[SPH] Домашняя музыка, низкие частоты

музыка отлично поддается математическим подсчетам, хотя Моцарт мог об
этом и не знать. но в его времена если музыку и слушали, то живую, а
если считали, то только изготовители инструментов и проектировщики залов
и органов.
Что мы слышим? частота ноты "ля" первой октавы - 440 герц. это все мы
знаем. значит, частота ноты "ля" малой октавы - 220 герц. большой - 110
герц. контроктавы - 55 герц.
гитара имеет самой низкой нотой ноту "ми" большой октавы, если не
производилось специальной настройки. это около 100 герц. басгитара имеет
самую низкую ноту на частоте примерно 50 герц, а контрабас - еще ниже.
фортепиано - еще ниже. все эти звуки мы слышали, и те, у кого нет слуха,
и те, у кого слух абсолютный.
если дорогие студийные мониторы вполне реально могут воспроизвести звук
всего лишь от 55 герц, то более дешевая компьютерная акустика при
заявленных характеристиках разве лучше таких мониторов? как минимум нелучше.
теперь собственно о музыке. на высоких частотах играет мало кто. и едва
ли человек, имеющий абсолютный слух, узнает ноту на частоте 15 килогерц
или выше. это еще слышимый участок диапазона. все богатство звуков
находится в среднечастотной части. до верхов дотягиваются обертоны или
гармоники, поэтому высокие частоты нужны для окраски звука. чем чище они
звучат, тем теплее и мягче звук. и прозрачнее.
низкие частоты теоретически считаются от 300 герц. участок от нуля до
300 герц похож по поведению от края до края. но из этого участка как
минимум одну треть просто не слышно. значит, не слышно почти всего баса,
в любом случае не слышно части большой октавы и контроктавы. звуки
музыкальных инструментов богаты гармониками, поэтому басы мы все-таки
слышим даже выше 300 герц, но только их следы, самого звука струны или
другого баса не слышно. к тому же слушатель норовит выставить эквалайзер
так, чтобы не было средних частот. точнее, чтобы они были ниже всех
остальных.
но, если вы убираете одни частоты, на их место обязательно придет что-то
взамен. приходит шум. а звучат не низкие и высокие, а те же средние,
только с пониженной серединой. ко всему прочему слушатель обкрадывает
себя, потому что в жизни он слышит все средние частоты безо всяких
"птичек" эквалайзеров.
если высокие частоты получить до 15 килогерц можно практически на любой
акустике, а выше не всякий вдруг услышит, то с низкими труднее.
большинство динамиков имеют маленький диаметр. на таких не побасишь. да
и не поставить на стол большие динамики. а что, если купить сабвуфер?
их почему-то боятся женщины. проверено. некоторая тумбочка, которую
почему-то подключают проводом и которая издает из-за неприивычки
пользователя звуки довольно странного свойства, пугает нашу сестру.
но это первый день. на второй женщина смиряется с таким новшеством.
мужчине остается правильно подключить устройство и наслаждаться тем, что
большинству пользователей компьютера да и просто аудиоаппаратуры недоступно.
разместит сабвуфер можно где угодно. низкие частоты не идут прямо,
поэтому звучит весь воздух в комнате. а вот чтобы он звучал там, где
надо, используют регулировку фазы. в дешевых моделях есть переключатель
двух положений - "In phase" и "Out of phase".
в хороших - плавная регулировка всей фазы. настраивается экспериментально.
дальше стоит посмотреть на фильтр среза. чем хуже динамики на столе, тем
выше ее надо поставить для передачи недостающих частот. громкости
добавить по вкусу. о плохом вкусе вам напомнят близкие люди и соседи.
хорошим порадуете себя.
Мацал Кошек