Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Новаторская программа молдавских коммунистов (конец)

 

3.Преобразование проблемы собственности

Это один из наиболее принципиальных моментов в современной оценке развития общемировых социальных и политических процессов, по-новому представляющий и перспективы нашей политической практики, и горизонты нашей развивающейся теории.

Весь предшествующий период истории в полтора столетия был временем, когда основным ядром всей общественной и политической полемики был вопрос о собственности и, соответственно, о неизбежной связи частной собственности с угнетением и эксплуатацией или, напротив, обобществления - с освобождением от эксплуатации. Сегодня есть все основания утверждать, что в такой своей форме эта проблема утрачивает свой смысл.

Мы помним, как объективный и глубокий марксистский анализ еще в позапрошлом веке вскрыл такие исторические ограничения частной собственности, которые не смогли в полной мере опровергнуть ни либеральные теоретики, ни сама история. В то же время мы убедились и в том, что тотальная государственная собственность не только не устраняет общественные противоречия, но, напротив, порождает их в новом виде. Более того, мы знаем, что монопольно-политическое распоряжение ресурсами государственной собственности практически неминуемо порождает соответствующий господствующий класс государственной бюрократии и новые формы угнетения. Мы убедились на практике и в том, что разгосударствленная собственность, превратившись в частную, не «заработала» с умноженной эффективностью, а лишь реставрировала на постсоветском пространстве самые жуткие образцы капитализма.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вроде оценки выносились правильные, а вот насчет «жутких образцов капитализма» - поверхностно. Некоторые осколки СССР отбросило не в какой-то «дикий (жуткий) капитализм», а в неофеодализм-туркменбашизм. Капитализм – это страны, где победила буржуазно-демократическая революция. А там, где утвердился компрадор-авторитаризм – нет буржуазного общества, а есть патология неофеодализма. Можно уверять, что американский Рабовладельческий Юг до Гражданской войны – это одна из разновидностей капитализма, поскольку экономика была «товарно-рыночной», но лучше использовать какой-нибудь другой термин, отличающий капиталистическую метрополию от сырьевой зависимой периферии. На периферии – не всегда капитализм/

Можно утверждать, что в известном смысле произошла определенная девальвация проблемы собственности. Но не экономическая бесперспективность дискредитирует государственную собственность, ибо существует множество примеров, когда именно концентрация государственного капитала на стратегических направлениях развития приводила к прорывам и модернизации. Не только эксплуататорский характер частной собственности дискредитирует этот базовый элемент отношений, ибо в современном мире есть немало примеров, когда при разумно функционирующей частной собственности общество достигало не меньшей социальной справедливости, чем в странах социализма. И та же рыночная экономика является действенной моделью последовательного прогресса, если общество демократически определяет и контролирует ее главные цели: эффективность, общее благосостояние, свобода выбора.

С тем большей очевидностью проступает вывод: важны не столько конкретные формы собственности, сколько формы общесоциальной мотивации тех, кто управляет, распоряжается и владеет собственностью. Все зависит от того, каковы общественно-признанные цели развития, как происходит итоговое перераспределение национального дохода, каковы механизмы контроля всего общества за властью. Таким образом, проблема собственности переместилась сегодня из проблемы владения в проблему управления стимулами развития, из проблемы контроля над источниками предпринимательской деятельности в проблему общегражданских механизмов контроля ее результатов.

Именно по этой причине для нас, современных коммунистов, обобществление теперь реализуется не в политике перераспределения средств производства, а в борьбе за инвестирование в социальный капитал, позволяющее производить и воспроизводить равенство условий личностного развития, добиваться общественного контроля над властью и реальной социальной справедливости. Только такое общество, по нашему убеждению, и отвечает нынешнему пониманию социализма как закономерной и перспективной стадии человеческого развития.

