Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Модернизация откладывается

Путин зарубил наши предложения по земле, о которых я сообщал в понедельник 14 июля 2008 года в заметке «Люди, земля и власть». Сопредседатель Союза землепользователей России «Наша земля» Александр Михайлович Никитин позвонил, от огорчения он не мог заснуть. На совещании у спикера Совета Федерации РФ и лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Михайловича Миронова он изложил суть проблем, обострившихся в последние годы в земельных отношениях (из-под ног русского мужика путем махинаций с бумажно-виртуальными «земельными паями» выдернули землю, а для простых россиян получение и оформление в собственность нескольких соток земли стало практически невозможным), - и вручил папку с нашими предложениями. Сергей Михайлович отнесся к делу ответственно, с пониманием. Он побывал на приеме у «национального лидера» и доложил вопрос. Речь шла о президентском указе по передаче в собственность граждан обрабатываемых ими земельных участков и запрещении махинаций с отчуждением «паев» до выделения их владельцам земли в натуре, а также о нескольких наших малюсеньких поправках в земельное законодательство. Путин ответил, что вмешиваться в земельные отношения нет необходимости, поскольку-де закон о «дачной амнистии» действует более-менее успешно, а с «паями» в спорных ситуациях пусть разбираются правоохранительные органы. Это означает, что нынешнее нетерпимое положение с землей будет усугубляться.

Путин хорошо понимает ситуацию, ему не откажешь в классовом чутье. Он понимает, что наделение самодостаточной собственностью низовых активных граждан – неотвратимо подтолкнет их политическую субъектизацию и соответственно рост их претензий к власти и требований поделиться ресурсами, осуществить демократизацию российской жизни. Если взрастет «критическая масса» экономически-самодостаточных и соответственно политически-субъектных низовых хозяев-собственников, то они в ходе национально-демократической борьбы вытеснят путинский компрадорско-неофеодальный режим. Поэтому Путин будет продолжать душить низовых собственников-предпринимателей.

Разумеется, опаснее для режима не сельские мелкие хозяева, а городские – малый и средний бизнес, национальный капитал. Путин под стандартную демагогию о поддержке низового предпринимательства и одновременно о необходимости «диктатуры закона» и борьбы с терроризмом и коррупцией бросил наше отечественное «третье сословие», прежде всего мелких и средних товаропроизводителей, на кормление неимоверно размножившихся силовиков и чиновников, захлестнул на его шее налоговую удавку. И, будучи выдающимся лицедеем, на встречах с предпринимателями приноровился Путин лить крокодиловы слезы и сочувствовать бизнесменам в их геройских усилиях вести дело. Но лицедейство – это одно, можно рукоплескать отличному актеру, а достоверные цифры и суровые факты ставят всё на свои места и более чем красноречивы. За годы правления Путина - низовой русский бизнес сократился вдвое!

Закон жанра и вообще утвердившейся обманно-демагогической политики – щедрые обещания скорых чудесных перемен, обильные благие намерения и посулы к 2020 году чуть ли не половину россиянцев ввести в «средний класс», сделать самодостаточными. Наблюдал, как лоховатые русские люди принимали эти слова за чистую монету, ожидаемое считали почти действительным, и плакали от счастья и славили Путина. А от моих трезвых оценок отмахивались – «Если ты против нашего «национального лидера», то ты против России!»

Особенно ликования усилились в последние месяцы, когда в связи с различными выборами и деликатным маневром «уйти формально с поста президента, но остаться неформальным «национальным лидером», удерживая в руках ключевые рычаги», - обещалки сыпались как из рога изобилия. Ведь слабые люди (а таких в каждом обществе, тем более в патологизированном типа нынешнего российского, - подавляющее большинство) страстно хотят им верить – как известно, «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Однако суровая реальность, надеюсь, кого-то отрезвит. Вот Ольга Лопатникова констатирует в заметке Малый бизнес просит больших льгот: «Деловая Россия» представила план спасения предприятий несырьевого сектора от массового разорения уже в этом году:

«К концу года 40% российских малых и средних предприятий может быть закрыта из-за низкой рентабельности. Об этом шла речь на деловом завтраке, который устроила в четверг /17 июля 2008 года/ для прессы и представителей некрупного бизнеса «Деловая Россия». Бизнес считает недостаточным для своего спасения «косметические» меры в виде ограничения числа и времени проверок, недостаточным даже снижение НДС и настаивает на радикальной перестройке экономики.

Представители «Деловой России» поделились своими мыслями о развитии малого и среднего предпринимательства в стране на ближайшую перспективу. Как выяснилось, радужных иллюзий бизнес-сообщество не испытывает. Так, председатель совета директоров компании «Юнитекс» Юрий Никонов рассказал, что около 40% предприятий несырьевого сектора в стране находится на грани закрытия, и вряд ли «дотянут» до конца года.

