Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Высшее вопрошание и радикальное зло (начало)

 

Рассматриваемая тематика-проблематика лежит за горизонтом внимания-вопрошания уходящей индустриальной эпохи, поскольку исходит из новой парадигмы знания, отталкивающейся в основном от философии Мартина Хайдеггера и сопряженной с духовными запросами наступившей новой «постиндустриальной» эпохи - «общества знания». Я вслед за Карлом Ясперсом называю этот ракурс познания - рационально-критической «философской верой» или просто Правой Верой. Сердцевиной Правой Веры является «прикладная эсхатология». Правая Вера вбирает в себя - в качестве намеков, предвосхищений и частных случаев – откровения религий, постижения мудрецов и открытия наук. Ранее разместил в Интернете и частично опубликовал в бумажных изданиях основные положения этой новой парадигмы, используя такие термины, как Богосаможертвоприношение и жертвоприноситель (хотар), Круг Времени и «Вечное Возвращение», Творец и Убивец, социализация и субъектизация и другие. Ниже – одна из заметок, продолжающих цикл работ на тему «Три Адама».

Три Адама – это три ступени восхождения человека к равнобожию. Все три ступени под условными названиями «питекантроп, австралопитек», «неандерталец, палеоантроп» и «кроманьонец, неоантроп» реконструируются современной наукой, но много информации содержится также в мифах и Священных Писаниях. Каждый день приносит новые яркие археологические находки и новые гипотезы. В первом приближении все эти три ступени реконструированы в генетической эпистемологии Жана Пиаже, в психоаналитическом истолковании тотема и табу Зигмунда Фрейда и особенно в палеоантропопсихологии Бориса Поршнева, с которым мне доводилось обсуждать эти проблемы, когда в своё время редактировал его тексты. Открытия науки проясняют откровения мифа.

Первая ступень (Адам-1) – сотворенный по образу и подобию Божьему первый Адам («питекантроп») - обретает орудийно-физическую власть над сущим, причем не только над флорой, но и над фауной.

Цитирую Тору, Книга Брейшит 1:26-31, которая вошла в более поздний христианский канон как Библия, Бытие 1:26-31:

/26/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТОМ И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ". /27/ И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ. /28/ И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ". /29/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ВОТ Я ДАЮ ВАМ ВСЯКУЮ ТРАВУ СЕМЕНОНОСНУЮ, КОТОРАЯ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, У КОТОРОГО ПЛОД ДРЕВЕСНЫЙ, СЕМЕНОНОСНЫЙ ВАМ ЭТО БУДЕТ В ПИЩУ. /30/ А ВСЕМ ЖИВОТНЫМ ЗЕМЛИ И ВСЕМ ПТИЦАМ НЕБЕСНЫМ И ВСЯКОМУ ПРЕСМЫКАЮЩЕМУСЯ ПО ЗЕМЛЕ, В КОТОРОМ ДУША ЖИВАЯ, ВСЯКАЯ ЗЕЛЕНЬ ТРАВНАЯ ДЛЯ ПИЩИ"; И СТАЛО ТАК. /31/ И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ВЕСЬМА ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ШЕСТОЙ.

Был ли питекантроп или австралопитек (Адам-1) вегетарианцем, поскольку плоды флоры предписал ему в пищу ВСЕСИЛЬНЫЙ (Элохим), - вопрос спорный. Например, горилла – вегетарианец, и прочие обезьяны – тоже, но каменные орудия и палки использовались Адамом-1 и для убийства себе подобных и зверей, о чем свидетельствуют находки палеоантропологов. Власть предполагает насилие, и орудие труда – оружие убийства. Орудийная деятельность первобытного Адама-1, как и полуторагодовалого ребенка, означает взмет над животной сенсомоторностью и обретение субъектной способности решать различные невербальные задачи. Жан Пиаже отмечает, что на этой стадии человек уже может искать объекты, которые исчезли из поля зрения, т.е. понимает, что внешний мир существует постоянно, даже когда не воспринимается. Ребенок может найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты, чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон, а если толкнуть качели, то они, качнувшись, вернутся в прежнее положение).

