Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Когда возник Эдем и как в него попасть 1

 

Правая Вера, хотя её можно обозвать каким-нибудь новым «измом», стала в последние годы почти расхожим местом. По крайней мере, тот комплекс идей, который я предпочитаю определять как Правую Веру, поскольку она вбирает в себя и интегрирует и переосмысляет откровения религий, постижения мудрецов и открытия наук, - обсуждается ныне довольно широко. Один из разработчиков новой системы знания, присущей наступающей эпохе постиндустриализма или «общества знания», - Валентин Юрьевич Ирхин ([info]valentin_irkhin) из Екатеринбурга. Он родился в 1960 году, в 1992 году защитил докторскую диссертацию, является главным научным сотрудником Института физики металлов Уральского отделения РАН, работает в области физики твердого тела (в особенности электронных свойств сильнокоррелированных систем и квантовой теории магнетизма), опубликовал около 120 научных статей в ведущих российских и международных журналах и ряд книг. Он, как и я, вопрошает о высших смыслах и изучает ответы пророков и ученых. Он любезно прислал мне текст своей работы «Игра», в которой на основании текстов Священных Писаний, мифов и сочинений гностиков исследует проблему Эдема (Рая). Многое в его выводах для меня в новинку, многое совпадает с моими мыслями, где-то он меня озадачивает. Попробую вместе с ним разобраться, где мы были с Начала и куда кое-кто из нас попадет в Конце:



«Начальная точка мира, первый момент творения - самая загадочная сингулярность, которую тщетно пытается осмыслить современная физика. Библейская традиция называет это блаженное состояние Эдемом. Отсюда, как из семени, начинается процесс развертывания пространства и времени.

Через снега, снега -
Слышишь голос, звучавший еще в Эдеме?
Это твой слуга
С тобой говорит, Господин мой - Время.
(Марина Цветаева)

Библия описывает события Эдема и одновременно Судного дня и Апокалипсиса, промежуточного состояния между старым и новым миром. Как гласит манихейский трактат Кефалайа (15) - «Он открыл мне тайну Света и Мрака, тайну падения, борьбы и войны, и великого [раздора], битвы, которую затеял Мрак… Как Свет [соединился с] Мраком в смешении и [на них] был основан этот мир».

Мы попытаемся распутать этот клубок, где переплелись добро и зло, свет и тьма, на основе проникновенного анализа писаний. Свой внутренний мир читателю нужно строить и обновлять. Не сотворив его, не получишь дома для жительства, а будешь болтаться, как неприкаянный, по чужим уделам.

О, сделать так, как сделал оператор -
послушно перенять его пример
и, пристально приникнув к аппаратам,
прищуриться на выбранный предмет.
(Белла Ахмадулина)

Оператор, создававший плерому, он же Автор книги, - тот, кто знает суть программы. Читателям следует прислушаться к его советам и использовать предложенные техники и методы (упайя - искусные средства), рекомендованные практики и упражнения, что позволит успешно пройти по обрисованным этапам и ступеням пути. Выбранный предмет концентрации должен быть один - истина, ориентироваться нужно лишь на ее поиск, повторяя порядок действий оператора-творца.

В Начале есть предмир магических превращений: он возникает, когда пишется Мировая Программа. Для того, кто затем играет в эту игру, в ней нет ничего волшебного, но для программиста весь процесс является как сплошная магия, поскольку еще нет причинно-следственных связей. Магически сотворенный мир – текучий мир запредельного, в то время как реальный мир тверд.

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Бытие 2:8). «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Бытие 4:16).

Каждый человек берет свое начало в райском саду - Эдеме, откуда, после изгнания Адама, начинаются все процессы в нашем мире. Непроявленная форма доступна любому, кто приобщен к запредельному и созерцает высшие истины. Для него нет прошлого, будущего, настоящего, он в любой момент способен войти в динамику развития мира – того, который будет увиден Творцом в период проявления и развертывания материальной вселенной. Правда, прямой связи между видимым и невидимым нет: при разворачивании программы многое будет инвертировано. Именно поэтому Библия не доступна прямому восприятию и пониманию для необращенного и неспасенного человека – он видит в ней только ложные формы, в которых пребывает сам, свое обезьянье отражение. Истина существует в мире, но прикоснуться к ней невозможно – все завязаны в нем своими живыми душами.

