлены.

«Выявлены факты падения строительных материалов с крыш и стен зданий по 26 жилым домам. Пострадали социальные объекты - организации образования. В основном ветром были сорваны кровли зданий, повреждены линии электропередачи, водопроводные трубы, стеклопакеты и рамы окон», – сказала она.

По ее словам, в Астане во время урагана развернуло 131 светофор, пострадали 16 остановок.

Представитель Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Казахстана Руслан Иманкулов сообщил, что за сутки было зафиксировано семь случаев срыва кровли зданий и три случая отключения электроснабжения: в поселке Ильинка – 12 жилых домов, а также ЖК «Ситилайк» и «Жагалау-3». Уже к середине дня электроснабжение было восстановлено.

С помощью службы 112 Астаны было эвакуировано 149 человек, которые 11 января выехали из пригорода в сторону столицы, говорится в сообщении на сайте Комитета по чрезвычайным ситуациям.

«Накануне на телефон службы 112 поступило около четырех тысяч сообщений, все они были отработаны своевременно. В городе было эвакуировано 149 человек, из них 17 детей и 79 единиц техники. Люди выехали со стороны Коянды на работу в Астану и, получается, не могли доехать. Им пришлось оставить свои машины. А нам уже пришлось эвакуировать всех с места, привезти в Астану. Мы людей посадили на машины и привезли в город», – сообщил начальник управления службы Болатбек Амрин.

Замначальника полицейской службы города Арман Атыбеков заявил, что все трассы по шести направлениям, ведущим из Астаны, в данный момент открыты. Он добавил, что из-за повреждений автомобилей и другого транспорта в службу обратились 82 раза, а из снежных заносов были вытянуты 70 машин, 17 человек эвакуировали.

«В результате непогоды в полицию поступило 175 сообщений о ДТП», - отметил он.

В Павлодарской области остались без света 75 населенных пунктов, рассказал начальник единой дежурной диспетчерской службы ДЧС Павлодарской области Аскарбек Омаров.

«В основном пострадали северные районы области – Качирский, Иртышский, Актогайский, Железинский, Павлодарский, а также Экибастуз и его сельская зона, - сказал Аскарбек Омаров. – Там в настоящее время ведутся восстановительные работы. В кризисном центре работает оперативный штаб и наш личный состав, а также те подразделения, которые занимаются восстановлением электросетей», – отметил он.

Сегодня утром для расчистки снега на улицы города было выведено 1500 рабочих и 1309 единиц спецтехники, написал на своей странице в Facebook аким столицы Асет Исекешев. Было убрано 35 тысяч кубометров снега.

Из-за резкого увеличения количества страховых случаев компания «Евразия» в Астане открыла горячую линию для получения консультаций и помощи в оформлении документов, необходимых для осуществления страховой выплаты. За сутки в страховую компанию обратилось 70 человек при 30-40 человек в обычные дни, пишет «New Times.kz».

Как писала «Фергана», 11 января в Астане из-за погодных условий в Астане был объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Буран бушевал в столице Казахстана весь день и нанес значительный ущерб жителям города. Так, к середине дня было зарегистрировано 17 пострадавших, произошло не менее 60 ДТП, ветер сорвал крыши домов и повалил городскую елку. Занятия в колледжах и школах были отменены, прекратил работу аэропорт имени Нурсултана Назарбаева. Было остановлено движение во всех шести областях Казахстана.



Две родины, одна жизнь. Как таджики с узбеками русские деревни спасают
2018-01-12 18:29 ferghana@ferghana.ru (Мансур Мировалев)

Фотографии сделаны автором в поездках по Тверской и Псковской областям в 2017 году

Каждое воскресенье два-три десятка парней и мужчин играют в футбол на школьной спортплощадке деревни Рождествено Тверской области.

Играют шумно, мощно, умело, как будто бы не было утомительной рабочей недели на стройках, ремонтах, фермах, пилораме, за баранкой. Сидящие на запасной скамье громко комментируют каждый пас и гол – но коренным жителям Рождествено не понять ни слова.

Футболисты говорят на таджикском – точнее, на архаичном, близком с средневековому фарси диалекте Ванчского района Горного Бадахшана, самого бедного региона самой бедной республики бывшего СССР.