Вторая ступень – взращенный в лаборатории Едемского сада Адам-2 или неандерталец-палеоантроп, который благодаря вдунутому в него дыханию жизни смог резонировать с «душами живыми» остальных одушевленных живых существ, о которых шла речь выше, в том числе не только зверей, но и ангелов. Глава 2 Книги Брейшит свидетельствует – «/7/ И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ. /8/ И НАСАДИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ САД В ЭДЕНЕ С ВОСТОКА, И ПОМЕСТИЛ ТАМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО ОБРАЗОВАЛ. /9/ И ПРОИЗРАСТИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, ПРИЯТНОЕ НА ВИД И ХОРОШЕЕ ДЛЯ ЕДЫ, И ДЕРЕВО ЖИЗНИ ПОСРЕДИ САДА, И ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА. … /15/ И ВЗЯЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ПОМЕСТИЛ ЕГО В САДУ ЭДЕНА, ЧТОБЫ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЕГО И ХРАНИТЬ ЕГО. /16/ И ЗАПОВЕДАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКУ, СКАЗАВ: "ОТ ВСЯКОГО ДЕРЕВА САДА МОЖЕШЬ ЕСТЬ. /17/ ОТ ДЕРЕВА ЖЕ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, ОТ НЕГО НЕ ЕШЬ, ИБО КАК ТОЛЬКО ВКУСИШЬ ОТ НЕГО, ДОЛЖЕН ТЫ УМЕРЕТЬ". /18/ И СКАЗАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "НЕХОРОШО ЧЕЛОВЕКУ БЫТЬ ОДНОМУ, СДЕЛАЮ ЕМУ ПОМОЩНИКА, СООТВЕТСТВЕННОГО ЕМУ". /19/ И КОГДА ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОГО ЗВЕРЯ ПОЛЕВОГО И ВСЯКУЮ ПТИЦУ НЕБЕСНУЮ, ПРИВЕЛ ОН К ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, КАК ОН НАЗОВЕТ ИХ, И КАК НАЗОВЕТ ЧЕЛОВЕК КАКОЕ-ЛИБО ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ТАК И ИМЯ ЕГО. /20/ И НАРЕК ЧЕЛОВЕК ИМЕНА ВСЕМУ СКОТУ И ПТИЦАМ НЕБЕСНЫМ И ВСЯКИМ ЗВЕРЯМ ПОЛЕВЫМ, НО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НЕ НАШЕЛ ОН ПОМОЩНИКА, ЕМУ СООТВЕТСТВЕННОГО».

Борис Фёдорович Поршнев в книге «О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)» показывает, что палеоантроп (Адам-2) приобрел суггестивно-психическую власть над зверями и стал способным давать им имена, то есть «считывать» их «код» и «протопрограммировать» их, что соответствует «дооперациональной стадии» Жана Пиаже, которая характеризуется концептуальным пониманием мира и связана с освоением языка. Субъектность наращивается примерно к семилетнему возрасту до такой степени, что ребенок достигает стадии «конкретных операций» - например, он понимает, что число предметов не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или компактной кучкой; раньше он мог думать, что в длинном ряду предметов больше. Животный досубъектный эгоцентризм возносится до предсубъектного.

