Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Центробанк Туркменистана прекратил конвертацию валют для предпринимателей



Центробанк Туркменистана прекратил конвертацию валют для предпринимателей
2018-01-17 14:43 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Центробанк Туркменистана перестал конвертировать валюты для предпринимателей, закупающих продукцию за рубежом. Как сообщает портал «Альтернативные новости Туркменистана», проблемы с валютными операциями начались еще в конце минувшего года. С первого декабря ни Центральный банк, ни один другой уполномоченный банк Туркменистана не производят конвертацию валют по операциям предпринимателей, занимающихся импортом иностранной продукции. По документам, принятым в последнем месяце 2017 года, до сих пор не получены решения. Хотя раньше подобные решения принимались в течение недели. В данном случае, если не проведена конвертация валют, то нельзя подавать заявку на конвертацию денег по следующим операциям.

Никаких официальных заявлений по сложившейся ситуации нет. Местным предпринимателям ничего не объясняют. Они полагают, что конвертация не возобновится.

Ранее «Фергана» уже писала о нарастающих проблемах с валютой в Туркменистане. С первого января 2018 года туркменские граждане, находящиеся за рубежом, столкнулись с тем, что не могут обналичить деньги со своих пластиковых карт. Во Внешэкономбанке Туркменистана внятного ответа по поводу происходящего возмущенные клиенты не получили. По одной из версий, теперь перед зарубежной поездкой туркменским гражданам необходимо обратиться в миграционную службу и получить от них специальное письмо-разрешение, которое нужно предоставить банку, — в этом случае карту не заблокируют. Однако, заранее об этом граждан не проинформировали.

В ноябре прошлого года Внешэкономбанк ужесточил лимит снятия наличных с пластиковых карт граждан, которые выехали за рубеж, до $50 в сутки, еще $200 разрешалось использовать по безналичным расчетам. Но так как банк накладывает комиссионные сборы, лимит в реальности еще меньше.

Отметим, что в Туркменистане с января 2015 года действует фиксированный государственный курс доллара, установленный на уровне 3,5 маната. С этого времени власти стали ограничивать свободный обмен валюты для населения. Официально обменять манаты на доллары в Туркмении практически невозможно, так как с января 2016 года Центробанк запретил конвертацию валюты для физических лиц. Люди вынуждены либо покупать валюту на «черном рынке», либо пополнять свои пластиковые карты и обналичивать валюту за рубежом. В связи с этим в стране возник так называемый «долларовый туризм» — когда местные жители конвертируют манаты по госкурсу, ездят за рубеж и снимают со счетов валюту. По возвращении в Туркмению они меняют доллары на базаре по «черному курсу», который в два раза выше официального.

На фоне нынешних проблем с конвертацией валюты для предпринимателей курс на «черном рынке» вырос до 10,5 манат за 1 доллар. Причем, по этой цене его только покупают. Продавать доллары валютчики отказываются.

Введенные властями ограничения существенно осложнили не только операции с валютой для обычных граждан, но и привели к тому, что предприниматели, приобретающие продукцию за рубежом, вынуждены сокращать объемы закупок. Это, в свою очередь, отражается на ассортименте и стоимости импортных товаров в торговых точках страны. В Туркмении периодически возникает дефицит тех или иных продуктов питания.



Опустившийся на дно «Барыс» отказался от канадских хоккеистов
2018-01-17 15:32 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Эпизод матча «Лада» — «Барыс». Фото пресс-службы ХК «Лада»
Казахстанский «Барыс» в очередной раз потерпел поражение в КХЛ, обидчиком астанинцев на этот раз выступила одна из слабейших команд турнира - тольяттинская «Лада». В заявке на матч «Барыса» отсутствовали канадские легионеры Линден Вей, Мэтью Фрэттин и Джеймс Райт, пишет российское издание «Советский спорт».

Поражение от «Лады» в овертайме со счетом 3:4 стало для «Барыса» девятым подряд в турнире и четвертым - при новом главном тренере Галыме Мамбеталиеве.

По окончанию матча наставник астанинского клуба объяснил отсутствие легионеров на площадке тем, что нужно дать шанс молодежи. «Скорее всего, легионеры не вернутся. У них большое игровое время, все большинство, при этом бросают два раза за игру. Решили дать поиграть молодым ребятам, тем, кто хочет играть и побеждать», - сказал Мамбеталиев.

Следует отметить, что Линден Вей – лучший бомбардир «Барыса» в этом сезоне, на его счету 17 шайб и 35 голевых передач в 50 матчах.

После предыдущего поражения «Барыса» президент клуба Аскар Шопобаев заявил, что его команда не будет бороться за выход в плей-офф в пользу сборной и сосредоточится на просмотре игроков из аффилированной команды «Номад».

Так, в матче против «Лады» приняли участие нападающие «Номада» Ярослав Евдокимов, Нурсултан Бильгибаев и Никита Михайлис.

Ранее «Фергана» с помощью эксперта разбиралась в причинах неудач лидера казахстанского хоккея.



Сеть с летальным исходом. Как в Афганистане торгуют мальчиками-смертниками
2018-01-17 16:50 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Боевики группировки Хаккани. Кадр телеканала «Аль-Джазира»

Афганистан превратился в одно из основных звеньев в структуре транснационального рынка смертников, который активно развивает так называемая «Сеть Хаккани». Это подтверждают данные, полученные корреспондентом «Ферганы» от свидетелей подготовки террористов-смертников в этой организации.