В Рождествено, деревне с населением в четыре сотни человек, живет 47 таджикских семей из Бадахшана, говорит их «старший» по имени Паиравшо, кряжистый, крепкий мужчина, который управляет продуктовым складом в Твери, в получасе езды от Рождествено.

Семьи эти велики и постоянно пополняются новорожденными и родственниками, которые прибывают из Таджикистана, регистрируются, получают патент, устраиваются на работу на соседней ферме, в Твери или Москве (четыре часа езды), оформляют документы на российское гражданство – и везут сюда новых родственников.

«Родина уже в двух местах», – говорит Хаким, 19-летний племянник Паиравшо, только что забивший гол в деревенские ворота.

Для молодежи новая родина меняет жизненные установки – вопрос о женитьбе на таджичке для него не окончателен. «Здесь тоже девушки есть», – победным тоном говорит Хаким, поджарый, смуглый, говорящий на чистом русском языке.

«Условно лишние»

Об умирающих российских деревнях пресса, политики и горожане говорят не первое десятилетие. Смерть эта началась со сталинских колхозов и раскулачивания, которые превратили становой хребет России в безнадежно убыточную отрасль социалистического хозяйства.


Заброшенные деревни

Царская Россия была первым экспортером зерна в мире. Советский Союз превратился в крупнейшего импортера американской и канадской пшеницы. За торжество социализма и коллективного хозяйствования платили продажей нефти и газа, и стоило мировым ценам упасть в начале 1980-х, как нежизнеспособная махина рухнула.

Сильнее всего придавило деревню. Почти 36 тысяч российских деревень – каждая четвертая – имеют население в десять или менее жителей, согласно последней переписи 2010 года. Почти 20 тысяч сел стоят пустыми, зарастают бурьяном выше человеческого роста, и малейшей искры достаточно, чтобы безлюдная деревня (от слова «дерево») вспыхнула и умерла окончательно.

Из почти 143 миллионов россиян на селе сейчас живет 37.5 миллиона – то есть 26 процентов, согласно всероссийской переписи населения 2010 года. Первая перепись Российской Империи 120 лет назад показала, что тогда только шестая часть россиян (а было их 125.6 миллиона) жила в городах.

«У нас в сельской местности, – заявил в конце ноября московский градоначальник Сергей Собянин, – проживает сегодня условно лишних 15 миллионов человек, которые для производства сельскохозяйственной продукции с учетом новых технологий, производительности на селе, по большому счету, не нужны».

Можно списать эти слова на скоропалительное заявление чиновника, к деревне отношения не имеющего, но реформы последних лет подтверждают отношение власти к селянам: в результате «оптимизации» количество деревенских больниц уменьшилось в 4 раза, поликлиник – в 2.7 раза, а сельских школ – в 1.7 раза, согласно подсчетам независимого Центра экономических и политических реформ в Москве. Оптимизация зачастую вынуждает людей переезжать из умирающих деревень в села покрупнее.

Рождествено из числа последних – отчасти из-за дороги, которая связывает Тверь и город Кимры.

Природа не терпит пустоты

После футбола таджики расходятся – в несколько трехэтажных квартирных домов, которые стояли полуразрушенными 25 лет после развала совхоза; в деревянные избы, которые они купили за несколько сотен тысяч рублей или снимают за несколько тысяч.

Зрелище их игры или просто движение домой – невольная демонстрация силы в сельской глубинке, где пожилая, большая часть населения живет на пенсии, а большая часть молодежи едет в город. Немногие оставшиеся в деревне кормятся картошкой и овощами со своих огородов, а зарабатывают сбором грибов и ягод, которые продают самым денежным соседям, городским дачникам или приезжим перекупщикам.

«Грибы можно продать, клюквы продать, как еще заработать? – говорит Володя, житель соседней деревни Нестерово, к которой едва можно подъехать по разбитой грунтовке только на машине – общественный транспорт сюда не ходит. Он одет в замызганную камуфляжную куртку, у него недостает зубов и нет семьи.


Владимир из Нестерово

«Все хозяйство развалилось, все фермы. У каждой бабки раньше были овцы, коровы, сейчас ни у кого ничего нет, даже цыплят», – подводит он итоги последней четверти века.

