Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби и Георгий Гачев

 

Как постичь этнокультурные организмы, сравнить их, расклассифицировать и разместить в некой «периодической системе народов»? Этим глубинным вопрошанием задавались ещё в античности, а с зари Нового Времени – прежде всего Гемист Плетон и с его подачи гуманисты. Много интересных соображений высказали эрудиты, тот же Вико и, конечно, просветители. Однако систематически к делу подступились немцы. В поэзии – Гёте и Гёльдерлин, в философии – Гегель и Шеллинг. В России - Николай Данилевский, а за ним Питирим Сорокин. Однако до идеи «периодической таблицы» додумался, пожалуй, немец Освальд Шпенглер в фундаментальном трактате «Закат Европы».

Надо сказать, что в XIX и XX веках бурно развивались исторические и этнографические науки, а также языкознание. Эмпирический материал накопился огромный. В детстве зачитывался дореволюционными томами «Вселенная и человечество», и философы не могли пройти мимо благодатнейшей темы – осмыслить многообразие исторического, культурного и религиозного опыта человечества. Напомню хотя бы труды Гобино или Кайзерлинга. И вот явился Шпенглер!

Все мы в 1950-е годы зачитывались его интеллектуальным шедевром, и на собраниях Университета Молодого Марксиста в 1964 году бурно его обсуждали. Естественно, Георгий Дмитриевич Гачев принимал в этих спорах самое активное участие. Гений Шпенглера выявлял «архетипы» каждой культуры, и его «формулы» египетской или исламской или византийской или китайской и прочих цивилизаций – давно классика. Так что идея Гачева сформулировать и развить и обосновать «национальные образы мира» восходит к Шпенглеру, но не только к нему. Своеобразие каждой из великих культур пытался выявить в позитивистском ключе также модный среди нас полвека назад великий английский историк Арнольд Тойнби в своем 12-томном труде «Постижение истории» (A Study of History, 1934-1961).

Исходно Арнольд Тойнби выделил 21 оригинальных цивилизации, каждая выработала уникальную религию и основывалась на «мировом государстве». Каждая, как и любой живой организм, проходила несколько стадий (по Кэрролу Куигли): 1) первоначальная "смесь", 2) зарождение, 3) эпоха развития (наиболее "креативный" период), 4) эпоха кризисов 5) "универсальная империя", 6) упадок и 7) нашествие "варваров". Вот эти исходные цивилизации:


Шумеро-аккадская
Вавилонская
Древнеегипетская
Хеттская
Сирийская
Персидская (иранская)
Арабская
Минойская цивилизация
Эллинская (греко-римская)
Западная
Православная (основной массив) — Византия, южные славяне
Православная русская
Древнекитайская
Дальневосточная китайская
Дальневосточная японско-корейская
Индская
Индуистская
Майянская
Мексиканская
Юкатанская
Андская

Позже Арнольд Тойнби выделял уже 36 цивилизаций и 5 «живых» цивилизаций третьего поколения: западно-христианскую, православно-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную.

Наука историография добросовестно делает своё дело, и искусство историософии должно восполнять-обобщать через «коды»-первообразы это многогранное многообразие фактов. Георгий Дмитриевич Гачев, следуя в этом направлении вслед за Освальдом Шпенглером, попытался прежде всего «оформить» в образы суть «живых» (существующих поныне) стран-народов. А чтобы приблизиться к искомой «периодической системе народов», он ввел семь первичных «измерений» образов мира – три вертикальных (тело-душа-ум, или Космос-Психо-Логос) и четыре горизонтальных (вода-земля-воздух-огонь). В семимерной концептуальной «системе координат» можно через комбинаторику и правила совмещений «измерений» вывести «коды» культур и расположить их в эвристически-вычисляемую таблицу. Таков напрашивается дальнейший путь постижения историко-культурных типов – в развитие как историографического понимания, так и историософского обобщения, или к синтезу Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби. Именно по такому пути следовал наш Георгий Гачев.


В избранное