Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


 Бегство от интеллектуальной свободы

 

Знаю многих умственно-одаренных молодых и немолодых соотечественников, которые поменяли право творческого первородства и интеллектуального самостояния на службу государству, церкви, ведомству, спонсору и просто работодателю. Некоторые практикуют двоемыслие и в узком кругу допускают вольнодумство, однако обычно компенсационно-защитной психический механизм срабатывает таким образом, что человек внушает сам себе убеждение в истинности той системы ценностей, работой на которую он кормится. Более того, ряд моих знакомых на этой почве впал в фанатичное неофитство и утратил субъектное рационально-критическое отношение к действительности, и опять-таки из комплекса подспудно возникающей фрустрации начинает агрессивно относиться к тем даже своим бывшим друзьям, которые интеллектуальную субъектность сохраняют.

В политике сие особенно наглядно, каждый может привести массу примеров. Легче всего слиться в экстазе с властью, какой бы она ни была, если тебе при этом проплачивают хороший гонорар или хотя бы бесплатно возят и кормят. Это ясно. Но к корыту власти не протолкаться всем жаждущим денег, статуса и рычагов, а кушать и содержать семью надо каждый день, и многие интеллектуалы припадают к тем или другим духовно-спонсорским сосцам, благо они ныне торчат чуть ли не из-за каждого угла, и окормляются до пуза. И начинают вещать и поучать. А со слишком субъектными бывшими друзьями и коллегами предпочитают отношения прекратить, сократить или заморозить.

Но не только забота о хлебе насущном двигает интеллектуалами, предпочетшими свободу мысли заменить конформистским служением той или иной несвободе. Некоторыми движет страх перед властью и особенно перед ответственностью нравственного и политического выбора. Ведь если внутренне осознать-пережить творящуюся неправду, то зов совести требует от тебя встать поперек зла. Не все имеют духовную силу противостоять даже общественному мнению, не говоря уж угрозе полицейско-физического преследования, ареста и т.д.

И раз за разом с печалью наблюдаю, как продавшиеся-отдавшиеся отказываются от трудного, но достойного звания человека как «животного политического» и предпочитают стать просто «животными», которых пасет чужая воля политика или пастыря, причем эти бежавшие от интеллектуальной свободы пасомые сами себя рьяно убеждают, что догмы кнута – это и есть истина в последней инстанции, а кто их ставит под сомнение или не очень восторженно славит и тем более критикует, тот достоин ГУЛАГа или костра святой инквизиции.

Не буду называть фамилий, ведь некоторые могут одуматься и вернуться к самим себе, но, увы, многие уже убедили себя, что избранная ими партийная клетка-кормушка и есть их небо. Любой частник – изменник цели и цельности Бога, по образу и подобию Которого создан, хотя и уверяет, что его партийная или конфессиональная маска, подменившая его цельную субъектную личность, и есть истинное выражение его субъектности. К Правой Вере действительно можно придти от языка-народа, в котором родился, и от сопряженной с ним глубины Откровения, облеченной в одежды-обряды той или иной конфессии. Но отличить интеллектуальное самостояние от продажного в сущности служения можно по нетерпимости, свойственной тем, кто предал первозданную богочеловеческую свободу.


В избранное