Любимы ангелами всеми,
толпой глядящими с небес,
вот люди зажили в Эдеме, -
и был он чудом из чудес.
Как на раскрытой Божьей длани,
я со святою простотой
изображу их на поляне,
прозрачным лаком залитой,
среди павлинов, ланей, тигров,
у живописного ручья ...
И к ним я выберу эпиграф
из первой Книги Бытия.
Я тоже изгнан был из рая
лесов родимых и полей,
но жизнь проходит, не стирая
картины в памяти моей.
Бессмертен мир картины этой,
и сладкий дух таится в нем:
так пахнет желтый воск, согретый
живым дыханьем и огнем.
Там по написанному лесу
тропами смуглыми брожу, -
и сокровенную завесу
опять со вздохом завожу...
(Владимир Набоков. Рай)

Уже первые главы (первые слова, первые буквы…) книги Бытия включают в себя всю Библию как свернутую пружину, которая раскручивается во всевозможные архетипы-символы. Однажды Бог уходит из мира, и эдемские события заканчиваются: там больше нет блаженных состояний. Теперь в мире действует великий грешник, он же и праведник. Завеса чертога брачного закрывается, и необходимо искать новый путь туда. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, которым Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Послание к Евреям святого апостола Павла 10:19-23).

Нельзя здесь забывать и Моисея, который, будучи жрецом в Египте и работая на закон, занимался астрологией и оперировал запредельным знанием. Знание как невидимая на жестком диске компьютерная программа записана в этом мире. Однако найти эти идеи можно только внутри себя, включив свое сознание.

Он сразу был театром и собой,
той древней сценой, где прекрасны речи.
Сейчас начало! Гаснет свет! Сквозь плечи
уже мерцает фосфор голубой.
(Белла Ахмадулина)

В те далекие времена, когда Моисей изучал закон Торы в Египте, он наслаждался его красотой и поэзией. Именно с этого периода, когда субъект и объект нераздельны, начинаются события Библии. Затем свет Божий гаснет, пишется программа плеромы, появляется иконописное голубое сияние небесных сфер. Оно является для людей божественным, а самого Бога уже не видно. Восторг постепенно проходит.

Поставив точку, густо покраснел.
Пред кем я рифмоплетством занимаюсь!
Кому стихами докучать посмел!
(Микеланджело)

Так Моисей говорит Богу, до конца постигнув и записав закон. Вначале он пребывал в экстазе, играя с ангельским знанием; теперь суровая реальность вступает в свои права.

И на грудь, где наши рокоты и стоны,
Опускается железное крыло.
Только в обруче огромного закона
Мне просторно - мне спокойно - мне светло.
(Марина Цветаева)

Железное крыло прилетающего орла - начало книги Бытия. Божественное творение, начало закона происходит на фоне мира, который существовал задолго до библейских событий. Процессы рождаются внутри процессов, новое возникает в старом. Преобразование мира происходит в непроявленной форме: недетерминированные процессы невидимы. Квантовый запредельный мир пронизывает наш измеряемый мир земных законов с его страданиями (рокотами и стонами), определенным образом отражаясь в нем. Адам начинает исследование высшего Закона и присвоение имен в звездном круге созвездий, одновременно получая благо для себя. Это и есть рождение Эдема. Результатом деятельности Адама является плерома, программа бытия в образе Каина, похищенного первыми людьми и покидающего Эдем вместе с ними.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Образ нашего прародителя Каина очень многогранен, и он первым свершил человеческое жертвоприношение, из ревностности к Богу убив своего брата Авеля. Бог огорчился, но в конечном счете стал «крышевать» первого человекоубийцу. А что касается Мировой Программы, то убийство Авеля стало архетипом-кодом-«записью» в ней и тем самым во многом предопределяет историю человечества с Богосаможертвоприношением на финише. Современный «антропный принцип» и концепция «эволюции» Intelligent Design подразумевают не просто первозданность Мировой Программы, но и активное формирование её человеком начиная с Адама/

События развиваются в активной форме только в то время, когда записывается программа; в другие периоды она лишь читается и автоматически прорабатывает свои циклы. В этих событиях важны сквозные образы - носители программы, исполнители и те, кто достигает цели (плодов, результатов).

