Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Дмитрий Медведев выступал и выглядел достойно

 

Около 50 минут с близкого расстояния слушал выступление президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева и его ответы на вопросы перед собравшимися со всего мира редакторами и сотрудниками русскоязычных бумажных и электронных изданий. Это не был экспортный вариант – создалась очень уютная доверительная атмосфера, и высшее должностное лицо России предстал в самом лучшем виде. Я внимательно вникал в строй слов, в их интонации и прочие психологические нюансы. Мой вывод такой – по форме выше не прыгнешь, остается только завидовать, а по содержанию я бы хотел уточнить кое-какие немаловажные мелочи насчет неизбежно-грядущего пересмотра авторского права в условиях нарастающей информационно-мультимедийной революции. Кроме того, по поводу ксенофобии и путях её преодоления у меня тоже есть уточнения.

Дмитрий Медведев выступал в Конгресс-комплексе Центра Международной Торговли на Краснопресненской набережной, 12. Там сегодня открылся Юбилейный Х Всемирный конгресс русской прессы. Открыл его и вел президент Всемирной ассоциации русской прессы (ВАРП) мой давний знакомый Виталий Никитич Игнатенко, он же Генеральный директор информационного агентства ИТАР-ТАСС.

Когда Игнатенко объявил, что прибыл Медведев, то почти все встали и стоя выражали восторги и уважения. Я и кое-кто из присутствующих принципиально остались сидеть – власть нельзя сакрализировать. Мы же современные субъектные люди, а Медведев – такой же гражданин, как и каждый из нас, которому мы доверили высокую должность. И в Государственном Кремлевском Дворце на мероприятиях с участием Путина я тоже не вставал вместе со всеми и не предавался ликованию, чем вызывал недоумение у рядом находящихся. Но в таких символических моментах надо быть принципиальным, иначе потом совесть замучает. Это как пройти мимо, когда на твоих глазах толпа негодяев глумится над женщиной. В некоторых ситуациях лучше погибнуть, чем утратить честь.

И вместе со всеми я встал, и Медведев тоже встал, когда Виталий Игнатенко попросил почтить память только что скончавшегося Чингиза Айтматова, на книгах которого я возвышался душой, и я разделяю слова Виталия Никитича, что дольше века будут длиться осмысления и мысли этого классика отечественной литературы.

Когда же Дмитрий Медведев начал говорить дельные вещи, я воодушевился вместе со всеми и от души хлопал в самых удачных местах. Он очень проникновенно и без лицедейства, присущего Путину, сказал о необходимости свободного и ответственного общества, о приоритетности прав и свобод человека, о правовом государстве и т.п. Самое главное – он продемонстрировал чёткое понимание проблем русской диаспоры и её роли в распространении русского влияния в мире. И не делал реверансов попам и не клеймил проклятое советское прошлое. Он в курсе дел фонда «Русский мир», он всячески поддерживает предстоящий Год культурного многообразия и призвал создавать новые международные организации информационного общества (очень созвучно замыслам нашей инициативной группы), Обещал всяческую финансовую и административную поддержку новаторским начинаниям в данном плане.

В качестве глобальной назвал проблему разработки и распространения -с помощью новых технологий - обновленной системы ценностей, сплачивающей людей разных культур и конфессий. Подчеркнул сохраняющееся значение субъектности отдельных государств, пусть даже они входят в Европейский Союз или в другой кооператив стран. Разумные мысли высказал он о новом формате международных отношений, в котором РФ могла бы на равных разговаривать с другими ведущими субъектами мира, и выразил надежду, что в нынешних условиях можно вернуться к замыслу пакта Бриана-Келлога, несмотря на его неудачу в 1930-ые годы. Этот пакт или договор об отказе от войны в каче¬стве орудия национальной политики получил название по имени инициаторов - министра иностранных дел Франции А. Бриана и госсекретаря США Ф. Келлога. Он был подписан 27 августа 1928 года в Париже представителями США, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ЮАС, Ирландии, Индии, Польши, Чехословакии, Японии. Позже к пакту присоединились СССР и ещё 48 государств. Пакт вступил в силу 24 июля 1929 года.

Что касается пересмотра-обновления системы авторского права, то здесь президент РФ показал себя профессионалом и дал грамотную историко-правовую справку о ситуации в этой сфере и обозначил новые моменты, связанные с неудержимым развитием Интернета и ИТ. Он признал сложность проблемы и необходимость её международного обсуждения и разрешения без ущерба для авторов и пользователей и без введения какой-либо цензуры. Мысли Медведева перекликаются с нашими, сформулированными на последнем собрании инициативной группы Всемирной конференции по интеллектуальной собственности. Надо вступить в рабочие отношения с помощниками Дмитрия Анатольевича, пока мы лишь по земельным вопросам наладили контакт.

Убедительно заклеймил Медведев ксенофобию, которая ныне разрушает российское общество. «Когда я жил и учился в Советском Союзе, - сказал он, - то при всех известных недостатках позднесоветской системы не мог не признать, что ей удалось преодолеть межнациональные шероховатости. И я думал, что так будет и впредь. К сожалению, я ошибался». И он заверил собравшихся, что приложит все силы, чтобы остановить разжигателей вражды между народами и конфессиями, и нельзя ограничиваться стенаниями и разговорами, когда нужно власть употребить. И сказал, что нацелит правоохранительные органы на борьбу с этим злом, угрожающим развалом страны.