Ответственность современных политик и политиков состоит сегодня в том, чтобы раз за разом совершать движения именно в этом направлении. И это уже не «благие намерения, которыми вымощена дорога в ад», это единственно допустимый принцип развития, альтернатива которому – гибель самой человеческой цивилизации. Достойно ответить на этот глобальный вызов – это не просто долг современных коммунистов. Это наша историческая миссия.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Желательно быть ближе к отдельно-взятому человеку в его стремлении к равнобожию, и тогда естественен базисный приоритет экономической самодостаточности как предпосылки политической субъектности. Вся экономическая и социальная политика должна держать в уме взращивание «критической массы» низовой субъектности, как у нас в Программе постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика»/

Таковы, в основном, сущностные черты той картины мира, которая видится сквозь призму нашего обновленного мировоззрения. Это концептуальное ядро нашей политической программы, определяющей и наше самоназвание, и наше отношение к современной действительности.

IV. СТРАТЕГИЯ СОЗИДАНИЯ. МОЛДАВСКАЯ МОДЕЛЬ

1. От преодоления кризиса - к стабилизации. Опыт ПКРМ во власти.

Республика Молдова до 2001 года представляла собой настоящую зону социального бедствия. За 10 предшествующих лет страна была фактически деиндустриализирована: большая часть объектов промышленности оказались не просто приватизирована тогдашней государственно-политической элитой, но и выведена из экономической жизни.

Наделение крестьян землей сопровождалось уничтожением крупных товарных производств и реставрацией в аграрной сфере самого примитивного натурального обмена.

Законодательство в целом носило репрессивный характер. Налоговая нагрузка и тяжелый коррупционно-бюрократический пресс лишали молдавских и иностранных предпринимателей всяких стимулов к экономической активности в Молдове. Всеобщая безработица в городах и селах, антигуманная социальная политика, многомесячные невыплаты пенсий, зарплат, стипендий, мизерные отчисления на сферы науки, образования, здравоохранения и культуры обусловили обвальное падение уровня жизни в стране, исход населения, массовую трудовую эмиграцию и депопуляцию.

Обстановка осложнялась бессистемной политикой властей в сфере межнациональных отношений, полным равнодушием к задачам межнациональной консолидации граждан. На фоне фактически замороженного приднестровского конфликта происходили процессы коррупционного сращивания политических элит Приднестровья и основной части Молдовы, при этом законные власти демонстрировали абсолютную апатию к самой возможности эффективного и мирного объединения государства.

Девятикратное увеличение бюрократического аппарата, с одной стороны, и восстановление доиндустриальных клановых институтов - с другой сформировали в Молдове своеобразный господствующий класс и соответствующую полуфеодальную модель господства, прикрываемую формально разделяемыми лозунгами рыночного либерализма и псевдо-демократической демагогией.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Наконец-то признан «полуфеодальный» или неофеодальный характер режима, установившегося в Республике Молдова до победы коммунистов/

Страна самоустранилась от интеграционных процессов в Европе, власти саботировали эффективное взаимодействие в рамках тех или иных интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В XXI век Молдова вошла в качестве самого бедного государства Европы, в качестве разделенной страны, лишенной какой бы то ни было идентичности и надежд на будущее.

В феврале 2001 года по итогам парламентских выборов к власти в стране пришла Партия коммунистов. По масштабам победы и доступу ко всем рычагам управления страной – это была своеобразная бархатная революция. Коммунисты получили 71 из 101 парламентского места. Такая победа требовала энергичных действий коммунистов по выходу из системного кризиса. Это был первый в Европе своеобразный тест на саму возможность коммунистов не только вести системную политическую критику, не только поднимать острые проблемы, но и решать задачи общенационального масштаба, неся полную политическую ответственность перед обществом.

С самого начала молдавские коммунисты избрали три фундаментальных принципа своей политики по реанимации общества, экономики и государства.

Во-первых, с самых первых дней было четко и однозначно определено, что единственным ресурсом для преобразований, которым располагает власть и который, в свою очередь, требует воспроизводства, является ресурс социальный, а точнее – человеческий потенциал страны.

