Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Вонючий постмодернизм

 

Нередко говорят, что постмодернизм – чуть ли не последний писк интеллектуальной моды, а я говорю, что он – просто порча интеллектуальной атмосферы и как таковой столь же «традиционный» и неизбежный, как аналогичное ежедневное испражнение каждого человека. Каждый бывает местами и временами постмодернистом, а бомжи, юродивые, диогены всех веков и народов принимают постмодернизм как принцип и образ жизни. И сам по себе постмодернизм – небезынтересный объект интеллектуального исследования (вспомним Михаила Михайловича Бахтина с его штудиями карнавальной «смеховой культуры» и «культуры низа»). А что касается недавно гремевшего интеллектуального постмодернизма, то он просто пытался испортить воздух высших измерений сущего, открытых модернизмом прошлого века.

Да, прошедший ХХ-ый век оказался очень модернистски-продвинутым благодаря открытию-освоению новых «ненаглядных» измерений – теория множеств Георга Кантора с её трансфинитными числами, квантовая механика, теория относительности. Во многом под воздействием переворота в математике и естествознании революционизировались науки о духе и искусство. В философии – Брентано, Фрейд, Дильтей, Гуссерль и так далее, в живописи Кандинский, Малевич, Пикассо и много-много других, в музыке Скрябин, Шенберг, Веберн и прочие вплоть до недавно скончавшегося Штокгаузена, в литературе наши футуристы, Джойс и ряд их последователей. Как первозданный модерн XV-го века, сформировавшийся во взрыве сверхновой звезды низовой субъектности, означил начало Нового Времени и ознаменовался открытием Нового Света, так модернизм открыл новый интеллектуальный материк и приступил к его освоению и провозвестил начало Последних Времён. Естественно, где новые конкистадоры духа, там и новые выпендраторы воздуха.

Что после себя оставил нынешний интеллектуальный постмодернизм? Кроме графомании дилетантизма, ничего не приходит на ум. Или бессистемные потуги на оригинальность, натужное изобретение шокирующих контентов и замысловатых и тоже обычно пустых форм. Извините, но Деррида и Бодрийяр – это не постмодерн, а развитие модерна ХХ-го века, прежде всего фундаментальной онтологии Хайдеггера. Виртуальность, симулякр, differance – это не постмодернистский изыск, а модернистский поиск. Если же взять нашу современную философию, которая, кстати, делается на мировом уровне, то затрудняюсь сказать, кто в ней постмодернист. Валерий Подорога? Фёдор Гиренок? Алексей Нилогов? Уж во всяком случае не Георгий Щедровицкий, Сергей Хоружий, Олег Генисаретский, Давид Зильберман, Михаил Эпштейн (не всех перечислил, чтобы не перегружать).

Вот в исторической науке постмодернизм для меня – прежде всего изыскания математика-академика Анатолия Фоменко, но я при всем уважении к этому ученому воспринимаю его опусы как математический кунштюк и даже вижу плюс в выявлении интересных ритмов и аналогов исторических событий, что полезно при составлении будущей «периодической системы истории», - но эти опусы не вносят вклад в собственно историческую науку. Так – довольно удачная попытка испортить воздух в момент, когда историки изготовились к новому прорыву осмысления. А если говорить о модных ныне предвзято-односторонних и вполне бессистемных исторических экскурсах публицистов типа Дмитрия Галковского, то это не столько постмодернизм, сколько политика и психология. Хотя и постмодернизма в исторической публицистике хватает, особенно в умышленном очернении истории России, в порче её исторической атмосферы вплоть до высших измерений.

Много постмодернизма в современном русском искусстве – зачем перечислять примеры, они на виду. Но соцарт хотелось бы защитить от подверстывания его под постмодернизм, ибо я в нём вижу скорее продолжение-развитие сюрреализма, который вполне модернен.

Станислав Белковский как-то в качестве образца постмодернизма в политике привел Путина. Видимо, основания у Станислава Александровича для подобной классификации имеются, но какие именно – лучше почитать у него самого.


В избранное