Житель северной провинции Кундуз Мавлави Аслам в начале 2000-х годов был одним из учеников в мечети в своей деревне. В 2004 году он отправился для получения религиозного образования в Пакистан и там попал в медресе Хаккани.

«Меня назначили воспитателем подростков, которых привозили из других медресе «Сети Хаккани». Медресе Хаккани находятся недалеко от Исламабада, а также в Лахоре и Карачи. Первое время я чувствовал, что делаю что-то хорошее во благо людей и во благо своих братьев-мусульман в Афганистане, обучая и воспитывая подростков. Но после двух лет моего пребывания там я понял, что семья Хаккани занимается вербовкой и подготовкой смертников из тех подростков и молодых ребят, которые попали в это медресе. К ним подходили умело, со знанием психологии, и большинство из них очень легко поддавались любым командам и тому, что им внушали», — говорит Аслам.

По его словам, через определенное время руководство медресе проводило сборы для подростков, которых привозили в медресе Хаккани. Во время этих сборов выявляли ребят, которые легко поддавались влиянию. Их отделяли и увозили в особо охраняемые лагеря, которые находились далеко от медресе. Остальным появляться там было запрещено. При этом Аслам отметил, что с 2010 года подготовка смертников в «Сети Хаккани» резко увеличилась.

«На моих глазах были случаи, когда приезжали машины только с одним водителем и увозили с собой юношу. После этого я узнавал потихоньку у своих коллег в нашем медресе, что тот, кого увезли, попрощался с нами и едет в рай. А за то, что его семья живет очень бедно, им необходимо собрать пожертвования в размере $10 тысяч. На самом же деле, как потом выяснялось, неизвестные мне люди продавали смертника за $40-80 тысяч, и от полученной суммы передавали $10 тысяч якобы пожертвований семье погибшего подростка. Семья же не знала, где находится их ребенок. После того, как я стал свидетелем таких случаев, я решил покинуть это медресе и в 2010 году вернулся домой в Кундуз», — свидетельствует бывший воспитатель в медресе «Сети Хаккани».

Сотрудники афганской службы безопасности и национальной полиции утверждают, что правоохранительными органами были задержаны члены «Сети Хаккани» вместе с группой из 20-ти детей в возрасте от 4 до 14 лет. Их намеревались вывезти из Афганистана в Пакистан. После задержания и расследования выяснилось, что дети были похищены для подготовки их в качестве смертников.

Попавшие в сеть

Один из работников афганской службы безопасности в Кундузе на условиях анонимности рассказал, что во время спецопераций силовикам не раз удавалось поймать посредников вместе с их подопечными — подготовленными смертниками.

«Например, летом 2015 года мы проводили операцию в районе Дашти-Арчи и окружили один из домов в этом районе. Войдя в дом, мы увидели посредника, сидящего вместе с молодым парнем-смертником, которого он привез из Пакистана одному из местных заказчиков. Когда мы их арестовали и провели расследование, то выяснилось, что за смертника посредник заплатил в медресе Хаккани в Пакистане $40 тысяч и забрал его с собой в Кундуз с намерением продать заказчику за $60 тысяч», — указал источник.

Он говорит, что стал свидетелем нескольких подобных историй и имеет основания утверждать, что главари террористических организаций, таких как «Сеть Хаккани», уже давно торгуют смертниками и предоставляют этот товар заказчикам по установленным тарифам. В Пакистане, по данным источника, рыночный коридор цен на смертника составляет $20-40 тысяч, а в Афганистане — $40-80 тысяч. Источник рассказал, что афганским силовикам попадались многие посредники или связные, по ним проведены расследования, и сейчас они отбывают сроки за решеткой. Некоторые из них, виновные в торговле людьми с целью наживы и в участии в терроризме, получили высшую меру наказания в виде расстрела.

Один из командиров афганского движения «Талибан», мулла Изатулла, при условии, что его местонахождение не будет раскрыто, заявил «Фергане», что взрывы смертников в Афганистане сейчас находятся исключительно в руках «Сети Хаккани». «Со смертником до момента взрыва ведут работу специальные люди, которые контролируют его действия. Раньше я лично видел этих смертников — их готовили так, что они сами были готовы подорвать себя в подходящий момент. Им устанавливали контакты замыкания зарядов на сгибе локтя. А сейчас это делают с помощью пультов управления. Я думаю, причиной этого стали случаи, когда смертник либо не успевал согнуть руки в локтях для замыкания, либо его схватывала судорога, либо его успевали схватить, не давая замкнуть заряд», — сказал командир афганских талибов.

По словам муллы Изатуллы, он и другие талибы были свидетелями того, как из Пакистана в Афганистан ввозили смертников для определенных целей. «Однажды смертника увез с собой представитель одного из местных полевых командиров в Баглане. Как мы узнали позже, смертник был предоставлен по заказу за $70 тысяч. Самое интересное, заказчик того смертника не смог использовать вовремя — время «использования» смертника определяется по-разному, но обычно его нужно отправить «на дело» в течение срока от трех до 10-12 дней. Этот срок истёк, покупатель захотел отправить смертника обратно «изготовителю» и вернуть свои деньги. Но, по моим данным, сколько ни старался заказчик получить свои деньги назад, ему это не удалось».

Смертник обычно заранее не знает конкретной цели, которую он должен уничтожить. В большинстве случаев ему говорят: «ты уничтожишь объект, в котором ежедневно убивают твоих собратьев, ни в чем неповинных мусульман», или же что «объект, который ты уничтожишь, плетет заговоры против твоей религии и веры для уничтожения твоего дома и твоих родных». Помимо этого, наставники-вербовщики ему показывают, как иностранные солдаты в Афганистане и в других мусульманских странах убивают женщин и детей. А за день до отправки смертника к цели ему либо добавляют дозу наркотических веществ в еду, либо дают под видом лекарства. После этого он только знает цель, которую ему укажут, и больше ничего.