Первый и главный образ - Бог, транзитно переходящий через узкое горло мира в следующее бытие, в новый храм под названием мир со своей свитой - атрибутами Бога, являющими Его сияющую сущность. Другой сквозной образ - главный исполнитель, деятель, работник, который совершает работу по необходимости - как заложник и раб. Этот собирательный образ - Великий Хромой (см. шатания пьяницы), хромоногий бес по имени Иаков, воплощающий двойственную природу представлений о Боге, двухчастность (худшее и лучшее, малое и большое учение, одно короче, другое длинней). Он содержит в себе нули и единицы программы не-Бога или, проще сказать, реализует проявленный мир. Он же - Адам, Авраам-творец, Христос, грозный всадник Апокалипсиса (Откровение19:14).

Творит, не замечая,
Как схоже с ним само же изваянье.
(Микеланджело)

Авраам и Бог неотличимы. Человек-работник сотворен по образу и подобию Бога, а потому заявляет о своем личном достоинстве.

Ну что ж, я не притворщик
И не свинья, а только говорю,
Что не уважить прав моих попробуй,
Так выкину я ваш кабак в окошко.
(Сервантес)

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Образ Иакова-Богоборца, который боролся с Богом при Пенуэле – «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Бытие 32:28) – очень эсхатологичен, но Валентин Ирхин слишком краток при истолковании как Каина, так и Иакова/

Иаков (он же Авраам) - не ваджравараха (санскр. алмазная свинья, которую делят Арджуна и Шива), не объект жертвоприношения, которое приносится на алтаре. Кабак - Эдем, где происходит небесный пир, каковой затем переносится в более тяжелые полевые условия - на землю.

И как ночь идет,
И как смерть идет,
И как звезды ходят из дома в дом —
Будет друг царем!
(Марина Цветаева)

Друг, слуга и второе лицо Бога Авраам становится царем, князем этого мира, покоряя его для Бога. Это действо происходит неотвратимо, подобно тому, как наступает день и ночь, исчезают и рождаются звезды – потомки Авраама, начинаются и прекращаются все процессы. Авраам - главное лицо при творении в Эдеме: это другое имя первочеловека Адама. Судьба евреев – исход, вечное изгнание из одного царства в другое, начиная с Эдема и Египта. Получив закон, Моисей согрешил, подобно Адаму, вкусившему от дерева познания добра и зла. Принятие закона и есть грехопадение, ведущее к изгнанию евреев из Египта.

«Перехитрил оба мира тот, кто сумел Умереть в пустыне, проведя всю жизнь во дворце (Мирза Галиб).

Лучше жить богатым и умереть в нищете, чем наоборот. Жизнь в Эдеме заканчивается Исходом в пустыню. Египет, где получил все свои знания царь смерти и закона Моисей, - земное отражение Эдема (корни небесного дерева берут начало в преисподней). Это подтверждается Торой: «как сад Господень, как земля Египетская» (Бытие13:10). Фисон, первая река Эдема (Бытие 2:11) отождествляется комментаторами с Нилом. В Египте впервые огонь был разожжен, произошел контакт с Высшим. В Библии эта страна назван железной печью. По преданию, в Египте жили многие мудрецы, с которыми совещался фараон, - Иов, Валаам. Как и индийские поэты-риши, они приняли участие в начале творения. Египет - не географическое понятие, а название эпохи.

В этот период весь мир находится в долине Нила, где осуществляется всеобщий ритуал жертвоприношения – для всех религий и живых существ. В событиях Эдема участвуют все уровни бытия, все учения и формы идей, существующих в качестве сил, высшие и низшие. События мировой литургии все время развиваются по спирали, через витки которой проходит каждый народ. Все имена собственные, названия стран и городов действительны для всего мира, хотя с точки зрения мира людей. Остальные существа описывают тот же период по-своему: в многослойной вселенной события по-разному отражаются на разных уровнях. Есть только один потоп и только один исход. Вся эта длинная история об исходе из земли Египетской и в дом рабства аллилуйя (Джеймс Джойс. Улисс).