На селе рожают катастрофически мало – и молодежь без оглядки уезжает в города.

«Раньше детей было – по четыре, по пять, – вспоминает пенсионер из Рождествено. – А сейчас боятся рожать».

Другое дело – жены мигрантов, молодые женщины в обязательных платках, которые водят детей в школу и детсад и высчитывают цены продуктов в главном деревенском магазине, который стоит возле полуразрушенной церкви Рождества Христова начала 19 века.

«Она со школы вышла, замуж вышла – и сидит дома, рожает, – говорит недовольная наплывом приезжих жительница Рождествено. – Как свиноматки, прости Господи».

В 2016 году, после векового перерыва, Россия опять стала крупнейшим в мире экспортером зерна и одним из ведущих производителей гречки, подсолнечного масла, сахарной свеклы и рапсового масла. Западные санкции ускорили возрождение сельского хозяйства, но оно неспособно изменить судьбу деревни – современные фермы и агрокомплексы механизированы и требуют в разы меньше рабочих, часть которых опять-таки – трудовые мигранты.

Еще эти фермы занимают гораздо меньше земли, чем разоренные колхозы и совхозы, и возникают преимущественно на юге страны. От Калининграда до Камчатки поля зарастают сорняками и подлеском, постепенно превращаются в леса, из которых они были вырублены сотни лет назад и жили, несмотря на войны, эпидемии, недороды и пожары.

В европейской части России картина запустения усугублена повсеместностью борщевика, сорняка высотой до четырех метров, который вызывает сильнейшие ожоги, слепоту и даже мутагенные реакции. Дети называют его «большевик».

А зимой к Рождествено уже подходят медведи.


Деревня Федотино в Псковской области

Антиподы

Родина новых жителей русских деревень – почти полная их противоположность. В кишлаках и аулах Средней Азии – избыток жителей и нехватка земли. Таджикистан занимает первое место по рождаемости среди бывших советских республик, на втором месте – Узбекистан.

Эрозия и засоление почв, изношенность оросительных систем, нехватка современной техники и удобрений, низкие зарплаты, а также невозможность податься в рабочие из-за упадка местных производств вследствие конкуренции с дешевыми китайскими товарами выталкивают селян на российский север.

С каждым годом усиливается таяние ледников и повышение температуры, которые угрожают сделать некоторые сельскохозяйственные области Средней Азии непригодными для жизни. «Фергана» уже писала о сокращении объема тянь-шаньских ледников почти на треть и о вероятности «водных войн» в регионе.

На новой родине с избытком хватает и воды, и работы.

«Они не боятся работы, выгодно отличаются от коренного населения, – говорит Дмитрий Кирданов, глава администрации Рождествено. – Они неагрессивные, культурные люди, главное – непьющие».

С самого начала наплыва бадахшанцев в деревню Кирданов понял, что «заселение никак не остановить, рынок жилья открытый», – и поэтому старался разрешать или предотвращать конфликты с коренными жителями, просвещал новоприбывших по поводу особенностей поведения и культуры.

Буквальная «однородность» новых жителей сплачивает – и способствует разрешению конфликтов. Паиравшо появился в Рождествено одним из первых – и все жители деревни, таджики и русские, обращаются к нему в случае споров.

«Был у них байрам, как его, их понаехало, я подумал – откуда их столько взялось? – рассказывает один из местных жителей о праздновании Курбан Байрама. – И больно здорово включили музыку. И я не выдержал. Я подошел к их старшему, говорю: вот если бы я на всю деревню включил русскую музыку? Он сразу (имитирует лопотание). И они сразу прикрутили музыку. Всё, вот один инцидент лет за шесть».

Жители деревни отзываются о новых соседях в основном положительно, хвалят за трезвость, уважительное отношение к пожилым, любовь к чистоте и работоспособность. Однако поводы для конфликтов находятся.

«Они очень не любят, когда им вспоминают мать, – говорит хозяин дома в Рождествено. – Ванька русский, когда по пьянке, да я, да твою… А они запоминают. Одного его подкараулят, группой».