Тренировочный лагерь «Сети Хаккани». Кадр телеканала «Аль-Джазира»

Заказать можно любого

Свидетели торговли «живыми бомбами» утверждают, что смертники стали интересовать главарей больших мафий, наркоторговцев и полевых командиров в качестве товара, полезного для использования против своих врагов, начиная с 2005 года. Тогда цена смертника зависела от цели. Например, если целью являлся один из вооруженных командиров, министр, член семьи президента, губернатор, то цена смертника была $80-100 тысяч. Если цель менее значительна, то цена составляла $50-70 тысяч.

По этому поводу один из членов Совета безопасности Афганистана на условиях анонимности рассказал «Фергане», что примерно половина атак смертников с этого времени осуществлялась по заказу — против конкретных лиц, а не иностранных или афганских солдат вообще. Заказами не брезговали даже государственные чиновники как при Хамиде Карзае, так и при Ашрафе Гани.

«Например, целью мог стать старейшина, имеющий уважение среди народа. Если вы обратили внимание, то было много атак смертников, после которых вину ни одна из сторон, то есть талибы или другие группировки, на себя не брала — чаще всего такие атаки проводились по заказу тех или иных лиц, и это, к сожалению, продолжается. Большинство таких взрывов проводилось с помощью пультов управления, которые, по нашим данным, находились в руках людей заказчиков. Сейчас эта практика ширится, поскольку цена на смертника уже не $70 тысяч или выше, как было еще недавно. На сегодняшний день можно заказать смертника за $10-15 тысяч», — утверждает член афганского Совбеза.

Источники отмечают, что система торговли «товаром» четко отработана. Фактически покупатель получает в руки готовый пульт управления террористом и может в течение определенного времени направить его на любую цель. Впрочем, неоднократно бывали случаи, когда смертник из-за своей юности либо по иным причинам не мог произвести самоподрыв у цели и давал себя обезвредить. Широкую огласку получил случай с 14-летним подростком Рафикуллой, которого президент Хамид Карзай летом 2007 года простил после неудачной попытки покушения на него.

Как рассказывал тогда сам Рафикулла, человек, который привез его из Пакистана в провинцию Хост, подготовил его там же, в Хосте, к акту самоподрыва, надел на него жилет смертника и сказал: «Тебе оказана честь уничтожить Хамида Карзая. Он друг неверных и неверующих. Он убивает ежедневно ни в чем неповинных людей, а ты станешь героем среди твоих ровесников и попадешь в рай». После этого куратор направил Рафикуллу в Кабул, но там через три дня его задержали правоохранительные органы. Рафикулла был передан своим родителям, которые приехали из южного Вазиристана. Они считали, что потеряли своего сына, пять месяцев они не знали, где он и что с ним.

Саид Расул, племянник Хаджи Абдуллы Гани — одного из видных старейшин города Мазари-Шарифа, погибшего в столице провинции Балх в результате взрыва смертника 9 ноября 2017 года, — говорит, что до сих пор ответственность за убийство его дяди не взяли на себя ни так называемое «Исламское государство» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ), ни талибы.

«Нам стало известно, что смертник был гражданином Пакистана — парень лет 20-22, родителям которого заплатили $15 тысяч. А кто заказал дядю и когда, мы не знаем. Единственное, что мы знаем точно, — он выступал против бывшего губернатора Балха [Атты Мухаммада Нура] и его сторонников», — заметил Саид Расул.

Сосед-импортер

У Афганистана как участника рынка смертников история сравнительно короткая. Можно сказать, что первый такой акт на территории страны был совершен в 2001 году в провинции Тахар, в Ходжа Бахауддине. Жертвой теракта стал глава Северного Альянса Ахмад Шах Масуд, а осуществили атаку два арабских боевика. Афганские силовики считают, что военная практика самоподрывов пришла из Ирака через Пакистан, где ее взяли на вооружение радикальные фундаменталистские группировки. Но главным «потребителем» рынка террористов-смертников благодаря продолжающейся войне стал Афганистан.

После убийства Ахмад Шаха Масуда взрывы смертников в Афганистане вошли в обиход военных действий. Они проводились против военнослужащих антитеррористической коалиции и против полевых командиров. Жители Афганистана полагали, что за подрывами смертников стоят движение «Талибан» или воинственные сторонники Гульбеддина Хекматъяра.

Всего, по данным силовиков, за период с 2001 года произошло 1180 террористических атак смертников. Эти атаки совершались в основном мужчинами или подростками, но в некоторых случаях и женщинами. Возраст «живых бомб» — от 14 до 55 лет. Среди этих смертников были и граждане других стран: Палестины, Йемена, Алжира, Египта, Саудовской Аравии, бывших советских республик, в основном из Центральной Азии, и даже стран Европы.

Основателем подготовки смертников в Пакистане, по подтвержденным данным спецслужб, был полевой командир пакистанских талибов Байтулла Масуд. Он покупал и набирал подростков в возрасте от 7 до 15 лет и готовил их в качестве смертников. У Байтуллы Масуда было несколько лагерей подготовки террористов, в том числе в Южном Вазиристане.