Священный Коран свидетельствует, что Адам-2 благодаря способности давать имена превзошел ангелов. Согласно Правой Вере, цикл Круга Времени программируется Сплотом Правоверных в Конце Времен, который а акте Богосаможертвоприношения смыкается с Началом Времени. Архипрограмма запускается в точке Омега и реализуется из точки Альфа. Программист как Сплот Правоверных и есть Бог-Отец или Творец или Элохим-Аллах (буквально «множество высших сил», отчего Аллах в Священном Коране вещает как Мы). Другими словами, мы, сущие Последних Времен, вбирая в себя всё знание-память прошлого, программируем «будущий» цикл. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город /Небесный Иерусалим/ воротами» (Откровение святого Иоанна Богослова /Апокалипсис/ 22:12-14). Мы сами закладываем в Архипрограмму такие подпрограммы, которые отстраивают измерения и сферы сущего, но в уме держим прежде всего воскрешение себя в полноте бытия сущего, и потому смотрящих ангелов запускаем из огня, а самих себя (человека) бутстрепируем в Середине Времени из квинтэссенции твари. И поэтому человек первозданнее ангела по харду, ибо Аллах «создал человека из глины сухой, звенящей, как обожженная, и создал джиннов из огненного пламени» (Сура 55 «Аль-Рахман /Милосердный/» 14-15), и человек же сильнее ангела по софту, о чем и говорит Сура 2 «Аль-Бакара /Корова/» (перевел М.-Н. Османов):

«30. И сказал твой Господь ангелам: "Я поставлю на земле наместника". Они спросили: "Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?" Аллах ответил: "Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо".
31. И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: "Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни".
32. Ангелы ответили: "Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - всеведущий, мудрый".
33. Аллах сказал: "О Адам! Разъясни им [суть] имен". Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имен, Аллах сказал: "Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?"
34. И тогда Мы повелели ангелам: "Падите ниц перед Адамом". Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим.
35. Тогда Мы сказали: "О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев".

Ученые, истолковывая Священные писания, спорят, обладал ли Иблис «автопрограммой» самодвижения или, подобно покорным ангелам, тоже был жестко запрограммирован ради выполнения определенных служебных функций в небесной иерархии и не имел свободы выбора. Поэтому исследователи иногда различают непокорных (субъектных) джиннов во главе с Иблисом и таких несубъектных слуг-ангелов, как Божий посланец-порученец Джибрил (Гавриил). Этот вопрос сейчас становится актуальным и первостепенным в свете концепций «антропного принципа» и Intelligent Design. Но пока зафиксируем четкий факт:

При ключевом бутстрепировании-антропогенезе на финише Шести дней творения выпал в осадок гордый Иблис, сверзся на землю подобно падучей звезде. В мифах всех народов запечатлелся этот момент как битва в небесах, «смена богов» (на эту тему смотри мои многочисленные предыдущие тексты). В книге Брейшит, которая известна в Библии как Книга Бытие, имя Бога Шестиднева – Элохим – сменяется после Шестого дня на Адонай или непроизносимое «четырехбуквенное имя» (тетраграматон), которое представляет собой наложение слов «был», «есть» и «будет» и обычно огласуется как Яхве (Иегова). В синодальном русском переводе Библии в Главе 1 книги Бытие употребляется слово Бог, а с Главы 2 – словосочетание Господь Бог. Два разных имени – два разных бога для разных мировых эпох, и аналогично в ключевых водоразделах времен в других мифологиях (Уран сменяется «сыном» Хроносом /=Время/, который эквивалентен римскому Сатурну или арийскому демону Вритре, этимологически понимаемому через корень «поворот» как Время). Платон в диалоге «Политик» вообще сопрягал появление человека /Адама-3/ с поворотом Времени вспять. Как бы то ни было, созданный из огненного пламени Иблис – это Люцифер (=Светоносец), Сатана-Шайтан, Демон, Дьявол. И сброшенный с неба, Иблис утверждается в райском Едемскои саду как змей, «код» которого равномощен Божьему и, как вирус в компьютерах, караулит резонанс-отклик с «кодом» хранителя-возделывателя Сада, чтобы взять власть над его программой. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», - свидетельствует Книга Брейшит (3:1; Книга Бытие 3:1). Свержение Иблиса – поворот Круга Времени, и недаром часто Сатурна как «царя золотого века» по этимологии и смыслу отождествляют с Сатаной.