Женщина-таджичка, Рождествено

Дети бадахшанцев сейчас составляют половину 70 учащихся местной школы – начало их учебы обозначило еще одно столкновение культур.

«Дети принесли специфически азиатское отношение к женщине», – дипломатично описывает Кирданов повелительное отношение мальчиков к девочкам – «своим» и местным. Но после созыва схода, где местные и новоприбывшие сумели договориться, «к девочкам перестали грубо относиться», говорит он.

Лучше, чем китайцы?

Назимжон Солиев с женой и тремя детьми живет в Рождествено в съемной квартире. Получил вид на жительство, ждет российского гражданства. Работает в деревенской школе кочегаром – в две смены, за 15 тысяч рублей в месяц.

Осенними ночами ходит в кочегарку дважды – в час и в шесть. С наступлением холодов ходить приходится каждый час – за 50 метров от дома, мимо сухих скелетов борщевиков и сверкающей, черной горы угля. Солиеву 35 лет, он говорит на чистейшем русском, цитирует Омара Хайяма на фарси, может порассуждать о терминологии в мусульманском богословии – и философски относится к демографическим проблемам России.

«Лучше вы, чем китайцы», – сказал ему бывший начальник в Ленинградской области.

Солиев – один из немногих таджиков не из Бадахшана в Рождествено. Было несколько узбеков, есть армянские семьи, «но они как коренные», – говорит Кирданов. Мигранты заселяют деревни по национальному и областному принципу: где-то наплыв узбеков из Бухарской области, где-то еще – таджиков из Согдийской.


Нозим Солиев, Рождествено

Заселение начинается с появления информации о пустых домах или дешевых землях, говорит Шухрат Ганиев, аналитик Гуманитарного правового центра в узбекской Бухаре, который с 2000 года дважды предпринимал объезд российской глубинки, чтобы понять, как формируются «узбекские деревни».

Первые уехавшие мигранты или местные деятели – чиновник, фермер или «бригадир» – обещают договоры на аренду или покупку будущего урожая, помощь с разрешениями на работу и прочей бюрократией, после чего начинается небольшой исход, говорит Ганиев.

«Освоение» деревни может начаться с одного мастера на все руки, который оседает в селе, забирая заказы на строительство и ремонт. Таким мастером был Саидулло Садыков, с которым автор проехал почти четыре тысячи километров в автобусе Бухара – Москва. В деревне за сотым километром от Москвы он был как раз таким вот «узбеком на все руки» – и в итоге привез с собой племянника.

Ганиев выделяет три формы появления мигрантских социумов.

Первая – наем сезонных рабочих, которые приезжают с семьей. Это характерно для южных российских регионов с интенсивным сельским хозяйством: Волгоградской области, Калмыкии, Краснодарского края, - говорит он.

На российском севере и в Зауралье больше стихийного заселения в деревнях, где администрация готова заселить людей в пустующие дома.

«Это вариант переезда именно кишлаками, – говорит Ганиев. – Обычно это многолетняя практика и в дальнейшем интеграция в местный социум».

Третий вариант – без интеграции – это мигранты, которые выбирают деревню из-за дешевизны аренды и проживания, а сами работают в крупных городах, говорит он.

Особняком стоят узбеки, бежавшие из южного Кыргызстана после этнических чисток 2010 года и осевшие в Самарской области.

«Как правило, они довольно замкнуты и не общаются с другими социумами, в том числе и с узбеками из Узбекистана, – говорит Ганиев. – Они религиозны и весьма консервативны».


Шухрат Ганиев

Невидимки

Новых деревенских жителей трудно учесть – большая часть таджикских жителей Рождествено уже стала российскими гражданами, выпав из статистики учета мигрантов. Графа «национальность» в российских паспортах отсутствует, а всероссийская перепись не проводилась с 2010 года. Списки собственников домов по населенным пунктам не составляются с 2003 года.

Федеральная миграционная служба, недавно ставшая частью Министерства внутренних дел, дает только общие цифры по присутствию иностранцев в России, без деления на город и село. Да и как его отразить, если человек может быть прописан в деревне, жилье снимать в райцентре, а работать в городе?

