Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Житие святителя Петра и Евангелие от Луки

 

Поучаствовал в III Свято-Петровских чтениях, посвященных памяти святителя Петра, митрополита Московского. Они проходили в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений и их IV направления – «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие». Место проведения – Нарышкинские палаты Высоко-Петровского монастыря на Петровке 28/2. Монастырский комплекс в центре Москвы огромный, роскошный. Сейчас там расположился Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Российский Православный Институт святого апостола Иоанна Богослова. Возглавляет эти два учреждения архимандрит Иоанн (Экономцев). Лет сорок назад в этом монастыре проходили собрания нашего Русского Клуба, первоистока нынешнего русского национального духовного возрождения.

Вникая в интересные доклады и сообщения, ещё раз убедился, что русскую историю надо писать снова почти с чистого листа. Из нынешней Русской Катастрофы надо по-новому взглянуть на русскую судьбу. Самое же главное – Правая Вера проясняет и возвышает ритмы и узлы истории и потому сопрягает астрономическо-профаническое время хронос с эсхатологически-литургическим временем кайрос. А при светском или обрядоверческом подходе к истории вообще и к деяниям святителя Петра в частности – неизбежны узость кругозора и связанные с этим лакуны и огрехи.

Информационная ценность слушаний порадовала. Замечательно выступали молодые ученые из Межвузовской ассоциации молодых историков и филологов, в том числе Владимир Александрович Павлов из нашего Русского Исторического Общества. Его доклад – «Роль митрополита Петра в политическом соперничестве Москвы и Твери XIV в.в.». Было несколько содержательных выступлений преподавателей, аспирантов и студентов МГИМО МИД РФ, которые подчеркивали, что святой благоверный князь Александр Невский и святитель Петр, митрополит Московский являются небесными покровителями русской дипломатии.

Протоиерей Александр Кузин попросил меня ввиду ограниченности регламента из-за многих желающих выступить сосредоточиться на житии святителя Петра, и я назвал своё краткое выступление «Проблемы житийного цикла при сопоставлении Жития святителя Петра и Евангелия от Луки». Говорил тезисно, а впредь решил не участвовать в сборных солянках, чтобы скороговоркой не компрометировать свои идеи.

Святитель Петр недооценен историками как государства Российского, так и Русского Православия. Между тем пара святитель Петр (около 1260 – 1326) и великий князь (с 1328 года) Иван Данилович Калита (1282-1340) играют такую же первоисходную роль для Московской «православно-третьеримской» цивилизации, какую для «христианско-перворимской» сыграла пара Иисус Христос и Август Кесарь.

Дополнил выступавших из МГИМО, которые осветили внешнеполитические деяния святителя Петра на византийском и ордынском направлениях. Между тем мир всегда был мал, и на событиях вокруг возвышающейся Москвы сказывалось и то, что происходило на Западе, прежде всего с наследием Крестовых походов и монашеско-духовных орденов. Я напомнил, что святитель Петр жил в годы, когда крестоносцев изгнали со Святой Земли (18 мая 1291 года пал последний оплот крестоносцев в Палестине – крепость Аккра) и когда в 1307 году начался разгром Ордена тамплиеров. Проблемы имели в те годы также Тевтонский и Ливонский ордена у границ Руси. Гонимые рыцари-крестоносцы стекались в Москву к князю Ивану Калите, который руководствовался прагматичным принципом «всё полезно, что в рот полезло». Особое внимание я обратил на работы Дмитрия Зенина, размещенные на сайте Льва Регельсона http://www.apocalyptism.ru/Moscow-1.htm. В них выявляются следы тамплиеров на Руси. Среди девяти отцов-основателей славного Ордена храмовников был сын Анны Ярославовны, королевы Франции, - граф Гуго де Вермандуа. И с точки зрения историка нет сомнений, что православная Русь и католический Запад, несмотря на догматические и прочие разногласия, всегда тесно взаимодействовали. И как святитель Петр, так и Иван Калита использовали проблемы Запада на пользу Москвы.

Далее я перешел собственно к осмыслению Жития святителя Петра. Обратил внимание на устойчивость житийного биографическо-хронологического цикла. Жития удостаиваются избранники Божьи. Прообразом христианско-православного жития является Евангелие от Луки, которое отличается, по словам самого евангелиста, «тщательным исследованием всего сначала, по порядку» (Лука 1:3). Евангелист Лука, кстати, особо значим для Святой Руси – ведь именно его рукой, по преданию, написана главная великорусско-православная святыня икона Владимирской Божьей Матери.

Выделил три совпадающих смысловых момента в Житии святителя Петра и в Евангелии (как бы «житии») Иисуса Христа от Луки. Первый – чудесное провозвещение свыше о рождении избранника Божьего (ангел Гавриил возвещает Деве Марии и Иосифу о рождении Иисуса от Духа Святого, и дух же возвестил во сне матери Петра, волынской боярыне Евпраксии, а та сказала и мужу Феодору, о рождении сына, на котором почиет особая благодать Божья). Второе – как бы спутник-близнец, посвящающий-крестящий Духом (Иоанн Предтеча у Иисуса Христа, чудесный Просветитель у святителя Петра). Третье – духовный прорыв и как бы «духовное рождение» как Отрока Иисуса, так и отрока Петра в «двенадцать лет» (Лука 2:42). Отметил также косноязычие и фактически немоту Петра до двенадцати лет, а в двенадцать лет его как бы прорвало мудростью.