Третья ступень как раз и сопряжена с совпадением-резонансом зова Сатаны с откликом на него Евы и затем Адама-3. Чтобы компьютерный вирус Сатаны угнездился в «коде» человека, необходимо было переформатировать-допрограммировать палеоантропа Адама-2, «мощность» которого не отвечала предназначенной ему миссии. Этот тонкий процесс реконструирован в вышеуказанной книге Бориса Поршнева, а Священное Писание гласит:

«/20/… ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НЕ НАШЕЛ ОН ПОМОЩНИКА, ЕМУ СООТВЕТСТВЕННОГО. /21/ И НАВЕЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ СОН НА ЧЕЛОВЕКА, И КОГДА УСНУЛ ОН, ВЗЯЛ ОН ОДНО ИЗ РЕБЕР ЕГО И ЗАКРЫЛ ПЛОТЬЮ МЕСТО ЕГО. /22/ И ПЕРЕУСТРОИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ РЕБРО, КОТОРОЕ ОН ВЗЯЛ У ЧЕЛОВЕКА, В ЖЕНУ, И ПРИВЕЛ ЕЕ К ЧЕЛОВЕКУ. /23/ И СКАЗАЛ ЧЕЛОВЕК: "НА ЭТОТ РАЗ - ЭТО КОСТЬ ОТ КОСТИ МОЕЙ И ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ МОЕЙ; ОНА НАРЕЧЕНА БУДЕТ ЖЕНОЮ, ИБО ОТ МУЖА ВЗЯТА ОНА". /24/ ПОЭТОМУ ОСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕК ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ И ПРИЛЕПЛЯЕТСЯ К ЖЕНЕ СВОЕЙ, И ОНИ СТАНОВЯТСЯ ОДНОЙ ПЛОТЬЮ. /25/ И БЫЛИ ОНИ ОБА НАГИ, ЧЕЛОВЕК И ЖЕНА ЕГО, И НЕ СТЫДИЛИСЬ».

Итак, Адам-2 подвергся «генетической инженерии» под наркозом, и Ева была взращена методом клонирования. Кто проводил операцию – не буду гадать (несколько гипотез высказал в предшествующих текстах). Однако существенны такие нюансы, как крайняя плоть у Адама-3 и девственная плева у Евы со стороны физиологической и признание Евы Адамом как своей половины со стороны психологически-социальной, что знаменует переход от промискуитетной стаи во главе с доминирующим самцом к матриархату. Это отразилось в самом имени «Ева» - «И нарек Адам имя жене своей: Ева /=Жизнь/, ибо она стала матерью всех живущих /правильнее – «мать всего человечества/» (Бытие 3:20).

Девственная плева, кроме человека, существует только у гиен и самок крота, а у прочих млекопитающих плева намечается только во время внутриутробного развития. Крайняя плоть у мужчин и девственная плева у женщин играют чрезвычайно важную роль в субъектизации человека, а обрезание вообще предстает заветом-смычкой человека с Богом. Для знакомства с соответствующей онтологией отсылаю к прозрениям Василия Васильевича Розанова, но важно подчеркнуть здесь сопряжение физиологии-генетики Адама-3 и способности его к восприятию зова Сатаны и прорыву в высшие измерения вопрошания, где открываются глаза на феномен добра и зла.