Неудивительно, что они редко попадают в поле зрения СМИ, политиков и ученых. Почти десяток ведущих исследователей демографических процессов, связанных с миграцией, сказали, что тема им знакома мало, и им неизвестны работы коллег. Все они, однако, признают рост количества среднеазиатов в российских деревнях.

«При таких огромных масштабах миграции естественно, что какая-то часть осядет в деревнях, – говорит Вячеслав Поставнин, бывший заместитель директора Федеральной миграционной службы и президент фонда «Миграция XXI век». – Но ещё раз скажу, и об этом я говорю публично – статистика отвратительна, да и ту пытаются закрыть!»

Данные двух всероссийских переписей населения – за 2002 и 2010 годы – показывают взрывной рост количества этнических таджиков, незначительное, но быстро растущее количество киргизов и почти двукратное падение количества этнических узбеков.


Итого, количество среднеазиатов на селе увеличилось с примерно 120 тысяч до 145 тысяч человек, однако «эти данные практически не учитывают временных трудовых мигрантов, две трети из этих [учтенных в статистике] людей имеют российское гражданство», – говорит Евгения Чернина, демограф «Центра трудовых исследований» Высшей школы экономики.

Данные опросов косвенно отражают число мигрантов на селе.

Только 8 процентов российских селян (и один процент горожан) говорят, что в их населенном пункте нет мигрантов, тогда как 46 процентов (и 70 процентов горожан) считают, что их «много» или «скорее много», согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в ноябре 2016 года.

Две трети всех опрошенных ВЦИОМ считают, что ввиду многодетности приезжих «постепенно коренное население окажется в меньшинстве»; 22 процента полагает, что без мигрантов «невозможно решить демографическую проблему»; и рекордные 78 процентов уверены, что государство «должно ограничить» приток мигрантов.

Опрос «Левады-Центра», проведенный в августе 2017-го, показывает, что 27 процентов россиян испытывают «раздражение, неприязнь и страх» по отношению к выходцам из Средней Азии. Сходные чувства к уроженцам Закавказья испытывает 28 процентов опрошенных, «никаких особых чувств» не испытывают, соответственно, 62 и 60 процентов, а «уважение» к обеим группам чувствуют по 4 процента. Эксперты «Левады» поясняют, что впервые в послесоветской истории среднеазиаты почти сравнялись с кавказцами по уровню негативного отношения.

Демограф Поставнин сравнивает нынешний наплыв мигрантов с последствиями монголо-татарского ига, когда кочевники оседали в регионах, сейчас относящихся к югу России и Украины, а часть местного населения смешалась с новоприбывшими, тюркизировалась и приняла ислам, положив начало современным татарам, чувашам, ногайцам и кумыкам и сыграв ключевую роль в этногенезе казаков.

Он считают клановость приезжих, которая позволяет им консолидировать капиталы, и коррупцию российских чиновников главными факторами роста и экономического усиления новоприбывших.

«Всё это позволяет приобретать жизненно-важные объекты собственности и влиять на власть, что создаёт благоприятные условия для роста численности диаспор», – заключает он.

Рассадник терроризма или политическая сила?

Третьего апреля 2017 года в Санкт-Петербурге произошел теракт, погибло 15 человек, несколько десятков было ранено. Силовые ведомства назвали исполнителем теракта Акбаржона Джалилова, ошского узбека с российским паспортом.

Вскоре выяснилось, что один из предполагаемых организаторов взрыва, еще один уроженец Оша Аброр Азимов был прописан в деревне Шульгино Селивановского района Владимирской области. Пресса охарактеризовала деревню как «умирающую».

Затем под броским заголовком «Таджики-террористы полегли под Владимиром» Газета.ру сообщила о ликвидации все в той же области двух граждан Таджикистана, которые не были связаны с Азимовым, но «подозревались в подготовке теракта».

Значит ли это, что деревни превращаются в рассадник терроризма?

«Таджики не настроены радикально», – подводит итоги многолетнего общения с приезжими Кирданов.

«Те, кто в селах оседают, гораздо меньше радикализуются, – считает Екатерина Сокирянская, директор московского Центра анализа и предотвращения конфликтов и один из ведущих российских экспертов по исламскому радикализму. – Ближе к земле, дальше от идеологических веяний».