Я подчеркнул, что эти три смысловых момента – не сугубо христианские, а исконно всечеловеческие, и они связаны с сопряжением хронос и кайрос, т.е. астрономического солнечно-лунного цикла и эсхатологическо-священного. Есть цикл менструально-женский (лунный) и сезонно-мужской (солнечный), и в годовом цикле выделяются четыре особых точки – зимний и солнечный солнцевороты и весеннее и осеннее равноденствия. Замысел юлианского календаря – зафиксировать эти точки 21-22 декабря, 21-22 июня, 22-23 марта и 22-23 сентября. И важное значение имеет совпадение дня зачатия (полнолуния) с днем или равноденствия, или солнцеворота. В житиях избранников свыше обычно зачатие (и соответственно рождение) приходится на такие совпадения в дни или равноденствий, или солнцеворотов. На протяжении последних тысячелетий этот ритм устоялся, и прорывы духа или «второе» и оно же «духовное рождение» происходят у мальчиков, зачатых и рождающихся в дни этих особых совпадений. Что и находит отражение в житиях, в том числе в дохристианских. Индийских брахманов поныне называют «дваждырожденные».

В пример я привел миф о божественных близнецах-диоскурах Касторе и Полидевке, а также индийский круг представлений о небесных колесничих-близнецах Ашвинах, которые неразрывно сопряжены именно с годовым циклом. А ближе к нашим дням, но раньше пришествия Иисуса Христа – жизнеописание Августа Кесаря, который родился в день осеннего равноденствия 23 сентября 63 г. до нашей эры, и его мать Атия уверяла, что понесла в зимний солнцеворот от чудесно явившегося ей змея, на самом деле оказавшимся солярным богом Аполлоном, сыном Зевса и Лето. Кстати, его наставником стал приемный отец и родич Юлий Цезарь, а наставником Ивана Калиты был его отец великий князь Даниил Московский. Чудесность рождения свыше объединяет Августа Кесаря с Иисусом Христом, а также с избранником небес святителем Петром.

Август Кесарь, Иисус Христос и святитель Петр объединяются и вторым смысловым моментом – духовным посвященчеством от как бы «духовного близнеца». Август Кесарь – от Юлия Цезаря, Иван Калита – от Даниила Московского, святитель Петр – от вышнего Просветителя, Иисус Христос – от Иоанна Предтечи, который был родичем Иисуса Христа и находился с ним в астрономическо-литургическом сопряжении, в совпадении хронос и кайрос (Иоанн был зачат за полгода до зачатия Иисуса в день совпадения полнолуния с днем осеннего равноденствия – смотри мою предшествующую заметку о Таблицах полнолуний НАСА).

Наконец, Август Кесарь, Иисус Христос и святитель Петр объединяются и третьим смысловым моментом – духовным прорывом в возрасте двенадцать лет. Как известно, «на двенадцатом году он /Гай Октавий, позднее Август Цезарь/ произнес перед собранием похвальную речь на похоронах своей бабки Юлии» (Светоний. Божественный Август. 8), которая произвела огромное впечатление своей мудростью. Двенадцатилетний Отрок Иисус чудесным образом начал вещать в Иерусалимском Храме, и «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лука 2:47). А вот что сообщает митрополит Киприан в Житии святителя Петра:

«Единою же яко во сне виде отрок некоего мужа в святительскых одеждах пришедша и ставьша над ним и рекша ему: “Отверзи, чадо мое, уста своя”. Оному же отверзшу, святитель десною рукою прикоснуся языку его, и благословивьшу его, и яко же некоею сладостию гортань его нальявшу. И абие възбудися отрочя и никого же виде. И от того часа вся, елика написоваше ему учитель его, малым проучением изучааше, яко и в мале времени всех сверьстник своих превьзыде и предвари. Бывшу же ему двоюнадесятим летом, иде к прилежащей тамо пустыни в един от манастырь, и от тамо сущаго игумена постризается и к братии причитается. И с отятием убо власныим и всяко мудрование съотрезуеть плотское, и бываеть свершен в всем послушник, духовному отцу своему последуя».

Казалось бы, взяв за образец Евангелие от Луки, митрополит Киприан и составил Житие митрополита Петра – «Месяца декабря в 21 день. Житие и жизнь и мало исповедании от чюдес юже в Святых Отца нашего Петра архиепископа Кыевьскаго и Всея Руси. Списано Киприаномъ смереным Митрополитомъ Кыевьскымъ и Всея Руси. Господи благослови отче». Однако в основе Жития святителя Петра – не просто представления митрополита Киприана о должном, подкрепляемые прообразом «жития» Иисуса Христа в Евангелии от Луки, а архетипический астрономически-литургический цикл, имеющий универсальное значение. Через избранников-праведников осуществляется смычка профанного и святого, хронос и кайрос. Ибо, как гласит первая строка Жития – «Праведници в веки живут и от Господа мьзда их, и строение их от вышьняго». Четыре ключевые точки годового круга, когда в них сходятся полнолунно-биоритмическое и орбитально-солнечное, способствуют прорыву духа, как бы разряду молнии в избранническое древо посреди людского леса. И в начале московской Святой Руси – святитель Петр в духовном резонансе с князем Иваном Даниловичем Калитой. Эта пара и стала краеугольным камнем, на котором воздвигся наш духовно-государственный Русский Дом под Покровом Богородицы. И эсхатологически глубинна и пока неразгаданна связь Успения Богоматери, к которому промыслительно обратился святитель Петр и написал знаменитую Её икону и заложил камень в основание Успенского Собора в Кремле, - с нынешней Русской Катастрофой и с грядущей Второй Смертью. И умер святитель Петр, митрополит Московский, перенесший центр Русского Православия в Москву, - в день зимнего солнцеворота 21 декабря 1326 года.


В избранное