В целом география лагерей пакистанских талибов, где готовились смертники, достаточно широкая: Хайбер, Паштунхва, Пунджаб, Лахор, Карачи, Кветта. В этом Байтулле Масуду помогал полевой командир Кари Хуссайн, который имел тесный контакт с террористической «Сетью Хаккани». После того как Байтулла Масуд был убит ударом беспилотника в 2009 году в Южном Вазиристане, подготовка смертников стала приоритетом Хуссайна.

Соб. инф.



За год в Таджикистане среднемесячная зарплата выросла на 10,7%
2018-01-17 16:55 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта News.tj
В Таджикистане за год на 114 сомони ($12,9) увеличилась среднемесячная заработная плата. Как пишет Asia-Plus со ссылкой на Агентство по статистике при правительстве Таджикистана, если в ноябре 2016 года средняя зарплата по республике составляла 1060 сомони ($120,2), то в ноябре 2017-го - 1174 сомони ($133).

В ноябре 2017 года в реальном секторе экономики самая низкая зарплата зафиксирована у работников, занятых в сельском хозяйстве, охоте, лесоводстве. Она составила 523 сомони ($59). Самую высокую зарплату получали рабочие в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, она равна 2214 сомони ($251). В сфере услуг в ноябре 2017 самую высокую зарплату получали сотрудники финансового посредничества – 2926 сомони ($331). Среднемесячная зарплата в этой сфере тогда составила 1103 сомони ($125) – на 4,2% больше по сравнению с ноябрем 2016 года.

Как уже сообщалось, 22 декабря 2017 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон во время ежегодного выступления перед парламентом пообещал с 1 сентября 2018 года на 15% повысить зарплаты всем работникам бюджетных учреждений, а также стипендии и пенсии. Зарплату военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов планируется повысить на 10%.

По словам Рахмона, в 2017 году ВВП Таджикистана на каждого жителя страны вырос на 12% по сравнению с прошлым годом, а доходы населения увеличились на 10%.

Еще раньше, 7 июня 2016 года, президент подписал указ, повышающий размеры минимальной заработной платы на 60% - до 400 сомони ($45) в месяц.



Японцы научат узбекистанских маркетологов зарабатывать на футболе
2018-01-17 17:34 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Кубок Лиги футбола Японии. Фото с сайта Jfa.co.jp
В феврале этого года в Японии пройдет семинар для маркетологов узбекистанских футбольных клубов. В ходе семинара специалисты J-лиги Японии проведут теоретические и практические занятия, сообщает Sports.uz.

Японский маркетинг считается одним из лучших в мире. Достаточно вспомнить такие раскрученные бренды, как Sony, Mitsubishi или Honda. В не самой богатой японской футбольной лиге в 2017 году только спонсорская выручка составила 240 миллионов долларов. В Японию с удовольствием едут завершать свою карьеру игроки из ведущих футбольных держав - Германии, Бразилии и прочих. В свою очередь и сама Страна восходящего солнца регулярно поставляет на европейский футбольный рынок своих игроков.

В узбекистанском футболе, наоборот, существуют серьезные проблемы с маркетингом, что выливается в банкротство клубов и отсутствие болельщиков на стадионах.



В Казахстане решили запретить детям посещать мечети и церкви без родителей
2018-01-17 18:14 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В одной из мечетей Астаны. Фото с сайта Astana.gov.kz
В Казахстанский мажилис (парламент) внесен законопроект, который запретит детям посещать мечети и церкви без родителей. Об этом сообщает Informburo.kz.

Заместитель министра по делам религий и гражданского общества Берик Арын объяснил появление новой нормы жалобами, поступающими от родителей. По его словам, они опасаются, что дети могут попасть под влияние деструктивных течений во время посещения культовых сооружений. Запрет распространяется и на ситуации, когда против посещения ребенком храма возражает один из родителей.

При этом Арын отметил, что закон не будет позволять вмешиваться в процессы семейного воспитания.

Новые поправки также вводят требования по защите прав атеистов, агностиков, а также тех, кто не полностью соблюдает религиозные догмы или же не полностью следует религиозным ритуалам. Проработкой и анализом законопроекта займется комитет мажилиса по международным делам, обороне и безопасности.

Дискуссия о допустимых объемах, в которых религия может присутствовать в жизни ребенка, в Казахстане ведется давно. Особенно остро стоит вопрос о том, можно ли девочкам из религиозных семей носить в школу мусульманский платок. В начале текущего учебного года 37 семей из Западного Казахстана подали в суд на министерство образования за то, что их дочерей не пускают на учебу.

А в январе 2018 года четыре женщины, одетые в никабы, в знак протеста совершили намаз у одной из школ в Актобе (тоже в западном Казахстане). Решение публично помолиться женщины приняли после встречи родителей девочек, которым не дают учиться в платках, и депутата мажилиса.

Школы, не пускающие на занятие девочек в платках, обосновывают свое решение приказом министерства образования, по которому в школьной форме не должны присутствовать религиозные элементы. При этом молиться у школ светское законодательство Казахстане не запрещает.



Голый низ, слоеный верх. Отчаянные модники Китая радуют глаз
2018-01-17 18:29 ferghana@ferghana.ru (Алексей Винокуров)

В Китай, и в частности, в Пекин, лучше приезжать в разгар весны или ранней осенью. В это время года там тепло, но не жарко, в природе царит настроение, которое раньше называли «благорастворение воздухов». Однако иногда выбирать не приходится, так что турист вполне может оказаться в Пекине как раз на Новый год. В этом случае опытный путешественник обязательно возьмет с собой дубленку, а если он дама – может быть, даже шубу.

Хотя в самом Китае шубы до сих пор редкость.

