Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Революции - не от безволия к нищете, а от воли к богатству

 

Люди разные, в любой популяции есть флюктуации, статистика усредняет общность, и статистический факт – нищие не восстают. Наука о революции ещё со времен Алексиса Токвиля учит о том, что паруса мятежей и революций наполняет ветер надежды. На маяк экономической самодостаточности (=богатство) стремятся души, способные выдержать ношу свободы и самоответственности. Вроде бы каждый человек рожден по образу и подобию Божьему и у каждого есть в душе искорка субъектности, и надо обществу и близким всё делать для того, чтобы искорка разгорелась, но подавляющее большинство людей при первых трудностях и конфликтах надламываются и предпочитают гасить свой источник и погрузиться во тьму полуживотного существования, лишь бы не напрягать волю. Бегство от свободы давно изучено вдоль и поперёк, и можно унаследовать или дуриком обрести счёт в банке и дворец, а остаться рабом, а можно не иметь ничего за душой – и быть свободным. Правда, чтобы быть свободным – надо иметь силу быть свободным, то есть иметь «человеческий капитал». Именно воля к свободе, этот базис «человеческого капитала», - предпосылка самодостаточности и обретения богатства. И чтобы быть, надо сначала иметь – иначе что принесешь в жертву, необходимую для превознесения над сущим и прорыва к бытию и обретения субъектности? И чем богаче жертва (в идеале – человеческая жизнь, особо собственная) – тем дороже она Богу.

Эта тематика давно осмыслена философией, прежде всего Гегелем в «Феноменологии духа» в параграфах «Господин и раб», «Страх и террор» и других, а также в бесчисленных постгегельянских, марксистских и неомарксистских исследованиях, в том числе в моей книге «Молодежь и прогресс: Философские размышления о драме свободы, любви и измены в истории» (Москва: Молодая гвардия, 1980). Но глубже всего диалектика жертвы богатством и обретения через самопожертвование свободы Царствия Небесного раскрыта в Священных Писаниях. Вспомним, например, Книгу Бытие (Глава 2):

«3... Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. 4. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5. а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. 6. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? 7. если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. 8. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».

Выбор из двух жертвоприношений – не «от плодов земли», а «от первородных стада своего» - свидетельствует не только о том, что Господь Бог жаждет не хлеба, а крови, но прежде всего о том, что он предпочитает богатую жертву, а не бедную. И, ревнуя брата в любви к Богу, - Каин решился на убийство Авеля, и как бы принес его в жертву ради этой своей любви, и Бог, проклиная братоубийцу, в то же время понимает мотив преступления и берёт Каина под своё покровительство – «И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Бытие 2:15).

Люди делятся по силе духа, и богатство стремится к богатому, а бедность – к бедному. И Бог выбирает сильного и призывает обогащаться, ибо жертвоприношение нужно Богу от полноты богатства, а не от нищеты-неполноценности убожества. Нищих – в тьму, в ад! – так говорит Господь Бог в Евангелии от Матфея (Глава 25):

«14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Боголюбивые протестанты, в отличие от нынешних русских нуворишей, истово трудились и аскетически жили, обретая богатство, которое удостоверяло бы в их богоизбранности, и рабочие на капиталистическом предприятии, в отличие от говорящего быдла феодального или неофеодального хозяйства, тоже склонны стремиться к субъектности и ради этого объединяются-кооперируются в профсоюзы и требуют от работодателей такой зарплаты, которая обеспечивала бы им достойную жизнь. Самоорганизация бедности – первый шаг к самодостаточности богатства. Но любая самоорганизация уже предполагает некий запас субъектности. Решиться на самоорганизацию, на волевое усилие – предполагает наличие мизера силы, ведь проще влачить холопское подъяремное существование, быть скотом.

Если пройден «критический порог» инициативы-силы и человек вступил в организацию – уже очень просто пойти на акцию, хотя бы на примитивную забастовку. Это значит – уже прорезался собственный интерес, проявилась и возвысилась над зоологической шкурой некая минимальная субъектность, и можно выставить требования к работодателю, власти.