Во-вторых, с тех же первых дней коммунисты четко и однозначно заявили о безоговорочной правовой защите всех видов законной собственности, о своем намерении стимулировать их легализацию и развитие.

В-третьих, уже через несколько месяцев правления власть четко определилась в своих классовых симпатиях, ясно осознав всю пагубность сложившегося противоречия и противостояния между интересами консервативной государственной бюрократии, с одной стороны, и всем обществом - с другой.

Время подтвердило верность избранной ПКРМ стратегии и тактики, не только в форме очередной победы ПКРМ на парламентских выборах 2005 года, но и в радикальном изменении всей социально-экономической обстановки в стране, международного положения Молдовы, ее общественного и государственного развития. Обобщая все еще достаточно уникальный опыт нашей государственно-политической практики, необходимо сделать ряд принципиальных выводов, характеризующих основные стратегические направления всех преобразований.

Именно активная социальная политика – многократное повышение зарплат, пенсий, стипендий - заложила основы общей хозяйственно-экономической реанимации Республики Молдова. Несмотря на критику оппонентов, на обвинение в популизме, именно примат этой политики привел к резкому росту платежеспособного спроса, оказался своеобразным пусковым механизмом оживления экономики. И уже все последующие годы экономика Молдовы уверенно росла, не взирая на подчас сложнейшие внешнеполитические и внешнеэкономические условия.

Мы доказали, что проводить по-настоящему рыночные реформы можно, лишь опираясь на социальную ответственность перед теми, из кого, собственно говоря, этот рынок и состоит, будь-то внутренний потребительский рынок или рынок рабочей силы и т.д. Мы продемонстрировали, что рыночные реформы могут привести к успеху только в том случае, если целью реформ становится благосостояние всего народа, а не узкой избранной элиты. Именно в ключе такой постановки задачи проводились реформы системы здравоохранения и внедрение обязательного медицинского страхования. Исходя из этой задачи, была проведена беспрецедентная для постсоветского пространства реформа науки и сферы инноваций, системы информатизации общества, защиты интеллектуальной собственности.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Когда к власти приходят не шкурники, как почти во всех постсоветских образованиях, а патриотически- и в то же время демократически-настроенные силы, то даже при минимуме мозгов можно поднять любую территорию, а если к тому же есть не просто тот или иной «изм», а прагматичное здравомыслие, то из пустынной местности можно сотворить доходный сад, как сделали герои романа Жюль Верна «Таинственный остров» - несколько американцев-субъектников на необитаемом острове- и как на наших глазах сделал из своего ранее занюханного острова сингапурский лидер Ли Куан Ю. Главное – только бы во главе страны не оказались шкурники, как в РФ/

Начиная с 2001 года, развернулась настоящая борьба по декриминализации и дебюрократизации экономики, по реализации политики снижения налогового пресса и создания системных стимулов для инновационной и предпринимательской активности общества. Постоянное сокращение разрешительно-запретительных полномочий государственной бюрократии, реформа и кадровое сокращение в системе исполнительной власти, законодательная отмена тысяч регламентов, являющихся полем коррупционных сделок, введение регистрации экономических агентов «в одно окно», радикальное сокращение списка лицензируемых видов предпринимательской активности, снижение налога на прибыль с 32 процентов до нуля, амнистия капитала и фискальная амнистия – все это не только стало фактором непрерывного экономического роста, но и серьезно подорвало экономический фундамент бюрократического класса. Параллельно в Молдове была полностью уничтожена организованная преступность, экономика избавилась от криминальной опеки преступного мира.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это всё многократно-описанные 2х2=4, азы модернизационного прорыва – смотри наставления того же Ли Куан Ю или Махатхира бин Мохамада, а также нашу Программу постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика»/

За годы нахождения у власти ПКРМ смогла провести ряд важнейших системных демократических реформ. Среди них - реформа местного публичного управления, судебная реформа, реформа законодательства о культах, реформа прокуратуры, демилитаризация спецслужб, реформа законодательства о выборах, создание независимой общественной телерадиокампании и внедрение нового Кодекса о средствах массовой информации.