Как-то мы с женой приехали в Пекин в декабре, я был в дубленке, жена – в норковой шубе. Спустились в метро. На дубленку мою внимания почти не обратили, если не считать нескольких косых взглядов, зато шуба вызвала в вагоне необычайное оживление.

Две немолодых китаянки, стоявшие рядом, принялись чрезвычайно энергично щипать шубу за мех, пытаясь определить, настоящий ли он. При этом на владелицу шубы они даже не смотрели – мало ли по Пекину ходит иностранцев…

– Ши бу ши чжэндэ мао? (Мех настоящий или нет?) – требовательно восклицала первая.

– Чжэндэ! (Настоящий!) – вынесла вердикт вторая.

Только после этого мы вздохнули с облегчением: не хотелось возвращаться домой в окончательно полысевшей шубе.

Коррупционера по меху видать

Надо сказать, что до установления КНР в 1949 году шубы были очень дороги, и носили их по преимуществу женщины. Через некоторое время после прихода к власти коммунистов шубы и вовсе пропали из употребления. В качестве теплой зимней одежды иногда фигурировали дубленки – тоже недешевые, но чаще всего зимой носили ватные пальто с капюшоном или воротником. Если человек носил длинное пальто, скорее всего, он работал сторожем или охранником, в общем, много времени проводил на улице.

Золотым временем для шуб в Китае стал период Чуньцю, период Весен и Осеней (722-481 г.г. до н.э.). Тогда шубы обязали носить всех госчиновников без исключения. А поскольку чиновников в Китае уже тогда было много, для удовлетворения их потребностей этих самых шуб требовалось бешеное количество. И дело тут было не только в красоте и роскоши, хотя и в них, конечно, тоже. По качеству меха и его цвету можно было определить статус и должность человека. Так, например, наследник трона носил песцовую шубу. Князьям-хоу были предписаны рыжие лисьи шубы. Высокопоставленные чиновники одевались в лису-чернобурку. Служилые люди рангом пониже щеголяли в шубах, сшитых из шкурок лисят: как известно, шкура лисенка по цвету отличается от шкуры взрослого зверя.
После смерти Мао Цзэдуна граждане КНР смогли, наконец, немножко вздохнуть. К восьмидесятым годам двадцатого века на китайских рынках, кроме товаров первой необходимости, появились товары необходимости второй и даже третьей – в том числе и шубы. Однако изделия из настоящего меха стоили тогда очень дорого: от 500 до 5.000 юаней – и еще дороже. По тем временам это были заоблачные деньги. Особенно ценились истосковавшимися по роскоши китайцами соболь и лиса – тут цены начинались от десяти тысяч юаней. Конечно, заработать такие деньги честно в те времена было почти невозможно. Поэтому при желании по шубам можно было вычислять особенно наглых коррупционеров и мафиози.

Но даже и сегодня, когда многие граждане КНР вполне в состоянии купить себе шубу, спрос на них не особенно большой. А все дело в том, что китайцы в массе своей одеваются не так, как мы.

Шубы или дубленки в широком ходу, как правило, на севере Поднебесной – там, где зимой температура иной раз опускается до минус сорока. В остальном же Китае, когда наступают холода, граждане вместо одной шубы начинают напяливать на себя множество разных одежек – футболок, рубашек, кофт и тому подобного, слой за слоем, как капуста. По-китайски есть даже выражение «чуань долэ», то есть «надевать побольше», вместо того, чтобы, как у нас, одеваться потеплее. С точки зрения физики это даже правильно, потому что теплоизолирующий эффект возникает как раз благодаря воздуху между слоями одежды. Правда, китайцы поняли эту хитрость гораздо раньше европейских физиков.

В таком многослойном одевании есть и дополнительный смысл. В Китае много мест с резко континентальным климатом, где в течение суток температура колеблется очень сильно. Скажем, весной в Пекине с утра температура нулевая, а днем воздух прогревается до 15-20 градусов. Вот тут-то, по мере прогревания, китайцы и начинают по очереди снимать с себя свои одежды: сначала куртку, потом жилетку, потом кофту, потом какой-нибудь джемпер – и так далее. Лишнюю одежду при этом вешают на руку или кладут в пакет. Ближе к вечеру начинает холодать – народ снова надевает свои сто одежек.

Впрочем, так одеваются тоже не все. Бывает, что молодые девушки и по морозу бегают в одних джинсах и коротких курточках – но на то они и девушки.

В старом Китае невестка дарила родителям мужа теплую одежду, в том числе – ватные брюки для ношения в холода. Считалось, что хорошие брюки должны быть толстыми. Если прислонить такие брюки к стене, они ни за что не упадут: так и будут стоять, дожидаясь хозяина. Помимо ватных брюк ценились также брюки из собачьей шерсти.

Несколько раз зимой мне приходилось видеть иностранцев, бегущих по Пекину в одних футболках и коротких майках. Судя по их виду, это были вовсе не представители секции моржей, добровольно подвергающие себя обморожению с дальнейшим отпиливанием пришедших в негодность конечностей. Скорее всего, несчастные туристы входили в самолет в каком-нибудь теплом месте, по дороге багаж их терялся – и они оказывались почти голыми посреди неласковой пекинской зимы. Впрочем, не исключено, что они искренне думали, что Китай – жаркая южная страна, и теплая одежда тут и вовсе не понадобится.