В ошкурившейся и рассыпавшейся и десубъектизированной России таковое – редкость. С трудом представляю, чтобы нынешние российские работяги, которых немало я нанимал, а о гастарбайтерах не говорю, - смогли бы самоорганизоваться и забастовать. Полнейшее быдло! С ними можно делать всё, что угодно. Поскольку они несубъектны, то внутренне готовы к ярму и хозяину и голосуют за Путина и его «Единую Россию», хотя некоторые «вумники» среди них, особенно обиженные милиционером или чиновником, - за Жирика. Но в Россию приходят сборочные производства западных фирм, руководствующихся не нашими неофеодальными, а капиталистическими правилами. И хозяева этих заводов, не понимая нашей формационной неофеодальной сути и причисляя нас к капитализму, ведут себя во многом по-капиталистически. Да, они серьезно экономят на оплате рабочей силы, она у нас часто работает как подневольный скот даже без зарплаты, но в то же время они страдают капиталистическими предрассудками и полагают, что в зарплате надо учесть затраты на поддержание здоровья и рекреацию и обучение, чтобы работник мог освоить и осуществлять предписанную ему производственную функцию. Вот оно – ключевое и даже роковое противоречие. Сделай им зарплату чуть выше зоологического выживания – и почти загашенная субъектность начнет помаленьку разгораться. Да, они получают на «буржуйском» предприятии в несколько раз больше, чем на родном «неофеодальном» - но у них уже пробудилась надежда на достойную жизнь и стал разгораться аппетит. Пожар субъектности возгорается из искры и разгорается довольно быстро. И вот уже – порог волевого усилия к самоорганизации пройден, и вот уже профсоюз, и вот уже забастовка.

Я изложил базисную азбуку «социологии революции», 2х2=4. Типовым надстроечникам-интелям она недоступна, в этом много лет убеждаюсь. Но она работает во всем мире и даже в России, которую-де «умом не понять». Но не всегда же мы, русские, - быдло! Была же и у нас борьба с несправедливостью и эксплуатацией, в которой мы обретали право своё на человеческое достоинство, и до сих пор не все мы рабы, и даже на революцию сподобились несколько раз в прошлом веке, хотя, признаю, ныне ошкурились и забились в щели и попискиваем «лишь бы не было войны! нам бы десятилетия стабильности! лимит на революции исчерпан!» и т.п. Нет, среди массы больных и сломленных и рассыпанных остались все же более-менее нормальные, и они при первой возможности берут своё.

Такое и произошло на заводе «Форд» под Питером. Вот репортаж журналистки Лианы Налбандян Рабочие «Форда» выруливают к революции. Им всё мало (Собеседник, Москва, 30 января – 5 февраля 2008 г., № 4 /1197/, стр. 5):

«В ноябре /2007 г./ «Собеседник» писал о забастовках рабочих на заводе «Форд» в Ленинградской области, которые требовали от иностранных работодателей повышения зарплаты. Новый год администрация завода и профсоюз встречали в переговорном процессе. Додоговаривались до того, что с 1 февраля рабочие готовы начать новую забастовку. О подготовке к «февральской революции» – репортаж «Собеседника».

Охота на бунтаря

Первым пострадавшим оказался профсоюзный лидер Алексей Этманов, которого администрация завода захотела уволить.

– Пусть только попробуют! – Алексей Этманов в пылу профсоюзной борьбы с трудом нашел для меня время. – Они действительно составили запрос на увольнение мое и моего зама. Но по закону эту бумагу должен одобрить вышестоящий профсоюз работников автопрома (МПРА), куда входит наша первичка. А там добро не дали.

Попытка увольнения идейного лидера, как считают в профсоюзе, – способ запугать рядовых активистов. Однако со времени забастовки членские билеты сдали всего 60 человек.

– Некоторые вправду испугались, других просто купили, – говорит Алексей. – Мне самому до увольнения предлагали место начальника смены и оклад в 80 тысяч рублей. Но русские буржуям не продаются.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Не продаются, а отдаются, их обычно даром берут, и не буржуи их берут, а всякий компрадор, лендлорд, рейдер, кто угодно/

В итоге теперь пролетарий Этманов понижен с должности и.о. начальника участка до простого сварщика. Других передовиков рабочего фронта тоже постигли карательные меры.