Приняв российское гражданство, мигранты становятся избирателями – и политической силой в отдельно взятой деревне.

«Это весьма управляемая аудитория для политиков в регионах, – говорит эксперт Ганиев. – К сожалению, она послушна своим лидерам, абсолютно управляема и запугана. А это идеальный набор для выборов».

В Рождествено таджики дружно голосуют за «Единую Россию».

«Через старших всегда добиваемся явки, – говорит мэр Кирданов. – Ими пытались воспользоваться как электоратом варяги всяческие. Но они питают доверие к власти, сейчас они откровенно говорят – больше продаваться не будем».

Мансур Мировалев. Фото автора

«Фергана» будет благодарна за вашу информацию о расселении среднеазиатских мигрантов в российской деревне. Если вы знакомы с этим явлением, сами являетесь мигрантом из Центральной Азии, напишите нам в редакцию и расскажите свою историю. Адрес для связи – ferghana@ferghana.ru.



Яндекс начал оценивать пробки Алма-Аты и Астаны в баллах
2018-01-12 18:41 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Пробки в Астане на момент подготовки новости
Российская поисковая система Яндекс ввела десятибалльную систему оценки уровня пробок в двух городах Казахстана – Алма-Ате и Астане. Об этом «Фергане» сообщили в пресс-службе компании. На главной странице поисковика, в Яндекс.Картах и Навигаторе появился значок светофора со средним значением загруженности дорог. Значение от 0 до 3 баллов (зеленый цвет светофора) означает, что дороги свободны, от 4 до 6 (желтый) – движение затруднено, от 7 до 10 (красный) – плотные пробки.

К запуску балльной системы Яндекс провел исследование пробок на улицах Астаны. Ситуация на дорогах зависит от времени суток, дня недели и непредвиденных факторов. Так, в будни пробки начинают расти около 7:30 утра и достигают пика в 9:00, когда загруженность в городе равна 5 баллам. В течение дня плотность автомобилей на дорогах Астаны снижается до 3-4 баллов, а в период с 18:30 до 19:30 пика в 7 баллов достигает вечерняя пробка.

Исследователи отмечают, что в будни вечерний час пик обычно дольше и тяжелее утреннего, а в выходные часов пик нет вовсе. Понедельник традиционно свободнее других будних дней, а самый напряженный момент наступает в пятницу во второй половине дня. Зато в субботу с 11:00 до 17:30 дорожная обстановка примерно такая же, как в будни. В воскресенье улицы Астаны загружены меньше всего, однако с 16:00 до 19:00 уровень пробок достигает 3 баллов.

Исследования состояния дорог в Алма-Ате Яндекс не приводит. Однако в сообщении отмечается, что у каждого города своя дорожная обстановка, поэтому шкала пробок настроена индивидуально. Поскольку ситуация на дорогах Алма-Аты в среднем напряженнее, чем в Астане, то шестибалльная пробка в Алма-Ате для Астаны оценивалась бы в 9 баллов.

Яндекс.Пробки были впервые запущены в 2006 году в Москве. Сегодня сервис присутствует в России, Украине, Белоруссии, Казахстане и Турции. Бальная система пробок есть не везде: в некоторых городах сервис просто окрашивает карты в цвета, соответствующие загрузке дорог.



В Узбекистане сократились добыча нефти и производство хлопковолокна
2018-01-12 19:14 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В 2017 году Узбекистан сократил добычу нефти и производство хлопковолокна и немного увеличил добычу природного газа.

Фото Oilcareer.Ru
Как сообщает Госкомстат республики, добыча нефти сократилась на 6,3% по сравнению с показателем предыдущего года.

Всего с января по декабрь прошлого года узбекские нефтяники добыли 806 тысяч тонн «черного золота» - против 860,1 тысячи тонн в 2016 году. При этом BP сообщала о том, что в 2016-м в Узбекистане произведено 2,6 миллиона тонн нефти.

В Узбекистане функционируют три нефтеперерабатывающих завода – Ферганский, Алтыарыкский и Бухарский. Но мощности предприятий используются далеко не в полную силу. В стране на протяжении нескольких лет наблюдается бензиновый кризис, периодически автомобилисты в разных городах вынуждены простаивать в многокилометровых очередях у автозаправочных станций. В этой связи власти Узбекистана регулярно повышают стоимость топлива.