До Грехопадения не осознавалась сакральность пола и соответственно своих срамных половых органов как сосредоточия не просто плотского греха пошлой малоприглядной случки, а священнодействия-бутстрепирования самой Архипрограммы в акте взаимного саможертвоприношения. Когда прорываешься к высшему смыслу сакрального бытия, то профанное сущее, которое является средством-знаком-символом соответствующего жертвенного действия, предстает постыдным низшим. И в бытии сущего это профанное сущее табуируется, чтобы оно не оскорбляло сакральное бытие, а возносило к нему. «О, Heaven! /О, Небеса (Рай)!/» - часто передают-восклицают свою эмоцию англоязычные мужчины, когда совокупляют-экстазируют свой половой орган-член в женском половом органе. Как поет Chorus mysticus (Мистический хор) в заключительных строках гётевского «Фауста» - Alles Vergängliche Ist nur ein Gleichnis; Das Unzulängliche, Hier wird”s Ereignis; Das Unbeschreibliche, Hier ist”s getan; Das Ewig-Weibliche Zieht uns hinan (Борис Пастернак перевел – «Все быстротечное - Символ, сравненье. Цель бесконечная Здесь - в достиженье. Здесь – заповеданность Истины всей. Вечная женственность Тянет нас к ней»). Увы, перевод несовершенен и не передает важных смысловых нюансов, а гётевский термин Ereignis, играющий ключевую роль в философии Хайдеггера, вообще передан невразумительным словом «достиженье». Тем не менее Гёте проясняет-сакрализирует формулу Книги Бытие – «И прилепится /Адам/ к жене своей; и будут [два] одна плоть» (2:25). Несколько проясняют высший смысл полового акта следующие строки Фёдора Ивановича Тютчева – «О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди И с беспредельным жаждет слиться О, бурь заснувших не буди Под ними хаос шевелится!».

Создав Адама по образу и подобию Своему и став ему Отцом, боялся Бог его взросления и обретения равнобожьего могущества, субъектности. Поэтому всячески пытался удержать его в детстве-звериности сущего, не допустить его прорыва к бытию, к вопрошанию о смысле бытия сущего. Первобытная мифология в основном излагает борьбу человека с табу, которым Бог преградил путь к обретению бытия человеком, к становлению Dasein. Весь первоисходный миф древних греков – о поедании-заглатывании сыновей Небесным Отцом (Хроносом), о борьбе сыновей во главе с Зевсом против Отца и о победе в конце концов, о высвобождении низовой субъектности и начале человеческой истории. Веды древних ариев – прежде всего о борьбе Индры (аналог Зевса) с демоном Вритрой (Время) и об освобождении арийского человечества. Всесильный сопротивлялся – но человек все же прорвался к высшему. Более позднее Пятикнижие Моисея излагает этот ключевой для понимания смысла человека сюжет лаконичнее и абстрактнее уже с достигнутой высоты не просто субъектности, но и Dasein (почему еврейско-христианская Библия и Священный Коран ближе нам сейчас, чем индийская Ригведа или гесиодовская Теогония). И сводит страх Божий перед смертью в Богосаможертвоприношении к табу на познание добра и зла, к запрету вкушать от древа смысла бытия добра и зла, растущего рядом с Древом Жизни посреди Рая (Едемского Сада «на востоке»). Бог предвидел Свои крестные муки, и Ему, как и каждому из нас, боязно оставить Самого Себя одного перед жерлом Ничто. В то же время Судьба (Архипрограмма) непреложно предписывает «гибель богов» от руки человека, и Бог ведает необходимость переформатирования через смерть и воскресение. Но инерционное бытие Sein само себя не может окунуть в Ничто без жертвоприносителя Dasein, и можно затормозить неизбежное, попробовать запрет в Раю, напустить Сатану на человека-субъектника, померяться силами в схватке с Иаковом (Израилем). И хочется, и колется! Богосаможертвоприношение – мучительная штука, но никуда не денешься. «Или, Или! Лама савахфани? – возопил Иисус Христос на Голгофе, заглянув в жерло Ничто, - то есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?» (Евангелие от Матфея 27:46). Но римско-арийские воины-жертвоприносители добросовестно исполнили свой высший долг и предали Бога смерти, убили Его.