Как пояснил глава «Деловой России» Борис Титов, в июле прошлого года более 70% российских производителей половину зарплаты выплачивали по «серым» схемам. При этом из-за высокой конкуренции рентабельность таких компаний составляла 5–7%. Осенью фискальные органы активизировали работу, и в итоге почти все предприятия выплатили зарплату с учетом всей суммы НДС – 18%, и ЕСН – 27%. Это подтвердилось и ростом собранных налогов за 4 месяца 2008 года – НДС возрос на 53%, НДФЛ на 37,7%, ЕСН на 31%, НДПИ на 64%.

Однако по подсчетам аналитиков, рентабельность малых и средних предприятий из-за усиления администрирования уменьшилась за первые 4 месяца на 6–10%, что стало критичным для продолжения производства. Как следствие, импорт вырос в то же время на 42%.

«Теперь предприятия сокращают объемы производства и закрываются. Особенно это касается малого и среднего бизнеса», – сказал Титов.

«Расчеты показали, что, если до конца года Россия потеряет 40% своих производителей, то уменьшится выпуск продукции и собираемость налогов. А это рано или поздно потребует нового увеличения налоговых ставок», – добавил Никонов.

Мало того, как утверждает председатель совета директоров ОАО «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей Голубович, с осени можно ожидать ежемесячного падения производства в России на 5%.

Юрий Никонов указал, что больше всего сложностей испытывает именно средний, а не малый бизнес. Он не может сэкономить за счет упрощенной системы налогообложения или применить регрессивную ставку ЕСН. Никаких механизмов его поддержки пока не предусмотрено.

Кроме того, к частным предприятиям подобрался кадровый голод. С одной стороны, специалистов перетягивает металлургический и нефтеперерабатывающий комплекс, с их высокими зарплатами, с другой – госсектор.

С 1 декабря меняется система оплаты труда, а с нового года МРОТ вырастет до 4330 рублей, напомнил первый заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. Это еще больше отвлечет специалистов из реального сектора, поскольку малый и средний бизнес пока в этом смысле государству не конкурент. Пока же в стране и средний класс на 80% состоит из чиновников и работников крупных корпораций.

Депутат добавил, что к этим бедам добавилась и нехватка «длинных» ресурсов, и теперь компании находятся в судорожном поиске кредитов. О техническом перевооружении предприятий речь уже не идет.

Председатель совета директоров «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей Голубович, ссылаясь на данные аналитических исследований, показал, что в конце года можно ожидать значительного падения цен на нефть, и в таких условиях роль перерабатывающих отраслей особенно возрастает. Кроме того, именно сейчас стоило бы воспользоваться выгодной для России внешнеэкономической ситуацией, считает Борис Титов.

Пока инвесторы изымают деньги из фондовых рынков и ищут, куда их можно вложить, в стране можно было бы создать выгодные условия для привлечения капитала. Это и стимулирование конкурентной среды, и выгодные налоговые режимы, и совершенствование миграционного законодательства для привлечения зарубежных кадров, и многое другое.

«Минфин в этих условиях сохраняет свое мнение о том, что в России слишком быстро растет промышленный спрос, экономика перегрета, инвестиционная привлекательность в стране неоправданно большая, и надо сдерживать эти процессы», – сетует Титов.

Перегрев экономики вызывает инфляцию, и для ее сдерживания повышается ставка рефинансирования. Таким образом, должен снизиться промышленный спрос. Однако уже теперь ставка составляет 11%.

Бизнесмены утверждают, что в таких условиях производство становится невыгодным.

«Ограничение проверок, составление их реестра, устранение мелких недостатков в администрировании малого и среднего бизнеса – это косметические преобразования. Вопрос – в изменении модели развития экономики», – заявил глава «Деловой России».

Для этого предприниматели предлагают снизить налоговые и производственные издержки, установить банковские ставки ниже ставки рефинансирования ЦБ, а также урегулировать тарифы естественных монополий и провести налоговую амнистию для юридических лиц.

Соответствующее обращение они уже отправили премьеру Владимиру Путину.

В очередной раз предприниматели решили активно выступить за снижение НДС до 12%. «В этом вопросе мы надеемся на премьер-министра Владимира Путина, на поддержку администрации президента и Минэкономразвития, а также «Единой России», – признали бизнесмены.

Надо напомнить, что решение о снижении ставки налога на добавленную стоимость или отказе от этой меры будет принято 1 августа».

После рокировки «Путин – Медведев» неделя проходит за неделей, месяц за месяцем, и прежние надежды на скорое начало не виртуально-пиарной, а реальной модернизации постепенно развеиваются. Это неудивительно. Нужен напор снизу, чтобы на реальные модернизационные шаги решились привыкшие к шкурной безответственности верхи, которым, никто не станет отрицать, живется комфортно и уверенно при стабилизировавшемся неофеодализме. Зачем им взращивать своего могильщика в лице национального капитала, то есть низового мелкого и среднего предпринимателя, особенно производственника, если политика чётко проводится в интересах господствующего класса, в котором места для низовой субъектности нет.


В избранное