По оценкам международных экспертов, ситуация с добычей нефти в Узбекистане станет еще хуже – агентство Fast Market Research прогнозирует снижение объемов с 582,1 млн баррелей в 2013 году до 485,3 млн мерных бочек к 2020 году.

Узбекистан, который с 90-х годов прошлого века придерживался политики «нефтяной независимости», был вынужден отказаться от прежнего курса: не так давно Россия транзитом через Казахстан отправила в республику первую партию «черного золота». А в Ташкенте в начале текущей недели началась продажа импортного бензина, реализуемого предприятием Jizzakh Petroleum, созданным при участии российской госкорпорации «Газпром».

Фото Uzdaily.Uz
Объем произведенного хлопковолокна сократился на 8% - с 1,0345 млн тонн в 2016-м году до 951,9 тысячи тонн в 2017-м. Между тем, в декабре президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что «в 2018 году планируется полностью переработать собственными силами заготовленные в нашей стране 1 миллион 200 тысяч тонн хлопкового волокна и наладить экспорт только готовой продукции». Последние годы руководство страны держал курс на наращивание объемов внутренней переработки хлопковолокна и экспорта текстильной продукции.

По словам президента, в 2017 году Узбекистан собрал более 2,930 млн тонн хлопка-сырца - при планах собрать около 3,181 млн тонн. В стране постепенно сокращаются площади под хлопчатник. Президент все чаще дает понять, что хлопок утрачивает былые позиции.

Фото Nationaljournal.com
Добыча природного газа выросла на 0,5% - до 56,4 млрд кубометров. В 2016 году этот показатель составлял 56,1 млрд кубометров.

Как отмечает «Газета.Uz», за последние годы внутреннее потребление газа выросло на треть и составляет порядка 50 млрд кубометров ежегодно. При этом власти Узбекистана намерены в ближайшие три года довести экспорт газа в Китай до 10 млрд кубометров в год и рассматривают возможность его экспорта в страны Европы. В 2016 году увеличились объемы поставки узбекского газа в Россию - до 4 млрд кубометров. В октябре 12017 года сообщалось, что «Газпром» и «Узбекнефтегаз» готовят к подписанию пятилетний контракт на закупку узбекского газа. Тем временем большой части населения Узбекистана приходится использовать для отопления жилья и приготовления еды уголь, дрова и даже сушеный навоз.



Всемирный боксерский совет объявил дату реванша Головкина с Альваресом
2018-01-12 20:14 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Gazeta.ru
Бой-реванш между казахстанцем Геннадием Головкиным и мексиканцем Саулем «Канело» Альваресом состоится 5 мая текущего года. О предстоящем боксерском поединке сообщил Всемирный боксерский совет (WBC) на своей страничке в Твиттер.

«GGG (Геннадий Геннадиевич Головкин)- Canelo (Сауль Альварес) продолжение 5 мая, что вы об этом думаете?» - гласит пост.

Напомним, что бой между Головкиным и «Канело» Альваресом, состоявшийся в сентябре прошлого года, завершился вничью.

Ранее сообщалось, что Альварес согласился на реванш с Головкиным, однако лишь на словах.

Геннадий Головкин (38 побед, из них 37 - нокаутом, 0 поражений, 1 ничья) — чемпион мира среди любителей (2003). Вице-чемпион Олимпийских игр (2004). Чемпион мира по версиям WBA (с 2010 года по настоящее время), IBF (с 2015 по настоящее время), WBC (с 2016 г.), IBO (с 2011 г.). Также журнал The Ring в сентябре этого года назвал Головкина лучшим боксером вне зависимости от весовой категории. Кроме того, WBC и авторитетное издание Boxingnews24 признали казахстанца лучшим боксером 2017 года в среднем весе.

Сауль «Канело» Альварес (49 (34)-1-2) выступает в первой средней и в средней весовых категориях. Чемпион мира по версии WBC, WBA, The Ring и WBO в первом среднем весе. Чемпион мира по версии WBC и The Ring в среднем весе.



В избранное