Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Мусорный вызов

 

Мусорный кризис в Неаполе напомнил о разгроме нашей Ассоциации мусорщиков в Москве. На самом деле ситуация с мусором в Москве и на подмосковных свалках тоже очень удручающая, только на Западе сильна низовая субъектность, а у нас в низах сильно шкурничество, и необходимо нечто совершенно непереносимое типа геноцидной «монетизации льгот» или «точечной застройки» под окнами, чтобы хотя бы несколько граждан (не тысячи, конечно, как у них) вышли на улицу с протестом. Деморализованный рассыпавшийся народ пока не может сфокусироваться в пассионарности орговиков, а без «критической массы» орговиков любая гражданская кампания обречена.

Так получилось и с нами, московскими мусорщиками. Создали передовой по мировым меркам мусороперерабатывающий завод на Алтуфьевском шоссе 73. Проект возглавил сильнейший на планете специалист по утилизации мусора профессор Лазарь Яковлевич Шубов, автор классического учебника по мусоропереработке. Возглавляя Ассоциацию, он пригласил меня работать вместе по продвижению передовой технологии раздельного сбора мусора с последующей его выгодной утилизацией – в противовес тупому мусоросжиганию, губительного для экологии, и ещё более тупому вывозу с каждым годом увеличивающихся отходов мегаполиса на подмосковные свалки.

Дело реальное, оно меня захватило. На завод зачастили московские руководители, наш опыт шел на ура. И мы, естественно, решили распространить его пошире.

Мне поручили редактировать газету «Мусорщики Москвы», и я написал для неё ряд статей, в том числе о постановке дела в Сингапуре и во Франции. Сравнил обе системы – продвинутую у Ли Куан Ю и традиционно-мусоросжигательную во Франции. И доказал, что в наших условиях предпочтительнее именно опыт Сингапура. И подкрепил докладами ведущих специалистов на международных конференциях, прошедших тогда в Москве. Все эти материалы раздали почти всем московским коммунальщикам и, само собой, Лужкову и Шанцеву.

Однако наша экспансия задела интересы московской мафии, уже давно оседлавшей мусорный бизнес. Позиции мафии и подконтрольный ей административный ресурс оказались сильнее, чем у нас, только что вышедших на рынок. Началась яростная борьба. Увы, из-за нехватки орговиков мы не смогли организовать надежную административную поддержку нашим планам. Профессор Шубов и я имели свои связи в мэрии Москвы, и я получил хорошую для нас резолюцию Шанцева, однако каждой бумаге надо приделать ноги, то есть орговика, а силенок не хватило. Между тем наши противники приказали коммунальным конторам расторгнуть с нами договора о вывозе мусора, что лишило нас значительной доли текущих доходов. Затем мафия предприняла наглый, но оставшийся безнаказанным шаг – ворвалась на нашу территорию с автоматами и погромила линию по сортировке мусора и разоружила охрану и заблокировала ворота. Рейдеры, как обычно, прикрывались бумагами от чиновников, предлог легко найти.

Мы подняли мусорщиков на митинг протеста, на блокирование мэрии. Но опять-таки не хватило орговиков. Это было три года назад, я тогда погряз вдобавок в борьбе за землю, которую земельные рейдеры отбирали у сельхозпредприятий Подмосковья. Но поражение наше – только от недобора активистов. Многие предприниматели испугались связываться с мафией и пошли с ней на сепаратные сделки. Немного помогали лимоновцы (на акции приходил Павел Жеребин). Короче – мы проиграли, и завод наш порушили, проблема мусора Москвы не решена и рано или поздно даст о себе знать. Только вряд ли наши люди возмутятся, нет импетуса и тех же орговиков, и протест сведется к выступлениям лишь кучки молодежи, а не так массово и по-боевому, как ныне наблюдаем в Неаполе.


В избранное