Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Реабилитация коммунизма в Европе

 

Призрак коммунизма изначально забродил по Европе ещё во времена Себастьяна Франка (1499-1542/3) как один из четырех главных «измов» прорвавшейся-взорвавшейся низовой субъектности Нового Времени (модерна) и выражал идеал «субъектности для всех» (как его отчеканили позднее – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех»). Томазо Кампанелла со своим утопическим-антиутопическим «Городом Солнца» (1643) изрядно подпортил этот идеал, извратил его до противоположности тоталитаризма – господства «всех» над «каждым» (а «все», как показал Гегель в «Феноменологии духа», собираются в «одно», в культ одной личности). Тем не менее «призрак коммунизма», то есть «коммунистическая идея» - неустранима в обществах самоорганизующейся низовой субъектности, то есть в демократических или в модернизирующихся и прорывающихся к демократии странах. Другое дело, что в Америке, созданной по лекалам-идеалам Жана Кальвина (1509-1564), который жестко вел низовую субъектность в прорыв под лозунгом либерализма «субъектность для достойных», почти нет ниши для последователей Себастьяна Франка, а те группы, особенно афроамериканские, которые пытались поднять знамя коммунизма, были ассимилированы в ходе успешного исполнения кальвинистской общенациональной программы «аффирмативных действий». В Европе же, разношерстной и мультиидейной, коммунисты были всегда сильны, и лишь разоблачение тоталитарности (и затем крушение) коммунистического Советского Союза во многом скомпрометировало сам коммунистический идеал, и, например, французские лидеры еврокоммунизма не пришли в себя до сих пор. Но в других странах коммунисты в последние годы – снова на авансцене. Триумф китайских коммунистов, уверенно выводящих свою КНР в лидеры современного мира, - перед глазами всех. Вполне успешны и вьетнамские коммунисты, и многие европейские.

Полукоммунистической можно назвать, например, католическую Италию и отчасти православную Грецию. Власть в Молдове держат коммунисты. В полупротестантских Германии или Венгрии коммунисты тоже набирают очки. И только что коммунисты победили на президентских выборах в православной Республике Кипр. Вот что пишет по этому поводу 26 февраля 2008 года Газета.ру в заметке Красный Кипр:

«Коммунист и многолетний председатель национального парламента Димитрис Христофиас победил на воскресных выборах на Кипре. Он получил 53,4% голосов, опередив во втором туре представлявшего правые силы экс-министра иностранных дел Иоанниса Касулидиса, у которого 46,6% голосов.

Христофиасу 61 год, он убежденный коммунист, учился в Москве, а политиком национального масштаба стал 20 лет назад, возглавив крупнейшее политическое движение левого спектра – Прогрессивную партию трудового народа Кипра (АКЭЛ). С тех пор он дистанцировался от догматического марксизма-ленинизма, признав, что готов «работать в рамках системы свободного рынка», и став, скорее, левым социал-демократом. Большая умеренность позволила АКЭЛ под его руководством набрать популярность, и с 2001 года Христофиас председательствует в палате представителей (парламенте).

Для Христофиаса воссоединение острова на началах мира и добрососедства стало одним из основных лозунгов предвыборной борьбы. «У нас есть собственное видение, у нас есть собственная история борьбы… в поддержку того, чтобы наша страна вновь была единой без иностранных войск», – заявил, опустив на участке свой бюллетень, Христофиас. Сразу же после известий об избрании президентом он заявил, что готов встретиться с лидером турецкой части острова Мехметом Али Талатом и обсудить перспективы воссоединения.

На начало переговоров по этому вопросу надеется и сам Талат. «Я искренне поздравляю господина Христофиаса и призываю его к сотрудничеству во имя достижения прогресса на переговорах, которые должны начаться как можно скорее», – объявил лидер самопровозглашенной Турецкой республики Северного Кипра в разделенной надвое столице острова Никосии».

Мораль такова – не столь страшен призрак, как его малюют. Извратить можно любую самую хорошую идею, если трактовать её не правоверно, то есть с позиций субъектности (равнобожия) человека в Богочеловечестве, а с позиций обрядоверия или, что вообще уродливо и мерзко, - с доминирующих ныне в путинской России позиций антрополатрии-человекообожествления (культа личности).


В избранное