Бог соприкасается с категорией спасения только через своих слуг: Сам Он неподвижно пребывает в Эдеме. Дерево познания, где висит змей, дано евреям, а дерево жизни служит питанию богов и высших бесплотных существ: категория бессмертия предназначена для них. Исполнители, готовящие жертвенное тело для пира, изгоняются во тьму, плотный мир. Египет – более-менее благополучное бытие в конце определенного исторического периода. Однажды приходит время, когда там больше нельзя и оставаться. Хватит засиживаться, купаясь в благодати, - пора вспомнить о своей трудовой задаче. И тогда этот дом поджигается – пора переходить в следующий мир.

Процесс искушения и изгнания из рая циклически повторяется. Евреи идут своими путями, воспроизводя закон как часы - каждой живой шестеренкой, на всех масштабах времени.

Я меру яблок взял от яблонь всех садов.
Я видел Божий Куст. Я знаю ковы Змия.
(Константин Бальмонт. Я)

Бога нет, но есть божественные процессы и есть человеческие, деяния Отца и Сына. В мире высших истин нет этических оценок, это действующий процесс, который лишь приукрашивается человеческой нравственностью. Змей выступает как Бог-наставник, который возносится в пустыне (Числа 21:9), искушает и дает советы, предлагает иудеям заповеди, чтобы совратить их. Адам - Сын человеческий; когда Адам умирает, рождается Христос – второй Адам. Сам творец обрел в Эдеме мечты и надежды в ложной и иллюзорной форме.

Под деревом с прекрасными листьями,
Где пьет с богами Яма,
Там наш отец, глава рода,
Озирается в поисках древних.
(Ригведа. Мандала Х. Гимн 135, 1 a-d)

Мир созидается в Эдеме через поэзию. Там, под деревом бодхи - деревом познания добра и зла - пробудился и получил просветление Будда. На нем висит змей-Яма, который пьет вино в окружении богов. Яма - князь подземного мира, который вдохновляется, получает знание и творит вместе с предками и богами. Отец и глава рода - Авраам, демиург, творец. Пути древних уже пройдены мудрецами в предыдущие мировые периоды, он был проторен Буддой.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Всё взаимосвязано, все ипостаси отражаются друг в друге, но Валентин Ирхин слишком лаконичен, эти его сопоставления можно обосновать убедительнее, если процитировать литературу по сравнительной мифологии/

Сущую, но скрывшуюся, стертую, разбитую, непроезжую, обезлюдевшую стезю понял своею мудростью Татхагата, проторил ее и проезжей сделал (Вопросы Милинды). Древний закон определяет вечность мира, который всегда будет существовать, двигаясь по этой стезе. Заглядывая в Тору, Бог творит мир по старому образцу.

Змей и совесть – одно и то же. Главная проповедь змея на дереве – проповедь нечистоты. Это клевета и ложь, которая ведет к человеческим метаниям.

Призыв к единому есть искушение. Говоря «избегайте двух крайностей», Будда как раз делит единое на двое. Называющий себя Единым на самом деле двулик и двухголов – он разделяет землю и небо, являет себя в мужском и женском обликах. Чтобы прийти к истинному единству, нужно отбросить и Бога. Если я лгу, Бог лжет мне. Если Бог молчит, нет соблазна и греха. Не будешь пытаться служить Богу – не будешь служить и черту.

Сидя вначале на Месте Пути,
Смотря на Дерево,
Ходя вокруг него,
В течение трижды по семь дней [я] думал:
«Мудрость, которую я обрел,
Чудесная, наивысшая.
А "корни" живых существ тупые.
[Живые существа] привязаны к удовольствиям,
Слепы в своей глупости,
Как же можно привести к спасению таких существ?»
… Появились все будды десяти сторон [света]
И ободрили меня голосом Брахмы:
«Хорошо, Шакьямуни, первый из Поводырей!
Хотя [ты] обрел
Эту не имеющую высшего [предела] Дхарму,
Следуй за всеми буддами
И используй силу уловок!»
…Слушая глубокие, чистые чудесные голоса
Святых сынов Льва,
[Я] с радостью воскликнул:
"Нама Будда!"
И еще раз подумал:
«Я вышел в грязный, злой мир
И буду следовать всему тому,
Что поведали будды».
В это время Шарипутра, [наполненный] восторгом и радостью, поднялся [со своего места], соединил ладони и, взирая на почитаемый лик, сказал:
… Когда [я] услышал эти звуки Дхармы,
Все сомнения и сожаления исчезли.
Когда [я] впервые услышал проповедуемое Буддой,
В сердце было много страха и сомнений:
Не Мара [дьявол] ли это действует [в облике] Будды,
Внося смятение в мои мысли?..
Будда искусно проповедует
С помощью различных рассуждений и сравнений,
И сердца слушающих успокаиваются подобно морю.
Я слушал, и сеть сомнений разрывалась.
(Лотосовая сутра)