О том, как происходил процесс активизации вируса «кода зла» (зова Сатаны) в программе Адама-3, сообщает Пятикнижие Моисея (Тора) в первой своей книге Брейшит (Глава 3):

/1/ ЗМЕЙ ЖЕ БЫЛ ХИТРЕЕ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ПОЛЕВЫХ, КОТОРЫХ СОЗДАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ; И СКАЗАЛ ОН ЖЕНЕ: "ХОТЯ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: НЕ ЕШЬТЕ НИ ОТ КАКОГО ДЕРЕВА ЭТОГО САДА..." /2/ И СКАЗАЛА ЖЕНА ЗМЕЮ: "ИЗ ПЛОДОВ ДЕРЕВЬЕВ ЭТОГО САДА МОЖЕМ ЕСТЬ; /3/ ТОЛЬКО ОТ ПЛОДОВ ДЕРЕВА, КОТОРОЕ В СЕРЕДИНЕ САДА, СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, НЕ ЕШЬТЕ ОТ НЕГО И НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К НЕМУ, А ТО УМРЕТЕ". /4/ И СКАЗАЛ ЗМЕЙ ЖЕНЕ: "НИКАК НЕ УМРЕТЕ. /5/ НО ЗНАЕТ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО, КОГДА ПОЕДИТЕ ОТ НЕГО, ОТКРОЮТСЯ ГЛАЗА ВАШИ И ВЫ СТАНЕТЕ, ПОДОБНО ВСЕСИЛЬНОМУ, ЗНАЮЩИМИ ДОБРО И ЗЛО". /6/ И УВИДЕЛА ЖЕНА, ЧТО ДЕРЕВО ЭТО ХОРОШО ДЛЯ ЕДЫ И ЧТО УСЛАДА ОНО ДЛЯ ГЛАЗ, И ВОЖДЕЛЕННО ЭТО ДЕРЕВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМА, И ВЗЯЛА ПЛОДОВ ЕГО И ЕЛА, И ДАЛА ТАКЖЕ МУЖУ СВОЕМУ С СОБОЮ, И ОН ЕЛ. /7/ И ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА ИХ ОБОИХ, И УЗНАЛИ, ЧТО НАГИ ОНИ, И СШИЛИ СМОКОВНЫЕ ЛИСТЬЯ И СДЕЛАЛИ СЕБЕ ОПОЯСАНИЯ. /8/ И УСЛЫШАЛИ, КАК ГОЛОС БОГА ВСЕСИЛЬНОГО ПРОХОДИТ ПО САДУ В ПРОХЛАДУ ДНЯ, И СКРЫЛСЯ ЧЕЛОВЕК С ЖЕНОЮ СВОЕЮ ОТ БОГА ВСЕСИЛЬНОГО СРЕДИ ДЕРЕВЬЕВ САДА. /9/ И ВОЗЗВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ К ЧЕЛОВЕКУ И СКАЗАЛ: "ГДЕ ТЫ'" /10/ И СКАЗАЛ ОН: "ГОЛОС ТВОЙ УСЛЫШАЛ Я В САДУ И УБОЯЛСЯ, ТАК КАК Я НАГ, И СКРЫЛСЯ". /11/ И СКАЗАЛ ОН: "КТО СКАЗАЛ ТЕБЕ, ЧТО ТЫ НАГ? НЕ ОТ ДЕРЕВА ЛИ, О КОТОРОМ Я ЗАПОВЕДАЛ ТЕБЕ НЕ ЕСТЬ ОТ НЕГО, ЕЛ ТЫ?" /12/ И СКАЗАЛ ЧЕЛОВЕК: "ЖЕНА, КОТОРУЮ ТЫ ДАЛ МНЕ, ОНА ДАЛА МНЕ ОТ ЭТОГО ДЕРЕВА И Я ЕЛ". /13/ И СКАЗАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЖЕНЕ: "ЧТО ЭТО СДЕЛАЛА ТЫ?" И СКАЗАЛА ЖЕНА: "ЗМЕЙ ОБОЛЬСТИЛ МЕНЯ, И Я ЕЛА".

