Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Журнал «Русская история» в споре

 

Сегодня, пособолезновав-поскорбев о трагической гибели нашего товарища заместителя главного редактора Владимира Александровича Павлова и помолившись, на редколлегии обсуждали третий номер нашего журнала. Получился он содержательным и насыщенным. Протоиерей Александр Кузин (заведующий сектором по связям с епархиями Отдела религиозного образования и катехизации Московской патриархии) подчеркнул важность поддержания академической респектабельности, а доктор исторических наук профессор глава Центра истории религии и Церкви в России и заместитель директора Института российской истории Российской академии наук Владимир Михайлович Лавров раскритиковал материал о Петре Великом как излишне публицистический. В самом деле, 22-летний автор, поддавшись концепции Ивана Солоневича и ряда других авторов, изобразил нашего великого реформатора чуть ли не Робеспьером на троне и вообще почти Антихристом. И Лавров предложил снять эту статью как не соответствующую уровню издания. Протоиерей же Александр Кузин предложил отдать её Константину Юрьевичу Душенову (газета «Русь Православная»). А я за молодого историка заступился. Зачем обижать парня. Давайте опубликуем с врезкой о том, что точка зрения очень спорная, и пригласим к дискуссии. Однако главный редактор Виктор Владимирович Грицков сказал, что лучше собрать несколько материалов о Петре Великом в одном из следующих номеров, и тогда данный спорный текст будет подвергнут комментированию и критике на пользу исторической истине. Но этом и порешили.

Заодно я высказал свою точку зрения об отношении к революциям. Сравнил их с родами. В материнском лоне (человеческом или народном) вызревает новый организм, который на свет Божий рождается в муках и крови. Есть корешки и вершки, причины и следствия, базис и надстройка. Если обращать внимание только на боль и кровь матери или Родины, то есть порхать по вершкам, то можно со всей этой грязной околореволюционной водой выплеснуть-обругать и самого новорожденного. Увы, поверхностные публицисты и чувствительные натуры часто так и делают, но ученый историк призван прежде всего выявлять причины и тем самым основательнее объяснять эксцессы революции, в том числе и Kulturkampf инноваторов-модернизаторов со старыми системами ценностей.

Меня поддержал протоиерей Александр Кузин, подчеркнув, что ужасные для церкви меры Петра Великого в конечном счете вели к усилению Государства Российского, а тем самым и к благу Русской Православной Церкви, которая молится за могущество России. И Петр Великий – не Антихрист, а с церковно-православной точки зрения подвижник. Виктор Владимирович Грицков спросил, не следует ли с таких же позиций относиться и к Иосифу Виссарионовичу Сталину. Протоиерей Александр раздал литографию «Петр Великий и Святитель Митрофаний Воронежский»:


При обсуждении подготовленных авторским коллективом Владимира Лаврова учебных пособий «История религий» и «История христианства» я призвал избегать столь ныне распространенного «восторженно-апологетического неофитства», поделившись своим опытом работы над книгой «Искусство стран Востока» (Москва: Просвещение, 1985, я был составителем и автором). Лучше всего относиться к конфессиям как к этнографии – не пристрастно-апологетически, а рационально-критически. И в нашей книге удалось понятно и непредвзято изложить суть ислама, индуизма, бон, буддизма, ламаизма, даосизма, синтоизма, шаманизма. Есть неверующие ученые-позитивисты, которые тем не менее способны добывать и истолковывать факты, но ещё лучше ученому верить в высший смысл, который един для всех религий, как един смысл стола или вселенной для каждого человека, на каком бы языке он не говорил. Поэтому все человеческие языки взаимопереводимы, и благодаря единому высшему смыслу, отсвечивающему во всех мифах и священных писаниях и обрядах, «взаимопереводимы» все религии. И как для человека лучше постигать знание через свой родной язык, так и для ученого-религиоведа лучше постигать высший смысл через свою родную веру, не умаляя достоинство иных вер. Постигнув высший смысл родного Православия, легче понять суть всех остальных вер. Правоверно-верующий ученый, постигший высший смысл через родной язык-обряд, становится больше мусульманином, чем поверхностный мусульманин-обрядоверец, и больше буддистом, чем поверхностный буддист-обрядоверец, и больше иудаист, и т.д.

Поблагодарил протоиерея Александра Кузина за памятный крест на могиле моего земляка и дальнего родственника – солдата-вачкаса Александра Железнова, замученного в мае 1996 года в чеченском плену вместе с Евгением Родионовым, Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым. Трехметровый крест был установлен 4 октября 2006 года в моей родной Ваче (Нижегородская область). На богослужение пришли помолиться жители поселка Вача, окрестных деревень и города Павлова.



Я рассказал о своей попытке организовать сопротивление сунженских казаков в июне 1991 году после убийства атамана Александра Ильича Подколзина. Для четырехтомника о боевых действиях в Приднестровье, Чечне, Абхазии и Южной Осетии мне предложили подготовить материал. Договорились, что я предоставлю свидетельства очевидца по Чечне, Южной Осетии и Приднестровью, а наш полевой командир Алексей Катунов расскажет о своем участии в боевых действиях в Абхазии и в той же ПМР, где он с командиром нашей дружины майором-«афганцем» Александром Васильевичем Недашковским смогли остановить панику после разгрома на правобережье Днестра и организовали контратаку по деблокированию Бендер. Они спасли молодую республику, но ценой гибели 20 июня 1992 года нашего Саши. Главный редактор издательства «Русская панорама» Игорь Анатольевич Настенко передал мне на рецензирование фолиант – Александров Геннадий. Империя. Москва: Русская панорама, 2008, 344 стр.


В избранное