Три семерки – символика пути. Перед исходом из Эдема Бог воплощается как Слово мудрости - змей, который вначале созерцает у корня дерева боддхи и обретает просветление, а затем пробуждается, встает вертикально и висит на древе-кресте. В ходе исследования закона Бог вобрал в себя все знания.

Человек-Адам – и Моисей, видящий горящий куст терновника (чрево богоматери), и Авраам, все еще стоящий перед лицом Бога (Бытие18:22), как Мария перед Христом (после воскресения - садовником). В Эдеме открываются все трансцендентные органы чувств и рождаются высокие намерения. Вера без пробуждения – ничто, поэтому именно Будда говорит о ней самое важное. Змея кундалини должна проснуться под деревом и подняться. Иногда вера даже пробуждается насильственно – через мантровую работу, йогу.

«А Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника. Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи» (Осия 12:9-10).

В эдемской лаборатории была написана и созревала программа развития мира. Туда человек возвратится снова. Первое и последнее пророчество было и будет дано в Эдеме.

Царствие [Отца] подобно женщине, которая несет сосуд, полный муки, [и] идет удаляющейся дорогой. Ручка сосуда разбилась, мука рассыпалась позади нее на дороге. Она не знала [об этом], она не поняла, [как] действовать. Когда она достигла своего дома, она поставила сосуд на землю [и] нашла его пустым. (Евангелие от Фомы 101)

В сосуде – женской утробе – зарождаются все небесные тайны Эдема, которые должны выйти во внешний мир. В этом котле действуют все формы сил – и боги, и ангелы, и демоны.

Снявши великую крышку с сосуда, их все распустила
Женщина эта и беды лихие наслала на смертных.
(Гесиод. Труды и дни)

Все высшие знания были выпущены из Эдема как женские качества. Они вышли из ее чрева, пройдя через покров тайны и нарушив все запреты Бога. Что такое женщина? Это утроба, лоно, место произрождения всего. Что такое Эдем? Это утроба, лоно, Бог, источник рождения. Каким является Бог с точки зрения невинных авторов книги? Он непорочен. И когда семя-Бог прилетело как Орел к этой женщине в воды, начался процесс непорочного зачатия. Все было создано подобным Богу, чистому и неоскверненному, вплоть до грехопадения.

Даже само грехопадение было непорочным, потому что повторяло все процессы чистоты, царившие в Эдеме. Когда происходит непорочное зачатие? Когда есть элемент творения чего-то нового, всегда юного, чистого, неоскверненного оценками и страхом последствий. Когда в каком-то действии присутствует Бог - это всегда творение, это всегда любовь. Другое дело, если в действии участвуют не боги (а, скажем, люди), - тогда процесс является нечистым, порочным, пагубным и пугающим. Принимая участие в непорочном зачатии, ты сам - Бог.

Если ты не смог удержаться в этой обители радости и чистоты, то, значит, ты порочен, а потому следуй вон в юдоль печали – как не оправдавший собственного доверия. Авторы сотворили книгу, в точности следуя всем правилам соблюдения непорочности, но читатели, сделавшие неправильные выводы, неверно истолковавшие некоторые ее места, обрекли себя на выход за пределы интересов Автора.

«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Бытие 4:7).

Грех, пробуждение человеческой совести и сознания, показывает путь к выходу из эдемской темницы через дверь - вращающегося зеркала, которое разделяет миры. Задача читателя – овладеть этим механизмом.

Адам уходит из рая по-английски. Он без разрешения покидает Бога подобно тому, как Иаков бежит от Лавана вместе с женами и детьми. Змей призван был выполнять указания Бога, но вместо этого помог сбежать Адаму и Еве из Эдема.

И мы идем с женою в мир,
В бесплодный край изгнанья,
Но ты не заставишь меня забыть
Чудесный плод познанья.
(Генрих Гейне. Адам Первый)

Втроем они оставили Его, забрав с собой сына Каина - плод, программу развития мира, записанную Тору.