Однако это грустное иностранное заблуждение, которое дорого может обойтись неопытному туристу. Тем, кто едет в Китай в холодное время года, надо одеваться тепло. В Пекине зимой температура часто опускается ниже нуля, особенно ночью. Да и в южных городах, например, в Шанхае, зимой замерзнуть очень просто – несмотря на то, что там все время держится небольшой плюс. Этому способствуют три вещи: ветер, влажность и отсутствие центрального отопления. Да, как ни грустно, но центральное отопление в Китае – большая редкость.

А если учесть, что в Поднебесной благодаря новейшим китайским стройматериалам дома продуваются, как нигде, станет ясно, что температура в помещении почти не отличается от температуры на улице. На практике это значит, что вы не можете согреться нигде, пытка холодом преследует вас все время. И это испытание не только для тела, но и для души.

Вы спросите, как в этих тяжелых условиях выживают сами китайцы? Во-первых, придя домой, они не раздеваются, как мы, иногда даже верхнюю одежду не снимают – так и сидят в куртках и свитерах. Во-вторых, китайцы все-таки отапливают свои дома – углем или, если речь идет о современных квартирах, включают кондиционеры на обогрев. Но и уголь, и электроэнергия стоят денег, а деньгами граждане КНР разбрасываться не любят. Поэтому тепло в китайских домах обычно бывает только в теплое время года.

Знаменные платья китайских женщин

В шестидесятые-семидесятые годы двадцатого века считалось, что все китайцы одеваются одинаково. Такова, дескать, установка Коммунистической партии Китая.

Однако унификацию в одежде выдумали вовсе не коммунисты. Еще при знаменитом императоре Цинь Шихуане, жившем в третьем веке до нашей эры, государство стало монополистом в вопросах моды. Именно император решал, что будут носить его подданные. Тогда были установлены единые стандарты в одежде, которые должны были соблюдать все подданные сына Неба.

В период империи Западная Хань (206 г. до н.э. – 25 г. н.э.) были обнародованы новые правила. Фасон одежды мог быть произвольным, но строго определялся ее цвет. Цвет этот зависел от сезона. Весной следовало носить синюю одежду, летом – красную, осенью – желтую, зимой – черную.

Современному европейцу, да и китайцу тоже, такой регламент может показаться очень странным. Однако, скорее всего, это было связано с увлечением императоров даосскими практиками. Согласно даосским воззрениям, каждому сезону соответствовал свой цвет, своя нота, свой вкус и даже определенное физическое упражнение, которое требовалось делать для улучшения здоровья.

Как ни странно, такие жесткие ограничения подтолкнули развитие портняжного искусства в Китае. Раз уж цвет определен, то, чтобы добиться индивидуальности, приходится изыскивать дополнительные способы: например, создавать оригинальные силуэты или находить необычные виды вышивки. Вероятно, именно поэтому эпоха Западная Хань одной из первых была отмечена взлетом модного искусства.

Не прошло и двух тысячелетий, как китайская мода пришла и к нам. Уже какое-то время западным женщинам предлагают носить знаменитые китайские платья-ципао – те самые, длинные, облегающие, с разрезом на бедре, в которых так хорошо смотрятся официантки в китайских ресторанах. Однако прежде чем надеть на себя такое платье, неплохо бы знать, что в современном Китае их воспринимают, как униформу. Ципао обычно носят официантки в ресторанах, портье в гостиницах, крупье в казино и так далее.

Поэтому, когда русская или европейская женщина надевает такое платье и идет в гости или в китайский ресторан, с точки зрения китайца выглядит это не стильно и красиво, а несколько смешно. Ну, как если бы кто-то пошел на дипломатический прием в медицинском халате или рабочей спецовке – эффект будет примерно тот же.

Впрочем, и тут есть исключения. Ципао высокого качества можно увидеть на жене председателя Си Цзиньпина во время государственных приемов или важных международных визитов. Бывает, что красавицы-телеведущие появляются в ципао во время праздничных концертов. Одним словом, в Поднебесной сохранились еще области, где ципао можно считать нарядом, а не униформой. Но все-таки не нужно путать шоу с реальной жизнью. То, что уместно на первой леди в качестве традиционного наряда, на иностранке будет смотреться смешно.

Однако отношение к ципао не всегда было таким прагматичным. Принято считать, что ципао появляется при династии Цин. В те времена существовали так называемые знаменные войска, они же – знаменные полки, которые подчинялись лично императору. Всего таких полков было восемь, каждому из них присваивалось знамя определенной расцветки. Некоторые из этих полков размещались прямо в Пекине. Военные жили вместе со своими семьями и занимали целые кварталы. Так вот, слово «ципао» переводится как «знаменные платья» – их носили женщины из семей военных, принадлежавших к этим самым знаменным полкам.


Булыжник - орудие пролетариата, а ципао - оружие модной девушки.

В 20-30-е годы XX века на ципао сильно повлияла западная мода. Из маньчжурского халата до пола с рукавами, закрывающими кисти рук, ципао превращается в ультрамодный наряд жительницы Шанхая. Облегающее, вызывающее, оголяющее руки ципао становится символом эмансипации. Его надевают женщины с короткими прическами, женщины свободные и самостоятельные, не пренебрегающие науками и способные сами себя содержать.

Ципао тех лет сопровождалось разными аксессуарами: браслетами, колье, брошами, булавками. Выходя на улицу, шанхайки дополняли платье маленькой дамской сумочкой, тонкими шелковыми чулками, туфлями на каблуке, перчатками и перманентом на голове.