Одним из важнейших инструментов демократической и общеправовой модернизации страны был избран путь европейской модернизации. Ни одна партия, ни одно движение, находившиеся ранее у власти в Молдове, не провозглашали приоритетов такого рода. Никто и никогда не пытался органично совместить ценности европейской интеграции с открытостью к интеграционным процессам на Востоке.

Именно ПКРМ в обстановке постоянно возникающих внутриполитических кризисов и конфликтов с оппозиционными партиями впервые на постсоветском пространстве использовала инструменты прямого обращения к гражданскому обществу и международной демократической экспертизе, а не к полицейскому принуждению.

Политика социального пакта 2002-2003 годов, консенсус политических партий 2005 года, практика политического альтруизма – законодательное предоставление оппозиции контроля за спецслужбами, публичными финансами, Центральной избирательной комиссией – все это принципиально новая веха не только в развитии демократических институтов в Молдове, но и в истории европейского левого движения.

В этом же контексте важны действия ПКРМ по стабилизации межэтнических отношений в стране. Внедрение Закона о правах национальных меньшинств, Концепции национальной политики, Закона о множественном гражданстве, дополнительное расширение прав гагаузской автономии – все это важнейшие решения, позволившие консолидировать разрозненные этно-культурные и языковые ресурсы во имя целей гражданского единства.

Опыт правления ПКРМ, безусловно, свидетельствует о том, что правильная активизация социальных, культурных, общегражданских ресурсов, их грамотное стимулирование позволяют добиваться экономического эффекта даже в условиях реанимационных и антикризисных мероприятий, не говоря уже об использовании этих инструментов в более благоприятной ситуации социальной и экономической стабильности.

Опыт правления ПКРМ показывает, что именно левые партии могут проводить по-настоящему последовательные рыночные реформы, что экономический либерализм левых – это действительно инструмент расширения экономической свободы, а не массового обнищания и социальной деградации. Опыт правления ПКРМ демонстрирует, что именно левая партия способна быть генератором демократических реформ в обществе, быть настоящим проводником ценностей открытости, интернационализма и гражданской консолидации.

Таким образом, на основании собственного опыта мы можем уверенно утверждать, что современные коммунисты в статусе политической организации способны эффективно управлять государством, способны проводить успешную политику, опирающуюся, в первую очередь, на фундаментальные ориентиры нашей обновленной идеологии.

Применительно к Молдове и ее проблемам эти ориентиры нашли конкретное воплощение в пяти программных задачах, реализация которых способна привести страну и общество к принципиально новому качеству. Эти задачи и составляют стратегию нашей партии на ближайшую перспективу.

2. Пять стратегических задач молдавских коммунистов

Общество, экономика, культура Республики Молдова нуждаются в качественно новой динамике. Становится все более очевидно, что система современных внешнеполитических и внешнеэкономических вызовов такова, что требует от Молдовы, ее экономики, социальной сферы, гражданского общества качественно иного уровня прочности. Попытка каким либо образом притормозить выход на этот уровень, отложить модернизацию страны означает поставить под сомнение саму возможность дальнейшего существования молдавского независимого государства.

Адекватным ответом на подобные вызовы может быть только необратимое достижение Республикой Молдовой высокого уровня социальной, экономической и политической конкурентоспособности. Только такое – одновременно ответственное и амбициозное - понимание может быть действительным мотивом настоящей и углубленной модернизации Республики Молдова.

Главная цель ПКРМ в модернизации Республики Молдова состоит в решительном переходе от аграрной экономики и чиновно-номенклатурного капитализма к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях, компетенции, технологиях, высоком качестве жизни и демократической культуре. Первая задача на этом стратегическом пути заключается в реализации политики постоянно возрастающих социальных инвестиций и построении социального государства.

