Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Назад в неофеодализм

 

С утра ликования по ТВ РФ о празднике крещения, о купаниях в иордани. Власти даже соорудили искусственные купели у стен Кремля – приходите, люди добрые, окунитесь, а мы пригласили хороводы и развернули торговлю. Короче, массам изо всех сил впаривают обрядоверие. Это срабатывает! Истерия нагнетается - вера в чудеса, мракобесие. Всё как в других нищих странах периферии. В Пензенской области под землю залезли несколько десятков православных сектантов, ожидающих Конца света. С экранов не сходят иерархи, рассуждающие о кризисе человечества, но почему-то не клеймящие зло и шкурничество элиты, правящей в РФ – эх, далеко нашим попам до идеологов католической «теологии революции» в Латинской Америке, грудью вставших в защиту национальных интересов против тамошних мародерствующих шкурников-компрадоров. Сегодня же показывают по ТВ самобичевание шиитов в Ираке и Иране, отмечающих ашуру (или «шахсей-вахсей») – годовщину убийства 10 мохаррама 61 года хиджры по мусульманскому календарю (10 октября 680 г.) внука пророка Мохаммеда – Хусейна ибн Али. Он – сын третьего халифа Али (убит в 661 г.), которого шииты чтут как «праведного». Чтят они и двух его убитых сыновей – Хасана и Хусейна, а также их потомков, которых называют имамами, что значит «глава общины» (халиф же – это «заместитель посланника Божьего»). И вот в десятый день первого лунного месяца мусульманского года, который в этом году выпал на 18 января, шииты отмечают траур по третьему имаму Хусейну. И в ходе столкновений между фанатиками из шиитской секты «Воинство небес» и иракской полицией около 40 человек убито в Басре и более 30 – в Эн-Насирии. Кстати, «Воинство небес» ставит перед собой цель обрести «скрытого имама» (махди) – последнего преемника пророка Мухаммеда и провозвестника Конца света.

То, что происходит у нас сегодня – один к одному происходило и происходит в схожих обществах, скатившихся к неофеодализму в глобализирующемся и прорывающемся в постиндустриализм мире. Ведь все человеки и все человеческие общества проходят одни и те же фазы, болеют одними и теми же болезнями. Бесспорно, путинская РФ лучше всего объясняется через сравнение с латиноамериканскими компрадорско-полицейскими режимами прошлого и позапрошлого веков, но поскольку там доминирует католическая церковь, то ещё нагляднее сравнение с режимом «черных полковников» в православной Греции. Насчет этих схожестей уже много написано и мной, и другими. И как каудильо перед выборами ругали американцев и англичан, и как сулили всякие подачки своим подданным. Однако и в нищих исламских странах происходит примерно то же самое, что и ныне у нас. Говорю об этом уверенно, поскольку под рукой – интереснейший роман индостанца сэра Салмана Рушди о жизни и политике Пакистана «Стыд» (Shame, 1983).

Цитирую по изданию – Рушди С. [Salman Rushdie] Стыд: роман / Перевел с английского Багров И. – Санкт-Петербург: ЗАО ТИД «Амфора», 2007. – 444 стр. Есть электронное версия - http://www.lib.ru/POEZIQ/RUSHDI/styd.txt.

Роман меня впечатлил. Литературоведы скажут, что он сделан в манере магического реализма, столь излюбленной латиноамериканскими классиками, а у нас используемой очень многими писателями, особенно же Виктором Пелевиным и Владимиром Сорокиным. Кто-то может вспомнить о постмодернизме, но об этом термине – особый разговор. Во всяком случае, манера Салмана Рушди адекватна решаемой им задаче – дать художественную интерпретацию тех мутаций человека и общества, которые типичны при догоняющем или имитирующем развитии от традиционализма к более современным формам жизни, что очень часто оборачивается утверждением неофеодализма.

Не буду писать рецензию на замечательную книгу. В ней наглядно показано, что люди повсюду одинаковы – те же страсти, те же мотивы действий и те же экзистенциальные ситуации. А обрядоверие – с боку припеку, его используют ради более насущных вещей, и обычно используют демагоги. Очень ярко и ёмко ведёт писатель своих персонажей через перипетии существования и экономит слова благодаря творимым им метафорам и мифам. Иногда – почти научная фантастика или просто фантастика, но раскрывающая суть.