Ципао, разумеется, делались на заказ. Вообще, в старом императорском Китае не было магазинов готового платья. Была только торговля подержанными вещами – а вот готовое новое платье купить было нельзя, только сшить. Магазины готового платья появляются в Китае лишь в начале двадцатого века. Но все это были магазины мужского платья. Расцвели они потому, что в Китае появилось много иностранцев. В Пекине, Гуанчжоу, Шанхае, Тяньцзине были целые западные кварталы. Однако далеко не всем иностранцам нравилось расхаживать по городу в традиционных китайских халатах. Поэтому из-за границы стали поставлять готовую одежду и продавать ее в магазинах. Но готовых женских платьев в Китае не было и тогда, женщины еще только начинали завоевывать мир.


Ципао - обычная униформа для официанток, портье, крупье и других официальных лиц.

Любопытно, что ципао оказалось весьма привередливым нарядом. Это знаменитое платье предъявляло своим потенциальным хозяйкам целый ряд довольно строгих требований.

Считалось, во-первых, что женщина, решившая носить ципао, должна иметь покатые плечи и узкую спину. На женщине с поднятыми плечами и широкой спиной ципао смотрелось плохо, неэлегантно. Кроме того, у женщины должна была быть тонкая талия и длинная шея, чтобы воротничок-стойка ципао не подпирал уши. Очень важным для женщины было иметь «проявленные ягодицы» и «соответствующий размер груди», иначе, опять же, вид получался не очень элегантный. И наконец, женщина, носящая ципао, должна быть среднего роста. Как очень высокая, так и низкая женщина в ципао смотрятся нехорошо.

Китаянки носили ципао вплоть до шестидесятых годов XX века. Потом оно было заклеймено, как буржуазный хлам и порождение капиталистического вкуса – его следовало отбросить и истребить.

В 50-е годы двадцатого века в моду в Китае вошли советские ситцевые платья – их оптом поставляли из СССР, и практически все китайские женщины ходили тогда в них. Китайцы называли эти платья «булацзи», то есть просто передавали русское слово китайскими слогами. Кто-то, наверное, удивится – как наши платья, рассчитанные на крепеньких советских женщин, смотрелись на худеньких китаянках? Смотрелись как родные – все дело в том, что тогда в Китае еще не было ни большого скачка, ни культурной революции, люди питались вполне прилично, и китайские женщины не сильно уступали советским.


Китаянки в советских ситцевых булацзи.

Позже Мао Цзэдун поссорился с Хрущевым, и все советские стали считаться ренегатами. Под раздачу попали и наши платья – китайцы заклеймили их как продукт ревизионизма и разложения.

В итоге на смену кокетливым ципао и развеселому советскому ситчику пришли грубые штаны и бесформенные рубахи – темный верх, светлый низ.

И пупок оголять, и кожу показывать

Сегодняшняя китайская мода может привести в недоумение самого свободно мыслящего человека. Бедность и однообразие времен культурной революции сменились необыкновенной пестротой. Когда смотришь на китайца, идущего по улице – неважно, мужчина он или женщина – иной раз кажется, что он просто навертел на себя первое, что попалось ему под руку. Но это, конечно, не совсем так. В китайской одежде и манере ее носить есть свои тенденции, свои стратегии, и даже, как это ни удивительно, свой вкус. Только надо иметь в виду, что вкус этот китайский.

Как в двух словах определить китайскую манеру одеваться? Во-первых, конечно, это фьюжн, то есть сочетание чего угодно с чем угодно. Во-вторых, некоторая детскость, инфантильность, и даже почти смехотворность.

Первую настоящую китайскую модницу я увидел еще в начале двухтысячных. На ней было короткое платьице, под ним брюки-галифе (я не шучу!), кавалерийские сапоги, поверх платья – футболка с Микки-Маусом. Венчала все это великолепие кокетливая шляпка с вуалью.

С тех пор прошло немало лет, но суть китайской моды изменилась не сильно.

В старом Китае, говоря об одежде, руководствовались принципом: «Мужчина не оголяет пупок, женщина не показывает кожу». Сейчас, разумеется, обо всем этом забыто напрочь. В Пекине по жаркой погоде мужчины оголяют и пупок, и даже живот целиком – для охлаждения. Делают они это просто – задирают рубашку или футболку на грудь и ходят по улицам, выставив живот вперед, как символ своей необыкновенной красоты.

Женщины тоже стараются не отставать от сильного пола. В теплую погоду на улицах китайских городов появляется множество прелестниц в чрезвычайно коротких юбках и коротких шортиках, больше похожих на обычные трусы. При этом, однако, приличная китайская девушка носит закрытую футболку или блузку под горло, чтобы окружающие не только не увидели ее грудь, но даже подумать о ней не смели. Иностранных туристов такая выборочная целомудренность приводит в недоумение. А все дело в том, что зоной эротического и вообще неприличного в Китае считается не то, что ниже пояса, а то, что выше.

Так что ходьба в трусах по городу не возбраняется и не говорит о девушке ничего плохого. А вот декольте, даже совсем скромное, может навести китайца на мысль, что он имеет дело с порочной и даже продажной женщиной.


Подумаешь, короткая юбка. Главное - закрытый верх.

До сих пор неопытных туристов сбивает с толку привычка китайцев ходить по улице в пижамах. Если спросить у китайца, зачем он так делает, он объяснит, что это красиво и роскошно. И если он будет ходить в пижаме только дома, кто же узнает, какая она у него дорогая и шикарная? Так что не удивляйтесь, если увидите китайцев, в теплое время года рассекающих по улицам в пижамах разных фасонов и расцветок. Особенно часто, конечно, это встречается на юге.