ПКРМ будет добиваться неуклонной реализации на практике принципов социальной справедливости и равенства условий развития для всех категорий населения. Это означает не только построение эффективно действующей системы социальной защиты, но и практический выход на принципиально иной уровень качества жизни. ПКРМ считает, что средний уровень заработной платы и пенсионного обеспечения в Молдове должен быть всегда выше, чем в соседних странах. Сегодня очевидно, что только при этих условиях возможно не только динамичное воспроизводство квалифицированной рабочей силы, ее пополнение и занятость, но и сохранение гражданского потенциала страны.

Это означает, что доступность квалифицированной медицинской помощи не должна зависеть от уровня доходов. Система здравоохранения должна функционировать как эффективная технология, направленная на повышение уровня здоровья, рождаемости и продолжительности жизни всех граждан Республики Молдова.

Это означает, что возможность получения бесплатного среднего и высшего образования должна быть на практике гарантирована государством. А само образование, его качество и структура должны наиболее полно отвечать всей гамме общественных, экономических и культурных запросов граждан. Это означает, что для широкой реализации возрастающих культурных потребностей и творческих инициатив в Республике Молдова должны быть сформированы устойчивые, долговременные и эффективные стимулы. Только инициативные, творчески активные граждане, полноценно осваивающее все многообразие культурного опыта человеческой цивилизации, могут быть ресурсом активной модернизации.

Здравоохранение, образование, культурное развитие должны в Республике Молдова стать приоритетными сферами инвестирования и системного преобразования. Роль и ответственность государства заключается во всестороннем гарантировании именно такой политики - вот суть идеологии, политической и социально-экономической практики ПКРМ.

Вторая задача - формирование благоприятного предпринимательского климата и утверждение открытой инновационно-ориентированной экономики. Только такая экономика способна обеспечивать высокий уровень социальных стандартов и поддерживать полноценное развитие гражданских свобод. Никогда прежде задача формирования развитой рыночной экономики и улучшения предпринимательского климата не увязывались напрямую с целями социального развития. Никогда еще политика реформ не предусматривала обязательности и синхронности в реализации взаимосвязанных целей – активного социального инвестирования и создания стимулов для предпринимательской активности. Единство этих задач диктует необходимость проведения реформ нового типа, в которых развитие социальных свобод и свобод экономических обуславливают друг друга.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: На самом деле подобная система экономических и социальных мер в ходе постиндустриальной модернизации, предполагающей опору на взращиваемую низовую субъектность, уже реализована в Сингапуре и Малайзии, а ранее – в «новых индустриальных странах» Восточной Азии. Кое-что похожее в экономике делает Турция/

ПКРМ видит свою задачу в проведении не только последовательных либеральных реформ, социально-ориентированных и направленных на расширение экономических свобод. ПКРМ считает, что потенциальные региональные преимущества инвестиционного климата в Республике Молдова должны на долгую перспективу обрести сравнительную исключительность. Молдавская экономика должна быть открыта и Западу, и Востоку, превратившись в площадку для экспортно-ориентированного производства с доминированием наукоемких, высокотехнологичных отраслей, основанных на широком использовании высококвалифицированной рабочей силы.

ПКРМ убеждена, что при неуклонном росте объемов аграрного производства доля этого сектора в национальной экономике должна неуклонно снижаться. В сельском хозяйстве должны утвердиться принципы, основанные на стимулировании развития крупного товарного производства, действующего на основе конкурентоспособных технологий, гарантирующего продовольственную безопасность страны.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Насчет аграрного сектора – не очень конкретно. Сослались бы на израильский опыт, да и в КНР и СРВ делается в этом плане немало интересного/

Развитие науки, технологий, формирование конкурентоспособного инновационного климата в стране, создание условий для максимально широкого привлечения человеческого капитала признаются ПКРМ основой стратегии экономического развития.