– Мне и еще 30 активистам объявили выговоры за то, что мы когда-то проголосовали за забастовку, – говорит член профсоюза Дмитрий. – Хотя мы подписывали соглашение с администрацией, где нам обещали, что никаких репрессий не будет. Сейчас готовимся оспаривать через суд.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Насчет суда – особенно смешно. Более несправедливой и не уважающей закон инстанции даже в неофеодальной РФ трудно сыскать/

В ответ на это администрация потрясает уже готовым решением суда – о признании первой волны мятежа незаконной. Срок официальных переговоров с руководством, начатых после забастовки, истекает 1 февраля.

«Зажрались!»

– «Форд» не комментирует переговорный процесс, – говорят в пресс-службе компании. – Мы считаем необходимым соблюдение конфиденциальности.

А вот бунтарям скрывать нечего. Они требуют все того же, с чего и началась забастовка.

– Устранить разрыв в зарплатах между менеджерами и рабочими, – говорит Дмитрий. – Ведь начальник участка получает зарплату по европейским меркам – 200 тысяч рублей, а простой рабочий по русским – 20 тысяч.

В 2001-м 22-летний Дмитрий пришел на зарплату в 6000 рублей – тогда вполне достойные деньги по стране. Сейчас он получает 24.000 – хорошая зарплата по региону – и все равно недоволен, требует, чтобы стартовый оклад у рабочих «Форда» составлял 30 тысяч рублей. « Это даже меньше, чем в Бразилии, там 2000 долларов», – вставляет Этманов.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: В Бразилии долго шла в последние десятилетия борьба между с трудом прорастающим национальным капиталом и доминирующим компрадорско-мародерским, крышуемым силовиками. Но в конце концов национальному капиталу удалось нарастить своё влияние в обществе, и взять под контроль общественное мнение и без революции мирными средствами, хотя и в острой повседневной борьбе, добиться проведения более-менее справедливых выборов, на которых электорат благодаря именно активности средних мелкобуржуазных слоев голосовал не за ельцина, путина или жирика, а за Кардозо и затем за Лулу, которые продвигают интересы национального капитала и заодно бразильского «человеческого капитала» и в том числе интересы пробуждающихся к субъектности рабочего класса и скооперированного крестьянства/

На это противники рабочей борьбы и русские менеджеры отвечают одно: «Зажрались!»

– Что нам с заграницей равняться, мы же в России живем! – Штрейкбрехер Василий не одобряет идеи профсоюза, даже в забастовку работал. – Я до этого на отечественном заводе пахал, получал в два раза меньше. А тут иностранный автогигант, и зарплата белая, и страховка нормальная, и перспективы роста есть.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вот этот довод – «мы не Бразилия!», «мы не Европа!», «мы не Америка!» и т.д. и вообще «мы не люди, а у нас особенная стать, мы быдло!» - самый распространенный и убийственный. Мне приходится слышать его каждый день, и почти все интели убедили себя, что у России-де особый менталитет и особый путь и мы должны жить по-скотски, а не по-человечески. Я в ответ говорю, что миллионы русских людей, перебравшись в нормальные страны, живут не хуже других, а обречены мы у себя в стране на позорное жалкое унизительное и просто оскорбительное прозябание прежде всего из-за шкурности верхов, из-за нерешенности переназревших задач буржуазно-демократической революции. Не пройден этап «столыпинизации», который давно миновали преуспевшие ныне китайцы и индийцы и бразильцы. Ноль внимания! Воспаряют в надстройку, молятся или уповают на Пятую Империю, на очередного градоначальника города Глупова/

Коллектив завода раскололся на членов профсоюза и «беспартийных» коллег. До мордобоя пока не доходит, но перепалки бывают. Особенно когда мятежников стали прессинговать.

– Сейчас только их увольняют, но проблемы-то у всех могут быть, – опасается рабочий Владимир Егорович. – Тяжело в такой напряженной обстановке находиться… И чего высовываться, все равно ведь ничего не добиться.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вот эта сломленность и апатия, отсутствие воли к субъектности, десубъектизированность-депассионаризированность – типичны, массовы!/

Пролетарии любят стаи

Формально и вправду ничего не добились. Администрация завода по-прежнему готова повысить зарплату только на 11% – около 100 долларов. И тем не менее за три года работы на заводе сварщику Этманову удалось сколотить в боевой профсоюз 55% рабочих завода, почти 1200 человек.