Рабби Абба говорил: Адам согрешил и произвел порождения внизу от злого намерения, а если бы не согрешил, то произвел бы порождения вверху от святого духа подобно ангелам. [Если бы Адам не согрешил, он не породил бы детей со стороны дурного побуждения, а породил бы детей со стороны святого духа.] Но теперь, поскольку все люди порождены со стороны дурного побуждения, жизнь их преходяща, и век короток, потому что в них есть частица “другой стороны”. Но если бы Адам не согрешил и не был бы изгнан из сада Едемского, он не произвел бы потомство со стороны святого духа – потомство святое, как ангелы небесные, которое обрело бы вечную жизнь (Зогар, Берешит 61а).

По большому счету, все происходит по воле Бога и ей оправдывается. Только благодаря греху Адама появились человеческие судьбы и стала записываться Библия. Если бы люди утратили свое греховное злое начало, мир бы не существовал, так как не было бы причины для его движения и развития - топлива, которым и является первородный грех. Божественное творение в течение шести дней - подготовка к следующему этапу, созданию тьмы внешней, проявленного мира, куда перешел Адам в результате грехопадения. Грех должен быть исчерпан - в проявленном мире уже действует математический закон количества. Напротив, в божественном мире, где нет причинно-следственных связей, существуют только формы и качества.

Земной мир существует количеством, законом кармы. Качество - атрибут запредельного, количество - грех. Так мир болтается между добром и злом, как маятник. Истинное творение – переход из непроявленного состояния в проявленное, количественное, где работает математика греха.

Пред ним все виды зол — бессчетных, всевозможных:
Голодным беднякам — подарки слов пустых;
Слепцы, ведущие уверенно других;
Желчь отвердевшая — в речах пророков ложных;
Над каждой мыслью — робости рога;
Пред справедливостью — из текстов баррикады;
Мощь рабских рук, не знающих награды
Ни в шуме городском, ни там, где спят луга;
Деревни, скошенные тенью,
Что падает серпом от сумрачных церквей;
И весь народ, привыкший к униженью,
Упавший ниц пред нищетой своей,
Не мучимый раскаяньем напрасным,
Сжимающий клинок, что все же станет красным;
И право жить и право быть собой —
В тюрьме законности, толкуемой неверно;
И пламя радости и нежности мужской,
Погасшее в руках морали лицемерной;
И отравляемый божественный родник,
В котором жадно пьет сознанье человека;
И после всяких клятв и после всех улик
Все то же вновь и вновь, доныне и от века!
(Эмиль Верхарн)

Так выглядит описание вечно повторяющихся мучений в сансаре. Это мир, куда человек переходит, начиная стремиться к ложным целям в силу своего личного эгоизма, питая надежды на обретение Царства небесного собственными силами. Осознав силу и правоту заповедей, человек сам осуждает себя и теперь обязан пройти через все описанные здесь испытания.

В своих заблуждениях я забыл тебя, Господи, нет мне прощения.
Но господин взирает на это спокойно, ибо в этом виноват всегда только его слуга.
(Кабир)

До этого все было хорошо, но ты сам запустил механизм грехопадения, признав свой грех. Господь только ждет: ты осудишься и оправдаешься только на основании своих слов. Именно в этот момент появляются скрижали, а вместе с ними греховность мира (ср. Рим.4:15, 5:13, 7:7-11).

Покаяться должны
мы в том, что означало
лишь дерзкое начало
сомнительной вины.
(Райнер Мария Рильке)

Наш видимый мир - это только фон, на котором проявляется творение. Лишь признав свой грех, познав стыд и совесть, Адам и Ева начали мировую историю и обрекли на мучения весь род человеческий. Искушение – предварительное условие начала любой духовной практики, обязательное для всех. Лишь проглотив ее первый плод, обретя его внутри себя, человек способен сознательно отвечать за свои деяния и встает на трудный личный путь. Дальнейшее уже зависит от него самого: последующие плоды и результаты индивидуальны.

Для того ль, чтоб бесполезно,
Без блаженства, без печали
Между Временем и Бездной
Начертить свои спирали.
(Николай Гумилев)

(Продолжение следует)

В избранное