Третья задача ПКРМ - формирование многоуровневой демократии. Наша политическая практика убедительно доказала, что только развитый и многосторонний контроль общества над властью может быть залогом реализации общенациональных интересов, необратимости избранного политического курса.

ПКРМ считает, что наиболее динамично развивающейся в мире системой политических принципов и институтов является современная европейская демократия, в основе которой - многие достижения наших коллег и единомышленников из левых партий Европы. Именно поэтому для нас, молдавских коммунистов, европейская интеграция и формирование развитой и многоуровневой демократической системы – это не столько вопрос присоединения к Европейскому Союзу, сколько вопрос внутриполитического выбора, вопрос радикальной правовой модернизации, вопрос строительства общества, гарантированного от угнетения и произвола.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Очень верный посыл – вхождение в ЕС как средство и ресурс низовой демократизации-субъектизации/

Однако задачи построения многоуровневой демократии в Молдове значительно шире указанных вопросов. С учетом специфики нашей страны эти задачи органично дополняются необходимостью построения гармоничного полиэтнического общества, основанного на развитом языковом и этно-культурном разнообразии. Лишь дальнейшая консолидация молдавского народа, углубление билингвизма, межэтнической толерантности позволит Молдове не только сохранить свою уникальную идентичность, но и стать своеобразной моделью взаимоотношений наций, языков и культур.

При построении и развитии демократической системы для ПКРМ чрезвычайно важно, чтобы дух активного социального творчества, практика постоянной борьбы за политические, социальные и культурные свободы обрели фундаментальные основания в самом обществе. Только развитое гражданское общество, только его инициативы, только его широкая автономия и иммунитет могут быть фактором необратимого демократического развития Республики Молдова. ПКРМ видит свою миссию в создании системы стимулов самого широкого развития гражданской ответственности, формирования современной гражданской нации, для которой реализуемые ценности права на идентичность, на самореализацию и высокое качество жизни дадут свежее и ясное наполнение таких символических категорий, как Родина, Страна, Патриотизм.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Преодолеть присущий бедным обществам этнозоологизм можно преодолеть на пути строительство единой многоэтнической нации, базисом которой является «критическая масса» низовой субъектности – как происходило в Сингапуре или Малайзии/

Четвертая задача ПКРМ - повышение государственной конкурентоспособности Республики Молдова. Радикальная дебюрократизация, сокращение функций и полномочий чиновников, создание объективных препятствий для развития политической и экономической коррупции с одновременным повышением требований к качеству и профессионализму государственного аппарата – вот системная и революционная стратегия ПКРМ.

Государство не должно быть собственностью чиновника, оно должно быть собственностью всего общества.

Изменение уровня управленческой культуры, повышение компетентности публичной администрации, ее адекватность тем вызовам, которые испытывает сегодня страна, – вот одно из основных условий конкурентоспособности молдавского государства.

Пятая задача ПКРМ - утверждение на долговременную перспективу фундаментальных принципов безопасности для Республики Молдова: постоянный нейтралитет, территориальная целостность, интеграционная открытость. ПКРМ не видит оснований для участия Республики Молдова в любых военных блоках, считает их анахронизмом, противоречащим ценностям современной цивилизации, инструментом подавления свободы, а не утверждения демократии и безопасности. В этом смысле ПКРМ будет добиваться постепенного и поэтапного снижения военной составляющей во всех государственных и общенациональных программах и перейдет к строительству демилитаризованного государства.

ПКРМ считает урегулирование приднестровской проблемы и восстановление территориальной целостности страны исключительной задачей всего молдавского общества, одной из основных гарантий состоятельности нашей государственности. Мы убеждены, что решить эту задачу можно только на основе укрепления гражданского доверия и солидарности, формирования единой общенациональной перспективы.

ПКРМ убеждена, что только интеграционная открытость, умение перешагивать через фантомы замкнутости, шаблоны одновекторного внешнеполитического курса, позволят Республике Молдова сформировать полноценную перспективу для всех своих граждан, добиться гражданского единства и нового качества безопасности. Мы исходим из того, что в объединенную Европу наций и стран Республика Молдова должна войти уже в качестве объединенного, территориально целостного государства с развитой экономикой и высоким уровнем жизни.