Справедливости ради заметим, что у пижамы в Китае были не только взлеты, но и падения. С приходом к власти коммунистов пижама стала считаться кислой отрыжкой буржуазии. Пламенные китайские коммунисты прямо заявляли, что в пижамах ходят только идущие буржуазным путем богатеи, девушки неприличного поведения и пожилые матроны.

Однако после смерти Мао и ослабления идеологического гнета пижама была реабилитирована и заняла достойное место среди выходных костюмов китайца.


Ватное пальто изящно сочетается с пижамой при выходе на улицу.

Нынешнюю ситуацию с одеждой дополнительно запутывает тот факт, что китайцы сейчас много ездят на Запад. Оттуда они привозят новые представления о моде. Однако западную моду они не просто заимствуют, а переделывают на свой, китайский лад.

Даже знаменитые европейские модные дома приходят в Китай каким-то особенным путем. Зайдя в любой фирменный магазин в Поднебесной, вы увидите довольно странные коллекции – при том, что сделаны они известными европейскими кутюрье. Дело в том, что модные дома теперь делают отдельные коллекции для китайцев (азиатов), для арабского Востока и для Европы (Запада вообще). Поэтому в брендовом магазине одна и та же коллекция в Милане и в Шанхае будет выглядеть по-разному.

А вот в среднем ценовом сегменте повседневной одежды в Китае наблюдается некоторая унификация – джинсы, футболки, кофточки вполне европейского вида и все в таком роде.

В сегменте же дешевых вещей китайская одежда сама по себе может глядеться вычурно, странно и даже смешно. Эстетический эффект, а точнее, шок от увиденного усиливает привычка китайцев дополнительно разнообразить свою одежду. Самый простой способ для этого – сочетать несочетаемые и дико глядящиеся вещи и аксессуары. Другой способ – разнообразные принты на одежде, от рисунков до надписей на иностранных языках. При этом, поскольку иностранных языков китайцы почти не знают, надписи эти иной раз выглядят диковато. Например, на джинсах у юной девушки сзади написано «Grandma». Это не шутка, как можно подумать, просто ни тот, кто делал этот принт, ни сама девушка не понимают, что там написано. А слово короткое, удобное и хорошо встает на джинсы. Вот и ходит юная кокетка с надписью «Бабушка» на филейной части.

О китайской одежде можно рассказывать бесконечно, тем более за тысячелетия существования у нее образовалась богатейшая история. Однако любые слова бледнеют перед реальной действительностью, так что проще всего самому поехать в Китай и увидеть все собственными глазами.

Алексей Винокуров



В Узбекистане официально зарегистрирована Исламская академия
2018-01-17 18:54 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото «Ферганы»
Министерство юстиции Узбекистана вручило ректору Исламской академии республики Неъматулле Ибрагимову свидетельство о государственной регистрации. В открывшемся вузе можно будет получить высшее религиозное образование по специальностям «Корановедение», «Науки фикх», «Хадисоведение» и «Науки калам», говорится в в сообщении на сайте Комитета по делам религий при Кабинете министров Узбекистана.

Принимать абитуриентов академия будет на три программы: магистратура (два года), базовая докторантура (три года) и докторантура (три года).

Задача академии – обеспечить педагогическими кадрами высшие и средние специальные религиозные образовательные учреждения страны. Учредитель заведения – Управление мусульман Узбекистана, которое будет определять квоту на количество учащихся.

При вузе также будет действовать научный совет по защите магистерских и докторских диссертаций, присвоению научных степеней магистра исламоведения, доктора философии и доктора исламоведения.

Планируется также создать возможности для получения дистанционного образования.

Председатель Управления мусульман Узбекистана муфтий Усманхан Алимов назвал создание академии большим подарком верующим страны.

Как сообщалось, указ о создании Исламской академии подписал 15 декабря 2017 года президент страны Шавкат Мирзиёев. Уже в 2018-2019 учебном году академия сможет принять на обучение в магистратуру 16 студентов.

Согласно опросам WIN/Gallup International, проведенным в 2008, 2009 и 2015 годах, верующими в Узбекистане себя считают 51% населения. Такие данные приводит The Telegraph на основе, составленной изданием карте религиозности.



Гурбангулы Бердымухамедов запретил показывать по телевизору секс и вредные привычки
2018-01-17 19:13 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Спутниковые антенны на доме в Ашхабаде. Фото «Ферганы»
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписал закон «О телевидении и радиовещании». Согласно этому документу, в стране теперь запрещено показывать по телевизору и в кинотеатрах секс, насилие и сцены, поощряющие вредные привычки.

Согласно статье 44 нового закона, с целью защиты интересов национального телерадиовещания запрещено демонстрировать сцены «порнографического и специального сексуально-эротического характера», а также пропагандировать жестокость и насилие.

А в статье 4 указывается, что закон призван защищать несовершеннолетних от «информации, оказывающей негативное воздействие на их физическое, умственное или нравственное развитие». В частности, это порнографические и насильственные сцены и демонстрация вредных привычек.

В Туркменистане существуют 7 телеканалов общего доступа. Все они полностью подконтрольны государству. Передачи госканалов, в основном, показывают официальную хронику и позитивные новостные сюжеты. Прямые эфиры и критические материалы отсутствуют. В результате эти каналы не пользуются популярностью у населения, которое предпочитает спутниковое телевидение. Однако власти проводят кампании по принудительному демонтажу спутниковых антенн, аргументируя это тем, что они портят облик городов.

По данным «Репортеров без границ», по показателю свободы информации и прессы Туркменистан в 2017 году находился на третьей строчке с конца в списке из 180 стран.



В избранное