Мой подход значительно отличается от медведевского. Сифилис не излечить, если иссякать выскочивший шанкр. Ксенофобия – следствие, а причина – в базисе, в подавлении русской низовой субъектности. Лечить ксенофобию надо через раскрепощение малого и среднего бизнеса и форсированное взращивание во всех этнических общинах, и прежде всего в русской, - «критической массы» экономически-самодостаточных и тем самым политически-субъектных хозяев-предпринимателей. Если ленинская национальная политика стремилась подтянуть этнические окраины к уровню русского населения за счет социализации, то американская «программа аффирмативных действий» тоже подтягивала афроамериканские и другие «цветные» общины к уровню WASP (белые англо-саксонские протестанты) за счёт социализации, но одновременно (это очень важно!) втягивала самых активных членов этих общин в общеамериканский класс самодостаточных за счёт субъектизации! Низовая субъектизация – вот золотой ключик к преодолению этнозоологизма. Классика здесь – многоэтнические Сингапур и Малайзия, ранее раздираемые кровавыми межэтническими конфликтами и изжившие их на наших глазах. Советую всем читать книгу малайзийского лидера Махатхира бин Мохамада «Путь вперед» - как схожие с русскими аборигенные малайцы, которых эксплуатировали и презирали приезжие «евреи Востока» китайцы, смогли за десяток лет стать хозяевами своей страны и вместе с низовыми китайскими и индийскими низовыми субъектниками сплотиться, как американцы, в единую многоэтническую малайзийскую нацию. Малайцы по умолчанию (!) играют роль станового хребта нации, как уоспы в США, но комфортно чувствуют себя также китайцы и индийцы. Не надо изобретать велосипед! Ксенофобия в самом деле смертельно-опасна для нашей страны, и чем больше будет под русскими ножами погибать якутских шахматистов, тем слабее и конфликтнее будет РФ. И в конце концов просто развалится сама по себе на радость китайцев.

Конечно, намного перспективнее Медведев, чем Путин. Ведь Путин хорошо соображает и понимает проблемы и тоже правильно говорит, но обычно поступает наоборот, веры ему нет, для него интерес укрепления и удержания власти и прочие шкурные соображения, в том числе весьма подозрительные, важнее государственных интересов. Неужто Медведев таков же? Тогда – трагедия страны и народа. Но так хочется хорошего – принять желаемое за действительное. Ведь я сегодня прочувствовал ход мысли Медведева, понял систему его взглядов, убедился в его компетентности. Много разговоров в последнее время о взаимоотношениях между Медведевым и Путиным. Знакомый телевизионщик сказал сегодня, что Медведев выигрывает телевизионное время у Путина, несмотря на Суркова. Полно слухов. Так, Александр Нагорный и Николай Коньков в статье «Необходимая презентация: Новый президент РФ вышел на международную арену» уже торжествуют – «демонстративная "тандемократия" в России носит временный и ситуативный характер». Мол, «переходный период, когда наблюдалась доходящая едва ли не до абсурда "параллельность" и "зеркальность" действий Путина и Медведева, бесспорно, завершается, и новый президент России у нас на глазах отправляется в самостоятельное политическое (и историческое) плавание» (Завтра, Москва, 2008, июнь 11, стр. 1-2).

Рано радоваться! Путин держит контрольный пакет акций власти, у него в руках силовые рычаги, но тем не менее он мог перемудрить, из-за возражений США не поменяв Конституцию РФ и не оставшись пожизненным президентом. И если он недорассичтал, что вместо варианта венесуэльского диктатора Гомеса (1908-1935) получил вариант нигерийского «национального лидера» Обасанджо, который год назад под нажимом США передал президентские регалии подобранному им «преемнику» Умару Ярадуа, а тот в начале этого года оттеснил его и чуть ли не сажает уже в тюрьму.

Ещё одна аналогия – Япония накануне буржуазно-демократической «революции Мэйдзи», когда носителем формально верховной власти считался император, но страной фактически правил силовик-сёгун из клана Токугава. И вот «революция Мэйдзи» против феодально-опричного сёгуната прошла под лозунгом возвратить полноту власти императору. Вот и сейчас в политической тусовке модно строить комбинации – объединиться вокруг «императора» Медведева против «сёгуна» Путина под лозунгом «вернуть реальные рычаги власти в руки президента».

Путин постарался не отстать от Медведева и вечером устроил роскошный прием для участников Юбилейного Х-го Всемирного Конгресса русской прессы в Президент-отеле. Мы на этом мероприятии работали втроем. Меня познакомили с нужными влиятельными людьми, договорились о переговорах насчет нашего проекта (надо согласовать со всей нашей группой). Соотечественники со всего мира подарили мне свои журналы и газеты, еле донес до дома, глаза разбегаются, страшно интересно. Подробности – потом.


В избранное