Социальное и конкурентоспособное государство, страна с открытой инновационно-ориентированной экономикой, общество развитой демократии с высоким уровнем безопасности - вот главные цели Партии коммунистов.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Сформулировано сильно, важно наполнить конкретикой, что зависит от форсированного развития экономики, как было в Сингапуре и Малайзии/

V. ПКРМ – ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ

Государственно-политическая практика молдавских коммунистов послужила основой серьезных преобразований в партии, в ее стратегии и концептуальных ориентирах, потребовала серьезного анализа, ответственной оценки приоритетов нашего дальнейшего партийного строительства. ПКРМ постоянно призвана быть дееспособной массовой политической организацией, которая способна органично подкреплять непрерывный поиск эффективных политических стратегий практической будничной работой по защите суверенитета и укреплению государственности страны, ее опережающему социально-экономическому и духовному развитию.

ПКРМ категорически не приемлет теорию и практику некоторых левых движений на постсоветском пространстве, исповедующих идеи изоляционизма, великодержавности, авторитаризма, национализма и сепаратизма. Мы с сожалением отмечаем их фактическое отступление перед реставрацией в своих странах наименее демократичных форм государственно-олигархического капитализма.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: А где неофеодализм типа туркменбашизма или хунтоизма?/

С другой стороны, нас не может не радовать плодотворное развитие социалистических идей в Западной и Центральной Европе, в странах Европейского Союза. Европа - не только колыбель социалистических традиций, именно тут сохранилась неразрывная и принципиальная связь этих традиций с современными ценностями демократии и свободы.

И сегодня нельзя не видеть, что триумфальное шествие европейской демократии является, в том числе, следствием многолетней и скрупулезной работы наших коллег из левых партий по практическому внедрению в жизнь идей интернационализма, социальной справедливости и защиты прав человека.

В этой ситуации ПКРМ видит свою миссию в активном освоении всего идейного наследия и политического опыта европейского коммунизма и социализма, в том, чтобы оказаться конкурентоспособней сил националистической реакции и авторитаризма. Мы – партия, для которой борьба за социализм неотделима от борьбы за государственность и эффективные демократические институты. Демократия, права человека являются сегодня неотъемлемой частью тех высоких социальных стандартов, к которым мы стремимся. Это общие параметры и качества жизни, и человеческого развития.

ПКРМ сегодня – это партия активного и последовательного социального реформирования. Такого реформирования, которое позволит стимулировать развитие всех форм собственности, которое раскроет инновационные ресурсы всего общества, позволит создать устойчивую экономику, основанную на знаниях и высоком интеллектуальном потенциале.

ПКРМ сегодня – это пока единственная партия независимости молдавской государственности и ее многонационального народа, последовательно добивающаяся реинтеграции нашей страны.

ПКРМ сегодня – это партия, которая на деле руководствуется принципами многоуровневой демократии, которая убеждена, что становление и развитие демократических институтов должно происходить в неразрывной связи с утверждением социальных гарантий и обязательств государства перед обществом и перед гражданином, утверждением подлинного народовластия.

ПКРМ сегодня – это партия европейской модернизации, партия, стремящаяся открыть Молдову миру, преобразовать страну и общество в соответствии с самыми современными правовыми, экономическими и социальными стандартами, что подтверждается и ее полноправным членством с 2007 года в объединенной Партии Европейских Левых.

ПКРМ сегодня становится политической партией нового типа, стремящейся в новых исторических условиях продолжить борьбу за гуманистические идеалы, за утверждение человеческого достоинства, за социализм.
Кишинев – 2008»

Программа во многом образцовая, а мои конкретные комментарии достаточно благожелательны. Любой субъектный «изм» хорош, если он высвобождает низовую субъектность и нацелен на модернизацию страны.


В избранное