Привожу также синодальный перевод этого текста (Бытие 31-13):

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

Горы книг и статей написаны истолкователями этих сведений Священного Писания. Вот Прародители жили в Раю и ни о чем не тужили, но бес субъектности уже подзуживал их. Этот «бес субъектности» в человеке – изначально, поскольку в «сонме-множестве высших сил», обозначаемых в первой строке Торы словом «Элохим» и именуемых в синодальном переводе Библии словом «Бог», предусмотрен и Сатана как программа бутстрепирования Архипрограммы. Эта программа не активизируется «тысячу лет», то есть на протяжении «тысячелетнего царства» Шестиднева, но при сотворении человека выпускается на волю и подталкивает как Грехопадение человека, так и историю человечества. Сатанинский вирус абсолютно необходим для высвобождения человеческой субъектности и мобилизации его сначала слабых детских сил до уровня реального богоборчества. Более того, только этот «вирус зла» делает возможным вопрошание человека о смысле высшего и обретение им бытия и превращение Адама в Dasein, равномощного бытию Sein и предстающего уже не как просто субъект, а как «пастух бытия» и «местоблюститель ничто (Platzhalter des Nichts)». В Откровении (Апокалипсис) святого Иоанна Богослова говорится (20:1-3):

1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

«Малое время» - это от Грехопадения Середины до Богосаможертвоприношения Конца, то есть примерно десять-двадцать тысяч лет истории человечества (Хронология уточняется). Лучше всего о роли Сатаны-Дьявола в истории сказано в «Фаусте» Гёте (перевел Николай Александрович Холодковский 1878):

Фауст

Чтоб узнать о вашем брате суть,
На имя следует взглянуть.
По специальности прозванье вам даётся:
Дух злобы, демон лжи, коварства — как придётся.
Так кто же ты?

Мефистофель

Часть вечной силы я,
Всегда желавший зла, творившей лишь благое.

Фауст

Кудряво сказано; а проще — что такое?

Мефистофель

Я отрицаю всё - и в этом суть моя.
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живёт.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!
Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, —
Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это всё — моя стихия.

Фауст

Ты мне сказал: «я часть»; но весь ты предо мной?

Мефистофель

Я скромно высказал лишь правду, без сомненья.
Ведь это только вы мирок нелепый свой
Считаете за всё, за центр всего творенья!
А я — лишь части часть, которая была
В начале всё той тьмы, что свет произвела,
Надменный свет, что спорить стал с рожденья
С могучей ночью, матерью творенья.
Но всё ж ему не дорасти до нас!
Что б он ни породил, всё это каждый раз
Неразделимо связано с телами,
Произошло от тел, прекрасно лишь в телах,
В границах тел должно всегда остаться,
И — право, кажется, недолго дожидаться —
Он сам развалится с телами в тлен и прах.

Фауст

Так вот твоё высокое значенье!
Великое разрушить ты не мог,
Тогда по мелочам ты начал разрушенье!

Мефистофель

Что делать! Да и тут старался я не впрок.
Дрянное Нечто, мир ничтожный,
Соперник вечного Ничто,
Стоит, не глядя ни на что,
И вред выносит всевозможный:
Бушует ли потоп, пожары, грозы, град —
И море и земля по-прежнему стоят.
С породой глупою звериной и людскою
Бороться иногда мне не хватает сил —
Ведь скольких я уже сгубил,
А жизнь течёт своей широкою рекою.
Да, хоть с ума сойти, — всё в мире так ведётся,
Что в воздухе, в воде и на сухом пути,
В тепле и в холоде зародыш разовьётся,
Один огонь ещё, спасибо, остаётся.
А то б убежища, ей-богу, не найти!

Фауст

Так, силой мощной, животворной,
Тебе враждебною влеком,
Ты тщетно, демон непокорный,
Ей угрожаешь кулаком!
Другое лучше выдумай стремленье,
Хаоса странное творенье!

FAUST:
Bei euch, ihr Herrn, kann man das Wesen
Gewöhnlich aus dem Namen lesen,
Wo es sich allzu deutlich weist,
Wenn man euch Fliegengott, Verderber, Lügner heißt.
Nun gut, wer bist du denn?

