Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Саможертвенность в любви и творчестве

 

В заметке «Точка опоры творения» сказал, что жертва – предусловие и первотолчок всего. И возвысил жертву до прообраза и первоистока – до Богосаможертвоприношения. И к жертве свел элементарные когнитивные и физические акты, поскольку они сопряжены с обменом-даром. Всякий акт взаимодействия – саможертвоприношение, одно дарует себя другому, причем взаимно. Отсюда – глубинность обмена, дара. Впрочем, эту тему давно исследовали обществоведы начиная с классической политэкономии и немецкой философии, а затем особенно Карл Маркс в «Капитале» и Марсель Мосс в «Опыте об архаических обществах». Ещё глубиннее-онтологичнее Мартин Хайдеггер в учении об Отверге (Verweigern) и об Ereignis-Enteignis (Присвоение - Отсвоение).

Жертвенность обмена и дара легко перенести на социальные и межличностные отношения – но не будем углубляться в неомарксизм франкфуртцев или фрейдомарксизм. Обратим внимание на межполовые отношения, в них саможертвенность смыкается-сопрягается с самоубийством. Можно привести множество примеров из биологии о самоубийственности полового акта, о полной самоотдаче ради продолжения рода. Эти проявления глубинной саможертвенности объемлются христианской формулой – «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 12:24-25).

Отсюда через саможертвенность слуги углубляется, кстати, диалектика господина и раба, прослеженная Гегелем в «Феноменологии духа». Ибо, как гласит откровение Священного Писания - «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Евангелие от Иоанна 12: 26).

Казалось бы, мужчина и женщина любят по-разному – кто-то господин, кто-то раб. Если женщина обычно умоляет «возьми меня!», то мужчина иногда требует «дай мне!». Однако разница здесь не столько онтологическая, сколько ролевая, которую обозначил Господь Бог после Грехопадения Прародителей (Бытие 3:16-20). Роли суперпозируют, отсюда всякие варианты, но акт остается – и он саможертвенен с обоих сторон, так или иначе взаимен. И в нем Эрос смыкается с Танатосом. Как выразился Фёдор Иванович Тютчев – «О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!». И много чего понаписано на эту избитую тему.

Саможертвенность до самосжигания свойственна также священной войне (джихаду) и вообще всякому бою за Правду, здесь тоже не буду ломиться в открытые ворота. Но не всегда осознается, что в творчестве человек тоже свершает саможертвоприношение, и в этом он уподобляется Богу. Ибо в творчестве одно сущее попирается другим сущим ради бытия и тем самым возносится над любым сущим в рождении-творении Нового. «Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он» (Александр Сергеевич Пушкин).

Таким образом, какое бы взаимодействие ни анализировать, в его «коде» или первоистоке обнаруживается отблеск фундаментальнейшего акта Богосаможертвоприношения, без которого как без Первотолчка не запускается Архипрограмма. Важно только понимать, что решимость или воля к жертве и готовность нажать на спусковой крючок детонатора-первотолчка – в нас самих, в жертвоприносителях. Совокупно в сплоте это и есть Элохим или Аллах, Который творит новое небо и новую землю и в буквальном переводе означает «множество высших сил». Погибая в акте Богосаможертвоприношения «Конца» - но тут же воскресая творящим Элохим «Начала». Однако, чтобы спрограммировать цикл Круга Времени, надо сначала извлечь души умерших из-под печатей вселенской Книги Жизни и воплотить-оцифровать для составления-восстановления первоисходной Архипрограммы и судить на Страшном Суде и сохранить в харде Ничто при перескоке от Конца к Началу. И тогда через генеральную репетицию Богосаможертвоприношения, явленную на Голгофе, - «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откровение святого Иоанна Богослова 22:12-15).


В избранное