Несколько неожиданно для меня раскрыта ситуации в Белуджистане – как в Кветте, так и в Сулеймановых горах (там горцы, по-моему, очень отличаются от пуштунов-патанов в Северо-Западной провинции). Выведена правящая верхушка Пакистана в переплетении замысловатых личных, родственных и клановых взаимоотношений. Угадываю реальные фигуры вплоть до недавно убитой Беназир Бхутто. И описана кампания по выборам президента, во многом аналогичная нынешней предвыборной суете в РФ.

Главное в этой кампании – понравиться досубъектной нищей массе, давать ей всяческие обещания и уметь актерствовать и подбирать гардероб и применять запоминающиеся фразы типа «мочить в сортире» и обличать империалистов США и бывших английских колонизаторов (заметим, что США – главная опора пакистанских режимов). Искандер Хараппа «вызывал всеобщую любовь, чаровал… Во время избирательной кампании к Искандеру, не таясь от дочери и жены, приходили женщины и признавались в любви. Древние старухи в деревнях вскарабкивались на деревья и кричали проходившему мимо кумиру: «Эх, сбросить бы мне годков тридцать!» Мужчины, не стыдясь, целовали ему ноги. Почему Искандера так любили? – Я – их надежда, - объяснял он дочери» (стр. 273).

«Да, он терпел дураков. Имя его запечатлено в истории золотыми пылающими буквами – что ему до всяких наглецов /=несогласных/. Вот они тоже на экране, с радостью поверяют западному журналисту всю клевету, всю мерзкую грязь, которую не погнушались собрать. Он меня пытал, а в меня стреляли, а меня в тюрьму бросил, едва спасся, веращат они.

Ах, разлюбезное телевидение, оно умеет пред¬ставить наших вождей глупцами и дикарями, не¬смотря на их западное образование и модную одеж¬ду. Да, телевидение всегда делает ставку на ропщу¬щих и недовольных.

Он не любил спорить. Либо делай как велено и не мешкай, либо - катись на все четыре сторо¬ны. Так и должно быть. А с кем ему приходилось работать! Взять хотя бы министров: вероломные, алчные, беспринципные - все до одного. А раз им нет веры, то Искандер учредил Отдел Государ¬ственной Безопасности, поставив во главе Тальвар уль-Хака. «Информация свету подобна», - гова¬ривал премьер-министр.

Ясновидение очень пригодилось Тальвар уль-Ха-ку: он составил исчерпывающее досье на взяточ¬ников, заговорщиков, налоговых «зайцев», люби¬телей застольных «опасных» речей, гомосексуали¬стов; значились там и студенческие группировки, и прочие гнездилища измены. Ясновидец творил чудеса: он хватал злодея еще до того, как тот вер¬шил свое черное дело, и тем самым спасал тому жизнь. Конечно, ОГБ подвергался нападкам - нашлись недовольные, которые с радостью бы по¬тушили великий, очищающий общество свет. Та¬ких, конечно же, сажали в тюрьму - самое место для мятежников. Некогда с ними миндальничать: все заняты возрождением страны.

- У нашего народа есть один непревзойденный талант — к самоуничтожению. Мы сами себя по¬жираем, не щадим детей, низвергаем авторитеты. Но мы все ж таки выживем! Должны выжить! - говорил он как-то /дочери/ Арджуманд.

А теперь Хараппа говорит журналисту-ангрезу /англичанину/ на экране:

- Меня никому не свалить! Ни «денежным мешкам», ни американцам, ни даже вам. Потому что я - воплощение народной любви» (стр. 278-279).

К «врагам» Искандера относятся многие, в том числе «владельцы фабрик». Он, как и Путин, тоже приходит к власти в первый год нового (XV-го) мусульманского века (Путин – в первый год XXI-го века, вообще III-го тысячелетия). И главный предвыборный лозунг – «Новому веку – новый человек!». Врагов надо публично унизить. Поскольку англичанка особенно гадит (в Лондоне свили гнездо враги-эмигранты, в Англии приличная молодежь из Пакистана заражаются чуждыми идеями, то на английском после и на английских культурных учреждениям типа Британского Совета надо отыграться всласть. «Искандер высылал из страны советников по вопросам культур человеческих и культур полевых; он вызывал послов в три часа ночи и до зари орал на них, обвиняя в сговоре с нелояльными текстильными магнатами. Он проверял их почту, лишая англичан журналов по конному спорту…Бессмертный, неуязвимый Хараппа! Он возвращал народу гордость» (стр. 282, 283). И так далее. Не правда ли, многое знакомо. Ибо нет ничего нового под Солнцем.


В избранное