– До этого была первичка в 100 человек – обычный бесполезный профсоюз: раздавали подарки к Новому году и водили на экскурсии, – говорит Этманов. – А мы экскурсии не устраиваем, мы на эти деньги биотуалеты для бастующих покупаем.

Биотуалеты, кепки, футболки, флаги – забастовочные аксессуары обошлись недешево. Но профсоюз «Форда» теперь уже та организация, под которую дают деньги.

– Основные средства – членские взносы в 1% от зарплаты, которые платят несколько профсоюзов в составе МПРА, – говорит Этманов. – А по случаю забастовки все эти деньги направлялись к нам. Мы компенсировали участникам две трети от зарплаты, которую они не получали во время акции. Поддерживали нас и частные лица, например два профессора-марксиста и даже 86-летняя бабушка.

На членские взносы рабочие содержат даже свой профцентр, где идет «обучение стратегии профсоюзной борьбы» и готовят своих переговорщиков. Но главная статья расходов все же забастовки.

– Если до 1 февраля мы не придем к согласию, то вероятность новой забастовки 75%, – уверен Этманов.

В своей революционной риторике они уже не боятся потерять работу, лишиться зарплаты или попасть под суд.

– Мы готовы к любым потерям, – говорит Дмитрий. – Бразильские братья с «Форда» бастовали 50 дней и победили.

Пролетарский пафос спустя сотню лет вернулся в «колыбель революции». И уже неважно, чего добились и добивались, сколько сил потратили и денег получили. Важно, что поднялись и оказались на передовой нового рабочего движения.

– Мы стали первым профсоюзом, реально отстаивающим права рабочих, – гордится Этманов. – Это феномен и беда «Форда», потому что когда-то сюда отбирали лучших, с высшим образованием. И теперь мы подаем пример. Только что мне позвонили: на другом иностранном автозаводе, где рабочие получают еще меньше нашего, уже сто человек готовы подняться и организовать свой профсоюз.

Одни траты – сил, денег

Подначивают и «братья» из-за рубежа, оттуда регулярно приходят письма поддержки от иностранных рабочих. Год назад «фордовцев» приняли в Международный профсоюз металлистов и на днях обещали полную материальную поддержку в случае новых забастовок. А «буржуи» пусть в страхе давятся ананасами.

– На «Форде» уже создан прецедент. А если там начнут очередную громкую акцию и добьются успеха – это будет повод серьезно задуматься руководителям других предприятий, – считает аналитик кадрового рынка Максим Кузин. – В первую очередь иностранных. Будет повод взглянуть иначе на своих подчиненных – не как на дешевую рабочую силу страны третьего мира.

На начальном этапе этой классовой борьбы пока никаких пересмотров – одна трата сил и денег.

P.S. «Собеседник» собирается продолжить исследование нового рабочего движения в России. Следите за публикациями».

Конечно, не с рабочих забастовок начнется буржуазно-демократическая революция в нынешней «неофеодальной» России, а с самоорганизации низовой субъектности в других несколько более продвинутых социальных слоях. Хотя интеллигенция экономически несамодостаточна, но нё «человеческий капитал» достаточно высок, чтобы выдвинуть кадры лидеров-идеологов и даже орговиков, а благодаря студенчеству, которое ныне апатично, но когда-нибудь может и пробудиться, - обеспечить массовость антифеодальных выступлений. А затаптываемый ныне национальный капитал, весь этот забитый малый и средний бизнес, особо производственный, при некоторых благоприятных обстоятельствах тоже сможет играть самостоятельную роль и, как в Киеве в дни «оранжевой революции», выйти на площадь. Настоящие рабочие профсоюзы тоже найдут место в антинеофеодальных рядах, как это наблюдалось при свержении компрадорско-мародерских хунт в Латинской Америке или режима «черных полковников» в православной Греции. Скопится ли на Руси воля к субъектности в ближайшие годы – пока сказать очень трудно, нарастания не видно.


В избранное