MEPHISTOPHELES:
Ein Teil von jener Kraft,
Die stets das Böse will
und stets das Gute schafft.

FAUST:
Was ist mit diesem Rätselwort gemeint?

MEPHISTOPHELES:
Ich bin der Geist, der stets verneint!
Und das mit Recht; denn alles, was entsteht,
Ist wert, daß es zugrunde geht;
Drum besser wär"s, daß nichts entstände.
So ist denn alles, was ihr Sünde,
Zerstörung, kurz, das Böse nennt,
Mein eigentliches Element.

FAUST:
Du nennst dich einen Teil, und stehst doch ganz vor mir?

MEPHISTOPHELES:
Bescheidne Wahrheit sprech ich dir.
Wenn sich der Mensch, die kleine Narrenwelt
Gewöhnlich für ein Ganzes hält-
Ich bin ein Teil des Teils, der anfangs alles war
Ein Teil der Finsternis, die sich das Licht gebar
Das stolze Licht, das nun der Mutter Nacht
Den alten Rang, den Raum ihr streitig macht,
Und doch gelingt"s ihm nicht, da es, so viel es strebt,
Verhaftet an den Körpern klebt.
Von Körpern strömt"s, die Körper macht es schön,
Ein Körper hemmt"s auf seinem Gange;
So, hoff ich, dauert es nicht lange,
Und mit den Körpern wird"s zugrunde gehn.

FAUST:
Nun kenn ich deine würd"gen Pflichten!
Du kannst im Großen nichts vernichten
Und fängst es nun im Kleinen an.

MEPHISTOPHELES:
Und freilich ist nicht viel damit getan.
Was sich dem Nichts entgegenstellt,
Das Etwas, diese plumpe Welt
So viel als ich schon unternommen
Ich wußte nicht ihr beizukommen
Mit Wellen, Stürmen, Schütteln, Brand -
Geruhig bleibt am Ende Meer und Land!
Und dem verdammten Zeug, der Tier- und Menschenbrut,
Dem ist nun gar nichts anzuhaben:
Wie viele hab ich schon begraben!
Und immer zirkuliert ein neues, frisches Blut.
So geht es fort, man mächte rasend werden!
Der Luft, dem Wasser wie der Erden
Entwinden tausend Keime sich,
Im Trocknen, Feuchten, Warmen, Kalten!
Hätt ich mir nicht die Flamme vorbehalten,
Ich hätte nichts Aparts für mich.

FAUST:
So setzest du der ewig regen,
Der heilsam schaffenden Gewalt
Die kalte Teufelsfaust entgegen,
Die sich vergebens tückisch ballt!
Was anders suche zu beginnen
Des Chaos wunderlicher Sohn!

Как рождение человека свершается через напряг-сопротивление тела, так и рождение субъектности в человеческом сущем и всякое тврчество свершается через сопротивление вынашивающего бытия и с помощью "чудесного сына Хаоса" (Des Chaos wunderlicher Sohn) - Сатаны (Мефистофеля). Акт познания, как и любовный акт, преодолевает сопротивление-напряг бытия и есть не рефлективный инстинкт или случка, а акт прежде всего бытийный - микроБогосаможертвоприношение. Нужен толчок «оплодотворения» для активизации файла Архипрограммы, ответственного за Entwurf (намет) конкретного человека (в терминологии Хайдеггера) или его «умопостигаемого-интеллигибельного характера» (в терминологии Канта). Вот этот «порождающий-оплодотворяющий толчок» каждого высшего вопрошания и соответственно обретения собственного-подлинного Dasein через свободное самодвижение Entwurf в сущем и запускается «бесом» или «бесенком» особой высвобожденной из бездны подпрограммы. Непорочное зачатие – особый случай, а в обычном порочном зачатии присутствует, как детонатор страсти и греха, - «программный вирус» Сатаны.

/Окончание следует/

В избранное